Способы индивидуальной работы с учащимися

Индивидуальная работа с учащимися
статья на тему

Главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.

Скачать:

Вложение Размер
individualnaya_rabota_s_uchashchimisya.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ,

Главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.

Ребенок – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и систематической воспитательной работы

Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа . В этом важном деле каждый педагог должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с подростками.

Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.

Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:

  • на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон (психолого-педагогическая характеристика, наблюдение, беседы с учеником, тренером, родителями);
  • осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
  • систематический анализ достигнутых результатов.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:

  1. Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников училища.
  2. Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников (если такие имеются).
  3. Организация и проведение мероприятий по коррекции нравственных представлений воспитанников, изучение особенностей личности:
  • Изучение личностных особенностей учащихся
  • Диагностика развития личности.
  • Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
  • Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
  • Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
  • Развитие форм, средств и способов общения.
  • Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
  • Повышение мотивации к учебе и умственному труду.
  • Помощь в повышении уровня воспитанности
  • Помощь в овладении новыми знаниями.
  • Тесная работа с тренером и учеником, взявшим обязательства по предметам.
  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей и тренеров.
  2. Консультационная работа с педагогами, родителями, тренерами, воспитанниками.

Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:

  • Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.
  • Органически сочетаться с уважением к воспитанникам
  • Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.
  • Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.
  • Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.
  • Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.
  • Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;
  • Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.
  • Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.

Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.

Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.

Индивидуальная воспитательная работа ведется по следующим направлениям:

  • Изучение документов личного дела.
  • Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе.
  • Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
  • Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.
  • Использование наказаний: порицание, выговор.
  • Учет нарушений ПВР.
  • Немедленное реагирование на нарушения поведения.
  • Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, звонки тренеру и родителям.
  • Групповые психологические (с психологом) и воспитательные занятия (тематические классные часы, диспуты, общешкольные мероприятия)
  • Вовлечение в занятия по интересам (поручения).
  • Моделирование проблемных ситуаций.
  • Использование критики.
  • Общие классные: дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.
  • Воспитание успехом.

Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Ознакомительную беседу проводит психолог, воспитатель. У каждого педагога свои цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, о сформированности познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника, мотивации к учебе.

Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Индивидуальная работа ведется в соответствии с определенными маршрутами для каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы. Попутно идет и групповая работа по привитию нравственных качеств, обучение этическим нормам, воспитание правовой культуры, сотрудничества, осуществляется патриотическое воспитание во время групповых воспитательных мероприятий.

Воспитатель прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей, повышению уровня воспитанности и т.д. Такие характеристики вносятся в журнал индивидуальной работы с воспитанником. Воспитатели в характеристике учитывают следующие результаты наблюдений, изменений личностного роста:

  • Взаимоотношения в коллективе, с воспитателем, культура общения.
  • Отношение к внешнему облику, речевая культура.
  • Как ориентируется в различных жизненных ситуациях.
  • Как адаптировался в коллективе.
  • Преобладающие эмоциональные состояния.
  • Развитие волевых качеств.
  • Отношение к порученному делу
  • Отношение к учебе.
  • Нравственная культура.
  • Отношение к родителям, родным.
  • Отношение к самому себе.
  • Изменения в поведении, достижения, что не удалось сделать.
  • Нарушения в поведении.
  • Поощрения.

Воспитатель в своей характеристике, которая также заносится в журнал индивидуальной работы с воспитанником, учитывает следующее:

  • Как относится к учению? Проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в учении.
  • Уровень развития познавательных способностей.
  • Способность работать самостоятельно
  • Причины плохой успеваемости: запущенность материала, неумение учиться, нежелание, отсутствие силы воли, лень.
  • Работоспособность на уроке.
  • Мотивация учения
  • Устойчивость познавательных интересов.
  • Методы коррекции на следующий период.

Психологическая характеристика ученика составляется по следующим направлениям:

  • Состояние эмоционально-волевой сферы.
  • Уровень тревожности.
  • Уровень агрессивности.
  • Нравственная культуры подростка.
  • Самооценка.
  • Уровень притязаний.
  • Общительность
  • Самокритичность
  • Стремление к успеху.
  • Развитие волевых качеств
  • Самоконтроль

В коллективах отделения функционируют элементы ученического самоуправления. На первом собрании учащиеся выбирают актив класса, распределяют поручения.

Актив класса совместно с воспитателем или самостоятельно, оказывают помощь учащимся, у которых возникают проблемы в той или иной области.

Источник

Организация индивидуальной работы учителя с детьми
статья на тему

Статья «Организация индивидуальной работы учителя с детьми»

Скачать:

Вложение Размер
Статья 22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Организация индивидуальной работы учителя с детьми.

Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей её класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним.

Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития. При этом чрезвычайно важно, чтобы у учащихся формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий. В тоже время эти приёмы должны быть более или менее равноценны по конечным результатам, усвоенным знаниям, умениям, и навыкам. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика, чтобы и в зрелые годы труд стал действительно творческим. Для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, коллективистически мотивационное учение, усиление в обучении связей «ученик-ученик» большой акцент на самостоятельность в познавательной деятельности.

Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей.

Раскрытие и совершенствование индивидуальности происходит в процессе овладения знаниями основ наук. Поэтому попытка ввести индивидуализацию учения по средствам освобождения школьников от учебных предметов, которые им трудно даются, и усиление тех, которыми они легко овладевают, не может быть признана правильной с точки зрения развития личности. Задача заключается в том, чтобы дать всем школьникам систему знаний как средство их развития.

Нельзя признать правильным и решение вопроса об индивидуализации учения посредствам сокращения программы для одних учеников и видоизменения её для других учеников. Приспосабливаться к уровню развития учащихся – значит следить за имеющимися в ребёнке слабыми сторонами, отказаться от средств их преодоления, свести на нет систему воздействия учителя.

— Каковы же основные пути и способы индивидуальной работы с детьми?

Во-первых, поскольку необходимость индивидуальной работы возникает вследствие комплекса причин:

а) отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий,

б) неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива,

в) асоциального окружения,

То общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения.

Во-вторых, корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.

В-третьих, основным средством воспитания должна быть правильная организация жизни и деятельности трудного ребёнка . Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.

В-четвёртых необходимо вовлечь школьника в процесс самовоспитания , организовать борьбу его самого с собственными недостатками. Надо показать школьнику истинную романтику нравственного воспитания, попытаться сформировать у него идеал настоящего, мужественного, волевого человека, который затмил бы в глазах воспитуемого идеал «лихого парня-вожака», дать вдохновляющий образец для подражания. В частности, оно может начинаться с элементарных заданий самому себе на короткий срок. Такие задания вначале должны быть основаны на самолюбии ребёнка, на его желании отличиться.

Педагогу прежде всего необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.

Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому, что только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.

Индивидуальный подход предполагает и знание побудительных причин поступков школьников. Различия в мотивах действий определяют и различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным поступком учащегося. Школьник ударил товарища. Можно ли правильно реагировать, не выяснив мотива этого поступка. Конечно, такой поступок требует осуждения. Но квалифицировать его следует по-разному, в зависимости от того, например, ударил ли ученик дежурного по классу за сделанное замечание, реагировал ли на оскорбление со стороны одноклассника или, наконец, пытался защитить доброе имя девочки-одноклассницы.

Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.

Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя).

Особое значение в индивидуальной работе со школьниками имеют три момента:

1) в общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости ребенка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;

2) учителю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его воспитанию.

3) нередко хорошие результаты даёт открыто выражаемое доверие к нравственным силам школьников. Они очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, доверяют им, которым ещё никто ничего не доверял!

Существует три условия, при которых ставка на доверие оказывается оправданной:

первое условие: как уже отмечалось, — доверие должно быть естественным и непринуждённым, а не явно искусственным приёмом. Ребенок должен поверить в искренность воспитателя и правильно воспринять сам факт выраженного ему доверия;

второе условие: учитель должен быть более или менее уверен в том, что дурные черты у школьника не укоренились настолько, чтобы совершенно заглушить здоровые нравственные тенденции;

третье условие: учитель, оказав доверие ученику, не должен занимать позицию пассивного созерцателя результатов своего эксперимента, а терпеливо и тактично помогать школьнику освоиться с новой ролью, постоянно держать такого ученика в центре внимания, вовремя оказывать ему помощь и поддержку.

Уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Это и приводит к неуспеваемости.

Задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена на основе дифференцированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Я стараюсь так организовать учебный процесс, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.

Учет индивидуально-психологических особенностей помогает созданию комфортной среды для обучения и развития личности.

Индивидуализация обучения осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, выбора средств педагогической поддержки учеников в соответствии с их возможностями.

По результатам психолого-педагогической диагностики у меня в классе формируются три группы учащихся (по уровню достижений):

1 группа, ученики с высокими учебными способностями — %

Учащиеся, относящиеся к этой группе, могут вести работу со сложным материалом, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач, умеют выделять существенное, закономерное, достигают высоких уровней знания.

2 группа, учащиеся со средними способностями — %

Эти учащиеся усваивают материал после тренировочной работы, не сразу выделяют существенное, закономерное, умеют увидеть в частном общее, овладев знаниями; для усвоения знаний им требуется более длительное время.

Если учащихся 2 группы направлять, помогать, то они вполне смогут справиться и с заданиями 1 группы детей.

3 группа учащихся с низкими учебными способностями — %

Эти учащиеся усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, выполняют задания репродуктивного характера, овладевают знаниями более длительное время.

На уроке дети с пониженной способностью к обучению должны получать задания, которые гарантировали бы им успех в работе. Для этого учителю следует выявить наиболее сильную сторону в умственных способностях ученика и, опираясь на неё, предлагать соответствующие задания. Успех в выполнении даже одного дела укрепляет веру ребёнка в свои силы. В результате к очередному заданию он приступает уже с «предчувствием успеха». Переживание радости успеха – необходимое условие нормальной, продуктивной учебной деятельности.

Состав групп непостоянен. Он может меняться не только на протяжении всего процесса обучения, но и на различных уроках.

Индивидуализацию можно проводить по-разному:

  1. по содержанию задания;
  2. по форме организации работы на уроке;
  3. по способу педагогической поддержки;
  4. по способу восприятия информации;
  5. по индивидуально-психологическим признакам.

Необходимо осуществлять постоянный контроль за результатами этой работы, чтобы использовать его в дальнейшей учебной деятельности конкретного ученика. Одним из примеров индивидуального подхода является работа на уроке чтения.

Например, для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера:

  1. к какому жанру можно отнести данное произведение?
  2. исследуй характер главного героя;
  3. найди закономерность в поведении героев.

Для учащихся среднего уровня обучаемости можно предложить задания творческого характера:

  1. подбери варианты своего заголовка;
  2. измени время повествования;
  3. прочитай часть текста, инсценируй ее.

Для учащихся низкого уровня обучаемости подбираются задания репродуктивного характера.

Обозначенные виды индивидуально-дифференцированного подхода взаимосвязаны и могут быть использованы на различных этапах урока. Систематическое применение разных форм индивидуально-дифференцированного подхода позволило уменьшить состав учащихся третьей группы. Учащиеся почувствовали себя уверенными, успешными, у них повысилась самооценка и мотивация. Такой подход позволяет организовать совместную работу педагога и ребенка, основанную на сотрудничестве.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому мы с вами стараемся прибегать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей. «Организация индивидуальной работы с учениками, имеющими трудности в обучении»

Многим детям учиться трудно, но у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. Кто они, эти дети.

Индивидуальная работа учителя с детьми младшего школьного возраста

В статье «Индивидуальная работа учителя с детьми младшего школьного возраста» рекомендуется сочетать коллективные, групповые формы деятельности с индивидуальным подходом.

Программа индивидуальной работы с одаренными детьми.

Одаренные дети-это наше достояние. Выявление спообных детей и работа с нимим являеятся актуальной задачей школы и каждого учителя.Судить о одаренности ребенка следует не только по его школьным или вне.

Программа индивидуальной работы с слабоуспевающими детьми.

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогом наших школ, — это работа со слабоуспевающими детьми. Слабоуспевающими учащимися принято считать учащихся, которые имеют слабые у.

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми.

Программа индивидуальной работы с одаренными детьми

Программа индивидуальной работы с одаренными детьми.

Статья «НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Современное общество нуждается в талантливых, инициативных, грамотных, одаренных людях, способных конструктивно решать сложные экономические и социальные задачи, обеспечить прогрессивное .

Источник

Читайте также:  Способы избавится от соперницы
Оцените статью
Разные способы