- Стратегия избегания в конфликтной ситуации – когда она наиболее эффективна
- Лучшая война та, в которой нас нет
- Когда «черепаха» побеждает
- Примеры стратегии избегания в реальной жизни
- Недостатки и опасности стратегии избегания
- Как избегать конфликтов
- Понятие конфликта и его виды
- Причины возникновения конфликтов
- Как избежать конфликта
- Общие рекомендации для избегания конфликта
- Как избежать конфликтов с начальником
- Как избежать конфликтов с коллегами
- Как избежать конфликтов с друзьями
- Как избежать конфликтов с родителями
- Как избежать конфликтов с детьми
- Как избежать конфликтов с любимым человеком
Стратегия избегания в конфликтной ситуации – когда она наиболее эффективна
Практикующий психолог в области семейных и детско-родительских отношений. .
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Избегание – одна из самых спорных и неоднозначных стратегий поведения в конфликте, которая не ведет ни к победе, ни к разрешению конфликта. Однако, даже такая стратегия, если ее правильно применить, бывает эффективна. К сожалению, большинство людей применяют ее себе во вред.
Лучшая война та, в которой нас нет
Стратегия избегания, или, как ее еще называют, ухода, выражается в том, что человек всеми возможными способами старается либо полностью устраниться из конфликта, даже когда является его непосредственным участником, либо находит любые возможности отложить разрешение конфликта на неопределенный строк.
В такой ситуации человек не может одержать победу, более того, эта стратегия не ведет даже к разрешению конфликта. Такое поведение выражается в игнорировании как своих потребностей, так и потребностей других участников конфликта.
У этой стратегии поведения есть характерные особенности:
- человек отказывается от диалога с оппонентом;
- не принимает его доводы, отрицает факты и доказательства его правоты;
- постоянно откладывает принятие решения относительно разразившегося спора;
- не принимает каких-либо активных действий, направленных на победу или урегулирование конфликта;
- может вообще игнорировать наличие проблемы, закрывать на нее глаза или сильно снижает ее значимость.
Символом этой стратегии являете «черепаха», которая прячется в свой панцирь при любой опасности.
Когда «черепаха» побеждает
Есть несколько условий, при которых стратегия избегания является действительно эффективной и ее можно использовать:
- когда ты оказалась втянутой в конфликт, причина которого для тебя не представляет особого значения, поэтому нет смысла пытаться выйти из спора победителем;
- когда ты понимаешь, что спор с оппонентом не будет иметь объективного результата, поскольку он не желает найти компромисс или истину, а руководствуется лишь потребностью победить и поставить соперника на место;
- если ты нашла возможность достичь желаемого другим путем, избегая участия в конфликте;
- когда оппонент слишком пристрастен, субъективен, ведет себя агрессивно;
- когда конфликт угрожает твоей безопасности;
- когда тебе необходимо выиграть время, чтобы найти ресурсы и методы, собрать дополнительную информацию, которая поможет тебе победить;
- когда твой оппонент выше тебя по рангу и конфликт с ним может угрожать твоему финансовому благополучию, карьере и социальному статусу.
Как конфликтовать правильно?
Примеры стратегии избегания в реальной жизни
Эффективность подобного поведения бывает достаточно высока, и уж точно, каждый человек применял стратегию избегания хотя бы раз в своей жизни. Например, если ты поссорилась с другим покупателем в магазине, потому что вы не поделили товар – тебе легче осознать, что точно такую же вещь ты можешь приобрести в другом магазине и по более выгодной цене.
Когда ты столкнулась с агрессивным человеком в общественном транспорте – как бы сильно он был не прав, лучшая стратегия в таком случае – уход.
Если твой непосредственный начальник вступает с тобой в конфликт, начинает говорить на повышенных тонах, то избегание конфликта поможет сохранить должность или, хотя бы, даст тебе время, чтобы найти способы влияния на него, или даже другую работу.
Или с тобой вступает в спор человек, который пытается доказать, что М.Ю. Лермонтов намного более талантливый, чем А.С. Пушкин. В плане интеллектуальной дискуссии это хорошая тема, но при возникновении конфликта на этой почве – лучше воспользоваться стратегией избегания конфликта. Ведь этот спор не поможет установить истину, так как предпочтения в литературе, кинематографе, искусстве у всех свои.
Недостатки и опасности стратегии избегания
У стратегии избегания есть отрицательные стороны, особенно, если этот способ поведения был выбран неосознанно, когда человек не просчитал все возможные последствия. Например, оппонент может начать проявлять все более высокие требования к тебе, понимая, что ты не можешь ему ничем ответить.
Также эта стратегия часто используется как способ наказания или манипуляции, чтобы вызвать у другого человека чувство вины, и заставить его действовать по-твоему. Такое происходит, когда жена, недовольная поступком мужа, замолкает и не разговаривает с ним несколько дней. По сути – это тоже стратегия ухода из конфликта. Это опасно тем, что проблема так и остается нерешенной, и может перерасти в еще больший конфликт. Также замалчивание приводит к постоянным обидам, раздражению друг на друга, непониманию.
Поэтому данную стратегию не рекомендуется использовать с близкими людьми, ведь она может привести к разрыву отношений и потере эмоционального контакта друг с другом.
Есть несколько причин, по которым люди неосознанно используют избегание, тем самым вредя себе и отношениям с близкими:
- страх брать на себя ответственность и принимать важные решения, что выражается в надежде, что все «наладится само собой»;
- неспособность принимать конструктивную критику и убежденность в своей полной правоте;
- неуверенность в себе – в этом случае человек не верит, что одержит победу в споре, поэтому предпочитает его избежать, промолчать, при этом оставаясь недовольным и обиженным;
- неумение отстаивать свою точку зрения, говорить «нет»;
- желание избежать конфликта любыми способами, даже если это вредит отношениям – часто такая позиция вырабатывается из родительских установок «будь терпеливой, ты же девочка», «будь выше этого», «будь умнее», «лучше промолчать», «в семье не должно быть ссор» и так далее;
- выученная с детства позиция жертвы, которая ждет, что кто-то другой решит все проблемы.
Позиция жертвы наиболее характерна для людей, которые постоянно выбирают стратегию избегания конфликта. В этом случае человек убежден, что от него ничего не зависит, поэтому нет смысла отстаивать свои интересы.
Обычно эта позиция подкрепляется похвалой и сочувствием со стороны окружающих, «мучениками» все восхищаются, одобряют их поведение, что еще более «якорит» человека в этой роли. Человек, находящийся в этой позиции, снимает с себя всю ответственность за свою жизнь, у него формируется выученная беспомощность, внешний локус контроля.
Но, если правильно применять стратегию избегания, она может избавить человека от многих конфликтных ситуаций, сохранить его психологические границы, время и ресурсы, и даже помочь выиграть, ведь, как говорил Сунь Цзы, «если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как мимо проплывет труп твоего врага». Возможно, уход от конфликта приведет к тому, что тот разрешиться сам собой или просто потеряет актуальность.
Источник
Как избегать конфликтов
Содержание статьи:
- Понятие и виды
- Причины возникновения
- Как избежать
- Общие рекомендации
- С начальником
- С коллегами
- С друзьями
- С родителями
- С детьми
- С любимым человеком
Конфликт — это ситуация противостояния, которая может возникнуть как между двумя людьми, так и между группами индивидуумов. Это одно из побочных действий общения разных личностей с различными взглядами, характерами, целями и мировоззрением. Его невозможно искоренить, но можно избежать или минимизировать. Для этого нужно знать природу конфликтов и основные методы их предупреждения.
Понятие конфликта и его виды
Есть множество определений, описывающих понятие конфликта. Но при этом все показывают главную суть этого явления — противостояние, противоречие, противоборство между людьми, высказываемое вслух.
Это сложный динамический процесс, получивший свое название от латинского «conflictus», что в переводе означает столкновение. Он может основываться на субъективных либо объективных «несостыковках». Чаще имеет открытый характер и сопровождается эмоциями со знаком «минус», но позволяет рассмотреть вопрос со всех сторон, услышать противоположную точку зрения.
В процессе формирования конфликтная ситуация имеет несколько последовательных стадий развития:
- Предметная стадия. Это этап зарождения конфликта, когда обнаруживается предмет несхождения взглядов.
Конфликтное взаимодействие. На этой стадии обнаруженный предмет конфликта высказывается открыто. Противостояние развивается.
Современная классификация конфликтов основывается на множестве факторов: на количестве участников конфликтной ситуации, ее проявлении, последствиях, формам противостояния и т. д. Поэтому количество видов такого противостояния очень большое. Приведем несколько наиболее «ходовых» классификаций конфликтных ситуаций.
Основные виды конфликтов:
- По последствиям социального характера. По своему исходу противостояния могут быть успешными или провальными, разрушительными или созидательными, конструктивными или деструктивными.
По уровням сторон-участников конфликта. В зависимости от того, кто выступает в качестве противоборствующих сторон, различают конфликты между индивидуумами или группами людей, между ассоциациями, государственными образованиями и культурами.
По источнику возникновения. К противостоянию сторон могут приводить следующие темы: несоответствие ценностей, идентификации, интересов.
По форме противостояния. Противостояние может проявляться открыто, агрессивно или мирно.
По масштабности. В зависимости от того, сколько участников захватывает конфликтная ситуация, она может быть локальной (местной) и ограничиваться несколькими людьми или коллективом, а также региональной, когда в противоборство вступают целые регионы. Также конфликт может разрастаться до межгосударственных и глобальных масштабов.
По отношению участников к самой конфликтной ситуации. Учитывая, что сами стороны конфликта могут по-разному относиться к возникшему непониманию, противостояние может быть подлинным, случайным, скрытым или ложным, объективным или субъективным.
Причины возникновения конфликтов
Существование человека многогранно, поэтому и причины для возникновения конфронтации могут затрагивать самые разные сферы человеческой деятельности. Конфликт может базироваться на чисто эмоциональной неприязни, непринятии определенных форм поведения или определенных ситуаций и т. д. Остановимся на наиболее значимых факторах, которые формируют конфликтные ситуации.
Общие причины возникновения конфликтов:
- Цели. Непонимание или неприятие желаемого результата, когда люди по-разному видят итог своей деятельности (поступков, решений, поведения), часто приводит к конфронтации.
Взгляды. Нередко конфликт возникает между сторонами, которые расходятся в видении путей решения определенной ситуации (проблемы).
Если рассмотреть указанные причинные факторы в ракурсе сфер деятельности человека, они будут выглядеть следующим образом:
- Причины социальных конфликтов. Социальное противостояние является необходимым условием для развития общества. Базироваться оно может на нескольких позициях: социальном неравенстве, неоднородности культуры и обычаев, разности ценностей и идеологии. Немало социальных конфронтаций основано на факторах экономического характера и степени распределения власти. В пределах семьи причинами для конфликтов могут стать разные взгляды на жизнь, воспитание детей, интимные отношения, ревность, финансовые и бытовые проблемы, вредные привычки и пристрастия.
Причины конфликтов в пределах организации. Вынужденное нахождение внутри разнородного коллектива в условиях одной организации неизбежно приводит к возникновению конфронтаций. Искрой для разгорания конфликта в этом случае могут послужить борьба за лидерство, неудовлетворительные условия работы, разность интересов, понимания трудового процесса и субординации, распределение материальных благ и поощрений.
Понимание причины возникновения конфликтной ситуации дает большое преимущество тому, кто хочет ею управлять. Самый эффективный способ, как избежать конфликта, базируется именно на знании его природы.
Как избежать конфликта
Большинство людей, которые становятся участниками конфронтации, старается оправдать свое поведение обстоятельствами, эмоциональным фоном, провокационным поведением собеседника и т.д. Они даже не подозревают, что есть способы избежать конфликта — в любой ситуации.
Общие рекомендации для избегания конфликта
Есть несколько советов общего характера, которые помогут пресечь конфликт «в корне» независимо от того, какова его причина и сколько в нем участников:
- Держите эмоции под контролем. Лучший путь предупреждения или конструктивного завершения конфликтной ситуации — отключение эмоций и своего Эго. Именно «трезвая голова» поможет так вести диалог, чтобы потом не сожалеть о сказанном или сделанном.
Не накручивайте себя. Научитесь жить в данный момент, не забегая своими мыслями и фантазиями в будущее — не надумывайте того, чего нет, и того, что еще не произошло. Часто случается, что мы сами себя накручиваем, выстраивая в голове немыслимые вариации развития событий, на которых потом строим свои претензии. Хотя оказывается, что все они так и оказались надуманными.
Будьте внимательными к собеседнику. Если у вас есть повод обсудить проблему, посоветовать или выяснить что-то, выбирайте для разговора правильное время — когда собеседник настроен на диалог. Если же он не в духе, устал, расстроен или рассержен — у вас есть все шансы превратить общение в конфликтную ситуацию.
Не вспоминайте прошлое. Возьмите за правило не «привязывать» к сегодняшней проблеме прошлые проступки и промахи своего собеседника. Такая тактика только усугубит противостояние. Это очень эффективный способ, как избегать конфликтов с близкими.
Не накапливайте в себе обиды и проблемы. Нерешенные спорные моменты, невысказанные переживания и обиды имеют свойство аккумулироваться и выплескиваться фонтаном отрицательных эмоций. Естественно, что конфликтов во время таких всплесков не избежать.
Как избежать конфликтов с начальником
На работе проходит большая часть нашей жизни, поэтому возможность возникновения недоразумений в этой сфере жизнедеятельности велика. Причем возникать они могут в нескольких плоскостях — с коллегами или с высшим по рангу сотрудником, начальником.
Главные правила, как избежать конфликтов на работе с начальником:
- Начальник всегда прав. Помните этот главный принцип любого руководства. И даже если соблюдать его очень сложно, в любом случае ваше противостояние должно быть обдуманным, тактичным и адекватным.
Спокойствие, только спокойствие. Если вы попали под горячую руку начальника или считаете предъявленные вам претензии безосновательными, сдержитесь от бурного ответа. Подождите, пока «агрессор» успокоится, и только потом выясняйте все непонятные вам моменты.
Сплетням — стоп. Возьмите за правило не обсуждать руководство со своими коллегами. Даже вне работы и в неформальной обстановке. Нет никаких гарантий, что ваши слова не донесут до ушей объекта обсуждений.
Как избежать конфликтов с коллегами
Основные способы, как избежать конфликтов с коллегами по работе:
- Держите дистанцию. Рабочие отношения не только обеспечат вам наиболее эффективные условия работы, но и не сделают вас объектом или жертвой сплетен.
Будьте беспристрастны. Если вас вовлекают в конфликт — не выбирайте чью-либо сторону и сохраняйте нейтралитет. Вы не знаете, чем он закончится и какие последствия за собой оставит. Будьте спокойны и рассудительны и тогда, когда вы выступаете одной из сторон конфликтной ситуации. Даже если причина конфликта — личная «непереносимость».
Соблюдайте принцип «тет-а-тет». Старайтесь искать разрешение любым недопониманиям и размолвкам наедине с собеседником, вне коллектива.
Как избежать конфликтов с друзьями
Жизнь показывает, что моменты недопонимания и несогласия могут возникнуть даже между самыми лучшими друзьями. Учитывая ту же жизнь — хороших друзей не бывает много, поэтому не стоит рисковать ими и вступать с ними в конфронтацию.
Основные рекомендации для предупреждения конфликтов с друзьями:
- Уходите от конфликтов. Если вы видите, что ваш друг настроен агрессивно и конфликтная ситуация неизбежна, уходите от столкновения физически. Можете вспомнить о срочных делах, нерешенной проблеме, не выключенном утюге — о чем угодно, что даст вам повод прекратить общение с другом в момент его «неадекватности».
Выдерживайте паузу. Старайтесь не реагировать на замечания и колкости сразу, особенно если они мелочны и незначительны. Используйте классический метод счета до 10. А там будет видно — как отвечать и стоит ли отвечать вообще.
Как избежать конфликтов с родителями
Конфликт отцов и детей — извечная проблема отношений, актуальность которой будет существовать столько же, сколько и сами ее участники. Родительская любовь в совокупности с жизненным опытом не всегда находят общий язык с молодостью и стремлением к самостоятельности.
Основные принципы, как избежать конфликтов с близкими людьми:
- Не бойтесь признавать свои ошибки. Старайтесь подходить к причинам конфликтов беспристрастно и исправляться, когда это необходимо.
Не давайте волю чувствам. Оставляйте без ответной реакции провокации и намерения вывести вас из равновесия. Часто эмоции мешают увидеть корень проблемы и правильный способ ее решения.
Будьте тактичны и снисходительны. Вежливость, спокойный тон и умение выслушать, не перебивая — лучший способ показать значимость хороших отношений с близкими. Делайте скидку на возраст родных, эмоциональный фон, состояние здоровья. Перепады настроения и плохое самочувствие бывают у всех.
Как избежать конфликтов с детьми
Не меньше поводов для непонимания и столкновения может возникнуть и со своими собственными детьми. Это значительно усложняет сохранение продуктивной связи «родитель-ребенок».
Главные правила, как избежать конфликтов с детьми:
- Смотрите в корень проблемы. Очень часто дети используют конфликтные ситуации с целью привлечь к себе внимание. И родителей — в первую очередь. Научитесь прежде увидеть причину возникшего противостояния и только потом выбирать путь его решения.
Критикуйте правильно. Ребенку, как и любому взрослому, неприятно слышать в свой адрес критические замечания. Поэтому постарайтесь делать замечания своему ребенку правильно: во-первых, по существу, во-вторых, с продолжением, то есть объясняя, как ему исправиться, стать лучше.
Объясняйте свои отказы. Если вы не намерены удовлетворять каждое желание своего ребенка, научитесь это аргументировать. Игнорирование только усугубит проблему, поскольку ребенок воспринимает такое отношение к себе как безразличие.
Как избежать конфликтов с любимым человеком
Если отношения с родителями и детьми — это кровные отношения, то отношения со своей второй половиной имеют несколько другой ракурс. Этот ракурс дает массу поводов для возникновения конфликтных противостояний. И если не найти оптимальный способ, как избежать конфликтов в семье, этой семьи может или не быть, или не стать.
Основные способы избежать конфликтов со своим партнером:
- Уважайте свою вторую половину. Помните, что ваша вторая половинка — личность, у которой есть свои вкусы, привычки, интересы и предпочтения. В конце концов — именно такого человека вы и полюбили.
Будьте искренни и честны. Самым лучшим цементом для укрепления отношений является искренность и открытость. При этом не забывайте, что нечестно требовать от своего партнера то, что не можете сделать или чем не обладаете сами.
Прислушивайтесь к себе. Прежде чем начать конфликт или обидеться, загляните внутрь себя. Возможно, в вас говорят эмоции, усталость или обычный голод. И учтите, что вашей половиной могут двигать те же причины.
Как избегать конфликтов — смотрите на видео:
Источник