Способы избрания президента парламентом

Способы избрания президента в зарубежных странах

Существуют различные способы избрания президента:

1. Голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого тура выборов обычно требуется квалифици­рованное или абсолютное большинство голосов, но при множественнос­ти кандидатов такой результат достигается редко, голоса распределяют­ся между разными кандидатами. В последующих турах требования сни­жаются, однако из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров. Президент, из­бранный парламентом, обычно, хотя и не всегда, «слабый» президент: он получает свои полномочия не непосредственно от избирателей, а от пред­ставительного органа и не может противопоставлять себя ему.

2. Голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандида­тов, выдвинутых партиями (Аргентина, США, до 90-х годов Финляндия). При этом способе результаты выборов (имя будущего президента) стано­вятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет за собой большинство выборщиков.

3. Избрание президента специальной избирательной коллегией, (Федеральное собрание в Германии, состоя­щее из членов нижней палаты и такого же числа представителей земель, коллегия, состоящая из членов обеих палат парламента и делегатов об­ластных советов в Италии, коллегия из избранных членов обеих палат парламента в Индии и законодательных собраний штатов).

4. Избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция и др.).

Переизбрание президента на следующий срок во многих странах ничем не ограничивается (Египет, Франция, Сирия и др.). В Германии, США одно и то же лицо может быть избрано в президенты только на два срока. В Аргентине можно избирать дважды, но первый раз — на шесть лет, второй — только на четыре года. В Мексике установлен только один срок — шесть лет. Конституция Мексики запрещает под каким-либо видом избирать одно и то же лицо на должность президента на второй срок; нельзя избирать и временного президента. Невозможно переизбра­ние президента также в Боливии, Никарагуа (с 1995 г.), Эквадоре. Пере­численные ограничения призваны воспрепятствовать возможному пре­зидентскому авторитаризму, ибо президенты, избиравшиеся в некото­рых странах Латинской Америки и Африки на седьмой и даже восьмой срок, сосредоточивали в своих руках непомерную власть. В настоящее время в некоторых странах Азии есть президенты, избранные на четвер­тый и пятый срок.

В подавляющем большинстве случаев президентами избирались мужчины, но в последние десятилетия пост президента стали занимать и женщины (Аргентина, Филиппины). В настоящее время женщины явля­ются президентами в Ирландии, Исландии, Шри-Ланке.

Нередко президентами провозглашает своих руководителей военная хунта, захватившая власть. В 1994—1995 гг. в большинстве азиатских постсоциалистических стран (Туркменистан, Узбекистан и др.) вместо выборов были проведены референдумы о продлении срока действующего президента до 2000 г. В прошлом в некоторых странах социалистической ориентации президенты избирались съездом правящей партии (Конго), президенты провозглашались пожизненными (КНДР, Тунис, Уганда, Эк­ваториальная Гвинея и др.). Пожизненным президентом был И.Броз Тито в Югославии, в конституции которой говорилось, что президент избира­ется, но это правило не распространяется на Тито. В Иране Руководитель государства (подлинный глава государства) в отличие от президента из­бирается не путем всеобщих выборов, а особой коллегией лиц, преиму­щественно духовных, которые в свою очередь избираются населением. Руководитель государства в Иране должен быть высшим духовным лицом — муфтием. В Швейцарии президент и вице-президент избирают­ся парламентом (Федеральным собранием) сроком на один год, но вопре­ки их титулам они не обладают основными полномочиями главы государ­ства: эти полномочия принадлежат коллегиальному органу — Федераль­ному совету.

Источник

Порядок избрания и полномочия президента (главы государства) в парламентарной, президентской и смешанной республиках

В зависимости от вида республики и особенностей конституции можно наметить три системы избрания президента.

Прямые выборы президента применяются во многих президентских республиках, где, как правило, глава государства занимает свой пост согласно процедуре, не предусматривающей участие парламента (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Панама, Парагвай, Перу, Колумбия, Коста-Рика, Южная Корея). Избранный путем прямых выборов президент получает свой мандат помимо парламента и потому от него независим. Более того, придя к власти непосредственно по воле избирателей, он имеет возможность не только противопоставить себя парламенту, но и стать над парламентом, подчинить его себе (например, избрание президента во Франции).

Читайте также:  По способу правового регулирования различаются валютные ограничения

Косвенные выборы президента также в основном применяются в президентских республиках (США). При косвенных выборах избиратели выбирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента. Эта система наиболее тщательно разработана Конституцией, обычным законодательством и практикой США. Косвенные выборы президента по своей сути мало отличаются от прямых, так как они также создают для главы государства возможность противопоставить себя парламенту.

В парламентарных республиках (за исключением Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы президента прямые) президент избирается путем многостепенных выборов (чаще всего двухстепенных). Воля избирателей при многостепенных выборах опосредуется в основном общенациональным представительным учреждением — парламентом. В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности.

1. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается (Израиль, Турция, Ливан).

2. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления крупнейших административно-территориальных единиц. Наиболее типичный в этом отношении порядок устанавливает Конституция Итальянской Республики (ст. 83): «Президент Республики избирается Парламентом на совместном заседании его членов.

3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Например, в ФРГ Федеральный Президент согласно Конституции и Закону о выборах Федерального Президента 1959 г. избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага (нижняя палата парламента) и представителей земель, избранных ландтагами на началах пропорционального представительства. Для избрания президента нужно абсолютное большинство голосов членов Федерального собрания. Если в двух первых турах голосования ни один кандидат не наберет абсолютного большинства, то президент избирается в следующем туре относительным большинством голосов.

Главы государств в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. В сфере исполнительной власти полномочия главы государства невелики даже формально, на практике же они выглядят еще скромнее. Правда, в некоторых парламентарных республиках главе государства предоставляются обширные полномочия, но в действительности все его конституционные права осуществляются правительством. Такая система действует, например, в Индии.

· возраст: 35,40,45 лет…в Италии 50 лет

· проживание в стране в течение определённого времени 5,7,10,15 лет…в США 10 лет.

· гражданство. Только гражданство по рождению во многих странах + его родители в Мексике.

· наличие избирательного права у лица (должен обладать качествами избирателя).

— принадлежность к коренной национальности (Туркменистам).

— знание национального языка (Украина).

— наличие высшего юридического образования (Азербайджан).

— до 65 лет может избираться, после – нет.

СРОК — от 3 до 7. 4-5 более распространённые.

В различных сферах государственной деятельности главы государства наделяются общими полномочиями, которые можно разбить на несколько групп.

Во-первых, это представительские полномочия. Глава государства осуществляет функции верховного представительства государства вовне и внутри страны (подписывает международные договоры, имеет право непосредственного обращения к главам иностранных государств и правительств). К его компетенции в ряде стран отнесено объявление войны и подписание мирных договоров.

Во-вторых, это полномочия, связанные с управлением делами государства:

в законодательной сфере (право созыва сессий парламента, право его досрочного роспуска, созыв чрезвычайных сессий, законодательная инициатива, право вето на законопроекты);

— в сфере исполнительной власти (назначение главы правительства и принятие его отставки, участие в формировании правительства);

— в судебной сфере (назначение на судебные и высшие судебные должности, содействие в осуществлении решений судов и др.).

В-третьих, полномочия по конкретизации правового статуса личности (решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища, осуществление права помилования и смягчения наказания, осуществление награждений, присвоениепочетных, специальных и высших воинских званий).

В-четвертых, чрезвычайные полномочия. Глава государства объявляет чрезвычайное положение (осадное положение, военное положение, состояние повышенной опасности).

№60 Полномочия монарха (главы гос-ва) в абсолютной, дуалистической и парламентской монархии.

Читайте также:  Вода очищенная способы очистки

Главное отличие монарха от любых других государственных должностных лиц – это то, что его должность главы государства принадлежит ему по праву рождения. Он ее наследует и занимает, как правило, пожизненно.

Монарх имеет исключительное право на особый титул короля, императора, шаха и т.п. и государственные регалии (символы верховной власти) – трон, корону, скипетр и др. За ним признается право на содержание его личного двора, для чего парламент устанавливает ему содержание – цивильный лист. Согласно ст. 89 Бельгийской конституции 1831 года в редакции 1994 года цивильный лист устанавливается законом на период каждого царствования.

Абсолютная монархия. До сих пор эта форма правления существует в нескольких странах. В Омане правительство формируется королем, ответственно только перед ним, а премьер-министром обычно является сын, брат или другой родственник короля. Многие министры, а также губернаторы провинций принадлежат к правящей семье.

В Катаре, Кувейте есть конституции, но они,

во-первых, дарованы монархами, а не приняты демократическим путем,

во-вторых, их действие часто приостанавливается (в Бахрейне — с1975 г.),

в-третьих, они устанавливают, что вся власть — законодательная, исполнительная, судебная — исходит от монарха, над конституцией стоит Коран. В этих странах есть парламенты, иногда избираемые населением (только мужчинами), но, по существу, это законосовещательные органы, поскольку их решения нуждаются в согласии монарха. То же относится и к султанату Бруней, расположенному на острове Калимантан, близ Индонезии.

Король — это одновременно высшее духовное лицо — имам, а мусульманская религия — государственная религия. Светская власть короля соединяется с духовной.

В дуалистической монархии есть конституция, парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. Монархи этих стран неоднократно распускали парламенты и правили без них годами, а то и десятилетиями. Да и предусмотренная в конституциях ответственность правительства перед парламентом зачастую служит фикцией: по традиции правительство полностью подчинено королю.

В парламентарной монархии действует конституция, принятая демократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент. Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. Конституция Японии1946 г. прямо запрещает ему это, в других странах (например, в Великобритании) монарх лишен властных полномочий.

Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правда, по конституции оно обычно назначается монархом, но такое назначение, как правило, — чисто формальный акт. На деле правительство формируется лидером партии большинства в парламенте, которого король назначает премьер-министром.

В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к принятым парламентом законам и должен подписывать их, даже если у него имеются личные возражения (Япония).

№61 Парламент как высший орган народного представительства: порядок формирования и структура.

Источник

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ — особая процедура выборов главы государства.

Как пра­ви­ло, основном по­ло­же­ния о президентских выборах за­кре­п­ле­ны в кон­сти­ту­ци­ях го­су­дарств, де­та­ли уре­гу­ли­ро­ва­ны специальным за­ко­но­да­тель­ст­вом.

Президентские выборы про­хо­дят ре­гу­ляр­но по окон­ча­нии сро­ка пре­зи­дент­ских пол­но­мо­чий че­рез 4 (Лат­вия, США и др.), 5 (Ру­мы­ния, Фран­ция), 6 (Ве­не­су­эла, Рос­сия с 2012 года), 7 (Тур­ция, Уз­бе­ки­стан) лет. Сро­ки мо­гут быть ко­ро­че в свя­зи с за­яв­ле­ни­ем пре­зи­ден­та об от­став­ке, при им­пич­мен­те пре­зи­ден­ту, ос­во­бо­ж­де­нии его от долж­но­сти в свя­зи со стой­кой не­спо­соб­но­стью осу­ще­ст­в­лять свои пол­но­мо­чия по со­стоя­нию здо­ро­вья, смер­тью.

В не­ко­то­рых стра­нах ли­цо мо­жет быть из­бра­но пре­зи­ден­том толь­ко од­на­ж­ды (Мек­си­ка, Тур­ция), в дру­гих стра­нах пе­ре­из­бра­ние пре­зи­ден­та не ог­ра­ни­че­но (Ита­лия, Фран­ция, Бе­ло­рус­сия, Тад­жи­ки­стан и других), но в боль­шин­ст­ве го­су­дарств ус­та­нов­ле­но пра­ви­ло об из­бра­нии пре­зи­ден­том не бо­лее чем на два сро­ка под­ряд.

Требования

К кан­ди­да­ту на долж­ность пре­зи­ден­та обыч­но предъ­яв­ля­ют­ся сле­дую­щие тре­бо­ва­ния: гра­ж­дан­ст­во дан­но­го го­су­дар­ст­ва, ино­гда — ро­ж­де­ние на тер­ри­то­рии го­су­дар­ст­ва от гра­ж­дан го­су­дар­ст­ва (Еги­пет, США), от­сут­ст­вие ино­го гра­ж­дан­ст­ва и ви­да на жи­тель­ст­во в другом го­су­дар­ст­ве; пол­ные гражданские и по­ли­тические пра­ва; дос­ти­же­ние оп­ре­де­лён­но­го воз­рас­та (обыч­но — 35 лет, в Ни­ка­ра­гуа — 25, Ве­не­су­эле — 30, Бол­га­рии — 40, Ита­лии — 50, в Ки­тае для Пред­се­да­те­ля Рес­пуб­ли­ки — 45). Ино­гда ус­та­нав­ли­ва­ет­ся пре­дель­ный воз­раст для из­бра­ния (в На­ми­бии, Ка­зах­ста­не, Тад­жи­ки­ста­не — 65 лет, в Ту­ни­се, Турк­ме­нии — 70 лет). В ря­де стран ого­ва­ри­ва­ет­ся оп­ре­де­лён­ный срок про­жи­ва­ния в стра­не (в Рос­сии — 10 лет, в США — 14, в Ка­зах­ста­не — 15). Не­ред­ко тре­бу­ет­ся, что­бы кан­ди­дат умел чи­тать и пи­сать (Фи­лип­пи­ны), знал государственный язык (анг­лий­ский или фран­цуз­ский во многих стра­нах Аф­ри­ки), имел по мень­шей ме­ре сред­нее (Ни­ге­рия) или выс­шее (Тур­ция, Азер­бай­джан) об­ра­зо­ва­ние.

Читайте также:  Если болеет малина симптомы способы борьбы

Способы выдвижения кандидатов

Кан­ди­дат мо­жет быть вы­дви­нут: пу­тём са­мо­вы­дви­же­ния; груп­пой из­би­ра­те­лей (например, во Фран­ции это 500 человек — чле­ны пар­ла­мен­та, ре­гио­наль­ных и де­пар­та­мент­ских со­ве­тов, мэ­ры го­ро­дов); по­ли­тической пар­ти­ей или бло­ком пар­тий (ино­гда блок мо­жет вклю­чать не­пар­тий­ные объ­е­ди­не­ния); оп­ре­де­лён­ной ча­стью чле­нов пар­ла­мен­та (например, в Венг­рии не ме­нее 1/5 чле­нов од­но­па­лат­но­го пар­ла­мен­та, в Мол­да­вии кан­ди­да­та долж­ны под­дер­жать не ме­нее 15 чле­нов пар­ла­мен­та). В не­ко­то­рых стра­нах, в том числе во Фран­ции, при вы­дви­же­нии кан­ди­да­та вно­сит­ся из­би­ра­тель­ный за­лог. Он идёт в до­ход го­су­дар­ст­ва, ес­ли кан­ди­дат на вы­бо­рах не по­лу­чит оп­ре­де­лён­но­го про­цен­та го­ло­сов из­би­ра­те­лей (обыч­но 5%). В других стра­нах су­ще­ст­ву­ет вы­бор — мож­но со­би­рать под­пи­си в под­держ­ку кан­ди­да­та или вне­сти за­лог.

Способы избрания

Прак­ти­ку­ют­ся сле­дую­щие спо­со­бы из­бра­ния пре­зи­ден­та: 1) го­ло­со­ва­ние из­би­ра­те­лей го­су­дар­ст­ва (Бра­зи­лия, Ир­лан­дия, Рос­сия, Фран­ция и других). Это наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный спо­соб. Как пра­ви­ло, при этом пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся ма­жо­ри­тар­ная сис­те­ма аб­со­лют­но­го боль­шин­ст­ва, то есть два ту­ра го­ло­со­ва­ния. Для по­бе­ды в первом ту­ре не­об­хо­ди­мо по­лу­чить бо­лее 50% по­дан­ных и при­знан­ных дей­ст­ви­тель­ны­ми го­ло­сов. Ес­ли та­ко­го ко­ли­че­ст­ва го­ло­сов не по­лу­чит ни­кто из кан­ди­да­тов, обыч­но че­рез две не­де­ли про­ис­хо­дит по­втор­ное го­ло­со­ва­ние. На не­го вы­но­сят­ся две кан­ди­да­ту­ры, по­лу­чив­шие в первом ту­ре наи­боль­ший про­цент го­ло­сов. Для по­бе­ды во втором ту­ре обыч­но не тре­бу­ет­ся оп­ре­де­лён­ный по­рог яв­ки из­би­ра­те­лей на вы­бо­ры (там, где он ус­та­нов­лен для первого ту­ра), а по­бе­ди­тель оп­ре­де­ля­ет­ся по ма­жо­ри­тар­ной сис­те­ме от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва (пре­зи­ден­том ста­нет тот, кто по­лу­чил боль­ше го­ло­сов).

В не­ко­то­рых стра­нах (Ве­не­су­эла, Ко­лум­бия) ус­та­нов­лен толь­ко один тур вы­бо­ров и дей­ст­ву­ет ма­жо­ри­тар­ная сис­те­ма от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва, но для из­бра­ния тре­бу­ет­ся зна­чительный пе­ре­вес го­ло­сов (например, в Ар­ген­ти­не 40% го­ло­сов). Ес­ли ни­кто не по­лу­чил зна­чительное боль­шин­ст­во, то пре­зи­ден­та из­би­ра­ет пар­ла­мент из чис­ла 3 кан­ди­да­тов, на­брав­ших на вы­бо­рах боль­ше дру­гих го­ло­сов; 2) из­бра­ние пар­ла­мен­том — пу­тём го­ло­со­ва­ния чле­нов обе­их па­лат (или од­но­па­лат­но­го) пар­ла­мен­та (Ал­ба­ния, Венг­рия, Вьет­нам, Тур­ция и других) или толь­ко ниж­ней па­ла­ты пар­ла­мен­та (ЮАР). В Ва­нуа­ту пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся на со­вме­ст­ном за­се­да­нии пар­ла­мен­та и со­ве­та во­ж­дей пле­мён. Для из­бра­ния не­об­хо­ди­мо по­лу­чить ква­ли­фи­ци­рованное боль­шин­ст­во го­ло­сов (2/3от спи­соч­но­го со­ста­ва чле­нов пар­ла­мен­та). Ес­ли ни один из кан­ди­да­тов ква­ли­фи­ци­рованного боль­шин­ст­ва не по­лу­ча­ет, про­во­дят­ся до­пол­нительные туры го­ло­со­ва­ния и для по­бе­ды не­об­хо­ди­мо аб­со­лют­ное боль­шин­ст­во го­ло­сов; 3) из­бра­ние пар­ла­мен­том (ниж­ней па­ла­той) совместно с субъ­ек­та­ми фе­де­ра­ции (например, в Ин­дии ка­ж­дый штат рас­по­ла­га­ет для это­го оп­ре­де­лён­ным ко­ли­че­ст­вом го­ло­сов, ко­то­рые по­да­ют­ся от име­ни пред­ста­вительного ор­га­на шта­та); 4) го­ло­со­ва­ние на за­се­да­нии вре­мен­но­го ор­га­на, соз­да­вае­мо­го для из­бра­ния пре­зи­ден­та (например, в Гер­ма­нии та­ким ор­га­ном яв­ля­ет­ся Фе­де­раль­ное со­б­ра­ние, со­зы­вае­мое раз в 5 лет для из­бра­ния пре­зи­ден­та ФРГ, оно со­сто­ит из чле­нов бун­дес­та­га и та­ко­го же ко­ли­че­ст­ва пред­ста­ви­те­лей зе­мель; пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся от­но­си­тель­ным боль­шин­ст­вом го­ло­сов); 5) из­б­ра­ние пре­зи­ден­та вы­бор­щи­ка­ми (США). Гра­ж­да­не ка­ж­до­го шта­та из­би­ра­ют не­рав­ное ко­ли­че­ст­во вы­бор­щи­ков (оно со­от­вет­ст­ву­ет чис­лу чле­нов ниж­ней и верх­ней па­ла­ты пар­ла­мен­та, из­би­рае­мых от ка­ж­до­го шта­та, и не впол­не про­пор­цио­наль­но чис­лен­но­сти на­се­ле­ния шта­тов). Все­го вы­бор­щи­ков 538. Они го­ло­су­ют за вы­дви­ну­тых пар­тия­ми кан­ди­да­тов и са­мо­вы­дви­жен­цев в глав­ных го­ро­дах сво­их шта­тов, ре­зуль­та­ты по­сы­ла­ют­ся в Се­нат, где го­ло­са вы­бор­щи­ков под­счи­ты­ва­ют­ся и Се­нат оп­ре­де­ля­ет по­бе­ди­те­ля. Для по­бе­ды нуж­но по­лу­чить аб­со­лют­ное боль­шин­ст­во от чис­лен­но­го со­ста­ва вы­бор­щи­ков, то есть 270 го­ло­сов.

В тео­рии пра­ва пре­зи­дент, из­би­рае­мый пар­ла­мен­том или специальной кол­ле­ги­ей, в ме­ха­низ­ме государственной вла­сти счи­та­ет­ся «сла­бым» — свои пол­но­мо­чия он по­лу­ча­ет не не­по­сред­ст­вен­но от на­ро­да, а от других ор­га­нов и в ка­кой-то ме­ре за­ви­сит от них.

Источник

Оцените статью
Разные способы