- Механизм и методы управления. Система методов управления, их содержание, взаимосвязь и взаимодействие
- Механизмы менеджмента: средства и методы управления
- Общая характеристика средств и методов управления
- Административные методы управления
- Готовые работы на аналогичную тему
- Экономические методы управления
- Социально-психологические методы управления
Механизм и методы управления. Система методов управления, их содержание, взаимосвязь и взаимодействие
Методы управления – совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей.
Метод управления характеризует законченный акт воздействия на объект управления. Различают экономические, организационные и социально-психологические методы управления.
Экономические методы управления – способы воздействия посредством создания экономических условий, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.
Применяя экономические методы управления необходимо соизмерять затраты и результат (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). Обычно воздействуют через систему заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.
Организационно-распорядительные методы управления – способы воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. Воздействие носит директивный, обязательный характер. Оно основано на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.
К числу организационных методов относят:
- организационное проектирование;
- регламентирование,
- нормирование.
При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.
При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.
Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.
Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).
Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.
Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.
Распорядительные методы реализуются в форме приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендации.
Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.
Социально-психологические методы управления – способы воздействия на объект управления: основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в коллективе.
Внушение представляет собой целенаправленное психологическое воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи обращения к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду.
Убеждение основано на аргументированном и логическом воздействии на психику сотрудника для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.
Подражание является способом воздействия на отдельного сотрудника или социальную группу путем личного примера руководителя или иного лидера, образцы поведения которого являются примером для других.
Вовлечение является психологическим приемом, посредством которого сотрудники становятся соучастниками трудового или общественного процесса (принятие согласованных решений, соревнование и т.п.).
Побуждение представляет собой позитивную форму морального воздействия на сотрудника, повышающую социальную значимость сотрудника в коллективе, когда подчеркиваются положительные качества сотрудника, его опыт и квалификация, мотивация к успешному выполнению порученной работы.
Принуждение — это крайняя форма психологического воздействия при отсутствии результатов иных форм воздействия, когда сотрудника заставляют выполнять определенную работу против его воли и желания.
Осуждение является приемом психологического воздействия на сотрудника, который допускает большие отклонения от моральных норм коллектива или результаты труда которого крайне неудовлетворительные. Такой прием не может применяться в отношении сотрудников со слабой психикой, и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть коллектива.
Требование имеет силу распоряжения и может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой полнотой власти или пользуется непререкаемым авторитетом. Во многих отношениях категорическое требование аналогично запрещению, выступающему в виде легкой формы принуждения.
Запрещение обеспечивает тормозящее воздействие на личность и по сути является вариантом внушения, а также ограничения недозволенного поведения (бездеятельность, попытки хищения и т.п.).
Порицание обладает убеждающей силой только в тех условиях, когда сотрудник считает себя последователем и психологически неразрывно связан с руководителем, иначе порицание воспринимается как менторское назидание.
Командование применяется тогда, когда требуется точное и быстрое исполнение поручений без обсуждений и критических замечаний.
Обман ожиданий эффективен в ситуации напряженного ожидания, когда предшествующие события сформировали у сотрудника строго направленный ход мыслей, обнаруживший свою несостоятельность и позволяющий без возражений воспринять новую идею.
Намек — это прием косвенного убеждения посредством шутки, иронического замечания и аналогии. По сути намек обращается не к сознанию и логическому рассуждению, а к эмоциям. Поскольку намек представляет собой потенциальную возможность оскорбления личности, применять его следует с учетом конкретного эмоционального состояния сотрудника.
Комплимент не следует смешивать с лестью, он должен не обижать, а возвышать сотрудника, наталкивать на размышления. Предметом комплимента должны быть вещи, дела, идеи и т.п., косвенно относящиеся к конкретному сотруднику.
Похвала является позитивным психологическим приемом воздействия на личность и оказывает более сильное воздействие, чем осуждение.
Просьба представляет собой весьма распространенную форму неформального общения и является эффективным методом руководства, так как воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважительное отношение к его личности.
Совет — это психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. В оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов следует ограничить.
Рассмотренные методы управления неразрывно связаны между собой, и искусство управления состоит в овладении этими методами, в правильном их выборе и сочетании, образующем механизм управления.
Следующая матрица иллюстрирует взаимосвязь между стилями руководства и методами управления, где число знаков «+», характеризует степень предпочтительности методов.
Автократический стиль управления – явно тяготеет к организационно-распорядительным методам, более ярко выражающим императив власти, принуждение. Либеральный стиль руководства существенно тяготеет к социально-психологическим методам управления возможно даже в ущерб правам и ответственности. Наибольшие потенциальные возможности использовании методов управления у демократического стиля управления.
Источник
Механизмы менеджмента: средства и методы управления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика средств и методов управления
Механизмы менеджмента – это способы и методы, обеспечивающие проведение теоретических положений менеджмента в практическую деятельность организации.
Понятие механизмов менеджмента близко с механизмами управления.
Под механизмом управления понимают совокупность методов и средств управления, которая определяет возможность системы управления осуществлять целенаправленное движение.
Механизм управления обеспечивается средствами и методами управления.
Под средствами управления понимают инструменты, рычаги механизма управления, все то, что позволяет управлять (в частности, целевые ориентиры, ожидаемые последствия, критерии оценки и выбора, требования и ограничения).
Методами управления называют совокупность способов и приемов воздействия на объект управления для достижения целей, стоящих перед организацией.
Методы управления тесно связаны с мотивацией людей, удовлетворением их потребностей. Из потребностей рождаются интересы:
которыми следует управлять.
Методы управления могут быть классифицированы по содержанию и разделены на следующие категории:
- административные,
- экономические,
- социально-психологические.
Административные методы управления
Административными методами управления называют методы, в основе которых лежит прямое административное воздействие на подчиненных, осуществляемое руководителями или органами управления в рамках их полномочий.
Административные методы управления могут быть разделены на следующие разновидности:
Методы организационного воздействия:
- организационная регламентация. Регламентация представляет собой определение четких рамок действия компании в целом, ее отдельных подразделений или исполнителей. Примерами могут служить уставы организаций, коллективные договора, положения об организации структурных подразделений, правила трудового распорядка, штатные расписания, должностные инструкции и т.д.,
- организационное нормирование. Оно предполагает, что будут разработаны нормативы, определяющие границы технико-технологических и организационно-экономических решений, принимаемых в ходе производственной деятельности. Примерами могут служит нормы расхода сырья и материалов, трудозатрат, нормы выработки, штатные нормативы, нормативы собственных средств,
- организационное инструктирование. Оно предусматривает обеспечение согласованности действий и единства поведения исполнителей. Инструктирование служит для того, чтобы организация работы и выполнение заданий осуществлялись более эффективно. В качестве примеров можно привести методические рекомендации, инструктажи по технике безопасности,
Методы распорядительного воздействия:
- приказы. Это самый распространенный вид распорядительной документации, выпускаемый руководителем,
- распоряжение. Оно представляет собой требования, предъявляемые к подчиненным в части решения отдельных вопросов,
- указание. Оно нужно для оперативного регулирования управленческого процесса в условиях работы с ограниченным (небольшим) числом сотрудников. Чаще всего используется на низших уровнях управленческой иерархии.
Готовые работы на аналогичную тему
Экономические методы управления
Экономическими методами управления называют методы, базирующиеся на использовании экономических категорий и законов как основе осуществления управляющего воздействия.
К основным экономическим методам относятся:
- плановое ведение хозяйства. Этот метод применяется во всех организациях, имеющих четко сформулированные цели и разработанную стратегию по их достижению. Наличие плана экономического развития обеспечивает достижение баланса между спросом на товар, процессами производства и необходимыми ресурсами. Планирование опирается на прогнозирование как научную основу и методологический инструмент,
- хозяйственный расчет. Этот метод основывается на том, что затраты предприятия, связанные с производством продукции, соизмеряются с результатами деятельности (выручкой, объемом продаж). Расходы на производство должны полностью покрываться полученными доходами. Хозяйственный расчет предусматривает обеспечение рентабельности производства, экономное расходование ресурсов и материальную заинтересованность персонала в достигаемых результатах. Предприятие является самоокупаемым, если оно не привлекает бюджетное финансирование и дотации для покрытия убытка. Самофинансирование – основа ведения расширенного воспроизводства и развития предприятия за счет получаемой прибыли,
- оплата труда. Это ключевой мотив трудовой деятельности наемных работников, а также денежный измеритель стоимости рабочей силы. Она служит связующим звеном между процессом и результатами труда. Руководитель имеет возможность регулировать степень материально заинтересованности работников,
- рабочая сила,
- ценообразование как важнейший регулятор товарно-денежных отношений,
- ценные бумаги,
- налоговая система.
Социально-психологические методы управления
К социально-психологическим относятся методы управления, основанные на использовании социологических и психологических закономерностей.
К основным задачам социально-психологических методов причисляют формирование здоровой атмосферы в коллективе, выявление лидеров и распределение ролей и статусов между членами коллектива, устранение отрицательных социальных явлений. При этом социологические методы направлены на группы и специфику их взаимодействия между собой, а психологические – на отдельных индивидов.
Психологические методы являются строго персонифицированными. К ним относят:
- психологическое планирование,
- типы личностей,
- темперамент,
- характер,
- интеллектуальные способности.
Способами воздействия являются убеждение, внушение, побуждение, подражание, осуждение, просьба, принуждение, похвала, совет.
Источник