- Анализ конкурентов
- Что такое конкурентный анализ?
- Методы конкурентного анализа
- SWOT
- Достоинства:
- Недостатки:
- Способ Портера
- Достоинства:
- Недостатки:
- PEST — глобальное изучение влияния макросреды на конкретный бизнес через изучение отраслей и тенденций их развития.
- Достоинства:
- Недостатки:
- SPACE
- Достоинства:
- Недостатки:
- Этапы анализа
- Пример анализа
- Как добиться конкурентного преимущества?
- Теория управления конкурентными преимуществами объектов
- Сущность и классификация ценностей
- Методические основы управления конкурентными преимуществами объектов
- Классификация конкурентных преимуществ различных объектов
- Общая классификация
- Персонал
- Товары и услуги
- Организация
- Отрасль
- Регион
- Страна
- Оценка потенциала и качества системы управления организацией
- Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
- Формирование портфелей новшеств и инноваций
Анализ конкурентов
Бизнес в условиях рыночной конкуренции требует продуманной стратегии для успешного развития. Анализ конкурентов позволяет получить преимущество, существенно уменьшить риски. В статье вы найдете подробный разбор, получите рабочие инструменты. Поймете внешние факторы, влияющие на успех компании.
Что такое конкурентный анализ?
Конкурентный анализ — комплекс методов создания бизнес-стратегии, учитывающей сильные и слабые места не только вашего, но и конкурирующих предприятий. Прием применяется как для решения кратковременных задач, так и для составления долгосрочных планов.
Анализ конкурентной среды рынка нужен для:
- разработки маркетингового позиционирования;
- реального прогноза ситуации и продаж;
- конструирование ценовой, товарной политики;
- классификация и определение главных качеств продукта;
- проработка рекламной кампании, плана продвижения.
Важно:
Исследование компаний — это не разовая акция, а системный подход, при котором используется комплекс инструментов, разрабатываются схемы и сравнительные таблицы. Частота проведения зависит от динамичности вашей ниши на рынке.
Методы конкурентного анализа
Маркетинговое исследования бизнеса использует эффективные методы анализа конкурентов.
SWOT
SWOT — комплекс для успешного развития проектов, учитывающий сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weakness), возможности (Opportunities), угрозы (Treats).
Способ простой и действенный, из-за чего используется чаще других.
Достоинства:
- универсальность для различных сфер бизнеса;
- высокая гибкость, адаптивность;
- использование для оперативного контроля предприятия.
Недостатки:
- субъективность, зависимость от позиции исследователя;
- высокие временные затраты для сбора большого количества информации;
- отсутствие разбора взаимосвязей между факторами, влияющими на бизнес.
Способ Портера
Способ Портера — методика исследования рынка с целью оценки появления пяти внешних сил
Текущих конкурентов, поставщиков, покупателей, товаров, их заменителей, новых конкурирующих предприятий.
Достоинства:
- учет влияния не только прямых конкурентов;
- определение степени конкуренции;
- актуальная защита от внешних факторов.
Недостатки:
- исследование базируется на идеальном предложении;
- модель применима только к простым рыночным структурам;
- игнорирование важной шестой силы — Дополнения.
PEST — глобальное изучение влияния макросреды на конкретный бизнес через изучение отраслей и тенденций их развития.
Такой метод анализа конкурентов используют для долгосрочных стратегий и планирований пятилеток.
Достоинства:
- создание глобальной стратегии развития новых бизнес-проектов;
- обеспечение целостной картины окружения и предложений рынка;
- быстрый сбор информации;
Недостатки:
- сложность проведения для диверсифицированных организаций;
- неточность и ограниченность данных из-за большой стоимости доступа к информации;
- необходимость регулярного повторения исследования.
SPACE
SPACE — схема предполагает акцент на товар предприятия и его финансовые перспективы, как главные факторы развития бизнеса.
Достоинства:
- понятная логика конкурентного анализа;
- определение основных стратегических позиций;
- удобная и наглядная демонстрация результатов.
Недостатки:
- отсутствие обоснования выделения определенных групп факторов;
- случайный характер перечня без четкой классификации;
- зачастую поверхностный обзор и неверные рекомендации.
Этапы анализа
Проводить качественный анализ конкурентной среды рынка необходимо в несколько этапов:
- Постановка проблем и конкретных целей исследования для решения текущих задач.
- Создание и группировка реального списка конкурентов, а также аудитории покупателей, с которой они взаимодействуют.
- Подготовка технических средств сбора информации, поиск с последующей систематизацией доступных сведений.
- Структурирование, исследование, оценка качества собранных данных.
- Создание подробного отчета, используя способы анализа конкурентов для формирования новой стратегии продвижения.
Пример анализа
Рассмотрим вкратце шаги анализа конкурентной ситуации методом SWOT на примере интернет-магазина.
- Цель исследования — выявление прямых конкурентов, создание стратегии рекламного продвижения.
- Текущие проблемы — низкая посещаемость, отсутствие продаж.
- Общее состояние сферы — сильная конкуренция, наличие больших сетевых магазинов.
- Внешние факторы — расширение ассортимента другими компаниями, контроль контента и товара государственными органами.
Найдите главных соперников в вашем направлении с аналогичными или схожими предложениями. Соберите доступную информацию о динамике посещаемости, отзывы покупателей, сведения о товаре, акциях, рекламных кампаниях. Структурируйте данные в удобный формат графиков и таблиц.
Проанализируйте всю доступную информацию. Составьте таблицу с характеристиками других организаций, результатами опросов, узнайте их методы продвижения, отдельно выделите успешные.
Создайте форму для каждого интернет-магазина с кратким описанием каждого пункта. Эта таблица станет первым шагом для создания стратегии продвижения и развития.
Как добиться конкурентного преимущества?
Конкурентное преимущество компании — это набор свойств, определяющих ее превосходство на потребительском рынке. Основная задача — разработка плана, повышающего экономическую прибыль, предполагает уникальность и качественный рост перспектив.
Конкурентный анализ — это главный шаг в завоевании лидирующих позиций, важный инструмент для набора, а также сохранения преимущества. Но это лишь начальный этап для формирования модели продвижения на пути к успеху. Для укрепления позиций вам нужно создать индивидуальный бизнес-план, который позволит извлечь конкурентное преимущество из уже существующих компонентов бизнеса или внешних факторов.
Источник
Теория управления конкурентными преимуществами объектов
Управление конкурентными преимуществами объектов
- Сущность и классификация ценностей
- Методические основы управления конкурентными преимуществами объектов
- Классификация конкурентных преимуществ различных объектов
- Оценка потенциала и качества системы управления организацией
- Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
- Формирование портфелей новшеств и инноваций
Сущность и классификация ценностей
Данный вопрос применительно к конкурентоспособности исследован еще недостаточно. Поэтому все написанное ниже по данному вопросу является авторской разработкой, эксклюзивным материалом.
Ценность — это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить либо иметь в будущем.
Для лучшего понимания сущности какого-либо явления рекомендуется пользоваться логическими схемами. На рис. 1 представлена построенная автором цепочка получения эффекта от ценностей (например, от прибыли).
Рис. 1. Цепочка получения эффекта от ценности
Проведем анализ схемы превращения ценности в какой-либо вид эффекта: технический, социальный, экономический или политический. Ценности могут превратиться в базисные или второстепенные, стратегические или тактические конкурентные преимущества, реализуемые вне или внутри биологической, социально-экономической системы в глобальном, локальном или индивидуальном масштабе. Так, в объекте социально-экономической системы могут быть реализованы новшества путем превращения их в инновации в любой сфере деятельности. Конкурентные преимущества в конечном счете воплощаются в товарах, выпускаемых данным объектом и реализуемых на рынке. Продажа товара, имеющего конкурентное преимущество или изготовленного с использованием в системе внутреннего конкурентного преимущества, позволяет получить дополнительный эффект.
Полученный после реализации товара доход, включающий эффект, вновь поступает в систему, которая применила (использовала) данное конкурентное преимущество (на схеме эта связь показана обратной стрелкой от эффекта к объекту).
Социально-экономическая система распределяет полученный доход на внутреннее потребление (вознаграждение персонала, техническое или социальное развитие системы и другие направления) и (или) на получение (приобретение, покупку) новой конкурентоспособной ценности, а также на жизнеобеспечение общества. Эта связь показана обратной стрелкой от объекта к ценности. Весьма важно полученный доход направлять на приобретение эффективных (в перспективе) конкурентоспособных ценностей, которые могут быть реализованы в новые конкурентные преимущества данной системы.
Из всех вновь приобретаемых ценностей наиболее эффективными для системы являются базисные стратегические ценности. Например, производственная система, разработавшая или купившая эксклюзивное право на новую информационную технологию, конструкцию, структуру объекта или технологию ее изготовления, может иметь стратегическое монопольное право на использование этого конкурентного преимущества в глобальном масштабе. В этом случае главная трудность сводится к комплексной оценке, во-первых, цепочки превращения ценности в эффект (рис. 1), во-вторых, количественного результата самого эффекта.
Рассмотренная логика сущности конкурентного преимущества системы позволяет сделать вывод, что техническая, социальная, экономическая или комплексная оценка конкурентного преимущества представляет собой очень трудоемкий процесс. Попытаемся раскрыть основные подходы к этой оценке.
Судя по классификации ценностей, к ним могут быть отнесены любые объекты. Поэтому полезность объекта зависит от многих факторов, сущность и параметры которых определяются классификационными признаками ценностей, рассмотренными выше. Другое дело — обладает или может ли обладать объект этой ценностью.
Поскольку каждая ценность имеет свои особенности, при оценке ее полезности следует анализировать и учитывать рассмотренные 13 признаков классификации ценностей (табл. 1).
Например, в конкурентной борьбе биологических систем важны: для животных — наследственность, масса, физическая сила, ловкость, скорость передвижения, ориентация в окружающей среде, возраст и т.п.; для специалистов — уровень интеллекта и квалификации в конкурентной среде, состояние здоровья, параметры психологического портрета личности и т.п.; для менеджера — уровень интеллекта и культуры, уровень знаний в различных сферах деятельности, умение ставить цели по повышению конкурентоспособности объектов и их реализовывать, состояние здоровья и т.п.
В конкурентной борьбе технических систем важны уже другие характеристики: качество объекта с точки зрения удовлетворения потребностей, цена приобретения и использования объекта, качество сервиса его потребителей. Чтобы по этим характеристикам иметь конкурентные преимущества, производственная система, разрабатывающая и изготавливающая техническую систему, должна иметь свои внешние или внутренние конкурентные преимущества (прогрессивная система проектирования, конструктивные радикальные новшества, прогрессивное оборудование, конкурентоспособный персонал и т.д.).
Для приобретения конкурентных преимуществ социально-экономическая система должна располагать конкурентоспособными персоналом, технологиями, оборудованием и т.д.
С учетом многообразия и многоаспектности данного понятия нами предлагается следующее определение ценности. Ценность — нечто особенное, чем субъект или объект управления, владеет (содержит в себе), стремится сохранить либо иметь в будущем. Например, духовность, честность, талант, свобода, здоровье, профессионализм, организованность, прекрасные климатические условия, конкурентное преимущество — бренд Sony, миссия организации, конкурентоспособность, квартира, автомобиль Merсedes, хлеб, вода и т.п.
С целью ускорения поиска информации по ценностям рекомендуется осуществлять их кодирование. Приведем примеры кодирования ценностей (на основе данных табл. 1).
Например, для автомобиля Merсedes будут характерны следующие коды по признакам:
1.4 — конкурентоспособность на мировом рынке;
2.1 — приоритет отдан качеству, а не высокой цене;
3.4 — является материальной ценностью;
4.1 — качество престижное;
5.1 — является реальной ценностью;
6.5 — продукт (товар) организации (компании);
7.2 — искусственно созданная ценность;
8.1 — ценность проявляется вне компании;
9.1 — ценность оценивается количественно;
10.2 — ценность кратковременного пользования;
11.1 — ценность глобального масштаба;
12.1 — ценность управляется человеком;
13.6 — учитываются все или некоторые аспекты в зависимости от уровня подготовленности (образованности) и информированности покупателя.
Второй пример: конкурентоспособный менеджер имеет следующие коды: 1.4; 2.1; 3.6; 4.1; 5,2; 6.1; 7.2; 8.2; 9.1; 10.2; 11.3; 12.1; 13.6 (табл. 1).
Теоретическая новизна приведенной классификации ценностей заключается в том, что впервые к исследованию применены такие научные подходы, как системный, динамический, воспроизводственный, функциональный, комплексный, оптимизационный, ситуационный и др.
Учитывая свойство множественности описания систем, не следует претендовать на всеобщность и пропорциональность описания компонентов системы ценностей. Автором сделана только попытка расширить достижения в этой области для обеспечения теоретической базы исследований закономерностей и стратегических тенденций изменения параметров ценностей.
С применением имеющихся методов системного и функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, исследования операций можно выявить эти закономерности и выработать эффективные направления развития ценностей, обеспечивающие их высокое качество и ресурсосбережение в глобальном масштабе. В данной работе сделана попытка исследовать конкретные закономерности развития технических и социально-экономических систем.
Применение на практике сформулированных автором закономерностей и стратегических тенденций изменения параметров разных ценностей позволит повышать качество товаров и уровень жизни населения.
Таким образом, реализация конкурентного преимущества опирается на сущность ценности, явившейся источником получения преимущества (материальные, нематериальные, денежные, социальные и другие ценности), и зависит от ее содержания, источника происхождения, динамичности проявления, масштаба распространения и других условий.
Методические основы управления конкурентными преимуществами объектов
Конкурентное преимущество системы — какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами.
Одним из часто цитируемых авторов в зарубежной и отечественной литературе по теории конкуренции, управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособности страны и отраслей является Майкл Портер 1 . Однако его теория разработана на основе анализа многих стран, отраслей и фирм, работающих в условиях сформировавшихся рыночных отношений, характеризующихся стабильностью и конкурентоспособностью правовой системы и рыночных механизмов. К российским переходным условиям эта теория, конечно, не адаптирована и может быть использована только для сведения, как американский опыт, который здесь не описывается.
Задачи специалиста и его команды в области управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью объектов сводятся к следующим:
1) анализ, отбор и обоснование конкурентных преимуществ и факторов конкурентоспособности объектов;
2) развитие слабых сторон объекта и создание новых конкурентных преимуществ;
3) формирование цели функционирования и развития объекта;
4) фокусирование факторов конкурентоспособности на цели или «сжатие» всех конкурентных преимуществ в «лазерный луч»;
5) направление «лазерного луча» на цель.
Перечисленные пять задач трудно выполнить. Для этого необходимо применять современные научные подходы и принципы, методы и модели, которые были рассмотрены в предыдущих темах.
В настоящее время еще многие ученые и специалисты считают, что конкурентоспособность — это результат нашей работы в области качества объектов, она может быть оценена только на реальном рынке. Это устаревшая точка зрения, отталкивающаяся, как и во всех разделах экономики (финансовый менеджмент, маркетинг, экономика предприятия, производственный менеджмент и др.), от факта, реального мира, а не от прогноза, виртуального мира, от тактического, а не стратегического маркетинга. Многие забывают, что профилактика в десятки, сотни раз эффективнее лечения. Нужно заранее сконцентрировать и правильно направить луч, а не разводить руками, уже обнаружив разнонаправленность отдельных лучиков (средств) и их отрицательную эффективность. Необходимо на входе системы обеспечивать стратегическую конкурентоспособность объектов (в нормативах). Тогда и на выходе будет желаемый результат.
В результате такого ошибочного подхода к проблеме конкурентоспособности в настоящее время в вузах не готовят специалистов по стратегическому маркетингу, стратегической конкурентоспособности и смежным направлениям.
Для лучшего понимания роли управления конкурентными преимуществами в повышении конкурентоспособности и прибыли организации автором подготовлена логическая схема (рис. 2).
Рис. 2. Логическая схема реализации конкурентных преимуществ организации
Рассматриваемые в различных источниках методы оценки конкурентных преимуществ охватывают далеко не все аспекты обеспечения конкурентоспособности.
Представляется целесообразным к интегральной оценке конкурентных преимуществ применять системный, комплексный и нормативный подходы.
С позиций системного подхода при интегральной оценке конкурентных преимуществ объектов следует отдельно оценивать факторы внешнего окружения и внутренней структуры объекта (или внешние и внутренние факторы).
С позиций комплексного подхода при оценке конкурентных преимуществ следует учитывать технические (технический уровень производства и выпускаемой продукции и т.п.), правовые (стабильность демократических преобразований, системность и обоснованность законодательных актов по различным направлениям права), рыночные (потенциал рынка, сила конкуренции, открытость, маркетинг и т.п.), научные (глубина анализа экономических законов и закономерностей, законов организации, широта и глубина применения научных подходов, современных методов), экономические (рентабельность, устойчивость, финансовые инструменты, обеспеченность ресурсами и т.д.), организационные (организация производства, труда и менеджмента, логистика, организация рыночной инфраструктуры и т.д.), психологические и другие аспекты обеспечения конкурентоспособности, а также их взаимовлияния.
Применение нормативного подхода к оценке будет побуждать организовывать мониторинг и нормирование конкретных факторов преимущества конкретных объектов.
Оценка конкурентоспособности осуществляется по конечным итоговым результатам реакции конкретного рынка (потребителя) на конкретный товар, а оценка конкурентных преимуществ — на ранних стадиях инвестирования, до начала бизнеса, при технико-экономическом обосновании инновационных и инвестиционных проектов. Дальнейший мониторинг реализации конкурентных преимуществ осуществляется на стадиях производственного процесса и логистики, вплоть до продажи товара. Поэтому очень важно обоснованно, жестко и регулярно проводить политику наращивания конкурентных преимуществ различных объектов. Методами (инструментами) реализации этой политики являются учет, анализ, нормирование и оценка конкурентных преимуществ. Схема превращения конкурентных преимуществ (КП) объектов в конкурентоспособность организации (К0) показана на рис. 3.
Рис. 3. Схема превращения конкурентных преимуществ объектов в конкурентоспособность организации
Проведем анализ рис. 3. На уровне 1 устанавливаются (разрабатываются) конкретные мероприятия по превращению отдельных факторов в конкретное конкурентное преимущество на уровне 2. Далее эти преимущества должны воплощаться в конкретном товаре (или на рынке) с целью обеспечения его конкурентоспособности (уровень 3). На конкурентоспособность организации (К0) на уровне 4 оказывают влияние конкурентоспособность ее товаров и конкурентные преимущества организации (КП0), к которым могут относиться ее миссия, имидж, уровень культуры, экологическая политика, качество системы менеджмента и др. На рис. 3 показано (условно), что конкурентоспособность организации определяется конкурентоспособностью трех товаров и конкурентным преимуществом организации и внешней среды (КПВС). Конкурентоспособность первого товара определяется тремя конкурентными преимуществами. В свою очередь, например, второе конкурентное преимущество первого товара (КП2.Т1) достигается путем реализации трех конкурентных факторов (КП2.Т1.Ф1, КП2.Т1.Ф2, КП2.Т1.Ф3).
На стадии проектирования (инновационного, инвестиционного, стратегического планирования и т.д.) интегральную оценку конкурентных преимуществ, например, товара можно осуществлять по формуле:
(1) |
где КПТ — интегральный показатель конкурентных преимуществ конкретного товара; i = 1, 2. n — номер конкурентного преимущества конкретного товара;j = 1, 2. m — номер фактора i-го конкурентного преимущества товара; аi — весомость i-го конкурентного преимущества; Sai= 1; bij — весомостьj-го фактора i-го конкурентного преимущества; Ybij = 1; Пi — относительное или нормативное значение i-го конкурентного преимущества; Фij — относительное или нормативное значение i-го фактора j-го конкурентного преимущества.
Интегральный показатель конкурентных преимуществ товара характеризует его стратегическую конкурентоспособность.
Не все конкурентные преимущества и определяющие их факторы можно оценить количественно. Если это невозможно, то применяются экспертные методы оценки как факторов и преимуществ, так и их весомости. Рекомендации по формированию экспертной группы и технологии ее работы приведены в специальной литературе, например в учебнике автора «Управленческие решения».
Классификация конкурентных преимуществ различных объектов
Общая классификация
На основе анализа различных подходов к классификации конкурентных преимуществ автором предлагается осуществлять их классификацию по следующим признакам:
1) по отношению к системе;
2) по сферам возникновения преимущества;
3) по содержанию фактора преимущества;
4) по времени реализации преимущества;
5) по месту реализации преимущества;
6) по виду получаемого конечного результата.
Классификация конкурентных преимуществ по перечисленным выше признакам с последующим их кодированием необходима для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности объектов. В настоящее время, например в России, имеется Общероссийский классификатор продукции и услуг, в соответствии с которым может быть закодирован каждый вид товаров и услуг. Дополнительно к этому коду можно добавить код конкурентного преимущества объекта из 12 знаков (7 признаков с дальнейшей детализацией, табл. 2).
Для автоматизации процесса поиска и изучения конкурентных преимуществ по конкретным объектам (товар, услуга, организация, регион и т.д.) рекомендуется их кодировать. Например, такое конкурентное преимущество организации, как оформление патента на новое изобретение в области техники будет иметь следующие цифры по признакам классификации: 1.2; 2.3; 3.1; 4.3; 5.2; 6.1; 7.1; приглашение в организацию высококвалифицированного уникального специалиста — 1.2; 2.5; 3.1; 4.4; 5.2; 6.2; 7.3; конкурентное преимущество страны в области природных ресурсов — 1.1; 2.1; 3.2; 4.1; 5.5; 6.1; 7.4.
По конкретным товарам, услугам и т.д. по каждому объекту (стране, региону, организации) рекомендуется на основе разработанной автором классификации составить информационно-справочные материалы по конкурентным преимуществам своих объектов по сравнению с конкурентами или ведущими мировыми достижениями. С целью экономии средств составление подобных материалов обязательно следует централизовать (но с участием владельцев или изготовителей объектов); в одиночку, например организации, с этой работой не справиться. Материалы должны иметь гриф «Для служебного пользования» или «Коммерческая тайна».
Предложенная автором классификация конкурентных преимуществ глубже имеющихся и охватывает большинство аспектов экономики и менеджмента развития разных объектов, позволяет автоматизировать процесс поиска и изучения конкурентных преимуществ.
Управление конкурентными преимуществами осуществляется по тем же общим функциям управления (менеджмента), что и управление другими объектами. К общим функциям управления относятся следующие: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование.
На стадии стратегического маркетинга изучаются потребности, ценности, рынки, потенциальные товары и разрабатываются нормативы, обеспечивающие удержание имеющегося конкурентного преимущества либо формирование нового преимущества.
Функция планирования включает разработку конкретных программ и стратегических планов удовлетворения потребностей потребителей (выпуска товаров) с использованием конкурентных преимуществ, обоснованных на стадии стратегического маркетинга (менеджмента). Для организации системами более высокого уровня являются отрасль, регион, страна, конкурентоспособность которых для нее выступает решающим фактором. Поэтому вкратце рассмотрим конкурентные преимущества этих объектов, а также организации.
Персонал
В работе персонал будем подразделять на три категории: рабочий, специалист, менеджер.
Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако то, в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами организации, как закон наименьших и закон пропорциональности, специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремиться) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.
Внутренние, или индивидуальные, конкурентные преимущества персонала по своей природе можно условно подразделять на наследственные и приобретенные. К наследственным конкурентным преимуществам персонала относятся:
- способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду деятельности);
- темперамент (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик);
- физические данные.
К приобретенным конкурентным преимуществам персонала относятся:
- деловые качества (образование, специальные знания, навыки и умения);
- интеллигентность и культура;
- целенаправленность мотивации деятельности (умение формулировать личные цели и цели коллектива);
- характер (отношение к труду, к другим, к себе, к вещам);
- умение управлять своими эмоциями, воля, стрессоустойчивость;
- общительность, коммуникабельность;
- организованность;
- возраст и др.
Отнесение конкурентных преимуществ персонала к наследственным или приобретенным в какой-то мере условно. Например, способность к данному виду деятельности развивается по мере накопления опыта в данной сфере. Остальные аспекты способности — одаренность, талант, гениальность — в большей мере являются наследственными. Физические данные человека среднестатистически определяются наследственными факторами. Индивидуум тренировкой может улучшить свои наследственные параметры.
Приведенный перечень конкурентных преимуществ персонала является ориентировочным, в конкретном коллективе он, конечно, будет уточняться. Перечень можно назвать типовым для всех категорий работников. Преимущества конкретной категории работников должны быть согласованы (состыкованы) с миссией и стратегией социально-экономической системы, в которой трудится работник.
Товары и услуги
Принципиально системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг отличаются друг от друга незначительно. Эти отличия будут устанавливаться в каждом конкретном случае. Поэтому в учебнике используется единый термин «товар».
Конкурентоспособность товара определяется четырьмя статичными интегральными показателями первого уровня (на нулевом уровне — конкурентоспособность): качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию (применение, использование) товара за его жизненный цикл; качеством сервиса потребителей товара, а также динамичными факторами (см. рис. 2).
Значения перечисленных четырех статичных интегральных показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара.
В табл. 3 приведены перечень основных внешних факторов конкурентных преимуществ товара и направленность их влияния. Для оценки влияния каждого фактора конкурентного преимущества товара требуется выполнить очень большой объем работ, методика выполнения большинства из них излагается в данной работе. Объективно эти факторы определяются внешней средой системы.
В табл. 4 приведены перечень основных внутренних факторов конкурентных преимуществ товара и направленность их влияния на конкурентоспособность.
Организация
Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. В данной работе приведены типовые конкурентные преимущества, характерные для гипотетической организации. Конкретная российская организация может иметь лишь несколько из перечисленных конкурентных преимуществ.
В табл. 5 приведен перечень внешних факторов конкурентных преимуществ организации.
Внутренние конкурентные преимущества организации достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители.
Внутренние конкурентные преимущества организации можно разделить на пять групп:
1) структурные, образуемые при проектировании организации;
2) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
3) технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
Перечисленные конкурентные преимущества интегрируются в показателях эффективности функционирования организации.
В табл. 6 приведен перечень внутренних факторов конкурентных преимуществ организации.
Структурные: | |
Перечисленные в табл. 5 и 6 внешние и внутренние факторы конкурентных преимуществ организации являются максимально возможными для абстрактной организации. Для конкретного предприятия количество конкурентных преимуществ может быть любым.
Значение каждого преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее.
Отрасль
Отличия преимуществ отрасли, региона и страны зависят от многих факторов. Конкурентные преимущества отрасли во многом схожи с конкурентными преимуществами организации, входящей в данную отрасль.
Так, к внешним конкурентным преимуществам отрасли относятся:
- высокий уровень конкурентоспособности страны;
- активная государственная поддержка малого и среднего бизнеса;
- качественное правовое регулирование функционирования экономики страны;
- открытость общества и рынков;
- высокий научный уровень управления экономикой страны;
- гармонизация национальной системы стандартизации и сертификации с международной системой;
- соответствующая государственная поддержка науки и инновационной деятельности;
- высокое качество информационного обеспечения управления страной;
- высокий уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества;
- дифференцированные налоговые ставки в стране;
- низкие процентные ставки в стране;
- наличие доступных и дешевых ресурсов;
- качественная система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране;
- хорошие климатические условия и географическое положение страны;
- высокий уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране и др.
К внутренним конкурентным преимуществам отрасли мы относим:
- высокую потребность в товаре отрасли;
- оптимальный уровень концентрации, специализации и кооперирования в отрасли;
- оптимальный уровень унификации и стандартизации продукции отрасли;
- высокий удельный вес конкурентоспособного персонала в отрасли;
- качественную информационную и нормативно-методическую базу управления в отрасли;
- конкурентоспособных поставщиков;
- наличие доступа к качественному дешевому сырью и другим ресурсам;
- выполнение работ по оптимизации эффективности использования ресурсов;
- высокий уровень радикальных новшеств (патентованные товары, технологии, информационные системы и т.д.);
- конкурентоспособных менеджеров;
- функционирование в организациях отрасли системы обеспечения конкурентоспособности;
- проведение сертификации продукции и систем;
- эксклюзивность товара отрасли;
- высокую эффективность организации отрасли;
- высокую долю экспорта наукоемких товаров;
- высокий удельный вес конкурентоспособных организаций и товаров отрасли и др.
Регион
В данной работе к разновидностям региональных образований относятся: республика, край, область, город. От обоснованности структуры и качества функционирования отдельных отраслей инфраструктуры региона зависят стабильность, эффективность и конкурентоспособность находящихся в регионе организаций, предприятий, фирм, компаний, учреждений и др.
Конкурентные преимущества региона определяются следующими группами факторов:
1) конкурентоспособностью страны, в которую входит регион;
2) природно-климатическими, географическими, экологическими и социально-экономическими параметрами региона;
3) предпринимательской и инновационной активностью в регионе;
4) уровнем соответствия (отставания или опережения) параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;
5) уровнем международной интеграции и кооперирования региона и др.
На основе перечисленных групп факторов каждый регион (или третья сторона) может сформулировать свои конкурентные преимущества и рекламировать их в средствах массовой информации для привлечения инвестиций.
Страна
Конкурентными преимуществами страны могут быть:
1) значительные расходы из госбюджета на НИОКР (например, в США в 2000 г. — 3,5% ВВП, в России — 0,4%);
2) значительные вложения в развитие человека (на образование, здравоохранение, социальные нужды);
3) стабильность политической и правовой системы страны;
4) доля ВВП на душу населения;
5) высокая продолжительность жизни;
6) высокая эффективность использования ресурсов;
7) оптимальный уровень экспорта;
8) низкая инфляция;
9) наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение страны;
10) значительная доля конкурентоспособных фирм;
11) конкурентоспособность трудовых ресурсов;
12) гибкость финансовой системы;
13) динамичность внутреннего рынка;
14) отсутствие сверхнормативной государственной задолженности;
15) высокий уровень образования населения страны;
16) сильная конкуренция во всех сферах деятельности на основе знаний;
17) открытость страны, высокий уровень международной интеграции и кооперирования;
18) высокое качество инфраструктуры рынков и регионов (субъектов Федерации);
19) низкие налоговые и таможенные ставки;
20) высокая культура бизнеса в стране и др.
Оценка потенциала и качества системы управления организацией
Конкурентные преимущества организации проявляются в потенциале организации, сохраняются и преумножаются путем повышения качества управления, реализуются в новшествах и инновациях. Поэтому рассмотрим эти вопросы.
Потенциал организации — это суммарная стоимость ее основного, оборотного и человеческого капитала, патентного фонда и ноу-хау, информационных технологий, брендов и других ценностей и конкурентных преимуществ организации в сферах науки, техники, технологии и управления, обеспечивающих ей конкурентоспособность. Методика комплексной оценки потенциала организации отсутствует. В литературе можно найти методики оценки отдельных компонентов потенциала. Главная задача руководства организации заключается в удержании и наращивании перечисленных ценностей и конкурентных преимуществ.
Качество системы управления организацией — комплексный показатель, определяющий возможность достижения и наращивания конкурентных преимуществ организации. В свою очередь качество системы управления определяется множеством факторов, основные из которых приведены на рис. 4. Направленность действия перечисленных факторов очевидна. Например, с повышением удельного веса управленческого персонала и специалистов организации, имеющих ученую степень по данной сфере деятельности, будет повышаться качество системы управления организацией. На практике затруднения могут вызвать два обстоятельства:
1) выбор норматива или оптимального значения фактора;
2) установление весомости каждого фактора в совокупности факторов.
Рис. 4. Факторы, определяющие качество системы управления организацией
Каждый руководитель организации, думающий о себе, гармоничном развитии персонала и организации, обществе, хотел бы иметь персонал высокой квалификации и при этом стабильный (для этого необходимо хорошо оплачивать труд персонала и решать его социальные проблемы), в этом случае качество управленческого решения будет высоким, а стратегии организации, процесс в системе и ее выход — конкурентоспособными.
Однако конкретные значения перечисленных факторов определяются конкретными ситуациями, миссией и целями организации. Поэтому в данной работе не приведены рекомендации по установлению нормативов факторов качества системы управления организацией. Можем только с полной уверенностью утверждать: если руководитель намерен повышать качество управления, то он должен стимулировать (принуждать, побуждать или убеждать) каждого управленческого работника и специалиста организации глубоко изучать литературу по научному управлению. Согласны, что трудно учиться, много нового (если не все), много понятий, принципов, схем, формул и т.д. Однако без досконального изучения высшей математики, физики, химии, механики, сопромата и других наук невозможно было бы создать что-то новое. Вместе с тем разве перечисленные науки проще конкурентоспособного управления организацией? Нет, не проще. Тогда в чем дело? Надо засучить рукава и взяться за повышение качества управления и решения всех насущных проблем экономики организации. Задача учебника — помочь вам в этом.
Весомость факторов качества системы управления организацией предлагается следующей:
1) удельный вес управленческого персонала и специалистов организации, имеющих ученую степень по данной сфере деятельности, — 0,30;
2) количество и глубина применяемых к управлению научных подходов, принципов, современных методов — 0,25;
3) средняя образованность всего персонала организации — 0,20;
4) текучесть управленческого персонала — 0,15;
5) уровень автоматизации управления организацией — 0,10.
Для лучшего понимания алгоритма определения уровня качества системы управления организацией приведем пример его расчета на условных цифрах (табл. 7).
(6.2) |
где аi — весомость фактора качества системы управления, Seti = 1,0; Пфi — фактическое значение i-го фактора качества; Пнi — нормативное значение i-го фактора качества.
Подставив из табл. 7 в формулу (2) исходные данные, получим:
При расчете влияния на качество текучести управленческого персонала нормативное значение фактора поделено на фактическое, так как с увеличением текучести (после создания стабильного коллектива) качество управления в принципе снижается.
Расчет уровня качества системы управления организацией показал, что он значительно (на 40%) ниже норматива. Все факторы качества надо улучшать. Но особое внимание обращает на себя низкое качество управленческого решения, принимаемого на основе поверхностного изучения только нескольких научных подходов к управлению.
Предложенная автором методика оценки и качества управления организацией отвечает требованиям системности и комплексности. Поэтому надеемся на ее широкое внедрение.
Результаты оценки качества управления организацией используются при разработке комплексной программы (слово «целевой» исключено, так как программа не может быть бесцельной), ее реструктуризации или реформирования, перехода организации на антикризисное управление, стратегии повышения конкурентоспособности организации.
Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
На уровне фирмы организационно-техническое развитие производства осуществляется на основе реализации инвестиционных и инновационных проектов по совершенствованию технологии, организации производства, труда и управления. Результаты научно-технического прогресса и инновационной политики выражаются в организационно-техническом уровне производства (ОТУП), который характеризуется результативностью инновационной политики и степенью соответствия уровня технологии и организации процессов требованиям входа системы. Если качество входа — комплектующих изделий, сырья, материалов, проектно-конструкторской документации, информации и других компонентов — отвечает требованиям конкурентоспособности, то и качество процесса переработки входа в выход системы должно быть высоким. Если качество входа оценивается на «отлично», т.е. отвечает требованиям конкурентоспособности, а качество процесса — на «удовлетворительно», то и на «выходе» будет «удовлетворительно».
Показатели ОТУП (рис. 5) целесообразно подразделять на комплексные (0-й уровень дерева показателей), обобщающие (1-й уровень) и частные показатели (2-й уровень).
По комплексному показателю судят об эффективности работы коллектива в ориентации на будущее, на стратегические цели. Если стратегические цели будут отвечать имиджу, организационно-технической политике фирмы, то и тактические цели тем более будут отвечать требованиям входа системы, требованиям конкретного рынка. Комплексный показатель ОТУП рекомендуется определять по одной из формул:
где Кту — обобщающий показатель технического уровня производства, доли единицы; Коу — обобщающий показатель организационного уровня производства, доли единицы; а0 и а5 — свободные члены уравнений регрессии; а1 и а2 — коэффициенты весомости соответствующих обобщающих показателей ОТУП; а1 + а2 = 1,0, их конкретные значения определяются методом факторного анализа или экспертным путем (а1 рекомендуется принимать в пределах от 0,5 до 0,7, с повышением уровня автоматизации значение повышается, а2 — соответственно равно 0,3–0,5); а3 и а4 — коэффициенты регрессии уравнения по линейной форме связи факторов; а6 и а7 — то же по степенной форме.
Рис. 5. Дерево показателей ОТУП
Показатели по формуле (3) определяются экспертным путем, а по (4) и (5) — с применением метода корреляционно-регрессионного анализа. Технический уровень производства (Ку) характеризует ступень развития средств производства и прогрессивность технологии. Организационный уровень производства (Коу) — уровень развития организации производства, труда и управления, уровень организованности процессов. Обобщающие показатели технического и организационного уровня производства определяются как функции от частных показателей:
где f 1, f 2 — функции-зависимости между обобщающими показателями и факторами; X1,X2,. X n — частные показатели, влияющие на Кту; X 1[,X 2, . Х’n — частные показатели, влияющие на Коу.
(8) |
(9) |
Частные показатели ОТУП рекомендуется определять по одной из формул:
где Пф — фактическое значение i-го фактора, влияющего на обобщающий показатель ОТУП; Пн — то же, нормативное или плановое.
Формулу (8) рекомендуется использовать в том случае, когда превышение фактического значения фактора над нормативным положительно влияет на ОТУП. Например, уровень механизации и автоматизации производства, уровень прогрессивности технологических процессов, коэффициент пропорциональности частичных процессов по мощности повышают ОТУП и т.д. Формулой (9) целесообразно пользоваться в противном случае, т.е. когда превышение фактического значения фактора над нормативным отрицательно влияет на ОТУП. Например, рост среднего возраста технологического оборудования фирмы, технологий, коэффициента частоты травматизма, показателя текучести кадров снижает ОТУП.
К факторам, определяющим технический уровень производства, относятся:
- уровень механизации и автоматизации производства (отношение численности основных и вспомогательных рабочих, осуществляющих наблюдение за автоматами и работающих при помощи машин, к общей численности основных и вспомогательных рабочих);
- уровень прогрессивности технологических процессов (отношение числа прогрессивных процессов к их общему числу в соответствии с официальными методиками);
- средний возраст технологических процессов;
- средний возраст технологического оборудования;
- фондовооруженность труда работников фирмы (отношение стоимости активной части основных производственных фондов к численности всех работников фирмы).
К факторам, определяющим организационный уровень производства относятся:
- уровень специализации производства (отношение, например, стоимости годового объема профильной продукции к общему объему продукции, произведенной за тот же период);
- уровень кооперирования производства (отношение годового объема комплектующих изделий к общему объему продукции, произведенной за тот же период);
- коэффициент сменности работы технологического оборудования;
- укомплектованность штатного расписания фирмы;
- удельный вес основных производственных рабочих в численности работников фирмы;
- показатель текучести кадров за год;
- потери рабочего времени;
- коэффициент (показатель) частоты травматизма (по статистической отчетности);
- коэффициент (показатель) пропорциональности частичных производственных процессов по мощности;
- коэффициент непрерывности производственных процессов;
- коэффициент параллельности производственных процессов;
- коэффициент прямоточности производственных процессов;
- коэффициент ритмичности производственных процессов и др.
Тактическое управление перечисленными факторами ОТУП позволит найти резервы его повышения. Для осуществления стратегического управления факторами ОТУП необходимо прогнозировать их изменение в будущем. Полученные значения частных, обобщающих и комплексного показателей ОТУП используются для анализа их прогрессивности, нахождения узких мест для стратегического прогнозирования и повышения уровня ОТУП.
Формирование портфелей новшеств и инноваций
На основе результатов анализа конкурентоспособности товаров, финансового, технического, социального, организационного состояния организации, ее конкурентных преимуществ формируется политика функционирования и комплексного развития организации. Политика организации — генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством организации в какой-либо области деятельности (технической, экономической, социальной, внешнеэкономической и т.д.). Вопросы формирования политики организации рассматриваются в курсе «Стратегический менеджмент». Стержнем любой политики является внедрение новшеств, т.е. инновации.
Целью инновационной деятельности, особенно инновационного предпринимательства, является получение результата путем осуществления инноваций. Для определения сферы инновационной деятельности введем следующие обозначения, характеризующие основные стратегии (цели) организации:
К — повышение качества выпускаемого товара. Стратегия ведет к увеличению прибыли организации, но со значительным риском;
Ц — снижение цены товара при сохранении неизменности остальных стратегий. Эта стратегия направлена на прочное внедрение на рынок, реализацию изготовленного товара и освоенных технологий. Стратегия ведет, как правило, к уменьшению фактической прибыли организации;
С — снижение себестоимости выпускаемого товара за счет освоения новых технологий, новых методов организации производства и труда, менеджмента. Стратегия ведет, как правило, к увеличению прибыли организации;
V — увеличение программы производства товара (объема продаж) для того же рынка без изменения остальных стратегий. Стратегия ведет к увеличению прибыли за счет использования эффекта масштаба;
Р — освоение нового рынка сбыта, повышение качества сервиса потребителей старого или нового товара, интенсификация рекламы и др. Стратегия ведет, как правило, к увеличению прибыли организации.
Для осуществления перечисленных стратегий организации необходимы инновации. В табл. 8 перечислены основные виды инноваций, необходимых для реализации стратегий организации.
Источник