Исправление пути на пучинах
Исправление пути на пучинах
В зимний период происходят процессы морозного пучения избыточно увлажненного пучинистого грунта, что сопровождается местными пучинистыми неровностями, преимущественно в виде горбов (рис. 8.37) в продольном профиле с большой крутизной отводов, недопустимой для рельсовых нитей по нормам текущего содержания. Пучинные горбы могут иметь одинаковые искажения по высоте и длине на обеих рельсовых нитях (прямые пучины), неодинаковые по высоте (косые пучины), неодинаковые по высоте и длине (перекосные), а также быть односторонними (с искажением одной нитки).
При появлении пучинных горбов необходимо исправление пути на пучинах (ИПП): уположение рельсовых нитей укладкой пучинных подкладок на шпалы до нормативных уклонов, отводов, приведенных в табл. 8.62, в зависимости от скоростей движения поездов. Для высоких скоростей движения требуются более плавные отводы. Поскольку процесс пучения и рост пучинных горбов продолжается в течение зимы, то и работы по ИПП с устройством плавных отводов выполняются неоднократно при росте пучин, а весной при оттаивании грунтов земляного полотна при спаде пучин.
Отводы от пучинных горбов (по двум рельсовым нитям) устраиваются на участках со скоростями движения поездов более 100 км/ч линейными, как показано на рис. 8.38, а, при скоростях движения поездов менее 100 км/ч — линейно-ломанными с выделением у вершины горба в обе стороны элементов длиной 5 м с уположенной крутизной, как показано на рис. 8.38, б.
Между концами отводов двух смежных пучинных горбов устраивается разделительная площадка параллельно элементу продольного профиля длиной не менее 10 м (рис. 8.39, а). При меньшей длине разделительной площадки пучинные подкладки следует укладывать на всем протяжении между пучинными горбами (рис. 8.39, б) с соблюдением уклонов, указанных в табл. 8.62. Конец отвода от пучинного горба должен располагаться на расстоянии не менее 10 м от перелома продольного профиля пути; при несоблюдении этого условия устраивается участок длиной не менее 10 м со средним уклоном между двумя смежными, что обеспечивается укладкой пучинных подкладок.
При исправлении пути с пучинами на стрелочном переводе в пределах рамных рельсов и крестовины устраивается площадка; на протяжении переводной кривой, а также перед рамными рельсами и за крестовиной отводы устраиваются с уклонами согласно указанным в табл. 8.62.
На участках с костыльным скреплением для ИПП применяются пучинные подкладки (рис. 8.40), которые подразделяются на карточки, башмаки, короткие, полусквозные и сквозные нашпальни-ки, изготовляемые из дерева, полимерных и других материалов (табл. 8.63). Пучинные подкладки прикрепляются к шпалам костылями нормальной длины (0,165 м), пучинными удлиненными (0,205; 0,230; 0,255; 0,280 м), шурупами (длиной 0,200; 0,250 м). Все подкладки имеют круглые отверстия для костылей и шурупов диаметром 25 мм.
На одном конце шпалы разрешается укладывать не более двух пучинных подкладок (трех — при временных отводах). Порядок применения пучинных подкладок приведен в табл. 8.64. При исправлении односторонних пучин вместо сквозных нашпальников применяют полусквозные. Для стрелочных переводов в пределах рамных рельсов и крестовин пучинные подкладки изготовляются по размерам стрелочных подкладок, под которыми они укладываются. При пропуске поезда по месту работ для устройства временных отводов применяются составные (инвентарные) карточки. На рис. 8.41 показаны регулировочные прокладки и инвентарные карточки (составные и цельные для разных типов рельсов) и их крепление на деревянных и железобетонных шпалах, а также шаблон-угольник, который служит для измерения пучинных подкладок, и металлический клин для закрепления вывешенного рельса. Пучинные подкладки хранятся и доставляются на место работ в специальных ящиках с секциями для подкладок разной толщины.
На участок пути с железобетонными шпалами при раздельном скреплении типа КБ возможность исправления пути на пучинах ограничивается суммарной допустимой толщиной прокладок для укладки под подошву рельса: 14 мм с учетом прокладки-амортизатора. При высоком пучинном горбе снижается установленная скорость движения поездов и исправление пути возможно (в крайнем случае) с устройством отводов на деревянных шпалах, укладываемых (в пределах пучинного горба) между железобетонными шпалами.
Способы исправления пути на пучинах и организация работ имеют особенности в зависимости от периода пучинообразования: в зимний период — при росте пучинного горба, в весенний — при спаде пучин; в зависимости от величины пучинных горбов высотой до 10 мм, 11 — 25, 26 — 50, более 50 мм.
При росте пучинного горба укладка или замена пучинных подкладок производится от вершины пучинного горба к концу отвода; при осадке пучинного горба — от конца отвода к вершине горба. При высоте горба до 50 мм, а также при снятии или укладке пучинных подкладок на ранее уложенный отвод, от пучинного горба устраивается отвод сначала по одной рельсовой нити с одной стороны горба, затем по другой рельсовой нити с той же стороны горба, и аналогично устраивается отвод с другой стороны горба. Если высота горба по обеим нитям разная (косая пучина), то на прямом участке сначала устраивается отвод по рельсовой нити с большей высотой горба, а затем вторая нить исправляется по уровню.
На кривых участках при росте пучины путь сначала выправляется по наружной нити с соблюдением возвышения, а затем — по внутренней. При спаде пучины пучинные подкладки снимаются сначала по внутренней нити, а затем по наружной.
При высоте пучинного горба более 50 мм на прямых и кривых участках пути и в тех случаях, когда в кривой при неравномерном росте и спаде пучин внутренняя нить оказывается выше наружной или возвышение — больше допустимого, работы по ИПП выполняются одновременно по обеим нитям.
На переходной кривой при ИПП крутизна отводов возвышения наружной рельсовой нити должна соответствовать значениям, установленным Инструкцией по текущему содержанию пути.
Для снижения расхода подкладок, сохранения срока службы шпал, сокращающегося от многочисленных перешивок, и уменьшения затрат труда на участках с короткими пучинными горбами, которые устойчиво проявляются на одном и том же месте, допускается применять комбинированный способ. Для этого осенью подрезается балласт под шпалами в зоне ожидаемого пучинного горба и на шпалы (под металлические подкладки) укладываются пучинные подкладки по высоте горба. Зимой по мере роста пучинного горба ранее уложенные подкладки заменяются на более тонкие. Весной по мере оседания пучинного горба вместо тонких укладываются более толстые подкладки, а после осадки пучины и оттаивания балласта подкладки снимаются и производится выправка пути.
При осадке пучин применяются два основных способа: постепенное опускание (понижение отметок головки рельса) и наращивание (повышение отметок рельсов). При способе понижения (основной способ) отметки головки рельса понижаются при постепенном опускании рельса в процессе замены пучинных подкладок, лежащих в пути, на более тонкие (рис. 8.42, а). При способе повышения отметок головки рельса ИПП производится (рис. 8.42, 6) наращиванием просевших мест пучинного горба укладкой пучинных подкладок (карточек). На пучинах с несколькими смежными пучинными искажениями может применяться комбинированный способ, при котором наибольший по высоте пучинный горб исправляют способом опускания, а отдельные промежуточные неровности способом наращивания с укладкой пучинных подкладок (рис. 8.42, в).
Имеются разработки способов исправления пути на пучинах по криволинейным отводам, что при допустимой величине непогашенного ускорения для подвижного состава позволяет уменьшить длину отводов на 15—20 %. На пути снимается продольный профиль пучинного горба, толщина пучинных подкладок для обоих концов каждой шпалы определяется по лекалу или вычисляется на компьютере.
Измерительные работы при исправлении пути на пучинах — определение высоты пучинных горбов, длины отводов от них, толщины пучинных подкладок — выполняются с помощью визирок (рис. 8.43), оптического прибора ПРП, с применением визирного прибора ВОГ.
Технология измерительных работ натурным способом на пути с применением прибора ПРП приведена на рис. 8.44.
Определение высоты пучинного горба проводится в следующем порядке:
— по одной рельсовой нитке, на которой пучинная неровность визуально имеет большую высоту и длину, намечают точки за пределами пучинного горба, где на пути нет неравномерного пучения (рис. 8.44, а)\
— в этих точках по обе стороны пучинного горба вертикально (по круглому уровню) устанавливают зрительную трубу и рабочую рейку ПРП;
— зрительную трубу опускают вниз до упора, визирную ось наводят на горизонтальную диагональ верхней марки рабочей рейки;
— измерительную рейку (или линейку) устанавливают вертикально на вершине горба и по ее вертикальной шкале берут отсчет О2 (в мм), величина которого равна высоте пучинного горба hг=02.
При высоте пучинного горба более 50 мм (рис. 8.44, б) необходимо удлинять нижнюю шкалу измерительной рейки или приподнимать зрительную трубу на некоторую величину (определяется по шкале стойки трубы). В том случае высота горба будет равна сумме отсчета по шкале измерительной рейки 02 и величине а, на которую поднята зрительная труба hг=02 + а.
Определение длины элементов отвода l2 выполняется с учетом необходимой крутизны отводов i1 (на l1 отвода равной 5 м) и l2 (на l2 остальной части отвода) и измеренной высоты пучинного горба h1. Длина отвода (с одной стороны горба) вычисляется для участков со скоростями движения поездов до 100 км/ч по формуле:
Источник
Исправление пути на пучинах
Исправление пути на пучинах
В зимний период происходят процессы морозного пучения избыточно увлажненного пучинистого грунта, что сопровождается местными пучинистыми неровностями, преимущественно в виде горбов (рис. 8.37) в продольном профиле с большой крутизной отводов, недопустимой для рельсовых нитей по нормам текущего содержания. Пучинные горбы могут иметь одинаковые искажения по высоте и длине на обеих рельсовых нитях (прямые пучины), неодинаковые по высоте (косые пучины), неодинаковые по высоте и длине (перекосные), а также быть односторонними (с искажением одной нитки).
При появлении пучинных горбов необходимо исправление пути на пучинах (ИПП): уположение рельсовых нитей укладкой пучинных подкладок на шпалы до нормативных уклонов, отводов, приведенных в табл. 8.62, в зависимости от скоростей движения поездов. Для высоких скоростей движения требуются более плавные отводы. Поскольку процесс пучения и рост пучинных горбов продолжается в течение зимы, то и работы по ИПП с устройством плавных отводов выполняются неоднократно при росте пучин, а весной при оттаивании грунтов земляного полотна при спаде пучин.
Отводы от пучинных горбов (по двум рельсовым нитям) устраиваются на участках со скоростями движения поездов более 100 км/ч линейными, как показано на рис. 8.38, а, при скоростях движения поездов менее 100 км/ч — линейно-ломанными с выделением у вершины горба в обе стороны элементов длиной 5 м с уположенной крутизной, как показано на рис. 8.38, б.
Между концами отводов двух смежных пучинных горбов устраивается разделительная площадка параллельно элементу продольного профиля длиной не менее 10 м (рис. 8.39, а). При меньшей длине разделительной площадки пучинные подкладки следует укладывать на всем протяжении между пучинными горбами (рис. 8.39, б) с соблюдением уклонов, указанных в табл. 8.62. Конец отвода от пучинного горба должен располагаться на расстоянии не менее 10 м от перелома продольного профиля пути; при несоблюдении этого условия устраивается участок длиной не менее 10 м со средним уклоном между двумя смежными, что обеспечивается укладкой пучинных подкладок.
При исправлении пути с пучинами на стрелочном переводе в пределах рамных рельсов и крестовины устраивается площадка; на протяжении переводной кривой, а также перед рамными рельсами и за крестовиной отводы устраиваются с уклонами согласно указанным в табл. 8.62.
На участках с костыльным скреплением для ИПП применяются пучинные подкладки (рис. 8.40), которые подразделяются на карточки, башмаки, короткие, полусквозные и сквозные нашпальни-ки, изготовляемые из дерева, полимерных и других материалов (табл. 8.63). Пучинные подкладки прикрепляются к шпалам костылями нормальной длины (0,165 м), пучинными удлиненными (0,205; 0,230; 0,255; 0,280 м), шурупами (длиной 0,200; 0,250 м). Все подкладки имеют круглые отверстия для костылей и шурупов диаметром 25 мм.
На одном конце шпалы разрешается укладывать не более двух пучинных подкладок (трех — при временных отводах). Порядок применения пучинных подкладок приведен в табл. 8.64. При исправлении односторонних пучин вместо сквозных нашпальников применяют полусквозные. Для стрелочных переводов в пределах рамных рельсов и крестовин пучинные подкладки изготовляются по размерам стрелочных подкладок, под которыми они укладываются. При пропуске поезда по месту работ для устройства временных отводов применяются составные (инвентарные) карточки. На рис. 8.41 показаны регулировочные прокладки и инвентарные карточки (составные и цельные для разных типов рельсов) и их крепление на деревянных и железобетонных шпалах, а также шаблон-угольник, который служит для измерения пучинных подкладок, и металлический клин для закрепления вывешенного рельса. Пучинные подкладки хранятся и доставляются на место работ в специальных ящиках с секциями для подкладок разной толщины.
На участок пути с железобетонными шпалами при раздельном скреплении типа КБ возможность исправления пути на пучинах ограничивается суммарной допустимой толщиной прокладок для укладки под подошву рельса: 14 мм с учетом прокладки-амортизатора. При высоком пучинном горбе снижается установленная скорость движения поездов и исправление пути возможно (в крайнем случае) с устройством отводов на деревянных шпалах, укладываемых (в пределах пучинного горба) между железобетонными шпалами.
Способы исправления пути на пучинах и организация работ имеют особенности в зависимости от периода пучинообразования: в зимний период — при росте пучинного горба, в весенний — при спаде пучин; в зависимости от величины пучинных горбов высотой до 10 мм, 11 — 25, 26 — 50, более 50 мм.
При росте пучинного горба укладка или замена пучинных подкладок производится от вершины пучинного горба к концу отвода; при осадке пучинного горба — от конца отвода к вершине горба. При высоте горба до 50 мм, а также при снятии или укладке пучинных подкладок на ранее уложенный отвод, от пучинного горба устраивается отвод сначала по одной рельсовой нити с одной стороны горба, затем по другой рельсовой нити с той же стороны горба, и аналогично устраивается отвод с другой стороны горба. Если высота горба по обеим нитям разная (косая пучина), то на прямом участке сначала устраивается отвод по рельсовой нити с большей высотой горба, а затем вторая нить исправляется по уровню.
На кривых участках при росте пучины путь сначала выправляется по наружной нити с соблюдением возвышения, а затем — по внутренней. При спаде пучины пучинные подкладки снимаются сначала по внутренней нити, а затем по наружной.
При высоте пучинного горба более 50 мм на прямых и кривых участках пути и в тех случаях, когда в кривой при неравномерном росте и спаде пучин внутренняя нить оказывается выше наружной или возвышение — больше допустимого, работы по ИПП выполняются одновременно по обеим нитям.
На переходной кривой при ИПП крутизна отводов возвышения наружной рельсовой нити должна соответствовать значениям, установленным Инструкцией по текущему содержанию пути.
Для снижения расхода подкладок, сохранения срока службы шпал, сокращающегося от многочисленных перешивок, и уменьшения затрат труда на участках с короткими пучинными горбами, которые устойчиво проявляются на одном и том же месте, допускается применять комбинированный способ. Для этого осенью подрезается балласт под шпалами в зоне ожидаемого пучинного горба и на шпалы (под металлические подкладки) укладываются пучинные подкладки по высоте горба. Зимой по мере роста пучинного горба ранее уложенные подкладки заменяются на более тонкие. Весной по мере оседания пучинного горба вместо тонких укладываются более толстые подкладки, а после осадки пучины и оттаивания балласта подкладки снимаются и производится выправка пути.
При осадке пучин применяются два основных способа: постепенное опускание (понижение отметок головки рельса) и наращивание (повышение отметок рельсов). При способе понижения (основной способ) отметки головки рельса понижаются при постепенном опускании рельса в процессе замены пучинных подкладок, лежащих в пути, на более тонкие (рис. 8.42, а). При способе повышения отметок головки рельса ИПП производится (рис. 8.42, 6) наращиванием просевших мест пучинного горба укладкой пучинных подкладок (карточек). На пучинах с несколькими смежными пучинными искажениями может применяться комбинированный способ, при котором наибольший по высоте пучинный горб исправляют способом опускания, а отдельные промежуточные неровности способом наращивания с укладкой пучинных подкладок (рис. 8.42, в).
Имеются разработки способов исправления пути на пучинах по криволинейным отводам, что при допустимой величине непогашенного ускорения для подвижного состава позволяет уменьшить длину отводов на 15—20 %. На пути снимается продольный профиль пучинного горба, толщина пучинных подкладок для обоих концов каждой шпалы определяется по лекалу или вычисляется на компьютере.
Измерительные работы при исправлении пути на пучинах — определение высоты пучинных горбов, длины отводов от них, толщины пучинных подкладок — выполняются с помощью визирок (рис. 8.43), оптического прибора ПРП, с применением визирного прибора ВОГ.
Технология измерительных работ натурным способом на пути с применением прибора ПРП приведена на рис. 8.44.
Определение высоты пучинного горба проводится в следующем порядке:
— по одной рельсовой нитке, на которой пучинная неровность визуально имеет большую высоту и длину, намечают точки за пределами пучинного горба, где на пути нет неравномерного пучения (рис. 8.44, а)\
— в этих точках по обе стороны пучинного горба вертикально (по круглому уровню) устанавливают зрительную трубу и рабочую рейку ПРП;
— зрительную трубу опускают вниз до упора, визирную ось наводят на горизонтальную диагональ верхней марки рабочей рейки;
— измерительную рейку (или линейку) устанавливают вертикально на вершине горба и по ее вертикальной шкале берут отсчет О2 (в мм), величина которого равна высоте пучинного горба hг=02.
При высоте пучинного горба более 50 мм (рис. 8.44, б) необходимо удлинять нижнюю шкалу измерительной рейки или приподнимать зрительную трубу на некоторую величину (определяется по шкале стойки трубы). В том случае высота горба будет равна сумме отсчета по шкале измерительной рейки 02 и величине а, на которую поднята зрительная труба hг=02 + а.
Определение длины элементов отвода l2 выполняется с учетом необходимой крутизны отводов i1 (на l1 отвода равной 5 м) и l2 (на l2 остальной части отвода) и измеренной высоты пучинного горба h1. Длина отвода (с одной стороны горба) вычисляется для участков со скоростями движения поездов до 100 км/ч по формуле:
Источник