Способы интерпретации результатов диагностики относятся

Понятие, этапы и специфика интерпретации результатов исследования

Интерпретация результатов, полученных в ходе психолого-педагогических исследований, имеет свою специфику. Давайте разберем эту темы подробнее с тем, чтобы в последующем студенты не имели проблем с тем, чтобы сделать правильные выводы на основа имеющихся данных.

Понятие интерпретации

Начнем с определения.

Интерпретация результатов – это толкование, изъяснение, объяснение смысла данных, полученных в ходе исследования.

Фактически – интерпретация – это важный этап любых теоретических и эмпирических методов исследования. Она давно и плодотворно применяется в научной деятельности и позволяет:

  • оценить степень воздействия на испытуемого в ходе выполнения различных тестов;
  • привести к общему знаменателю ответы, полученные в ходе опросов;
  • грамотно подойти к выбору испытуемых и подобрать подходящие методы исследования (для ребенка это могут быть рисуночные испытания, для взрослых целесообразно использовать документальные материалы).

Объяснение, которое исследователь дает объектам, действиям или процессам, должны учитывать соответствия между чувственными состояниями человека и его невербальными проявлениями, между содержанием рисунка и реальным отношением ребенка к окружающим людям, между условиями, в которых живет человек, и доступными способами выражения мыслей и переживаний.

Основное назначение интерпретации – это преобразование разрозненных данных в познание. При этом необходимо учитывать возможные нюансы полученной информации, оценивать ее значимость в решении задач исследования, выдвигать догадки о вероятных мотивах поступков участников педагогической ситуации.

Интерпретация результатов педагогического исследования – это процесс анализа и синтеза фактов с учетом их полезности и значимости, актуальная часть всей совокупности методологии психолого-педагогического исследования.

В ряде научных направлений интерпретация может использоваться как самостоятельный метод исследования. Без нее не обойтись в ситуациях, когда появляется множественность содержаний происходящего и множество возможных вариантов оценки полученных данных.

Психолого-педагогическая ситуация практически всегда многовариантна. В связи с этим в психолого-педагогическом исследовании интерпретация базируется на множественности ценностных установок и смыслов, готовности к свободному обмену между участниками, доктринами, парадигмами и концепциями.

Этапы интерпретации

Существует некоторая последовательность действий, которая применяется для проведения интерпретации тех или иных данных:

  • выдвижение предположения;
  • проверка достоверности фактов;
  • определение личной позиции исследователя путем рефлексии и погружения в ситуацию;
  • структурирование информации, сопоставление полученных данных с данными из других источников;
  • проведение многоаспектного анализа;
  • определение причин и следствий;
  • формулирование заключительных выводов на основе синтеза полученной информации;
  • получение обратной связи: подтверждение или опровержение выдвинутой в ходе исследования гипотезы.

Специфика интерпретации результатов исследования

Психология и педагогика – это гуманитарные дисциплины. Соответственно и направленность исследований в психологии и педагогике будет носить гуманитарный характер. И тут на первый план выходит необходимость осмысления фактов с позиции их соотношения с трудностями человека. В связи с этим научное знание необходимо многократно соотнести с эмпирическим опытом.

Читайте также:  Управление риском способы управления рисками

Гуманитарные науки, в частности психология и педагогика, в основе своей имеют установка на то, что каждый человек является ценностью сам по себе, он уникален и неповторим. И эта уникальность и ценность не могут быть постигнуты в рамках научных закономерностей. К ним можно прийти лишь опытным путем.

Какие бы новые методы исследования не внедрялись в практику педагогов, на первом месте всегда стоит понимание. На сегодняшний день это самый действенный способ постижения педагогической действительности.

Понимание – это уникальная форма освоения реальности, которая являет собой постижение и восстановление смыслового содержания явлений исторической, социальной, культурной и природной действительности.

Если говорить о понимании как о методе исследования в педагогике, то в его основе лежит постижение исследователем образовательных феноменов во всей их целостности. По этому признаку понимание значительно превосходит другие естественнонаучные приемы исследования окружающей действительности, такие как классификация, измерения, дедукция и индукция. Также понимание подразумевает явное отношение к изучаемому предмету или явлению.

Понимание не равно интерпретации. Между этими двумя понятиями существует значительная разница. Интерпретация – это более сухое и отстраненное объяснение фактов или явлений, тгда как понимание всегда затрагивает эмоциональную сферу участников пелагогического взаимодействия, их отношение к людям и миру.

В понимании больше субъективизма. Если говорить про педагогические прецеденты, по пытаясь понять, исследователь основывается на имеющемся опыте, известных ему доктринах и концепциях. Это позволяет исследователю приблизиться к постижению педагогической действительности во всей ее целостности, рассмотреть интересующую часть с позиции мыслей, чувств, интуиции, в общем, всего того, что не поддается анализу с применением точных научных методов.

Оценка полученных результатов, будь они положительными или отрицательными, позволяет прийти к выводам. Осмысление выводов проводится в системе уже известных теоретических раскладов, что позволяет прийти к обобщениям и уточнениям смыслов.

Только после интерпретации результатов и формулировки выводов есть смысл переходить к обсуждениям и литературному оформлению работы.

Источник

Вопрос 9. Интерпретация психодиагностических данных: количественная и качественная. Виды интерпретации.

Интерпретация— методы обработки экспериментальных (психодиагностических) данных.

1. Количественный анализ заключается в вычислении коэффициентов правильного решения задач, частоты повторения наблюдаемых психических явлений. Для сравнения результатов исследований по разным количествам задач или различным количественным составом группы пользуются не абсолютными, а относительными, преимущественно процентными показателями.

2. Качественныйанализ выполняют на основе количественного анализа, но не сводятся только к нему. В качественном анализе выясняют причины высоких или низких показателей, зависимость их от возрастных и индивидуальных особенностей личности, условий жизни и обучения, отношений в коллективе, отношение к деятельности и др.

Виды интерпретаций:

· Генетический метод – интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития с выделением фаз, стадий, критических моментов становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития.

Читайте также:  Линейно угловой способ геодезия

· Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

Вопрос 11 Требования, предъявляемые к психодиагностическому заключению.
Основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу информации.

Требования, предъявляемые к психодиагностическом заключению:

· Психологическое заключение должно ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика кполучению такого рода информации.

· Должно вытекать из целей диагностики.

· В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.

· Должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы. Важно указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как: состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; нестандартные условия тестирования.

· Одним из главных моментов передачи психодиагностической информации является ее безоценочность. Для этого психолог проводит предварительную беседу с клиентом, в ходе которой он старается показать ему различие задачи социальной или этической и задачи психологической, которую решает психодиагност.

· Всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими. Является ли оценка критериально — ориентированной или нормо-ориентированной, обязательно указывается, с какими нормами сравниваются показатели индивида.

Основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психологической информации:

· сообщать информацию, а не оценивать ее;

· сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степени ее понимания клиентом. Письменное (или устное) заключение является конечным этапом психодиагностики.

Этические принципы интерпретации результатов теста:

— не формируй ненужных ожиданий;

— говори с человеком на его языке;

— не утверждай того, в чем не уверен;

— говори только так, чтобы тебя поняли однозначно; не оставляй клиенту никаких поводов для неправильного домысливания

№ 10.Понятие психодиагностического заключения разделы,технология, итоговая часть.

Письменное (или устное) заключение является конечным этапом психодиагностики. В содержание заключения включают все доступные диагносту данные, как тестовые, так и другие (из других источников). Принципы составления заключения (А. Анастази) 1. Содержание и стиль заключения зависят от теоретических установок и специализации диагноста. Поэтому они не имеют единой стандартной формы и правила написания. Важно, чтобы оно соответствовало интересам, потребностям и уровню полготовки тех, кто его получит. Например, учителя предпочитают заключения с конкретными рекомендациями, а психиатрам нравятся заключения с объяснением основных данных, но без конкретных рекомендаций. В заключении, рассчитанном на специалистов и людей несведущих, должна приводиться краткая аннотация содержательного характера, а потом даваться более подробное описание конкретных данных. 2. В содержании заключения должна быть обозначена цель диагностического исследования: входило ли в задачу дать какие-то конкретные рекомендации, или же требовалась простая консультация. 3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается рекомендация относительно программ обучения, типа лечения, выбора профессии и т.п. 4. Заключение эффективно, если в нм отражены отличительные свойства конкретного индивида, т.е. черты, результаты обследовании которых были или значительно ниже, или значительно выше средних показателе. Т.е. заключение должно относиться только к данному человеку, а не к людям, чей возраст, пол, образование, социально-экономический уровень и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого. 5. Содержание заключения состоит из интерпретации данных и выводов; записи тестов и другие данные могут прилагаться отдельнодля иллюстрации или пояснения подхода. 6. Всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими. Является ли оценка критериально- ориентированной или нормо-ориентированной, обязательно указывается, с какими нормами сравниваются показатели индивида. Каждое заключение обычно составляется как ответ на поставленный заказчиком вопрос. Примерный алгоритм заключения 1. Описание проблем, жалоб индивида (например, на состояние умственной работоспособности, памяти, внимания, утомляемости). 2. Описание плана и программы диагностики. 3. Краткое описание специфики работы испытуемого с методиками (уровень сопротивления, защитные реакции, заинтересованность в исследовании, критичность в самооценке). Чем сохраннее личность, тем обычно глубже выражена эмоциональная реакция на диагностику в целом. Безучастное отношение к факту тестирования наблюдается при глубокой депрессии и существенных отклонениях от нормы. 4. Ответ на конкретный вопрос заказчика. Эта часть заключения излагается в виде отдельных положений, доказывающих или опровергающих исходную гипотезу, и иллюстрируется данными тестирования. 5. В конце заключения резюмируются наиболее важные данные, полученные при тестировании. Резюме ни в коем случае не должно содержать суждение о диагнозе, т.к. психотерапевтический диагноз может быть лишь итогом общего клинического изучения субъекта. Существует 3 вида психологических заключений. Виды психологических заключений 1.Описательное заключение – содержит описание личности без определения направленности, соответствует психологической характеристике. 2.Оценочное заключение – в соответствии с заданными критериями психолог выражает в нем свое профессиональное отношение к личности обследуемого. 3.Консультативное заключение – на основании анализа личности обследуемого предлагаются рекомендации, направленные на коррекцию или развитие его личности. В зависимости от характера деятельности практического психолога его заключение по результатам диагностического обследования имеет свою специфику (в области психологии труда, в области клинической психодиагностики и т.д.).

Читайте также:  Народный способ осветлить волосы

Вопрос 11 Методология, метод, методика – особенности взаимосвязи. Требования к выбору психодиагностического инструментария.

Каждая наука, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает.

Метод — широкий класс методик, обладающих родством основного приема или теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик.

Методика — конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве у конкретного контингента испытуемых (в определенном классе ситуаций) для решения определенных задач.

Выбор формы психодиагностического обследования:

· зависит от цели и методик, которые использует практический психолог

· должен быть адекватен проблеме и целевой функции обследования,

Источник

Оцените статью
Разные способы