Способы использовать при егэ

Пошаговый план подготовки к ЕГЭ-2022

Как распределить время, подготовиться к ЕГЭ за год и набрать проходные баллы. Бонус: удобный планер для подготовки

Выбрать траекторию обучения и предметы, к которым вы будете готовиться в течение года, ознакомиться со структурой экзаменов и с требованиями к выполнению заданий, составить подробное расписание — всё это необходимые шаги плана подготовки к ЕГЭ. Рассказываем обо всём подробно вместе с преподавателями «Фоксфорда».

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С ПРЕДМЕТАМИ

Лучше сделать это как можно раньше: в 10-м или начале 11-го класса. Не набирайте предметов «про запас»: чем меньше экзаменов вы будете сдавать, тем больше шансов как следует подготовиться и получить хорошие баллы. В идеале выбирайте один-два дополнительных предмета.

Если пока не знаете, что выбрать и куда хотите поступать, начните с подготовки к обязательным русскому языку и математике. Параллельно присматривайтесь к разным специальностям. Читайте о профессиях, ищите информацию на других ресурсах, например на сайте «Поступи онлайн».

ШАГ 2. ИЗУЧИТЕ ТРЕБОВАНИЯ ВУЗОВ

Узнайте проходные баллы прошлых лет на желаемое направление — они послужат вам ориентиром.

преподаватель химии в «Фоксфорде»

При выборе вуза обратите особое внимание на минимальный балл для подачи документов. Где-то он составляет 45, а где-то 65 по каждому предмету.

Что это значит? Потенциальный химик Вася сдал ЕГЭ по химии на 100 баллов, результат по математике — блестящие 90, а вот с русским ему не повезло, и результат составил всего 64 балла. Химфак СПбГУ для Василия будет закрыт, так как минимальный балл для подачи документов — 65.

Обратите также внимание, кто и как поступал в прошлые годы. Вам нужно посмотреть не только на минимальный проходной балл, но и способ поступления.

В некоторых вузах достаточно давно все места разлетаются как пирожки среди олимпиадников. Ученики с волшебной пометкой БВИ занимают места быстрее, чем выпускники с ЕГЭ. Зачисление олимпиадников приоритетнее.

В медицинских вузах достаточно большое количество целевых мест. Их дают ученикам с хорошей успеваемостью и, конечно, тем, кто быстрее найдёт такие места. Во многие топовые вузы можно поступить с суммой баллов 230, имея целевое, тогда как на обычный бюджет нужно набрать 270 — а это 90 баллов по каждому предмету.

ШАГ 3. ОЗНАКОМЬТЕСЬ С КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИВАНИЯ

Демоверсии заданий по всем предметам, кодификаторы и спецификации выложены на сайте ФИПИ. В них вы найдёте требования к экзаменационной работе и количество баллов за каждое задание, список тем, которые будут в заданиях, демонстрационные варианты ЕГЭ от составителей и критерии оценивания.

ШАГ 4. СОСТАВЬТЕ РАСПИСАНИЕ

Распределите темы из кодификатора на весь учебный год. Действуйте по принципу «от большого к малому»: обширные темы разделите на подтемы и разделите их по дням и неделям. Старайтесь распланировать подготовку так, чтобы уже в апреле не учить новый материал, а повторять пройденный.

Посвящайте один день одному предмету и выделяйте время на отдых: хорошо высыпайтесь и занимайтесь чем-то ещё кроме учёбы. Например, взбодриться и отвлечься от занятий очень помогает спорт.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ЗА ГОД

Чтобы вам было удобнее планировать подготовку, мы составили шаблон планера на учебный год. Вы можете его скачать или сохранить и отредактировать, как вам удобно.

Наш планер — это универсальный шаблон. Его можно настраивать: добавлять и удалять строки и столбцы, расширять и сужать графы, выделять их цветом, копировать таблицы. По умолчанию в планере 20 рабочих дней в каждом месяце — их тоже можно менять в зависимости от календаря.

В планере четыре блока: предмет и темы, список необходимой литературы, расписание, повторение пройденного.

  • Чтобы добавить планер себе в гугл-док и отредактировать его, нажмите «Файл» → «Создать копию».
  • Чтобы скачать планер себе на компьютер или телефон, нажмите «Файл» → «Скачать как».
  • Чтобы добавить или удалить одну строку или столбец в гугл-доке, щёлкните по нужной графе правой кнопкой мыши и выберите соответствующий пункт. Если нужно удалить несколько граф, выделите их и так же щёлкните правой кнопкой.

ШАГ 5. НАЧНИТЕ ПОДГОТОВКУ

ЕГЭ проводят по 15 предметам. Их можно разделить на точные, гуманитарные и естественные. У каждой сферы свои особенности подготовки.

Точные Гуманитарные Естественные
математика русский язык химия
информатика и ИКТ литература биология
физика обществознание география
история
английский язык
немецкий язык
французский язык
испанский язык
китайский язык

Некоторые предметы относят сразу к двум сферам. Например, физика и химия считаются как точными, так и естественными науками. Поэтому советы для них будут совпадать.

ТОЧНЫЕ НАУКИ

  • Решайте как можно больше задач.
  • Внимательно читайте условие и давайте тот ответ, о котором в нём спрашивают. Старайтесь решать задачи самыми простыми способами. Чем проще решение, тем меньше вероятность ошибки.
  • Не волнуйтесь, если на первых порах вы долго решаете задачи. Просто продолжайте и со временем начнёте справляться быстрее.
  • Не забывайте проверять результаты перед тем, как записываете окончательный ответ.

кандидат физико-математических наук, преподаватель математики в «Фоксфорде»

Если вы рассчитываете сдать экзамен на 90+ баллов, то вам нужно научиться чисто решать тестовую часть за 20–30 минут. Засекайте время по таймеру и упражняйтесь с тренировочными вариантами. В них можно самостоятельно проверить правильность ответов, а также понять свой уровень подготовки.

Сильные школьники порой спотыкаются на первых 12 задачах, потому что привыкли решать что-то более содержательное. Обидно, когда такие ребята теряют баллы, время и силы на простых задачах.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

  • На всех ЕГЭ по гуманитарным предметам есть эссе — тренируйтесь в его написании. Учитесь правильно определять проблему и позицию автора текста, подбирать аргументы, доказывать свою точку зрения.
  • Учите исключения и другие моменты, которые требуется просто запомнить. Помогает также визуализация: записывайте слова со сложным ударением и вешайте их на видном месте.
  • Не заучивайте наизусть термины. Важнее понять суть явления и составить определение самостоятельно.
  • Повышайте общий уровень эрудиции. Читайте художественную и научно-популярную литературу, новости в интернете, биографии известных людей, изучайте историю.

преподаватель обществознания в «Фоксфорде»

Наиболее сложными в ЕГЭ по обществознанию считаются задания второй части, где нужно дать развёрнутый ответ. В трёх из них — 23, 26, 29 (К4) — вам необходимо будет продемонстрировать умение иллюстрировать теоретические положения обществоведческого курса фактическими примерами.

Есть два способа, как это сделать: смоделировать ситуацию или привести реальный пример из истории, личного социального опыта или общественной жизни. Как правило, это зависит от требований конкретного задания. Приводя примеры, необходимо помнить: они должны быть развёрнутыми, то есть давать исчерпывающее описание социальной ситуации; они должны иллюстрировать конкретное теоретическое положение, то есть должна чётко просматриваться связь теории с социальной практикой.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

  • Пополняйте знания о природных явлениях, обращая внимание на происходящее вокруг. Например, география больше остальных наук связана с реальной жизнью. Чтобы её изучать, важно быть в курсе новостей, видеть связи между событиями, а также опираться на собственный опыт.
  • Наблюдайте, как в вашей семье ведётся хозяйство, — по тем же законам работает и мировая экономика.
  • Тщательно работайте с терминологией. Если не понимаете, что за слово вам встретилось, открывайте словарь и смотрите определение, а потом объясняйте его своими словами.
  • Повторяйте изученный материал, мысленно задавайте к нему вопросы. Так он лучше уложится в голове.

преподаватель биологии в «Фоксфорде»

Уровень заданий по естественным предметам с каждым годом повышается. Для написания на 80+ мало одних школьных учебников, даже если они профильного уровня. В заданиях ЕГЭ всё больше вопросов, требующих олимпиадной подготовки. К сожалению, до сих пор нет идеального учебного пособия, поэтому стоит серьёзно подойти к подбору литературы, так как времени на подготовку не так много.

Обращайте внимание на синонимы. Особенно это актуально в биологии. В разных учебниках и заданиях ЕГЭ могут использоваться разные термины для обозначения одного и того же явления, процесса или объекта. Полезно вести словарь синонимов.

Словарь терминов тоже лишним не будет. Последнее время в заданиях ЕГЭ к терминологии относятся очень внимательно. Нужно знать точное значение терминов, которые вы используете.

Появилось много заданий на межпредметные связи. Для решения задач по географии требуется знать физические и химические процессы, лежащие в основе природных явлений. Задания по химии требуют знаний законов физики. В заданиях по биологии всё чаще необходимо объяснение процессов с точки зрения физики и химии. Поэтому, взяв ориентир на сдачу предмета естественного цикла, стоит уделить внимание всем естественным наукам.

Источник

Приемы и методы подготовки выпускников к ЕГЭ и ГИА, — доклад на ШМО

В данном материале приведены примеры использования разных приемов и методов подготовки выпускников к экзаменам. Анализ их деятельности, результаты. Даны рекомендации для родителей и учащихся, а также разные упражнения для тренировки памяти.

Скачать:

Вложение Размер
Эффективные формы и методы для подготовки выпускников к экзаменам 90 КБ

Предварительный просмотр:

Речь к 10 01 12 Приемы и методы подготовки выпускников к ЕГЭ и ГИА

  1. Эффективные формы и методы при подготовке к ЕГЭ

На сегодняшний день Единый Государственный Экзамен стал единственной формой итоговой аттестации выпускников школ, кроме того, по результатам ЕГЭ российские вузы набирают абитуриентов . Поэтому самой актуальной проблемой преподавателей стала качественная подготовка учащихся к экзамену в формате ЕГЭ.

Оптимальным долгосрочным вариантом подготовки учащихся является частичное включение контрольно-измерительных материалов выпускного экзамена в проверочные работы на протяжении всего школьного курса. Так учащиеся постепенно знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в тестовой форме, привыкают к формулировке заданий и типам тестов. Опыт многих учителей при подготовке учащихся к экзамену показывает , что все учащиеся, имеющие при такой подготовке хорошие и отличные результаты по предмету, при проведении пробного тестирования легко набирают баллы намного выше установленного минимального порога.

Тестовая форма заданий ЕГЭ обязывает преподавателей обучить выпускников оптимальной стратегии работы с тестами :

  1. Самоконтроль времени, поскольку важно иметь резерв время для решения более сложных заданий.
  2. Оценка объективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий для первоочередного решения.
  3. Прикидка границ результатов и подстановка как прием проверки, проводимой сразу после решения задания.
  4. Прием спирального движения по тесту.

Тест должен быть выполнен не только правильно, но и в строго отведенное время. Поэтому необходимо научить учащихся правильно распределять рабочее время. С этой целью у нас проводятся диагностические замеры — малоформатные проверочные работы, предполагающие мысленное выполнение всех промежуточных действий и фиксирование только окончательного ответа. Эти наборы упражнений можно использовать не только как самостоятельные работы, но и в индивидуальной и групповой подготовке, при этом слабые учащиеся могут записывать решение полностью.

В целях экономии времени на экзамене нужно также научить школьников приемам быстрого и рационального счета. На консультациях и индивидуальных занятиях для учащихся, идет тщательный анализ распространенных ошибок, допускаемых учащимися в ходе выполнения ЕГЭ.

Пока не введена компьютерная форма сдачи ЕГЭ по предметам, но все мы понимаем, что в скором времени, возможно, будет и такой вариант сдачи экзамена, поэтому качественная подготовка по любому предмету невозможна без использования информационно-коммуникационных технологий.

Учитывая индивидуальные знания и способности учащихся, выявляемые на старте каждого учебного года, каждый преподаватель старается комплексно реализовать несколько форм дистанционной подготовки к ЕГЭ:

  • самостоятельное повторение учебного материала и тренинг выполнения заданий с использованием ИКТ
  • on-line тестирование учащихся на доверенных сайтах;
  • групповые рассылки и индивидуальные консультации по материалам КИМ в письменной форме через электронную почту;
  • индивидуальные и групповые консультации по трудным темам программы;
  • обсуждение заданий повышенной сложности

За годы существования ЕГЭ по многим предметам накоплена большая база данных тестовых заданий, которые могут использовать учителя для систематизации и контроля знаний обучающихся.

Кроме того, собрана и регулярно обновляется база ссылок на сетевые ресурсы, содержащие материалы по всем разделам школьной программы. Немаловажно и создание в нашей школе электронных дневников, в которых возможно дистанционно готовить выпускников по индивидуальному плану

Мониторинг компетенций учащихся при завершении обучения проводится в виде внутреннего репетиционного тестирования.

Такая проверка позволяет не просто выявить слабые стороны знаний школьников, но и на практике познакомить их с процедурой проведения ЕГЭ, с бланками регистрации ответов и правилами их заполнения, позволяет учащимся подготовиться психологически к процедуре тестирования. Каждому выпускнику необходимо имееть персональную Памятку для успешной сдачи ЕГЭ.

Вышеупомянутые форму и методы подготовки к Единому государственному экзамену подтвердили свою эффективность итоговыми баллами наших выпускников на ЕГЭ: средние баллы по многим предметам учащихся нашей школы стабильно превышают районные и даже областные средние баллы, как в прошлом году. Конечно, ученики в выпусках разные, уровень знаний, умений и навыков сугубо индивидуален, но, я надеюсь, основная масса класса подтвердит свои годовые оценки.

  1. Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь.

Стресс — негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации.

1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.

2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.

3. Подготовить место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Состав план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.

5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз — утром.

6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.

7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.

8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала.

9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте — сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!

10. Ежедневно выпопняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Экзамены — это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными. Что делать школьному психологу в период подготовки к экзаменам? Психолог может помочь созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов.
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений — уже на вступительных экзаменах.
Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.
Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись -вдохнуть полной грудью и идти дальше .

Как помочь подготовиться к экзаменам (практические рекомендации для родителей)

• Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторении. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он ил «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.
• Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
•Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
• Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
• В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
• Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
•Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

Газета «Школьный психолог», № 7, 2003 г.

Советы родителям
1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.
3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
5. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
7. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
8. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
9. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.
10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.
11. Не критикуйте ребёнка после экзамена.
12. Помните: главное — снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.
Можно дать и некоторые советы учителям, а также выпускникам, именно советы.
Советы учителям
1. Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.
2. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями.
3. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции.
4. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
5. Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.
6. Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

Советы выпускникам
Подготовка к экзамену
1. Подготовь место для занятий;
2. Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;
3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;
4. Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;
5. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут- перерыв;
6. Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
7. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;
8. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;
9. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Перед началом тестирования
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д).
Будь внимателен! Оттого, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Во время тестирования
1. Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.
2. Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

3) Как развить внимание?

Вы уже поняли, что основой памяти является внимание?!

Правильно! Если бы не было внимания, мы ничего не смогли бы запомнить. А если качество запоминания напрямую зависит от внимания, то мы должны научиться управлять им и даже его тренировать.

Для начала же ознакомимся с его свойствами:

Объём внимания – это то количество информации или объектов, которое человек может запомнить одновременно. Объём внимания у каждого человека разный, но считается, что среднестатистический человек может запомнить от 5 до 9 объектов одновременно. Можно добиться и лучших результатов. Этому мы тоже в дальнейшем будем учиться.

Сосредоточенность – одно из главнейших свойств внимания, поскольку от него зависит качество запоминания.

Устойчивость – одна из ключевых характеристик внимания, с которой связаны производительность и эффективность умственной работы.

Распределение внимания – выполнение в один промежуток времени нескольких действий при одновременном контроле над несколькими процессами или объектами. Это качество более значимо в профессиональной деятельности, например, в профессии авиадиспетчера.

Переключение внимания – способность внимания переключаться с одного предмета на другой.

Внимание, как и память, нуждается в постоянной тренировке. Все выше перечисленные параметры внимания следует развивать. Но самое эффективное в этом направлении – развитие умений концентрации внимания. Сосредоточенность (концентрация) зависит от

1. хорошей физической формы;

2. эмоционального настроя на работу и заинтересованности в ее результатах;

3. наличия базы, необходимой для восприятия новой информации.

Следовательно, выполняя эти условия, мы будем способствовать улучшению способности к сосредоточению, т.е. повышению качества памяти.

Поддержанию хорошей физической формы способствуют занятия спортом, особенно на свежем воздухе, правильное питание, отказ от употребления алкоголя и табака. Вы помните, что для нормального функционирования клеток мозга необходимы кислород и питательные вещества. Поэтому берем за правило ежедневные вечерние прогулки на 15-20 минут и сон в хорошо проветренной комнате. Создание этих условий больших усилий от Вас не потребует.

А как быть с обеспечением заинтересованности? Ведь порой нам приходится заниматься не совсем любимым предметом. В этом случае подумайте, зачем Вам нужно то дело, которым Вы собираетесь заняться, какие выгоды ждут Вас в итоге, т.е. создайте мотив. Сложнее с созданием эмоционального настроя. Ведь это «штука» абсолютно индивидуальная, и вряд ли сработает какой-то единый рецепт.

Эмоциональный настрой в интеллектуальной работе зависит и от субъективных факторов, которые можно устранить усилием воли (лень, например), и от объективных, никак не зависящих от нас.

Но бывает, что при выполнении конкретной интеллектуальной работы никак не удается сконцентрироваться на процессе.

Используйте один из приемов :

1. Проветритесь – побудьте 15-20 минут на свежем воздухе.

2. Примите бодрящий прохладный душ.

3. Медленно выпейте мелкими глотками стакан прохладной воды. Это придаст Вам сил и снимет легкую усталость.

4. Выполните мудру Хакини. Соедините кончики растопыренных пальцев правой руки с кончиками пальцев левой руки.

Такое положение пальцев способствует взаимодействию правого и левого полушарий, при этом открывается доступ к правому полушарию, где хранится вся информация. Более того, эта мудра оказывает положительное действие и на дыхательный процесс, делая его глубже, что также хорошо сказывается на работе головного мозга.

Мудру Хакини можно практиковать в любое время для тренировки памяти, когда необходимо концентрироваться на чем-либо или припомнить что-нибудь из ранее прочитанного . Одно непременное условие : при выполнении мудр, при любом занятии умственной работы НИКОГДА не скрещивайте ноги!

Если Вам необходимо срочно что-нибудь вспомнить , соедините кончики пальцев обеих рук, при этом поднимите глаза вверх, а во время вдоха кончиком языка коснитесь десны. При выдохе верните язык в привычное положение. Затем сделайте глубокий вдох, и Вам в голову тут же придёт то, что Вы хотите вспомнить.

Еще одним объективным фактором, мешающим нам сосредоточиться, является незнание элементарных, базовых для понимания нового материала вещей. Вы читаете, например, текст, готовясь к экзамену, и не можете заставить себя сосредоточиться. Подумайте – почему? Не понимаете смысла прочитанного? Этому может быть две причины:

1. Возможно, Вы не знаете каких-то базовых понятий, идей или концепций. Поэтому общее содержание ускользает от Вас.

2. Вам просто непонятны отдельные слова из текста статьи.

В первом случае Вам придется потратить время на то, что Вы не усвоили раньше, и лишь потом переходить к сложному материалу. Во втором – проще: выписываете значения непонятных слов, делаете комментарии, т.е. создаете глоссарий. Обратите внимание, сегодня в конце или в начале многих научных текстов можно обнаружить глоссарий.

И напоследок еще один прием, позволяющий понять смысл трудно воспринимаемого текста.

1. Разбейте текст на блоки (абзацы, возможно, даже предложения).

2. Выделите непонятные места.

3. Прочитайте блок еще раз очень внимательно.

4. Изложите письменно его содержание своими словами.

1. Своим вниманием можно и нужно научиться управлять.

2. Заведите тетрадь эффективных приемов для развития внимания, памяти.

3. Используйте мудру Хакини на уроках, на семинарах, на зачетах, экзаменах, всегда, когда Вам нужно что-нибудь вспомнить. Это Ваша волшебная палочка!

Научитесь планировать Вашу деятельность. Вы обнаружите в себе появление целеустремленности, добьетесь повышения самооценки и удивитесь количеству реализованных за неделю дел.

  1. Упражнения для улучшения памяти.

Упражнение 1. (Это упражнение можно выполнять всегда и везде: например, при чтении газеты, журнала и т.д.).

Посмотрите внимательно на рисунок, фотографию в течение 3-х секунд. Потом закройте глаза и представьте себе это изображение во всех деталях. При этом Вы можете задавать себе наводящие вопросы:

— Есть ли на изображении люди или животные?

— Если да, как я могу их описать?

— Есть ли растения? Какие?

— Что я могу вспомнить из предметов, изображенных на рисунке?

Откройте глаза и сравните представленную Вами картинку с ее оригиналом.

Попробуйте вспомнить следующую информацию. Запишите то, что Вы вспомните. Постарайтесь затратить на воспоминание как можно меньше времени.

— Напишите номера телефонов, которые Вы помните на память.

— Напишите имена и фамилии Ваших одноклассников в 1, 3 или 5, 9 классах.

— Напишите названия книг, которые Вы прочитали за последний год, и имена авторов.

Это задание можно варьировать: например, попробуйте вспомнить домашние адреса Ваших друзей, почтовые индексы и т.д.

Подчеркните все встретившиеся Вам буквы А.

Это упражнение развивает способность быстро выхватывать нужную информацию.

Запомните перечень приведенного ниже списка. Закройте текст, напишите перечень, соблюдая прежний порядок.

Нут (турецкий горох)

Вы видите перед собой первые и последние буквы слов. Впишите остальные буквы, чтобы получилось слово.

Источник

Читайте также:  Сведения передаваемые одними людьми другим людям устным письменным или каким либо другим способом
Оцените статью
Разные способы