Способы информирование изменения социальной защиты

Способы информирование изменения социальной защиты

Статья 5.2. Информирование граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах

(введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 461-ФЗ)

1. Гражданин вправе получать персонифицированную информацию, сформированную в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также информацию об условиях их назначения и предоставления:

1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг посредством направления ему уведомлений (с его согласия);

Пп. 2 п. 1 ст. 5.2 вступает в силу с 01.07.2021.

2) с использованием выделенного телефонного номера (бесплатно) при обязательной идентификации гражданина в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями в случае предоставления персонифицированной информации;

Пп. 3 п. 1 ст. 5.2 вступает в силу с 01.01.2022.

3) при личном посещении органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

2. Порядок информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений статьи 6.9 настоящего Федерального закона.

Источник

Определен порядок информирования граждан о персональных пособиях и льготах

SimpleFoto / Depositphotos.com

Правительство РФ установило порядок информирования граждан о правах на получение мер социальной защиты, социальных услуг и государственной соцпомощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 1994).

Информирование будет осуществляться в автоматизированном режиме на основании жизненного события, которое дает возможность получить соответствующие льготы и пособия. «Никаких дополнительных обращений и заявлений писать не нужно. Теперь не придется разбираться в существующих мерах поддержки и искать то, что подходит под конкретную жизненную ситуацию. Это и есть проактивная система социальной поддержки – простая и удобная для людей, при которой получение государственных услуг не займет много времени», – прокомментировал принятое решения премьер-министр Михаил Мишустин.

Для этого гражданин в целях его информирования должен предварительно дать согласие на получение указанной персонифицированной информации и об условиях назначения и предоставления мер соцзащиты, представить необходимые сведения путем заполнения анкеты в личном кабинете на портале госуслуг (в случае их отсутствия в системе соцобеспечения), сообщить о предпочтительном способе информирования. Также он может обращаться к участникам информирования (ПФР, ФСС России, организации МСЭ и соцзащиты, Роструд и МФЦ).

Читайте также:  Способах корректирования правоприменительной деятельности

Определены способы информирования граждан:

  • с использованием личного кабинета гражданина на портале госуслуг;
  • с использованием единого телефонного номера для информирования;
  • с использованием текстовых сообщений в Интернете;
  • при личном посещении гражданином органов госвласти, органов местного самоуправления, организаций соцзащиты, МСЭ и МФЦ.

При этом гражданин вправе самостоятельно выбрать способ информирования или отказаться от него в личном кабинете на едином портале, с помощью единого телефонного номера, при личном посещении гражданином организаций. Идентификация гражданина осуществляяется при обработке запроса по СНИЛС в совокупности с информацией о Ф. И. О. При идентификации по телефону используется секретный код, возможно потребуется назвать данные паспорта и СНИЛС (при несовпадении кода). При личном посещении гражданами организаций нужно будет предъявить паспорт и СНИЛС.

Предусмотрены даты, до которых можно будет представить все необходимые сведения, при личном приеме, в частности, с 1 января 2022 года – при личном посещении ПФР (его территориальных органов), помимо возможности получения информации через личный кабинет на портале госуслуг.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Утверждены функции каждого из ведомств по организации информирования граждан. Например, Минтруд России осуществляет мониторинг обработки обращений граждан Рострудом, учрежениями МСЭ, ПФР и ФСС России и утверждает по согласованию иными органами власти порядок взаимодействия участников и предоставлении соответствующей информации. Ведомства должны обеспечить рассмотрение обращения гражданина и предоставить ему полную и достоверную информацию о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события и об условиях назначения и предоставления мер соцзащиты, а также обеспечить корректность соответствия предоставляемых мер соцзащиты жизненному событию и контролировать обработку обращений граждан, в том числе в подведомственных организациях.

Источник

Новый порядок уведомления о положенных социальных услугах с 2020 года

Причины введения нового подхода

С 2020 года граждане должны получать уведомления о том, какие именно социальные услуги им положены.

И вот зачем понадобилось налаживать такую систему информирования. Есть некий информационный вакуум: многие россияне имеют право на меры социальной поддержки от государства, но не получают их, потому что не знают:

  • что именно им положено;
  • в какую организацию нужно обратиться, чтобы их предоставили.

В итоге сложно «сложить пазлы», чтобы узнать о всём комплексе мер социальной поддержки, на которые человек может рассчитывать.

Иногда для получения такой информации люди прибегают к услугам коммерческих ресурсов. И зачастую люди за нее платят и получают недостоверную информацию.

В ведомства и социальные организации ежегодно приходит более 1 млн обращений граждан, в которых они тоже задают вопросы.

Таким образом, возникла необходимость развивать специальные информационные системы, способные отвечать людям на все насущные вопросы, связанные с социальной поддержкой государства.

Как это будет: жизненные ситуации

Есть определенные виды жизненных событий, которые чиновники видят в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО). Например:

  • рождение ребенка;
  • установление инвалидности;
  • смерть;
  • снижение дохода ниже уровня прожиточного минимума;
  • достижение пенсионного или предпенсионного возраста.

При возникновении таких жизненных событий людям будут приходить уведомления о том, какие виды социальной помощи, какие льготы им положены – на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Известно, что в разработке более 150 различных жизненных событий, возникновение которых порождает соответствующие права на получение определенных мер социальной поддержки. Например:

  • наличие I, II группы инвалидности;
  • присвоение категории «ребенок-инвалид» и др.
Читайте также:  Способ проведения выездной налоговой проверки

Однако в 2020 году чиновники смогут идентифицировать не все жизненные события. Но в 2021 году обещается завершить этот процесс.

Некоторые жизненные события в 2020 году останутся за скобками новой системы информирования. Например, получение звания «ветеран труда» или «ветеран войны», статуса донора, данные о людях, получивших трудовые увечья и профессиональные заболевания и некоторые другие.

Чтобы данные появились в единой системе, нужно обеспечить получение информации из различных баз данных ведомств для идентификации происходящих жизненных событий у граждан и установления посредством этой системы соответствия мер социальной поддержки с этими жизненными событиями.

И если с данными Единого реестра ЗАГС, информационных систем ПФР и учреждений МСЭ проблем нет, то для получения информации о возникновении иных жизненных событий, категорий граждан, например присвоении звания «ветеран труда», необходимы изменения в соответствующие нормативные акты и обеспечение взаимодействия с операторами информационных систем. Это задача 2020 года.

То же касается доноров: в каждом регионе свои реестры, информация децентрализована. Пока она не собрана в единую систему.

Если человек, о жизненном событии которого нет информации, получит в 2020 году хоть одну меру соцподдержки, система его увидит, и тогда он получит уведомления обо всех остальных видах помощи, которые ему положены.

Нужно учесть много нюансов. Например, меры поддержки инвалидов зависят не только от группы инвалидности, но и от дополнительных условий – когда и в результате чего появилась инвалидность, есть ли у него работа и других.

Соответственно, в информационной системе должны быть не только сведения из Федерального реестра инвалидов о наличии у человека инвалидности, а надо учесть все иные условия, чтобы составить для него уникальный набор мер соцподдержки.

Уведомления

В 2020 году уведомления начнут приходить через Портал госуслуг.

В личный кабинет человека поступает примерно такое уведомление:

Если для этого человеку нужно написать заявление и это возможно сделать в электронном виде – тут же будет предложено перейти по ссылке.

Когда-то зарегистрировавшись на сайте госуслуг, многие редко заходят на него или не помнят логин и пароль. В этом случае человек сможет получить информацию через Единый контакт-центр по телефону или через чат-бот.

Ссылки на чат-бот будут выведены на сайты Минтруда, ПФР, мобильных банков и в соцсетях. Узнать о нем можно будет также на стендах социальных учреждений, органов соцзащиты, МФЦ, в учреждениях МСЭ.

Известно, что с 2021 года информирование начнется и по другим каналам. Например, при согласии человека, выраженном на сайте госуслуг, уведомления будут приходить в смс-сообщениях.

Следующий канал – Единый контакт-центр, в котором для получения нужной информации человек сможет себя идентифицировать через кодовое слово или биометрические данные.

Единый контакт-центр заработает с осени 2020 года, но в пилотном режиме. Это будет единый бесплатный для звонков по России номер телефона и чат-бот, на который можно будет позвонить или написать.

У контакт-центра будет 2 уровня. Первый уровень обрабатывает все обращения автоматически и круглосуточно, без участия человека. Это робот, который распознает голос, идентифицирует человека и может предоставить ему информацию о мерах соцподдержки.

Читайте также:  Гормональный сбой способы лечения

Если робот по какой-то причине не сможет помочь, он переключит человека на организацию, которая помочь сможет. Например, на ПФР или органы соцзащиты.

Если вопрос задан в нерабочее время, робот направит его в организацию офлайн, а ответ человек получит в рабочее время.

Система будет запущена в 2 этапа:

  • первый – ближе к осени 2020 г. примерно одновременно во всех регионах заработает робот;
  • второй – в 2020 г. в семи регионах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Алтайский край, Севастополь, Пензенская область).

Остальные регионы подключат к этой системе в 2021 году.

Робот не сможет помочь, например, если человек подал заявление на получение какой-то меры поддержки, а ему отказали. Но заявитель хочет получить дополнительную консультацию, связанную с особенностями ситуации. Для таких случаев нужен живой специалист. Связаться с ним поможет робот.

С 2021 года роботы будут на связи со всеми социальными службами – от федеральных до муниципальных – во всех регионах.

Принципы и правила работы единого контакт-центра, сроки, в течение которых служащие должны ответить человеку после обращения, пропишут в специальном нормативном документе, который разрабатывает Минтрудом. В конце 2020 года он должен быть принят Правительством России.

Также информацию обо всём списке положенных льгот и соцуслуг в 2022 году человек сможет получать в:

  • МФЦ;
  • Пенсионном фонде РФ (ПФР);
  • Фонде социального страхования;
  • иных организациях, предоставляющих меры соцзащиты (например, органы социальной защиты в регионах).

При этом информация в этих учреждениях будет не только о мерах соцподдержки, которую они могут оказать, а обо всём положенном человеке комплексе.

Параллельно государство прорабатывает особенности получения этой информации людьми с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет не только о применении специальных технологических решений, позволяющих с ними взаимодействовать с учетом физических особенностей. Планируется предусмотреть возможность получения информации и иного взаимодействия, например, путём подачи заявления на получение меры соцподдержки по любому из электронных каналов законным представителем.

Ведь на 2020 год, если очно доверенное лицо может взаимодействовать с госорганами и организациями в качестве законного представителя человека, то в рамках электронного взаимодействия такой возможности пока нет. Для этого планируется вести реестр законных представителей. В итоге им будет приходить вся информация для их доверителей.

Важно, что информировать будут не только о правах, которые только что возникли, но и о тех правах, которые сформированы раньше.

При первом уведомлении человеку зададут вопрос, хочет ли он, чтобы его в будущем уведомляли о возникновении новых прав или прекращении текущих. Это сделано для того, что кого-то получение данной информации может не заинтересовать.

Чего ожидает государство

В итоге число получателей социальных услуг вырастет, возможно, незначительно. Но точно увеличится количество услуг и видов социальной помощи, которые будут им оказаны.

На 2019 год человек, допустим, с инвалидностью может пользоваться некоторыми мерами соцподдержки, но не всеми, поскольку о правах на остальные он просто не знает. Информирование повысит его осведомленность и прибавит возможностей для получения всесторонней поддержки от государства.

Также известно, что Минтруд работает над совершенствованием процесса предоставления мер социальной поддержки. А именно над тем, чтобы исключить сбор и представление людьми документов, необходимых для их получения.

Источник

Оцените статью
Разные способы