Тема 1. Психологические аспекты научного творчества и методы его интенсификации. Методы научного исследования
Итог.
— Молодцы ребята. Вы очень хорошо
танцевали. Снеговику очень понравилось, он доволен вами.
При подготовке студентов к самостоятельным научным исследованиям важное значение имеют вопросы научного творчества. Известно, что природа научного творчества — в извечной пытливости человеческого ума, подстегиваемой потребностями производства.
Знания о творчестве лежат внутри и на стыке многих наук, в том числе философии, логики, психологии, науковедения, кибернетики, информатики. У каждой из них есть свой объект исследования, объект видения и методы разработки проблем активизации творческого поиска. В психологии творчества наиболее разработаны разделы, посвященные творческим способностям, качествам творческой личности, творческому климату.
Творческие способности человека могут быть условно разделены на две группы, связанные соответственно со склонностью (темпераментом) и собственно умственными способностями. Характеристика последней представляет собой интерес для молодого исследователя.
Способность к новому взгляду — это умение увидеть непривычное и, наоборот, известное в новом.
Имеет значение способность к свертыванию информации, т. е. к замене нескольких понятий одним обобщающим, цепи рассуждений в одну мысленную операцию. Умение распознавать сходные образы в целом, не обращая внимания на индивидуальные отличия, — одно из важных свойств творческой личности.
Гибкость мышления — это способность мысленно легко и быстро переходить от одних явлений к другим, далеким по содержанию, что особенно важно при выборе гипотез.
Боковое мышление — способность к широкому распределению внимания, в том числе мышлению «около» проблемы.
Немаловажное значение имеют также и такие умственные способности, как цельность восприятия, способность к доработке замыслов, готовность памяти зафиксировать, а затем вовремя выдать нужную информацию, легкость генерирования идей, способность к переносу опыта, оценке, предвидению.
С точки зрения некоторых авторов, бесчисленные умственные и физические качества, присущие ученому, могут быть квалифицированы по шести важнейшим категориям:
1) энтузиазм и настойчивость, оригинальность;
2) независимость мышления, воображение, интуиция, одаренность;
3) интеллект: логика, память, опыт, способность к концентрации внимания, абстрагированию;
4) этика: честность перед самим собой;
5) контакт с природой: наблюдательность, технические навыки;
6) контакт с людьми: понимание себя и других, совместимость с окружающими людьми, способность организовать группы, убеждать других и прислушиваться к их аргументам.
Осуществляя научное творчество, исследователь должен иметь оптимальную стратегию творчества, ее цель и направлять их на достижение своей воли.
Воля — это умение целенаправленно, разумно, терпеливо и рационально преодолевать препятствия, находя и реализуя оптимальные варианты решений в самых разных ситуациях. Творческие силы ума остаются бесплодными при отсутствии энтузиазма и силы воли. Управлять своими желаниями может человек, обладающий эмоционально-волевым усилием, умеющий заставлять себя работать, сконцентрировав внимание и мысли на определенном деле.
Наиболее часто приходится преодолевать присущие человеку внутренние барьеры, мешающие творческому процессу: силу привычки и инерцию мышления, пассивность и лень, узкий практицизм, влияние авторитетов, страх перед неудачей, неприятие, даже боязнь критики или, наоборот, слишком высокая самокритичность.
Но у творческого человека обычно таких барьеров меньше, а те, которые есть, помогают преодолеть специфические качества личности. Творческая личность, как правило, обладает более высоким интеллектом, умением сосредоточить и долго удерживать внимание на одном вопросе, готовность к риску при принятии решения, восприимчивость.
Для творческой личности характерны стремление к самоутверждению, увлеченность работой, отрешенность от других проблем, взыскательность и стремление во всем дойти до сути.
В процессе выполнения научных исследований у студентов формируются такие психологические качества человеческой личности, как внимание, наблюдательность, творческое воображение, способность к умозаключениям, любовь к труду.
В процессе обучения у любого студента возникает комплексное развитие задатков к научным исследованиям: памяти, наблюдательности, воображения, самостоятельности суждений и выводов.
Важнейшим компонентом из перечисленных является память. К памяти (образной, эмоциональной, логической) нужно относиться как к инструменту, за которым следует непрерывно ухаживать. Память необходимо все время развивать путем повторения, использования метода логического, ассоциативного запоминания. Развитие профессиональной, избирательной памяти в отличие от общей всегда связано с характером научных интересов и подготовки исследователя. Избирательность памяти есть признак умственных усилий человека по целеустремленному овладению определенной областью знаний. И чем эти усилия систематичнее, спланированнее, тем более они направлены на достижение поставленной цели, тем успешнее идет развитие памяти.
Не менее существенным элементом для начинающего исследователя является наблюдательность. Ее развитие заключается в обостренной способности замечать и акцентировать внимание на всех, даже на первый взгляд незначительных, сторонах изучаемых процессов и явлений. Без организации внимания ко всем без исключения сторонам исследуемого процесса легко проглядеть даже самые заметные явления. Именно искусство видеть, умение скрупулезно анализировать и сопоставлять замеченные явления без скороспелых выводов отличает настойчивость исследователей. Подобно памяти, острота наблюдательности достигается тренировкой, совершенствованием внимания к тем сторонам рассматриваемых явлений, которые составляют для исследователя предмет его научных интересов и поисков.
Важным качеством исследователя является способность к сосредоточению мысли на главном предмете. А главный элемент сосредоточения — внимание. Неумение сосредоточить свое внимание в данный момент на решающем, на главном — беда многих начинающих исследователей.
Также для исследователя необходимо присутствие фантазии, которая в науке играет столь же важную роль, что и в искусстве. По значимости фантазия не уступает кропотливому труду над собранным материалом. Без фантазии научная работа превращается в нагромождение фактов и умозаключений, пустых и зачастую бесплодных. Но в гармоничном сочетании научного исследования и научной фантазии лежит залог движения науки вперед. Исполнению предшествует мысль, точному расчету — фантазия.
Неотъемлемым качеством научного работника является неутомимое трудолюбие, непреклонное упорство в разрешении намеченных задач. Необходимо вырабатывать в себе выдержку, огромное напряжение сил и терпеливость при выполнении любой научной работы, поскольку на многих этапах исследования возможны мелкие неудачи.
Все названные компоненты позволяют сформировать у исследователя способность к самостоятельности суждений и выводов, а сочетание зоркости в поисках проблем, гибкости интеллекта, легкости генерирования идей и возможности к отдельному ассоциированию проявляет себя как нестандартность мышления. Однако этого недостаточно, необходимо эффективное воздействие на сам ход творческого процесса. Оно осуществляется через систему эвристических и ассоциативных методов. Принято считать, что таких методов более 30, перечни их опубликованы. Практика творческого опыта показала, что целесообразно применять далеко не все из них, а лишь некоторый минимум базовых методов: матрица идей, мозговой штурм, метод ассоциаций, метод вживания в роль, синектика, морфологический анализ, диаграмма идей, коллективного блокнота и ряд других.
Рассмотрим некоторые из них. Главная цель метода мозгового штурма — получить за короткий промежуток времени как можно больше предложений по требующей решения проблеме. Мозговой штурм — это легкий и чрезвычайно быстрый способ коллективного поиска разнообразных идей. При этом формируется группа (оптимально 6—8 чел.) ученых (коллег) с аналитическим складом ума (генераторов идей), которые вносят разнообразные идеи. Обычно 10— 15% из них оказываются весьма ценными. Процесс мозгового штурма, возбуждая умственную деятельность генераторов, способствует рождению новых идей.
Синектика — метод, своеобразно развивающий мозговой штурм. По данной методике поиск ведет группа не случайно объединенных, как при мозговом штурме, а специально подобранных и подготовленных людей-синекторов, имеющих обычно разные специальности. При синектическом поиске, в отличие от мозгового штурма, разрешена критика вносимых предложений, что не исключает глубокого взаимопонимания участников группы. В процессе обсуждения синекторы используют обширный арсенал аналогий для усиления генерации идей.
Под аналогией понимают сходство каких-либо отдельных свойств или признаков, элементов, характеристик объектов, в целом значительно отличающихся друг от друга. Аналогия может быть четырех видов: прямая, представляющая собой любую аналогию из области природы, экономики, права и т. п.; личная (эмпатия), в процессе использования которой делается попытка отождествить себя с объектом, вжиться в его образ; символическая, заключающаяся в поиске символического краткого описания объекта или задачи; фантастическая, предлагающая описать задачу в понятиях и терминах сказок, легенд и мифов.
Полученные идеи связывают с заданной проблемой и на этой основе ведут поиск возможных решений. Наиболее ценную, по мнению привлеченных экспертов, идею максимально развивают и конкретизируют. Однако если нужное решение не найдено, вновь концентрируются на проблеме, а поиск снова повторяют.
Метод коллективного блокнота позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом первичного творческого коллектива (группы) с последующим коллективным развитием идеи и оценкой решений. Для этого всем членам группы выдают блокнот с описанием сущности задачи,необходимыми данными и списком литературы. В течение заданного времени каждый член группы записывает в блокнот возникшие идеи и предложения о направлении поиска иконкретных решениях. Затем руководитель группы собирает все блокноты и анализирует внесенные в них записи. Обобщенные им результаты рассматриваются всей группой, а наиболее интересные идеи развиваются. Одним из общих достоинств методов активизации творчества является их универсальность и легкость усвоения. К недостаткам этих методов следует отнести то, что они не повышают уровня искорости принимаемых решений. В связи с этим в условиях рыночных отношений применяют более интенсивные методы творчества, обеспечивающие разрешение возникающих противоречий. Все они основываются на трех принципах: систематизация перебора вариантов; включение в процесс поиска решений ассоциативного мышления; организация коллективной концентрированной, непрерывной творческой работы.
Для лучшего стимулирования мышления начинающему исследователю рекомендуется создавать благоприятствующие факторы за счет ясной формулировки своих вопросов, правильного направления своих мыслей, обсуждения идей с другими людьми, стимулирования мыслительных ассоциаций.
Дальнейшее развитие методологии творчества идет в направлении создания системы методов поиска. Например, функционально-стоимостный анализ (ФСА) можно рассматривать как «метод системного исследования объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов».
Обеспечивает интенсификацию научного творчества использование компьютеров. Это происходит по двум основным направлениям: автоматизация информационного обеспечения поиска и выполнения экономических расчетов; развитие методов принятия экономических решении с применением ЭВМ. Наличие ЭВМ с их колоссальной возможностью перебора вариантов позволяет активно использовать в основах автоматизации метод проб и ошибок.
Для интенсивной технологии творчества также необходимо соблюдение следующих принципов: деление процесса поиска на этапы и выдерживание характерной именно для данного метода последовательности их выполнения; соответствие выбираемого метода специфике задачи ивозможностям ведущего поиск человека; взаимодополнение и рациональное сочетание методов.
Наряду с этим в современной технологии творчества наблюдаются противоположные тенденции к оправданному усложнению и необходимому упрощению творчества, специализации методов для обеспечения отдельных этапов поиска и наоборот, универсализация методических комплексов типа ФСА.
Для того чтобы достичь определенных творческих результатов и интенсифицировать творчество исследователя, необходима жизненная стратегия развития личности, которая основывается на следующем комплекте качеств:
1) наличие достойной цели, общественно полезной, значительной, новой. Цели могут быть разнообразными: весьма важными и многоплановыми или не очень сложными, традиционными, но новыми для конкретной личности;
2) наличиекомплексных планов имер контроля за ихвыполнением. Планы должны быть реальными, а контроль регулярным. Некоторые ученые рекомендуют разрабатывать следующие разделы плана или самостоятельные планы: накопление знаний, формирование резервов здоровья, план основной работы, перечень самозаданий, мер по преодолению недостатков. Текущие планы можно записывать в еженедельник или на карточки, однако каждый должен найти свои формы планирования, облегчающие достижение цели;
3) высокая работоспособность при выполнении намеченного. Она определяется состоянием здоровья, тренированностью, уровнем двигательной активности;
4) владение методическим инструментарием, определяющим технику творческой работы. При этом необходимо не просто знать методы, но и мастерски владеть приемами творческого мышления и организации дела;
5) способность вести борьбу, так называемое умение держать удар. Это качество может выражаться в отсутствии критики недостатков при незнании способов их устранения; убежденности в ценности предлагаемой идеи, условий для ее осуществления; в познании самого себя и противников собственных идей и т. д.;
6) результативность выполняемой работы, о чем, прежде всего, судят по промежуточным результатам. Их отсутствие должно побуждать к проверке и уточнению выбранной цели, принятых планов, используемых методов.
В итоге следует отметить, что жизненная стратегия вырабатывается и развивается самоорганизацией и самовоспитанием человека. А интенсивную технологию творчества можно получить при сочетании его методических приемов и рациональной организации.
Рис.2. Организационная модель формирования технологии научного творчества
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник