Способы изложения музыкальной темы

Основные признаки типов изложения музыкального произведения

Назовем основные признаки типов изложения.

Экспозиционный тип: тематическая яркость, индивидуализированность; устойчивость и относительная завершенность; тематическое, тональное и структурное единство; экономия выразительных средств.

Развивающий тип: неустойчивость, большое значение модулирования; тематическая фрагментарность (повторение и упорное секвенцирование небольших мотивов и фраз, вычленение и дробление), полифонические приемы, в особенности — имитации, тематические переклички.

Заключительный тип: господство одной тональности; утверждение тоники, кадансирование, «прощальные» регистровые и функционально-гармонические переклички; ряды дополнений, точная (по преимуществу) повторность устойчивых фрагментов темы; лаконизм изложения; ямбичность стоп как утверждение метрических устоев; нисходящие (в частности — хроматические) ходы мелодии; преодолеваемые тональные и образно-тематические нарушения; элементы тематического синтеза. В более широком смысле следует говорить не только о типах изложения, но и о типах тем, которые связаны с положением темы в форме. Либо созданная композитором тема сочинена с предварительным расчетом на определенное место в произведении (то есть, обладает изначальной предназначенностью к той или иной функции), либо для темы, непреднамеренно сочиненной, изыскивается соответствующее ее духу место.

Композитор рационально распределяет темы, или считаясь с уже заложенными в них приемами изложения, или усиливая, привнося эти приемы в процессе шлифовки. По степени замкнутости, по ширине развития, по характеру своего начального момента темы допускают деление примерно на те же категории, что и типы изложения.

Так, при всем разнообразии вступительных тем можно подметить свойственные многим черты, вытекающие из образно-драматургической их роли: подчеркнуть значительность предстоящих событий, призвать слушателя к мобилизации внимания. Черты эти таковы: медленное движение, избегание высокого регистра, выбор одной из крайних громкостно-динамических ступеней (либо большая сдержанность, затаенность, либо, наоборот, мощное провозглашение главного тезиса), сосредоточение внимания на унисонной линии.

Особый интерес представляют темы, появляющиеся вслед за главными (обычно, начальными). Они могут быть названы продолжающими темами и, в свою очередь, делятся на две разновидности. Первая разновидность с формальной точки зрения есть дополнение, но более широкое его значение — функция подтверждения (не в смысле прямой повторности основной темы, а как свидетельство важности прошедшего этапа, как демонстрация его прочности, устойчивости).

Источник

Развитие музыкальной темы

Музыкальная тема

Способы развития музыкальной темы

«Жизнь мелодии похоже на жизнь цветка. Цветок рождается из бутона, расцветает и наконец, умирает. Коротка жизнь цветка, но жизнь мелодии еще короче. За короткое время она успевает возникнуть из мотива, «расцвести» и завершиться…» З.Е. Осовицкая

Строение музыкальной темы похоже на строение разговорной речи. Как из слов образуются фразы, из фраз предложения, так и в мелодии, небольшие частицы – мотивы, объединяются во фразы.

Итак, музыкальная тема (мелодия)это построение, выражающее главную мысль произведения, являющееся основой для дальнейшего развития (музыкальный стержень, на котором строится все произведение).

Музыкальная тема может быть написана в форме предложения или периода:

Если разобрать строение темы, то можно увидеть определенную закономерность, например то, что сама тема состоит из фраз:

Фраза

Фраза

Фраза

Фраза

Итак,музыкальная фразаэто относительно завершенная часть мелодии.Фразу можно разбить на мотивы, обычно в одной фразе – два мотива:

1 мотив + 2 мотив = 1 фраза

и т.д.

Таким образом, музыкальный мотив – наименьший элемент музыкальной темы, короткая музыкальная мысль.

В музыкальном произведении может быть как одна, так и несколько музыкальных тем. В гомофонно-гармоническом складе, музыкальная тема может излагаться вместе с сопровождением. В полифонических произведениях (в сложной фуге) бывает 2 — 3 музыкальных тем которые излагаются одноголосно.

Развитие музыкальной темы

Музыкальная тема, излагаемая в начале произведения, занимает ведущее положение в музыкальном произведении. Каждая музыкальная тема на протяжении своего изложения изменяется полностью или частично. Развитие темы приводит к кульминации(от лат. «вершина») – самому напряженному моменту музыкального произведения, или его части.

Существует несколько приемов развития музыкальной темы: повторение, секвенция, вариационное развитие.

· Повторение— самый простой прием развития. Обычно он встречается в песнях, где одна и та же мелодия повторяется с разными словами (куплетная форма).

Ø М.И. Глинка романс «Сомнение»

· Секвенция (от лат. «следую») — прием развития, который основан на повторении темы на разной высоте, через одинаковый интервал, точно или приблизительно.

Ø П.И. Чайковский Вступление к опере «Евгений Онегин»

· Вариационное развитие – это тоже повторение, но видоизмененное, отличающееся от первого изложения темы. Изменениям могут подвергнуться все элементы музыкальной речи, из которых состоит тема.

Ø П.И. Чайковский Симфония №4, финал.

Вариационное развитие – один из старинных способов изменения музыкальной темы, и основной в народной музыке. Не удивительно, что в произведениях, написанных с использованием народных мелодий, композиторы выбирают именно этот способ развития темы.

Музыка без темы

Музыка без темы или без смысла, называется атематической. Примеры включают двенадцатитоновые или начальные атональные работы Арнольда Шёнберга, Антона Веберна и Альбана Берга.

А. Шёнберг как то сказал: «наполнение энтузиазмом освобождает музыку от кандалов тональности, и я решил, что буду искать дальнейшую свободу выражения. Я поверил, что теперь музыка может отречься от мотивированных представлений и оставаться когерентной и понятной тем не менее.» (Шёнберг, 1975 год).

Источник

Способы развития музыки. Материал для подготовки к уроку ученикам.
консультация по музыке (4 класс) на тему

Способы развития музыки. Материал для подготовки к уроку ученикам.

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_razvitiya_muzyki.docx 437.73 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Основные приёмы развития музыки.

Мы узнали, что тема занимает ведущее положение в музыкальном произведении. И не только благодаря запоминающейся мелодии или яркому образу, но и способности к развитию ( изменению). Каждая музыкальная тема на протяжении своего изложения изменяется полностью или частично. Развитие темы приводит к кульминации (от лат. «вершина») – самому напряженному моменту музыкального произведения, или его части . Существует несколько приемов развития музыкальной темы: повторение, секвенция, вариационное развитие, имитация.

Самый простой прием развития – повторение . Обычно он встречается в песнях, где одна и та же мелодия повторяется с разными словами. На повторении основана и секвенция (от лат. «следую») — прием развития, который усложнен тем, что тема повторяется на разной высоте, через одинаковый интервал, точно или приблизительно.

Прослушаем фрагмент симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада» (1888) . Эта музыка программная. Всем хорошо известны арабские сказки «1000 и одна ночь». Но Римский-Корсаков еще предваряет симфоническую сюиту программой: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин дал зарок казнить каждую из жен после первой брачной ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».

Две важные музыкальные темы открывают произведение: Тема Шахриара и Тема Шехеразады – они контрастны. Подберем эпитеты для каждой из них. Развертывание Темы Шехеразады плавно подводит нас к следующей теме – «Море». Мы легко узнаем, откуда она «выросла» — из Темы Шахриара. Тема Моря звучит сначала очень широко, неторопливо, покачиваясь. Постепенно характер темы меняется, представляется, что на море поднимаются волны, они все выше и выше, и вот разражается настоящая буря. Этот эффект достигнут при помощи секвенции – Тема Моря с каждым разом звучит все выше, благодаря этому и нарастет напряжение.

Развитие музыкальной темы.

Вариационное развитие – это тоже повторение, но видоизмененное, отличающееся от первого изложения темы. Изменениям могут подвергнуться все элементы музыкальной речи, из которых состоит тема. Вариационное развитие – один из старинных способов изменения музыкальной темы, и основной в народной музыке. Не удивительно, что в произведениях, написанных с использованием народных мелодий, композиторы выбирают именно этот способ развития темы.

Прослушаем фрагмент Симфонической фантазии «Камаринская» М. И. Глинки (1848) . Здесь звучат две русские народные темы. Первая – свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», а вторая – плясовая «Камаринская». Вариационное развитие помогает Глинке приблизиться к особенностям исполнения народных мелодий. Например, часто русские народные песни начинаются с одноголосного запева, к которому постепенно добавляются голоса, варьирующие основную мелодию. Так и первая тема «Камаринской» излагается сначала одноголосно. Потом к ней добавляются новые тембры различных инструментов, пока не вступает весь оркестр. Плясовая тема также первый раз звучит одноголосно. Ее развитие напоминает разудалую народную пляску, в которой танцоры стараются удивить нас все новыми и новыми «коленцами». Наступает даже такой момент, когда композитор вообще убирает мелодию, оставляя только аккомпанемент. Но плясовая тема уже врезалась в нашу память, и нам кажется, что она продолжает звучать. Удивительнее всего переходы между темами – совершенно различные контрастные первоначально темы после развития совершенно естественно соединяются одна с другой.

В финале (4 части) 4 симфония П. И. Чайковского (1877). К омпозитор тоже использует русскую народную песню. Она настолько известна, что не нуждается в напоминании. Мы ее, конечно, узнали. Для ее развития композитор также пользуется вариационным способом развития.

Вариационное развитие помогает раскрыть музыкальную тему по-новому, более полно, с разных сторон, и это очень обогащает звучание.

Источник

Способы изложения музыкальной темы

В музыкальном произведении каждая часть имеет свое назначение или функцию в форме. Например, одна часть может служить вступлением, другая – изложением основной мысли и т. д.

Шесть основных функций частей в форме:

1. Изложение (экспозиция) темы или ряда тем, т. е. их первоначальное проведение. Обычно это первое построение в произведении, где звучит материал, неоднократно повторяющийся впоследствии.

2. Связующая часть между какими-либо основными частями формы, между изложением различных тем. Значительной весомости не имеет.

3. Середина, или средняя часть – построение, расположенное между двумя сходными частями. Оно развивает предыдущий материал, но более весомо и самостоятельно по значению, чем связка. Частный случай середины – разработка.

4. Реприза – повторное проведение темы (или ряда тем) после нового раздела (новой темы, разработки прежних тем). Реприза имеет завершающее значение для всей формы или ее части.

5. Дополнение, или заключительное построение всей формы или ее части. Если завершающее построение замыкает часть формы, то оно называется дополнением. Если оно помещено в самом конце формы и значительно по масштабам, то называется кодой.

6. Вступление ко всей форме или ее части. Вступление предваряет основной тематизм и в большинстве случаев по смысловому значению не играет важной роли в произведении.

Функция того или иного построения в форме чаще всего связана с характерными чертами в мелодии, гармонии, фактуре и строении. Совокупность этих черт и образует тип изложения, или конкретный звуковой «облик» построений.

Основные типы изложения: экспозиционный, развивающий (синонимы – разработочный, серединный) и заключительный.

Экспозиционный тип изложения (ЭТИ) связан с первоначальным показом темы и ее репризным повторением. Для него характерно равновесие динамики и статики. Черты ЭТИ:

— структурная завершенность (там, где есть ЭТИ – там есть период);

— яркий тематизм, полное проведение темы, тематическое единство;

— равновесие между устойчивыми и неустойчивыми гармониями, наличие тонального центра, равномерное распределение полных и половинных кадансов, умеренное использование отклонений и модуляций.

ЭТИ имеет ведущее, основополагающее значение для изложения тематического материала и может самостоятельно использоваться в отдельном произведении (многие прелюдии Скрябина, Шопена) Чаще всего ЭТИ встречается в начальных периодах многих форм.

Развивающий тип изложения (РТИ) создает ощущение «текучести» музыкальной ткани, преобладания развития над изложением. Черты РТИ:

— отсутствие четких законченных структур, преобладание динамического развития (дробление на короткие фразы и мотивы, остинатность фигур);

— нет полного проведения ярких оформленных тем, вместо них – вычлененные мотивы или «общие формы движения»;

— ладогармоническая неустойчивость, обилие диссонирующих аккордов, секвенций, отклонений, эллиптических оборотов и т. д., отсутствие кадансов, за исключением прерванных, избегание главной тональности и ее тоники.

Примеры РТИ – в серединных построениях трехчастных форм (П, Чайковский. «Баба-Яга» из «Детского альбома»), разработках классических сонатных форм (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен).

Частным случаем РТИ является предыктовый тип изложения (ПТИ). Отличительной особенностью его являются ладогармонические черты: нагнетание напряжения путем упорного повторения неустойчивых гармоний, использование доминантового органного пункта (реже – на других неустойчивых ступенях). Все эти средства подготавливают и делают необходимым переход к репризе и главной тональности. Примеры предыктов: Р. Вагнер. Вступление к «Золоту Рейна», Л. Бетховен. Соната № 8,ч.I, предыкт к репризе.

Заключительный тип изложения (ЗТИ) создает впечатление статики, неизменности, «топтания» на месте. Здесь повторность преобладает над обновлением (т. е. господствуют точные, буквальные повторения), и расчлененность над цельностью, связностью.

— нетипичность яркого тематизма, ощущение недостатка мелодического дыхания;

-господство ладогармонической неустойчивости, подчёркивание тоники часто с тоническим органным пунктом, повышенное значение субдоминантовых аккордов; отсутствие модуляций, отклонений (за исключением – в S сторону); обильное использование полных кадансовых оборотов;

— масштабные структуры чаще связаны с прогрессирующим дроблением (4 4 2 2 1 1), создающим эффект «мельчания» построений, реже используются другие структуры.

Образцы ЗТИ можно встретить в дополнениях периодов (Ф. Шопен. Прелюдия № 6 h-moll), в заключительных партиях сонатных форм (Л. Бетховен. Соната № 1, ч. I, последние 8 тактов экспозиции), в кодах (П. Чайковский. «Осеняя песнь» из «Времен года» – последние 7 тактов).

Тема, мотив, фраза. Приемы тематического развития.

Тема – это музыкальная мысль, имеющая основное значение для произведения или его части.

Основа темы – мелодия, поддерживаемая ритмическими, гармоническими, фактурными и другими музыкально-выразительными средствами.

Масштабы тем в музыке различны: от нескольких звуков в фугах до простых 2х- и 3хчастных форм в вариациях и рондо.

По внутреннему строению темы делятся на контрастные и однородные. Контрастная тема основана, как правило, на 2х контрастных элементах (мотивах, фразах и т. д.) – например: Бетховен. Соната № 5, ч. I, Гп. Неконтрастная тема однородна, едина (Моцарт. Симфония № 40 g-moll, ч. I, Гп).

Тематический материал основан на теме и развивает ее интонации. Нетематический материал не имеет тематического значения (пассажи, фигурации и т. д.).

Мотив – составной элемент темы, наименьший по смыслу и выразительности. Обычно мотив связан с одной сильной долей. Из повторений одного мотива или сочетаний разных мотивов складываются фразы, предложения, периоды.

Фраза – более крупный, чем мотив, смысловой элемент музыки. Обычно фраза состоит из 2х – 3х – 4х мотивов. Встречаются фразы условно делимые или целые, неделимые.

Приемы тематического развития

В различных частях формы применяются следующие принципы развития:

Повторность может быть буквальной, или точной. Измененная повторность применяется в виде секвенции, имитации, варьирования (изменение интервалики, ритма и т. д.).

Разработка – вычленение отдельных элементов темы (мотивов, фраз) в самостоятельное развитие, т. е. разрушается цельность темы.

Сопоставление означает появление за темой нового контрастного материала с переходом или без него.

Свободное развертывание – развитие без явной ритмической повторности в крупных масштабах, без контрастов и разработки, но сохраняющее единство (например, русская протяжная песня).

Репризность – точная или видоизмененная повторность, где утверждается основная мысль произведения.

МТС – наиболее типовые формы объединения мотивов и фраз в тему, период, простые формы.

Основные МТС: периодичность,

дробление с замыканием.

Периодичность означает точную или видоизмененную повторность мотивов и фраз. Это самый простой и распространенный вид структуры. Если тематическую основу мотива, фразы, обозначить буквами, то схема периодичности а + а + а или а + а1 + а2. Тактовая схема 1 + 1 + 1 …

Пример: русская народная песня «Идет коза» с схемой:

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2

Разновидностью периодичность является парная периодичность, где за повторением одного мотива или фразы следует повторение другого. Структура очень распространена в русских народных песнях. Например: «Как по морю» со схемой а + а + b + b

Суммирование – структура, в которой за двумя сходными мотивами или фразами следует построение, по масштабам равное их сумме, но цельное и неделимое. Например: русская народная песня «Эй, ухнем!»

Дробление – структура, противоположная суммированию. Здесь за цельной и слитной фразой следуют короткие мотивы, обычно вычлененные из нее.

Пример: Бизе. Куплеты Тореадора – ab + a1 + a2

Дробление с замыканием – одна из самых сложных и логичных структур. Сначала в ней происходит дробление, а затем объединение. Структура наглядно демонстрирует основные этапы развития мысли:

  1. изложение основного зерна;
  2. закрепление его;
  3. развитие (дробление);
  4. замыкание.

Например: Бетховен. Соната № 1, ч. I, Гп:

Как разновидности основных структур встречаются:

прогрессирующее суммирование (1 + 2 + 3 + 4 …) и

прогрессирующее дробление (4 + 4 + 2 + 2 + 1 + 1 …).

Выразительные средства музыки и их роль в формообразовании

К выразительным средствам музыки относятся мелодия, гармония, метроритм, фактура, динамика, тембр и т. д. Каждое из них играет свою роль в форме. Совместное действие средств выразительности создает индивидуальный облик произведения, его неповторимость.

Мелодия (от греч. – напев, песня) – музыкальная мысль, выраженная одноголосно. В одноголосии мелодия составляет всю музыку. В гомофонной музыке это главный голос. В полифонии возникает своеобразный ансамбль мелодий. Мелодические обороты, подобно речевым интонациям, могут приобретать характер восклицания, утверждения, вопроса, вздоха в зависимости от конкретных условий или контекста. Мелодические интонации складываются в линию или рисунок, чаще всего имеющий волнообразный рельеф. В создании мелодии участвуют следующие типы мелодического движения:

— плавное поступенное (по секундам и терциям);

— скачкообразное (от кварты и далее);

— горизонтальное (повторение одного звука);

— вершина-источник (начало с самого высокого звука);

— вершина-горизонт (окончание самым высоким звуком);

— скрытая полифония (как бы «расщепление» мелодии на два голоса);

Мелодия приобретает индивидуальность благодаря ладогармонической стороне. Суть формообразующей роли мелодии состоит в том, что из различных типов мелодического движения складываются мелодические волны разной протяженности: от мотива, фразы до более крупных построений.

Кульминация в мелодии – точка наивысшего напряжения. Кульминация обычно находится ближе к концу построения, в третьей четверти формы, называемой «точкой золотого сечения». Возможно присутствие в одном произведении нескольких кульминаций. Если кульминация относится к какому-либо разделу или части формы, то называется местной, или частной. Главная кульминация всей формы, как правило, яркая и более весомая, поэтому называется генеральной.

Кульминация может вводиться внезапно или подготавливаться предыдущим развитием (крещендо, восходящее движение мелодии, учащение пульсации и т. д.). Обычно средства кульминации следующие: самый высокий звук, яркая динамика, неустойчивая гармония, метроритмическое подчеркивание.

Необходимо помнить, что кульминация должна быть прежде всего смысловой. Иногда встречаются бескульминационные мелодии.

Роль гармонии в форме проявляется двояко: как красочных созвучий и как соотношения определенных функций.

Тоника выражает состояние покоя, устойчивости. Любой другой аккорд неустойчив. Аккорды, вступая в соотношения, создают чередование напряжения и разрежения. Например: в начальных и репризных разделах преобладает опора на тоническую гармонию, а в серединных и развивающих разделах – на неустойчивую гармонию. Часто тональность представлена формулой T – S – D – T, которая вмещается в рамки мотива, фразы, предложения.

Кроме соседствующих гармоний, функции взаимодействуют на расстоянии, скрепляя построения. Например, D серединной каденции как бы разрешается в Т заключительной каденции. Наконец, тональности разных построений группируются вокруг главной тональности подобно неустойчивым ступеням по отношению к Т. Т – D соотношение частей активное, динамичное (например, главная партия и побочная партия в сонатной форме). Т – S соотношение носит характер сопоставления, оттенения (например – I часть и трио в сложной трехчастной форме).

В отклонениях наиболее динамичным считается тональное движение по 4, 2, менее активным – по 3.

Ритм (греч. – течение, упорядоченное движение) – организованная последовательность длительностей звуков. Подобно мелодии, он складывается из различных типов ритмического движения, образуя своеобразный рисунок.

Наиболее типизированные рисунки:

— равномерный ритм – Q Q , QA AZ QA AZ

— ритм «дробления» – Q QA AZ , QAQSQ

— ритм «суммирования» – QA AZ Q , QSQAQ

— пунктирный ритм – Q. e , QA.I

— обращенный пунктирный ритм («хромающий») – e Q. QSA AAQ.

— чередование дуолей и триолей – QA AZ QA ZpA Z

Метр (греч. – мера) – организатор ритма. Он упорядочивает ритмические соотношения. Системное чередование сильных и слабых долей свойственно для регулярной, или строгой акцентной метрики (гомофонно-гармонический стиль). Нерегулярная, или свободная метрика не соблюдает периодическую смену сильных и слабых долей (например, в русских народных песнях, былинах происходит частая смена размера).

Вокруг сильных долей группируются слабые. Так складываются мотивы, фразы и т. д. Кроме того, отдельные такты могут относиться друг к другу как доли условного большого такта, т. е. быть тяжелыми или легкими. Такой большой такт называется метрическим, а входящие в него обыкновенные такты – графическими. Например, в прелюдии № 20 Ф.
Шопена один метрический такт равен двум графическим.

Основа выразительности метра в том, что двухдольность создает четкость и ясность членения (марш и т. д.), а трехдольность – плавность, закругленность (вальс и др.).

Фактура (от лат. – сделанное), иначе – склад, изложение звуковой ткани музыкального произведения. Звуковая ткань складывается из голосов, взаимодействующих по вертикали.

Основные компоненты фактуры:

— главный мелодический голос (с возможным удвоением);

— голоса, выдерживающие звуки гармонии, органные пункты;

— голоса, подчеркивающие какую-либо ритмическую формулу;

— контрапунктирующие голоса (контраст, имитация, подголоски и др.);

Различают четыре основных вида фактуры:

Монодический склад – это одноголосие (унисон или с октавным удвоением). Например – сольные инструментальные произведения; сольные вокальные произведения или эпизоды в операх и симфонических сочинениях (Бородин. Симфония № 2, ч. I, Гп).

Полифонический склад – многоголосие, в котором голоса равноправны. Основные виды полифонии – имитационная и неимитационная. В имитационной полифонии все голоса исполняют одну мелодию или ее варианты со сдвигом во времени (по горизонтали). Неимитационная полифония может быть контрастной (одновременное сочетание разных мелодий) и подголосочной (варианты одной мелодии в разных голосах одновременно).

Аккордовый склад – чередование ритмически однородных аккордов. Такая фактура встречается в хоралах, поэтому ее иначе называют хоральной.

Гомофонный склад – сочетание солирующего голоса с сопровождением. Минимальное количество голосов – два. Главный голос может быть не только в мелодии, но и в среднем или басовом голосах. Бас обычно обособлен от средних голосов, поэтому складывается как бы «трехэтажность» общей фактуры: бас – середина – главный голос. Бас и средние голоса могут быть фигурированы (мелодически или ритмически).

Кроме основных типов фактуры встречается множество вариантов их смешения.

Смена фактуры в произведении создает контрасты, означая начало новой темы или нового раздела, или перелома в развитии.

Источник

Читайте также:  Способ первичной регистрации хозяйственных операций который осуществляется
Оцените статью
Разные способы