Методы изучения общественного мнения и способы представления его в СМИ.
Учитывая то, что общественное мнение меняется и на него можно повлиять, отслеживание его состояния и направленности постоянно находится в поле зрения работников сферы паблик рилейшнз (связей с общественностью). В большинстве случаев они могут пользоваться данными опросов общественного мнения, постоянно публикующимися в средствах массовой информации, а в случае необходимости доставать такую информацию в коммерческих организациях, проводящих социологические исследования. В России, например, этим профессионально занимаются Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), российский интернет-ресурс «Публичная библиотека», ведущий мониторинг более 600 источников периодической печати, исследовательский холдинг РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка), Фонд «Общественное мнение».4 метода: опрос, наблюдение, МАД (метод анализа документов), эксперимент. Все они подразделяются на качественные и количественные.1. Опрос: Специфика опроса состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) — непосредственный участник исследуемых социальных явлений. С его помощью собирается 90% социологической информации. Бывает нескольких видов:
1.1.Анкетирование. При этом методе анкеты выдаются респондентам, которые сами их заполняют. Плюс: оперативность и экономическая эффективность метода.
Минус: низкое качество заполнения анкет. Высокая вероятность неличного мнения.
1.2.Интервью – целенаправленная беседа. Плюсы: высокое качество заполнения анкет, т.к. интервьюер общается один на один с респондентом. Минус: неоперативность и высокая стоимость, невозможность использования в краткосрочных массовых опросах.
1.3. Фокус – группа – это беседа небольшой группы людей по определенному плану на заранее поставленную ученым тему в специально отведенном помещении.
Ведущий (модератор) беседует одновременно с группой респондентов (8-12 человек). Беседа длится 1,5-2 часа, записывается одновременно на аудио и видеопленку.
1.4.Телефонный опрос. Плюсы: оперативность и экономическая эффективность метода. Минусы: тел.опрос не предполагает большого кол-ва вопросов в анкете, т.к. возрастает число прерванных интервью. Неискренность ответов
1.5.Почтовый опрос. Анкеты рассылаются по домашним адресам с помощью выборки. Плюс: экономическая эффективность, позволяет реализовать сколь угодно большой объем анкеты. Минус: крайне низкий процент возврата анкет.
2. Наблюдение — метод, основанный на непосредственном восприятии событий.
Виды наблюдений:-включенное — с участием наблюдателя. Например, стал работать на предприятии, или присоединился к рядам забастовщиков, чтобы наблюдать ситуацию «изнутри».-невключенное – исследователь просто наблюдает за событиями и не вмешивается в ход процесса..
3. По форме взаимоотношений ученого с наблюдаемыми бывает:
-скрытое – участники не догадываются о присутствии наблюдателя. —открытое – исследователь сообщает участникам свое намерение.
Плюсы метода: -высокая объективность исследования; возможность учета окружающей ситуации; Минусы: — при открытом наблюдении поведение наблюдаемого может отличаться от естественного («эффект наблюдения»).
3. Эксперимент – получение информации о предмете в результате воздействия на него определенных и контролируемых действий. — Лабораторные – моделирование деятельности индивида в специально созданных условиях. — Полевые (натурные) – проходит в естественных условиях.
4.Анализ документов. Документ в СЖ – это не только бумаги с подписью и печатью, но и любая информация, фиксированная в рукописном или печатном тексте, на цифровых носителях, фото или видео. Этот метод дает информацию о событиях, которые проходили ранее.
Различают качественный и количественный методы анализа документов. — Качественный (традиционный) анализ документов – включает все многообразие операций, связанных с отбором и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Изучение смысла, содержания текста. — Контент-анализ – количественный метод анализа текстов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Как и любой другой социологический метод, КА используется не сам по себе, а в составе крупного исследовательского проекта, под который составлена научная программа.
Источник
Основные методы изучения общественного мнения
Социологическое изучение общественного мнения предполагает количественный
анализ сторонников конкретного мнения, выявление его источников, шкал
категоричности и эмоциональности оценок, наличие альтернативного мнения, динамику оценок и суждений, уровень их вербальности, категоричности, установление типичных
Выделяют следующие методы изучения общественного мнения: наблюдение,
эксперимент, контент-анализ документов, различные виды опросов. При использовании
данных методов необходимо придерживаться следующих правил: 1) используемые
методы должны давать и количественную, и качественную характеристику общественного
мнения; 2) характеризовать его не только в статике, но и в динамике; 3) они (методы)
должны пременяться в совокупности, комплексно.
Каждый из рассматриваемых методов имеет свои достоинства и недостатки. Учитывая
их, а также специфику ситуации, социолог осуществляет выбор, разрабатывая программу
Практика показывает, что социологи наиболее часто обращаются к такому методу
исследования общественного мнения как опрос. Дело в том, что методы наблюдения,
эксперимента, контент-анализа не в состоянии обеспечить необходимой полноты,
представительности и точности получаемой информации. Основным недостатком первого
подхода, например, является необъективность наблюдателя. Личные особенности
исследователя определенно сказываются на его впечатлениях. Наблюдению не подлежат
события прошлого, многие явления и процессы массового характера, вычление
небольшой части которых делает их изучение непредставительным. При анализе
документов возникает проблема получения достоверной информации из биографических
материалов, появляются значительные трудности при переводе языка доументов на язык
Методы наблюдения, эксперимента, контент-анализа предпочтительнее использовать
на этапах предварительного изучения мнений отдельных групп населения или, напротив,
как методы, которые позволяют углубить информацию, получаемую на основании
опросов (выяснить причины и мотивы, определяющие содержание тех или иных мнений).
Опрос – почти универсальный метод, который при соблюдении надлежащих
предосторожностей позволяет получить не менее надежную (систематическую и точную)
информацию о мнениях людей, чем при исследовании документов или наблюдении.
Причем эта информация может быть даже о том, что нельзя увидеть или прочитать.
В целом, процесс проведения опроса включает в себя определение целей и задач
обращения к населению, стимулирование высказываний граждан по общественно
значимым проблемам, создание соответствующих условий для свободного выражения в
различных формах, его изучение и фиксацию в виде, отвечающем целям исследования.
Опрос основан на обращении специально подготовленных людей (интервьюеров) к
людям (респондентам) с ранее подготовленными вопросами. Трудность использования
опросного метода заключается в том, что выявляются мнения людей, которые по
собственной инициативе не будут высказываться по тем или иным вопросам. Есть люди,
которые охотно участвуют в опросах, а есть те, которые равнодушно или даже с
подозрением относятся к попыткам выяснить их точку зрения на общественную
Опросы часто грешат не только несомненными
методологическими ошибками (например, пересечением вариантов ответов,
объединением в одном вопросе проблем разного характера), но и беспечностью в
стратегии опроса респондентов. На понимание вопросов, задаваемых респондентам, часто влияют специфические схемы мышления, утвердившиеся понятия, мифы, боязнь,
волнение, а также личный опыт и т.д.
Успешность опроса, надежность получаемых данных зависит от многих обстоятельств:
от профессионализма его организаторов и участников, от поведения респондентов, от
личных качеств его руководителей и исполнителей и т.д.
предлагалось использовать пять категорий вопросов.
● Фильтрующие вопросы. С их помощью интервьюер определяет степень понимания
респондентами сущности проблемы и выявляет лиц, не обладающих достаточной
информацией, а также стимулирует критическое отношение к проблеме. Эти вопросы
могут быть разнообразными, но наиболее распространенным среди них является вопрос:
«Слышали Вы (или читали) что-либо о таком – то предложении?».
● Открытые или свободные вопросы, направленные на то, чтобы выяснить, как
понимается респондентами проблема, какими представляются способы ее решения.
Например, «Как, по вашему мнению, должна быть решена данная проблема?».
● Причинные вопросы. Они позволяют выяснить мотивацию взглядов респондентов,
так как одни и те же решения могут быть продиктованы различными причинами. Такого
рода вопросы важны для получения представления о качественной характеристике
● Специфические вопросы. Они содержат в себе конкретные предложения (в виде
противоположных позиций) о решении той или иной проблемы, в отношении которых
респондент должен сформулировать свое собственное мнение. Недостатком
специфических вопросов является то, что бывает трудно подобрать альтернативные
варианты, которые охватили бы весь диапозон мнений по данной проблеме и к тому же
взаимно исключали друг друга. Кроме того среди опрашиваемых, даже если они не имеют
представления о проблеме, наблюдается тенденция выбирать какой-либо из
предложенных вариантов. При этом они почти всегда пытаются избегать крайних
● Вопросы, выясняющие интенсивность мнения, т.е. степень убежденности
респондента в истинности высказываемого суждения, решимости отстаивать его. С их
помощью уточняется, насколько глубока уверенность сторонников той или иной точки
зрения, какие действия готов предпринять тот или иной человек для реализации своих
взглядов, есть ли шанс изменить его точку зрения и т.д. Например, можно задать вопрос: «Насколько глубоко Вы убеждены в этом?» с вариантами ответов: «очень глубоко»;
«довольно глубоко»; «совсем неглубоко».
По способу распространения анкет выделяют:
● раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо
ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный раздаточный опрос, либо
получает заполненную анкету через несколько дней – заочный раздаточный опрос);
● почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через
● прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган);
● телетайпные (при этом способе распространение и сбор инструментария и
сопровождающих его документов осуществляется с помощью телетайпно-телеграфной
По уровню компетентности респондентов различают:
● массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме);
● массовый опрос в сотрудничествес исследователем (предполагает информационную
помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации);
● симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без
глубокого осмысления задач и целей исследования);
● экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме).
Регулярные опросы – это повторяющиеся (с определенным интервалом времени –
каждый месяц, квартал, полугодие, год) исследования на основе единой методики. Они
фиксируют и объясняют изменения отдельных свойств общественного мнения
применительно к конкретной общественно значимой проблеме.
Поверхностные характеристики общественного мнения фиксируют зондажные и
экспресс-опросы. Они изучают оперативное сознание масс людей, их текущие,
«сиюминутные» реакции на происходящие здесь и сейчас изменения в различных сферах
общественной жизни. Главное – выявление отдельных состояний мнения (его содержания
и свойств) на определенный момент времени. Используются наиболее простые и
экономные методы и методики, позволяющие решить поставленные задачи в короткие
сроки. Обычно применяется телефонный опрос или интервьюирование в общественных
местах (на улице, возле мест скопления людей) по упрощенным методикам с
использованием коротких интервью, включающих от 10 до 20 вопросов.
Когда возникают новые социальные, политические, экономические ситуации и
проблемы, готовятся или принимаются к реализации управленческие решения, большой
интерес вызывает отношение к ним общественности. Изучение этого отношения
проводится с помощью зондажных опросов. Они строятся на разработке новых методик и
анкет, привлечении методов, позволяющих оперативно изучить информацию (объем
Экспресс-опросы проводятся по проблемам, отношение к которым уже ранее
выявлялось. Используются ранее применявшиеся методики (с необходимой
корректировкой) и методы, что позволяют сравнивать данные новых и предыдущих
опросов. Объемы перерабатываемой информации и в этом случае невелики.
Все указанные типы опросов тесно взаимосвязаны между собой (хотя способны
выступать и как самостоятельные исследования) и могут использоваться в рамках единой
исследовательской программы. Возможны переходы от одного типа к другому. Так,
зондажные опросы в определенных случаях могут перерастать в регулярные и в
дальнейшем включаться в углубленные опросы. Проведение углубленных опросов может
потребовать осуществления регулярных, экспресс-опросов и зондажных.
Опросы проводят по месту работы, учебы и месту жительства, а также в общественных
Социологический опрос – крупное коллективное мероприятие. В нем участвуют:
заказчик ( субъект выявления общественного мнения ); организация, финансирующая
исследование; исследовательская группа, включающая в свой состав социологов,
психологов, экономистов, статистиков, математиков, специалистов по обработке данных
на ЭВМ, группы интервьюеров. Состав участников такого мероприятия может меняться,
но его ядро – это исследовательская группа.
Источник