Способы избрания президента в зарубежных странах
Существуют различные способы избрания президента:
1. Голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого тура выборов обычно требуется квалифицированное или абсолютное большинство голосов, но при множественности кандидатов такой результат достигается редко, голоса распределяются между разными кандидатами. В последующих турах требования снижаются, однако из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров. Президент, избранный парламентом, обычно, хотя и не всегда, «слабый» президент: он получает свои полномочия не непосредственно от избирателей, а от представительного органа и не может противопоставлять себя ему.
2. Голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (Аргентина, США, до 90-х годов Финляндия). При этом способе результаты выборов (имя будущего президента) становятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет за собой большинство выборщиков.
3. Избрание президента специальной избирательной коллегией, (Федеральное собрание в Германии, состоящее из членов нижней палаты и такого же числа представителей земель, коллегия, состоящая из членов обеих палат парламента и делегатов областных советов в Италии, коллегия из избранных членов обеих палат парламента в Индии и законодательных собраний штатов).
4. Избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция и др.).
Переизбрание президента на следующий срок во многих странах ничем не ограничивается (Египет, Франция, Сирия и др.). В Германии, США одно и то же лицо может быть избрано в президенты только на два срока. В Аргентине можно избирать дважды, но первый раз — на шесть лет, второй — только на четыре года. В Мексике установлен только один срок — шесть лет. Конституция Мексики запрещает под каким-либо видом избирать одно и то же лицо на должность президента на второй срок; нельзя избирать и временного президента. Невозможно переизбрание президента также в Боливии, Никарагуа (с 1995 г.), Эквадоре. Перечисленные ограничения призваны воспрепятствовать возможному президентскому авторитаризму, ибо президенты, избиравшиеся в некоторых странах Латинской Америки и Африки на седьмой и даже восьмой срок, сосредоточивали в своих руках непомерную власть. В настоящее время в некоторых странах Азии есть президенты, избранные на четвертый и пятый срок.
В подавляющем большинстве случаев президентами избирались мужчины, но в последние десятилетия пост президента стали занимать и женщины (Аргентина, Филиппины). В настоящее время женщины являются президентами в Ирландии, Исландии, Шри-Ланке.
Нередко президентами провозглашает своих руководителей военная хунта, захватившая власть. В 1994—1995 гг. в большинстве азиатских постсоциалистических стран (Туркменистан, Узбекистан и др.) вместо выборов были проведены референдумы о продлении срока действующего президента до 2000 г. В прошлом в некоторых странах социалистической ориентации президенты избирались съездом правящей партии (Конго), президенты провозглашались пожизненными (КНДР, Тунис, Уганда, Экваториальная Гвинея и др.). Пожизненным президентом был И.Броз Тито в Югославии, в конституции которой говорилось, что президент избирается, но это правило не распространяется на Тито. В Иране Руководитель государства (подлинный глава государства) в отличие от президента избирается не путем всеобщих выборов, а особой коллегией лиц, преимущественно духовных, которые в свою очередь избираются населением. Руководитель государства в Иране должен быть высшим духовным лицом — муфтием. В Швейцарии президент и вице-президент избираются парламентом (Федеральным собранием) сроком на один год, но вопреки их титулам они не обладают основными полномочиями главы государства: эти полномочия принадлежат коллегиальному органу — Федеральному совету.
Источник
Порядок избрания и полномочия президента (главы государства) в парламентарной, президентской и смешанной республиках
В зависимости от вида республики и особенностей конституции можно наметить три системы избрания президента.
Прямые выборы президента применяются во многих президентских республиках, где, как правило, глава государства занимает свой пост согласно процедуре, не предусматривающей участие парламента (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Панама, Парагвай, Перу, Колумбия, Коста-Рика, Южная Корея). Избранный путем прямых выборов президент получает свой мандат помимо парламента и потому от него независим. Более того, придя к власти непосредственно по воле избирателей, он имеет возможность не только противопоставить себя парламенту, но и стать над парламентом, подчинить его себе (например, избрание президента во Франции).
Косвенные выборы президента также в основном применяются в президентских республиках (США). При косвенных выборах избиратели выбирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента. Эта система наиболее тщательно разработана Конституцией, обычным законодательством и практикой США. Косвенные выборы президента по своей сути мало отличаются от прямых, так как они также создают для главы государства возможность противопоставить себя парламенту.
В парламентарных республиках (за исключением Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы президента прямые) президент избирается путем многостепенных выборов (чаще всего двухстепенных). Воля избирателей при многостепенных выборах опосредуется в основном общенациональным представительным учреждением — парламентом. В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности.
1. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается (Израиль, Турция, Ливан).
2. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления крупнейших административно-территориальных единиц. Наиболее типичный в этом отношении порядок устанавливает Конституция Итальянской Республики (ст. 83): «Президент Республики избирается Парламентом на совместном заседании его членов.
3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Например, в ФРГ Федеральный Президент согласно Конституции и Закону о выборах Федерального Президента 1959 г. избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага (нижняя палата парламента) и представителей земель, избранных ландтагами на началах пропорционального представительства. Для избрания президента нужно абсолютное большинство голосов членов Федерального собрания. Если в двух первых турах голосования ни один кандидат не наберет абсолютного большинства, то президент избирается в следующем туре относительным большинством голосов.
Главы государств в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. В сфере исполнительной власти полномочия главы государства невелики даже формально, на практике же они выглядят еще скромнее. Правда, в некоторых парламентарных республиках главе государства предоставляются обширные полномочия, но в действительности все его конституционные права осуществляются правительством. Такая система действует, например, в Индии.
· возраст: 35,40,45 лет…в Италии 50 лет
· проживание в стране в течение определённого времени 5,7,10,15 лет…в США 10 лет.
· гражданство. Только гражданство по рождению во многих странах + его родители в Мексике.
· наличие избирательного права у лица (должен обладать качествами избирателя).
— принадлежность к коренной национальности (Туркменистам).
— знание национального языка (Украина).
— наличие высшего юридического образования (Азербайджан).
— до 65 лет может избираться, после – нет.
СРОК — от 3 до 7. 4-5 более распространённые.
В различных сферах государственной деятельности главы государства наделяются общими полномочиями, которые можно разбить на несколько групп.
Во-первых, это представительские полномочия. Глава государства осуществляет функции верховного представительства государства вовне и внутри страны (подписывает международные договоры, имеет право непосредственного обращения к главам иностранных государств и правительств). К его компетенции в ряде стран отнесено объявление войны и подписание мирных договоров.
Во-вторых, это полномочия, связанные с управлением делами государства:
— в законодательной сфере (право созыва сессий парламента, право его досрочного роспуска, созыв чрезвычайных сессий, законодательная инициатива, право вето на законопроекты);
— в сфере исполнительной власти (назначение главы правительства и принятие его отставки, участие в формировании правительства);
— в судебной сфере (назначение на судебные и высшие судебные должности, содействие в осуществлении решений судов и др.).
В-третьих, полномочия по конкретизации правового статуса личности (решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища, осуществление права помилования и смягчения наказания, осуществление награждений, присвоениепочетных, специальных и высших воинских званий).
В-четвертых, чрезвычайные полномочия. Глава государства объявляет чрезвычайное положение (осадное положение, военное положение, состояние повышенной опасности).
№60 Полномочия монарха (главы гос-ва) в абсолютной, дуалистической и парламентской монархии.
Главное отличие монарха от любых других государственных должностных лиц – это то, что его должность главы государства принадлежит ему по праву рождения. Он ее наследует и занимает, как правило, пожизненно.
Монарх имеет исключительное право на особый титул – короля, императора, шаха и т.п. и государственные регалии (символы верховной власти) – трон, корону, скипетр и др. За ним признается право на содержание его личного двора, для чего парламент устанавливает ему содержание – цивильный лист. Согласно ст. 89 Бельгийской конституции 1831 года в редакции 1994 года цивильный лист устанавливается законом на период каждого царствования.
Абсолютная монархия. До сих пор эта форма правления существует в нескольких странах. В Омане правительство формируется королем, ответственно только перед ним, а премьер-министром обычно является сын, брат или другой родственник короля. Многие министры, а также губернаторы провинций принадлежат к правящей семье.
В Катаре, Кувейте есть конституции, но они,
во-первых, дарованы монархами, а не приняты демократическим путем,
во-вторых, их действие часто приостанавливается (в Бахрейне — с1975 г.),
в-третьих, они устанавливают, что вся власть — законодательная, исполнительная, судебная — исходит от монарха, над конституцией стоит Коран. В этих странах есть парламенты, иногда избираемые населением (только мужчинами), но, по существу, это законосовещательные органы, поскольку их решения нуждаются в согласии монарха. То же относится и к султанату Бруней, расположенному на острове Калимантан, близ Индонезии.
Король — это одновременно высшее духовное лицо — имам, а мусульманская религия — государственная религия. Светская власть короля соединяется с духовной.
В дуалистической монархии есть конституция, парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. Монархи этих стран неоднократно распускали парламенты и правили без них годами, а то и десятилетиями. Да и предусмотренная в конституциях ответственность правительства перед парламентом зачастую служит фикцией: по традиции правительство полностью подчинено королю.
В парламентарной монархии действует конституция, принятая демократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент. Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. Конституция Японии1946 г. прямо запрещает ему это, в других странах (например, в Великобритании) монарх лишен властных полномочий.
Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правда, по конституции оно обычно назначается монархом, но такое назначение, как правило, — чисто формальный акт. На деле правительство формируется лидером партии большинства в парламенте, которого король назначает премьер-министром.
В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к принятым парламентом законам и должен подписывать их, даже если у него имеются личные возражения (Япония).
№61 Парламент как высший орган народного представительства: порядок формирования и структура.
Источник
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ — особая процедура выборов главы государства.
Как правило, основном положения о президентских выборах закреплены в конституциях государств, детали урегулированы специальным законодательством.
Президентские выборы проходят регулярно по окончании срока президентских полномочий через 4 (Латвия, США и др.), 5 (Румыния, Франция), 6 (Венесуэла, Россия с 2012 года), 7 (Турция, Узбекистан) лет. Сроки могут быть короче в связи с заявлением президента об отставке, при импичменте президенту, освобождении его от должности в связи со стойкой неспособностью осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья, смертью.
В некоторых странах лицо может быть избрано президентом только однажды (Мексика, Турция), в других странах переизбрание президента не ограничено (Италия, Франция, Белоруссия, Таджикистан и других), но в большинстве государств установлено правило об избрании президентом не более чем на два срока подряд.
Требования
К кандидату на должность президента обычно предъявляются следующие требования: гражданство данного государства, иногда — рождение на территории государства от граждан государства (Египет, США), отсутствие иного гражданства и вида на жительство в другом государстве; полные гражданские и политические права; достижение определённого возраста (обычно — 35 лет, в Никарагуа — 25, Венесуэле — 30, Болгарии — 40, Италии — 50, в Китае для Председателя Республики — 45). Иногда устанавливается предельный возраст для избрания (в Намибии, Казахстане, Таджикистане — 65 лет, в Тунисе, Туркмении — 70 лет). В ряде стран оговаривается определённый срок проживания в стране (в России — 10 лет, в США — 14, в Казахстане — 15). Нередко требуется, чтобы кандидат умел читать и писать (Филиппины), знал государственный язык (английский или французский во многих странах Африки), имел по меньшей мере среднее (Нигерия) или высшее (Турция, Азербайджан) образование.
Способы выдвижения кандидатов
Кандидат может быть выдвинут: путём самовыдвижения; группой избирателей (например, во Франции это 500 человек — члены парламента, региональных и департаментских советов, мэры городов); политической партией или блоком партий (иногда блок может включать непартийные объединения); определённой частью членов парламента (например, в Венгрии не менее 1/5 членов однопалатного парламента, в Молдавии кандидата должны поддержать не менее 15 членов парламента). В некоторых странах, в том числе во Франции, при выдвижении кандидата вносится избирательный залог. Он идёт в доход государства, если кандидат на выборах не получит определённого процента голосов избирателей (обычно 5%). В других странах существует выбор — можно собирать подписи в поддержку кандидата или внести залог.
Способы избрания
Практикуются следующие способы избрания президента: 1) голосование избирателей государства (Бразилия, Ирландия, Россия, Франция и других). Это наиболее распространённый способ. Как правило, при этом предусматривается мажоритарная система абсолютного большинства, то есть два тура голосования. Для победы в первом туре необходимо получить более 50% поданных и признанных действительными голосов. Если такого количества голосов не получит никто из кандидатов, обычно через две недели происходит повторное голосование. На него выносятся две кандидатуры, получившие в первом туре наибольший процент голосов. Для победы во втором туре обычно не требуется определённый порог явки избирателей на выборы (там, где он установлен для первого тура), а победитель определяется по мажоритарной системе относительного большинства (президентом станет тот, кто получил больше голосов).
В некоторых странах (Венесуэла, Колумбия) установлен только один тур выборов и действует мажоритарная система относительного большинства, но для избрания требуется значительный перевес голосов (например, в Аргентине 40% голосов). Если никто не получил значительное большинство, то президента избирает парламент из числа 3 кандидатов, набравших на выборах больше других голосов; 2) избрание парламентом — путём голосования членов обеих палат (или однопалатного) парламента (Албания, Венгрия, Вьетнам, Турция и других) или только нижней палаты парламента (ЮАР). В Вануату президент избирается на совместном заседании парламента и совета вождей племён. Для избрания необходимо получить квалифицированное большинство голосов (2/3от списочного состава членов парламента). Если ни один из кандидатов квалифицированного большинства не получает, проводятся дополнительные туры голосования и для победы необходимо абсолютное большинство голосов; 3) избрание парламентом (нижней палатой) совместно с субъектами федерации (например, в Индии каждый штат располагает для этого определённым количеством голосов, которые подаются от имени представительного органа штата); 4) голосование на заседании временного органа, создаваемого для избрания президента (например, в Германии таким органом является Федеральное собрание, созываемое раз в 5 лет для избрания президента ФРГ, оно состоит из членов бундестага и такого же количества представителей земель; президент избирается относительным большинством голосов); 5) избрание президента выборщиками (США). Граждане каждого штата избирают неравное количество выборщиков (оно соответствует числу членов нижней и верхней палаты парламента, избираемых от каждого штата, и не вполне пропорционально численности населения штатов). Всего выборщиков 538. Они голосуют за выдвинутых партиями кандидатов и самовыдвиженцев в главных городах своих штатов, результаты посылаются в Сенат, где голоса выборщиков подсчитываются и Сенат определяет победителя. Для победы нужно получить абсолютное большинство от численного состава выборщиков, то есть 270 голосов.
В теории права президент, избираемый парламентом или специальной коллегией, в механизме государственной власти считается «слабым» — свои полномочия он получает не непосредственно от народа, а от других органов и в какой-то мере зависит от них.
Источник