Способы исследования страхового рынка

Исследование страхового рынка.

Исследование страхового рынка — это центральный пункт маркетинга. В процессе исследования изучаются потенциальные и нынешние клиенты страховой компании, ее конкуренты, (производится сегментация рынка.)

Сюда относится изу­чение потенциальных и нынешних клиентов с целью выявления таких потребительских групп, привлечение которых в страховую компанию в качестве страхователей принесет страховщику наибольшую прибыль. Иссле­дование рынков включает также его сегментацию и изучение конкурентов.

Правильно проведенное исследование рынка позволяет страховщику получить ответы на его основные вопросы:

ü Каковы потребности рынка и отдельных потребительских групп в страховой продукции?

ü Каков уровень конкуренции рынка и его отдельных сегментов?

ü Каким образом можно побудить потенциальных потребителей к приобретению страховой продукции?

Чтобы ответить на эти вопросы служба страхового маркетинга должна определить следующее: (В процессе исследования страхового рынка необходимо выявить следующие основные моменты: )

1. страховые потребности клиентов в конкретном продукте или виде страхования (нужно или нет, и в каком объеме, т.е. требуемое страховое покрытие);

2. выделить группы, которым нужен страховой продукт: по географическому признаку, социально-демографическому и др. (сегментация рынка);

3. мотивы потенциального клиента при заключении договора страхования, т.е. изучаются вкусы, привычки, наклонности поведения (стереотип мышления) клиентов для того, чтобы проводить адекватную страховую политику;

4. способы воздействия на клиентов, т.е. где и как можно убедить клиентов приобрести страховой продукт: при помощи рекламы или иными способами;

5. стоимость привлечения клиентов в страховую компанию, т.е. затраты на содер­жание сбытовых звеньев (в зависимости от способа воздействия на клиентов);

6. возможные направления эволюции страховых потребностей и предпочтений клиентов — динамика потребительского сег­мента в плане его платежеспособности, потребностей и спо­собов привлечения в страховую компанию (выход на пенсию, беременность, покупка автомобиля);

7. оценка уровня риска наступления страхового случая для раз­личных типов страхователей;

8. оценка средней стоимости страхового события и стоимости страховых случаев для различных групп потенциальных клиентов;

9. компании-конкуренты, уровень конкуренции страхового рынка, а также возможные перспектив­ные действия конкурентов.

Здесь необходимо установить главных конкурентов, выявить их слабые и сильные стороны, определить, насколько спрос удовлетворен конкурентами.

Различают ценовую и неценовую конкуренцию страховщиков.

В основе ценовой конкуренции лежит тарифная ставка. Снижение тарифной ставки всегда привлекает внимание потенциального страхователя. Но сегодня в индустриально развитых странах страховые рынки, как правило, разделены между несколькими крупными страховщиками, и, следовательно, снижение тарифных ставок для борьбы за страхователя не используется. Ценовая конкуренция применяется главным образом страховщиками-аутсайдерами в их борьбе с гигантами страхового бизнеса, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции.

К элементам неценовой конкуренции относятся:

1. предоставление дополнительных сервисных услуг для клиентов страховой компании (преимущественное право приобретения акций страховой компании, бесплатные консультации юридического характера и т.д.).

2. реклама. С помощью рекламы страховые компании стремятся создать престижный имидж своей фирмы в глазах страхователей. С помощью рекламы можно рассказать о новых видах услуг страховой компанией, о планах дальнейшего развития и участия страховой компании в общественной жизни региона или страны.

3. незаконным методом неценовой конкуренции является шпионаж ноу-хау, переманивание специалистов, владеющих профессиональными секретами организации страхового дела, подлог страховых свидетельств.

При проведении исследования отдел маркетинга может пользоваться различными источниками информации — внешними и внутренними.

Читайте также:  Как можно получить образование способы

К Внешним источникам относится информация, (опросы)

· собеседования со специально подобранными группами потребителей — фокус-группами;

· опросы фактических и потенциальных страхователей;

· опросы профессиональных участников рынка.

Внешние, анализ баз данных

· открытые информационные базы данных по макроэкономическим показателям,

· платные источники информации, базы данных различных министерств и ведомств (Госкомстат, Мини­стерство по налогам и сборам, Федеральная служба страхового надзора Минфина России, ГИБДД и др.);;

· использование профессиональной статистики — данных страхового надзора;

· открытые печатные материалы и реклама страховщиков.

Внутренние источники информации включают,( опрос)

Источник

Страховой рынок в первом полугодии 2021 года. Восстановительный рост

Первая половина текущего года ожидаемо оказалась для страхового сектора более продуктивной, нежели первое полугодие 2020-го. Тогда на динамику сильно повлияли жесткие меры по борьбе с пандемией COVID-19, введенные во II квартале.

В этом году страховой рынок показывает хорошие восстановительные темпы, а негативное влияние могут оказать, скорее, регуляторные изменения (новые требования к финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний с 1 июля). Да и те во втором полугодии еще не коснутся компаний с объемом премий за 2020 год ниже 2 млрд рублей (исключая страховщиков ОСАГО).

А пока аналитики Банки.ру рассмотрели официальные данные и отметили изменения, произошедшие со страховым рынком и его основными участниками в первом полугодии 2021 года.

Старт с низкой базы

Российский страховой рынок в январе — июне 2021 года вырос на 21% по отношению к аналогичному периоду года прошлого. Объем страховых премий составил порядка 894,2 млрд рублей. Совокупные выплаты по всем видам страхования увеличились за год на 29,6% до 384,5 млрд рублей. При этом немного снизилась прибыльность и рентабельность капитала по сектору (24,5% по итогам полугодия против 25,6% за I квартал 2021 года).

Согласно данным Банка России, во II квартале страховой рынок вырос на 38,9% год к году, тогда как I квартал дал только 7,9% роста. Понятно, что слабые показатели II квартала прошлого года повлияли на эти цифры, тем не менее по объемам премий первое полугодие 2021 года опережает не только прошлогодние показатели за тот же период, но и сборы за январь — июнь 2019 года.

Два основных изменения в структуре рынка по видам страхования по итогам полугодия (по отношению к аналогичному периоду прошлого года): рост доли полученных премий от страхования жизни (не в последнюю очередь благодаря росту активизации кредитования и страхования заемщиков) и доли страхования от несчастных случаев. Сокращение свыше 1 процентного пункта показали сборы в сегменте добровольного медицинского страхования (ДМС), ОСАГО и страхования (прочего) имущества юридических лиц.

Здесь надо отметить, что абсолютно все выделенные нами основные сегменты, за исключением страхования имущества юридических лиц, продемонстрировали рост собранных премий относительно первого полугодия 2020 года. Просто лучше всего себя показали именно страхование жизни и страхование от несчастных случаев, увеличив сборы соответственно на 31,3% и 51,5% год к году.

При этом подсегмент страхования жизни заемщика по динамике роста вдвое опережает страхование жизни в целом. Традиционно опережая его и в доле отказов в выплатах по отношению к урегулированным случаям (46,6% против 7,6%). Надо сказать, что ударный рост страхования жизни заемщика обеспечивает и процент отказов: в первом полугодии 2020 года их было существенно меньше — 28,8%. Средние суммы выплат по этому виду страхования и страхованию жизни в целом — на уровне 139,5 тыс. и 238,6 тыс. рублей в январе — июне 2021 года.

Читайте также:  Найти способ остановить кирилла

Средние выплаты по страхованию от несчастных случаев и болезней, разумеется, ниже — примерно 73,8 тыс. рублей. Но и это внушительная динамика. За январь — июнь 2020 года средняя сумма выплат в этом сегменте едва превышала 40 тыс. рублей. Правда, и доля отказов здесь увеличилась с 10,1% до 24,8%.

Стабильно низкая доля отказов при страховых случаях в сегменте добровольного медстрахования — всего 0,04%. Впрочем, и средняя сумма выплат почти не изменилась и составляет лишь порядка 2,9 тыс. рублей.

Сборы по каско в первом полугодии 2021 года показывают хорошие результаты относительно аналогичного периода прошлого года — рост на 23,3% при увеличении средней выплаты по рынку с 111,7 тыс. до 119,9 тыс. рублей. Премии по ОСАГО в более скромной позиции — плюс 6,3% год к году и почти без изменений по средней сумме выплат: 65,7 тыс. против 65,4 тыс. рублей в первом полугодии 2020 года. Зато отказов по выплатам ОСАГО стало чуть меньше — 2,6% против 3,3% в январе — июне 2021 и 2020 годов соответственно.

Сборы по имущественному страхованию юрлиц — единственный сегмент, не показавший роста в первом полугодии текущего года. А вот премии по страхованию прочего имущества физических лиц приросли на 18,2% год к году при незначительном увеличении отказов по отношению к урегулированным случаям (с 14,8% до 15,7% по первым полугодиям прошлого и текущего годов) и росте средней суммы выплаты по рынку с 42,6 тыс. до 52,3 тыс. рублей за те же временные отрезки.

Лидеры растут быстрее рынка

За первое полугодие 2021 года все лидеры рынка по объему премий демонстрируют рост, причем половина из них растет темпами выше рыночных. Наилучший результат (рост на 51,5%) показывает «Ренессанс Жизнь», имеющая наименьшую долю рынка в десятке лидеров по сборам (2,9% премий от общей суммы по рынку) и демонстрирующая довольно внушительную долю отказов в выплатах (более 26%). Эти цифры комментирует генеральный директор СК «Ренессанс Жизнь» Олег Киселев: «Данные, которые наша компания представляет в отчете за первое полугодие этого года, – это аккумулированные отказы за прошлые периоды, которые были собраны и обновлены в связи с автоматизацией операционного процесса в компании». На втором месте «АльфаСтрахование-Жизнь» (рост на 48,6% по отношению к первому полугодию 2020 года). Отметим, что «Ренессанс Жизнь», «Сбербанк страхование жизни» и «АльфаСтрахование-Жизнь» составляют тройку лидеров по страхованию жизни заемщика, а в этом сегменте традиционно высока доля отказов в выплатах. Основная причина — при кредитовании страхование жизни и здоровья часто оформляется в «добровольно-принудительном» порядке и покрывает лишь серьезные последствия (смерть, инвалидность и т. п.), но далеко не все заемщики читают условия и часто обращаются за выплатой в случаях, не покрываемых имеющейся страховкой. «Сбербанк страхование жизни» занимает третье место по росту собранных премий за первое полугодие 2021 года относительно аналогичного периода прошлого года, но при этом лидирует по доле отказов в выплатах (26,82%).

Наименьший рост (на 7%) в десятке крупнейших компаний демонстрирует СК «СОГАЗ-Жизнь», показывающая крупнейшую среднюю сумму выплаты среди всех лидеров (более 822 тыс. рублей). Наибольшая доля премий в общей сумме страховщиков традиционно принадлежит страховой компании «СОГАЗ», даже без учета отдельных дочерних компаний.

Читайте также:  Вода как способ тушения

В нашу выборку попали страховые компании с наибольшими объемами премий по итогам первого полугодия 2021 года на рынке в целом и в отдельных его сегментах (выбор сегмента доступен в приложенных таблицах).

Лидером роста (на 105,1%) в сегменте страхования жизни стала СК «Ингосстрах-Жизнь». На 92% улучшила свои показатели компания «Уралсиб Жизнь». Две эти компании замыкают десятку лидеров по сборам, на которую приходится более 88% рынка. В топ-3 по объему премий лучшую динамику показала «АльфаСтрахование-Жизнь» (на 48,3%, с 30,7 млрд до 45,5 млрд рублей). Три компании уменьшили суммы премий относительно первого полугодия 2020 года, самое значительное падение сборов (на 20,4%) за первое полугодие 2021 года у компании «РСХБ-Страхование жизни», которая также имеет наименьшие общую сумму выплат и среднюю сумму выплаты в нашей десятке по страхованию жизни (256,6 млн и 87,14 тыс. рублей соответственно).

Отметим, что средняя выплата по страхованию жизни в январе — июне 2021 года составила 238,6 тыс. рублей (годом ранее — 184,6 тыс. рублей). Но девять из десяти крупнейших страховщиков жизни платят в среднем больше.

В разделе страхования от несчастных случаев наилучшую динамику показала СК «Росгосстрах» (рост более чем на 180%) при минимальной средней сумме выплаты в десятке лидеров (36,5 тыс. рублей, что, правда, немного выше суммы по всему 2020 году). Единственное отрицательное значение (падение на 12,5%) в выборке имеет СК «КАРДИФ». Любопытно при этом, что средняя сумма выплаты СК «КАРДИФ» является наибольшей в нашей десятке (220,13 тыс. рублей). Крупнейшая по размеру собранных премий за полугодие компания «СОГАЗ» увеличила сборы на 75,1% относительно первого полугодия 2020 года — с 40,5 млрд до 71 млрд рублей. Это более 53% от общего объема премий по рынку в сегменте страхования от несчастных случаев. Любопытно, что у компании «СОГАЗ» в сегменте страхования от несчастных случаев одно из наиболее низких отношение суммы выплат к объему привлеченных премий.

Восемь из десяти лидеров в сегменте добровольного медицинского страхования показали положительную динамику сборов за январь — июнь текущего года. Снижение показателя демонстрируют компании «Росгосстрах» и «ВТБ Страхование», причем последняя с огромным отрывом лидирует не только по средней сумме выплаты (41 тыс. рублей), но и по доле отказов в выплатах (более 49%). Наивысший показатель роста сборов по ДМС у компании «АльфаСтрахование» (на 17,1%, с 8,2 млрд до 9,6 млрд рублей). Первое место по объему премий в этом сегменте также остается за компанией «СОГАЗ», собравшей на 9,6% больше премий, нежели в первом полугодии 2020 года, при доле рынка ДМС в 44,5%.

Тот же «СОГАЗ» показывает наилучшую динамику сборов по каско (39,9%) в нашей десятке, лидируя также по средней сумме выплат (более 145 тыс. рублей). Однако по объему премий «СОГАЗ» находится в середине таблицы (7,2 млрд рублей в январе — июне 2021 года), а лидирует «Ингосстрах» (16,7 млрд рублей премий), показавший рост сборов на 26,3%. Все компании, попавшие в топ-10 по премиям в сегменте каско, демонстрируют рост по отношению к первому полугодию 2020 года. Наименьший рост — в 13,5% — продемонстрировала СК «Росгосстрах», а вот отказывает в выплатах эта компания чуть менее чем в 11% случаев, и это самая высокая доля отказов в нашей десятке по каско.

Источник

Оцените статью
Разные способы