Способы инквизиции борьбы с ведьмами

Как инквизиция боролась с «сосудами греха»

Почему в Европе сожгли 100 тысяч ведьм, а в России сжигать было некого

Средневековая охота на ведьм стоила жизни 100000 европейских женщин. Вначале их преследовала церковь. Затем подключилось государство. И в конце концов дело дошло до неконтролируемой «народной инициативы». Во многом повинен целибат — обет безбрачия.

Инквизиция меняет клиентуру

Святая инквизиция или же, условно говоря, католический трибунал была учреждена в 1215 году папой Иннокентием III для борьбы с ересями. И более века инквизиторы, как и было предписано в «учредительных документах», честно боролись с альбигойцами, катарами, манихеями, вальденсами и другими вольнодумцами, пытавшимися раскачать стройное здание католической доктрины.

Однако в начале XIV века инквизиция заинтересовалась ведьмами. И этот интерес постоянно возрастал и возрастал. Достиг такого размаха, что охоту на ведьм вполне можно считать «женским холокостом».

Социологи говорят о нескольких механизмах переключения внимания с еретиков на ведьм. Но, думается, главной причиной является целибат — безбрачие не только католических монахов, но и священников.

Разумеется, многие на этот обет плевали, проживая во грехе. Но подавляющее большинство католического духовенства мужественно усмиряло плоть. А для таковых вполне естественна мысль о том, что если женщина вызывает преступное томление духа, то она — ведьма. И что ведьмы среди женщин преобладают. Да и вообще, как было принято считать в средневековой Европе, — женщина является сосудом греха.

Народ и инквизиция едины

Вопреки расхожему мнению, согласно которому подавляющая часть ведьм была сожжена на кострах испанской инквизиции, пальма первенства принадлежит более северным странам — Германии, Швейцарии, Франции, Ирландии, Шотландии.

Один из первых процессов состоялся в 1324 году в Ирландии. В начале года епископ Ричард де Ледреде выдвинул против леди Алисы Кайтелер обвинения в отречении от католической церкви; в попытках узнать будущее через демонов; в связи с «демоном одного из низших классов ада» и принесении ему в жертву живых петухов; в изготовлении магических порошков и мазей, с помощью которых она якобы умертвила трех своих мужей и собиралась проделать то же с четвертым.

Вероятно, таким образом епископ намеревался свести с леди личные счеты, но о подробностях их отношений история умалчивает.

Влиятельная Алиса Кайтелер, которую непросто было взять голыми руками, вначале парировала нападки, но затем перебралась в Англию. За нее пришлось отдуваться ее несчастной служанке Петронилле де Митс. Несмотря на то, что несчастная девушка под пытками созналась в том, что и ожидал услышать епископ, — в посещении вместе с госпожой ночных оргий и связях леди с дьяволом, это ее не спасло. 3 ноября служанку сожгли на костре.

Маховик ведовской истерии раскручивался постепенно. Вначале население, относившееся к демонстрации некоторыми особями всяческих чудес вполне терпимо, воспринимало сожжение своих землячек, а то и соседок без большого восторга. Но постепенно запах крови спровоцировал массовую ведовскую истерию. И большая кровь полилась в середине XVI века и стала сходить на нет лишь 200 лет спустя. «Большая охота» стала возможной лишь благодаря всецелой поддержке антиведовских процессов всеми слоями населения.

Кстати, существует и еще одна причина переноса внимания инквизиции с еретиков на ведьм. Дело в том, что противоеретическ ие суды воспринимались зачастую как суды политические, как расправа с инакомыслящими. И это порой провоцировало вспышки антиинквизиционн ых бунтов, весьма мощных и кровопролитных.

С ведьмами же было гораздо проще — в них вселился дьявол, который гадит всем, кто с ними соприкасается. Все совершенно очевидно. И дьявола необходимо сжечь на костре. Даже если он укоренился в ребенке. Известны случаи, когда казнили двухлетних детей.

Создается впечатление, что порой инквизиция просто «выполняла план» по очищению общества от дьявольской скверны. Так, например, в 1589 году в саксонском городе Кведлинбурге с 10-тысячным населением за один день сожгли 133 женщин.

За весь же период охоты на ведьм по разным оценкам было уничтожено от 80 тыс. до 100 тыс. человек. Были среди казненных и мужчины — пособники ведьм и колдуны. Но это были лишь единичные случаи.

Законодательная база

Разумеется, расправы над ведьмами осуществлялись при строгом соблюдении законности, как ее понимали в те времена. На основании папских булл, которые весьма расплывчато определяли технологию дознания, судопроизводства и исполнения наказаний, были внесены новые статьи в светское уголовное законодательство . Они были вполне конкретны. И с этих пор искоренением ведовства занимались параллельно и инквизиция, и светские суды. Справедливости ради следует сказать, что наказания были различными — не только казнь на костре или обезглавливание, но и тюремное заключение. Более того, около четверти процессов завершались оправдательными приговорами.

Читайте также:  Лечение варикоза народными способами

Громадный вклад в систематизацию «Большой охоты» внес трактат «Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу», составленный в 1487 году монахами-доминик анцами Якобом Шпренгером и Генрихом Инститорисом по поручению папы Иннокентия VIII. Это был всеобъемлющий труд, в котором подробно рассматривались свойства демонов, досконально разбирались признаки, по которым можно распознать ведьму, приводились в подробностях методы допросов и сопутствующих им пыток.

Среди множества злодеяний, которые творят ведьмы, особо подробно разбирались методы, с помощью которых ведьмы лишают мужчин полового члена. Понятно, что это симпатий к подозреваемым в ведовству со стороны мужского населения не прибавляло.

Рассматривать методы пыток в связи с их непомерной жестокостью мы не станем. Что же касается способов распознавания связи с дьяволом, то их монахи-бенедекти нцы, один из которых был еще и деканом Кельнского университета, придумали великое множество. Понятно, что среди явных признаков есть «умение привлекать к себе труднопреодолимы е плотские чувства». На теле подвергавшихся испытанию женщин искали особые пятна — «дьявольские». Их бросали в воду со связанными руками — если не тонули, значит, им помогают демоны.

Между строк трактата просвечивает женоненавистниче ство его авторов. Например, они утверждают, что «свойства женщин — это плакать, ткать и обманывать».

На сцену выходят наемники

В период «Большой охоты» энтузиазм по борьбе с ведьмами охватил не только инквизицию, но и простых горожан. Дело стало доходить, смело можно сказать, до чисток. Появились «профессиональны е охотники», которые тем не менее не обладали никакими полномочиями. Самый известный из них — англичанин Мэтью Хопкинс. В 1645 году он ощутил в себе дар безошибочно узнавать ведьм. И стал этаким наемником, провозгласив себя «генералом войны с ведьмами». Вместе с напарником Джоном Стерном он вступил в битву с дьявольским отродьем в Эссексе. Затем начал гастролировать в других графствах. Очень скоро слава Хопкинса выросла до общенациональных масштабов, и его стали приглашать для очищения от скверны в деревни и небольшие городки.

Хопкинс с ходу выявлял ведьм по одному ему ведомым признакам, подвергал их пыткам и зачитывал приговоры. Например, если в комнату, где была заключена испытуемая, проникало насекомое, то оно считалось посланником дьявола.

Оправдательных приговоров у Хопкинса не было. Для вынесения смертного приговора достаточно было доноса о том, что из-за колдовства соседки околела курица или у детей начался понос. Хопкинс, конечно, был фанатиком. При этом о своей выгоде он также не забывал. Его работа щедро оплачивалась жителями сельских общин.

Несмотря на то, что никем не санкционированна я деятельность Хопкинса вызывала у католического духовенства раздражение, его не трогали, а лишь осторожно критиковали. Поскольку не имели желания открыто выступать против «народного героя».

Хопкинс, олицетворяющий торжество беззакония, не был одинок. Охотники на ведьм, действовавшие с меньшим размахом, встречались в европейской истории довольно часто.

В середине XVIII века преследование ведьм церковью прекратилось. Однако маховик мгновенно остановить было невозможно. На смену судебным процессам на некоторое время пришли стихийные внесудебные расправы над женщинами, виновность которых определяла взбешенная толпа. Тут дело обходилось и без выбивания признаний и без зачитывания приговора.

А вот Россию охота на ведьм обошла стороной. Умные люди дают тому массу объяснений — и ментальных, и политических, и даже теологических. Мы же приведем простенькое объяснение, с которого и начинали свое повествование. Православный батюшка жил в радости со своею попадьей, рожал и воспитывал деток и ни в коем разе не считал женщину сосудом греха.

Источник

Каким пыткам подвергались ведьмы в Средневековье

1. Лишение сна

Итальянцы придумали простой, но действенный метод для тестирования ведьм, который стал очень популярным в Шотландии — лишение сна. Самую простую форму этой пытки могут легко представить те, у кого дома есть маленькие дети. Но для потенциальных «ведьм» все было намного хуже.

На обвиняемую надевали железный обруч с четырьмя острыми зубцами, втыкаемыми в рот. Затем обруч прикрепляли к стене позади ведьмы так, чтобы она не могла лечь из-за боли. Мужчины, которым было поручено охранять ведьму, также должны были не давать ей заснуть с помощью любых средств, которые они считали необходимыми. Обычно, примерно через три дня, жертва начинала сильно галлюцинировать.

Читайте также:  Способом бытия человека как сознательного существа обладающего сознанием является

При допросе в этом состоянии обвиняемый рассказывал фантастические рассказы о полетах, превращении в животных и принятии участия в сатанинских ритуалах.

Охотники на ведьм после этого объявили, что это была «ведьма, пробудившаяся внутри женщины» и считали подобные «признания» неопровержимым доказательством ее вины. В итоге ведьма отправлялась на костер

2. Тест на прикосновение

В 1662 году две пожилые женщины в Англии (Роуз Каллендер и Эми Денни) были подвергнуты печально известному «тесту на прикосновение». Им вменяли, что они «заколдовали» двух молодых девушек, которые страдали от припадков. Охотники за ведьмами считали, что человек, который находился под влиянием колдовства, должен иметь необычную реакцию на физический контакт с тем, кто его заколдовал.

Подозреваемого вводили в комнату и заставляли возложить руки на «жертву». Если болезнь прекращалась, то это было доказательством виновности. В случае с Каллендер и Денни страдающие эпилепсией дети так сильно сжали кулаки, что даже самый сильный мужчина в деревне, где они жили, не мог разжать им пальцы. Тем не менее, как только к ним прикоснулись обвиняемые женщины, у девочек прекратился припадок и они разжали ладошки. Чтобы проверить, не лгут ли девочки, им завязали глаза, после чего к ним начали касаться другие члены суда. Было обнаружено, что у «больных» наблюдалась такая же реакция каждый раз, когда кто-то клал на них руки. Так что они притворялись. Несмотря на это, Каллендер и Денни были признаны виновными, и их казнили.

3. Дыба

Германия считается страной, в которой казнили больше всего ведьм. В 1620-е годы за 5 лет только в Вюрцбурге было убито более 900 человек. Никто не был застрахован он расправы принца-епископа Филиппа Адольфа фон Эренберга, включая его собственного племянника, 19 католических священников и нескольких совсем маленьких мальчиков. Семь человек были признаны виновными в половом сношении с демонами, после чего их обезглавили или сожгли на костре. Обвиняемые были признаны виновными после признания, которых от них добились с помощью пыток.

У немцев было много жестоких методов по «выбиванию» признания из жертв, но наиболее популярной была дыба. Это устройство обычно состояло из железной рамы с деревянным валиком на одном или обоих концах. Несчастного клали на дыбу, привязывая ему руки к одному ролику, а лодыжки к другому. Во время допроса ролики вращали, «растягивая» обвиняемого, пока у того не выходили из сумок, а затем и полностью не разделялись суставы. Стоит ли говорить, что люди признавались в чем угодно.

4. Укалывание

Когда-то считалось, что укалывание считается самым точным способом проверки на способность к колдовству. Обвиняемого полностью обнажали перед судом, а затем обривали все волосы с ног до головы. «Ведьмокол» (тогда это было уважаемой профессией) затем искал «метку дьявола», протыкая кожу жертвы повсюду толстой иглой. Считалось, что на теле жертвы должно быть пятно, которое не кровоточит при укалывании, а также человек не чувствует там боли. Это на самом деле была форма ужасающего сексуального насилия.

В обществе, которое высоко ценило скромность, многие женщины признались бы в чем угодно, только чтобы положить конец унижению. В Шотландии ведьмокол мог рассчитывать на зарплату в 6 фунтов за каждую обнаруженную ведьму. Учитывая, что средняя дневная зарплата в те дни составляла один шиллинг, это была значительная сумма. Как и в случае большинства рабочих мест, это была мужская профессия. Но это не помешало одной женщине стать одним из самых известных ведьмоколов всех времен. Кристиан Кадделл, которая одевалась как мужчина и называла себя Джоном Диксоном, приговорила около десяти ведьм к смерти. В конце концов, ее разоблачили и отправили в Барбадос, охваченный лихорадкой, где было практически нереально выжить.

5. Проверка висгоссаров

Швеция была единственной в своем роде в плане преследования ведьм, поскольку в этой стране в значительной степени полагались на свидетельские показания детей (причем, часто это было потомство обвиняемых), которые подвергались пыткам, пока не начинали давать «подходящие» показания. Некоторые из мальчиков буквально соревновались друг с другом в придумывании самых фантастических историй, которые в конечном итоге заканчивались казнью их родителей.

Висгоссары были молодыми ребятами, которые, как считалось, имели возможность видеть незримую метку дьявола на лбу ведьмы. После церковного служения эти мальчики, как правило, указывали на нескольких женщин и называли их виновными. Несчастных часто казнили через несколько дней. Мальчикам же платили за каждую ведьму, а это означало, что многие бездомные сироты и нищие просто заявляли, что они являются висгоссарами, поскольку хотели получить легкие деньги. Конечно, профессия имела и свои опасности. Несколько раз вигоссаров находили избитыми до смерти семьями тех, кого они обвиняли.

Читайте также:  Meiyanqiong deep hydrating emulsion способ применения

6. Утиный стул

Часто называемый «макательным», утиный стул был самым распространенным и надежным методом проверки ведьмы. Подозреваемую привязывали к стулу или ее запястья привязывали к лодыжкам. Затем ее прикрепляли к шкиву и опускали в реку. Логика была простой. Если женщина была ведьмой, то она якобы не должна была тонуть, а если она была невиновной, то шла ко дну и тонула.

Охотники на ведьм полагали, что это будет работать по разным причинам. Некоторые думали, что ведьмы не тонут, поскольку отказались от крещения. Другие полагали, что ведьмы могли использовать свои магические способности, чтобы плавать на поверхности воды и не тонуть. В любом случае повсеместно считалось, что жертва была невиновной и отправилась на Небеса, если она утонула и умерла.

Интересно, что утиный стул был разработан специально для женщин, а также использовался в качестве наказания за занятие проституцией или сквернословие. В этих случаях утиный стул иногда прикреплялся к платформе на колесах и его провозили через весь город к месту казни, чтобы обеспечить максимальное унижение обвиняемой.

7. Взвешивание ведьмы

В Голландии был знаменитый весовой дом в Аудеватере. Женщины из таких стран, как Германия и Венгрия, отправлялись туда, чтобы доказать свою невиновность. Идея была простой. Душа — тяжелое бремя. Поскольку ведьма не обладала ею, то она должна быть значительно легче, чем невинная женщина. Весовой дом имел большой набор весов.

Обвиняемая становилась на одну их сторону, а на другую клали чугунные грузы. Женщинам «надлежащего» веса вручали сертификаты, подтверждающие их невиновность. Голландцы были не единственными, кто считал, что можно обнаружить ведьму, взвешивая ее. В Эйлсбери, Англия, было обычной практикой раздевать женщину догола и взвешивать ее по сравнению с тяжелой железной Библией.

Если весы не уравновешивались точно, женщину признавали виновной. В других местах Европы женщин взвешиваться по сравнению со стопкой Библий. Если ее не признавали виновной сразу, в стопку иногда добавляли дополнительные Библии.

8. Посмертная реакция

Если кто-то был обвинен в убийстве с помощью колдовства, его могли привлечь к прохождению специального ритуала во многих европейских судах. Считалось, что душа все еще пребывает в теле вскоре после смерти и что тело будет реагировать необычным образом в присутствии убийцы. Обвиняемому было предложено назвать имя мертвого человека, прогуляться по трупу и коснуться частей тела. Если выступала свежая кровь, тело двигалось, у него во рту появлялась пена, подозреваемый считался виновным.

Фактически же суд принимал за вышесказанное сочащиеся из гниющего тела трупные жидкости, действительно похожие на кровь. Мертвые тела могут также слегка дергаться, опорожнять содержимое их кишечника или даже издавать «стоны» вскоре после смерти. Все это принимали за душу человека, которая реагировала на убийцу.

9. Ведьмин сосок

Если у кого-то было домашнее животное, вполне вероятно, что охотник на ведьм мог попытаться доказать вину этого человека, выискивая у него «ведьмин сосок». Считалось, что ведьмы держали демонов в своих домах в качестве помощников, и они были «замаскированы» под собак, кошек, насекомых или грызунов. Этих фамильяров ведьма кормила из специального соска, подаренного ведьме дьяволом.

Присутствие родинки, бородавки и или необычного родимого пятна на теле считалось доказательством того, что обвиняемый практиковал колдовство и кормил фамильяра таким образом. По меньшей мере 80 процентов людей, привлеченных к ответственности за колдовство, были женщинами, и подобная идея — прекрасный пример того, насколько подобные испытания на самом деле были женоненавистническими.

Анну Паппенхаймер из Баварии пытали заставить признать сексуальные отношения с Дьяволом. В качестве наказания ей отрезали груди, которые запихнули в рот сначала ей, а затем ее двум взрослым сыновьям, после чего всех троих сожгли на костре.

10. Неспособность плакать

Malleus Maleficarum («Молот ведьм») был средневековым документом, в котором описывали ведьм, их методы, а также то, как проводить испытания ведьм и как из наказывать. «Молот ведьм» был написан на латыни двумя немецкими монахами. В течение сотен лет это была одна из самых продаваемых книга в Европе (уступая только Библии).

В «Молоте ведьм» утверждалось, что ведьмы не смогут проливать настоящие слезы, когда их ставят перед судьей или даже подвергают пыткам. Есть одно маленькое «но» в этом, казалось бы, странном утверждении. В течение Средневековья недостаток медико-санитарной помощи и личной гигиены означал, что пожилые люди часто страдали от инфекций слезных протоков, что приводило к неспособности проливать слезы. Неудивительно, что многих пожилых женщин казнили как ведьм просто из-за инфекции глаз.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Оцените статью
Разные способы