Способы педагогической поддержки воспитанников
Екатерина Симоненко
Способы педагогической поддержки воспитанников
Способы педагогической поддержки воспитанников используются педагогами, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.
I. Способы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.
II. Способы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя,веры в свои силы:
• способ радостной перспективы — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
• способ “увлечения весельем” — юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
• способ поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения;
• способ самонаблюдения за своими эмоциями, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство.
III. Способы поддержкифизического здоровья ребенка:
• метод “оптимального режима жизни”;
• метод “постепенности” — приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
• метод физических упражнений и занятия спортом;
• метод рекреации — обеспечение спокойного отдыха организма;
• метод массажа и самомассажа — физического оздоровления путем растирания участков тела.
IV. Способы педагогической поддержкипсихического здоровья ребенка:
• метод “угашения отрицательных переживаний” — способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие — угашение отрицательных эмоций;
• метод “устранения плохих привычек”;
• метод “выработки хороших привычек и положительных черт характера”;
• метод релаксации — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
V. Способы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
1. Способы, связанные с поддержкойэмоционально-нравственной сферы ребенка:
• метод “увлечения добрым делом”;
• метод “увлечения героическим” — увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины, Возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
• метод традиции — творческое использование положительного опыта;
• метод “увлечения красивым” — возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, беречь ее;
• метод “увлечения загадочным” — возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
• метод личного примера — способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
2. Способыукрепления чувства ответственности:
• метод доверия — развивается вера в свои силы;
• метод просьбы — обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
• метод беседы-размышления — обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
• метод лекции — воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
• метод поручения — обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения
3. Способы,с помощью которых укрепляется воля ребенка:
• метод “сомнения” — этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
• метод “достижения согласия с самим собой” — метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
• метод “достижения гармонии с окружающим” — метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas — здоровье) мышления.
VI. Способы педагогической поддержки развития способностей.
1. Способы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способовработы целям и полученному результату:
• метод коллективного анализа деятельности, размышления;
• метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
• метод тестирования и анкетирования.
2. Способы поддержки развития интеллектуальных способностей:
• метод “мозгового штурма” — при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
• метод “сократовской беседы” — развитие диалогического мышления, творческих способностей;
• метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
Организация эффективного взаимодействия с родителями как одно из условий психолого-педагогической поддержки семьи Проблема эффективного взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в.
Конспект итогового занятия в Центре игровой поддержки ребенка «Путешествие на поезде» Цели: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Соотносить выразительные движения со словом. Развивать речевой слух, артикуляционный.
Конкурс «Мисс Лето -2015» Визитка с группой поддержки. 3 класс. b]Визитка конкурса «Мисс Лето» [/b] (Выходят с разных сторон мальчики, сталкиваются плечами) Артём С. : Не толкись! (дерутся). Смотри.
Мастер-класс «Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей» Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного, ответственного человека,.
Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.
Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка для детей от 1 до 2 лет с применением педагогики М. Монтессори Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к.
Перспективный план работы Центра игровой поддержки ребенка Тема. Осень. Знакомимся и изучаем друг друга Цели и задачи. Формирование и закрепление знаний о себе как “Я”, “других людях”, правил социального.
Проект «Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников» ПРОЕКТ Тема. Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников в познавательной.
Создание условий в группе для поддержки инициативы и самостоятельности детей в изодеятельности. Слайд 1-тема… Слайд 2 текст из ФГОС о развитии инициативы и самостоятельности В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного.
Способы поддержки детской инициативы (применение современных образовательных технологий) В данный момент основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель — «Я сам учусь, а не меня учат», следовательно,.
Источник
Организация педагогической поддержки индивидуального развития учащихся
статья по теме
Выступление на педсовете посвящено методам и приёмам педагогической поддержки индивидуального развития учащися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedpodderzhka.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете учителя русского языка и литературы МОУ Видновской гимназии Алябьевой Н.П.. на тему «Организация педагогической поддержки индивидуального развития учащихся» 16.04.2011.
Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии: развитие самости, самостоятельности человека.
Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности
Задачи психолого-педагогической поддержки в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения:
1. Способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности;
2. Помощь (содействие) учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
3. Повышение мотивации обучения путем введения элективных курсов (курсы различной направленности по выбору учащихся) и активных методов обучения.
4. Психологическое обеспечение элективных курсов, анализ уроков с позиций здоровьесбережения.
5. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей.
В процессе взаимодействия педагога и учащегося осуществляются:
— поддержка того, что актуально присутствует у учащегося, что потенциально возможно находится в зоне его ближайшего развития;
— построение условий, способствующих переведению того, что поддерживается, в деятельность самого учащегося;
— обнаружение собственных проблем и придание им (через взаимодействие со взрослым) развивающего характера путем превращения проблемы в задачу деятельности.
Этапы педагогической поддержки:
1. Диагностический – фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с учащимся, вербализация постановки проблемы (проигрывание ее с учащимся), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для ребенка.
2. Поисковый – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны.
3. Договорный – проектирование действий педагога и учащегося (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.
4. Деятельностный: а) действует сам учащийся: со стороны педагога – одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; б) действует сам педагог: координация действий специалистов, прямая безотлагательная помощь учащемуся.
Организуя самопознание учащихся, необходимо продумать способ фиксации результатов. Это должна быть наглядная форма, которая будет служить ориентиром для учащихся и показателем их развития для педагога. Для этих целей подходит «Карта саморазвития личности», «Дневник самоопределения», которые учащийся ведет самостоятельно: отмечает собственные наблюдения, связанные с работой по данному курсу, свои ощущения. Это дисциплинирует детей, способствует формированию рефлексии, способности к самоанализу.
Итак, если говорить о приоритете индивидуальной работы классного воспитателя с детьми, то логичным было бы считать педагогическую поддержку и сопровождение базовыми типами деятельности во всех сферах деятельности: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг». Но опыт показывает, что реализация на практике видов педагогической поддержки и сопровождения в сфере «Учение», зачастую встречается с непринятием их многими учителями-предметниками, так как их деятельность основана на общепризнанных формах и методах обучения по Я.А.Коменскому – «всех учить всему».
С одной стороны мы имеем стабильность классно-урочной системы (читай – авторитарного обязательного единообразия, формальной вариативности) и, с другой стороны – потребность ребенка в реальном индивидуальном педагогическом подходе не только во внеурочной, но и в учебной деятельности, с третьей – требования Единого государственного экзамена.
Разрешение этого противоречия видится в организации образовательного процесса на основе педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования.
Так, если суть индивидуального образования состоит в формировании и развитии человеком своего образа, то не только процесс воспитания, но и организация учения должна быть максимально приближена к его индивидуальным потребностям.
Вот некоторые из возможных форм работ, используемых на уроках:
- формы групповой и парной работы на уроке,
- индивидуальные творческие задания,
- система разноуровневых заданий,
- индивидуальные и коллективные научно-исследовательские проекты,
- система элективных курсов и спецкурсов.
Работа с «олимпийским резервом»:
- Выявление одарённых детей и организация регулярных занятий.
- Участие в школьном туре предметных олимпиад.
- Анализ результатов и участие в районном туре.
- Районная олимпиада по русскому языку – 1 место Наумова Лера, 2 место – Преснякова Алёна;
- Районная олимпиада по литературе – 2 место – Рябцева Дарья, 3 место – Наумова Валерия.
Работа над совершенствованием навыков выразительного чтения:
- Уроки конкурсного чтения стихов
- Участие в школьных конкурсах чтецов
- Участие в районных конкурсах художественного слова «Веснушка», «Зубовские чтения»
из 5 участников конкурса «Веснушка» — 2 Гран-При, 3 –Лауреата 1 степени.
- 7 участников школьного тура,
- 3 участника районного тура,
- 1 победитель – Максимова Анна.
Педагогическая поддержка творчески одарённого ребёнка:
- Своевременное информирование о творческих конкурсах, проводимых в школе, районе, области.
- Консультации и помощь в оформлении заявок на участие и самих творческих работ.
- Организация выступлений ученика, создание условий для творческого роста.
Горбунова Лиза – победитель Межрайонного литературного конкурса «Люблю тебя, мой край родной!» в номинации «Поэзия», победитель конкурса «Веснушка», победитель районного тура областного конкурса на лучшую детскую творческую работу «Чудеса и приключения Подмосковья-2».
Вывод: индивидуальное образование не только возможно в условиях массовых форм обучения, но и протекает повсеместно, так как процесс создания человеком своего Я априори индивидуален.
Источник