Способы интеллектуальный вид деятельности

Развивающие технологии: модели организации интеллектуально-познавательной деятельности, методы и приемы

Галия Актау
Развивающие технологии: модели организации интеллектуально-познавательной деятельности, методы и приемы

Создание условий для экспериментальной деятельности детей в условиях развивающего образования представляется как задание определенной программы действий ребенка по поиску способов для достижения целей. При этом постановка проблемы может задаваться педагогом, а ее решения предлагаться ребенком и включать в себя прогнозы, оценки и последовательность действий. Познавательная деятельность, принимая экспериментально — исследовательский характер, предполагает создание определенных алгоритмов, которые являются для детей ориентирами для коррекции собственной деятельности.

В процессе развивающего обучения важно затронуть ценностно-смысловые ориентации детей. Именно включение ценностно-значимых смыслов деятельности поставит ребенка в позицию активности освоения ценностей человеческой культуры, что и обеспечит развитие его личности. В процессе изменения интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы ребенка происходит включение новых содержательных мотивов его учения и кардинальная перестройка основных механизмов регуляции поведения. Это характеризуется тем, что в его сознании меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестраивание, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельности.

Авторы программы «Детское экспериментирование» И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир предлагают следующие модели организации детской экспериментальной деятельности: учеБно-игровая, коммуникативно-диалоговая, экспериментально- исследовательская.

Учебно-игровая модель.

Цель данной модели состоит в освоении социальных ролей и деятельности, логичности и творчества.Задачей выступает: обеспечение интенсивного усвоения физических понятий, отражающих природные закономерности посредством наблюдений, рассматривания схем и создания мотивации к учению благодаря самостоятельному овладению способами познавательной деятельности, развитию эмоциональной и интеллектуальной рефлексии.

Алгоритм организации учебно-игровой модели:

1. Обучение на конкретной ситуации

2. Имитационное моделирование

3. Состязательность и соревнование

4. Анализ проблемы.

5. Выявление трудностей.

6. Разложение проблемы на частности.

7. Оценка решений, поиск логически обоснованного решения.

1. Ролевое самовыражение

2. Самостоятельность в решении проблем.

Познавательная деятельность приобретает игровую модель за счет постановки учебной цели в художественном образе (страна ДОКОРУПО — ДО КОторой РУкой ПОдать, живущий в ней дедушка Знай, — владелец экспериментальной лаборатории). Тематика каждого занятия имеет игровую конструкцию и игровой сюжет (путешествие в страну ДОКОРУПО, встреча с дедушкой Знаем, который умеет задавать вопросы и давать ответы, показывать фокусы и раскрывать их тайны, путешествия и экскурсии с дедушкой Знаем и проведение опытов и экспериментов в его лаборатории, ответы на письма дедушки Зная и содержащиеся в них вопросы и загадки).

Деятельность завершается обсуждением процесса (последовательность действий, позволивших достичь результата, игровых и реальных взаимодействий детей и педагога, обеспечивших эмоциональный комфорт участникам деятельности. Данное обсуждение включает составление схемы проведенного эксперимента.

Методы и приемы, обеспечивающие реализацию учебно-игровой модели познавательной деятельности:

— экспериментальные игры «Тонет — не тонет», «Хотела галка пить.», «Мыльные

пузыри»,«Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать?» и др. позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей; действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

— использование энциклопедических данных в разделах «Знаете ли

вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает

интеллектуальную рефлексию;

— драматизация: ребенок берет на себя то роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить и ответить на вопрос.

Читайте также:  Неморфемный способ словообразования примеры

Коммуникативно-диалоговая модель.

Цель данной модели познавательной деятельности заключается в развитии у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания физических законов природы на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги и коммуникации с субъектом и объектом. Основными задачами выступают развитие способности к самостоятельному поиску новых знаний и самоопределению в позиции и точках зрения на изучаемые объекты, а также развитие способности к раскодировке знаков и символов, содержащихся в схематическом изображении законов и явлений природы, проводимых опытов и экспериментов, развитие основ критического и рефлексивного мышления, дискуссионной культуры детей.

Алгоритм организации коммуникативно-диалоговой модели:

1. Метод обсуждения.

2. Ряд коммуникативных процедур.

3. Распределение ролей.

4. Ознакомление в коммуникации со сведениями.

5. Сосуществование несовпадающих линий.

6. Возможность критиковать.

7. Побуждение к поиску соглашения.

8. Поощрение разных подходов к одному и тому же;

9.Решение задач конкретно — содержательного плана: осознание противоречий, актуализация знаний, творческое переосмысление.

10. Решение задач организационного взаимодействия: распределение ролей, выполнение коллективных задач, согласованность в обсуждении проблем, соблюдение правил и процедур.

11.Педагог предоставляет возможность: подготовиться к коммуникации, пересмотреть цели, выбирать решения, вырабатывать правила, обмениваться целями, выявлять разногласия, актуализировать сведения, дать выход чувствам, распределять функции, использовать разнообразные средства, дать время для размышления, менять ход коммуникации, уточнять, побуждать

1. «Диалог культур».

2. Самоорганизации; обращенность друг к другу.

Следуя представленной логике, педагог в начале занятия предоставляет детям информацию, например, о свете, рассказывая, что при определенных условиях можно увидеть различные цвета радуги, «спрятавшиеся» в белом свете. Дети самостоятельно договариваются, как, используя предложенные педагогом приборы, получить цвета спектра. Выбирая различные варианты, они совместно с педагогом определяют проблему, обсуждают ее, анализируют положительные или отрицательные результаты.Критериями оценки детьми правильности выбранных средств и способов достижения цели являются следующие показатели:

— точность в обозначении конечного результата (что хотим получить);

— последовательность описания действий для достижения этой цели;

— доказательность необходимости этих действий; о обоснованность жизнедеятельности человека и природных явлений.

В данной модели познавательной деятельности конечный результат не обсуждается с детьми. Это происходит в процессе его достижения в форме дискуссий и обмена мнениями о выполняемых детьми действиях, которые и обеспечат достижение результата.

В данной форме организации познавательной деятельности используется следующая логика методов:

— проблемные ситуации, например, «Почему вчера снег лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании»; о метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.);

— вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка,определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?»

В процессе коммуникаций и информационного обмена большое значение приобретает соотношение речи и мышления, так как ребенок усваивает способ познания и использования культурных речевых эталонов в деловом общении. Именно этот опыт начинает складываться на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Следует отметить, что педагогу следует контролировать, насколько аргументированно ребенок выражает свои мысли в процессе коммуникаций, содержащих речевые эталоны, так как учебная деятельность предполагает переход от спонтанной речи к аргументированности.

Экспериментально-исследовательская модель.

Цель данной модели заключается в развитии способностей ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира. Задачами являются развитие мыслительных процессов, мыслительных операций, освоение методов познания (учебных, поисковых, причинно- следственных связей и отношений.

Алгоритм организации экспериментально-исследовательской модели:

1. Вводить понятие.

2. Приводить контрастные примеры.

3. Выделять значимые признаки.

4.Типы заданий: формирование понятий, интерпретация и обобщение; использование понятий.

5.Уровни знаний: понятия, идеи, факты.

6. Привлекает собственный опыт.

7. Организация совместной деятельности детей.

8.Учитывать шаги-этапы: столкновение с проблемой —> сбор данных (фактов) —» характеристика объектов —> связь с явлениями —> условия состояния объекта

Читайте также:  Способы сложения чисел для 2 класса

свойства экспериментирование —> объяснение —анализ исследования.

9. От неизвестного к известному.

10. Создание новых представлений.

1. Постановка проблемы.

4. Поиск решений.

5. Поиск признаков.

7. Альтернативность точек зрения.

8. Столкновение идей.

9. Самостоятельное планирование.

10. Связь правила и примера.

11. Альтернативные интерпретации.

12.Учет фазы цикла обучения: конкретный опыт -> рефлексивное наблюдение —> концептуализация —> экспериментирование.

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующие методы:

— вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Хотела галка пить.». В какую ситуацию попала галка);

— схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);

— вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

метод,стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;

метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

Вышеописанные модели экспериментальной деятельности позволяют успешно развивать познавательные способности воспитанников, поддерживать высокую мотивацию, развивать социально-коммуникативные навыки а также формировать первичные навыки учебной деятельности в непринужденно-игровой форме.

Активные методы обучения в организации образовательной деятельности дошкольников Введение в действие стандарта по дошкольному воспитанию ставит педагогов перед необходимостью работать «по-новому». Необходимо пересмотреть.

«Методы и приемы по нравственно — патриотическому воспитанию в средней группе» Воспитание нравственно – патриотических чувств и отношений, является одной из главных задач в детском саду, к родному городу, к близким.

Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности детей Систему применения ИКТ в процессе обучения с целью активизации познавательной деятельности воспитанников можно разделить на несколько этапов:.

Мастер-класс «Методы и приемы театрализованной деятельности в работе с детьми» Известно, что голос – природный инструмент каждого человека. В дошкольном детстве важно создать условия для охраны и развития детского голоса.

Методы и приемы развития речи в детском саду. -НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности.

Преодоление трудностей при организации познавательной деятельности в разновозрастной группе Трудность, прежде всего, в организации занятий, т. к. дети разного возраста. На занятиях постоянно приходится в индивидуальном порядке помогать.

Приемы и методы проблемного обучения в детском саду Технологии проблемного обучения в детском саду Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между.

Развивающие игры в интеллектуально-творческом развитии дошкольника (из опыта работы) Работа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей в детском саду должна пронизывать все сферы жизни и совместной деятельности.

Методы и приемы формирования временных представлений у детей 4–5 лет Время – это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве.

Использование музыкально-игровой технологии Железновых в организации речевой деятельности детей Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение.

Источник

10 видов деятельности для развития интеллекта

Дата публикации 07 мая 2017 . Опубликовано в Развитие

Еще совсем недавно ученые считали, что возможности в развитии интеллекта зависят лишь от нашей генетики. Но, относительно недавно удалось опровергнуть эту теорию. Интеллект можно развивать в течение всей жизни. В детском возрасте развивать интеллект ребенка несколько проще, чем во взрослом. Но, это не повод останавливаться и сдаваться. Если хотите раскрыть свой потенциал по максимуму, попробуйте эти 10 видов деятельности – они помогут сделать ваш ум более гибким и живым.

1. Игра на музыкальных инструментах.

Впервые способность музыки влиять на развитие интеллекта заметили японские ученые. В стране восходящего солнца практикуют обучение игре на музыкальных инструментах в школах раннего развития. Только там можно увидеть детей в возрасте 3-4 лет, которые могут с легкостью играть на скрипке или фортепиано сложные музыкальные произведения. Но, не только детский интеллект поддается развитию благодаря игре на музыкальных инструментах – исследования показали, что это эффективно и для взрослых людей.

Читайте также:  Литература способы рифмовки 5 класс ответы

2. Лепка.

Уже не первое десятилетие существуют школы художественной лепки для взрослых. Следует отметить, что лепка развивает не только творческие способности. Наши руки тесно связаны с головным мозгом, и все что мы делаем ними, отражается на работе ЦНС. Любая творческая деятельность, в которой задействованы наши руки, благотворно влияет на развитие интеллекта.

3. Пазлы.

Собирать картонные пазлы любят взрослые и дети. Чем сложнее картинка, и чем больше элементов, тем больше нагружается наш мозг. Важно понимать, что интеллект – он как мышцы, и чем больше вы его нагружаете, и чем чаще вы это делаете, тем сильнее он развивается. Кроме этого пазлы могут стать интересной идеей для семейного досуга.

4. Чтение.

Практически все знают, что чтение способствует развитию нашего интеллекта и эрудиции. Но, к сожалению, далеко не все практикуют этот простой и интересный способ развития. Чтение позволяет не только развить интеллект, оно еще и обогащает словарный запас, активирует творчество, может мотивировать и влиять на наше эмоциональное состояние.

5. Путешествия.

Многие любят путешествовать не потому что это развивает наш мозг, а по причине того, что это интересно и увлекательно. Но, кроме этого, путешествие для каждого человека является источником большого количества новой информации и опыта, и за счет такого вливания в мозг, происходит интенсивное развитие.

6. Кроссворды.

Почему-то многие скептически относятся к разгадыванию кроссвордов, считая это напрасной тратой времени. Но, дело в том, что в процессе разгадывания кроссвордов мы тренируем нашу память, вытаскивая из ее глубин запасы информации, и в этом заключается механизм развития. Память тесно связана с интеллектом, и такие тренировки несомненно благотворно влияют на мыслительные способности.

7. Актерская игра.

Вовсе не обязательно становиться профессиональным актером и играть на сцене перед большим количеством зрителей. Можно просто сделать это своим хобби – участвовать в различных сценках и постановках, самим создавать сценарии спектаклей, разучивать монологи и наслаждаться игрой. В тот момент, когда человек перевоплощается, входит в образ своего героя, его мозг напряженно работает, хотя это и не ощущается – формируются новые нейронные связи. Задействованы практически все отделы мозг, и такие тренировки благотворно сказываются на интеллектуальном развитии.

8. Игра в покер.

Ни для кого не секрет, что это одна из немногих карточных игр, которая требует максимального напряжения головного мозга. Регулярные практики помогают не только развить интеллект и логическое мышление, но также способствуют улучшению памяти и стрессоустойчивости. Вовсе не обязательно играть в покер на деньги – это вызывает зависимость и может пагубно влиять на личность человека. Сегодня есть клубы игры в покер где люди занимаются этим просто из интереса, в качестве приятного и полезного для мозга времяпровождения.

9. Игра в шахматы.

По своей сути точно также влияет на развитие интеллекта, как и покер. Шахматы тренируют логику, стратегическое мышление и вырабатывают навык обдумывать каждый шаг наперед. Благодаря игре в шахматы мышление человека становится объемным, гибким и сами процессы протекают гораздо быстрее.

10. Поэзия.

Для развития интеллекта полезно не только читать и учить наизусть стихи, но и писать их. Занимаясь такой деятельностью, вы можете не только стать умнее, но еще возможно, откроете в себе нераскрытые таланты, а развивая их, имеете шанс улучшить свое финансовое положение и прославиться.

Источник

Оцените статью
Разные способы