Способы искусственного снижения риска

Способы снижения риска

Деятельность предприятия, так или иначе, связана с риском. Задачей руководства предприятия является снижение степени риска. Для этого используются различные способы: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение большей информации о предстоящем выборе и результатах.

Диверсификация – это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.

Страхование – это передача определенных рисков страховой компании- Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Страхование от несчастных случаев включает: страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности. Широко используется и такой вид страхования, как хеджирование– страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения.

По целям и технике проведения операции хеджирование делятся на

— хеджирование продажей, т.е. заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем товара, либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, непредусмотренного к обязательной поставке в определенный срок;

— хеджирование покупкой, т.е. заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара.

Лимитирование предполагает установление лимита, т.е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т.п.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.

Распределение риска предполагает разделение риска между участниками проекта. Рост размеров и продолжительности инвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивает риск проекта. Способом разделения риска являются операции факторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном по лучении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще. Банк, выкупивший такие претензии у поставщика, в этом случае может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения зависит как от степени риска (от уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки. В некоторых случаях он доходит до 20% от суммы платежа.

Факторинг (англ. factoring от англ. factor — посредник, торговый агент) — это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.

В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор). Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 60−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги

Читайте также:  Способы возведения здания сооружений

Факторинг представляет собой комплекс банковских услуг, направленных на отсрочку платежа. На практике это выглядит следующим образом. Компания, предприятие, которое является клиентом банка, осуществляет сделку по покупке какого-либо товара. При этом сделка между сторонами происходит с условием отсрочки платежа. Долг своего клиента берет на себя банк на основании заключенного договора.

Он уплачивает стоимость товара, о чем сообщает в письменном виде своему клиенту. Вначале на расчетный счет поставщика товара банк перечисляет 90% от общей стоимости.

Остальные 10% на расчетный счет кредитора попадут после уплаты дебитором банку суммы задолженности в установленные сроки. При этом из оставшихся 10% банк удержит комиссию у своего клиента, поставщика товара, за предоставление банковской услуги — факторинг.

Факторинг является весьма востребованным у предприятий, компаний у которых нет достаточного количества оборотного капитала для расширения своего бизнеса.

При оказании этой финансовой услуги банк берет на себя кредитный риск, который заключается в не погашении задолженности. Этот риск банк готов взять на себя за дополнительную плату. При этом между банком и его клиентом заключается соответствующее соглашение. В этом случаи поставщик товара получить всю сумму за него в любом случаи, даже если дебитор не погасит задолженность банку. Такой вид факторинга называется без регресса.

Если между банком и его клиентом подобного соглашения не было, то в случаи не погашения покупателем задолженности банк может потребовать с кредитора уже перечисленную сумму за товар. Такой вид факторинга называется с регрессом.

Факторинг может носить открытый и закрытый характер в зависимости от особенности уведомления.

В случае уведомления покупателя об участи в сделки банка, который оплачивает товар, факторинг носит открытый характер.

Если же покупатель не поставлен в известность о заключении соглашения на оказание банком услуги факторинга поставщику, то такой факторинг называется закрытым. В этом случае покупатель продолжает перечислять свой долг по обязательствам продавцу товару, который в свою очередь перечисляет необходимые суммы на расчетный счет банка.

Факторинг представляет собой вид кредитования, но в отличие от классического кредита его величина не фиксирована и может расти с увеличением объема продаж, что является существенным преимуществом этой финансовой банковской услуги.

К недостаткам ее можно отнести более высокий процент за ее предоставление и строгие критерии к покупателям (кредиторам), с которыми сотрудничает клиент банка (продавец). Таким образом, банк может диктовать ему свои условия, что может закончиться для продавца потерей клиентов.

В целом, любое управленческое решение принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограниченна. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Читайте также:  Рецепт кокосового мыла с нуля холодным способом

Общими в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:

• не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;

Источник

Методы снижения рисков. Целью снижения рисков является снижение неопределенности во внешней среде и внутренней структуре организации

Целью снижения рисков является снижение неопределенности во внешней среде и внутренней структуре организации, повышение точ­ности прогноза количественных значений факторов риска, т. е. умень­шение среднеквадратического отклонения каждого фактора). Для этого, с одной стороны, необходимо по­вышать точность прогнозов факторов риска путем совершенствования информационного обеспечения управления рисками (организацией), применение научных основ инновационного менеджмента (это главное), а с другой — применять известные эконо­мические и организационные методы снижения рисков. Обращаем вни­мание, что сначала следует повышать научный уровень управления рисками (нельзя забывать, что оптимизированный риск дает прибыль), и только потом применять экономические и организационные методы снижения рисков.

Без повышения научного уровня управления поле допуска прогноза фактора риска и социально-экономических показателей будет большим (до 50-100% от капитала и более), что «размоет» средства и результаты по огромной площади дисперсии и до минимума снизит качество управления организацией, инвестициями, инновациями и рисками. На практике так и получается. Организации, менеджеры, инвесторы, экономисты пытаются приме­нять экономические и организационные методы снижения рисков и повышения обоснованности инвестицией без проработки истоков — научного уровня управления. В конечном счете по генеральной сово­купности инновационных и инвестиционных проектов в рамках народ­ного хозяйства получается отрицательный результат: эффективность использования ресурсов, конкурентоспособность, качество жизни па­дают. Все во всех сферах деятельности заняты «лечением», так как за него потребитель вынужден платить, а профилактикой, стоящей на

порядки дешевле «лечения» (при одинаковом результате), никто не желает заниматься.

К профилактике в экономике и управлении мы от­носим стратегический маркетинг (стратегическая сегментация рын­ков, прогнозирование потребности и ценностей, нормирование конку­рентоспособности объектов, разработки стратегии) и повышение научного уровня управления (законы, научные подходы, принципы, ме­тоды, модели). Профилактика — первична, лечение — вторично! Давно все это известно. Однако большинство во властных структурах заняты текущими делами, «ремонтом» вчерашних некачественных объектов, а не созданием наукоемкой конкурентоспособной продукции и т. д.

Рассмотрим второй этап снижения рисков — изучении экономи­ческих и организационных методов, к которым относятся:

1. Метод уклонения от рисков основан на отклонении инвестицион­ного проекта в случае обнаружения каких-либо ненадежных действий партнеров, контрагентов, поставщиков, разработанных и представлен­ных заказчику документов. Чем выше уровень неопределенности внеш­них факторов риска, тем больше будет отклоненных проектов или их исполнителей.

2. Метод распределения рисков между участниками проекта, его со­исполнителями, субподрядчиками. Применяется при большой потен­циальной эффективности проекта, ожидании положительных сдвигов в экономике, но одновременно большой неопределенности текущей и стратегической ситуации.

3. Метод диверсификации <распределения) рисков путем деления инвестиций на разные проекты (по принципу: не клади все яйца в одну корзину). Этот метод применяется при наличии нескольких, примерно с одинаковой степенью надежности, объектов инвестиций для инвестора. Диверсификация может касаться любых сфер деятель­ности организации.

Читайте также:  Специальные способы защиты прав интеллектуальной собственности

4. Метод локализации источников риска используется в тех сравни­тельно редких случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Выделив экономически наиболее опасный этап или участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить уровень финального риска предприятия. Подобные методы давно применяют многие крупные про­изводственные компании, например при внедрении инновационных проектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает большие сомнения, и т. п. Для рисковых частей проекта создаются венчурные дочерние фирмы при условии допущения их к на­учно-производственному потенциалу материнской компании.

5. Метод диссипации риска представляет собой более гибкие инст­рументы управления рисками. Один из основных методов диссипации заключается в распределении общего риска путем объединения (с раз­ной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованны­ми в успехе общего дела. Метод диссипации отличается от метода рас­пределения рисков тем, что в первом случае риск (инвестиции) делится с посторонними физическими или юридическими лицами, а во втором — с участниками одного и того же проекта. Интеграция мо­жет быть либо вертикальной (или диагональной) — объединение не­скольких предприятий одного подчинения или одной отрасли для проведения согласованной ценовой политики, для разделения зон хо­зяйствования, для совместных действий против «пиратства» и т. п., либо горизонтальной — по последовательности технологических пе­ределов, операций снабжения и сбыта.

6. Метод компенсации рисков относится к упреждающим методам управления (управление по возмущению) путем стратегического пла­нирования деятельности организации. Для этого на стадии планиро­вания мы должны в плановых показателях компенсировать будущие трудности и неопределенности путем создания резервов.

7. Метод страхования риска заключается в образовании специаль­ного страхового фонда, его распределении и использовании для пре­одоления разного рода потерь и ущерба путем выплаты страхового возмещения. Страхователь вносит страховые платежи в соответству­ющий фонд страховщика; последний выплачивает страхователю стра­ховую сумму (как правило, значительно превышающую величину страховой пошлины) при наступлении рисковых ситуаций, оговорен­ных в страховом соглашении (договоре).

В зависимости от системы страховых отношений выделяются раз­личные виды страхования: страхование (несколько страховщиков, каждый по своей доле, и один страхователь); двойное страхование (два страховщика одной и той же суммы); перестрахование (сумма первого страховщика перестраховывается вторым страховщиком); са­мострахование (создание денежных и натуральных страховых фондов непосредственно в хозяйствующих субъектах, т. е. у страхователя).

8. Метод хеджирования заключается в страховании, снижении риска от потерь, обусловленных неблагоприятными для организации изменениями рыночных цен на товары в сравнении с теми, которые учитывались при заключении договора. Суть хеджирования состоит в том, что продавец (покупатель) товара заключает договор на его про­дажу (покупку) и одновременно осуществляет фьючерскую сделку (сделку по текущим ценам, с предоплатой, но при условии покупки в будущем) противоположного характера, т. е. продавец заключает сдел­ку на покупку, а покупатель — на продажу товара. Таким образом, любое изменение цены приносит продавцам и покупателям проигрыш по одному контракту и выигрыш — по другому. Благодаря этому в це­лом они не терпят убытка от изменения цен на товары, которые надле­жит купить или продать в будущем.

Источник

Оцените статью
Разные способы