Информационная культура педагога
консультация на тему
Информационная культура педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_kultura_pedagoga.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
Информационная культура педагога начальных классов:
уровни и пути совершенствования.
Фролова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Каменская ООШ»
Общество, в котором мы с вами живем часто называют информационным, подразумевая под этим новую историческую фазу развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Информационное общество – это общество, в котором: в изобилии циркулирует высокая по качеству информация; есть все необходимые средства для хранения, распределения и использования информации; информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме.
В настоящее время во всем мире произошло осознание роли информации в общественном развитии. Наряду с информационным обществом в широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационная среда, информационные ресурсы, информационная культура как различных групп, так и отдельной личности.
В современном понимании информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека. Выработка элементов информационной культуры должна начинаться в детстве, в семье, и проходить потом через всю сознательную жизнь человека, через всю систему образования и воспитания. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т.д. Человек может активно работать и получать положительные результаты своей деятельности, если он будет обладать информационной культурой. Информационная культура личности является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Современные изменения в информационной культуре обусловили изменения и в профессиональной деятельности учителя, в том числе и учителя начальных классов. Сейчас информационная культура личности учителя является неотъемлемой частью его общей педагогической культуры, а также является значимым показателем его профессионального развития.
Успех образования во многом зависит от педагогов, от уровня сформированности у них информационной культуры.
Под информационной культурой педагога надо понимать разновидность информационной культуры специалиста, часть информационной культуры личности, детерминированная сферой профессионально-педагогической деятельности. Информационная культура педагога характеризует его информационное мировоззрение, систему знаний и умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению профессиональных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она отражает особенности профессиональной деятельности педагога: формирование информационной культуры учащегося, поддержание в нем постоянной потребности в информации и знаниях, развитие навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования полученных данных, их критической оценки и отбора. Информационная культура педагога может выступать и как условие эффективности педагогической деятельности, и как ее составляющая, и как одна из характеристик профессиональной компетентности.
Составляющие компоненты информационной культуры являются:
- Знания об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении.
- Умение использовать информационное моделирования при решении задач с помощью компьютера.
- Умение с достаточной скоростью водить информацию с клавиатуры и работать с графическими программами.
- Умение создавать и редактировать документы, в том числе и мультимедийные презентации.
- Умение обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц.
- Умение использовать базы данных для хранения и поиска информации.
- Умение использовать информационные ресурсы компьютерной сети.
- Этичное повеление при использовании информации: уважение авторских прав, грамотная переписка по e-mail, запрос на использование информации и тд.
Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой — культурой общения, диалога. Информационно-коммуникационная культура требует, прежде всего, от учителя начальных классов и от учащегося новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих им необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационном обществе.
Система повышения квалификации работников образования выполняет важную миссию адаптации педагогов к постоянно меняющимся социальным и профессиональным условиям педагогической деятельности. Однако имеющиеся возможности используются в образовательном процессе недостаточно. Одной из причин этого является непонимание педагогическими работниками возможностей широкого применения информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников. Данное обстоятельство обусловливает необходимость более глубокого исследования указанной проблемы с учетом существующего противоречия между растущей потребностью педагогов в овладении информационной культурой и недостаточной разработанностью содержания организационных форм непрерывного и своевременного повышения их квалификации по данной проблеме.
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог начальных классов должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Педагог начальных классов должен формировать потребность и готовность к непрерывному образованию и самообразованию в течение всей жизни. Педагогу необходимо знать особенности информационных потоков своей образовательной области, уметь самостоятельно вести информационный поиск, извлекать знания из различных источников, представлять их в доступном учащимся виде и эффективно использовать в педагогическом процессе. Для этого педагог должен не только сам владеть особыми информационными знаниями и умениями, но и уметь организовывать обучение, формируя особый тип культуры — информационную культуру личности.
Следствием организации методической работы по формированию информационной культуры педагога являются переход на качественно новый современный уровень преподавания, учитывающий состояние и потребности общества; повышение уровня самооценки учителей; улучшение взаимопонимания между учителем и учениками, в большинстве своем хорошо адаптирующимися в современном информационном мире. Сегодня можно констатировать положительную динамику роста уровня информационной культуры и профессионального мастерства педагогов начальных классов.
Уровень сформированности информационной культуры педагога начальных классов мы рассматриваем по следующим показателям:
1.знания об информационных процессах, информационных потоках в области образования, современных средствах коммуникации;
2.практические умения по сбору, обработке и передаче информации, по решению задач образования детей с использованием информационных и компьютерных технологий, по разработке и оформлению учебно-программных, учебно-методических и других материалов;
3.наличие потребностей в использовании информационных и компьютерных технологий при решении профессиональных задач, в постоянном повышении своего профессионального уровня в области информационной культуры;
4.активность в использовании информационных и компьютерных технологий в педагогической деятельности.
Повышение уровня информационной культуры педагога начальных класоов:
- Участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике
- Участвовать в профессиональных конкурсах, сетевых образовательных сообществах
- Использовать при подготовке к урокам, во внеурочной деятельности, проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров
- Обеспечить использование коллекций ЦОР и ресурсов Интернет
- Формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ
- Разрабатывать собственные проекты
Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс значительно увеличивает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио- и видео- поддержку и контроль, что в целом способствует повышению качества образовательного процесса. И в заключении хочется отметить, что педагог начальных классов, освоивший информационно — коммуникационные технологии и обладающий достаточным уровнем информационной культуры, приобретает качественно новый уровень профессионального мастерства и конкурентоспособности на рынке труда.
«Даже если вы на правильном пути, вы не сможете на нем удержаться, если будете просто стоять на месте» Уилл Роджерс, юморист
Список используемой литературы
1.Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В.Уленко — М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. 2006. – С.10-11
2.Зубов, Ю.С. Информатизация и информационная культура / Ю.С. Зубов // Проблемы информационной культуры: сб. статей. — М., 1994.- С. 6-11
Источник
Формирование информационной культуры педагога как средство его профессионального роста
статья по теме
Доклад на педагогических чтениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ik_pedagoga.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Асбестовского городского округа Свердловской области
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
зам.директора по УВР
Осинцева Лариса Львовна
Отличительными чертами современного общества становятся резкое увеличение объема информации, ее форм, видов и источников, стремительное распространение и совершенствование информационных и коммуникационных технологий, компьютерной техники. Одними из важных социальных результатов информатизации общества являются резкое увеличение творческого содержания деятельности расширение информационных потребностей. Все большее число людей оказываются вовлеченными в информационное взаимодействие не только как пассивные потребители информации, но и как произво дители информационных ресурсов и услуг.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» нормативно оформила требования к выпускнику общеобразовательного учреждения как к личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными социальными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в постиндустриальном правовом демократическом обществе. Подчеркну постиндустриальном, то есть информационном. С этой точки зрения, основополагающей компетентностью выпускника является компетентность информационная.
Национально-региональный компонент Свердловской области Государственного образовательного стандарта предлагает достижение информационной компетентности через реализацию требований к содержанию образовательных программ по информационно-методологической линии содержания образования. Результатом ее реализации должен стать выпускник, понимающий значение информации для профессиональной, общественной и бытовой деятельности, способный к индивидуальной ориентации и самоопределению в информационном поле, умеющий оценивать и отбирать информацию для решения разного рода задач. Но для достижения этой цели необходим высокий уровень информационной культуры самого учителя. Поэтому одна из приоритетных задач методической работы школы — формирование информационной культуры педагогов.
Для реализации этой задачи и в соответствии с Концепцией единого информационно-образовательного пространства Свердловской области, творческой группой педагогов был разработан целевой проект «Информационно-образовательный центр как ресурс самообразования» на 2006 – 2009гг.
Понятие информационная культура подразумевает готовность человека к жизни и деятельности в высокоразвитой информационной среде, умение эффективно использовать ее возможности и защищаться от ее негативных воздействий.
Если говорить об информационной культуре педагога, то она отличается четкой направленностью на использование информационных технологий в своей профессиональной деятельности со следующими целями:
– применение методов и приемов обучения с использованием современных компьютерных программных продуктов, их демонстраций;
– организация учебно-познавательной деятельности учащихся с применением информационных технологий;
– реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования с помощью демонстрации возможностей информационной образовательной среды в получении и переработке, трансформации и хранении информации (увеличение объема информации, ее наглядность, оперативность ее получения из различных источников и пр.);
– установление за счет собственного информационного поведения более тесного контакта и взаимопонимания с учащимися и коллегами, что способствует усилению педагогического воздействия;
– повышение не только уровня собственной профессиональной деятельности, но и качества обучения, воспитания и развития учащихся;
– создание условий для развития у учащихся потребности в применении информационных технологий на практике.
Формирование информационной культуры педагогов нашей школы осуществлялось поэтапно.
- Подготовительный этап (2006-2007 уч.г).
Подготовительная работа фактически была начата с 2005 года, когда мной на базе компьютерного класса школы были проведены курсы повышения квалификации 11 учителей по теме «Информационная компетентность педагога».
Также на данном этапе внесены изменения в локальные акты, произведена компьютеризация школьной библиотеки, методическая работа была направлена на теоретическую подготовку педагогов и овладение навыками работы с ПК, а у отдельных учителей совершенствование данных навыков, различными программами.
Для этого, были организованны методические учебы (например: «Формирование ИКТ-компетентности учащихся». Цель – сформировать понятие ИКТ-компетентности, мотивировать на использование информационных (не обязательно компьютерных) технологий на уроках) , работа в творческих группах, ШМО объединениях, курсовая подготовка учителей в ИРРО, индивидуальные консультации, практическое обучение по использованию различных форм и методов работы на уроке с применением ИКТ (трехдневный семинар-практикум «ИКТ в обучении». Цель – помочь педагогам освоить методику проектирования уроков с использованием презентаций, готовых ЦОР).
К концу 2006-2007 учебного года 52% педагогов владеют ПК на достаточно хорошем уровне, 18% — на уровне набора текста.
Проведенная методическая работа в 2006-2007 уч.г. способствовала формированию интереса педагогического коллектива к данным технологиям, желанию апробировать их в педагогической практике. Так за 2006-2007 уч.г. учителями были проведены уроки с использованием электронных учебников по предметам математика, история, литература, МХК, уроки с использованием тренажеров по русскому языку и математике. Наряду с использованием электронных учебников учителя начали сами создавать презентации уроков. Такие уроки были разработаны и проведены учителями Глубоковой В.В., Рязановой Н.А., Уткиной Ю.С., Шарафиевой Л.В. (все цифры без уроков информатики).
- Этап внедрения (2007-2008 уч.г) .
Методическая работа была направлена на внедрение и развитие использования ИТ в образовательном процессе. Одним из компонентов информационной культуры педагога является владение технологией рационального использования информационных ресурсов общества. Интернет обеспечивает быстрый удаленный доступ к многочисленным источникам информации, что делает навыки работы в Интернет важным компонентом информационной культуры личности. В связи с этим в практике работы – организация семинаров-практикумов по вопросам работы с ресурсами сети. За 2007-2008 года было проведено:
— 6 практических занятия по использованию ресурсов сети Интернет,
— мастер-класс «Использование возможностей Power Point в обучении математике» с целью передать опыт использования Power Point в уроке и самостоятельной деятельности учащихся и обучить педагогов некоторым эффективным приемам в Power Point;
— Педсовет «Повышение качества образования через использование ИКТ» с целью – проанализировать, на какой ступени развития, освоения и применения информационных технологий стоим мы сегодня, также найти ответит на вопрос – как повышается качество образования, что меняется в самом процессе преподавания, что меняется в детях?).
В апреле 2008 года ученицей 10 класса был создан школьный сайт, основные задачи которого:
1) своевременно освещать школьную жизнь;
2) доводить важную информацию до учащихся и их родителей;
3) доводить общешкольную информацию до сведения учителей;
4) создание методической копилки учителей;
5) общение участников образовательного процесса по интересам (форум).
3. Оценочный этап (2008-2009 уч.г).
Методическая работа направлена на активный обмен опытом на различных уровнях, на аналитическую деятельность педагогов и всего педагогического коллектива школы. На протяжении всего учебного года учителя дают открытые уроки с целью представления опыта, наработанного за два года. Также в мае планируется провести школьный семинар, на котором планируется подвести итоги работы по формированию информационной культуры педагогов за 2006-2009 уч.г.
В этом учебном году учителя стали активно использовать возможности школьного сайта, у 40% учителей есть личные страницы, на которых размещаются разработки открытых уроков, внеклассных мероприятий, сообщения по вопросам обучения и воспитания учащихся.
Уровень сформированности информационной культуры учителя мы рассматриваем по следующим показателям:
- знания об информационных процессах, информационных потоках в области образования, современных средствах коммуникации;
- практические умения по сбору, обработке и передаче информации, по решению задач образования детей с использованием информационных и компьютерных технологий, по разработке и оформлению учебно-программных, учебно-методических и других материалов;
- наличие потребностей в использовании информационных и компьютерных технологий при решении профессиональных задач, в постоянном повышении своего профессионального уровня в области информационной культуры;
- активность в использовании информационных и компьютерных технологий в педагогической деятельности.
На сегодняшний день учителя нашей школы успешно применяют НИТ в учебном процессе в различных формах:
- Используют электронные учебники на уроке и вне урока.
- Используют тренажеры.
- Создают собственные презентации к урокам, электронные тесты.
- Разрабатывают исследовательские задания по поиску информации в Интернете.
- Используют в своей деятельности проектный метод обучения.
Апробируются новые формы дистанционного обучения:
- Участие в российских дистанционных эвристических олимпиадах портала Эйдос, олимпиаде УрФО по основам наук.
- Постоянно пополняется банк программно-методических разработок учителей.
- Разработаны модели уроков химии, математики, биологии, географии, иностранного языка, русского языка и литературы, истории, музыки, МХК с компьютерной поддержкой .
- Подготовка к участию в фестивалях, олимпиадах, конкурсах не обходится без использования всех ресурсов школы и возможности сети Интернет.
- Создается база образовательных программ и элективных курсов, востребованных учащимися и их родителями.
- Ведение всей отчетности в «1С: Школа-ХроноГраф».
- В электронном виде ведется мониторинг по: успеваемости (итоги за четверть по каждому учащемуся); посещаемости (по каждому классу); качество обученности и качество знаний (каждую четверть для каждого учителя). Для реализации использована технология электронных таблиц – Microsoft Excel.
- Разработана база данных «Микрорайон»
Многие учителя используют информационные технологии для обобщения своего опыта, становясь участниками различных конкурсов:
— педагогические чтения: школьный этап – 5 чел, городской – 2 чел.;
— городской конкурс «Учебно-методической продукции» — 3 чел. Результат 1 и 2 места;
— областной конкурс «Учебно-методической продукции» — 2 чел.;
— выступление на региональной конференции Информационные технологии в системе образования Свердловской области и публикация тезисов в сборнике и на сайте конференции института развития регионального образования;
— участие в республиканском конкурсе лучших учителей — 1 чел.;
— участие в муниципальном конкурсе «Лучший по профессии» в номинации «Лучший учитель» с результатом 1 место;
— участие в фестивале творчества специалистов системы образования «Грани таланта»: городской тур – 5 чел., окружной тур – 4 чел, областной тур – 2 чел.
Результат: дипломы 2 и 3 степени;
Следствием организации методической работы по формированию информационной культуры педагога являются переход на качественно новый современный уровень преподавания, учитывающий состояние и потребности общества; повышение уровня самооценки учителей; улучшение взаимопонимания между учителем и учениками, в большинстве своем хорошо адаптирующимися в современном информационном мире. Сегодня можно констатировать положительную динамику роста уровня информационной культуры и профессионального мастерства педагогов.
Безусловно, положительные показатели профессионального мастерства педагогов влияют на учащихся, результаты достижений которых также имеют положительную динамику.
Так, по итогам 2006-2007 учебного года — % качества знаний составил – 35,5 %, в 2007-2008 учебного года – 39,6 %. По окончанию I полугодия 2008 – 2009 уч. года – 40,1 %.
К позитивным результатам можно отнести и итоги единого государственного экзамена. Средний балл сдачи ЕГЭ по русскому языку составил – 3,14 (по городу Асбесту – 3,3), по математике – 3,07 (по городу – 2, 79). Из 14 выпускников 11 класса 2 ученика получили золотые медали и 2 учащихся – серебряные.
Вот уже второй год, в марте, в школе проходит НПК в 1 – 4 кл., в этом году исследовательские работы учащихся отличались от прошлого года глубиной, аргументированностью, качеством презентации проекта, если в прошлом учебном году проекты были только индивидуальные, то в 2008-2009 уч.г. были представлены групповые проекты. Количество детей принявших участие в НПК тоже возросло. Так же в НПК приняли участие учащиеся 5 класса. Еще одна особенность данной НПК состоит в том, что учащиеся начальной школы обратились за помощью к учителям старших классов (история, информатика, география).
За последние три года возросла активность и результативность участия детей в фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Если раньше наши обучающиеся не проявляли особого интереса к участию в форуме «Творчество и интеллект», то за последние два года картина изменилась в положительную сторону:
1) Участие в интернет – олимпиаде (4 учащихся);
2) два 3 места в городском туре НПК;
3) участие во всероссийских играх «Русский медвежонок», «Кенгуру»;
1)Участие в V Международной Олимпиаде по основам наук по предметам английский язык, история, информатика (1 тур – 31 чел., 2 тур – 15 человек, 3 тур – 12 чел.);
2) 2 место в региональном конкурсе мультимедийных презентаций «О нашем крае – с любовью»;
3) 1 место в городском конкурсе творческих работ «Люблю тебя, мой край родной!» в номинации «Живи, деревня!»;
4) 1 место в городском конкурсе заочных экскурсионных проектов в номинации «Лучший видеофильм»;
5) в городском конкурсе проектов «Есть такая профессия – Родину защищать!»
6) участие в областном конкурсе творческих работ «Люблю тебя, мой край родной!» в номинации «Живи, деревня!» (результат пока не известен);
7) участие во всероссийских играх «Русский медвежонок» (47 человек), «Кенгуру» (40 человек), «Инфознайка» (23 уч-ся).
Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс значительно увеличивает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио- и видеоподдержку и контроль, что в целом способствует повышению качества образовательного процесса. И в заключении хочется отметить, что педагог, освоивший информационно — коммуникационные технологии и обладающий достаточным уровнем информационной культуры, приобретает качественно новый уровень профессионального мастерства и конкурентоспособности на рынке труда.
Источник