Способы изложения материала рассуждении

Способы изложения материала рассуждении

оБЙВПМЕЕ ПВЭЕЕ ФТЕВПЧБОЙЕ, ПРТЕДЕМСАЭЕЕ УРЕГЙЖЙЛХ ЙЪМПЦЕОЙС Ч ДЕМПЧЩИ, ОБХЮОЩИ Й РХВМЙГЙУФЙЮЕУЛЙИ ФЕЛУФБИ, ЪБЛМАЮБЕФУС Ч УМЕДХАЭЕН: ЙЪМПЦЕОЙЕ ДПМЦОП ЧЕУФЙУШ РП ЮЕФЛП РТПДХНБООПНХ РМБОХ — ОЙ Ч ПВЭЕН РМБОЕ ЙЪМПЦЕОЙС, ОЙ Ч РЕТЕИПДБИ ПФ ПДОПК ЮБУФЙ Л ДТХЗПК, ОЙ Ч ПФДЕМШОЩИ ЖПТНХМЙТПЧЛБИ ОЕ ДПМЦОЩ ОБТХЫБФШУС ЪБЛПОЩ МПЗЙЛЙ.

рП УРПУПВХ ЙЪМПЦЕОЙС РТЙОСФП ЧЩДЕМСФШ ФТЙ ЧЙДБ ФЕЛУФПЧ: РПЧЕУФЧПЧБОЙЕ, ПРЙУБОЙЕ, ТБУУХЦДЕОЙЕ.

ч РПЧЕУФЧПЧБОЙЙ ТБУУЛБЪЩЧБЕФУС П УПВЩФЙСИ (ЖБЛФБИ ПВЭЕУФЧЕООПК ЦЙЪОЙ, РПУФХРЛБИ МАДЕК, СЧМЕОЙСИ РТЙТПДЩ Й Ф.Д.) Ч ФПК ИТПОПМПЗЙЮЕУЛПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ, Ч ЛПФПТПК ПОЙ РТПЙУИПДЙМЙ Ч ТЕБМШОПК ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ. рПЧЕУФЧПЧБОЙЕ, ЛБЛ ФЙР ЙЪМПЦЕОЙС, ЫЙТПЛП ЙУРПМШЪХЕФУС Ч ФБЛЙИ УМХЦЕВОЩИ ДПЛХНЕОФБИ, ЛБЛ: БЧФПВЙПЗТБЖЙС, ОЕЛПФПТЩЕ ЧЙДЩ РТПФПЛПМПЧ Й ПФЮЕФПЧ, ЙОЖПТНБГЙПООЩЕ УППВЭЕОЙС Й ЪБНЕФЛЙ Й Ф.Д.

ч ПРЙУБОЙЙ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС СЧМЕОЙЕ (РТЕДНЕФ, МЙГП, УПВЩФЙЕ) РХФЕН РЕТЕЮЙУМЕОЙС ЕЗП РТЙЪОБЛПЧ, УЧПКУФЧ, ПУПВЕООПУФЕК. юБУФЙ ФЕЛУФБ, ТБУЛТЩЧБАЭЙЕ ФЕ ЙМЙ ЙОЩЕ УФПТПОЩ РТЕДНЕФБ, СЧМСАФУС ЬМЕНЕОФБНЙ ПРЙУБОЙС. пВЩЮОП ПРЙУБОЙЕ ЧЛМАЮБЕФ Ч УЕВС Й ПВЭХА ИБТБЛФЕТЙУФЙЛХ СЧМЕОЙС, ЛПФПТБС ЛПОЛТЕФЙЪЙТХЕФУС Й ПВПУОПЧЩЧБЕФУС ЬМЕНЕОФБНЙ ПРЙУБОЙС. пРЙУБФЕМШОПЕ ЙЪМПЦЕОЙЕ НПЦОП ЧУФТЕФЙФШ РТБЛФЙЮЕУЛЙ Ч МАВПН УМХЦЕВОПН ДПЛХНЕОФЕ — ПФЮЕФЕ, БЛФЕ, РТЙЛБЪЕ, РПУФБОПЧМЕОЙЙ Й Ф.Д.

ч ФЕЛУФЕ, ОБЪЩЧБЕНПН ТБУУХЦДЕОЙЕН, МПЗЙЮЕУЛЙ РПУМЕДПЧБФЕМШОЩК ТСД ПРТЕДЕМЕОЙК, УХЦДЕОЙК Й ХНПЪБЛМАЮЕОЙК ТБУЛТЩЧБЕФ ЧОХФТЕООАА УЧСЪШ СЧМЕОЙК Й, ЛБЛ РТБЧЙМП, ДПЛБЪЩЧБЕФ ПРТЕДЕМЕООПЕ РПМПЦЕОЙЕ.

ч ФЕЛУФБИ ДПЛХНЕОФПЧ НПЗХФ ЧУФТЕФЙФШУС ТБЪМЙЮОЩЕ ЧЙДЩ ТБУУХЦДЕОЙК: ПУОПЧБООЩЕ ОБ ХУФБОПЧМЕОЙЙ ХУМПЧОП-ХУФХРЙФЕМШОЩИ УЧСЪЕК, УТБЧОЕОЙЙ, УПРПУФБЧМЕОЙЙ ЖБЛФПЧ, РТЕДНЕФПЧ, УПВЩФЙК; ТБУЛТЩЧБАЭЙЕ УНЩУМ РПОСФЙС ЙМЙ УХЦДЕОЙС Й ДТ.

дПЛХНЕОФЩ УМПЦОПЗП УПУФБЧБ, ЛБЛ РТБЧЙМП, РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК ФЕЛУФЩ УНЕЫБООЩИ ФЙРПЧ. ч УМХЦЕВОЩИ ДПЛХНЕОФБИ РПЧЕУФЧПЧБОЙЕ, ПРЙУБОЙЕ Й ТБУУХЦДЕОЙЕ ПЮЕОШ ЮБУФП ДПРПМОСАФ ПДОП ДТХЗПЕ. рПЬФПНХ УПУФБЧЙФЕМА Й ТЕДБЛФПТХ ДПЛХНЕОФПЧ ЧБЦОП ЪОБФШ ФТЕВПЧБОЙС, РТЕДЯСЧМСЕНЩЕ Л ЛБЦДПНХ ФЙРХ ЙЪМПЦЕОЙС НБФЕТЙБМБ.

1. ч РПЧЕУФЧПЧБОЙЙ ЧБЦОП ЧЩДЕМЙФШ ХЪМПЧЩЕ УПВЩФЙС, ОБЙВПМЕЕ УХЭЕУФЧЕООЩЕ ЖБЛФЩ Й ДЕФБМЙ. рТЙ ЬФПН УМЕДХЕФ ХЮЙФЩЧБФШ, ЮФП РТПФСЦЕООПУФШ УПВЩФЙС ЧП ЧТЕНЕОЙ Й УФЕРЕОШ ЕЗП ЧБЦОПУФЙ ОЕ ЧУЕЗДБ ОБИПДСФУС Ч РТСНПК УЧСЪЙ. оБРТЙНЕТ, ЧЩУФХРМЕОЙЕ ОБ УПВТБОЙЙ НПЦЕФ ВЩФШ НОПЗПУМПЧОЩН, ОП НБМПУПДЕТЦБФЕМШОЩН Й, ОБРТПФЙЧ, МБЛПОЙЮОЩН, ОП ЧЕУШНБ ЕНЛЙН РП УНЩУМХ.

рПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ЙЪМПЦЕОЙС Ч РПЧЕУФЧПЧБОЙЙ РПДЮЙОСЕФУС ИТПОПМПЗЙЮЕУЛПНХ РТЙОГЙРХ. пФУФХРМЕОЙЕ ПФ ЬФПЗП РТЙОГЙРБ ЧПЪНПЦОП, ОБРТЙНЕТ, ЛПЗДБ ОЕПВИПДЙНП РПДЮЕТЛОХФШ ЪБЧЙУЙНПУФШ ТБЪЯЕДЙОЕООЩИ ЧП ЧТЕНЕОЙ, ОП ЧОХФТЕООЕ УЧСЪБООЩИ СЧМЕОЙК. пДОБЛП ФБЛЙЕ ПФУФХРМЕОЙС ДПМЦОЩ ВЩФШ МПЗЙЮЕУЛЙ ПРТБЧДБООЩНЙ, НПФЙЧЙТПЧБООЩНЙ УПДЕТЦБОЙЕН ФЕЛУФБ.

2. тБВПФБС ОБД ФЕЛУФПН, УПДЕТЦБЭЙН ПРЙУБОЙЕ, УМЕДХЕФ ПВТБЭБФШ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФП, ЮФПВЩ ЬМЕНЕОФЩ ПРЙУБОЙС ТБУЛТЩЧБМЙ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЧБЦОЩЕ РТЙЪОБЛЙ РТЕДНЕФБ. ьМЕНЕОФЩ ПРЙУБОЙС РТЙОСФП ТБУРПМБЗБФШ Ч РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ, ЛПФПТБС УБНБ ХЛБЪЩЧБЕФ ОБ УФЕРЕОШ ЧБЦОПУФЙ РЕТЕЮЙУМСЕНЩИ РТЙЪОБЛПЧ: Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ПВЩЮОП ТБУУНБФТЙЧБЕФУС ФП, ЮФП ОБЙВПМЕЕ УХЭЕУФЧЕООП Ч ДБООЩК НПНЕОФ Й Ч ДБООЩИ ХУМПЧЙСИ. оБРТЙНЕТ, ТЕЛПНЕОДХС ТБВПФОЙЛБ ОБ ОПЧХА ДПМЦОПУФШ, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, ОХЦОП ПФНЕФЙФШ ХТПЧЕОШ ЕЗП РТПЖЕУУЙПОБМШОПК РПДЗПФПЧЛЙ, ЙОЙГЙБФЙЧОПУФШ Й УБНПУФПСФЕМШОПУФШ Ч РТЙОСФЙЙ ТЕЫЕОЙК, БЛФЙЧОПУФШ Ч ПВЭЕУФЧЕООПК ЦЙЪОЙ Й Ф.Д. фБЛЙЕ ЦЕ РТЙЪОБЛЙ, ЛБЛ МЙЮОЩЕ УЛМПООПУФЙ, ХЧМЕЮЕОЙС Й Ф.Р., ЧРПМОЕ НПЗХФ ВЩФШ ЙМЙ ЧППВЭЕ ПУФБЧМЕОЩ ВЕЪ ЧОЙНБОЙС, ЙМЙ ТБУУНБФТЙЧБФШУС Ч РПУМЕДОАА ПЮЕТЕДШ. пДОБЛП, ЛПЗДБ ТЕЮШ РПКДЕФ, ОБРТЙНЕТ, П РТЙОСФЙЙ Ч ЛПНБОДХ ВБУЛЕФВПМЙУФПЧ ОПЧПЗП ЙЗТПЛБ, РЕТЧЩНЙ ЧПРТПУБНЙ, ЛПФПТЩЕ ЪБДБДХФ ФТЕОЕТЩ ЬФПК ЛПНБОДЩ, ВХДХФ ФБЛЙЕ: ЛБЛПЧ ЧПЪТБУФ ЬФПЗП ЙЗТПЛБ? тПУФ? чЕУ? рТЩЗХЮЕУФШ? й Ф.Д. тБУРПМПЦЕОЙЕ УЧЕДЕОЙК Ч РПТСДЛЕ ЙИ ЧБЦОПУФЙ РПЪЧПМСЕФ ЮЙФБФЕМА ЙМЙ УМХЫБФЕМА ВЩУФТЕЕ УПУФБЧЙФШ ПВЭЕЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П РТЕДНЕФЕ.

3. ч ТБУУХЦДЕОЙЙ ПВЩЮОП ЮФП-МЙВП ПВПУОПЧЩЧБЕФУС, ДПЛБЪЩЧБЕФУС. йНЕООП Ч ТБУУХЦДЕОЙЙ ОБИПДЙФ УЧПЕ ЧПРМПЭЕОЙЕ ФБЛБС МПЗЙЮЕУЛБС ЖПТНБ НЩУМЙ, ЛБЛ ДПЛБЪБФЕМШУФЧП. рПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ЙЪМПЦЕОЙС НБФЕТЙБМБ Ч ТБУУХЦДЕОЙЙ ПВЩЮОП ПРТЕДЕМСЕФУС УФТХЛФХТПК ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ.

тБЪМЙЮБАФ ДЧБ ПУОПЧОЩИ ЧЙДБ ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ:

— ДЕДХЛФЙЧОПЕ, Ч ЛПФПТПН НЩУМШ ТБЪЧЙЧБЕФУС ПФ ПВЭЙИ ТБУУХЦДЕОЙК Л ЮБУФОЩН ЧЩЧПДБН;

— ЙОДХЛФЙЧОПЕ, Ч ЛПФПТПН НЩУМШ ДЧЙЦЕФУС ПФ ПФДЕМШОЩИ ЖБЛФПЧ Л ПВПВЭЕОЙА. бОБМПЗЙЮОЩН НПЦЕФ ВЩФШ Й РПТСДПЛ ЙЪМПЦЕОЙС НБФЕТЙБМБ Ч ТБУУХЦДЕОЙЙ.

Источник

Способы изложения текста

Риторические приемы вступления, образность научных текстов, речь по заранее написанному тексту. Способы его изложения с применением индуктивного, дедуктивного методов. Использование метода аналогии, концентрического, ступенчатого, исторического методов.

Рубрика Разное
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.12.2016
Размер файла 17,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Размещено на http://allbest.ru

Способы изложения речи

Введение

риторический текст изложение

«Риторика — искусство хорошего выражения, а истина ли выражена или ложь, это уже не так существенно.» У.Эко[Умберто Эко- итальянский учёный, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры, литературный критик, писатель, публицист. ]

Выявление таких единиц текста, как высказывание и межфразовое единство, дает представление о формально-грамматическом (синтаксическом) строении текста. Однако текст как единица прежде всего информативная и коммуникативная нуждается и в характеристиках своего строения в ином плане — функциональном, смысловом. Функция и смысл, а не синтаксические структуры создают характерологические признаки текста. Поэтому возникает необходимость обратить внимание на способы изложения материала в тексте, причем обязательно соотносительно с характером текстовой информации.

Читайте также:  Способы защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного характера это

1. Способы изложения текста

риторический текст изложение

1. Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему, к обобщениям и выводам.

2. Дедуктивный — изложение от общего положения к частным, объясняющим смысл общего конкретными примерами, фактами.

3. Метод аналогии — сопоставление (параллель) различных явлений, событий, фактов, обычно новое сопоставляют с уже известным.

4. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, автор переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

5. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим.

6. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в чем-то с течением времени.

1.1Индуктивный метод

Индукция — это движение мысли от частного к общему, от знания единичных или частных фактов к знанию общего правила, к обобщению. Композициционно индуктивное рассуждение строится следующим образом: во вступлении определяется цель исследования; в основной части излагаются накопленные факты, рассказывается о технологии их получения, проводят анализ, сравнение и синтез полученного материала; на основании полученных результатов делаются выводы, устанавливаются закономерности, определяются свойства какого-либо объекта, признаки того или иного процесса и т. п. Индуктивное рассуждение активно используется в научных сообщениях, монографиях, квалификационных работах, научных отчетах.

Изложение на основе проблемного принципа — разновидность индуктивного метода. Оно предполагает выстраивание определенной последовательности проблем, исследуя (рассматривая) которые, автор может прийти к теоретическим обобщениям, формулированию правил и закономерностей. В ходе лекции, доклада, в процессе написания монографии, статьи, дипломного проекта, диссертации автор формулирует ту или иную проблему и предлагает ряд возможных путей ее решения (исследования). Выбрав оптимальный путь, автор подробно анализирует проблему (вскрывает ее внутренние противоречия, приводит данные, подтверждающие высказанные предположения, аргументированно опровергает другие точки зрения, не состоятельные, по мнению автора).

Метод аналогии (умозаключение по аналогии) основывается на следующем посыле: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Умозаключения по аналогии имеют вероятностный, приблизительный характер. Этим можно объяснить их меньшую распространенность в жанрах собственно научного стиля речи.

При анализе логико-композиционной структуры текстов небольшого объема обращают внимание на место обобщающего смыслового блока в их структуре. В зависимости от позиции обобщающего блока выделяют пять типов текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) и имплицитные (традуктивные) структуры.

В текстах, имеющих индуктивную структуру, обобщение расположено в конце, изложение информации идет от частного к общему. Тексты с дедуктивной структурой начинаются с обобщения. Далее в тексте конкретизируется, объясняется или доказывается ключевое положение. В текстах с рамочной структурой выделяют два фокуса: первый — обобщение, с которого начинается изложение (оно детализируется или развивается на материале частных положений), второй -обобщение информации в конце текста. В текстах со стержневой структурой изложение начинается с частных положений, за ними следует обобщение, которое затем уточняется и конкретизируется. В тексте, имеющем имплицитную структуру, обобщающий блок отсутствует (вербально он не выражен): предполагается, что читающий способен прийти к выводу, заключению или обобщению самостоятельно. Ведущими типами в научной речи считаются дедуктивный и дедуктивно-индуктивный.

1.2 Дедуктивный метод

Дедукция — это движение мысли от общего к частному. Дедуктивный метод изложения материала используется тогда, когда необходимо рассмотреть какое-то явление на основании уже известного положения или закона и сделать необходимые выводы. Дедуктивное рассуждение включает следующие этапы:

1) выдвижение тезиса (от греч. thesis — положение, истинность которого должна быть доказана) или гипотезы;

2) развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство истинности или опровержение, с использованием таких аргументов, как толкование тезиса, ссылки на мнения авторитетов, доказательство от противного, приведение фактов и примеров, сравнения;

3) формирование выводов и предложений.

Дедуктивный метод изложения широко используется в теоретических статьях, научных дискуссиях, при проведении учебных и научных семинаров.

1.3 Метод аналогии

Аналогический метод (метод аналогий) -сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Метод аналогии (умозаключение по аналогии) основывается на следующем посыле: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Умозаключения по аналогии имеют вероятностный, приблизительный характер. Этим можно объяснить их меньшую распространенность в жанрах собственно научного стиля речи.

При анализе логико-композиционной структуры текстов небольшого объема обращают внимание на место обобщающего смыслового блока в их структуре. В зависимости от позиции обобщающего блока выделяют пять типов текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) и имплицитные (традуктивные) структуры.

Читайте также:  Warframe способы заработка платины

1.4 Концентрический метод

Концентрический метод — предполагает изложение учебного материала вокруг единого центра, которым является поставленная проблема, т.е. предмет обсуждения рассматривается со всех сторон. Суть основной идеи формулируется уже в начале, но не полностью, не во всей совокупности связей, а в общей форме. В ходе изложения говорящий все время возвращается к ней, обнаруживая с помощью примеров ее различные стороны и грани, обогащая их новыми характеристиками. Для конца такого текста характерно возвращение к формулировке основной идеи, что дает возможность осмыслить ее во всей совокупности выявленных связей.

1.5 Ступенчатый метод

Ступенчатый (стадиальный) метод -последовательное изложение одного вопроса за другим. Метод рассчитан на последовательное раскрытие проблемы, когда изложение осуществляется как бы ступенями от одной идеи к другой. При этом каждая из них, будучи обоснованной самостоятельно, служит исходным пунктом для разъяснения последующей, а в конечном счете изложение сводится к раскрытию той главной идеи, которая определила цель лекции. Рассмотрев какую либо проблему или тему, выступающий уже больше к ней не возвращается.

1.6 Исторический метод

Исторический (хронологический) метод —изложение материала в хронологической последовательности, рассмотрение процесса или явления в становлении, описание и анализ изменений, которые произошли с течением времени.

«Наш университет был образован в 1960-м году. За годы его существования было подготовлено много специалистов в различных областях. Первый выпуск студентов состоялся. Весной 1990-го года были образованы такие кафедры, как. Через пять лет после этого нашему университету было присвоено имя. » и т.д.

Исторический метод изложения позволяет расположить факты в их исторической последовательности, продемонстрировать динамику изменений, сделать выводы о рассматриваемом процессе.

2. Вступление

В ораторской речи вступление имеет важнейшее значение Общая цель вступления — это установление контакта с аудиторией. Если в первые минуты оратору это не удалось сделать, тогда вряд ли его выступление в целом будет успешным.

Наиболее распространенными являются три приема, которые используются во введении:

· О привлечение внимания аудитории;

Первый прием (привлечение внимания аудитории)

Предусматривает три случая в зависимости от того, какой компонент риторического треугольника предпочитается:

1) Оратор подчеркивает свое право говорить на определенную тему

Имеются в виду ситуации, когда аудитория в принципе готова слушать, надо только стимулировать его интерес к выступающему. Риторика в подобных случаях рекомендует тактику, которая ориентирована не на презентацию личности оратора, а на презентацию его отношения к происходящему.

2) Оратор подчеркивает важность темы для аудитории

Имеются в виду ситуации, когда слушатели не готовы к восприятию речи. Риторика в подобных случаях рекомендует выходить из «крайней необходимости», т.е. обратиться к тому аспекту происшествия, остававшемуся до сих пор без внимания присутствующих, однако соотносится с их потребностями и интересами.

3) Оратор подчеркивает значимость самого предмета речи

Имеются в виду ситуации благоприятного контакта между участниками общения. В основном такие ситуации являются конвенционными, когда заранее известно, кому принадлежит инициатива в общении и аудитория готова слушать. Риторика в подобных случаях рекомендует сразу представить тему. Вкачестве примера рассмотрим вступление в популярной лекции профессора М А Мензбира «История Средиземного моря, рассказанная его берет гаммы, волнами и их обитателями «:[М.А.Мензбир- русский и советский зоолог и зоогеограф, основатель русской орнитологии. ]

«Представьте себя путником, который впервые подходит к Средиземному морю, впервые видит синь его волн, окутанные дымкой далекие береговые скалы, пышные зеленые растения, и позвольте дать вам краткую характеристиику современного нам средиземноморского побережья, начав с его географического очеркарису».

Второй прием («начало издалека»)

Используется преимущественно в конфликтной аудитории. Задача оратора в таких условиях заключается в том, чтобы настроить аудиторию на позитивное восприятие речи.

Риторика в подобных случаях рекомендует создать, по возможности, «нейтральный» фон для дальнейшего общения, оттягивая момент «выяснения отношений». Для этого можно:

— указать на многомерность истины, невозможность односторонней оценки определенного явления и тем самым подтолкнуть слушателей до готовности выслушать другие взгляды на проблему;

— использовать «обходной маневр», т.е. выразить мнение аудитории как собственную и постепенно завести ее в «тупик» (показать, что последствия из этого положения неверных, неприемлемы, ложные)

Примером подобного начала публичного выступления может быть вступление к речи Б Ельцина на Генеральной Ассамблее ООН в октябре 1995 года:

«Уважаемый господин Председатель! Уважаемый господин Государственный Секретарь! Дамы и господа!»[Б.Н.Ельцин-российский государственный деятель, председатель Верховного Совета РСФСР, первый президент Российской Федерации. ]

Третий прием («неожиданный вступление»)

Предусматривает непосредственное обращение оратора к основной проблеме. Как правило, подобный прием используется в тех ситуациях, когда аудитория уже живо заинтересована в рассмотрении определенной темы. Тогда оратору нужно начать речь с сильной риторической фигуры, в основном такой фигурой выступает риторический вопрос.

Выбор оратором того или иного приема вступления диктуется особенностями конкретной речевой ситуации, прежде всего характером аудитории. Первые фразы должны быть достаточно тщательно подготовлены, ведь именно они имеют важное значение для установления контакта со слушателями.

Читайте также:  Способ применения мази клотримазол от молочницы для женщин

В риторике выделены также универсальные приемы введения, которые можно использовать в ораторских речах на любую тему в любой аудитории:

— апелляция к общеизвестному источнику информации;

— изложение целей и задач выступления;

— демонстрация определенного предмета и др.

Кроме «положительных» способов введения, в риторике зафиксированы также и «негативные», неудачные приемы начале речи А именно: не стоит начинать выступление с извинений относительно того, что вы не успели подготовиться, что вы не заберете много времени и т.д. П.Сопер[Поль.Л.Сопер- работал в университете штата Теннеси.Создал самоокупающийся театр «Карусель. ] цитирует по этому поводу юмориста Джорджа Эдди:

«Это уже последнее дело — объявлять публично о своей несостоятельности Беда в том, что, может статься, это удастся и доказать»

3. Образность в научных текстах

Для научных текстов характерна слабо выраженная субъективная модальность, которая выражается часто не прямо, а путем употребления нейтральных слов, обозначающих эмоции или отношение: бесспорно, характерно, удивительно, несомненный интерес, не вызывает сомнения, к сожалению и т. п. Выражения такого типа, как правило, носят стандартный клишированный характер и широко используются во всех видах научных текстов. Экспрессивность научному тексту придает и использование лексических усилителей (ведь, же, только, абсолютно, резко, весьма и др.). Эмоциональный эффект имеют образные выражения научной речи, которые также можно считать стандартизированными (например, безоговорочное принятие, научная головоломка, ожесточенные споры, яркий пример). Среди форм субъективной модальности часто употребляются глаголы 1-го лица, множественного числа настоящего/будущего времени определенной семантики (проанализируем, рассмотрим, выделим и т. п.).

К языковым средствам выражения оценки относятся слова, близкие по семантике к базовым понятиям оценки «хорошо — плохо». Здесь также могут быть выделены стандартные выражения оценки с использованием словосочетаний типа удачная форма, убедительный пример, корректный вывод и др. Оценка также широко используется при указании на соответствие/несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к научному исследованию. К ним относятся правильность, точность, актуальность, логичность, содержательность (верно, точно, актуально, соответствует, противоречит и т. п.). Оценочные средства в тексте распределяются неравномерно: наиболее часто они встречаются во введении, при изложении истории вопроса, а также в полемических фрагментах текста. Степень выраженности субъективной модальности зависит также от научного профиля, коммуникативно-стилевого типа и жанра текста. Экспрессивность возрастает при переходе от научно-технических текстов к текстам гуманитарного профиля, от академических — к научно-популярным. Оценочность -основной признак жанра рецензии, юбилейной статьи, однако конкретный характер проявления оценочности как в рецензионном жанре, так и в стандартном научном тексте определяется личностью автора.

Заключение

Прежде всего текстообразование реагирует на виды содержательной информации. В зависимости от этого избирается и способ изложения. Описательный контекст обычно привязан к лицу, месту, обстановке, условиям, в которых протекает действие; повествовательный контекст развертывается во времени и пространстве. Авторские рассуждения сопровождают части текста, передающие концептуальную информацию, и выражаются в виде суждений, умозаключений, философских и психологических обобщений, в форме заключений и выводов.

Сменность видов контекста, их взаимосвязанность и взаимозависимость, ориентирующиеся на прагматические установки текста и автора, определяют общую композиционную структуру текста.

Список литературы

1. Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.3. Культура научной речи — 2009

2. Стилистика и литературное редактирование : учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2007. — 653 с.

3. Накорякова К.М. Литературное редактирование. М.: Издательство ИКАР, 2009. — 432с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Описание методов научных исследований. Структура и содержание дипломной работы. Исследование алгоритма создания диссертации. Написание литературного обзора: поиск и систематизация первоисточников. Правила оформления библиографических ссылок и источников.

презентация [53,2 K], добавлен 27.02.2015

Российская образовательная система начала ХХI. Положения об организации научных исследований. Организация Министерством образования России научных исследований по проблемам образования. Основные формы организации научных исследований и финансирование.

контрольная работа [34,5 K], добавлен 02.09.2008

Применение симпатических (невидимых) чернил. Подделка печатей, штампов, подписей. Способы подделать подпись. Шифрование текста. Восстановление документов. Искусство не оставлять следов. Защита от слежки. Средства подслушивания. Защита от нападения собаки.

книга [479,3 K], добавлен 13.03.2009

Требование к разделу о методологической основе, теоретических источниках и эмпирической базе диссертационного исследования. Эффективность теоретического метода научного познания. Обоснование в исследовательских работах научной и практической ценности.

реферат [20,9 K], добавлен 28.03.2015

Поняття до мови і стилю. Мова службових документів. Вимоги до тексту службового документа: текст; рівні стандартизації документів; правила підготовки тексту документа; оформлення таблиць; заголовок; додаток.

реферат [15,7 K], добавлен 27.05.2007

Технологический процесс создания различный стилей женских причесок с помощью метода холодной укладки, бигуди и щипцов для завивки. Виды локонов. Укладка волос феном при выполнении причёсок малого и увеличенного объёма, а также с эффектом торчащих волос.

реферат [223,5 K], добавлен 12.05.2009

Исторические направления создания причесок по профессии «Автослесарь». Тенденции моды 2015-2016 гг. Приемы стилизации образов. Инструкционно–технологическая карта «Мужская стрижка и укладка волос». Выполнение мужской и женской прически для этой профессии.

контрольная работа [197,8 K], добавлен 09.12.2015

Источник

Оцените статью
Разные способы