- Способы исчисления вреда причиненного окружающей среде
- Способы исчисления вреда причиненного окружающей среде
- Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении комплексной методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде» (подготовлен Минприроды России 21.10.2019)
- Комплексная методика исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека
- I. Назначение и область применения
- II. Исчисление размера вреда, причиненного окружающей среде, при причинении вреда сразу нескольким компонентам природной среды
- III. Исчисление размера вреда, причиненного одновременно здоровью человека и одному или нескольким компонентам природной среды
- Обзор документа
- Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа
- Прокурор разъясняет
Способы исчисления вреда причиненного окружающей среде
Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 78
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
2.1. При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ)
3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Источник
Способы исчисления вреда причиненного окружающей среде
Обзор документа
Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении комплексной методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде» (подготовлен Минприроды России 21.10.2019)
Досье на проект
В целях исполнения пункта 3 и подпункта 5 пункта 1 поручений Президента Российской Федерации от 17 августа 2017 г. N Пр-1601 и от 31 марта 2018 г. N Пр-524, приказываем:
1. Утвердить прилагаемую Комплексную методику исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д.Н. Кобылкина и Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю. Попову.
Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации | Д.Н. Кобылкин |
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Главный государственный санитарный врач Российской Федерации | А.Ю. Попова |
Утверждена
приказом Минприроды России и Роспотребнадзора
от __________ N _______/ _______
Комплексная методика исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека
I. Назначение и область применения
1. Настоящая Методика предназначена для исчисления совокупного размера вреда, причиненного различным компонентам природной среды, а также здоровью человека. Она применяется в следующих случаях:
при причинении вреда сразу нескольким компонентам природной среды;
при причинении вреда одновременно здоровью человека и одному или нескольким компонентам природной среды.
2. Настоящей Методикой учитывается причинение вреда в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной и (или) иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, осуществляющими деятельность на объектах I, II, III категорий.
3. Настоящая Методика не распространяется на случаи причинения вреда окружающей среде и здоровью человека в результате стихийных бедствий и при трансграничном воздействии на окружающую среду.
Методика не регулирует порядок исчисления вреда, нанесенного имуществу граждан и юридических лиц.
II. Исчисление размера вреда, причиненного окружающей среде, при причинении вреда сразу нескольким компонентам природной среды
1. Исчисление размера вреда, причиненного окружающей среде, при причинении вреда сразу нескольким компонентам природной среды осуществляется по следующей формуле N 1:
Вкпс — вред, причиненный компонентам природной среды, руб.;
Вво — вред, причиненный водным объектам, рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. N 87 (зарегистрирован в Минюсте России 25 мая 2009 г., регистрационный N 13989), руб.;
Вп — вред, причиненный почвам, рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2010 г. N 238 (зарегистрирован в Минюсте России 7 сентября 2010 г., регистрационный N 18364), руб.;
Вл — вред, причиненный лесам, рассчитанный в соответствии с Особенностями возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1730 («Собрание законодательства Российской Федерации», 2019, N 1, ст. 25), руб.;
Ввбр — вред, причиненный водным биологическим ресурсам, рассчитанный в соответствии с главой II Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной приказом Федерального агентства по рыболовству от 25 ноября 2011 г. N 1166 (зарегистрирован в Минюсте России 5 марта 2012 г., регистрационный N 23404) руб.;
Вжм — вред, причиненный объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 107 (зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2008 г., регистрационный N 11775) руб.;
Вор — вред, причиненный охотничьим ресурсам, рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 948 (зарегистрирован в Минюсте России 26 января 2012 г., регистрационный N 23030) руб.;
Вн — вред, причиненный недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, рассчитанный в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 г. N 564 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 28, ст. 3830), руб.;
Вав — вред, причиненный атмосферному воздуху, рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного как компоненту природной среды, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», руб.
2. При расчете размера вреда, причиненного компонентам природной среды, учитываются затраты, понесенные на устранение вреда согласно порядку и условию их учета, установленным уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Не допускается повторное уменьшение суммы вреда, причиненного окружающей среде, на сумму затрат на устранение причиненного вреда, если ранее указанные затраты были учтены при исчислении вреда.
III. Исчисление размера вреда, причиненного одновременно здоровью человека и одному или нескольким компонентам природной среды
1. Исчисление размера вреда, причиненного окружающей среде, при причинении вреда одновременно здоровью человека и одному или нескольким компонентам окружающей среды осуществляется по следующей формуле N 2:
Вкв — вред, причиненный одновременно здоровью человека и одному или нескольким компонентам окружающей среды, руб.;
Вкпс — вред, причиненный компонентам природной среды, руб.;
Вкпс — вред, причиненный здоровью человека, руб. Вред, причиненный здоровью человека, определяется как нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней сред*(1) и рассчитывается на основе методических подходов, позволяющих оценить сокращение прогнозируемой продолжительности жизни, обусловленное вредным воздействием химических веществ*(2), и методических подходов, используемых для расчета числа дополнительных случаев заболеваемости и смертности, достоверно ассоциированных с негативными факторами внешней среды (качеством атмосферного воздуха, питьевых вод, почв, физических факторов среды).
*(1) Пункт 2 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. N 522″ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 35, ст. 4308; 2011, N 47, ст. 6664).
*(2) 2.1.10.0062-12. 2.1.10.
Обзор документа
Предусматривается утверждение методики исчисления размера вреда, причиненного сразу нескольким компонентам природной среды и, одновременно с ним, здоровью человека.
Закреплены формулы расчета.
Не будет учитываться причинение вреда в результате стихийных бедствий и при трансграничном воздействии на окружающую среду, а также ущерба, причиненного имуществу граждан и юрлиц.
Источник
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа
Прокурор разъясняет
Одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его возмещению в полном объеме, а также обязанности приостановить, ограничить или прекратить деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем. Тем самым обеспечивается принятие мер по восстановлению состояния окружающей среды, подвергнутой негативному воздействию хозяйственной и (или) иной деятельности, и предупреждение нарушения природоохранных требований и причинения вреда окружающей среде в будущем.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства, устанавливающего обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 разъяснен ряд вопросов, касающихся применения законодательства.
При рассмотрении споров о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам следует учитывать в числе принципов охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность, установленные ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принципы платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Верховный Суд Российской Федерации отметил, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
С требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться не только уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, но и органы местного самоуправления, с учетом того, что абз.6 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Верховный Суд Российской Федерации указал, что нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде.
Кроме того, п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации устанавливает, что в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред. Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
По общему правилу лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от наличия вины, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы. В связи с этим, например, владелец нефтепровода отвечает за вред окружающей среде, причиненный вследствие осуществления третьими лицами незаконной врезки в нефтепровод.
Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды ( ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства ( п. 1,2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, ч.1 ст. 168 АПК РФ).
Утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами.
Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности.
Верховный Суд Российской Федерации указал также, что суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения).
Принимая решение, суд должен указать обстоятельства, с наступлением которых связывается возможность возобновления такой деятельности в будущем (например, получение положительного заключения экологической экспертизы, ввод в эксплуатацию очистных сооружений, получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ), а также срок, в течение которого необходимо устранить допущенные нарушения.
Неустранение нарушения в установленный срок может являться основанием для обращения в суд с требованием о прекращении соответствующей деятельности.
Если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность (например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов).
При отсутствии в деле доказательств, свидетельствующих о наличии достаточных оснований для прекращения деятельности ответчика, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства, суд, учитывая наличие публичного интереса в обеспечении экологической безопасности и сохранении благоприятной окружающей среды, вправе вынести на обсуждение лиц, участвующих в деле, вопрос об ограничении или приостановлении такой деятельности.
Рассматриваемым постановлением признаны утратившими силу отдельные пункты постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» и признано не подлежащим применению постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.1993 №22 «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».
Источник