- Способы интеграции по данным
- 1. Способы передачи данных корпоративных информационных систем
- 2. Требования к реализации программ передачи данных на основе обмена плоскими файлами
- 3. Реализация программы обмена файлами в среде ABAP
- Основные результаты и выводы
- Интеграция информационных систем предприятия
- 5. Интеграция информационных систем предприятия
- 5.1. Взаимосвязь информационных подсистем предприятия
- 5.2. Сервис-ориентированная архитектура ИС
- 5.3. Варианты интеграционных решений
Способы интеграции по данным
Аннотация: статья содержит краткий обзор популярных способов интеграции данных между корпоративными информационными системами. Рассмотрены механизмы XI/PI, SOAP и обмена плоскими файлами. Сформулированы требования для разработки программы интеграции на основе обмена плоскими файлами. Согласно выдвинутым требованиям разработана программа в среде ABAP.
Скачать: PDF .
Ключевые слова: пример интеграции корпоративных информационных систем, архитектура корпоративных информационных систем, интеграция информационных систем предприятия, интеграция информационных систем, требования к интеграции информационных систем, методы интеграции приложений, цели интеграции информационных систем, подходы к интеграции информационных систем, интеграция на уровне сервисов, этапы интеграции информационных систем, методы интеграции информационных систем, методы интеграции данных, способы интеграции приложений.
Развитие современных информационных технологий (ИТ) позволяет осуществлять интеграцию данных, распределенных в различных информационных системах (ИС) предприятия. Последние позволяют автоматизировать бизнес-процессы компании и обеспечивают помощь в принятии управленческих решений [1]. Наличие нескольких ИС на предприятии является делом вполне обыденным (рис.1), что особенно актуально для холдинговых структур, причины чего заключаются в следующем:
- функциональность ИС;
- относительная дешевизна ИС;
- отсутствие карты решений ИС.
Функциональность отдельных ИС, определяющих заданную прикладную область (например, транспортировка, управление складами и планирование), относительно интегрированных решений корпоративных информационных систем (КИС), охватывающих все аспекты деятельности компании (логистика, финансы и человеческие ресурсы), зачастую является более выигрышной. Кроме того, стоимость внедрения подобных систем существенно ниже по сравнению с затратами на имплементацию КИС. Наличие нескольких ИС на предприятии может свидетельствовать об отсутствии целостной концепции развития ИС (карта решений) службы ИТ [2].
Рис. 1. Программное обеспечение предприятия на основе: а) различных ИС; б) КИС
Цель работы заключается в реализации механизма обмена основными данными между КИС на примере SAP-системы и прочими ИС. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: анализ возможных способов обмена данных, формулирование требований и выполнение соответствующих операций для реализации выбранного способа интеграции.
1. Способы передачи данных корпоративных информационных систем
Интеграция данных распределенных ИС обеспечивает работу всех бизнес-приложений компании с единым массивом информации и, тем самым, позволяет формировать сводную аналитическую отчетность в масштабах всего предприятия. Существуют различные способы интеграции данных ИС [3], выделим лишь некоторые их них:
- инфраструктура обмена данных XI/PI;
- простой протокол доступа к объектам SOAP;
- обмен плоскими файлами.
Инфраструктура обмена данных XI (Exchange Infrastructure) / PI (Process Integration), разработанная компанией SAP, используется для обеспечения совместной работы разнородных КИС. Бизнес-приложения могут быть реализованы как на SAP-решениях, так и на решениях прочих вендеров. Концептуальная модель интеграции КИС на основе решения SAP XI/PI дана на рис.2.
Рис. 2. Концептуальная модель интеграции КИС на базе SAP XI/PI
Согласно приведенному рисунку, центральным звеном процесса обмена данными является интеграционный сервер (Integration Server), обеспечивающий преобразование запросов отправителя в формат получателя. В качестве средств взаимодействия с внешними системами могут служить:
- адаптеры RFC, File, JDBC и др. для удаленного вызова процедур, обмена данными (iDOC, XML, Flat Files) и таблицами данных соответственно;
- веб-сервисы (Web Services), опубликованные отправителем на UDDI-источнике (Universal Description, Discovery and Integration) и вызываемые получателем по HTTP-протоколу.
SAP XI/PI обеспечивает интеграцию данных в режиме онлайн, а так же высокий уровень безопасности, поддержку открытых стандартов взаимодействия и механизмы централизованного мониторинга [4].
Простой протокол доступа к объектам (Simple Object Access Protocol) представляет собой стандарт удаленного вызова процедур RFC (Remote Function Call), который позднее был дополнен механизмами обмена произвольными сообщениями. Модель SOAP является «прородителем» инфраструктуры обмена данными XI/PI. В основе данной архитектуры лежит SOAP-сервер, включающий такие компоненты, как: обработчик SOAP-запросов (Envelop), синтаксический анализатор запросов (Parser) и программа формирования результатов (Response). Интеграция ИС может осуществляться, как и в случае XI/PI, на уровнях данных, приложений и Web-сервисов. В отличие от механизма XI/PI, ориентированного преимущественно на интеграцию SAP-систем, SOAP обеспечивает большую универсальность [5].
Рис. 3. Концептуальная модель интеграции КИС на основе плоских файлов
Применение механизмов экспорта/импорта плоских файлов (Flat Files) является одним из самых быстрых и дешевых, с точки зрения программной реализации и стоимости, способов интеграции данных ИС. Обмен информацией происходит следующим образом: на стороне ИС-отправителя осуществляется выгрузка файла в строго заданном формате представления данных, на стороне КИС-получателя — загрузка выгруженного файла (рис.3). Экспортируемый файл может храниться как на локальном компьютере, так и на сетевом ресурсе в зависимости от того, осуществлялась ли выгрузка и загрузка данных одним пользователем. Данный способ интеграции применим в случаях, когда обмен данных ИС носит разовый или достаточно редкий характер [6].
2. Требования к реализации программ передачи данных на основе обмена плоскими файлами
Специфика интеграции основных данных КИС заключается в том, что обмен информацией выполняется достаточно редко. Поэтому поставленные цели и сформулированные задачи работы позволяют выбрать обмен плоскими файлами в качестве требуемого способа интеграции. Разработка программ, с помощью которых осуществляется выгрузка и загрузка плоских файлов, может вестись согласно указанным в табл.1 требованиям.
Таблица 1. Основные требования, предъявляемые к программе
Основы теории управления диктуют требования наличия контура обратной связи, позволяющего пользователю реагировать на всевозможные отклонения и ошибки в работе программы [7]. Область надежности, эргономики и качества АСОИУ (автоматизированные системы обработки информации и управления, к которым можно отнести ИС и КИС), предъявляет требования надежности, эффективности и удобства использования программных разработок [8].
Большая часть требований теории информации, кодирования и передачи данных реализуется выбранным способом интеграции. В частности, показатели количества информации, скорости и частоты ее передачи для поставленной задачи имеют относительно небольшие значения. Безопасность же передачи данных обеспечивается базовыми механизмами сетевой инфраструктуры предприятия [9]. Обобщение пусть даже очень частного программного решения, как в прочем и проведение всеобъемлющего тестирования разработки, лежит в основе принципов реализации и тестирования программного обеспечения согласно [10]. Указанные требования использовались при реализации программы загрузки данных в среде ABAP (Advanced Business Application Programming) SAP-системы.
3. Реализация программы обмена файлами в среде ABAP
Реализация требований, предъявляемых к разрабатываемой в системе SAP программе по загрузке основных данных, приведена в табл.2. Техническое задание (спецификация на разработку), на основе которого выполнялась реализация программы, включало описание следующих механизмов:
- задание начальных параметров программы;
- обработка позиций данных, загруженных из файла;
- создание объектов основных данных для загруженных позиций.
Запуск программы в системе SAP выполняется по коду транзакции, наименование которой должно отражать конечные результаты работы приложения. В рамках поставленной задачи «Загрузка основных данных из ИС». Результатом запуска транзакции является отображение экрана ввода начальных данных (рис.4а), в котором пользователь может указать организационные данные, сведения о файле загрузки и служебную информацию. Параметры были выделены таким образом, чтобы обеспечить максимальную обобщающую способность программы (обобщение решения). Завершающим шагом являлась проверка полномочий пользователя на выполнение операций по загрузке и созданию основных данных системы.
Таблица 2. Реализация основных требований, предъявляемых к программе
Успешно введенные начальные данные программы и проверенные полномочия пользователя позволили выполнить загрузку данных из указанного файла и их отображение в экране программы (рис.4б). Необходимо было предусмотреть проверку повторной загрузки данных по одному файлу и блокировку обрабатываемых основных данных, в случае их изменения или расширения. Выполнив контроль загруженных позиций, запускался процесс создания основных данных. При возникновении ошибки обработки одной из позиций не только выдавалось соответствующее сообщение об ошибке, но и отменялись уже выполненные изменения предыдущих позиций (удаление созданных объектов системы SAP).
Результаты создания объектов основных данных отражались как в журнале сообщений, так и списке загруженных позиций (рис.4в). Кроме того, выполнялась проверка контрольных сумм (суммарное значение количества и стоимости) загруженных позиций и созданных основных данных. Тестирование разработанной программы проводилось на реальном объеме данных, как функционально (корректность создания объектов основных данных со всеми необходимыми атрибутами), так и интеграционно (возможность корректного использования созданных данных в различных модулях SAP-системы).
Рис. 4. Структура программы загрузки данных: а) экран выбора данных; б) загруженные позиции; в) обработанные позиции
Основные результаты и выводы
В работе выполнен обзор нескольких способов интеграции данных корпоративных информационных систем. Рассмотрены механизмы обмена данных на основе XI/PI, SOAP и Flat Files, кроме того выделены предпосылки их использования. Для реализации способа обмена данных, использующего импорт/экспорт плоских файлов (Flat Files) сформулированы требования к разрабатываемой программе. Требования универсальны и применимы для реализации всевозможных программных разработок. Предложены механизмы реализации сформулированных требований, и разработана программа по загрузке основных данных в систему SAP ERP. Результаты работы успешно апробированы в одном из структурных подразделений крупной российской нефтяной компании.
Источник
Интеграция информационных систем предприятия
5. Интеграция информационных систем предприятия
5.1. Взаимосвязь информационных подсистем предприятия
Каким образом связаны информационные системы внутри предприятия? Обычный путь для российской компании средних размеров — начинать внедрение информационных технологий с автоматизации работы бухгалтерии, отдела кадров и документооборота. Данные этих систем наиболее формализованы, процессы легко автоматизируются. Широко распространенные пакеты «1C: Бухгалтерия», «Босс: Кадровик», «LanDocs», «LanStaff», «Salary» и др. позволяют наращивать себя любыми приложениями и, таким образом, интегрировать их в общую информационную систему предприятия. Рис. 5.1 показывает, каким образом модули информационной системы компании связаны друг с другом. Модуль TPS обслуживает основные производственные и вспомогательные процессы, и обычно это главный источник для других информационных модулей. ESS — главный получатель данных и внутренних систем и внешней среды.
Другие системы также обмениваются данными. И здесь возникает один из самых трудных вопросов для руководителя — поиск оптимальной степени интеграции. Большой соблазн иметь абсолютно интегрированную систему, но такая интеграция чрезвычайно трудоемка, стоит немалых денег. И лучше даже не говорить, во что обходится сопровождение такой системы. Поэтому нужно взвесить потребности в интегрированных системах, поставив их на чашу весов против трудностей и дороговизны крупномасштабной ИС. Не существует стандартного уровня интеграции или централизации — каждый руководитель должен самостоятельно (или с помощью консалтинговой фирмы) решать эту непростую проблему.
Связи между DSS и совокупностью TPS, KWS, MIS намеренно показаны неопределенными. Иногда DSS тесно связана с другими подсистемами. Но это только в том случае, если предприятие отличается высокой степенью автоматизации всех процессов. Обычно подсистема DSS изолированы от основных производственных информационных систем и использует их данные и информационные потоки для работы своих аналитических систем.
В любом случае, нет рецептов на все случаи — все зависит от организационно-функциональной структуры конкретного предприятия, структуры его бизнеса, реальных инвестиционных возможностей и политики развития.
5.2. Сервис-ориентированная архитектура ИС
Интеграция разнородных и распределенных данных не в состоянии разрешить все вопросы управления предприятием. В соответствии с процессным подходом наибольшую ценность представляют не сами по себе данные, а использование информации в тех или иных бизнес-процессах компании. В самых современных ИС принято рассматривать за «атомарную» единицу не данные в «чистом» виде, а некоторый сервис, соответствующий какому-то элементарному бизнес-процессу. В частности, такой сервис может просто выдавать какие-то данные, являясь аналогом «атомарной» единицы классических ИС.
В настоящее время при формировании информационной инфраструктуры предприятия, при проектировании и реализации КИС всё чаще применяется сервис-ориентированная архитектура (Service-Oriented Architecture — SOA). Это такая архитектура ИС, в которой система строится из набора гетерогенных слабосвязанных компонентов (сервисов). SOA понимается как парадигма организации и использования распределенного множества функций, которые могут контролироваться различными владельцами. Базовыми понятиями в такой архитектуре являются «информационная услуга» и «композитное приложение».
Информационная услуга (сервис) — это атомарная прикладная функция автоматизированной системы, пригодная для использования при разработке приложений, реализующих прикладную логику автоматизируемых процессов как в самой системе, так и для использования в приложениях других автоматизированных систем.
Сервис обычно характеризуется следующими свойствами:
- возможность многократного применения;
- услуга может быть определена одним или несколькими технологически независимыми интерфейсами;
- выделенные услуги слабо связаны между собой и каждая из них может быть вызвана посредством коммуникационных протоколов, обеспечивающих возможность взаимодействия услуг между собой.
Композитное (составное) приложение — программное решение для конкретной прикладной проблемы, связывающее прикладную логику процесса с источниками данных и информационных услуг, хранящихся на гетерогенном множестве базовых информационных систем. Обычно композитные приложения ассоциированы с процессами деятельности и могут объединять различные этапы процессов, представляя их пользователю через единый интерфейс.
Использование такого подхода при построении архитектуры сложных интегрированных информационных систем позволяет:
- создать систему корпоративных композитных приложений, основанных на системе корпоративных Web-сервисов;
- организовать интеграцию приложений на базе автоматизации бизнес-процессов;
- использовать различные транспортные протоколы и стандарты форматирования сообщений, средства обеспечения безопасности, надежной и своевременной доставки сообщений;
- существенно повысить скорость разработки прикладных приложений и снизить затраты на эти цели.
Благодаря упрощению среды управления и взаимодействия снижается потребность в кодировании новых программ. Повторное использование сервисов сокращает затраты времени на разработку; рационализация унаследованных процессов помогает уменьшить общее число процессов, требующих эксклюзивных методов управления. Благодаря использованию простых протоколов, значительно сокращаются трудозатраты на поддержку приложений.
Обязательным условием построения и внедрения архитектуры системы на основе SOA является использование единой инфраструктуры описания сервисов (репозитория сервисов), разрешенных протоколов доступа и обмена сообщениями, форматов сообщений.
Упомянутая инфраструктура образует так называемую интеграционную шину (Enterprise Service Bus — ESB), являющуюся одним из центральных компонентов системы. Она устанавливает единые правила публикации сервисов, управления и информационного взаимодействия между приложениями различных систем, входящих в состав интегрированной системы. Это упрощает управление приложениями и их поддержку, а также снижает риск фрагментации приложений и процессов.
Основные компоненты архитектуры информационной системы, построенной на основе концепции SOA и ESB, представлены на рис. 5.2.
Каждая из служб взаимодействует не с остальными службами напрямую, а только с шиной. ИШ образует однородную среду информационного взаимодействия и является фундаментом для интеграции информационных систем, функционирующих в различных учреждениях и ведомствах. ИШ определяет кем, где, каким образом и в каком порядке должны обрабатываться запросы.
Если сервис (информационный ресурс) не поддерживает эти правила, необходимо создавать промежуточный модуль-адаптер, который предоставляет системе необходимый интерфейс и обеспечивает взаимодействие с ресурсом.
По данным Gartner Group («Predicts 2007: SOA Advances», 17 ноября 2006): «К 2008 году SOA станет господствующей архитектурой построения ИТ-систем, что приведет к окончанию 40-летней эры господства архитектуры монолитных приложений». Отметим, что этот прогноз в большой степени оправдался.
Изменение и совершенствование бизнес-процессов в компаниях занимает годы. По усредненным данным Gartner Group: 80 % ИТ-бюджета — это расходы на сопровождение систем, из них 35 % — затраты на интеграцию приложений, 60 % стоимости внедрения корпоративной ИС составляют расходы на интеграцию, 50 % ИТ-бюджета потрачено на обеспечение интерфейсов систем. Использование SOA архитектуры позволяет эффективно организовать оперативную адаптацию ИТ-систем под требования бизнеса, что дает стратегическое преимущество компании, заключающееся в:
- повышение скорости адаптации бизнеса к быстроменяющимся требованиям рынка (Agility);
- расширении взаимодействия гетерогенных корпоративных информационных систем при сохранение сделанных в них инвестиций;
- сокращение расходов на ИТ-системы на основе повторного использования их функциональных компонентов;
- повышение производительности труда клиентов, партнеров и сотрудников (на основе архитектуры Web 2.0).
С точки зрения бизнеса SOA можно представить как набор гибких служб и процессов, которые бизнес предлагает своим заказчикам, партнерам или внутри своей собственной организации. В данном контексте эти же службы можно по-разному комбинировать и оснащать, поддерживая изменения или развитие бизнес-требований и моделей с течением времени.
Основные бизнес-цели внедрения SOA-решений состоят в ликвидации:
- фрагментированности и дублирование данных;
- дублирования реализаций бизнес-функций, процедур, процессов негибкой архитектуры.
Становление и развитие SOA происходило на базе практических требований бизнеса, заключавшимхся, прежде всего, в разумной экономии программных и технологических средств и затрат на реализацию и сопровождение информационной инфраструктуры:
- обеспечивать преемственность инвестиций в IT, сохранение существующих информационных систем и их совместное эффективное использование для повышения ROI от IT-вложений;
- обеспечивать реализацию различных типов интеграции:
- пользовательская интеграция (User Integration) — обеспечение взаимодействия информационной системы с конкретным персонифицированным пользователем;
- интеграция приложений (Application Connectivity) — обеспечение взаимодействия приложений;
- интеграция процессов (Process Integration) — интеграция процессов в соответствии с бизнес-логикой деятельности предприятия;
- информационная интеграция (Information Integration) — интеграция с целью обеспечения доступности информации и данных;
- интеграция новых приложений (Build to Integrate) — интеграция новых приложений и сервисов в существующие информационные системы.
Сегодняшний уровень развития SOA позволяет утверждать, что все указанные требования в той или иной мере выполняются. Рост рынка продуктов для SOA-решений — 100 % в год. В 2007 году SOA была использована как основа создания 50 % новых, критичных для бизнеса приложений и бизнес-процессов; к 2012 году этот показатель вырос до 85 %. Более 80 % приложений, введенных в промышленное использование в 2010 году, будут частично или полностью перепроектированы к 2014 году, чтобы быть использованы в построении композитных приложений в SOA-архитектуре.
К 2014 более 80 % всех программных инфраструктурных продуктов будут включать корпоративную шину сервисов или требовать ее использования. Среди исполнительных директоров компаний 58 % считают, что в период до 2015года в числе главных стратегических преимуществ компаний новые модели ведения бизнеса имеют бoльшее значение, чем выпуск новых продуктов и услуг. По данным Forrester («The State of SOA in Financial Services», январь 2014 года) «Большинство финансовых компаний будут использовать SOA к концу 2014 г. В настоящее время более 60 % европейских финансовых компаний или уже используют SOA или на последней стадии внедрения».
5.3. Варианты интеграционных решений
Многообразие применяемых технологий и систем, разнообразие форматов данных, циркулирующих в информационных потоках, обилие аналитических и отчётных форм сделали чрезвычайно актуальной задачу интеграции указанных выше технологических и информационных объектов и сущностей, а также физические и виртуальные пространства их взаимодействия в единую информационно-управленческую среду (рис. 5.3) [Н.И. Куцевич.,http://www.rtsoft.ru].
Интеграция — это не просто механическое объединение модулей информационной системы. При разработке плана интеграции исходят прежде всего из стратегических целей развития предприятия, возможного изменения бизнес-логики, в соответствии с которой выстраиваются бизнес-процессы и осуществляется их информационное сопровождение. Интеграция может производиться на уровне форматов и баз данных, программно-аппаратных и сетевых устройств, пользовательских интерфейсов, форм и шаблонов документооборота, программных приложений и т.д. Выгоды от такой интеграции очевидны.
Подход к разработке и внедрению КИС, основанный на интеграции приложений, позволяет:
- сохранить ранее сделанные инвестиции;
- сократить временные и финансовые затраты на поддержку и развитие информационного пространства компании;
- использовать для решения конкретных задач наиболее эффективные системы отдельных производителей;
- легко расширять и развивать отдельные возможности существующих информационных систем с уже накопленными в них данными.
Интеграция на уровне данных
Одной из главных проблем интеграции данных является обилие форматов и типов (неструктурированные, частично-структурированные, жёстко-структурированные) данных, а также лавинообразное нарастание их объёмов. Циркулирование разнородных массивов данных и информации в сетях различных служб предприятия создает множество проблем с их сбором, структурированием, обработкой, анализом, хранением, архивированием и передачей пользователю для принятия делового решения. На рисунке 5.4 показана традиционная схема интеграции данных.
Для их интеграции в настоящее время обычно используют стандартные интерфейсы и протоколы, например, SQL и JDBC/ODBC, применяют различные инструменты реляционных баз данных (Relational Database — RD), сквозных репозиториев — баз данных с «надстройкой», содержащей информацию об артефактах и объектах проектирования, надмножество словарей метаданных (Transparent Repository — TR) и современных хранилищ и фабрик данных (Data Warehouse, Data Factory — DW, DF).
Последний вид технологий интеграции применяется, как правило, в крупных компаниях и производственных объединениях. Такие технологии создают удобную для пользователя единую среду для хранения и использования данных. Ниже будет подробнее рассказано о системах коллективного использования информации.
Интеграция на уровне физических, программных и пользовательских интерфейсов
Этот вид интеграции начинался как один из видов «лоскутной интеграции», когда предпринимались попытки объединить разрозненные программные приложения, написанные в разное время разными разработчиками, в подобие единого целого. Приложения объединялись по принципу «каждый с каждым», что, в конечном счёте, усложняло их взаимодействие и создавало массу проблем. Кроме того, всё сложнее становилось использовать унаследованные (Legacy Software) и встроенные (Embedded System) системы.
Такой подход хорош для небольшого количества приложений. При большом их числе он практически не работает и не позволяет строить качественно новые запросы к агрегированным данным, т.е. существенного выигрыша от объединения данных нет. В настоящее время проблема интеграции на уровне интерфейсов решается на базе использования информационных подсистем, реализованных стандартными программными приложениями с открытыми интерфейсами (Open Application Programming Interface).
Подобные унифицированные интерфейсы разрабатываются, например, на базе семейства международных стандартов POSIX. В этом случае степень интегрируемости можно характеризовать некоторым числовым показателем (метрикой) который можно, условно говоря, вычислить, перемножив показатель «качества» и «показатель открытости» программного интерфейса. Показателем качества могут выступать такие характеристики, как «совместимость», «надёжность», «переносимость», «понятность», «удобство использования» и пр. В результате мы получим индекс, который (в известной степени) характеризует способность приложения быть частью какого-то другого, глобального композитного приложения.
В настоящее время всё чаще применяется следующий алгоритм: отделяют слой обработки данных от привязанных к ним форм визуализации и реализуют прикладную бизнес-логику на одном из языков третьего поколения (3GL), оформив программный доступ к прикладным функциям в виде хорошо документированного программного интерфейса (рис. 5.5).
Интеграция на функционально-прикладном и организационном уровнях
Этот вид интеграции предполагает объединение ряда однотипных или схожих функций в макрофункции с перераспределением потоков данных и управления, а также ресурсов и механизмов для исполнения. Это часто влечёт за собой перестройку организационных структур, бизнес-процессов и, соответственно, схему их информационного и документационного обеспечения.
Выгоды от такой интеграции очевидны — процессы становятся более прозрачными, управляемыми, менее затратными, уменьшается количество обслуживающего персонала, число ошибок при формировании документов и т.д. Однако интеграция такого вида влечёт за собой существенную перестройку или полный реинжиниринг сети процессов, что связано с крупными рисками. Чаще всего такая интеграция проводится в том случае, когда предприятие готовится к внедрению КИС на базе известного решения, которое требует привести бизнес-процессы к требуемому стандарту, или перестраивает свою деятельность в связи со сменой устремлений, открытием филиалов в других странах, освоением новых сегментов рынка и т.д.
Интеграция на уровне корпоративных программных приложений
Интеграция на уровне приложений (Enterprise Application Integration — EAI,) подразумевает совместное использование исполняемого кода, а не только внутренних данных интегрируемых приложений. Программы разбиваются на компоненты, которые интегрируются с помощью стандартизованных программных интерфейсов и специального связующего ПО.
При таком подходе из этих компонентов создается универсальное программное ядро или платформа, с помощью которых используют все приложения. Для каждого приложения создается только один интерфейс для связи с этим ядром, что существенно облегчает задачу интеграции. Полученную в результате систему легче поддерживать и расширять. Повторное использование функций в рамках имеющейся среды позволяет значительно снизить время и стоимость разработки приложений. В этом случае анализ внутренней конструкции приложений — обязательный этап в оценке степени интегрируемости тех приложений, которые предполагается связывать в рамках того или иного проекта. Этот анализ усложняется тем, что обычно разработчики приложений, являющихся законченными программными продуктами, как правило, не показывают деталей внутренней конструкции приложений.
В связи с этим технология интеграции в настоящее время рассматривает не просто интеграцию приложений, но их интеграцию на базе интеграции бизнес-процессов – в этом случае следует говорить об интеграции на уровне всего предприятия (Enterprise Integration Metodology — EIM). Схема такой объединенной методологии показана на рисунке 5.6.
Методология EIM реализуется современными технологиями и инструментами, среди которых можно, например, указать рассмотренную выше технологию интеграции на базе сервис-ориентированных архитектур (SOA). Архитектура ИС в таком случае строится из набора гетерогенных слабосвязанных компонентов (сервисов) и понимается как парадигма организации и использования распределенного множества функций, которые могут контролироваться различными владельцами. Базовыми понятиями в такой архитектуре являются «информационная услуга» и «композитное приложение».
Интеграция при помощи Web-сервисов
Самый современный и быстро развивающийся подход к интеграции приложений. Он основан на обеспечении стандартного для Web-служб интерфейса доступа к приложениям и данным (рис.5.7).
Например, используя стандартный протокол доступа к объектам SOAP (Simple Object Access Protocol), браузер пользователя может сравнить данные на нескольких сайтах и представить клиенту сравнительный отчет. Другой пример — сотрудники территориально распределенного предприятия могут одновременно использовать корпоративные приложения, доступ к которым осуществляется через соответствующие Web-сервисы (портальное решение).
Web-сервисы напоминают подход EAI, но с одним важным отличием — в большинстве случаев EAI-решения разрабатываются как частные для связи конкретных продуктов. Соответственно, подключить к существующему EAI-решению еще одну систему — достаточно трудная и долговременная задача. Web-сервисы существенно более унифицированы и стандартизованы. Поскольку Web-сервисы основаны на общих для W3C-консорциума стандартах, они могут работать всюду, где используется всемирная паутина (WWW). Результаты построения КИС на основе Web-интеграции:
- возможность осуществлять оперативное управление распределенной компанией и ведение консолидированного управленческого учета по нескольким филиалам;
- возможность осуществлять планомерное развитие общекорпоративной информационной системы, интегрируя в нее функциональные компоненты, исходя из приоритетов развития бизнеса компании и потребностей функциональных подразделений, т.е. возможность синхронизировать развитие системы с развитием бизнеса;
- возможность при необходимости заменить любой функциональный компонент другим, более соответствующим текущим бизнес-потребностям;
- возможность инвестировать в развитие информационных технологий не сразу, а поэтапно, на каждом этапе соотнося вложенные средства с полученным бизнес-эффектом, а также снижать общую стоимость автоматизированного рабочего места, включая затраты на создание системы, поддержку рабочих мест и обучение пользователей;
- резкое снижение времени сбора информации, необходимой для принятия управленческих и деловых решений, сокращение времени и трудозатрат на ведение учетных операций, на формирование промежуточных отчетов, на сверку информации между подразделениями и ликвидация противоречивости и несовместимости данных от различных служб;
- cохранение инвестиций в имеющиеся системы и оборудование, в обучение персонала.
В настоящее время крупные разработчики программных продуктов предлагают консолидированные решения, которые содержат не только конкретные инструменты для разработки и внедрения изначально интегрированных корпоративных приложений, но и реализуют интегрированную среду разработки таких приложений. Примером такого решения может служить программный продукт IBM WebSphere (рис. 5.8).
Источник