Способы использования социальных сетей

Практическое использование социальных сетей в учебном процессе

В данной статье рассмотрены проблемы использования информационных технологий в учебном процессе, указаны преимущества использования социальных сетей в качестве средства обучения, приведены примеры из личного опыта и описан результат практического применения социальной сети «ВКонтакте» в учебном процессе. Материал предназначен для ознакомления учителям средней школы и преподавателям среднего и высшего профессионального образования.

Проблемы использования стандартных информационных технологий

В настоящее время активно обсуждается применение информационных технологий в процессе обучения. При этом сам процесс внедрения ИТ в учебный процесс значительно отстает от их скорости развития. Кроме того, стандартные компьютерные технологии могут быть недостаточно эффективны в некоторых случаях, причинами могут являться:

  • Отсутствие фактора новизны;
  • Недостаточная наглядность материалов;
  • Ограничение по типу учебных материалов;
  • Как следствие — малая эффективность воздействия.

В этих случаях можно в качестве дополнительного средства обучения использовать привычную для учащегося среду общения — социальные сети.

Преимущества использования социальных сетей

«Социальная сеть — это платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете» [9]. Пример популярных социальных сетей: «ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники» [10].

Применение социальных сетей в учебном процессе позволяет использовать следующие факторы:

  • Популярность социальных сетей постоянно растет, большинство учащихся зарегистрированы в одной или нескольких социальных сетях;
  • Среднее время, проводимое на сайте пользователями социальных сетей от 17 до 42 мин. [10], которые можно использовать для привлечения к процессу обучения;
  • Мгновенная передача информации и, соответственно, доступность отчетов и заданий для изучения;
  • Все версии документов доступны одновременно и преподавателю и учащемуся, что решает проблему резервного копирования и отсутствия проблем с потерей электронной версии отчетов.

Социальные сети в первую очередь могут быть полезны преподавателям дисциплин, в которых предусмотрены:

  • Рефераты;
  • Семинары;
  • Лабораторные работы;
  • Курсовые работы;
  • Выпускная квалификационная работа.

С помощью социальных сетей преподаватель может упрощать следующие процедуры:

  • Информирование студентов;
  • Предоставление методических пособий;
  • Доведение до сведения дополнительных инструкций;
  • Прием работ в электронном виде для проверки;
  • Простейший способ резервного копирования.

Примеры использования социальных сетей в учебном процессе

В качестве первого эксперимента в 2013 г. создана группа в социальной сети «ВКонтакте» с целью помочь в дипломном проектировании.

Рисунок 1. Внешний вид страницы группы «Дипломное проектирование у групп КД САТТ»

В группе размещены следующие материалы (рис.2):

  • Инструкция «С чего начать диплом?»;
  • Методические указания и полезные материалы;
  • Архив с необходимым программным обеспечением;
  • Инструкции по работе с ПО;
  • Инструкции по решению проблем с ПО.

Рисунок 2. Материалы, размещенные в группе:

а) Инструкция «С чего начать диплом? б) Инструкции по работе с ПО.

Учащиеся были проинформированы о создании группы с помощью яркого, необычного объявления (рис.3).

Рисунок 3. Объявление для привлечения учащихся.

В 2014 г. эксперимент был продолжен: создана группа в социальной сети «ВКонтакте» для помощи в выполнении курсовой работы по предмету «Архитектура аппаратных средств» (рис.4).

Рисунок 4. Внешний вид страницы группы «Дипломное проектирование у групп КД САТТ»

Группа содержит следующие материалы (рис.5):

  • Методические указания и дополнительные инструкции;
  • Шаблон для выполнения пояснительной записки;
  • Список самых распространенных ошибок;
  • План презентации;
  • Напоминания о текущих заданиях.

В каждой группе выполнялась регулярная публикация новых материалов с целью напомнить о выполнении работы, проинформировать о текущем этапе выполнения и выдать задания для выполнения.

На случай отсутствия регистрации у учащегося в выбранной социальной сети, реализована возможность пользоваться материалами без регистрации.

Рисунок 5. Материалы, размещенные в группе

Результат использования социальной сети

По прошествии семестра были достигнуты следующие результаты:

  • Охват учащихся 88% (на новости группы подписалось 39 из 44 студентов);
  • Количество просмотров от 600 до 780 в месяц;
  • Все студенты были обеспечены обновленными методическими указаниями в кратчайший срок;
  • Качество оформления курсовых работ по сравнению с предыдущим потоком значительно повысилось;
  • Электронная версия большинством студентов сдана в нужном виде (два формата файла с правильным наименованием);
  • Ни одна работа не потеряна в результате невнимательности или выхода из строя оборудования.
Читайте также:  Tea tree relief serum способ применения

Заключение

Проведенный эксперимент показал, что социальные сети могут быть очень удобным и эффективным инструментом, дополняющим стандартные средства обучения. Появляется возможность повысить разнообразие и наглядность учебных материалов, оставаясь при этом в рамках привычной для учащегося среды общения. В итоге ученики начинают с повышенным интересом относиться к предмету и показывают более высокие результаты обучения.

  1. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие/ под общ. ред. А.П.Чернявской, Л.В.Байбородовой. — Ярославль; Издательство ЯГПУ, 2012. – 311 с.
  2. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издательский центр «Академия» (Москва), 2002. – 304 с.
  3. Богаевская Г.Н., Современные образовательные технологии, 2015 год [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://pedportal.net/po-tipu-materiala/obschepedagogicheskie-tehnologii/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-sovremennye-obrazovatelnye-275530
  4. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.:Сентябрь, 2003 год.
  5. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2004 год.
  6. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год.
  7. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 год.
  8. Активное обучение. Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Активное_обучение
  9. Социальная сеть. Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть_(Интернет)
  10. Сайт компании TNS, TNS WebIndex [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.tns-global.ru/
  11. Дипломное проектирование у групп КД САТТ (КР по ААС), группа в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://vk.com/kd_dp
  12. Архитектура аппаратных средств (КР по ААС), группа в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://vk.com/kd_aas

Об авторе: Бондаренко Сергей Валериевич, преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский автотранспортный техникум».

Источник

Способы использования социальных сетей

Сфера eLearning (Electronic Learning, система электронного обучения при помощи информационных технологий) закономерно приобретает во всем мире растущую популярность. Прогрессивные технологии делают процесс обучения продуктивней, ярче и доступней, позволяют приобретать знания более простым и понятным для юного поколения способом, повышают степень вовлеченности всех участников в образовательный процесс.

Дневник.ру, российский лидер eLearning, внимательно следит за мировыми тенденциями в этой сфере. Сегодня мы хотим предложить к прочтению статью, которая раскрывает секреты использования популярных социальных сетей и программ для организации более интересных и динамичных занятий в классах. Статья в первую очередь будет полезна учителям, которые стараются активно использовать современные технологии в образовании; ученики и родители тоже смогут найти здесь много интересного.

Идея публикации была навеяна аналогичным исследованием, проведенным американскими коллегами. Первоисточник статьи, которая нас вдохновила, находится здесь.

Изначально социальные сети создавались для удобного общения с друзьями, однако сейчас они все чаще используются для целей образовательного и делового общения. Преподаете/учитесь ли вы в начальной школе или традиционном высшем учебном заведении – в данной статье вы найдете подходящие способы использования социальных сетей на каждой случай.

Идеи для средней школы

  1. Вдохните жизнь в литературу. Ученики могут создать страницу (профиль) литературного героя в социальной сети, используя все функции, которые предлагает сеть: картинки, общение, «мне нравится», ссылки, обсуждения и т.д. Самое интересное в этом процессе – стараться создать на страничке героя тот мир, который поможет лучше раскрыть его характер.
  2. Следите за событиями в жизни знаменитостей. Многие знаменитости используют Twitter. Вы можете выбрать известного человека, деятельность которого связана с темой, которую вы изучаете. Например, при изучении темы «Правительство Российской Федерации», ученики могут следить за новыми сообщениями официального аккаунта Правительства в Твиттере или за обновлениями аккаунта Премьер-министра РФ .
  3. Изучение географии. При обучении географии используйте программу Google Планета Земля. Весь мир открыт перед Вами! Виртуальные путешествия в любую точку мира: 3D-здания, фотоснимки и рельеф; поиск городов, компаний и других мест… Кроме того, посмотрите пример, как учитель использовал свои контакты в Twitter для проведения интерактивных уроков с учениками.
  4. Экскурсии. Иногда организация экскурсии представляет трудность или невозможна – в таких случаях используйте программу Skype, чтобы провести экскурсию, не покидая классной комнаты, или покажите ученикам виртуальные экскурсии по крупнейшим музеям мира, интерактивные модели знаменитых сражений и т.д.
  5. Налаживайте связи с другими классами. Для расширения возможностей обучения, общайтесь с учениками из других классов, независимо от их местонахождения. Например, используйте сервис виртуальных конференций в Дневник.ру или Twitter для общения о каком-либо городе или стране непосредственно с их жителем в режиме он-лайн!
  6. Последние обновления. Благодаря сервису хэштегов в Twitter можно отслеживать последние записи на изучаемую тему всех пользователей сервиса, что оказывает неоценимую помощь при обсуждении текущих событий. Прочтите несколько советов о том, как эффективней использовать Твиттер.
  7. Общение с родителями. Поддерживайте связь с родителями через Дневник.ру и социальные сети, чтобы сообщать им об успехах их ребенка, обсуждать способности и предрасположенность ученика к тому или иному предмету и т.д.
  8. Поддерживайте школьный сайт в Дневник.ру , наполняя его актуальной информацией и интересным контентом – как, например, это делают сотрудники ГБОУ Гимназии №1597 (Москва).
  9. Развлекитесь во время урока. Если вы ведете серьёзный урок, требующий повышенного внимания учеников, попробуйте «разбавить» его одним из образовательных приложений Дневник.ру.
Читайте также:  Кофе эгоист молотый способ приготовления

Для расширения возможностей обучения используйте данные идеи на семинарах и лекциях:

10. «Окно» в повседневную жизнь учебного заведения. Создайте веб-сайт, как это сделали, например, РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). Благодаря такому сайту посетители могут узнать актуальную информацию об университете, вступительных олимпиадах (в том числе, дистанционных с помощью Дневник.ру), почитать рассказы студентов и действующих преподавателей, посоветоваться с другими абитуриентами на форумах и т.д.

11. Участвуйте в конкурсах. Принимайте участие в интерактивных конкурсах, проводимых, например, компанией Майкрософт и др.

12. Создавайте приложения и исследуйте социальные сети. Социальные сети сами по себе могут представлять отличный объект для исследования. Последуйте примеру этой группы Стэнфордского университета и создайте собственные приложения в соц. сетях.

13. Помогайте развивающимся странам. Создайте проект, подобный некоммерческой образовательной организации «Скейтостан» (Skatistan), о которой в своё время рассказывал Дневник.ру, давая возможность задать вопрос лично её организатору.

14. Следите за сообщениями руководителей . Чтобы узнать больше об исследованиях и профессиональной деятельности преподавателей, руководителей и других профессионалов, работающих в области вашего исследования, следите за их сообщениями в социальных сетях.

15. Возможности инициативы. Студенты имеют возможность использовать социальные сети для совместной работы в формате подачи той или иной инициативы «снизу» — как, например, сделали студенты Университета Британской Колумбии, выступив против закрытия тренажерного зала в бассейне университета.

Идеи для учащихся

16. Преимущества дистанционного образования. Используйте возможности медиатеки Дневник.ру для ознакомления с методическими наработками, изучения лекций, презентаций, видео- и аудиофайлов.

17. Практикуйте иностранные языки. Ребята, изучающие иностранный язык, могут практиковаться, общаясь с носителями языка – например, в группах соц. сетей, или используя современные бесплатные сервисы, например LinguaLeo.ru и др.

Идеи для преподавателей

Независимо от уровня знаний ваших учеников существует много способов использования социальных сетей при работе с аудиторией:

18. Предложения для класса . Размещайте предложения для класса в Дневник.ру, социальных сетях или Твиттере.

19. Связь с другими преподавателями. Обменивайтесь опытом с другими преподавателями по всей России, размещая и получая информацию о новых идеях, советах и методиках в популярных группах Дневник.ру и наших социальных сетях: ВКонтакте, Фейсбуке, ЖЖ. Отвечайте на вопросы учащихся в сети.

Читайте также:  Народный способ лечения под

20. Будущие студенты : используйте сообщество репетиторов в Дневник.ру, которое насчитывает более 60 тысяч учителей.

21. Конференции. Используйте Twitter, чтобы быть в курсе событий всех профессиональных конференций и оставаться на связи с нужными людьми.

22. Публикуйте записи. Публикуйте записи в файлах и Медиатеке Дневник.ру, чтобы пропустившие занятия студенты могли ознакомиться с необходимым материалом, а преподаватели могли ссылаться на любые сделанные записи.

23. Форум для преподавательского состава. После того, как вы накопили достаточный опыт по использованию социальных сетей при работе в классе, подготовьте материал для обмена опытом со своими коллегами в популярных сообществах в Дневник.ру.

24. Трансляция урока в режиме реального времени. Сервис Twitter может быть успешно использован для интерактивной трансляции выступления в режиме реального времени (при этом важно не забывать ставить хештэги).

25. Поиск приглашенных лекторов. Используйте новые знакомства с коллегами в Дневник.ру, чтобы пригласить их выступить перед вашими учениками. Такая взаимопомощь может стать очень полезной.

26. Ведите собственный блог , как это делает, например, победительница спец. номинации от Дневник.ру в рамках всероссийского конкурса «Позитивный контент 2012» Ольга Николаевна Комарова из Омска.

Организация совместных проектов внутри класса и школы объединит всех участников образовательного процесса, создаст менее формальную обстановку, позволит ученикам правильно относиться к работе в команде и осознанию личной ответственности каждого за результат. Интернет – отличный помощник в деле организации подобных проектов!

27. Виртуальные сообщества . В сети можно создавать виртуальные сообщества, например, группы учителей или региональные сообщества, группы по интересам, конкурсные группы и пр.

28. Межличностное взаимодействие. Когда вы постепенно узнаете о других немного больше, как это происходит в социальных сетях, у вас складывается более полное понимание личности ваших собеседников, что способствует более открытому и информативному общению.

29. Используйте обратные каналы. «Обратным каналом» в данной ситуации называется повторное обсуждение основной лекции или презентации в Сети. Используйте обратный канал для улучшения качества преподавания и контроля усвоения материала.

30. Сотрудничество. Социальные сети изначально создавались для стимулирования социального взаимодействия, поэтому используйте эту возможность, поощряя учеников на совместною работу над проектами в социальных сетях.

31. Держите руку на пульсе. В настоящее время школы переходят на новый подход к образованию, ориентированный на развитие взаимодействия, при котором с помощью социальных сетей формируются лучшие условия для обучения и вовлеченности учеников в образовательный процесс.

Подробнее о комфортном переходе на электронный формат ведения школьных процессов можно почитать здесь, а также обсудить собственные идеи и проблемы с коллегами, ознакомиться с типовыми документами для подготовки процесса и пр.

32. Инклюзивное образование . Ученики, отсутствующие на занятиях по различным причинам или по болезни, с помощью Дневник.ру и возможностей Интернета могут удаленно присутствовать в классе и оставаться в курсе последних событий в учебе.

33. Такие социальные сети, как Дневник.ру, VK, Facebook, Twitter предоставляют всем участникам образовательного процесса отличную возможность усилить степень своего взаимодействия и повысить его эффективность.

Самый крупный электронный образовательный проект России Дневник.ру – это не просто социальная образовательная сеть. Это уникальный проект, который совмещает в себе три модуля:

  • дистанционное обучение,
  • управление школьным документооборотом,
  • социальная сеть.

Базовый функционал Дневник.ру бесплатный для всех участников образовательного процесса. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайн-переводчик, онлайн-тренинг тестирования ЕГЭ, возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие ВУЗы России и мн. др.

Подробнее о функциях Единой образовательной сети для пользователей можно почитать ЗДЕСЬ.

Уважаемые учителя и дорогие ученики!

А как ВЫ используете социальные сети в процессе обучения? Что больше всего нравится и чаще всего используется в Дневник.ру? Мы ждем ваших комментариев и встречных предложений!

Источник

Оцените статью
Разные способы