Способы исследования питания населения

Методы изучения питания населения.

В настоящее время для изучения питания предложен целый ряд методов. Выбор их в значительной степени зависит от того, изучается ли общественное рациональное питание в отдельных коллективах (детских, подростковых, взрослых), питание в столовой со свободным выбором блюд или домашнее питание (семей и отдельных лиц).

Изучение рационов питания в различных коллективах (ясли, детские сады, дома ребенка, детские дома, школы – интернаты, промышленные и сельскохозяйственные группы рабочих и др.) производится методом статистической обработки меню-раскладок.Для количественной и качественной характеристики круглогодичного питания производится отбор и обработка меню – раскладок за 6 дней каждого месяца года с интервалом в 4 дня (что составит 72 меню-раскладки); для характеристики сезонного питания – отбор и обработка меню-раскладок через день в течение всего сезона (45 меню-раскладок); при характеристике питания за месяц необходимо проводить обработку материала за месяц в целом (30 меню-раскладок).

При изучении семейного или индивидуального питания наиболее приемлемыми методами являются такие, как анкетный или опросно-весовой. Сущность анкетногометода заключается в опросе обследуемых по специально составленной анкете, включающей определенный круг вопросов. Данный метод дает возможность охватить обследованием значительную группу людей и за сравнительно короткий срок получить ориентировочные данные о состоянии изучаемого питания.

При опросно-весовомметоде наряду с анкетным опросом производится взвешивание потребляемых семьями или отдельными лицами продуктов дневного рациона.

Наиболее точные данные о фактическом составе пищевых рационов отдельных групп населения можно получить с помощью лабораторногометода. Однако в связи с трудоемкостью данного метода он используется, как правило, лишь в комплексе с вышеприведенными методами (опросно-весовой и метод статистической обработки меню-раскладок).

Для изучения социально-экономических основ питания населения планирующими органами и статистическими управлениями страны широко используется балансовый и бюджетный методы. Балансовым методом устанавливают потребление пищевых продуктов в среднем на душу населения в динамике по годам в целом по стране, отдельным областям, районам, городам, населенным пунктам и т.д. Бюджетныйметод дает возможность анализировать распределение доходов в семье, в том числе и на питание. Материалы, полученные с помощью балансового и бюджетного методов, используются государством в основном для правильного планирования производства и распределения пищевых продуктов. Эти данные являются весьма ценными и для гигиенистов, занимающихся вопросами рационализации питания населения.

Наряду с изучением полноценности пищевых рационов и вопросов режима питания необходимо также выяснять степень адекватности (соответствия) изучаемого питания потребностям организма в данных конкретных условиях труда и быта. Определяются показатели состояния функции питания организма, пищевого статуса и заболеваемости. Наиболее демонстративными являются следующие показатели:

· физического развития (массы тела, массо-ростовой показатель, толщина жировой складки и др.);

· отдельных звеньев обмена веществ (белкового, жирового, углеводного, витаминного, минерального);

· функционального состояния отдельных органов и систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и др.);

Читайте также:  Способ питания мятлика лугового

· наличие ранних клинических признаков недостаточности или избыточности питания (витаминного, белкового, минерального и др.)

Источник

Методы изучения питания населения

Изучение питания различных групп населения имеет большое практическое значение, так как на основе проведенных исследований появляется возможность выявить связь между характером питания и состоянием здоровья населения, разработать профилактические оздоровительные мероприятия и нормы питания.

Выбор метода изучения питания зависит от целей, задач и условий работы, поэтому существует две группы методов:

1. социально-экономические — балансовый, бюджетный.

Данные методы позволяют проанализировать уровень потребления пищевых продуктов и характеризуют общую структуру питания населения.

2. Социально-гигиенические.

Данные методы используются для:

изучения индивидуального, семейного питания — анкетный, весовой, опросно-весовой, анкетно-опросный, частотный, метод 24-часового воспроизведения питания;

изучения питания в организованных коллективах — статистический, лабораторный.

1.1 Социально-экономические методы

Балансовый метод использует данные сплошной оперативной и статистической отчетности обо всех возможных источниках поступления и путях расхода пищевых продуктов. Вначале определяют количество произведенных продуктов питания, для этого рассчитывают валовый сбор зерна, картофеля, овощей и других продуктов растениеводства, также учитывают поголовье и продуктивность скота и птицы в животноводстве и продукцию пищевой промышленности (мука, сахар, мясо, колбасы и т.д.). Затем устанавливают величину расходов продуктов питания. Расходы могут производиться на различные цели – это внутрихозяйственные нужды (семена, корм скоту и птице и т.д.), технические цели (использование растительного масла для производства мыла), запасы продовольствия, импорт и экспорт и т.д. Учет всех вышеприведенных статей расхода и прихода продуктов питания необходим для определения размеров их потребления. Разница между данными показателями составляет фонд потребления пищевых продуктов и делением его на численность населения рассчитывается потребление продуктов питания в среднем на душу населения.

данные исследований могут быть использованы для анализа характера питания населения. Это позволяет выявить степень соответствия уровня и характера питания физиологическим потребностям и наметить возможность комплексного изучения питания и состояния здоровья в каком-либо регионе страны.

позволяет установить лишь потребление продуктов в стране или в крупных районах в среднем на душу населения, но непосредственно не связан с параллельным изучением здоровья населения;

не позволяет дать объективную картину потребления пищевых продуктов в стране в период резких экономических колебаний и кризиса.

Бюджетные обследования проводятся на основании учета всех статей расхода и прихода семей, представляющих определенную группу населения в территориальном и производственном аспекте. Это позволяет определить размеры потребления продуктов питания в детальном ассортименте, а не в укрупненном (например, потребление молока, масла, сметаны, творога и других молочных продуктов, мяса и мясопродуктов по отдельным видам и т.д.). Данные исследования носят выборочный характер, поэтому должны быть достоверными и репрезентативными. На основе обследования бюджетов семей выявляется уровень жизни различных групп населения. Учет потребления товаров и продуктов обязательно проводят в количественном и качественном выражении.

возможность группировки обследованных семей по отдельным характеристикам, например, по месту проживания, численному составу, величине доходов и др. Это позволяет оценить питание семей в зависимости от социальных характеристик.

Читайте также:  Необычный способ замораживания перца

Источник

Методы исследования состояния питания населения

Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины

Утверждено на заседании кафедры

протокол N___от «___»__________2004г.

ТЕМА: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К

ПОСТРОЕНИЮ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗМА В ЭНЕРГИИ И ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ

Учебно-методическое пособие для студентов

Медико-профилактического факультета

Автор: Золотарева А.В.

Гомель, 2004

РАЗДЕЛ: ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

ТЕМА N 2: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗМА В ЭНЕРГИИ И ПИЩЕВЫХ

Время занятия — 5 часов

Актуальность: Пища играет важную роль в формировании здоровья. Адекватное сбалансированное питание обусловливает нормальный рост и развитие организма, адаптацию и физическую работоспособность. Поэтому контроль за питанием населения рассматривается как одна из важных задач врачей-специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений.

Контроль за питанием включает исследование фактического питания и статуса питания — состояния здоровья в связи с характером питания. Рациональное питание — это своевременное и оптимальное удовлетворение потребностей организма в питательных веществах и энергии.

Изучение фактического питания организованных коллективов проводится с целью определения соответствия химического состава и энергетической ценности рационов установленным нормативом питания и физиологической потребности в питательных веществах и энергии, режима питания биологическим ритмам, возрасту и состоянию здоровья; своевременного выявления нарушений требований к рациональному питанию и предупреждение алиментарных расстройств и связанных с ними болезней, снижения специфического и неспецифического иммунитета.

Цель:

Уметь обосновывать соответствие состава рациона питания индивидуальным потребностям организма в энергии и отдельных пищевых веществах.

Задачи:

Научить студентов методам определения энергозатрат организма и потребности в пищевых веществах.

Объём самостоятельной работы студентов

1. Каждому студенту предлагается определить свои энерготраты исходя из данных суточного хронометража, пользуясь таблицами расхода энергии при различных видах деятельности.

2. Составить рацион питания за прошедшие сутки, рассчитать энергетическую ценность и качественный состав рациона по полученной меню-раскладке.

3. Дать оценку режиму питания.

4. Сравнить показатели качественной и количественной стороны питания со стандартными.

5. Дать рекомендации по коррекции питания.

Требования к исходному уровню знаний студентов

Для более полного усвоения темы студентам необходимо повторить из

1) нормальной физиологии — темы: «Физиологические основы питания», «Ме-

тоды определения энерготрат организма», «Обмен веществ и энергии», «Энергетическая ценность пищевых веществ»;

2) бионеорганической и биоорганической химии — «Химический состав пищевых продуктов и их значение»;

3) биохимии – темы « Белки, липиды, углеводы, витамины, обмен воды и минеральных солей, их биологическая роль и значение в питании человека», «Общие пути метаболизма».

Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Перечислить типовые нарушения обмена веществ вследствие наруше- ния питания.

2. Роль пишевых веществ в обеспечении функций организма.

3. Что такое метод прямой и непрямой калориметрии?

4. Дать характеристику химической полноценности разных групп пи- щевых продуктов.

Основные учебные вопросы

1. Питание как социально-гигиеническая проблема.

2. Биологическая сущность проблемы питания.

3. Гигиенические требования к питанию. Понятие рационального и сбалансированного питания.

Читайте также:  Какие способы энергосбережения существуют

4. Химический состав и питательная ценность белков, жиров, угле- водов, роль витаминов и минеральных веществ.

5. Физиологические нормы питания для различных групп населения.

6. Гигиенические принципы построения рационального питания.

7. Санитарно-гигиенический контроль и оценка состояния питания населения (методы оценки адекватности питания).

8. Обоснование режима питания.

Вспомогательные материалы по теме

Научной основой организации рационального питания человека неза-

висимо от его возраста, пола, состояния здоровья и профессиональной принадлежности являются общие физиолого-гигиенические требования к:

1) пищевому рациону — энергетическая ценность и качественный состав, сбалансированность питательных веществ, усвояемость и удобоваримость, органолептические свойства и разнообразие, насыщенность, структура блюд и сочетание пищевых продуктов, санитарно-эпидемическая безупречность;

2) режиму питания — часы и продолжительность приема пищи, кратность и интервалы между ними, очередность приема блюд, распределение рациона по приемам пищи (энергетическая ценность, состав, объем, масса);

3) условиям для приема пищи — интерьер столовой комнаты, сервировка стола, микроклиматический комфорт и др.

Методы исследования состояния питания населения

Учитывая конкретные цели, задачи и условия исследования, а также преимущества того или иного метода, могут быть применены несколько методов, их различные формы и сочетания.

При проведении анкетного обследования питания следует иметь ввиду, что регистрация интересующих исследователя сведений, касающихся потребления пищи и режима питания, не должна превышать 1-2 дней, иначе снижается их достоверность.

Объемно-весовой метод дает возможность проконтролировать количественную сторону питания. Определяют: объем и массу готовых блюд, равномерность порции, остатки несъеденной пищи. Масса отпускаемых блюд должна соответствовать нормам выхода. Для ориентировочного установления питательной ценности первых блюд рекомендуется процедить содержимое 2 -3 порций, взятых в обеденном зале, и плотную часть взвесить. При соблюдении правил приготовления пищи и равномерном распределении масса густой части должна составлять от 40 до 50% массы блюда в целом.

Фактический выход вторых блюд и равномерность порционирования мяса и рыбы, проверяют путем взвешивания не менее 10 блюд (порций), подготовленных к раздаче, допустимое отклонение ±3% массы. Отклонение в массе порций масла, сахара, шоколада, копченостей и других продуктов, не подвергшихся специальной кулинарной обработке, не допускается.

Для оценки поедаемости готовых блюд и полноты выдачи пищи проводят сбор и взвешивание остатков несъеденной пищи. Общую массу остатков

делят на число питающихся в столовой. С целью более полной характеристики поедаемости пищи желательно проводить сбор и взвешивание всех съедобных частей остатков в течение суток.

Изучение фактического питания, основанное на учете потребления пищевых продуктов, можно осуществить путем регистрации и анализа данных о расходе продуктов питания. В случаях изучения питания многочисленных групп населения используют метод балансовых исследований, семейного питания — метод бюджетных исследований.

Оценка фактического питания организованных коллективов может быть проведена с помощью метода анализа ежемесячных или годовых отчетов о расходе продуктов питания. Далее по данным потребления рассчитываются

химический состав и энергетическая ценность рациона. Другой способ — выборочное изучение питания по материалам анализа меню-раскладок.

Источник

Оцените статью
Разные способы