Способы искусственного дыхания способом каллистова

Первая медицинская помощь при удушении

Удушение — это нарушение или прекращение дыхания, которое не только ухудшает состояние пострадавшего при том или ином повреждении, но и само может привести к смерти. Удушение происходит при механическом сдавлении шеи или грудной клетки обломками сооружений или землей, попадании земли (песка) и других инородных предметов в полость носа и рта, при утоплении, поражении электрическим током и повреждении нервов, вызывающих паралич дыхательных мышц.

Признаки удушения. При полном прекращении дыхания человек теряет сознание, грудная клетка становится неподвижной (поднесенное ко рту зеркало не запотевает). . При неполном прекращении дыхания у пострадавшего лицо приобретает сине-багровую окраску, появляется кашель. В том и другом случае, если своевременно не оказать первую медицинскую помощь, наступает смерть.

Что делать при удушении. Прежде всего установить и устранить причину нарушения дыхания. Если пострадавший засыпан обломками здания или землей, то надо удалить их. Затем ослабить пояс и расстегнуть одежду, стесняющую дыхание, и начать искусственное дыхание. Его иногда приходится делать долго, настойчиво, пока не восстановится самостоятельное дыхание.

Искусственное дыхание по способу «рот в рот» или «рот в нос». Пострадавшего кладут на спину, под плечи подкладывают валик, голову откидывают назад так, чтобы шея с подбородком составляла одну линию. Оказывающий помощь становится на колени сбоку, одной рукой удерживает запрокинутую назад голову пострадавшего (за темя), а другой поддерживает шею снизу так, чтобы рот его оказался открытым. Оказывающий помощь делает глубокий вдох и, наклонясь над пострадавшим, с усилием вдыхает воздух в рот пострадавшего в темпе 12—20 раз в 1 мин, расположив свои губы плотно вокруг рта пострадавшего (рис. 13). Чтобы предотвратить утечку воздуха через нос пострадавшего, надо прижать свою щеку к его ноздрям.

По способу «рот в нос» одной рукой оттягивают голову пострадавшего назад, а другой за нижнюю челюсть сжимают рот и его губы и, делая глубокое вдохи, вдыхают воздух в нос пострадавшего (рис. 14).


Рис. 13. Искусственное дыхание по способу «рот в рот».


Рис. 14. Искусственное дыхание по способу «рот в нос».

Искусственное дыхание по способу Каллистова. Пострадавшего кладут лицом вниз, повернув голову в сторону и вытянув руки вперед и немного в стороны. Под лицо кладут мягкую подстилку (головной убор, одежду).

Оказывающий помощь становится у головы пострадавшего. Берут носилочную лямку, длинное полотенце или длинный ремень, накладывают на лопатки пострадавшего, а концы проводят через подмышечные области и выводят кверху. Если лямка длинная, то ее нужно сделать кольцом, пропустить через шею оказывающего помощь и держать в руках (рис. 15).

Вдох — наклонившись вперед, держась за лямку и не сгибая своих рук, выпрямляясь, приподнять пострадавшего (см. рис. 15,а).

Выдох — наклонившись вперед, опустить пострадавшего в исходное положение. Частота дыхательных движений 13—14 в 1 мин (см. рис. 15,6).

При этом способе искусственного дыхания надо следить, чтобы запавший язык не закрыл носоглотку пострадавшего. При необходимости можно кончик языка (отступя на 1,5 — 2 см) проткнуть английской булавкой, с помощью марли (бинта) вытянуть и марлю подвязать к пуговице одежды.


Рис. 15. Искусственное дыхание по способу Каллистова. а — вдох; б — выдох.

Источник

Способы искусственного дыхания способом каллистова

Т.А. Капитонова, И.С. Козлова

Основы медицинских знаний: пособие для сдачи экзамена

Капитонова Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук; Козлова Ирина Сергеевна – соискатель ученой степени кафедры педагогики (СГУ им. Н.Г. Чернышевского)

Минздравсоцразвития России – Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

МЧС России – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

ОРВИ – острые респираторные вирусные инфекции

Сокращения единиц измерения

кал – калория (внесистемная единица количества теплоты)

кв. м – квадратный метр

мм рт. ст. – миллиметр ртутного столба

Сокращенные обозначения приставок для образования наименований кратных и дольных величин физических измерений

Тема 1. Здоровье детей школьного возраста

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста

Данный период развития ребенка характеризуется его физическим и умственным возмужанием. Дети дошкольного возраста хорошо говорят на родном языке, вполне правильно употребляют склонения и спряжения. В этот период проявляется индивидуальность ребенка, его эмоции становятся более сдержанными.

Основными болезнями данного периода являются болезни дыхательной системы (особенно верхних дыхательных путей), а также инфекционные заболевания, поскольку дети постепенно входят в общество, начинают контактировать с большим количеством людей.

В этом возрасте происходят физиологические изменения: вначале рост ребенка замедляется до 4–6 см в год, а позднее ускоряется до 6–8 см. Прибавление в весе (в килограммах) выглядит так:

– в 5 лет – около 2;

Для данного периода развития ребенка характерны следующие анатомо-физиологические особенности.

1. Происходит утолщение кожных покровов, однако опасность переохлаждения или перегрева не исчезает.

2. Окостенение костной системы еще не завершилось. Скелет ребенка по форме похож на скелет взрослого человека, но еще не так крепок. В этом возрасте появляются такие болезни, как сколиоз, поэтому именно для данного возраста очень важен постоянный контроль над осанкой и распределением нагрузки на организм. Ребра ребенка принимают такое же положение, как и у взрослых; грудная клетка становится цилиндрической формы.

3. Для сердечно-сосудистой системы характерны снижение частоты пульса (85–90 ударов в минуту к 7 годам), постепенное повышение артериального давления (к 7 годам – 104/67 мм рт. ст.).

4. В возрасте 6–7 лет происходит ускорение роста – так называемое первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Это связано с изменениями в эндокринной системе ребенка: щитовидной железы, надпочечников, гипофиза. Также происходит «подготовка» половых желез к периоду полового созревания.

5. В дошкольном возрасте улучшается работа иммунной системы ребенка, поэтому многие болезни протекают легче, чем ранее.

6. Для работы нервной системы в данном возрасте характерно закладывание основ интеллекта. Дети охотно запоминают стихи, с увлечением рисуют, сочиняют, переиначивая услышанные сказки. Также закладываются основные нормы морали и нравственности. Дети этого возраста любознательны: постоянно задают вопрос «почему?».

1.2. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

К детям младшего школьного возраста относятся школьники от 7 до 11 лет. В этот период улучшаются память ребенка, координация движений. В связи с этими физиологическими особенностями у ребенка появляются возможности к обучению: письму, чтению, счету.

С началом учебы возникают и некоторые проблемы: ребенок меньше времени проводит на воздухе, изменяется и нарушается режим дня ребенка, в том числе и режим питания. Вследствие этого повышается вероятность таких заболеваний, как инфекционные, аллергические, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные. Также в данном возрасте велики вероятность и опасность детского травматизма.

Читайте также:  Как наилучшим способом удовлетворить мужчину

К числу анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста относятся следующие.

1. Стабилизируется скорость роста: рост ребенка в 8 лет составляет 130 см, в 11 лет – около 145 см.

2. Появляются некоторые скопления жировых клеток под кожей в области груди и живота, которые при отсутствии должного контроля могут привести к ожирению. Менее опасными

становятся переохлаждения и перегрев, так как заканчивается формирование потовых желез.

3. Увеличивается в размерах и укрепляется мышечная система ребенка. Теперь школьник становится физически более сильным и работоспособным. Его пальцам подвластна более тонкая работа: письмо, лепка.

4. Продолжаются рост и укрепление костей, однако окончательное окостенение еще не произошло, в связи с чем остается опасность искривления позвоночника вследствие неправильной осанки при чтении и письме. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам начинают проявляться отличия в строении скелета мальчиков и девочек: таз у девочек более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

5. Завершается формирование структуры легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов). Увеличение слизистой оболочки перестает создавать серьезную опасность при заболеваниях дыхательной системы. Частота дыхания уменьшается в 10 лет до 20 раз в минуту.

6. В сердечно-сосудистой системе продолжается тенденция к уменьшению частоты пульса (с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту) и увеличению артериального давления (110/70 мм рт. ст.).

7. Органы пищеварения и пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, процесс пищеварения практически не отличается от пищеварения взрослых. Частота опорожнения кишечника – 1–2 раза в день.

8. Строение почек и других органов мочевыделения почти как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи.

9. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели иммунной системы практически соответствуют аналогичным показателям взрослых.

10. Заканчивается развитие эндокринной системы. Появляются признаки полового созревания. У девочек в 9—10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10–11 лет набухает грудная железа. У мальчиков в 10–11 лет начинается рост половых органов.

11. Развитие нервной системы характеризуется расширением аналитических возможностей, ребенок размышляет над своими поступками и поступками окружающих. Однако в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые дети, особенно те из них, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.

1.3. Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста

Дети старшего школьного возраста (от 12 до 18 лет) иначе именуются отроками, или подростками. Этот период жизни ребенка характеризуется резким изменением работы эндокринных желез. Для девочек это время быстрого полового созревания, для мальчиков – начала этого процесса. Данный период характеризуется завершением формирования личности ребенка.

Источник

Искусственное дыхание

Искусственное дыхание (ИД)— это неотложная мера экстренной помощи в том случае, если собственное дыхание у человека отсутствует или нарушено до такой степени, что представляет угрозу для жизни. Необходимость в проведении искусственного дыхания может возникнуть при оказании помощи получившим солнечный удар, утонувшим, пораженным электрическим током, а также при отравлениях некоторыми веществами.

Цель процедуры — обеспечить процесс газообмена в организме человека, иначе говоря, гарантировать достаточное насыщение крови пострадавшего кислородом и удаление из нее углекислого газа. Помимо этого искусственная вентиляция легких оказывает рефлекторное воздействие на дыхательный центр, расположенный в головном мозге, вследствие чего восстанавливается самостоятельное дыхание.

Механизм и способы искусственного дыхания

Только за счет процесса дыхания кровь человека насыщается кислородом и из нее выводится углекислый газ. После того, как воздух попадает в легкие, он заполняет легочные пузырьки, именуемые альвеолами. Альвеолы пронизывает невероятное множество мелких кровеносных сосудов. Именно в легочных пузырьках осуществляется газообмен — кислород из воздуха поступает в кровь, а из крови отводится углекислый газ.

В том случае, если снабжение организма кислородом прерывается, жизнедеятельность находится под угрозой, поскольку кислород играет «первую скрипку» во всех окислительных процессах, которые происходят в организме. Именно поэтому при остановке дыхание начинать искусственно вентилировать легкие следует мгновенно.

Воздух, поступающий в организм человека при искусственном дыхании, заполняет собой легкие и раздражает находящиеся в них нервные окончания. В итоге в дыхательный центр головного мозга поступают нервные импульсы, которые являются стимулом для выработки ответных электрических импульсов. Последние стимулируют сокращение и расслабление мышц диафрагмы, в результате чего происходит стимуляция дыхательного процесса.

Искусственное обеспечение организма человека кислородом во многих случаях позволяет полностью восстановить самостоятельный дыхательный процесс. В том случае, если при отсутствии дыхания наблюдается также остановка сердца, надо проводить его закрытый массаж.

Обратите внимание, что отсутствие дыхания запускает в организме необратимые процессы уже через пять-шесть минут. Поэтому вовремя проведенная искусственная вентиляция легких может спасти человеку жизнь.

Все способы выполнения ИД подразделяются на экспираторные (рот-в-рот и рот-в-нос), ручные и аппаратные. Ручные и экспираторные способы по сравнению с аппаратными считаются более трудозатратными и менее эффективными. Однако они обладают одним, весьма существенным, преимуществом. Выполнять их можно без промедления, справиться с этой задачей может практически любой человек, а самое главное, отсутствует необходимость в каких-либо дополнительных приспособлениях и приборах, которые далеко не всегда есть под рукой.

Показания и противопоказания

Показанием для применения ИД являются все случаи, когда объем спонтанной вентиляции легких является слишком низким для того, чтобы обеспечить нормальный газообмен. Такое может произойти при многих как срочных, так и плановых ситуациях:

  1. При расстройствах центральной регуляции дыхания, вызванных нарушением мозгового кровообращения, опухолевыми процессами мозга или его травмой.
  2. При медикаментозных и других видах интоксикаций.
  3. В случае поражения нервных путей и нервно-мышечного синапса, который могут спровоцировать травма шейного отдела позвоночника, вирусные инфекции, токсический эффект некоторых лекарственных средств, отравление.
  4. При заболеваниях и повреждениях дыхательных мышц и грудной стенки.
  5. В случаях поражений легких как обструктивного, так и рестриктивного характера.

О необходимости использовать искусственное дыхание судят, исходя из сочетания клинических симптомов и внешних данных. Изменение величины зрачков, гиповентиляция, тахи- и брадисистолия являются состояниями, при которых необходима искусственная вентиляция легких. Помимо этого, искусственное дыхание требуется в тех случаях, когда спонтанную вентиляцию легких «выключают» с помощью введенных с медицинской целью миорелаксантов (например, во время наркоза при оперативном вмешательстве или во время интенсивной терапии судорожного синдрома).

Что касается случаев, когда ИД проводить не рекомендуется, то абсолютных противопоказаний не существует. Есть лишь запреты на использование определенных методов искусственного дыхания в том или ином случае. Так, например, если затруднен венозный возврат крови, противопоказаны режимы искусственного дыхания, которые провоцируют еще большее его нарушение. При травме легких под запретом находятся методы вентиляции легких, основанные на вдувании воздуха с высоким давлением и т. д.

Подготовка к проведению искусственного дыхания

Перед тем, как проводить экспираторное искусственное дыхание, следует осмотреть больного. Подобные реанимационные меры противопоказаны при травмах лица, туберкулезе, полиомелите и отравлении трихлорэтиленом. В первом случае причина очевидна, а в последних трех проведение экспираторного искусственного дыхания подвергает опасности того, кто проводит реанимацию.

Прежде чем приступить к выполнению экспираторного искусственного дыхания, пострадавшего быстро освобождают от сдавливающей горло и грудь одежды. Воротник расстегивают, галстук развязывают, можно расстегнуть брючный ремень. Пострадавшего укладывают навзничь на спину на горизонтальную поверхность. Голову максимально запрокидывают назад, под затылок подкладывают ладонь одной руки, а второй ладонью давят на лоб, пока подбородок не будет находиться на одной линии с шеей. Это условие является необходимым для успешной реанимации, поскольку при таком положении головы рот раскрывается, а язык отходит от входа в гортань, в результате чего в легкие начинает свободно поступать воздух. Для того, чтобы голова оставалась в этом положении, под лопатки подкладывают валик из свернутой одежды.

Читайте также:  Каким способом показан радиационный баланс

После этого необходимо пальцами обследовать полость рта пострадавшего, удалить кровь, слизь, грязь и любые инородные предметы.

Именно гигиенический аспект выполнения экспираторного искусственного дыхания является наиболее щекотливым, поскольку спасателю придется касаться своими губами кожи пострадавшего. Можно использовать следующий прием: проделать небольшое отверстие в середине носового платка или марли. Его диаметр должен составлять два-три сантиметра. Ткань накладывается отверстием на рот или нос пострадавшего, в зависимости от того, какой именно способ искусственного дыхания будет использоваться. Таким образом, вдувание воздуха будет происходить через отверстие в ткани.

Искусственное дыхание изо рта в рот

Для проведения искусственного дыхания методом изо рта в рот тот, кто будет оказывать помощь, должен находиться сбоку от головы пострадавшего (лучше с левой стороны). В ситуации, если больной лежит на полу, спасатель опускается на колени. В том случае, если челюсти пострадавшего стиснуты, их с силой раздвигают.

После этого одну руку кладут на лоб пострадавшего, а другую помещают под затылок, максимально откидывая голову пациента назад. Сделав глубокий вдох, спасатель задерживает выдох и, наклонившись над пострадавшим, накрывает губами область его рта, создавая своеобразный «купол» над ротовым отверстием больного. Ноздри пострадавшего при этом зажимают большим и указательным пальцем руки, расположенной на его лбу. Обеспечение герметичности — одно из обязательных условий при искусственном дыхании, поскольку утечка воздуха через нос или рот пострадавшего способна свести все усилия на нет.

После герметизации спасатель стремительно, с силой выдыхает, вдувая воздух в дыхательные пути и легкие. Продолжительность выдоха должна составлять около секунды, а его объем — как минимум литр, чтобы произошла эффективная стимуляция дыхательного центра. При этом грудная клетка того, кому оказывают помощь, должна подняться. В том случае, если амплитуда ее подъема мала, это является свидетельством того, что объем воздуха поступает недостаточный.

Выдохнув, спасатель разгибается, освобождая рот пострадавшего, но при этом удерживая его голову в запрокинутом состоянии. Выдох больного должен продолжаться около двух секунд. За это время, перед тем, как делать следующий вдох, спасатель должен сделать как минимум один обычный вдох «для себя».

Обратите внимание, что если большое количество воздуха попадает не в легкие, а в желудок пациента, это существенно затруднит его спасение. Поэтому периодически следует надавливать на подложечную (эпигастральную) область, чтобы освободить желудок от воздуха.

Искусственное дыхание изо рта в нос

Этим методом искусственная вентиляция легких проводится в том случае, если не удается как следует разжать челюсти больного или присутствует травма губ или ротовой области.

Одну руку спасатель кладет на лоб пострадавшего, а другую — на его подбородок. При этом он одновременно запрокидывает голову и прижимает его верхнюю челюсть к нижней. Пальцами той руки, которой поддерживает подбородок, спасающий должен прижать нижнюю губу, чтобы рот пострадавшего был полностью закрыт. Сделав глубокий вдох, спасатель накрывает губами нос пострадавшего и с силой вдувает воздух через ноздри, при этом следя за движением грудной клетки.

После того, как искусственный вдох завершен, нужно освободить нос и рот больного. В некоторых случаях мягкое небо может препятствовать тому, чтобы воздух выходил через ноздри, поэтому, когда рот закрыт, выдоха вообще может не быть. При выдохе голову в обязательном порядке удерживают откинутой назад. Продолжительность искусственного выдоха составляет около двух секунд. За это время сам спасающий должен сделать несколько выдохов-вдохов «для себя».

Как долго проводят искусственное дыхание

На вопрос о том, как долго необходимо проводить ИД, ответ один. Вентилировать легкие в подобном режиме, делая перерывы на три-четыре секунды максимум, следует до того момента, пока не восстановиться полноценное самостоятельное дыхание, либо же пока появившийся врач даст другие указания.

При этом следует постоянно следить за тем, чтобы процедура была эффективной. Грудная клетка больного должна хорошо раздуваться, кожа лица должна постепенно порозоветь. Также необходимо следить за тем, чтобы в дыхательных путях пострадавшего не было инородных предметов или рвотных масс.

Обратите внимание, что из-за проведения ИД у самого спасателя может появиться слабость и головокружение из-за недостатка углекислоты в организме. Поэтому в идеале вдувание воздуха должны производить два человека, которые могут чередоваться каждые две-три минуты. В том случае, если такой возможности нет, каждые три минуты количество вдохов следует снижать, чтобы у того, кто проводит реанимацию, нормализовался уровень углекислого газа в организме.

Во время проведения искусственного дыхания следует каждую минуту проверять, не остановилось ли у пострадавшего сердце. Для этого двумя пальцами щупают пульс на шее в треугольнике между дыхательным горлом и кивательной мышцей. Два пальца кладут на боковую поверхность гортанного хряща, после чего позволяют им «соскользнуть» в ложбинку между кивательной мышцей и хрящом. Именно здесь должна ощущаться пульсация сонной артерии.

В том случае, если пульсация на сонной артерии отсутствует, следует немедленно начать непрямой массаж сердца в сочетании с ИД. Медики предупреждают, что в том случае, если пропустить момент остановки сердца и продолжать делать искусственную вентиляцию легких, спасти пострадавшего не удастся.

Особенности процедуры у детей

При проведении искусственной вентиляции малышам до одного года используют технику изо рта в рот и нос. Если ребенок старше года, используется метод изо рта в рот.

Маленьких пациентов также располагают на спине. Малышам до года под спину кладут сложенное одеяло или слегка приподнимают верхнюю часть туловища, подведя под спину руку. Голову запрокидывают.

Оказывающий помощь делает неглубокий вдох, герметично охватывает губами рот и нос ребенка (если малышу не исполнилось года) или только рот, после чего вдувает воздух в дыхательные пути. Объем вдуваемого воздуха должен быть тем меньше, чем младше юный пациент. Так, в случае реанимации новорожденного он составляет всего лишь 30-40 мл.

Если в дыхательные пути поступает достаточный объем воздуха, появляются движения грудной клетки. Необходимо убедиться после вдоха, что грудная клетка опускается. Если вдуть в легкие малыша слишком большой объем воздуха, это может стать причиной разрыва альвеол легочной ткани, вследствие чего воздух выйдет в плевральную полость.

Частота вдуваний должна соответствовать частоте дыхания, которая имеет свойство уменьшаться с возрастом. Так, у новорожденных и детей до четырех месяцев частота вдохов-выдохов составляет сорок в минуту. От четырех месяцев до полугода этот показатель составляет 40-35. В период от семи месяцев до двух лет — 35-30. С двух до четырех лет он сокращается до двадцати пяти, в период от шести до двенадцати лет — до двадцати. Наконец, у подростка в возрасте от 12 до 15 лет частота дыхания составляет 20-18 вдохов-выдохов в минуту.

Читайте также:  Неопределенный интеграл способ подстановки метод замены переменной

Ручные способы искусственного дыхания

Существуют также так называемые ручные способы искусственного дыхания. Они основаны на изменении объема грудной клетки за счет приложения внешнего усилия. Рассмотрим основные из них.

Способ Сильвестра

Этот способ применяется наиболее широко. Пострадавшего размещают на спине. Под нижнюю часть грудной клетки следует подложить валик, чтобы лопатки и затылок располагались ниже, чем реберные дуги. В том случае, если искусственное дыхание по этой методике делают два человека, они опускаются на колени по обе стороны от пострадавшего так, чтобы располагаться на уровне его грудной клетки. Каждый из них одной рукой держит руку пострадавшего посередине плеча, а другой — чуть выше уровня кисти. Далее они начинают ритмично поднимать руки пострадавшего, вытягивая их у него за головой. В результате грудная клетка расширяется, что соответствует вдоху. Спустя две-три секунды руки пострадавшего прижимают к груди, при этом ее сдавливая. Это выполняет функции выдоха.

При этом главное, чтобы движения руками были как можно более ритмичными. Специалисты рекомендуют, чтобы производящие искусственное дыхание в качестве «метронома» использовали собственный ритм вдохов и выдохов. В общей сложности следует делать около шестнадцати движений в минуту.

ИД методом Сильвестра может производить и один человек. Ему необходимо встать на колени за головой пострадавшего, перехватить его руки выше кистей и совершать описанные выше движения.

При переломах рук и ребер такой способ противопоказан.

Способ Шеффера

В том случае, если у пострадавшего повреждены руки, для проведения искусственного дыхания можно использовать способ Шеффера. Также эту методику часто используют для реабилитации людей, пострадавших во время пребывания на воде. Пострадавшего размещают ничком, голову поворачивают на бок. Тот, кто делает искусственное дыхание, становится на колени, причем, тело пострадавшего должно быть расположено между его ногами. Руки необходимо положить на нижнюю часть грудной клетки, чтобы большие пальцы легли вдоль позвоночника, а остальные лежали на ребрах. При выдохе следует наклоняться вперед, таким образом сжимая грудную клетку, а во время вдоха распрямляться, прекращая давление. Руки в локтях не сгибают.

Обратите внимание, что при переломе ребер подобный способ противопоказан.

Способ Лаборда

Метод Лаборда является дополнительным к способам Сильвестра и Шеффера. Язык пострадавшего захватывают и производят ритмические вытягивания, имитируя дыхательные движения. Как правило, этим способом пользуются в том случае, когда дыхание только остановилось. Появившееся сопротивление языка является доказательством того, что дыхание у человека восстанавливается.

Способ Каллистова

Этот простой и эффективный метод обеспечивает отличную вентиляцию легких. Пострадавшего располагают ничком, лицом вниз. На спину в области лопаток кладут полотенце, а его концы проводят вперед, продевая под мышками. Тот, кто оказывает помощь, должен взять полотенце за концы и приподнять туловище пострадавшего на семь-десять сантиметров от земли. В результате грудная клетка расширяется, а ребра поднимаются. Это соответствует вдоху. Когда туловище опускают, это имитирует выдох. Вместо полотенца можно использовать любой ремень, шарф и т. д.

Способ Говарда

Пострадавшего располагают навзничь. Под спину ему подкладывают валик. Руки отводят за голову и вытягивают. Саму голову поворачивают в сторону, вытягивают и закрепляют язык. Тот, кто производит искусственное дыхание, садится верхом на бедренную зону пострадавшего и располагает ладони на нижней части грудной клетки. Раздвинутыми пальцами следует захватить как можно больше ребер. Когда грудную клетку сжимают, это соответствует вдоху, когда давление прекращают, это имитирует выдох. В минуту следует делать от двенадцати до шестнадцати движений.

Способ Френка Ива

Для этого способа необходимы носилки. Их устанавливают серединой на поперечную подставку, высота которой должна быть в половину длины носилок. На носилки укладывают пострадавшего ничком, лицо поворачивают в сторону, руки размещают вдоль тела. Человека привязывают к носилкам на уровне ягодиц или бедер. При опускании головного конца носилок осуществляется вдох, когда он идет вверх — выдох. Максимальный объем дыхания достигается, когда тело пострадавшего наклоняют под углом в 50 градусов.

Способ Нильсена

Пострадавшего размещают лицом вниз. Его руки сгибают в локтях и скрещивают, после чего ладонями вниз укладывают под лоб. Спасающий на коленях стоит у головы пострадавшего. Он кладет руки на лопатки пострадавшего и, не сгибая их в локтях, давит ладонями. Так происходит выдох. Для вдоха спасающий берет плечи пострадавшего у локтей и выпрямляется, приподнимая и оттягивая пострадавшего на себя.

Аппаратные методы искусственного дыхания

Впервые аппаратные методы искусственного дыхания начали использовать еще в восемнадцатом веке. Уже тогда появились первые воздуховоды и маски. В частности, медики предлагали использовать для вдувания в легкие воздуха каминные мехи, а также приборы, созданные по их подобию.

Первые автоматические аппараты для ИД появились в конце девятнадцатого века. В начале двадцатого появились сразу несколько разновидностей респираторов, которые создавали перемежающееся разрежение и положительное давление либо вокруг всего тела, либо только вокруг грудной клетки и живота пациента. Постепенно респираторы этого типа были вытеснены респираторами вдувания воздуха, которые отличались менее солидными габаритами и при этом не затрудняли доступ к телу пациента, позволяя проводить медицинские манипуляции.

Все существующие на сегодняшний день аппараты ИД делят на внешние и внутренние. Внешние устройства создают отрицательное давление либо вокруг всего тела пациента, либо вокруг его грудной клетки благодаря чему осуществляется вдох. Выдох в этом случае является пассивным — грудная клетка просто спадает за счет ее эластичности. Также он может быть активным, если аппарат создаст зону положительного давления.

При внутреннем способе искусственной вентиляции аппарат подключается через маску или интубатор к дыхательным путям, а вдох осуществляется благодаря созданию в аппарате положительного давления. Устройства этого типа подразделяются на портативные, предназначенные для работы в «полевых» условиях, и стационарные, назначение которых — длительное проведение искусственного дыхания. Первые обычно являются ручными, а вторые работают автоматически, в движение их приводит мотор.

Осложнения искусственного дыхания

Осложнения вследствие искусственного дыхания возникают относительно редко и в том случае, если пациент находится на искусственной вентиляции легких в течение длительного времени. Чаще всего нежелательные последствия касаются дыхательной системы. Так, из-за неправильно выбранного режима могут развиваться респираторный ацидоз и алкалоз. Помимо этого, длительное искусственное дыхание может вызывать развитие ателектазов, поскольку нарушается дренажная функция дыхательных путей. Микроателектазы в свою очередь могут стать предпосылкой для развития пневмонии. Профилактические меры, которые помогут избежать возникновения подобных осложнений, — это тщательная гигиена дыхательных путей.

Если пациент в течение длительного времени дышит чистым кислородом, это может спровоцировать возникновение пневмонита. Концентрация кислорода поэтому не должна превышать 40-50%.

У пациентов, у которых была диагностирована абсцедирующая пневмония, при искусственном дыхании могут возникать разрывы альвеол.

  1. Бурлаков Р.И. Искусственная вентиляция легких (принципы, методы, аппаратура) / Р.И. Бурлаков, Ю.Ш. Гальперин, В.М. Юревич. – М.: Медицина, 1986. – 240 с.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Специальность: инфекционист, гастроэнтеролог, пульмонолог .

Общий стаж: 35 лет .

Образование: 1975-1982, 1ММИ, сан-гиг, высшая квалификация, врач-инфекционист .

Источник

Оцените статью
Разные способы