Методы прикладной лингвистики и структуры представления знаний
Методы, которыми пользуются лингвисты для решения практических задач, чрезвычайно разнообразны. Выбор метода исследования определятся, во-первых, особенностями исследуемого объекта, а во-вторых, – целями и задачами конкретного исследования. В прикладной лингвистике применяются как общенаучные методы исследования, так и частные методы, которые используются в рамках какой-либо конкретного научного направления.
К общенаучным методам можно отнести классификацию – установление набора тех параметров, которые позволяют описать объект изучения с достаточной степенью полноты.
Выбор метода исследования в лингвистике осложняется тем, что язык – это специфический объект изучения, который недоступен в прямом наблюдении. Поэтому одним из основных методов его изучения является моделирование.
Необходимость в моделировании возникает в тех научных областях, где объект изучения недоступен непосредственному наблюдению. В таких случаях он уподобляется некоему «черному ящику», о котором известно только то, какие начальные материалы он получает «на входе» и какие конечные продукты он выдает «на выходе». Лингвисты тоже имеют дело с «черным ящиком»: единственной реальностью, с которой они непосредственно имеют дело, является текст (устный или письменный), а интересующие их механизмы языка, лежащие в основе речевой деятельности человека, не даны в прямом наблюдении.
По определению американского математика К.Э. Шеннона, модель является представлением объекта, системы или понятия (идеи) в некоторой форме, отличной от формы их реального существования.
Методом моделирования пользуются и в теоретической, и в прикладной лингвистике. Модели, создаваемые в рамках теоретического языкознания, призваны описать языковую систему во всей ее полноте. Например, в теоретической лингвистике часто используются следующие типы моделей:
• компонентные модели или модели структуры (из чего сделан Х);
• предсказывающие модели (предсказать поведение X в тех или иных обстоятельствах);
• имитирующие модели (внешне вести себя как X);
• диахронические модели (как и почему меняется X с течением времени).
В прикладном же языкознании основной целью создания модели является потребность в решении определенной задачи, а не познание того, «как все обстоит на самом деле». Таким образом, различия между теоретическими и прикладными моделями можно свести к следующему: во-первых, прикладные модели требуют большей степени формализации. Во-вторых, прикладные модели используют знания о языке выборочно, позволяя значительно упрощать объект моделирования.
В теории знаний (эпистемологии) выделяют два основных вида знаний: декларативные знания («знание ЧТО») и процедурные знания («знание КАК»).
Декларативные знания – это утверждения о чем-либо. Типичный пример декларативного знания – толкование слова в толковом словаре.
Процедурные знания – это алгоритм, то есть последовательность действий, которые следует выполнить в определенной ситуации. Пример процедурных знаний – инструкция к любому бытовому прибору. Процедурным знанием также является функциональная способность человека к ходьбе, бегу, использованию языка.
Основное различие между декларативными и процедурными знаниями состоит в следующем: если декларативные знания можно верифицировать, то есть определить их истинность или ложность, то процедурные знания верификации не подлежат. Оценить качество процедурных знаний можно только с точки зрения успешности или не успешности работы алгоритма.
В теории знаний также изучаются различные структуры представления знаний: фреймы, сценарии, планы и т. д.
Фрейм – это структура для представления декларативного знания о какой-либо стереотипной ситуации. Формально фрейм представляется как совокупность узлов и отношений между ними. Каждый узел задает определенный параметр, который может заполняться конкретной информацией. Ядро фрейма составляют узлы, соответствующие постоянным для данной ситуации понятиям. Периферия фрейма – узлы, заполнение которых информацией каждый раз не является обязательным.
Помимо фрейма существуют и другие структуры представления знаний, например, сценарий. Сценарий – это тоже представление о стереотипной ситуации или стереотипном поведении, только элементами сценария являются шаги алгоритма или инструкции. Можно, например, говорить о «сценарии посещения ресторана» или «сценарии покупки в магазине».
Другой термин, который используется в когнитивных исследованиях – план. Под планом понимают представление знаний о возможных действиях, которые необходимы для достижения определенной цели. План возникает на основе одного или нескольких сценариев, необходимых для решения данной проблемной ситуации. Выполнимость плана – обязательное условие его порождения, а к понятию «сценарий» критерий выполнимости неприменим.
Еще одно важное понятие теории знаний – модель мира. Под моделью мира понимается совокупность знаний о мире. В модели мира эти знания не хаотичны, а организованы определенным образом.
Источник
Методы и методики прикладной лингвистики
кретная прикладная дисциплина обладает своим уникальным набором методов[601].
Например, квантитативная лингвистика в значительной мере опирается на методический инструментарий статистики, компьютерная лингвистика ттти- роко использует методы теории программирования и представления знаний, теория воздействия опирается на представление о значимом варьировании языковых структур.
Тем не менее можно выделить нечто общее, характерное для метода прикладной лингвистики в целом. Эта общая часть хорошо видна при сравнении методов описательной, теоретической и прикладной лингвистики.
Перед описательной лингвистикой стоит задача описания фактов языка различных уровней. Иными словами — на первом плане стоит метод классификации, то есть выявления той сетки параметров, которая позволяет охватить все релевантные (в теории) свойства языковых структур. Теоретическая лингвистика формирует само представление о релевантности в концептуальных моделях языка. Концептуальные модели функционирования языка не просто описывают, а объясняют наблюдаемые факты, предсказывая, например, условия их появления.
Моделирование в теоретической лингвистике в своих существенных чертах соответствует идее моделирования в естественнонаучной сфере. Метод моделирования используется в тех случаях, когда непосредственное изучение объекта моделирования в том или ином отношении затруднено — например, объект разрушается при непосредственном контакте или сам контакт затруднён. В этом случае объект моделирования представляет перед исследователем как своеобразный «чёрный ящик». Типичным объектом такого рода является мышление человека и язык во всех его проявлениях[602].
Прикладная лингвистика также использует и метод классификации и метод моделирования.
Таким образом, важнейшим свойством методов прикладной лингвистики является оптимизация. Под оптимизацией понимается такое описание (модель) проблемной области, при котором эта область сохраняет в результирующем представлении только те существенные свойства, которые необходимы для данной практической задачи. Иными словами, если для теоретического исследования предполагается полное описание проблемной области со всеми её сложностями и т. п., то прикладное оптимизированное описание должно быть удовлетворительным только для данной конкретной задачи. Рассмотрим это на примере [Баранов 2001 : 10].
Возьмём категорию времени. Теоретический подход, в зависимости от выбранной концепции, будет требовать следующего. Описательная лингвистика — описание грамматической категории времени (выделение граммем, морфологических способов выражения граммем, сочетаемость граммем категории времени с граммемами других грамматических категорий), классификация синтаксических конструкций. Теоретическая лингвистика (в рамках уровневой модели языка) — семантика временных отношений ^ способы выражения на синтаксическом урвоне; ^ способы выражения на лексическом уровне; ^ способы выражения на морфологическом уровне.
Прикладное описание будет выглядеть совершенно по-другому: составление технического задания (определяется заказчиком); анализ проблемной области (сколько типов временных отношений представлено в проблемной области и каковы формальные способы выражения темпоральных отношений в данном подъязыке); формирование метаязыка, способов описания проблемной области, совместимых с другими привлекаемыми метаязыками; применение метаязыка ^ результирующее представление (модель) проблемной области; проверка результирующего представления (объяснительная и предсказывающая сила модели; компьютерная реализация или эксперимент).
описательных, можно сказать, что: прикладные модели в целом ориентированы на конкретные подъязыки, а не на весь язык в целом; как правило, они требуют большей степени формализации; прикладные модели используют знания о языке выборочно; прикладные модели не делают различий между собственно лингвистическими и экстралингвистическими аспектами семантики языковых выражений; прикладные модели в существенно большей степени огрубляют моделируемый объект, чем теоретические модели; прикладные модели не налагают никаких сущностных ограничений на инструмент моделирования.
Подчеркнём, что современная прикладная лингвистика — это единство теории языкознания, философии, математики и кибернетики [Герд 2005 : 8]. Прикладная лингвистика математична по своему духу: это строгость постановки конкретных задач, обязательная структуризация фактов, поиск формальных моделей описания и, наконец, едва ли не основное сегодня — поиск наиболее адекватных компьютерных форм представления данных. Например, инновационные формы сбора языковых фактов[603]. Разработка в последние годы Русского национального корпуса показала, что большинство проблем Машинного фонда русского языка актуальны и сегодня [Герд 2005 : 9].
Считаю уместным напомнить, что ни одна отрасль науки не даёт столь очевидных и социально значимых результатов, как прикладные исследования[604], но одновременно никакие труды не устаревают так быстро, а потому и обновляются так часто.
Вопросы и задания для обсуждения В чём состоит специфика прикладной лингвистики? Почему, говоря о методах прикладной лингвистики, как правило, напоминают о методах описательной и теоретической лингвистики? Почему моделирование является господствующим методом прикладной лингвистики? Как модифицируется общенаучный метод моделирования при экстраполяции его в прикладную лингвистику? Какого рода справки из прикладной лингвистики нужны современному гуманитарию, в том числе — лингвисту? Прокомментируйте высказывание:
Характеризуя методы и приёмы прикладных лингвистических исследований, прежде всего методики обучения родным и иностранным языкам [Карлин- ский 2009 : 137-173], А.
М. А. Марусенко в разделе «Апробация анонимных и псевдонимных текстов методами прикладной лингвистики» [Прикладное языкознание 1996 : 466479] доказывает, что решение такой задачи необходимо осуществлять методами прикладной лингвистики.
Как Вы полагаете, каковы эти методы? Проверьте себя, ознакомившись с этой работой.
Источник
Методы прикладной лингвистики
Разнообразие методов прикладной лингвистики вполне сопоставимо с разнообразием конкретных областей приложения знаний о языке: каждая конкретная прикладная дисциплина обладает своим уникальным набором методов. Например, квантитативная лингвистика в значительной мере опирается на методический инструментарий статистики, компьютерная лингвистика широко использует методы теории программирования и представления знаний, теория воздействия опирается на представление о значимом варьировании языковых структур. Тем не менее можно выделить нечто общее, характерное для метода прикладной лингвистики в целом. Эта общая часть хорошо видна при сравнении методов описательной, теоретической и прикладной лингвистики.
Перед описательной лингвистикой стоит задача описания фактов языка различных уровней. Иными словами — на первом плане стоит метод классификации, то есть выявления той сетки параметров, которая позволяет охватить все релевантные (в теории) свойства языковых структур. Теоретическая лингвистика формирует само представление о релевантности в концептуальных моделях языка. Концептуальные модели функционирования языка не просто описывают, а объясняют наблюдаемые факты, предсказывая, например, условия их появления.
Моделирование в теоретической лингвистике в своих существенных чертах соответствует идее моделирования в естественнонаучной сфере.
Метод моделирования используется в тех случаях, когда непосредственное изучение объекта моделирования в том или ином отношении затруднено — например, объект разрушается при непосредственном контакте или сам контакт затруднен. В этом случае объект моделирования предстает перед исследователем как своеобразный «черный ящик». Типичным объектом такого рода является мышление человека и язык во всех его проявлениях. Исходный пункт использования метода моделирования — представление о входной и выходной информации (в широком понимании), характеризующей функционирование объекта моделирования. Тем самым для создания модели чего-либо надо знать, как ведет себя объект моделирования в тех или иных условиях. Например, создание модели синтаксиса естественного языка опирается на факты возможности или невозможности осуществления тех или иных синтаксических трансформаций. Если созданная модель повторяет поведение объекта моделирования, то есть входная и выходная информация модели повторяет аналогичную информацию объекта моделирования, то модель функционирует хорошо, адекватно. Теория моделирования позволяет в этом случае перенести особенности устройства модели на сам объект. Это важное теоретическое положение, которое позволяет метод моделирования считать исследовательским методом.
Метод моделирования при всей его универсальности имеет определенные ограничения. Так, в [Апресян 1966, с. 79] отмечается, что моделировать можно только те свойства объекта, которые не определяются его физической природой. Иными словами, успешно моделируются только те характеристики, которые связаны со структурной организацией объекта. Моделирование неструктурных свойств в принципе возможно, однако затруднено перенесение особенностей организации модели на моделируемый объект. Обсуждая свойства лингвистических моделей, Ю. Д. Апресян обращает внимание на то, что модель всегда является идеализацией объекта моделирования, его огрублением. Одновременно она должна предсказывать поведение объекта и объяснять его [Апресян 1966, с. 81 и далее].
В теоретической лингвистике часто используются следующие типы моделей:
• компонентные модели или модели структуры (из чего сделан X);
• предсказывающие модели (предсказать поведение X в тех или иных
обстоятельствах);
• имитирующие модели (внешне вести себя как X);
• диахронические модели (как и почему меняется X с течением вре
мени).
Разумеется, основания выделения лингвистических моделей могут быть и другими. Например И. И. Ревзин, опираясь на структурную традицию, выделяет анализирующие и синтезирующие лингвистические модели. Последние, в свою очередь, разделяются на собственно синтезирующие (от смысла к форме) и порождающие (от базовой формы к разнообразию небазовых форм) [Ревзин 1977, с. 17-28]. Ю.Д.Апресян по характеру объекта моделирования различает модели речевой деятельности (объект моделирования — конкретный языковой процесс или явление), модели исследовательской деятельности лингвиста (модели исследования) и метамодели (в качестве объекта моделирования выступает уже существующее лингвистическое описание) [Апресян 1966, с. 99-113]. Наиболее важными Ю. Д. Апресян считает модели, имитирующие речевую деятельность человека.
Существенно не многообразие моделей языка (было бы странно, если бы моделей было мало), а то, что и описательная, и теоретическая лингвистика в теоретическом моделировании исходят из эвристики «the God’s truth» («Божественная Истина»). Иными словами, классификации языковых фактов и концептуальные модели теоретической лингвистики претендуют на описание того, как действительно устроен язык.
Прикладная лингвистика также использует и метод классификации и метод моделирования. Однако поскольку задачи прикладной лингвистики сосредоточены в области оптимизации функций языка, а оптимизация определяется конкретной задачей, то в приложениях языкознания используется познавательная установка, известная под несколько ироническим названием «Фокус-покус» (более уважительно можно было бы сказать «Инженерный подход»). Эта установка в качестве основной ценности выдвигает не познание того, «как все обстоит на самом деле», а решение конкретной задачи, в частном случае — удовлетворение требований «заказчика», преследующего свои собственные цели, часто очень далекие от канонов собственно лингвистических исследований. Это, впрочем, не означает, что результаты прикладных исследований не представляют никакой ценности для теории языка: напротив, прикладные модели оказывают значительное влияние на лингвистическую теорию, способствуя обновлению концептуального аппарата современного языкознания (см. главу 6 настоящего пособия).
Таким образом, важнейшим свойством методов прикладной лингвистики является оптимизация. Под оптимизацией понимается такое описание (модель) проблемной области, при котором эта область сохраняет в результирующем представлении только те существенные свойства, которые необходимы для данной практической задачи. Иными словами, если для теоретического исследования предполагается полное описание проблемной области со всеми ее сложностями и т. п., то прикладное оптимизированное описание должно быть удовлетворительным только для данной конкретной задачи4). Рассмотрим это на примере.
Возьмем категорию времени. Теоретический подход, в зависимости от выбранной концепции, будет требовать следующего.
4) Прикладная модель, конечно, может обладать такой описательной адекватностью и объяснительной силой, которая существенно превосходит требования, предъявляемые к данному прикладному исследованию, но в принципе этого не требуется.
1) Описательная лингвистика — описание грамматической категории времени (выделение граммем, морфологических способов выражения граммем, сочетаемость граммем категории времени с граммемами других грамматических категорий), классификация лексики со значением временных отношений, классификация синтаксических конструкций.
2) Теоретическая лингвистика (в рамках уровневой модели языка) — семантика временных отношений → способы выражения на синтаксическом уровне; → способы выражения на лексическом уровне; → способы выражения на морфологическом уровне.
Прикладное описание будет выглядеть совершенно по-другому:
• составление технического задания (определяется заказчиком);
• анализ проблемной области (сколько типов временных отношений представлено в проблемной области и каковы формальные способы выражения темпоральных отношений в данном подъязыке);
• формирование метаязыка, способов описания проблемной области, совместимых с другими привлекаемыми метаязыками;
• применение метаязыка →результирующее представление (модель)
проблемной области;
• проверка результирующего представления (объяснительная и предсказывающая сила модели; компьютерная реализация или эксперимент).
Суммируя основные отличия прикладных моделей от теоретических и описательных, можно сказать, что прикладные модели в целом ориентированы на конкретные подъязыки, а не на весь язык в целом; как правило, они требуют большей степени формализации; прикладные модели используют знания о языке выборочно; прикладные модели не делают различий между собственно лингвистическими и экстралингвистическими аспектами семантики языковых выражений; прикладные модели в существенно большей степени огрубляют моделируемый объект, чем теоретические модели и, наконец, прикладные модели не налагают никаких сущностных ограничений на инструмент моделирования.
Задание. Предположим, что необходимо описать временные отношения в тексте инструкций к бытовым приборам для автоматизированной системы понимания текста. Эта система в результате понимания текста должна выявлять следующие временные отношения: событие А одновременно с В, событие А после В, событие А до события В. Результат работы системы понимания текста — семантическое представление, в котором отражается содержание событий и их последовательность в терминах заданных темпоральных отношений.
Как составить техническое задание? Как составить словарь выражений с темпоральной семантикой? Сформулируйте возможную структуру словарной статьи словаря. В самом общем виде определите основные параметры метаязыка описания и предложите свой вариант результирующего представления. Как задать систему правил перехода от текстов инструкций к результирующему представлению? Обратите внимание, есть ли в тексте инструкции метаграфематические маркеры темпоральных связей (гарнитура, шрифтовые выделения, абзацное выделение; специальные значки и пр.).
В качестве материала можно привлекать любые тексты инструкций к бытовым приборам, в которых есть отношения соответствующей семантики.
Основная литература
1. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., 1966. С. 78-112.
2. Герд А. С. Предмет и основные направления прикладной лингвистики // Прикладное языкознание. СПб., 1996. С. 5-14.
3. Городецкий Б. Ю. Актуальные проблемы прикладной лингвистики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XII. М., 1983. С. 5—10, 12—17.
4. Звегинцев В. А. Теоретическая и прикладная лингвистика. М., 1968. С. 22-35.
5.Кибрик А. Е. Прикладная лингвистика // Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М., 1992. С. 261-262.
Дополнительная литература
1. Слама-Казаку Т. Место прикладной лингвистики в системе наук: отношение ПЛ к «лингвистике» // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XII. М., 1983. С. 23-34.
2. Якобсон Р. Лингвистика в ее отношении к другим наукам // Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985. С. 369-420.
Источник