- «Как это устроено»: Что значит быть настоящим человеком? Смысл и типы инициаций
- В связи с обращением исследовательского интереса в сферу архаических культур, в научном обиходе все чаще стало использоваться слово «инициация». Concepture публикует статью, отвечающую на вопросы «что такое инициация?» и «как она осуществляется?»
- Коллективные ритуалы
- Ритуалы вхождения в тайные общества
- Мистическое призвание
- Ритуалы зрелости
- Тайные общества
- Мистическое призвание
- Что такое Инициация
- Инициация в терминах психологии
- Инициация в терминах эзотерики
- Инициация как культурное наследие
- Будущее инициаций
- Инициация
- Содержание
- История
- Ритуалы инициации подростков
- Свадебный ритуал
- Шаманская инициация
- Структура ритуала
- Инициация и современность
- Современные обряды
«Как это устроено»: Что значит быть настоящим человеком? Смысл и типы инициаций
В связи с обращением исследовательского интереса в сферу архаических культур, в научном обиходе все чаще стало использоваться слово «инициация». Concepture публикует статью, отвечающую на вопросы «что такое инициация?» и «как она осуществляется?»
Несмотря на разночтение дефиниций, которые дают различные дисциплины, будь то психология, история или даже литературоведение, общий культурологический смысл инициации следующий: инициация – это система ритуалов (обрядовых действий), с помощью которых можно достичь радикального изменения экзистенциального и социального статуса субъекта инициирования. Субъект инициации, как правило, проходит некое испытание, по завершении которого он претерпевает существенное изменение, становится качественно другим. Исследователи выделяют 3 типа инициаций:
Коллективные ритуалы
Иначе их еще называют «ритуалы зрелости» или «племенная инициация». Эти ритуалы обязательны для всех членов общества, в котором они практикуются. Совершение этих ритуалов означает переход юноши к зрелому возрасту. Другие инициации, в отличие от ритуалов зрелости, не обязательны для всех членов сообщества, большая их часть совершается либо индивидуально, либо в рамках закрытой группы.
Ритуалы вхождения в тайные общества
Эти общества (или союзы), как правило, состоят из лиц одного пола и выполняют функцию эзотерического ордена, то есть, тщательно оберегают свои тайные знания. К наиболее известным тайным обществам относятся: массоны, ку-клукс-клан, тамплиеры, розенкрейцеры, если брать античность можно вспомнить орфиков, герметиков, пифагорейский союз и т. д.
Мистическое призвание
Речь идет о призвании знахарей и шаманов (феномен шаманской болезни). Особенностью этого третьего типа инициации является исключительная значимость личного религиозного опыта. Также в мистическом призвании имеет место особое экстатическое состояние, которого нет в ритуалах зрелости и вхождении в тайное общество.
Рассмотрим подробнее каждый из типов инициации.
Ритуалы зрелости
Инициацию зрелости от простой социализации отличает то, что новообращенный знакомится не только с нормами поведения, но также и с сакральными традициями племени: именами богов, историями сотворения мира. Неофит становится посвященным в мистические связи между племенем и сверхъестественными существами, которые были установлены еще в мифические времена (в глубокой древности). Смысл таких инициаций заключается в переходе от естественного способа существования к культурному.
Сценарий подобных инициаций довольно типичен, он включает в себя определенные драматические элементы, как то: расставание с матерью, удаление в лес, запрет на употребление многих видов пищи, обрезание, татуирование и т. д. Все это делается с целью помещения субъекта инициации в пограничное состояние, в котором он непосредственно сталкивается с угрозой смерти (дикие животные в джунглях, инфекция крови и т.д.). В такой ситуации у субъекта инициации остается только два варианта выбора: жизнь или смерть.
Если проходящий инициацию выбирает жизнь, он начинает активно бороться за нее, становясь гораздо сильнее и самостоятельнее. На символическом уровне такой тип инициации означает смерть слабого существа и воскресение его в новом более могущественном качестве. Порой испытания инициации превращаются в откровенные пытки. С инициируемыми обращаются как с призраками: с ними не разговаривают, их вымазывают глиной, чтобы они стали похожи на мертвых, им запрещают пользоваться руками и они становятся вынуждены есть пищу, не прибегая к помощи пальцев и рук, как это делают, по поверьям, души мертвых.
Тайные общества
Возникновение первых тайных обществ связано с тем фактом, что при инициации зрелости не всем кандидатам открывались глубинные сакральные знания. Это привело к тому, что обряд инициации превратился в многоступенчатый процесс. Чем выше ступень – тем труднее испытание. Поскольку мало кто мог выдержать интенсивные нагрузки высших ступеней, эта форма со временем неизбежно стала приобретать характер избранности. Немногочисленные посвященные стали объединяться и создавать тайные сообщества. Отличие проводимых ими инициаций состояло в ужесточении испытаний и усилении роли открывшихся в ходе инициации тайн.
Дело в том, что в понимании древних людей человек по-настоящему становится человеком лишь в той мере, в какой соответствует образцу, остановленному в назидание богами. Другими словами, настоящий человек (духовный человек) не есть результат естественного процесса, он «создается» в процессе посвящений, данных сверхъестественными существами и сохраненными в мифах. Те, кто постиг глубину посвящений на практике, становятся посвященными. Поэтому тайные общества (состоящие из посвященных) представляли духовную элиту древних обществ. Главная цель их деятельности состояла в передаче тайных знаний (знаний делающих человека настоящим человеком) новым поколениям.
Мистическое призвание
Согласно многочисленным этнологическим исследованиям в Сибири или Центральной Азии шаманом становится тот, кто заболевает и благополучно переносит так называемую «шаманскую болезнь». Она представляет собой мощный психический кризис, во время которого человека терзают духи. Эти духи выступают в качестве проводников инициации. В течение шаманской болезни человек проходит 5 этапов посвящения:
Пытки и расчленение тела.
Сдирание плоти пока тело не станет скелетом.
Замена внутренностей и обновление крови.
Пебывание в мире мертвых, во время которого будущего шамана обучают души умерших шаманов.
Вознесение на Небо.
Нетрудно заметить что логика инициации шамана идентична логике других типов инициации. Сначала человека резко вырывают из привычного окружения; затем подвергают нещадным испытаниями (чтобы закалить и сделать сильнее); после того как он достойно проходит испытания, ему открывают тайные знания. При этом опять таки речь идет о диалектике смерти и рождения: умирает слабое глупое ограниченное существо, рождается сильный ведающий мудрость предков шаман.
Так как шаман – это человек, осуществляющий посредничество между миром живых и миром духов, то содержание его инициации составляет ознакомление с именами и функциями духов, генеалогией клана, тайным языком и т. д.
Источник
Что такое Инициация
Инициация в терминах психологии
При изучении феномена гипноза мы приходим к выводу, что человек несёт в себе всю необходимую информацию, даже если он никогда не изучал данную информацию на практике. При очень глубоких уровнях транса обычный человек начинал играть на пианино, ощущая себя Моцартом, как если бы он был им самим. Человек, не знающий иностранных языков, вдруг начинал свободно говорить на латинском. Застенчивая женщина выходила на сцену и начинала петь как оперная певица. После выхода из транса обычно люди не помнили того, что с ними происходило, и очень удивлялись, когда им показывали видеозаписи того, что они недавно делали, находясь в трансе.
Войти на глубокие уровни транса самостоятельно очень сложно. Поэтому всегда есть специалист, который помогает ввести человека в это состояние. Также и в процессе инициации есть Мастер, который передаёт инициацию. Если информация уже присутствует в коллективном бессознательном, то Мастер запускает процесс переноса этой информации из коллективного бессознательного в подсознание человека. Существовали и существуют множество людей с особыми психическими способностями, такие как экстрасенсы, целители, маги. Информация об их опыте хранится в коллективном бессознательном и через процесс инициации передаётся другим людям. Именно поэтому, когда человек решает стать магом посредством какой-нибудь книги, не проходя инициации, у него в лучшем случае ничего не получается. Качество инициации напрямую зависит от опыта и компетентности Мастера, а также от уровня гипнабельности ученика. Последнее впрочем не является сильной проблемой и решается просто большим количеством повторов «усилений» инициаций.
Особенность процесса инициации в том, что после её получения человек не забывает эту информацию, как при выходе из транса, и может эту информацию использовать. Существует множество различных инициаций и посвящений, несущие в себе различную информацию о способностях человека. Суть их остаётся одна — изменить человека, получающего инициацию, проявить и активировать в нём новые качества и способности, которых ранее в нём не было. Инициация может нести в себе информацию о новых психических способностях человека, информацию об «энергетических настройках», информацию о новых уровнях восприятия реальности и мировоззрении.
Инициация в терминах эзотерики
Каждый человек является информационным существом. Условно его структуру можно обозначить чакрами, тонкими телами, меридианами, аурой, энергоинформационной полевой структурой, энергетическим коконом и т.д.
За способности человека в магии в первую очередь отвечают ментальные тела, верхние чакры. Процесс инициации задействует эти тела. Ментальное тело человека — это тело опыта. Тело, которое отвечает за то, что человек умеет делать, за его способности. В процессе инициации и ещё долго после самого ритуала ментальные тела ученика и мастера взаимодействуют таким образом, что информация с ментального тела Мастера переписывается на ментальное тело ученика. Таким образом, ученик получает необходимые информационные структуры, на самостоятельную наработку которых могло уйти не один десяток лет. Это система так называемого «ускоренного обучения», которая позволяет за короткие сроки вырастить специалиста, который реально что-то может. Именно поэтому так ценно обучение у живого Мастера, а не самостоятельное изучение по книгам. Обычно после получения инициации требуется ещё некоторое время для раскрытия всей вложенной в неё информации, поэтому ученикам обычно предлагается усиленная практика по выбранной теме инициации.
Для качественной инициации требуется многократное её повторение, которое позволяет всё глубже и сильнее зацепить необходимые уровни информации и прописать их на ментальном теле. К инициациям относятся все виды посвящений в Маги (не самопосвящений! Самопосвящение объясняется эффектом плацебо), инициации в системы Рэйки и др.
Инициация как культурное наследие
Инициации проводились с самых древних времён. Лишь в современном мире люди отказались от инициаций. Но инициации лежали в основе всех обществ. И сейчас я предлагаю вернуть обряды инициаций в современное общество.
Инициации представляют ценность для изучения не только потому, что это информационное невербальное взаимодействие, но и потому, что инициации проводились в разных культурах древности, даже не знающих друг о друге. Это значит, что источник возникновения инициаций может быть гораздо глубже, в коллективном бессознательном, в днк или в сверх-цивилизациях, которые, возможно, существовали раньше. Инициация — это естественный природный процесс, проверенный веками. Но почему-то забытый в современности.
Будущее инициаций
Представьте, как изменилось бы общество, если процесс образования был бы многократно ускорен посредством технологии инициации. Люди бы стали намного умнее и прогрессивнее. Обычный школьник в 5 классе мог бы изучать программу 11 класса. Инициация позволила бы загружать большие объёмы данных прямо в мозг человека. Изучение этого феномена современными учёными, современной техникой позволит ещё более усилить и ускорить эти процессы и в будущем создать сверх-цивилизацию людей со сверх-способностями.
Источник
Инициация
Инициа́ция (лат. initiatio — совершение таинства, посвящение) — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества. Среди ритуалов перехода, особое место занимают ритуалы инициации, или посвящения. История религии различает три категории посвящения — три типа перехода. Первая включает коллективные обряды, знаменующие переход от детства или юношества к взрослому возрасту (совершаются в возрасте 6-ти или 12–ти лет), а также ритуалы, проходящие индивидуально или в узких группах. Вторая категория обрядов включает все виды обрядов вступления в тайное общество или братство. Третья категория посвящения подтверждает мистическое призвание, которое на уровне первобытных религий представляет призвание шамана или вождя. Отличительной особенностью третьей категории посвящения является более сильное религиозное переживание, по сравнению с тем, которое выпадает на долю других членов сообщества.
Содержание
История
Корни обряда можно проследить в глубокой древности, практически у всех народов. Инициация обычно сопровождалась праздничным обрядом, нередко с различными, часто мучительными испытаниями, включающими нарушение кожного покрова(например, нанесением татуировок, телесных повреждений, укусами муравьёв, хирургическими вмешательствами и т. д.). Нередко применялись различные средства, вызывающие сонливость или значительное снижение болевой чувствительности, благодаря чему создавались условия для преодоления болезненных испытаний. На протяжении всего промежуточного периода или испытательного срока, обычные связи как хозяйственные, так и правовые существенно видоизменяются, в некоторых случаях даже явно нарушались. В это время посвящаемые находились вне общества, и поэтому общество было не властно над ними. Это происходило потому, что их персоны считались сакральными и священными, а следовательно, они были неприкосновенны, опасны, вероятно, так же как Боги. Таким образом, с одной стороны, табу, как негативные обряды, воздвигали барьеры между посвящаемыми и обществом в целом, а с другой — у общества не было защиты от действий посвящаемых. Мифы и предания древнего периода истории свидетельствуют о многообразии обрядов [1] .
Ритуалы инициации подростков
Сам ритуал перехода (посвящения) складывался из чередования обрядов отделения (separation), промежуточного периода «грани миров» (margo, или limen, что по-латыни означает «порог») и включения или восстановления (reagregation). Первая фаза обряда достаточно ясна – это разрыв, в некоторых случаях достаточно грубый, с миром детства, который для ребенка являлся миром «материнским» и «женским», разрыв с состоянием безответственности и наивности, невежества и детской асексуальности. Затем подростки (неофиты) помещались в неизведанный ими мир на достаточно большой промежуток времени (иногда до года). Мир, в котором теперь находился неофит, был миром священным. Между ним и материальным миром существовал разрыв, нарушенная непрерывность. Этот этап посвящения вводил подростка в мир духовных ценностей и одновременно в законы человеческого общества. За этот период он узнавал мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний, а также правила поведения, организацию взрослых. В процессе этого испытания подростки должны были доказать силу воли и духа, что должно было означать их присутствие в мире и ответственность. Во многих племенах в этот период налагались множественные запреты: лишение пищи, немота, жизнь в темноте. Все это являлось не только упражнением в аскетизме, но также символизировало отказ от амбиций и всех желаний. В столкновении с трудностями и болью, мальчик получал послание о том, что больше не может вернуться домой прежним. Посвящение обычно включало тройное откровение: священного, смерти и сексуальности. Все три вида опыта у ребенка отсутствуют, поэтому посвященный во время ритуала узнает о них и затем включает в структуру своей жизни. Физические испытания, зачастую мучительные, преследовали цель покорности, за которой стояло символическое возвращение к изначальному ещё не оформленному состоянию, вызывавшему символическое переживание смерти и нового рождения. Мистическая смерть детей и их пробуждение являлась частью грандиозного повторения Космогонии, священной истории Мира. Религиозно-мистические переживания были неотъемлемой частью этого этапа. Смерть при посвящении одновременно означала конец детства, неведения и состояния непосвященности. Только после обрядовых испытаний подросток признавался ответственным членом общества, т.е. взрослым, со всеми присущими правами и обязанностями в сообществе. [2] [3]
Свадебный ритуал
Ритуал священного брака составляет сокровеннейшую основу инициации со времен её зарождения в мистериальных культах и поддерживается традицией и религией до сих пор. Поскольку брак как социальный союз затрагивает интересы многих групп, подготовительный или промежуточный период приобретает большую значимость. Русский свадебный ритуал строился на религиозно-мифологической основе, и представлял соединение мифологических (языческих) представлений с идеями христианской религии. Традиционно свадебный ритуал состоял из трех этапов: предсвадебного, самой свадьбы и послесвадебного. Обряды, включенные в этот ритуал, считались обязательными, и должны были следовать друг за другом в порядке, определенным традицией. Исключение хотя бы одного или изменение последовательности свадебного ритуала воспринималось как нарушение «правильного» пути брака, как незавершенность события и поэтому указывало на несостоятельность. Сам обряд во многих традициях рассматривается, как путь. Так в славянской традиции считалось, что девушка, становясь невестой, вступает в «ничью землю», где она «никто»; для всех окружающих, в том числе для своих родителей, родственников, подруг она — «незнакомая», «неведомая» («не весть какая»), «чужая» и, как следствие этого, в какой-то степени «опасная», потому что все ее прежние связи и отношения рвутся. Для древних славян было очевидным, что этот краткий период в жизни женщины следует воспринимать как символическую смерть, именно на таком представлении построена вся начальная, «до-престольная» часть свадебного обрядового комплекса: невесту оплакивают, одевают в специальные обрядовые одежды, устраивают «прощание». Именно в этом лиминальном периоде девушка умирает в своем прежнем качестве, с ней умирает ее родовое имя, и она возрождается в новой ипостаси, обретая при этом новое имя. В этом обряде женская природа подобно воде и земле, стремится к изменениям и перерождению самой себя. В этом женщина (девушка) впервые познает свою природу, способную перерождаться, неоднократно «умирая» и «воскресая», переходя из «родного» знакомого пространства в табуированное и обратно, открывая себя для рождения будущей жизни — своего ребенка. Следует отметить, что в славянской традиции в предсвадебных обрядах, в отличие от азиатских, африканских этнических культур, инициация женщины и ее лиминальный период маркируется гораздо четче, чем у мужчин, что несколько противоречит сказочному славянскому фольклору, богатому инициальным описанием пути героического типа мужчины. [4] Церемонии, противоположные свадебным — церемонии развода и вдовства имеют также важное значение. Их кажущаяся простота, которая часто сводится к юридическим и экономическим актам во многом объясняется недостаточным интересом исследователей к этой проблеме. Совершенно очевидно, что как личная, так и коллективная связь, установленная с такими хлопотами и сложностями, не может быть разорвана в один прекрасный день и единственным жестом. Не случайно в фольклористике и этнографии свадебную и погребальную обрядность рассматривают как родственные явления. [1]
Шаманская инициация
Считается, что шаманом становятся:
- по спонтанному призванию («зов», «избранничество»);
- по наследственной передаче «профессии» шамана;
- по личному решению или, реже — по воле клана.
Во многих традициях считается, что шаманизм, независимо от того, наследственный он или спонтанный, всегда — дар богов или духов. Шаман начинает свою новую истинную жизнь через инициацию или духовный кризис, вмещающий в себя особый трагизм и красоту. Избрание сопровождается особой «шаманской болезнью», которая служит мостом к другой реальности, и позволяет перейти человеку от одного мировосприятия (через его разрушение), к другому, более полному и совершенному; адаптироваться физически и духовно к жизни в двух мирах. [3]
Сны, необычные состояния сознания, которые испытывает будущий шаман при посвящении, имеют определенную структуру, традиционную модель, которая хорошо известна в истории религии, и, несмотря на мнения некоторых авторов, лишена беспорядочных галлюцинаций или фантазий. Эти переживания почти всегда включают одну или несколько основных тем: расчленение тела, обновление органов, вознесение на Небеса и общение с богами или духами, нисхождение в Преисподнюю, разговор с богами и душами умерших, а также разнообразные откровения шаманской и религиозной природы. Отсутствие тех или иных элементов в посвящении указывает на определенную религиозную ориентацию шаманских техник, а также будущих задач, стоящих перед шаманом. Как правило, шаманы демонстрируют более чем нормальную нервную конституцию: они умеют концентрироваться с интенсивностью, недоступной простым смертным и способны на изнурительные усилия. Память и способность самоконтроля у шамана выше средних, а в интеллектуальном отношении он часто превосходит свою среду.
Структура ритуала
Согласно Арнольду ван Геннепу, cущность многочисленных обрядов перехода заключается в том, что каждый человек в течение своей жизни проходит ряд этапов — переходит от одного состояния к другому. Такая последовательность, оформленная в систему обязательных ритуалов, существует во всех обществах, независимо от их традиций и степени продвинутости в развитии экономики и политики, «обряд, или общественное действие, не имеет раз и навсегда заданного смысла: смысл изменяется в зависимости от действий, которые предшествуют обряду, и тех, которые следуют за ним. Следовательно, можно сделать вывод: для того чтобы понять обряд, социальный институт или технологический прием, его нельзя произвольно вырывать из обрядовой, общественной или технологической целостности. Каждый элемент этой целостности следует рассматривать в его связях с ее другими элементами». [5] Согласно работам A. ван Геннепа все ритуалы перехода отмечены тремя фазами: разделение (separation), грань (mango, или limen, что по латыни означает «порог») и восстановление (reaggregation), он обозначил их как предлиминальный, лиминальный и постлиминальный. Первая фаза (отделение, сепарация) предполагает символическое поведение, означающее отделение личности («иницианта»), от ранее занимаемой точки в социальной или культурной структуре. Во второй фазе их статус становится «лиминальной persone», поскольку посвящаемые живут за пределами своего нормального окружения, где они поставлены перед необходимостью сомневаться в себе и существующем социальном порядке через ряд ритуалов, которые нередко сопровождаются болью. Формирующий опыт во время Liminality включает в себя создание Tabula Rasa – как нечто нетронутое, чистое за счет отмены ранее принятых норм, и готовит initiand занять новую социальную роль на следующей стадии реинтеграции. Третья, финальная, фаза — инкорпорация — соответствует «реагрегации» индивида: возвращение иницианта в общество в ином социальном статусе. Две характеристики имеют важное значение для этих обрядов. Во-первых, обряды должны следовать в строго заданной последовательности, где каждый знает, что делать и как. Во-вторых, все должно быть сделано «под руководством мастера церемоний». Вслед за А. ван Геннепом Виктор Тернер вновь обратился к лиминальному, делая акцент не только на изоляции, транзитности и нахождении между, а скорее на потенциальности и самом переходе в третьей фазе, как возможности формирования альтернативных структур уже в самом сообществе. Им был сделан акцент на третьей фазе, как связанной с конфликтом выбора руководящей группы и лидера, а также авторитета по отношению к «негативно настроенной группе» индивидов. Четвертая же фаза — «выход» (по Тернеру), воспроизводит те результаты, которыми завершилась «разыгранная» в третьей фазе драма. В своих работах он рассмотрел важность лиминальности, не только как промежуточного периода, но и с точки зрения самой человеческой реакции на пороговый опыт, и его экзистенциальную защищенность. Он предпринял описание социальной структуры Communitas, как основанной на человечности, искренности и равенстве, а не на иерархии [2] .
Инициация и современность
В связи с использованием инициации в тоталитарных системах, негативным оттенком в обществе, а также строгими ограничениями сообщества на ритуалы инициации, ритуал долгое время находился на периферии научных изысканий, и лишь благодаря междисциплинарным дебатам его продуктивная сторона совсем недавно была «реабилитирована». Проблема изучения ритуалов и обрядов инициации продолжает представлять интерес, что во многом объясняется вниманием к традиции, проблемам «коллективной памяти» и преемственности в современном обществе. В социологии попытка обобщения и анализа социокультурной трансформации ритуалов и обрядов инициации в мировой культурной традиции проведена Фирсовой А.М. [6] ; психолого-педагогическое изучение современного состояния инициации в подростковых объединениях выполнены Ф.А. Сидоришиным [7] ; степень устойчивости подростковых и свадебных ритуалов инициации, как гетерогенных структур психического, включающих создание Tabula Rasa, представлена в медико-психологических работах Г.М. Федоровой, В.Б. Бажуриной [8] [9] ; воинские ритуалы, церемонии, духовно-нравственные ценности в ритуалах рассмотрены Минером В.Л. [10] . Наличие подобных устойчивых структур в психике человека, объясняет не только универсальность механизмов ритуалов инициации, но и подтверждает идею о бессознательном стремлении человека к инициированию. Как отмечает Г.Л. Тульчинский, человеческое бытие обречено на извечную лиминальность, поиск центра бытия» [11] . Отсутствие современных институтов инициации в современном обществе приводит к индивидуальному и групповому поиску путей инициации, увеличивая во времени «опасный» лиминальный период, пытаясь «вслепую» пройти его фазы. Как отмечают авторы, спортивные состязания, современные публичные церемонии, молодежные организации во многом пытаются сохранить структуру инициации, ее символы, мифологическое значение. Лишенное сакрального содержания эти ритуализации не являются инициацией. Задача институализации подобных переходов и ритуалов инициации связана с поиском не столько новых форм, а прежде всего понимания и овладения «кодами» культуры. Благодаря сакральному содержанию и перформативному характеру ритуалы перехода создают сообщество и формируют социальное, как инсценировки они вносят вклад в формирование общественных областей, институций и организаций, привнося новое в культуру [12] .
Современные обряды
Среди всех обрядов обрезание – один из самых простых и наименее важных. Различия в возрасте подвергаемых обряду обрезания свидетельствуют о том, что это акт не физиологического, а социального значения, хотя многие забывают или не знают об этом. В связи с чем, этот обряд не может быть понят, если он изучается изолированно. Его следует включать в группу обрядов, которые путем очевидного для всех приема (ампутации, раздробления, членовредительства — неважно какой части тела) изменяют социальный статус человека. Дутте с полным правом сблизил смысл «обрезания» с первой стрижкой волос и церемониями по поводу прорезывания молочных зубов, Лаш и Вестермарк сближают этот обряд с разными видами уродования тела. Однако, как отмечает А. ван Геннеп первый ошибался, видя в них обряды очищения, а второй неверно интерпретировал всю серию обрядов уродования как обряды, совершаемые ради привлечения женщины. Обрезать крайнюю плоть — все равно, что вырвать зуб (как это делают в Австралии и других местах), отрезать крайнюю фалангу мизинца (в Южной Африке), отрезать или проколоть мочку уха, нанести татуировку или насечки, подстричь волосы определенным способом. Изуродованного человека благодаря обряду отделения (идея отсечения, сверления и т.д.) «выводят» из человеческого рода и автоматически включают в определенную группу. Если увечье неустранимо, включение в группу становится окончательным. Так, обрезание у евреев не представляет собой ничего особенного: оно является «знаком единения» с определенным божеством и знаком принадлежности к единому сообществу верующих [13] .
В Южно-Африканской Республике действуют «школы инициации», где подросткам нелегально делают обрезание. Точное количество этих школ неизвестно. Только во время чемпионата мира по футболу 2010 года после прохождения инициации в этих школах скончались 33 человека (по состоянию на 26 июня). Другим юношам, ставшим жертвами школ, пришлось удалять пенисы, чтобы избежать летального исхода. В народе школы стали называть «школами смерти». Полиция и врачи прилагают усилия для закрытия школ [14] [15] .
Источник