Способы исследования прикладной лингвистики

Методы прикладной лингвистики и структуры представления знаний

Методы, которыми пользуются лингвисты для решения практических задач, чрезвычайно разнообразны. Выбор метода исследования определятся, во-первых, особенностями исследуемого объекта, а во-вторых, – целями и задачами конкретного исследования. В прикладной лингвистике применяются как общенаучные методы исследования, так и частные методы, которые используются в рамках какой-либо конкретного научного направления.

К общенаучным методам можно отнести классификацию – установление набора тех параметров, которые позволяют описать объект изучения с достаточной степенью полноты.

Выбор метода исследования в лингвистике осложняется тем, что язык – это специфический объект изучения, который недоступен в прямом наблюдении. Поэтому одним из основных методов его изучения является моделирование.

Необходимость в моделировании возникает в тех научных областях, где объект изучения недоступен непосредственному наблюдению. В таких случаях он уподобляется некоему «черному ящику», о котором известно только то, какие начальные материалы он получает «на входе» и какие конечные продукты он выдает «на выходе». Лингвисты тоже имеют дело с «черным ящиком»: единственной реальностью, с которой они непосредственно имеют дело, является текст (устный или письменный), а интересующие их механизмы языка, лежащие в основе речевой деятельности человека, не даны в прямом наблюдении.

По определению американского математика К.Э. Шеннона, модель является представлением объекта, системы или понятия (идеи) в некоторой форме, отличной от формы их реального существования.

Методом моделирования пользуются и в теоретической, и в прикладной лингвистике. Модели, создаваемые в рамках теоретического языкознания, призваны описать языковую систему во всей ее полноте. Например, в теоретической лингвистике часто используются следующие типы моделей:

• компонентные модели или модели структуры (из чего сделан Х);

• предсказывающие модели (предсказать поведение X в тех или иных обстоятельствах);

• имитирующие модели (внешне вести себя как X);

• диахронические модели (как и почему меняется X с течением времени).

В прикладном же языкознании основной целью создания модели является потребность в решении определенной задачи, а не познание того, «как все обстоит на самом деле». Таким образом, различия между теоретическими и прикладными моделями можно свести к следующему: во-первых, прикладные модели требуют большей степени формализации. Во-вторых, прикладные модели используют знания о языке выборочно, позволяя значительно упрощать объект моделирования.

В теории знаний (эпистемологии) выделяют два основных вида знаний: декларативные знания («знание ЧТО») и процедурные знания («знание КАК»).

Декларативные знания – это утверждения о чем-либо. Типичный пример декларативного знания – толкование слова в толковом словаре.

Процедурные знания – это алгоритм, то есть последовательность действий, которые следует выполнить в определенной ситуации. Пример процедурных знаний – инструкция к любому бытовому прибору. Процедурным знанием также является функциональная способность человека к ходьбе, бегу, использованию языка.

Основное различие между декларативными и процедурными знаниями состоит в следующем: если декларативные знания можно верифицировать, то есть определить их истинность или ложность, то процедурные знания верификации не подлежат. Оценить качество процедурных знаний можно только с точки зрения успешности или не успешности работы алгоритма.

В теории знаний также изучаются различные структуры представления знаний: фреймы, сценарии, планы и т. д.

Фрейм – это структура для представления декларативного знания о какой-либо стереотипной ситуации. Формально фрейм представляется как совокупность узлов и отношений между ними. Каждый узел задает определенный параметр, который может заполняться конкретной информацией. Ядро фрейма составляют узлы, соответствующие постоянным для данной ситуации понятиям. Периферия фрейма – узлы, заполнение которых информацией каждый раз не является обязательным.

Помимо фрейма существуют и другие структуры представления знаний, например, сценарий. Сценарий – это тоже представление о стереотипной ситуации или стереотипном поведении, только элементами сценария являются шаги алгоритма или инструкции. Можно, например, говорить о «сценарии посещения ресторана» или «сценарии покупки в магазине».

Другой термин, который используется в когнитивных исследованиях – план. Под планом понимают представление знаний о возможных действиях, которые необходимы для достижения определенной цели. План возникает на основе одного или нескольких сценариев, необходимых для решения данной проблемной ситуации. Выполнимость плана – обязательное условие его порождения, а к понятию «сценарий» критерий выполнимости неприменим.

Еще одно важное понятие теории знаний – модель мира. Под моделью мира понимается совокупность знаний о мире. В модели мира эти знания не хаотичны, а организованы определенным образом.

Источник

Методы и методики прикладной лингвистики

кретная прикладная дисциплина обладает своим уникальным набором методов[601].

Например, квантитативная лингвистика в значительной мере опирается на методический инструментарий статистики, компьютерная лингвистика ттти- роко использует методы теории программирования и представления знаний, теория воздействия опирается на представление о значимом варьировании языковых структур.

Читайте также:  Способы сохранения звуковой информации

Тем не менее можно выделить нечто общее, характерное для метода прикладной лингвистики в целом. Эта общая часть хорошо видна при сравнении методов описательной, теоретической и прикладной лингвистики.

Перед описательной лингвистикой стоит задача описания фактов языка различных уровней. Иными словами — на первом плане стоит метод классификации, то есть выявления той сетки параметров, которая позволяет охватить все релевантные (в теории) свойства языковых структур. Теоретическая лингвистика формирует само представление о релевантности в концептуальных моделях языка. Концептуальные модели функционирования языка не просто описывают, а объясняют наблюдаемые факты, предсказывая, например, условия их появления.

Моделирование в теоретической лингвистике в своих существенных чертах соответствует идее моделирования в естественнонаучной сфере. Метод моделирования используется в тех случаях, когда непосредственное изучение объекта моделирования в том или ином отношении затруднено — например, объект разрушается при непосредственном контакте или сам контакт затруднён. В этом случае объект моделирования представляет перед исследователем как своеобразный «чёрный ящик». Типичным объектом такого рода является мышление человека и язык во всех его проявлениях[602].

Прикладная лингвистика также использует и метод классификации и метод моделирования.

Таким образом, важнейшим свойством методов прикладной лингвистики является оптимизация. Под оптимизацией понимается такое описание (модель) проблемной области, при котором эта область сохраняет в результирующем представлении только те существенные свойства, которые необходимы для данной практической задачи. Иными словами, если для теоретического исследования предполагается полное описание проблемной области со всеми её сложностями и т. п., то прикладное оптимизированное описание должно быть удовлетворительным только для данной конкретной задачи. Рассмотрим это на примере [Баранов 2001 : 10].

Возьмём категорию времени. Теоретический подход, в зависимости от выбранной концепции, будет требовать следующего. Описательная лингвистика — описание грамматической категории времени (выделение граммем, морфологических способов выражения граммем, сочетаемость граммем категории времени с граммемами других грамматических категорий), классификация синтаксических конструкций. Теоретическая лингвистика (в рамках уровневой модели языка) — семантика временных отношений ^ способы выражения на синтаксическом урвоне; ^ способы выражения на лексическом уровне; ^ способы выражения на морфологическом уровне.

Прикладное описание будет выглядеть совершенно по-другому: составление технического задания (определяется заказчиком); анализ проблемной области (сколько типов временных отношений представлено в проблемной области и каковы формальные способы выражения темпоральных отношений в данном подъязыке); формирование метаязыка, способов описания проблемной области, совместимых с другими привлекаемыми метаязыками; применение метаязыка ^ результирующее представление (модель) проблемной области; проверка результирующего представления (объяснительная и предсказывающая сила модели; компьютерная реализация или эксперимент).

описательных, можно сказать, что: прикладные модели в целом ориентированы на конкретные подъязыки, а не на весь язык в целом; как правило, они требуют большей степени формализации; прикладные модели используют знания о языке выборочно; прикладные модели не делают различий между собственно лингвистическими и экстралингвистическими аспектами семантики языковых выражений; прикладные модели в существенно большей степени огрубляют моделируемый объект, чем теоретические модели; прикладные модели не налагают никаких сущностных ограничений на инструмент моделирования.

Подчеркнём, что современная прикладная лингвистика — это единство теории языкознания, философии, математики и кибернетики [Герд 2005 : 8]. Прикладная лингвистика математична по своему духу: это строгость постановки конкретных задач, обязательная структуризация фактов, поиск формальных моделей описания и, наконец, едва ли не основное сегодня — поиск наиболее адекватных компьютерных форм представления данных. Например, инновационные формы сбора языковых фактов[603]. Разработка в последние годы Русского национального корпуса показала, что большинство проблем Машинного фонда русского языка актуальны и сегодня [Герд 2005 : 9].

Считаю уместным напомнить, что ни одна отрасль науки не даёт столь очевидных и социально значимых результатов, как прикладные исследования[604], но одновременно никакие труды не устаревают так быстро, а потому и обновляются так часто.

Вопросы и задания для обсуждения В чём состоит специфика прикладной лингвистики? Почему, говоря о методах прикладной лингвистики, как правило, напоминают о методах описательной и теоретической лингвистики? Почему моделирование является господствующим методом прикладной лингвистики? Как модифицируется общенаучный метод моделирования при экстраполяции его в прикладную лингвистику? Какого рода справки из прикладной лингвистики нужны современному гуманитарию, в том числе — лингвисту? Прокомментируйте высказывание:

Характеризуя методы и приёмы прикладных лингвистических исследований, прежде всего методики обучения родным и иностранным языкам [Карлин- ский 2009 : 137-173], А.

М. А. Марусенко в разделе «Апробация анонимных и псевдонимных текстов методами прикладной лингвистики» [Прикладное языкознание 1996 : 466479] доказывает, что решение такой задачи необходимо осуществлять методами прикладной лингвистики.

Читайте также:  Предстерилизационная очистка ручным способом осуществляется

Как Вы полагаете, каковы эти методы? Проверьте себя, ознакомившись с этой работой.

Источник

Методы прикладной лингвистики

Разнообразие методов прикладной лингвистики вполне сопостави­мо с разнообразием конкретных областей приложения знаний о языке: каждая конкретная прикладная дисциплина обладает своим уникальным набором методов. Например, квантитативная лингвистика в значительной мере опирается на методический инструментарий статистики, компьютер­ная лингвистика широко использует методы теории программирования и представления знаний, теория воздействия опирается на представле­ние о значимом варьировании языковых структур. Тем не менее можно выделить нечто общее, характерное для метода прикладной лингвисти­ки в целом. Эта общая часть хорошо видна при сравнении методов описательной, теоретической и прикладной лингвистики.

Перед описательной лингвистикой стоит задача описания фактов языка различных уровней. Иными словами — на первом плане стоит метод классификации, то есть выявления той сетки параметров, кото­рая позволяет охватить все релевантные (в теории) свойства языковых структур. Теоретическая лингвистика формирует само представление о ре­левантности в концептуальных моделях языка. Концептуальные модели функционирования языка не просто описывают, а объясняют наблюдае­мые факты, предсказывая, например, условия их появления.

Моделирование в теоретической лингвистике в своих существенных чертах соответствует идее моделирования в естественнонаучной сфере.

Метод моделирования используется в тех случаях, когда непосредствен­ное изучение объекта моделирования в том или ином отношении затруд­нено — например, объект разрушается при непосредственном контакте или сам контакт затруднен. В этом случае объект моделирования пред­стает перед исследователем как своеобразный «черный ящик». Типичным объектом такого рода является мышление человека и язык во всех его проявлениях. Исходный пункт использования метода моделирования — представление о входной и выходной информации (в широком пони­мании), характеризующей функционирование объекта моделирования. Тем самым для создания модели чего-либо надо знать, как ведет себя объект моделирования в тех или иных условиях. Например, создание модели синтаксиса естественного языка опирается на факты возмож­ности или невозможности осуществления тех или иных синтаксических трансформаций. Если созданная модель повторяет поведение объекта мо­делирования, то есть входная и выходная информация модели повторяет аналогичную информацию объекта моделирования, то модель функци­онирует хорошо, адекватно. Теория моделирования позволяет в этом случае перенести особенности устройства модели на сам объект. Это важ­ное теоретическое положение, которое позволяет метод моделирования считать исследовательским методом.

Метод моделирования при всей его универсальности имеет опреде­ленные ограничения. Так, в [Апресян 1966, с. 79] отмечается, что модели­ровать можно только те свойства объекта, которые не определяются его физической природой. Иными словами, успешно моделируются только те характеристики, которые связаны со структурной организацией объек­та. Моделирование неструктурных свойств в принципе возможно, однако затруднено перенесение особенностей организации модели на моделируе­мый объект. Обсуждая свойства лингвистических моделей, Ю. Д. Апресян обращает внимание на то, что модель всегда является идеализацией объ­екта моделирования, его огрублением. Одновременно она должна пред­сказывать поведение объекта и объяснять его [Апресян 1966, с. 81 и далее].

В теоретической лингвистике часто используются следующие типы моделей:

• компонентные модели или модели структуры (из чего сделан X);

• предсказывающие модели (предсказать поведение X в тех или иных
обстоятельствах);

• имитирующие модели (внешне вести себя как X);

• диахронические модели (как и почему меняется X с течением вре­
мени).

Разумеется, основания выделения лингвистических моделей могут быть и другими. Например И. И. Ревзин, опираясь на структурную тра­дицию, выделяет анализирующие и синтезирующие лингвистические модели. Последние, в свою очередь, разделяются на собственно син­тезирующие (от смысла к форме) и порождающие (от базовой формы к разнообразию небазовых форм) [Ревзин 1977, с. 17-28]. Ю.Д.Апресян по характеру объекта моделирования различает модели речевой деятель­ности (объект моделирования — конкретный языковой процесс или явление), модели исследовательской деятельности лингвиста (модели ис­следования) и метамодели (в качестве объекта моделирования выступает уже существующее лингвистическое описание) [Апресян 1966, с. 99-113]. Наиболее важными Ю. Д. Апресян считает модели, имитирующие рече­вую деятельность человека.

Существенно не многообразие моделей языка (было бы странно, если бы моделей было мало), а то, что и описательная, и теоретическая лингвистика в теоретическом моделировании исходят из эвристики «the God’s truth» («Божественная Истина»). Иными словами, классификации языковых фактов и концептуальные модели теоретической лингвистики претендуют на описание того, как действительно устроен язык.

Прикладная лингвистика также использует и метод классификации и метод моделирования. Однако поскольку задачи прикладной лингвисти­ки сосредоточены в области оптимизации функций языка, а оптимизация определяется конкретной задачей, то в приложениях языкознания исполь­зуется познавательная установка, известная под несколько ироническим названием «Фокус-покус» (более уважительно можно было бы сказать «Инженерный подход»). Эта установка в качестве основной ценности выдвигает не познание того, «как все обстоит на самом деле», а реше­ние конкретной задачи, в частном случае — удовлетворение требований «заказчика», преследующего свои собственные цели, часто очень далекие от канонов собственно лингвистических исследований. Это, впрочем, не означает, что результаты прикладных исследований не представля­ют никакой ценности для теории языка: напротив, прикладные модели оказывают значительное влияние на лингвистическую теорию, способ­ствуя обновлению концептуального аппарата современного языкознания (см. главу 6 настоящего пособия).

Читайте также:  Пилинг glycolic acid 30 способ применения

Таким образом, важнейшим свойством методов прикладной лин­гвистики является оптимизация. Под оптимизацией понимается такое описание (модель) проблемной области, при котором эта область сохра­няет в результирующем представлении только те существенные свойства, которые необходимы для данной практической задачи. Иными словами, если для теоретического исследования предполагается полное описание проблемной области со всеми ее сложностями и т. п., то прикладное оптимизированное описание должно быть удовлетворительным только для данной конкретной задачи4). Рассмотрим это на примере.

Возьмем категорию времени. Теоретический подход, в зависимости от выбранной концепции, будет требовать следующего.

4) Прикладная модель, конечно, может обладать такой описательной адекватностью и объяснительной силой, которая существенно превосходит требования, предъявляемые к данному прикладному исследованию, но в принципе этого не требуется.

1) Описательная лингвистика — описание грамматической категории времени (выделение граммем, морфологических способов выражения граммем, сочетаемость граммем категории времени с граммемами других грамматических категорий), классификация лексики со значением временных отношений, классификация синтаксических конструкций.

2) Теоретическая лингвистика (в рамках уровневой модели языка) — семантика временных отношений → способы выражения на синтаксическом уровне; → способы выражения на лексическом уровне; → способы выражения на морфологическом уровне.

Прикладное описание будет выглядеть совершенно по-другому:

• составление технического задания (определяется заказчиком);

• анализ проблемной области (сколько типов временных отношений представлено в проблемной области и каковы формальные способы выражения темпоральных отношений в данном подъязыке);

• формирование метаязыка, способов описания проблемной области, совместимых с другими привлекаемыми метаязыками;

• применение метаязыка →результирующее представление (модель)
проблемной области;

• проверка результирующего представления (объяснительная и предсказывающая сила модели; компьютерная реализация или экспери­мент).

Суммируя основные отличия прикладных моделей от теоретичес­ких и описательных, можно сказать, что прикладные модели в целом ориентированы на конкретные подъязыки, а не на весь язык в целом; как правило, они требуют большей степени формализации; приклад­ные модели используют знания о языке выборочно; прикладные модели не делают различий между собственно лингвистическими и экстралин­гвистическими аспектами семантики языковых выражений; прикладные модели в существенно большей степени огрубляют моделируемый объект, чем теоретические модели и, наконец, прикладные модели не налагают никаких сущностных ограничений на инструмент моделирования.

Задание. Предположим, что необходимо описать временные отношения в тексте инструкций к бытовым приборам для автоматизированной системы понимания текста. Эта система в результате понимания текста должна выявлять следующие временные отношения: событие А одновременно с В, событие А по­сле В, событие А до события В. Результат работы системы понимания текста — семантическое представление, в котором отражается содержание событий и их последовательность в терминах заданных темпоральных отношений.

Как составить техническое задание? Как составить словарь выражений с тем­поральной семантикой? Сформулируйте возможную структуру словарной статьи словаря. В самом общем виде определите основные параметры метаязыка опи­сания и предложите свой вариант результирующего представления. Как задать систему правил перехода от текстов инструкций к результирующему предста­влению? Обратите внимание, есть ли в тексте инструкции метаграфематические маркеры темпоральных связей (гарнитура, шрифтовые выделения, абзацное вы­деление; специальные значки и пр.).

В качестве материала можно привлекать любые тексты инструкций к быто­вым приборам, в которых есть отношения соответствующей семантики.

Основная литература

1. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., 1966. С. 78-112.

2. Герд А. С. Предмет и основные направления прикладной лингвистики // Прикладное языкознание. СПб., 1996. С. 5-14.

3. Городецкий Б. Ю. Актуальные проблемы прикладной лингвистики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XII. М., 1983. С. 5—10, 12—17.

4. Звегинцев В. А. Теоретическая и прикладная лингвистика. М., 1968. С. 22-35.

5.Кибрик А. Е. Прикладная лингвистика // Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М., 1992. С. 261-262.

Дополнительная литература

1. Слама-Казаку Т. Место прикладной лингвистики в системе наук: отношение ПЛ к «лингвистике» // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XII. М., 1983. С. 23-34.

2. Якобсон Р. Лингвистика в ее отношении к другим наукам // Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985. С. 369-420.

Источник

Оцените статью
Разные способы