Способы использования средств массовой информации
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
Для целей настоящего Закона:
под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;
под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;
под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;
под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;
под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом;
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
под обязательными общедоступными телеканалами и (или) радиоканалами понимаются телеканалы и (или) радиоканалы, которые определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом и подлежат распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания;
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 257-ФЗ)
под исследованием объема аудитории понимаются систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к объему и предпочтениям аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), сетевых изданий, а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 266-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под регистрирующим органом понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять регистрацию средств массовой информации, или его территориальный орган.
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 239-ФЗ)
Источник
Средства массовой информации (СМИ). Понятие, виды и функции СМИ.
Понятие СМИ.
Понятие средств массовой информации в XXI веке знакомо даже ребенку. С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.
Первые СМИ появились еще в древности, когда глашатай выходил на центральную площадь оглашать новый королевский указ и последние события королевства.
С развитием современных технологий, развились и средства массовой информации. У классической прессы (газеты, журналы и другая периодика) появились конкуренты – радио, телевидение, а затем и интернет.
Виды СМИ.
К видам средств массовой информации относятся:
- пресса (газеты, журналы);
- книжные издательства;
- агентства печати;
- радиовещание;
- телевидение;
- кино-, видео-, звукозапись;
- интернет.
С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.
Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.
Функции СМИ.
В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:
- Информационная функция – сбор и передача населению каких-либо сведений, касающихся любой из сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной).
- Функция формирования общественного мнения к различным явлениям любой из сфер общества (здесь уже начинают прослеживаться элементы навязывания точки зрения).
- Образовательная функция – донесение знаний, расширение познавательных способностей человека (например, передачи History Channel, которые, кстати, тоже могут содержать некоторую идеологическую составляющую).
- «Тиражирование» образцов поведения государственных органов, политиков, политических партий и других субъектов политической сферы.
- Управленческая функция – средство мобилизации масс для решения конкретных социальных, экономических, политических задач. Пример – передачи и статьи на тему «Заплати налоги и живи спокойно», «Не выбрасывай мусор в лесу», «Не гоняй на дорогах» и т.д.
- Функция политического маркетинга — представляет из себя «продажу» политического товара (политических идей, политических программ кандидатов на выборах и т.д.).
Политика и СМИ.
Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.
Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.
Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:
- Лень и не желание людей копаться в информации. По телевизору сказали, что Слободан Милошевич преступник и диктатор, значит так и есть. Зачем копаться в источниках, чтобы найти синонимичную информацию?
- Незнание того, что существуют альтернативные точки зрения. По телевизору сказали, что Панадол – эффективное средство от головной боли, но не сказали, что его состав идентичен Парацетамолу, который стоит во много раз дешевле.
- Некоторые люди осознанно идут на поводу рекламы или пропаганды. «В этом списке политических кандидатов я знаю только одного, потому что видел его на местном телеканале, значит проголосую за него». «Возьму эту зубную пасту, а не другую, потому что первую я видел в рекламе». Человек где-то глубоко понимает, что от этого средства пятна, как в рекламе, не исчезнут волшебным образом, и придется замачивать, стирать, оттирать, короче прилагать усилия, но он все равно купит его. Так же и в политике. Если реклама – двигатель торговли, то агитация – двигатель политики.
- Развитие новых технологий и интернета повлияло не только на возможность людей получать информацию из конкурирующих или независимых источников, но и повлияло на развитие самих средств массовой информации. Технические возможности некоторых устройств (видеокамер, фотокамер, диктофонов) в совокупности с возможностями Фотошопа, видеоредакторов и других программ монтажа позволяют преподнести информацию в выгодном свете. Пример – использование ракурса, эффекта света и тени, перспективы при видеосъемке. Если стать практически между двумя артиллерийскими орудиями, направленными в одну сторону, то, имея определенную сноровку и навыки, можно их снять так, что на ролике будет казаться, что орудия направлены почти в противоположные стороны. Пример взят, как говорится, из жизни.
Чаще всего достаточно не лгать, а просто недоговорить или умолчать, вырезать кусок интервью или иначе смонтировать, чтобы преподнести информацию в выгодном свете.
Пропагандистский уклон имеют и российские, и западные СМИ, но и те, и другие редко скатываются в откровенную ложь (чего не скажешь о большинстве современных украинских средств массовой информации, или скорее – массовой дезинформации).
Однако не все так грустно, как кажется, и этому есть несколько причин.
Всегда остаются мыслящие люди среди населения. Не перевелись еще журналисты с независимым взглядом (пример – украинский блогер Анатолий Шарий).
Даже глубоко заангажированные СМИ порой выдают достоверную информацию. Иногда технические возможности играют злую шутку с некоторыми представителями средств массовой информации: возникают различные сбои, ляпы и казусы – при этом правда всплывает наружу. Чаще всего такое происходит в прямом телевизионном или интернет вещании. Вообще, прямой эфир – это такой способ подачи контента, где возможность скрыть информацию сводится к минимуму.
Возможно, одна маленькая девочка из Цхинвала изменила общественное мнение западных стран в отношении России, когда в прямом эфире CNN на вопрос: «Кто стрелял по городу?», ответила «Грузия». Это было незапланированно, и это попытались замять, но не получилось.
Развитие отношений общество-СМИ-власть продолжается, и, к чему оно приведет, неизвестно. Поэтому пока что мы может только согласиться с Бальзаком, что средства массовой информации – это «четвертая власть» государства.
Источник
Способы использования средств массовой информации
Самые распространённые и чаще всего используемые СМИ — это телевидение, интернет, радио и печатные издания. Именно они и будут рассмотрены в данном разделе.
Телевидение — совокупность аудиовизуальных сообщений, которые предназначены для слухового и зрительного восприятия. Аудиовизуальные сообщения — это информация, представляющая собой серию связанных кадров (в сопровождении звуков или без них). Телевидение является источником информации разного рода — коммерческой, культурной, развлекательной, политической, образовательной. Всё это вместе с рекламой создаёт основу для манипуляции человеческим сознанием.
В основе телевидения лежит открытие фотоэффекта в селене, сделанное Уиллоуби Смитом в 1873 году. Изобретение сканирующего диска Паулем Нипковым в 1884 году послужило толчком в развитии механического телевидения, которое пользовалось популярностью вплоть до начала Второй мировой войны.
Первая в мире передача движущегося изображения была осуществлена в 1923 году американцем Чарльзом Дженкинсом, с использованием для передачи механической развёртки, но передаваемое изображение было силуэтным, то есть не содержало полутонов.
17 октября 1950 года в США принят первый в мире стандарт цветного телевещания с последовательной передачей цвета, использовавшийся телекомпанией CBS меньше четырёх месяцев и отменённый из-за несовместимости с чёрно-белыми телевизорами.
Интернет — система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как «Всемирная сеть» и « Глобальная сеть» , а также просто « Сеть» . На основе интернета работает « Всемирная паутина» и множество других систем передачи данных.
В 1957 году, после запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США ( DARPA ) предложило разработать для этого компьютерную сеть.
К 1971 году была разработана первая программа для отправки электронной почты по сети. Эта программа сразу стала очень популярна.
В 1973 году к сети были подключены через трансатлантический телефонный кабель первые иностранные организации из Великобритании и Норвегии, сеть стала международной.
В 1990-е годы интернет объединил в себе большинство существовавших тогда сетей .
В настоящее время подключиться к интернету можно через спутники связи, радиоканалы, кабельное телевидение, телефон, сотовую связь, специальные оптико-волоконные линии или электропровода. Всемирная сеть стала неотъемлемой частью жизни в развитых и развивающихся странах.
Радио — разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве.
Создателем первой успешной системы обмена информацией с помощью радиоволн ( радиотелеграфии) считается итальянский инженер Гульельмо Маркони ( 1895 ).
Изобретение радиосвязи дало начало таким научно-техническим направлениям, как радиоастрономия, радиометрология, радионавигация, радиолокация, радиоразведка, радиопротиводействие . (2)
Печатное издание — издание, размноженное при помощи печатания. Это могут быть:
· Бюллетени и другое .
Книги (самые распространённые печатные издания).
И здревле устная речь считалась единственным способом передачи знаний от одного поколения к другому. Затем древние цивилизации изобрели письменность, и для письма стали использовать кору дерева, глиняные плитки, металлические листы и многое другое. В Древнем Египте записи вели на листах папируса.
В I веке н. э. появились кодексы – старинные рукописи. В VI веке тексты рукописей переписывали, тогда еще не было печатной машинки.
В XV веке появилась печатная машина с наборными элементами из металла.
В последнее время все более распространяются электронные книги, однако, они не вытесняют бумажные, которые более удобны и популярны. (3)
Источник