- СПОСОБЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК.
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Приемы и формы работы над ошибками
СПОСОБЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК.
СПОСОБЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК .
Существуют различные классификации орфографических ошибок. Но целесообразно классифицировать орфографические ошибки в зависимости от их причины:
Знает правило, но не умеет применять;
Ложная аналогия (знает правило, умеет применять, но неправильно подбирает проверочное слово):
Уч и ник от учитель
Кл ю вал от клюв
Рога д ка от гад
К о литка от кол;
Ошибки из-за непонимания смысла того, что пишет:
В углу стоит каторка (конторка) из черного дерева, а на ней лампа с зеленым обажегом (абажуром).
Логопедические ошибки (неправильно слышит или произносит отдельные звуки, не умеет контролировать себя):
П чи чьи п цы цы
К логопедическим ошибкам (дисграфии) относятся:
Отсутствие пробелов между словами и предложениями (слипание слов, например. «На елижит » вместо «На ели лежит»);
Пренебрежение полями тетради и правилами переноса;
Буквы б, в, э, з, цифры 4, 3, 5 перевернуты в другую сторону (зеркальность букв и цифр);
Повторение одной и той же буквы. Например, « М агази М » вместо «магазин»;
Замена букв б-д, ж-х, и-у, например, «но Х » вместо «нож»;
Ошибки в ударных слогах, например, «уч Е тель» вместо «учитель»;
Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов, нарушение порядка букв;
Забывание редко встречающихся букв (ъ, э);
Замена одних букв другими, близкими по написанию: « Н лассная работа» вместо «Классная работа»;
Учитель при выборе метода исправления ошибок учитывает характер сделанной ошибки, возраст ученика и пытается по возможности определить причину ошибок. Корме того необходимо учитывать, на какой стадии усвоения находится правило, на котором допущена ошибка.
В рабочих тетрадях необходимо использовать разные способы исправлений, в контрольных тетрадях № 1, способ № 2 используется только в индивидуальной работе в специальных тетрадях (не рабочих).
За ошибку считают:
ошибки на изученные правила орфографии;
пропуск, искажение, перестановка, замена букв, вставка лишней буквы в словах;
неправильное написание словарных слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы.
За ошибку не считают:
ошибки на неизученные правила орфографии и пунктуации;
единичные пропуск точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
единичные случаи замены одного слова другим без искажения смысла.
повторение одной и той же буквы в слове;
перенос слова, если одна часть написана, а вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
За одну ошибку считают:
две пунктуационные ошибки;
повторение одной и той же ошибки в одном и том же слове;
повторение ошибки на одно правило в разных словах, в том числе и однокоренных – разные ошибки;
если в словарном слове несколько ошибок – считают за одну;
если в слове несколько ошибок на разные правила – несколько ошибок.
Исправления не влияют на оценку за правильность выполнения работы, исправления учитываются при выставлении оценки за общее впечатление (за оформление работы, каллиграфию).
Учителю надо всегда знать, как ученики продвигаются в области грамматики и правописания. Этому помогает ведение учителем учета ошибок в письменных работах, а также организация работы над ошибками. Работа над ошибками выполняется ежедневно в рабочих тетрадях (а не только в контрольных).
. Оценка за домашнюю работу снижается, если не выполнена работа над ошибками.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 333 человека из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Существуют различные классификации орфографических ошибок. Но целесообразно орфографические ошибки в зависимости от их причины.
Учитель при выборе метода исправления ошибок учитывает характер сделанной ошибки, возраст ученика и пытается по возможности определить причину ошибок. Корме того необходимо учитывать, на какой стадии усвоения находится правило, на котором допущена ошибка.
Номер материала: ДБ-311536
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Приемы и формы работы над ошибками
Приемы и формы работы над ошибками.
Работа над ошибками, допущенными в письменной речи занимает одно из важных мест, т. к. эта работа – путь к повышению грамотности учащихся. В своей работе использую следующие приёмы работы над ошибками, которые активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.
Использование “Волшебного квадрата” при формировании самостоятельного нахождении ошибок в 1 классе
Этот квадрат лежит у ученика в тетради. Поясняю, что квадрат обладает волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на слово. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не даёт ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее.
Использование памятки в работе над ошибками .
В дальнейшем, когда заканчивается обучение грамоте, чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, знакомлю их с памяткой “Работа над ошибками” Для более продуктивной работы учащимся к основной памятке работы над ошибками выдаются памятки- ступеньки. Памятка-Ступенька – указание последовательности действий (ступеньки) при отработки общего способа исправления орфографических ошибок.
Разбери слово по составу и определи место ошибок в слове(этот пункт вносится после изучения темы «Состав слова»;
Определи характер орфограммы, на которую допущены ошибки;
Вспомни (прочти) правило;
Выполни указания правила в таблице;
Выбери ошибки на то же правило и исправь их;
Приведи примеры на то же правило.
Очень важно придерживаться указанной последовательности работы над ошибками. Это побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.
Слово, в котором была сделана ошибка.
Как надо действовать.
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Слова переносятся по слогам, одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить
Раздели слово на слоги для переноса.
на новую строку.
Делай так: ло-пата ,лопа-та.
Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Мягкий знак ь служит для
Выдели мягкий знак (ь) зеленым цветом, а согласный перед ним – подчеркни.
Использование цифрового обозначения орфограмм .
Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок использую следующим образом. Не исправляю, а зачёркивает букву, которая записана неверно. Сверху ошибки ставлю цифру, обозначающую номер орфограммы в памятке. После проверочной работы, классной или домашней пропускаются две строчки и ставятся учеником печатные буквы “РНО”, что означает “работа над ошибками”. Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками
Заполнение пропусков в словах с “дырками” , пользуясь цифровым обозначением орфограмм.
Аналогичная работа проводиться при заполнении “дырок” в словах, которые вызывали затруднения. Например, выполняя проверочный диктант, даю установку, что можно делать “дырки”. Учащиеся, которые медлительные или быстро не могут определить вид орфограммы, или вспомнить проверочное слово, ставят пропуски, т.е. “дырки”. Пользуясь цифровыми обозначениями, сделанные учителем во время проверки, ребята в спокойной обстановке определяют категорию орфограммы, а после прописывают необходимые буквы.
Дифференцированное исправление ошибок .
Одним из приёмов работы над ошибками считаю, индивидуальный подход в исправлении ошибок при проверке письменных работ. У некоторых ребят ошибки не исправляются, а лишь зачёркиваются неверно написанные буквы. У других исправляются лишь трудные для них орфограммы. Для третьих, необходимо дать шанс самим найти ошибку по вынесенной красной точке перед словом или строкой, в которых были допущены ошибки.
Формы фиксирования орфографических ошибок учащихся:
В методике орфографии существует несколько способов фиксации орфографических ошибок в тетрадях учащихся:
1) ошибка подчеркивается одной чертой, зачеркивается и исправляется;
2) ошибка зачеркивается, но не исправляется, а сверху ошибки ставиться цифра, обозначающая номер орфограммы в памятке ;
3) обозначается часть слова, в которой есть ошибка;
4) подчеркивается все слово, в котором есть ошибка,
5) никаких подчеркиваний не делается, на полях ставится условный знак орфографической ошибки |.
Способ фиксации орфографических ошибок выбираю в зависимости от цели работы (обучающая она или контрольная). При проверке контрольных работ, а также изложений использую 1 и 2 способы. При выполнении обучающих упражнений использую все перечисленные выше способы фиксации ошибок. Последовательность их применения определяется целями обучения детей умению находить и исправлять ошибки. Первый способ показывает, как нужно обозначать, как зачеркивать и как исправлять ошибки; следующий — учит исправлению ошибки; третий способ — нахождению и исправлению ошибки в той или иной морфеме; четвертый — учит поиску ошибок в слове, а пятый — в ряде слов в строке.
Не все учащиеся одновременно овладевают перечисленными умениями, поэтому в одной и той же работе использую разные способы фиксации ошибок и у разных учащихся.
После контрольного диктанта заполняю таблицу учёта пробелов «Морской бой», которая помогает найти конкретный « адрес неудачи » каждого ученика и класса в целом. По вертикали – список класса, по горизонтали – номера изученных орфограмм. Напротив фамилии ученика под номерами тех орфограмм, на которые допущена ошибка, фломастером ставится «точка–попадание», «пробоина». Каждому диктанту соответствует свой цвет пометки. Это даёт возможность по вертикали проследить частоту ошибок на конкретную орфограмму в классе в целом, а по горизонтали – количество орфограмм-пробелов у отдельного ученика. Следовательно фиксируются и общеклассные, и индивидуальные ошибки.
Таким образом, «противник» («орфопротивник») обнаружен. Перед учеником сильным ставится задача превратиться в «непотопляемый авианосец», перед слабым — не допустить повторной «пробоины». Эта игра похожа на «Морской бой».
Работа над ошибками — это необходимая часть обучения. Использование различных форм и приемов работы над ошибками позволяет учащимся справиться именно со своими проблемами, которые возникают у них в процессе обучения орфографии и пунктуации.
1. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. — 2-е изд. — М., 1996.
2. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. — М., 1994.
Источник