Тема 10. Интерпретация в исследовательской деятельности
В процессе научно-педагогического исследования очень важную роль играет интерпретационная деятельность исследователя, связанная с истолкованием и творческим использованием педагогических знаний. Интерпретация должна служить раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта.
Задачи интерпретации – выявление объективного знания полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также выявление значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах исследования круга лиц.
В современной науке интерпретация используется как самостоятельный метод исследования. Интерпретация имеется там, где есть многосложный смысл. Именно интерпретация и обнаруживает этот смысл. Это особенно актуально для психолого-педагогической реальности, которая всегда многозначна, многовариантна, содержит в себе множество возможностей развития.
Интерпретация в педагогическом исследовании основана на признании ценностно-смысловой множественности, стремлении к информационному и ценностно-смысловому обмену между разными науками, концепциями, теориями, а также между участниками педагогического взаимодействия. В интерпретации должны быть задействованы разные типы знания, различные формы представлений об объекте исследования и средствах педагогического управления развитием этого объекта.
В интерпретации информации выделяют такую последовательность действий: 1). предположения; 2). определение достоверности информации; 3). рефлексия и «процеживание» информации (что в полученной информации отражает собственную точку зрения исследователя, что является следствием стереотипов, предвзятости и т.п.; 4). организация информации; 5). сравнение с данными других источников, с другими ситуациями и т.д.; 6). анализ; 7). выявление причины и следствия; 8). синтез; 9). выводы; 10). оценка информации для подтверждения или опровержения гипотезы исследования.
Особую трудность представляет интерпретация результатов парадоксальных, не соответствующих ожиданиям, принятой концепции. Возникает необходимость их перепроверки или пересмотра концептуальных оснований. Определенную настороженность вызывает и полное совпадение результатов с ожидаемыми, ибо это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазны поддаться «вектору» инерции, пойти по привычному пути.
Особая роль в интерпретации четко зафиксированных явлений принадлежит статистическим методам[15], а в истолковании целей, идеалов, уровня развития социальной и мотивационной сфер, творческих способностей – интерпретации герменевтического характера при активной роли выразительных средств языка, выполняющих фиксирующую, диагностирующую и эвристическую функции.
Педагогическая герменевтика – теория и практика (науки и искусства) интерпретации педагогических знаний, осмысления эмоционально-духовного опыта. В настоящее время педагогическая герменевтика востребована как методология гуманитарного освоения феноменов культуры. Необходимость герменевтического подхода в процессе ведения научного исследования обусловлена прежде всего нарастающим вниманием педагогики к индивидуальным, уникальным и неповторимым, проявлениям человеческой субъективности, представленными в науке, языке, народных традициях, искусстве, культуре в целом.
Герменевтика предусматривает максимальное расширение круга ценных источников научно-педагогического поиска. При исследовании психолого-педагогических проблем следует помнить, что педагогические смыслы заключены не только в научных текстах, но и в философской, религиозной, научно-популярной литературе, в поэтических и прозаических художественных произведениях, в фольклоре и образовательной практике. Они воплощаются в образах и символах, сформировавшихся в культуре в различные исторические эпохи, и часто носят аллегорический характер.
В ходе выдвижения рабочей гипотезы и ее отработки полезно расширять контекст исследовательской деятельности, включая предмет изучения в разнообразные системные связи и новые контексты: личный, общефилософский, религиозный, эстетический. Для этого рекомендуется использовать возможности педагогической литературы разных жанров и стилей (научной, учебно-методической, художественной, научно-популярной, публицистической), осмыслять материал с привлечение дополнительных сведений: биографических материалов, специфики времени, места, социальной ситуации.
Практическая реализация герменевтического подхода осуществляется с помощью специальных исследовательских интерпретационных методов и приемов научно-педагогических и иных текстов, разнообразного фактологического материала и данных наблюдений за живым педагогическим процессом. В числе этих методов исследования (как теоретического, так и эмпирического уровня) следующие:
— биографический метод[16];
— интеллектуальный диалог с автором текста, произведения искусства (работа с каким-либо произведением – текстами-первоисточниками, другими творческими работами – подразумевает учёт и знание широкого контекста конкретного труда и наследия в целом, обращение к автобиографии автора и особенностям времени создания этих произведений; привлечение материала других научных работ по этому вопросу. То есть диалог в данном случае понимается как внутреннее, мысленное общение с автором. В таком внутреннем диалоге исследователь формулирует свое отношение к идеям, высказанным в книге, научной статье, применительно к хореографической области – в хореографическом произведении. При этом у самого исследователя рождаются какие-то идеи, осознаются связи между определенными явлениями, фактами, процессами, которые ранее казались не очевидными. С такой «диалоговой интерпретацией» связано понятие «диалогового понимания» – это непосредственное постижение человеком определенных феноменов во всей их целостности, предполагающее определенное отношение исследователя к тому, что изучается [1]);
— провоцирование конфликта интерпретации (исследователю важно увидеть конфликт различных интерпретационных версий и самостоятельно определиться с выбором мировоззренческой методологической позиции, а не искусственно приспосабливать теории к теме своего исследования, избегая поверхностного подхода, когда «удобные» теории, по выражению Э.Фромма, подбираются по принципу «шведского стола». Так, во многих работах присутствует попытка формально применить деятельностный подход[17] или преувеличить его роль, в то время, как активность человека выражается не только в действии, но и в созерцании, в умении правильно постичь явления и процессы, о чем писал С.Л.Рубинштейн, начавший разрабатывать деятельностный подход в 1922 г. Важно также учитывать то, что есть различные варианты деятельностного подхода. Вариант Рубинштейна предполагает самостоятельный и творческий характер деятельности, при которой внешние педагогические и пропагандистские воздействия влияют на человека опосредованно через специфические внутренние условия. И есть вариант А.Н.Леонтьева середины 1930-х гг., в соответствии с которым психическое формируется как точная копия внешних воздействий. При этом самостоятельность и активность субъекта деятельности носит не столь выраженный характер);
— мереологическое умозаключение (выделение в изучаемом предмете особенного, его идеализация и перенос свойств части на всё целое; в отличие от индукции мереологическое умозаключение не связано с подведением под множество и типизацией. Очевидно, что понимание педагогической действительности исключительно на основе силлогического [18] мышления, чревато формализмом. Герменевтическая логика основана на том, что в понимании научно-практической проблемы участвует не только классическая логика, но и интуиция, профессиональный, общекультурный опыт исследователя. Примеры мереологических обобщений, избегающих типизации, — макаренковский принцип опоры на положительное в человеке, а также диалектическая трактовка А.С.Макаренко случая физического воздействия на ученика не как наказания, а как метода требования, доведенного до предела);
— этимологический анализ терминов и исследование на этой основе истоков и развития педагогического знания (полезен поиск противоречий в трактовке научных понятий и выдвижение на этой основе собственной версии; многозначность педагогической терминологии связана со сложностью предмета этой науки, даже в трактовке самого понятия «педагогика» нет единства[19]);
— метафоризация, перенесение свойств предмета на другой на основании общего с ним признака, и деметафоризация, возвращение к прямому значению; в процессе такого преобразования достигается смысловое обогащение предмета познания (метафора – своеобразная модель знания, выдвижения гипотез, и процесс метафоризации полезно стимулировать. Во всех областях знания есть термины, произошедшие от метафор – «растительная клетка» в биологии, «живое знание» в психологии и педагогике, «пальцевая техника» в педагогике хореографии и т.д. И.Павлов, описывая механизм образования нервных связей, метафорически отождествлял нервную систему с телефонной станцией. Метафора выполняет эвристическую функцию: расширяет контекст понимания педагогических явлений, способствует многоракурсности видения, освобождает от стереотипов восприятия и др.);
— рефлексивное осмысление допущенной исследовательской ошибки (на промежуточных этапах ведения и оформления результатов работы исследователь иногда самостоятельно, иногда с помощью рецензентов может обнаружить ошибку; с позиций педагогической герменевтики ошибка как субъективно-личностное проявление достойна специального внимания, вполне возможно, что под видом ошибки скрыта интуитивная подсказка);
— вынесение рефлексивной исследовательской деятельности во внешний план и устное проговаривание версий интерпретации научно-педагогического знания, диалог с собой и пр.;
— составление педагогических нарративов (разнообразных по стилю и жанру повествовательных текстов, в которых знания о законах, принципах, методах и формах педагогической деятельности наполняются конкретным ситуативно и личностно обусловленным жизненным смыслом);
— соотнесение научного и нарративного способов описания предмета исследования и достижения таким образом объемного видения исследуемых педагогических феноменов.
Герменевтический подход в научно-педагогических исследованиях базируется на признании двойственного характера интерпретирующей деятельности. Это проявляется:
— как двойственность самого субъекта научного исследования, который выступает и как общественный субъект, и как неповторимая личность;
— как двойственность отношения к знанию, которое выступает в коллективной форме в виде универсальных культурных ценностей и универсальных культурных смыслов (представления о действительном, желаемом и должном), с одной стороны, и в форме ценностей личного характера, с другой стороны;
— как двойственность предмета деятельности;
— как наличие в деятельности интеллектуальной и аффективной сторон.
Герменевтические методы исследования обеспечивают взаимодействие теоретического и эмпирического планов изучения педагогических проблем [1; 5; 3].
Источник
Способы интерпретации исследовательских результатов
Тема 8. Интерпретация и представление результатов психологических исследований
8.1. Интерпретация и обобщение результатов исследования
Методы интерпретации данных корректнее называть подходами, поскольку они являются в первую очередь объяснительными принципами, предопределяющими направление интерпретации результатов исследования. В научной практике получили развитие генетический, структурный, функциональный, комплексный и системный подходы. Использование того или иного метода не означает отбрасывания других.
Генетический подход – это способ исследования и объяснения явлений (в том числе психических), основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: 1) начальных условий возникновения явления; 2) главных этапов и 3) основных тенденций его развития. Цель генетического подхода – выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим.
Чаще всего генетический подход применяется при интерпретации результатов в психологии развития: сравнительной, возрастной, исторической. Любое лонгитюдное исследование предполагает применение рассматриваемого подхода.
Генетический подход рассматривается как методическая реализация одного из основных принципов психологии, а именно принципа развития.[87] При таком видении другие варианты реализации этого принципа рассматриваются как модификации генетического подхода (исторический и эволюционный подходы).
Структурный подход – направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношениям между ними. В итоге строится система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.[88]
Достоинством структурного подхода является возможность наглядного представления результатов в виде различных моделей. Эти модели могут даваться в форме описаний, перечня элементов, графической схемы, классификации и пр. Примеры подобного моделирования можно найти у З. Фрейда, Г. Айзенка и др.
Структурный подход часто применяется в исследованиях, посвященных изучению конституциональной организации психики и ее материального субстрата – нервной системы. Данный подход привел к созданию И.П. Павловым типологии высшей нервной деятельности, который затем был развит Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным. Структурные модели человеческой психики в пространственном и функциональном аспектах представлены в работах В.А. Ганзена,[89] В.В. Никандрова[90] и др.
Функциональный подход ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений). Он применяется главным образом при изучении связей объекта со средой. Этот подход исходит из принципа саморегуляции и поддержания равновесия объектов действительности. Примерами реализации функционального подхода в истории науки являются такие известные направления, как функциональная психология и бихевиоризм. Классическим образцом воплощения функционального подхода в психологии является динамическая теория поля К. Левина. В современной психологии функциональный подход обогащается компонентами структурного и генетического анализа. Общеизвестным считается представление о многоуровневости и многофазности всех психических функций человека, действующих одновременно на всех уровнях как единое целое. Элементы структур большинство авторов соответствующих моделей рассматривают также и как функциональные единицы, олицетворяющие определенные связи человека с действительностью.
Комплексный подход – это направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов. Компоненты могут быть как относительно однородными частями целого, так и его разнородными сторонами, характеризующими изучаемый объект в разных аспектах.
Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта методами различных наук, т. е. организацию междисциплинарного исследования. Очевидно, что он предполагает применение в той или иной мере и всех предыдущих интерпретационных методов.
Яркий пример реализации комплексного подхода в науке – концепция человекознания, согласно которой человек как объект изучения подлежит скоординированному исследованию большого комплекса наук. В психологии эта идея комплексности изучения человека была четко сформулирована Б.Г. Ананьевым.[91] Человек рассматривается одновременно как представитель биологического вида (индивид), носитель сознания и активный элемент познавательной и преобразующей действительность деятельности (субъект), субъект социальных отношений (личность) и уникальное единство социально значимых биологических, социальных и психологических особенностей (индивидуальность).
Системный подход – это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему. Основателем системного подхода как неотъемлемого методологического и методического компонента научного познания можно считать австрийского ученого, переехавшего в США, Л. Берталанфи, разработавшего общую теорию систем.[92] Система есть некоторая целостность, взаимодействующая с окружающей средой и состоящая из множества элементов, находящихся между собой в некоторых отношениях и связях. Организация этих связей между элементами называется структурой. Элемент – мельчайшая часть системы, сохраняющая ее свойства в пределах данной системы. Дальнейшее расчленение этой части ведет к потере соответствующих свойств. Свойства элементов определяются их положением в структуре и, в свою очередь, определяют свойства системы. Но свойства системы не сводятся к сумме свойств элементов. Система как целое синтезирует (объединяет и обобщает) свойства частей и элементов, в результате чего она обладает свойствами более высокого уровня организации, которые во взаимодействии с другими системами могут представать как ее функции. Любая система может рассматриваться, с одной стороны, как объединение более простых (мелких) подсистем со своими свойствами и функциями, а с другой – как подсистема более сложных (крупных) систем.
Системные исследования осуществляются с помощью системных анализа и синтеза. В процессе анализа система выделяется из среды, определяются ее состав (набор элементов), структура, функции, интегральные свойства и характеристики, системообразующие факторы, взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень обобщения и абстракции описания системы, определяются полнота ее состава и структур, закономерности развития и поведения.
Описание объектов как систем, т. е. системные описания, выполняют те же функции, что и любые другие научные описания, – объяснительную и прогнозирующую. Но еще важнее, что системные описания выполняют функцию интеграции знаний об объектах.
Системный подход в психологии позволяет вскрыть общность психических явлений с другими явлениями действительности. Это дает возможность обогащения психологии идеями, фактами, методами других наук и, наоборот, проникновения психологических данных в другие области знания. Он позволяет интегрировать и систематизировать психологические знания, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъективизм в интерпретации психических явлений, помогает увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, определить задачи дальнейших исследований, а иногда и предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует, путем экстраполяции и интерполяции имеющихся сведений.
Рассмотренные выше подходы являются фактически органичными компонентами системного подхода. Некоторые авторы сопоставляют эти подходы с соответствующими уровнями качеств человека, составляющих предмет психологического исследования (В.П. Кузьмин[93] и др.).
В настоящее время большинство научных исследований проводится в русле системного подхода. Наиболее полное освещение применительно к психологии системный подход нашел в работах В.А. Ганзена,[94] А.А. Крылова,[95] Б.Ф. Ломова,[96] А. Раппопорта[97] и др.
8.2. Формы представления результатов исследования
Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.
Квалификационная работа – курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д. – служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в соответствующих инструкциях и положениях, принятых учеными советами.
Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно происходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. В. А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследовании результатах.[98]
Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).
Вербальная форма – наиболее распространенный вариант представления описаний. Любое научное сообщение – это прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и на научном языке. Обычно представление результатов научного исследования является текстом «смешанного» вида, где в естественную речевую структуру включены фрагменты, сформулированные на строго научном языке. Эти языки нельзя строго разграничить: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности. Но в отличие от обыденного употребления каждый научный термин имеет однозначное предметное содержание. В психологии в качестве научных терминов употребляются такие слова, как «личность», «внимание», «чувство» и т. п. Здесь грань между научной и обыденной терминологией весьма тонка, что порождает дополнительную трудность для автора-психолога.
Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры, для того чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст в отличие от литературного текста или повседневной речи очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты (в этом он сходен с «канцеляритом» – бюрократическим языком деловых бумаг). Роль таких штампов чрезвычайно важна, поскольку внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. «Наукообразные» штампы на самом деле играют важную роль «рамок», стандартной установки для нового научного содержания.
Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Существуют основные логические формы высказывания: 1) индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия – «трансдукция»; 4) толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.
Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика.
В психологии используется несколько основных форм графического представления научной информации. Для первичного представления данных используются следующие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.
Начальным способом представления данных является изображение распределения. Для этого используют гистограммы и полигоны распределения. Часто для наглядности распределение показателя в экспериментальной и контрольной группах изображают на одном рисунке.
Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат – частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке.
В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интервал величины), обозначают точкой с координатами. Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем как строить полигон распределения или гистограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на равные отрезки. Рекомендуют использовать не менее пяти, но не более десяти градаций. В случае использования шкалы наименований или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.
Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например доли испытуемых с разными качественными особенностями, то ему выгоднее использовать диаграмму. В секторной круговой диаграмме величина каждого сектора пропорциональна величине встречаемости каждого типа. Величина круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость признака.
Переходным от графического к аналитическому вариантом отображения информации являются в первую очередь графики, представляющие функциональную зависимость признаков. Идеальный вариант завершения экспериментального исследования – обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую можно описать аналитически.
Можно выделить два различных по содержанию типа графиков: 1) отображающие зависимость изменения параметров во времени; 2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных). Классическим вариантом изображения временной зависимости является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания («кривая забывания»). Аналогичны многочисленные «кривые заучивания» или «кривые утомления», показывающие изменение эффективности деятельности во времени.
В психологии часто встречаются и графики функциональной зависимости двух переменных: законы Г. Фехнера, С. Стивенса (в психофизике), закономерность, описывающая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его места в ряду (в когнитивной психологии), и т. п.
Л.В. Куликов дает начинающим исследователям ряд простых рекомендаций по построению графиков.[99]
1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.
2. График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.
3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.
4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие параметры необходимо обозначать цифрами.
5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.
6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.
Если необходимо на том же графике представить величину разброса данных, то их следует изображать в виде вертикальных отрезков, чтобы точка, обозначающая среднее, находилась на отрезке (в соответствии с показателем асимметрии).
Видом графиков являются диагностические профили, которые характеризуют среднюю выраженность измеряемых показателей у группы или определенного индивида.
При представлении информации с использованием топологических характеристик применяются графы. Например, в виде графа представлена иерархическая модель интеллекта Д. Векслера.
Наряду с графами в психологии применяются пространственно-графические описания, в которых учитываются структура параметров и отношения между элементами. Примером является описание структуры интеллекта – «куб» Д. Гилфорда. Другой вариант применения пространственного описания – пространство эмоциональных состояний по В. Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку («круг Айзенка»).
В случае, если в пространстве признаков определена метрика, используется более строгое представление данных. Положение точки в пространстве, изображенном на рисунке, соответствует ее реальным координатам в пространстве признаков. Таким способом представляются результаты многомерного шкалирования, факторного и латентно-структурного анализа, а также некоторых вариантов кластерного анализа.
Наиболее важный способ представления результатов научной работы – числовые значения величины, в частности:
1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);
2) абсолютные и относительные частоты;
3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия, процентильный разброс);
4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;
5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т. д.
Стандартный вид таблиц для представления первичных результатов таков: по строкам располагаются испытуемые, по столбцам – значения измеренных параметров. Результаты математической статистической обработки также сводятся в таблицы. Существующие компьютерные пакеты статистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.
Источник