Способы изложения элементов прямой бланкетный отсылочный

Содержание
  1. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
  2. 13.5 Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов
  3. Читайте также
  4. Список нормативных правовых актов
  5. Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  6. Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
  7. Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  8. Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  9. Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
  10. Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  11. Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  12. Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
  13. 2. Оспаривание нормативных правовых актов
  14. Приложение 1. Перечень некоторых нормативных правовых актов и норм здравоохранного права
  15. § 2. Способы (приемы) толкования правовых норм
  16. Глава 23. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов
  17. 17.4 Пределы действия нормативных правовых актов
  18. 17.5 Систематизация нормативных правовых актов
  19. 20.3 Коллизии норм права и нормативных актов
  20. Способы изложения нормативного материала. Существует три основных способа изложения норм права: прямой, отсылочный и бланкетный

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм

Важное научное и практическое значение имеет вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о внутренней структуре юридической нормы, к отрицанию ее трехэлементного состава, а также усложняет процесс закрепления права правоохранительными органами.

Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержанию права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:

  1. структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов;
  2. несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта;
  3. все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта;
  4. разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов:

При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:

1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;

2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта. Например, ст. 12, 13, 14 Семейного кодекса РФ имеют условия заключения брака (гипотеза); ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция); ст. 27, 28, 30 говорят об основаниях и последствиях признания брака недействительным (санкция).

Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Источник

13.5 Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов

Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов

Как известно, норма права получает закрепление и внешнее оформление в статьях нормативных правовых актов. При этом норма права чаще всего не совпадает со статьей акта. Иначе говоря, статья не всегда воспроизводит все элементы логической структуры. Это объясняется рядом причин:

1. Правилами юридической техники, требующими лаконичного, экономного изложения юридического текста. Если диспозиция ряда норм совпадает, различаясь лишь второстепенными признаками, происходит объединение таких норм в одной статье закона. Например, ст. 111 УК РФ — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — содержит во второй части перечисление способов такого причинения: с особой жестокостью, из хулиганских побуждений, в целях использования органов и тканей потерпевшего и др. Здесь диспозиция одна — причинение тяжкого вреда умышленно, а гипотезы — разные. Во избежание повторения диспозиции более экономно излагаются все составы в одной статье. То же относится к совпадению санкций, гипотез. В таких случаях совпадающие части структуры норм права или нормы, обслуживающие ряд правовых институтов, например гражданского права, формулируются в Общей части Гражданского кодекса РФ или Уголовного кодекса РФ. Например, ст. 12 ГК РФ — способы защиты гражданских прав или ст. 15 того же Кодекса — возмещение убытков. Положения этих статей относятся к нормам, содержащимся в Особенной части Кодекса.

Читайте также:  Способы крепления дверей гармошка

2. Необходимостью совпадения духа и буквы закона, т. е. мысль законодателя и словесное ее выражение должны совпадать. Но со временем текст акта может устаревать, поэтому формулировки, содержащиеся в статьях акта, требуют толкования. И здесь используется анализ всех трех элементов нормы права. Отыскание этих элементов и позволяет правильно проанализировать и применить адекватное, распространительное или ограничительное толкование.

3. Удобство пользования актом также служит причиной, когда в статье акта содержится не одна норма, а несколько или, напротив, одна норма размещается в нескольких статьях.

Итак, существует несколько способов изложения норм права в статьях нормативного правового акта.

Выделяют три способа: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе статья акта содержит одну норму, причем все ее элементы сразу. Это наиболее предпочтительный способ для правоприменителей, хотя на практике он используется не всегда.

Отсылочный способ состоит в том, что статья акта содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта. Например, в ст. 455 ГК РФ (ч. 1) указывается: «Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 129 настоящего Кодекса». А в ст. 129 говорится о том, что объектами гражданских прав могут быть любые предметы, не изъятые из оборота или не ограниченные в гражданском обороте. Или ст. 518 ГК РФ (ч. 1), посвященная последствиям поставки товаров ненадлежащего качества, дает ссылку на ст. 475 того же Кодекса, которая перечисляет различные последствия передачи товара ненадлежащего качества. Это могут быть и уменьшение покупной цены, и безвозмездное устранение недостатков товаров в разумный срок, и возмещение другой стороне расходов на устранение выявленных недостатков.

При бланкетном способе в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, а те правила, которые нарушены, в статье не изложены. Примером могут служить ст. 143 УК РФ «Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда», ст. 217 «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах», ст. 218 «Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий» и др.

Как уже отмечалось, бланкетный способ отличается от отсылочного. При отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, и эта статья содержится в том же акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье акта не дается, а недостающие сведения об элементах нормы права восполняются из другого акта.

Иногда в зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяют абстрактный и казуистический способы изложения норм права.

При абстрактном способе норма моделирует те или иные действия в виде абстрактного понятия. Например, ч. 2 ст. 6 ГК РФ формулирует правила применения гражданского законодательства по аналогии: «При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости».

Казуистический способ состоит в том, что моделируемые действия излагаются путем перечисления или указания на их индивидуальные признаки. Например, ст. 16 СК РФ перечисляет препятствия к заключению брака: а) наличие другого нерасторгнутого брака; б) родственные отношения по прямой восходящей или нисходящей линии, а также между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными; в) недееспособность хотя бы одного лица.

Можно выделить и другие способы изложения норм права в нормативных правовых актах, которые определяются правилами юридической техники. Однако во всех случаях правоприменитель должен получить ответ на вопросы: какие действия или какое поведение предусмотрены для субъектов правоотношения, при каких условиях или обстоятельствах требуется данное поведение и каковы последствия неисполнения нормы права.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Список нормативных правовых актов

Введение Гражданское право – один из основных предметов, изучаемых студентами – юристами, экономистами и предпринимателями. Гражданско-правовая база служит исходной точкой и непременным условием развития деловой жизни, превращения предпринимательства в источник

Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы

Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных

Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных

Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица, виновные в нарушении трудового

Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных

Читайте также:  Секретный способ ловли форели

Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных

Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица, виновные в нарушении трудового

Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА КонсультантПлюс: примечание. По вопросу, касающемуся защиты прав юридических лиц и индивидуальных

2. Оспаривание нормативных правовых актов

2. Оспаривание нормативных правовых актов Возрастающая роль судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации во многом обусловлена имеющимся у судов правом контроля за правовым содержанием всех правовых актов, издаваемых органами законодательной

Приложение 1. Перечень некоторых нормативных правовых актов и норм здравоохранного права

Приложение 1. Перечень некоторых нормативных правовых актов и норм здравоохранного права 1. Устав Всемирной организации здравоохранения.2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).3. Международный пакт о гражданских и политических

§ 2. Способы (приемы) толкования правовых норм

§ 2. Способы (приемы) толкования правовых норм Специфика правового толкования требует использования в этом процессе специальных процедур, технологий, способов.Под способами толкования понимается совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания

Глава 23. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов

Глава 23. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов 1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской

17.4 Пределы действия нормативных правовых актов

17.4 Пределы действия нормативных правовых актов Все нормативные правовые акты имеют определенные пределы действия. Они распространяются на определенные общественные отношения, т. е. имеют предметное действие; ограничены временными границами (действуют во времени); им

17.5 Систематизация нормативных правовых актов

17.5 Систематизация нормативных правовых актов В каждом государстве действует множество различных нормативных правовых актов. Это обусловлено разнообразием правотворческих органов, динамикой развития общественных отношений и соответственно их регулирования,

20.3 Коллизии норм права и нормативных актов

20.3 Коллизии норм права и нормативных актов Наибольшую разработку в юридической литературе получили коллизии норм права. Была предложена следующая классификация коллизий норм права: темпоральные, пространственные, иерархические (субординационные), содержательные

Источник

Способы изложения нормативного материала. Существует три основных способа изложения норм права: прямой, отсылочный и бланкетный

4. Способы изложения нормативного материала. Существует три основных способа изложения норм права: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе все элементы двучленной нормы формулируются в данной статье (части, пункте статьи) нормативного акта. Примером могут служить в своем большинстве статьи ГК РФ. Практически, в каждой из них есть либо гипотеза и диспозиция (ст.162 п. 1, 2, 3), либо гипотеза и санкция (ст. 393 п. 1).

При отсылочном способе в статье (ее части, пункте) делается ссылка на другую статью данного нормативного акта. Без учета содержания этой статьи какой-то элемент нормы не будет полным. Так, в ст. 235 п. 2 ГК РФ при перечислении случаев, когда возможно принудительное изъятие имущества у собственника содержатся отсылки более чем к десяти другим статьям ГК (237, 238 и др.), предусматривающих такие случаи.

Бланкетный способ заключается в отсылке к статьям других нормативных актов, в которых содержатся необходимые дополнения к элементам нормы, содержащейся в данной статье. Этот прием широко используется, например, в УК РФ. Так, ст. 264 предусматривает ответственность за нарушение «правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», сами же правила содержатся в других актах. Аналогичное положение и с ответственностью за нарушение других правил (техники безопасности, горных работ и т.п.). Естественно, что невозможно переписать все эти правила в Уголовный кодекс или указывать санкцию при изложении каждого отдельного правила движения, техники безопасности и проч. Наряду с этим применяются абстрактный и казуистический способы (приемы) изложения. При абстрактном – элемент нормы формулируется в общем виде. Так, в п. 1 ст. 393 ГК РФ указывается на то, что «должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства». В данном случае последствия, предусмотренные в норме, наступают всегда, если обязательство не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, При казуистическом способе имеет место перечисление соответствующих конкретных обстоятельств. Например, в ст. 105 п. 2 УК РФ дано перечисление всех случаев квалифицированного убийства, т.е. убийства, за которое установлены повышенные меры наказания.

5. Особенности языка закона. Хотя, в принципе, законы и другие нормативные акты излагаются (в нашей стране) русским и притом литературным языком, но все же к нему предъявляются особые требования. Их общий смысл заключается в том, что должно быть обеспечено сочетание двух свойств изложения. С одной стороны, необходима точность, определенность в изложении каждой нормы с тем, чтобы обеспечить единообразное понимание закона и единство в его реализации. С другой же стороны, в тех же целях нужна понятность и доступность закона. В целом можно сформулировать следующие требования к языку (и стилю) нормативных актов.

Читайте также:  Способы получения фолиевой кислоты

Логичность. Положения закона должны излагаться последовательно (с учетом того, в какой последовательности будут реализоваться на практике его нормы), Каждое положение должно логически вытекать из предыдущих. Все формулировки должны быть законченными, не должно оставаться неясных, требующих пояснения вопросов.

Однозначность формулировок. Все термины должны применяться только в одном значении, все положения закона не должны допускать двойного толкования, важно, чтобы каждый человек понимал их однозначно.

Официальный характер. Закон издается от имени государства, в нем формулируется государственная воля. Поэтому неважно, кто конкретно был автором нормативного акта в целом или отдельных его положений. Это должно отражаться и в языке, в стиле изложения нормативного материала: они не могут отражать индивидуальную манеру изложения их авторов.

С этим связано и отсутствие эмоциональной окрашенности. В отличие от литературного языка закон должен излагаться в основном «сухим», рациональным, официальным языком.

Ясность и краткость. Целесообразно, чтобы все положения закона были максимально четкими, ясными и понятными. В этих целях они должны излагаться, возможно, более кратко, но не в ущерб точности и ясности изложения.

Процесс правоустановления — это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов, объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных выражающих общественные потребности законов может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.

Жизнеспособность законов обеспечивается множеством компонентов. Их необходимо подвергнуть глубокому анализу, чтобы определить наиболее уязвимые места в процессе подготовки и реализации законов; попытка проделать эту работу была сделана в данном дипломном исследовании. Подытожив все изложенное, хочу выделить ряд насущных проблем современного законотворчества.

Важнейшим рычагом вхождения России в мировое сообщество является совершенствование ее законодательства, адаптация юридической инфраструктуры к основополагающим европейским и международным нормам и оправдавшим себя на практике правилам. Нам предстоит создать государство, основанное на авторитете и разделении разных ветвей власти, четком формулировании законов.

Закон, если даже он воплощает насущные интересы, не будет работать автоматически. Для его реализации требуется особый механизм, который начинает действовать на организационном этапе. Только так государство может воздействовать на государственный механизм и общество в целом с целью установления отношений, предписанных законом.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации. — М., 2000.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.06.94. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального собрания» // Российская газета. 1994. 15 июня.

3. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996. «О порядке опубликования и вступлении в силу указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» //Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 8.

4. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. — М., 1998. Гл.VII, VIII, IX.

5. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько — М., 2000. Лекция 16.

6. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. — М., 1999. Гл. 20.

7. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1994. С.190.

8. Алексеев С.С. Как готовить закон? // Известия. 1992.14 декабря.

9. Белорусов В.Б. Региональное законотворчество: некоторые актуальные вопросы теории и практики // Юрист-Правовед. 2001. № 1. С. 28-33.

10. Бобылев А.И. Теоретические проблемы правотворчества в Российской Федерации // Право и политика. 2001. № 9. С. 32-41.

11. Бородин Р.В. Президента РФ тревожит состояние законотворчества // Российская юстиция. 1997.№7. С.1.

12. Гайман В. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях. // Советское государство и право. 1991.№12.С.12.

13. Дюрягин И.Я. Правотворчество в советском государстве. — М., Юрид.л., 1974. С.157.

14. Законодательство Российской Федерации: Теоретические вопросы, проблемы и перспективы развития. / «Круглый стол» журнала «Советское государство и право» // Советское государство и право. 1992. №10,11,12.

15. Иванец Г.И. Правообразование (понятие, природа объективного и субъективного) // Право и политика. 2001. № 8. С. 4-7.

16. Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве. Российские проблемы и решения // Российская юстиция. 1997. №7.

17. Исаков В.Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития // Журнал российского права. 2000. № 3. С. 22.

18. Кененов А.А., Чернобель Г.Т. Логические основы законотворческого процесса . // Правоведение . 1991 №6. С.74

19. Керимов Д.А. Законодательная техника: М. 1998.

20. Ковачев Д.А. Механизм социалистического правотворчества. М.:Юрид.л., 1977. С.58.

21. Кокотов А.Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура // Правоведение.2001.№1.С.53-63.

22. Кривовенко Л.Т. Право законодательной инициативы. // Советское государство и право. 1997. №8. С.11.

23. Лукьянова Е. Как готовить закон. // Народный депутат. 1990. №12.

24. Наинец А. Правотворчество: Теория и законодательная техника. М.: Прогресс. 1974. С.256.

25. Научные основы советского правотворчества. / Под ред. Халфиной Р.О.: М. 1981. С.ЗОО.

26. Общая теория права. Курс лекций./ Под ред. Бабаева В.К./. Нижний Новгород. 1993. С.304.

27. Поленина С.В. Новое в системе законодательства РФ. // Государство и право. 1994.№12. С.27.

28. Синюков В.Н. Исполнение законов. // Советское государство и право. 1991. №6. С.7.

29. Советское законодательство: пути перестройки. / Под ред. Мицкевича А.В., Приголкина А.С./ М. Юрид.л., 1989. С.431.

30. Спасов Б.П. Закон и его толкование. М.:Юрид.л., 1986.С.91.

31. Теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В./. М.: Юрид.л., 1994. С. 123.

Источник

Оцените статью
Разные способы