Способы интеграции видов деятельностей

Интеграция различных видов деятельности на логопедических занятиях

Интеграция – объединение в целое каких либо частей.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях создаются модели коррекционно-развивающей деятельности, которые представляют собой целостную систему.

Цель этой системы состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.

Содержание коррекционно-развивающего обучения в логопедической работе строится с учетом ведущих линий речевой деятельности – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития:

  • Кукло- и сказкотерапия
  • Психогимнастика
  • Кинезотерапия (лечение движением)
  • Гимнастика (в том числе артикуляционная, пальчиковая и дыхательная)
  • Логопедическая ритмика
  • Точечный и сегментарный массаж
  • Релаксация
  • Физио-, фито-, ионо- и аромотерапия и т.д.

Таким образом, все специалисты дошкольного образовательного учреждения задействуются в осуществлении процесса коррекции и развития детей.

Понятие “интеграция” появилось в Российской педагогике в 80-х г.г. прошлого столетия, это изначальное единство предметности и межпредметности. Естественно, что процесс интеграции охватил и коррекционную педагогику.

Интегрированный курс – это та же учебная дисциплина, но составленная из содержательных фрагментов разных предметов, а также дополнительного содержания, ранее не входившего в коррекционно-образовательный процесс.

Интегрированные курсы должны легко вписываться в предметную систему обучения и должны не нарушать традиционного характера деятельности учителя-логопеда, который реализует коррекционную работу и включает несколько интегрированных курсов, что не только расширяет его предметную область, но и сближает её с другими дисциплинами.

Интеграция на современном этапе соединяет в себе понятие комплексности, предметности в организации коррекционно-развивающего обучения, это процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного.

При планировании педагог как бы мысленно должен просчитать интеграционные механизмы, соединить их и создать количественную модель занятия, которую можно не только изменять, но и экспериментировать с ней, добавляя интеграционные механизмы или убирая их, в зависимости от того, на какой из уровней он хотел бы вывести своё занятие на данном этапе коррекционной работы.

Определившись с дидактическим типом занятия и сформировав его желаемую количественную модель, учитель-логопед переходит к содержательному наполнению, дополняя количество качеством.

Деятельность — действия человека, направленные на удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Учитель-логопед выполняет коррекционно-развивающую деятельность с опорой на личностно-ориентированную модель. Дошкольниками реализуются следующие виды деятельности:

  • Игровая (художественно-творческая)
  • Речевая (речедвигательная, речеслуховая, речемыслительная)
  • Учебная (познавательная, мыслительная, исследовательская, аналитическая)
  • Трудовая (продуктивная, предметно-практическая)

Каждый вид деятельности имеет свои особенности и своё влияние на развитие способностей ребёнка, его физических и умственных сил, волевых и нравственных качеств.

Можно также выделить самостоятельную и совместную деятельность.

Все виды деятельности в процессе занятий взаимосвязаны.

Речевая деятельность – это полиморфная категория, один из важнейших видов деятельности, ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информации, средство самопознания, саморазвития.

Речевая деятельность проникает во все другие виды деятельности.

Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру эффективно реализуются и познавательная, и продуктивная деятельность. Игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительности. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов, формирование личности ребёнка и его поведения.

Продуктивная деятельность – целесообразная деятельность человека, в непроизвольной форме способствует психологической комфортности (ребёнок видит и радуется своим результатам), разгружает речевые фобии, преодолевает речевой негативизм. В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, которая приобретает практическую направленность, возникающие проблемные ситуации способствуют повышению речевой активности.

Познавательная деятельность позволяет получать знания, находить способы приобретения этих знаний и применять их на практике – в конечном итоге даёт возможность коррегировать речевые и мыслительные процессы.

Смена видов деятельности способствует активизации детей, концентрирует внимание, переключаемость, повышает мобильность психики, работоспособность, снимает усталость, предупреждает утомляемость.

Предлагаемые планы-конспекты занятий позволяют проследить интеграцию видов деятельности на логопедических занятиях.

Тема: “Игрушки”. Средняя группа для детей с ОНР.
Цели занятия:
  • Активизация словаря по теме.
  • Образование множественного числа существительных.
  • Практическое усвоение прилагательных со значением соотнесенности к материалу.
  • Развитие мелкой и артикуляционной моторики; слухового восприятия.
План занятия: Виды деятельности:
Введение в тему. Рассматривание игрушек.

Для проведения упражнений используем ёлочные игрушки.

“Пальчиковый бассейн”. Найти пальчиками и определить игрушки из Киндер-сюрпризов.

Назвать свою игрушку, вспомнить и прочитать соответствующее стихотворение из цикла “Игрушки”

Игра “Расставь Матрёшек по росту”.

“Узнай игрушку по звуку и расскажи”

Гремит погремушка, звенит колокольчик, стучит барабан, пищит резиновая игрушка и т.д.

Рассмотреть любимые игрушки, рассказать из какого материала они изготовлены.

Итог занятия.

Речедвигательная

Познавательная

Тема: “Временные представления”. Старшая группа для детей с ОНР.
Цели занятия:

Обучение составлению предложений с опорой на модельное изображение.

Развитие умения определять временную последовательность.

Формирование простейших классификаций на основе нескольких признаков.

План занятия: Виды деятельности:
Введение в тему. Загадка о днях недели.

Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае,
Вереницею летят,
Не воротятся назад.

Назвать дни недели, объяснить, почему так называют.

Ответить на вопросы:

  • Сколько дней в неделе?
  • Сколько рабочих дней?
  • Какой день наступит после среды?

Игра “День за днём”.

Дети называют дни недели по порядку, передавая по кругу игрушку – часы. Кто ошибся, выбывает из игры, победителю – приз.

Что лишнее? Скажи и объясни.

Июнь, июль, август, декабрь.
Понедельник, вторник, среда, воскресенье.
Январь, май, суббота, август.
Понедельник, зима, среда, четверг.

Составить предложения с использованием моделей:

  • Зимой дети катались на санках, лепили снеговика.
  • Весной мальчики пускали кораблики по ручейку.
  • Летом ребята купались и загорали.
  • Осенью девочки собирали разноцветные листья. и т.д.

Источник

Проектирование образовательного процесса на основе принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности
консультация на тему

Консультация для педагогов «Проектирование образовательного процесса на основе принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности» позволит педагогам ответить на вопросы о тонкостях планирования на основе принципа интеграции.

Скачать:

Вложение Размер
консультация для педагогов 38.83 КБ

Предварительный просмотр:

Агафонова Анна натольевна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

№ 42 «Аленка» г. Воркуты

Проектирование образовательного процесса на основе принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности

Интеграция – означает объединение. Следовательно, интеграция в образовательном процессе подразумевает подбор таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы.

Принцип интеграции имеет психологическую основу , связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно:

— представления детей развиваются в направлении целостного познания предметов и явлений окружающего мира.

Интеграция в образовательной деятельности позволяет решать важную практическую задачу: рационально организовать образовательный процесс.

Мы все уже для себя уяснили, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Выделяют определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Виды детской деятельности

Формы работы с детьми

Подвижные дидактические игры

Подвижные игры с правилами

Игры с правилами

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Беседа, ситуативный разговор

Составление отгадывание загадок

Игры с правилами

Решение проблемных ситуаций

Игры с правилами

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы

Каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач.

Наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно- театральная деятельность, детский труд – занимают особое место в образовательном процессе. Именно в этих видах деятельности при условии освоении ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально- личностное развитие дошкольников

Все это мы должны учитывать при планировании образовательного процесса.

Планирование образовательного процесса можно определить как деятельность по оптимальному выбору способов, средств и воздействий, направленных на качественную организацию образовательного процесса и системную реализацию содержания дошкольного образования в соответствии с основной общеобразовательной программой.

Осуществляя планирование на основе принципа интеграции, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

Я постараюсь продемонстрировать данный алгоритм действий в рамках темы недели: « Во саду ли, в огороде»

  1. Выделение из программы и формулирование педагогической цели тематической недели: задач развития воспитанников.

Цель: обогащение представлений детей о многообразии видов овощей и фруктов.

  1. Конкретизировать представления воспитанников о форме, цвете, овощей и фруктов, о месте их произрастания;
  2. Закрепить умение видеть разницу между овощами и фруктами, дать представления о разнообразии способов употребления овощей и фруктов в пищу.
  3. Побуждать детей к употреблению в речи обобщающих слов «овощи, фрукты» в ходе составления различных рассказов и повседневного общения.
  4. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, связанным с выращиванием и использованием овощей и фруктов и т.д.

2 . Следующий шаг — отбор педагогического содержания из разных образовательных областей. Наше видение представлено в таблице.

Данная таблица это еще не план, это просто иллюстрация того, что из каждой образовательной области мы можем взять то или иное содержание, те или иные формы работы с детьми по нужной нам теме.

3. Выделение события недели, основной формы итогового мероприятия.

В нашем случае итоговым мероприятием станет познавательно – музыкальное развлечение «Осенний серпантин», на котором помимо основного сценария будут представлены выставки: «Осенние фантазии» (поделки из овощей и фруктов), «Ярмарка блюд здорового питания».9презентация блюд, приготовленных совместно с родителями.

Итак, мы отобрали педагогическое содержание и определили итоговое мероприятие.

4. Следующим шагом станет практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели.

Те виды и формы работы, которые мы представили в таблице мы «разбрасываем» на рабочую неделю, не забывая и о планировании индивидуальной работы, деятельности, осуществляемой в процессе режимных моментов.

Грамотно распределить содержание ООП, педагогу помогают разработанные в ДОУ циклограммы планирования видов деятельности, включающие все формы работы с детьми и способствующие равному учету всех образовательных областей в течение тематической недели.

Разнообразие видов деятельности в каждый отрезок времени позволяет педагогу варьировать и подбирать целесообразное в данный момент сочетание. Выбранное по циклограмме направление дополняется конкретными содержанием (игрой, этюдами, наблюдением и т.д.).

Для того чтобы максимально придерживаться интеграционного подхода в организации образовательного процесса, необходимо владеть программным содержанием каждой образовательной области и ее комбинаторными возможностями, то есть знать, в чем данная область наиболее выигрышно сочетается с другими образовательными областями.

Осуществляя планирование образовательного процесса важно помнить, что освоение ребенком содержания каждой темы происходит поэтапно.

Вначале воспитателю необходимо выяснить имеющиеся представления и опыт детей по данной теме, т.е. что они знают, с чем уже встречались в жизни, как это понимают. Выявление коллективных знаний очень существенно, так как воспитателю предстоит не просто суммировать сведения, известные детям, но и обобщить, упорядочить их, привести в единую систему, показать, что еще нужно узнать, чтобы получить более полное представление о каком-то явлении. Для этого могут использоваться активизирующее общение с использованием проблемных вопросов, загадок, рассматривание иллюстративного материала, рассказов из личного опыта и т. д.

Затем следует этап расширения и обогащения имеющихся представлений детей. Воспитатель подбирает наиболее адекватные формы работы и виды деятельности, позволяющие детям получить новые знания или самим «открыть» их, убедиться в чем- либо на практике. Это могут быть наблюдения и экскурсии, совместное исследование проблемы, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеофильмов, совместный со взрослыми поиск новой информации в книгах, Интернете то есть весь спектр активных видов детской деятельности. При этом педагог постоянно контролирует степень понимания материала детьми, задавая вопросы и организуя их самостоятельную деятельность.

Таким образом, детям предоставляется возможность по-разному «проживать» (осваивать) полученную информацию, видеть ее с разных сторон, дополняя и обогащая новыми впечатлениями, ассоциациями, и с помощью разных средств передавать свое отношение к ней.

На завершающем этапе происходит обобщение, закрепление и систематизация полученных представлений. Для детей это интересное итоговое событие, в котором все принимают активное участие, демонстрируя то, чему научились, что узнали. По форме организации это может быть праздник, викторина, конкурс, тематический досуг, соревнование, игра-драматизация, приготовление угощения, подарков, выставка детских

Движение к такому событию мотивирует детскую деятельность, позволяет удерживать внимание и интерес детей к теме, делает процесс обучения незаметным и ненавязчивым, легким и увлекательным.

Для педагогов, в свою очередь, подобные мероприятия могут служить показателем результативности прожитой тематической недели, если в сценарий будут включены практические задания для детей, требующие применения полученных знаний.

Таким образом, наш календарный план подразумевает определенную последовательность и представляют собой взаимосвязанную цепочку событий и совместных действий. С одной стороны, они выстроены в логике детского восприятия темы, а с другой — соответствуют требованиями СанПиНа о чередовании разных видов деятельности детей в течение дня.

Каждый из планируемых видов детской деятельности выполняет определенные функции: одни вводят в содержание темы, пробуждают интерес к нему; другие обогащают имеющиеся представления, дают возможность с разных сторон взглянуть на данное явление; третьи создают условия для использования полученных представлений в самостоятельной деятельности детей. Такой подход способствует более глубокому и творческому освоению окружающего мира, возникновению ассоциаций, воплощению детских представлений в игре и переносу знакомых средств и способов в новые условия, а значит, их обобщению и присвоению.

Инициирующим началом каждый раз могут быть разные виды деятельности. Например, чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» может «запустить» исследовательскую деятельность детей, передачу образов овощей в лепке или рисовании, разыгрывание сюжетов стихотворения в свободной режиссерской игре.

Вся предварительная работа (беседы, наблюдения в природе, рассматривание предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства, чтение художественных произведений, раскрывающих некоторые аспекты темы, и пр.), а также последующая работа по объединению детских работ в макеты, выставки, панорамы и прочее, индивидуальная работа с детьми по возможности перемещается в режимные моменты. За счет этого сокращается время общей фронтальной работы с детьми и увеличивается время на работу с небольшими подгруппами и индивидуально, с учетом интересов и возможностей детей.

Интегрированным образовательный процесс станет тогда, когда вертикальные взаимосвязи внутри каждого направления развития будут обогащены горизонтальными взаимосвязями между ними. Конечно, каждая образовательная область имеет свои, присущие только ей задачи. Вместе с тем, задачи, относящиеся к разным образовательным областям, могут быть тесно связаны между собой (образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура») способны интегрироваться на общем содержании. В рамках нашей темы мы можем довести до сведения детей то, что здоровое питание невозможно без овощей и фруктов, а если человек будет употреблять здоровую пищу он сможет успешно заниматься физкультурой и спортом.

Так, задачи образовательной области «Чтение художественной литературы» перекликаются с задачами образовательных областей и «Познание» они дадут представления о разнообразии видов овощей и фруктов, об условиях и способах их выращивания (расширение кругозора и обогащение представлений ребенка об окружающем). Образовательная область «Коммуникация» (общение по поводу прочитанного, овладение образцами литературной речи), «Социализация» (формирование представлений о чувствах, эмоциональных состояниях, личностных качествах людей). В процессе бесед, обсуждений, наблюдений за явлениями окружающей жизни («Познание) развиваются навыки свободного общения друг с другом и со взрослыми («Коммуникация»). В процессе знакомства детей с окружающим миром («Познание») дети узнают о профессиях взрослых («Труд»), о правилах безопасного поведения в быту, в природе («Безопасность»). На этих примерах видно, как определенное содержание, целостное по своей сути, может способствовать решению задач разных образовательных областей.

В разных видах художественной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде) решаются задачи развития творческих способностей детей, приобщения их к искусству. Однако одновременно (как и в любой другой продуктивной деятельности) развиваются такие компоненты трудовой деятельности, как умение поставить цель, спланировать способ ее достижения, подобрать необходимые материалы, достичь результата; воспитывается ценностное отношение к собственному труду и труду других людей (задачи, относящиеся к образовательной области «Труд»). Изменив способ организации детей, объединив их в подгруппы для создания коллективных работ, можно создать условия для формирования навыков их взаимодействия друг с другом (задачи, относящиеся к образовательной области «Социализация»).

Особая организация продуктивной деятельности может способствовать и развитию речи, если дети рассказывают о своей поделке или рисунке, придумывают дальнейшее развитие сюжета, разыгрывают диалоги с созданными персонажами и пр. (образовательная область «Коммуникация»). Кроме того, включение детской поделки в игровую ситуацию способствует развитию самодеятельной сюжетно-ролевой и режиссерской игр детей (образовательная область «Социализация»).

Планирование должно опираться не только на задачи, возрастные особенности, специфику деятельности, но и на успешность освоения детьми предыдущего материала.

Для этого педагогам рекомендуется вести в свободной форме дневниковые записи, отмечая как личные успехи детей, так и возникшие проблемы. Подобная рефлексия позволяет педагогу глубже узнать своих воспитанников, отметить их достоинства и заметить недостатки, которые он может скорректировать сам или с помощью других специалистов. Это необходимо и для проведения мониторинга.

Таким образом, реализация принципа интеграции в процессе планирования образовательного процесса по многим показателям повышает его, результативность:

1. Интегрированный образовательный процесс способствуют формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста, так как предмет или явление рассматривается с разных сторон.

2. Соответствует психофизиологическим особенностям ребенка дошкольника, то есть не идет в разрез с самой природой ребенка.

3. У детей формируется познавательный интерес, так как в интегрированный образовательный процесс включены представления из различных образовательных областей.

4. Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.

5. Интеграция способствует формированию таких качеств дошкольника, как любознательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, целенаправленность, которые обеспечат ему успешное освоение учебных предметов в начальной школе.

6. Интегрированный образовательный процесс объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений (умение договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд).

7. Интеграция способствует более тесному контакту всех специалистов и

сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Результативность интегрированного образовательного процесса видится в следующем:

— содержательный результат — становление общекультурного уровня детей, целостное познание окружающего мира;

— дидактический результат — овладение дошкольниками различными способами усвоения интегрированных знаний об окружающем мире;

— воспитательный результат — мотивация самовыражения, готовности детей творить, познание собственных возможностей, механизмов исследования, экспериментирования, творчества.

«Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов и явлений, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет…»

Источник

Читайте также:  Что такое зафиксирована каким либо способом информации
Оцените статью
Разные способы