Способы индивидуализации юридического лица товарный знак

Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (ст. 1473 — 1541)

Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

ГАРАНТ:

См. обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав

  • § 1. Право на фирменное наименование (ст. 1473 — 1476)
    • Статья 1473. Фирменное наименование
    • Статья 1474. Исключительное право на фирменное наименование
    • Статья 1475. Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации
    • Статья 1476. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания
  • § 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания (ст. 1477 — 1515)
  • § 3. Право на географическое указание и наименование места происхождения товара (ст. 1516 — 1537)
  • § 4. Право на коммерческое обозначение (ст. 1538 — 1541)
    • Статья 1538. Коммерческое обозначение
    • Статья 1539. Исключительное право на коммерческое обозначение
    • Статья 1540. Действие исключительного права на коммерческое обозначение
    • Статья 1541. Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Глава 63. Способы индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг (ст.ст. 1128 — 1145)

Глава 63. Способы индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг

§ 1. Фирменное наименование

Статья 1128. Право на фирменное наименование

1. Юридическое лицо имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, которые проводятся на территории [. . .].

2. Фирменное наименование юридического лица определяется при утверждении его устава и подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических лиц.

3. Не может быть зарегистрировано фирменное наименование юридического лица, похожее на уже зарегистрированное настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц.

Статья 1129. Использование фирменного наименования юридического лица в товарном знаке

Фирменное наименование юридического лица может быть использовано в принадлежащем ему товарном знаке.

Статья 1130. Действие права на фирменное наименование

1. На территории [. . .] действует исключительное право на наименование, зарегистрированное в [. . .] в качестве обозначения юридического лица.

На наименование, зарегистрированное или общепризнанное в иностранном государстве, исключительное право на территории [. . .] действует в случаях, предусмотренных законом.

2. Действие права на фирменное наименование прекращается с ликвидацией юридического лица и с изменением его фирменного наименования.

Статья 1131. Отчуждение права на фирменное наименования

1. Отчуждение и переход права на фирменное наименование юридического лица допускается только в случаях реорганизации юридического лица и отчуждения предприятия в целом.

2. Обладатель права на фирменное наименование может разрешить другому лицу использование своего наименования (выдать лицензию). Однако, при этом в лицензионном договоре должны быть обусловлены меры, исключающие введение потребителя в заблуждение.

§ 2. Товарный знак

Статья 1132. Условия правовой охраны товарного знака

1. Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его регистрации. Товарным знаком (знаком обслуживания) признается зарегистрированное словесное, изобразительное, объемное или другое обозначение, служащее для отличия товаров или услуг одного лица от однородных товаров и услуг других лиц.

2. Обозначения, регистрация которых в качестве товарного знака не допускается, порядок регистрации товарных знаков, их аннулирования и признания недействительными, а также случаи, в которых может быть допущена правовая охрана незарегистрированных товарных знаков, определяются законом о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товара.

3. Право на товарный знак удостоверяется свидетельством.

Статья 1133. Право пользования товарным знаком

1. Обладатель права на товарный знак имеет исключительное право пользования и распоряжения принадлежащим ему знаком.

2. Использованием товарного знака считается любое его введение в оборот: изготовление, применение, ввоз, хранение, предложение к продаже, продажа товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, использование в вывесках, рекламе, печатной продукции или иной деловой документации.

Статья 1134. Правовая охрана товарного знака на территории [. . .]

На территории [. . .] правовая охрана предоставляется товарному знаку, зарегистрированному патентным ведомством [. . .] или международной организацией в силу международного договора [. . .].

Статья 1135. Срок действия права на товарный знак

1. Приоритет товарного знака устанавливается по дате поступления заявки в патентное ведомство, если законом о товарных знаках не предусмотрено иное.

2. Право на товарный знак действует в течение десяти лет с момента регистрации.

По заявлению обладателя права на товарный знак, поданному в патентное ведомство в течение последнего года действия товарного знака, может быть зарегистрировано продление срока действия товарного знака на десять лет. Продление возможно неограниченное число раз.

Статья 1136. Последствия неиспользования товарного знака

При неиспользовании товарного знака без уважительной причины непрерывно в течение пяти лет его регистрация может быть аннулирована по требованию любого заинтересованного лица.

Выдача лицензии на пользование товарным знаком считается его использованием.

Статья 1137. Переход права на товарный знак

1. Право на товарный знак в отношении всех указанных в свидетельстве классов товаров и услуг либо их части может быть передано правообладателем другому лицу по договору.

2. Передача права на товарный знак не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

3. Переход права на товарный знак, в том числе его передача по договору или в порядке правопреемства, должны быть зарегистрированы в патентом ведомстве.

Статья 1138. Разрешение на использование товарного знака

1. Право на использование товарного знака может быть предоставлено обладателем права на товарный знак другому лицу в отношении всех указанных в свидетельстве классов товаров и услуг либо их части по лицензионному договору (статья 1039).

2. Лицензионный договор, разрешающий лицензиату использование товарного знака, должен содержать условие о том, что качество товаров или услуг лицензиата будет не ниже качества товаров или услуг лицензиара и что лицензиар имеет право осуществлять контроль за выполнением этого условия.

3. При прекращении действия права на товарный знак действие лицензии прекращается.

4. Переход права на товарный знак к другому лицу не влечет за собой прекращения лицензионного договора.

Статья 1139. Форма и регистрация договоров о передаче права на товарный знак и о предоставлении лицензии

Договор о передаче права на товарный знак или о предоставлении лицензии должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в патентном ведомстве.

Несоблюдение письменной формы и требования о регистрации влечет за собой недействительность договора.

Статья 1140. Ответственность за нарушение права на товарный знак

Лицо, неправомерно использующее товарный знак, обязано прекратить нарушение и возместить владельцу товарного знака понесенные им убытки (статья 15).

Лицо, неправомерно использующее товарный знак, обязано уничтожить изготовленные изображения товарного знака, удалить с товара или его упаковки незаконно используемый товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения.

При невозможности выполнить требования, установленные частью второй настоящей статьи, соответствующий товар подлежит уничтожению.

§ 3. Наименование места происхождения товара

Статья 1141. Условие правовой охраны наименования места происхождения товара

Читайте также:  Простой способ воспроизводства населения

1. Правовая охрана наименования места происхождения товара предоставляется на основании его регистрации, за исключением случая предусмотренного пунктом 3 статьи 1142 настоящего Кодекса.

Наименованием места происхождения (указанием происхождения) товара признается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов.

Наименованием места происхождения товара может быть историческое название географического объекта.

2. Не признается наименованием места происхождения товара и не подлежит регистрации для целей его правовой охраны в соответствии с правилами настоящего параграфа обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в [. . .] во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления. Это, однако, не лишает лицо, чьи права нарушены недобросовестным использованием такого наименования, возможности их защиты иными способами, предусмотренными законом, в том числе, на основании правил о недобросовестной конкуренции.

3. Регистрация наименования места происхождения товара осуществляется патентным ведомством.

На основании регистрации выдается свидетельство о праве пользования наименованием места происхождения товара.

Порядок и условия регистрации и выдачи свидетельств, признания недействительными и прекращения действия регистрации и свидетельств определяются законом о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров.

Статья 1142. Право пользования наименованием места происхождения товара

1. Лицо, обладающее правом пользования наименованием места происхождения товара, вправе помещать это наименование на товаре, упаковке, рекламе, проспектах, счетах и использовать его иным образом в связи с введением данного товара в гражданский оборот.

2. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано несколькими лицами, как совместно, так и независимо друг от друга, для обозначения товара, отвечающего требованиям, указанным в пункте 1 статьи 1141 настоящего Кодекса. Право пользования наименованием места происхождения товара принадлежит каждому из таких лиц.

3. Лицо, добросовестно использовавшее географическое обозначение, тождественное или сходное с зарегистрированным наименованием места происхождения товара, не менее, чем за шесть месяцев до даты его первой регистрации, сохраняет право на его дальнейшее использование в течение срока, установленного патентным ведомством, но не менее семи лет, считая с даты указанной регистрации.

4. Отчуждение, иные сделки об уступке права пользования наименованием места происхождения товара и предоставление пользования им на основании лицензии не допускается.

Статья 1143. Сфера действия правовой охраны наименования места происхождения товара

1. В [. . .] предоставляется правовая охрана наименований мест происхождения товаров, находящихся на территории [. . .].

2. Правовая охрана находящегося в другом государстве наименования места происхождения товара предоставляется в [. . .], если это наименование зарегистрировано в стране происхождения товара, а также в патентном ведомстве [. . .] в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 1144. Срок действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара

Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в патентное ведомство.

Срок действия свидетельства может быть продлен по заявлению его владельца, поданному в течение последнего года действия свидетельства, на десять лет при сохранении условий, дающих право на пользование наименованием. Продление возможно неограниченное число раз.

Статья 1145. Ответственность за неправомерное пользование наименованием места происхождения товара

1. Лицо, имеющее право пользования наименованием места происхождения товара, а также организации по защите прав потребителей могут потребовать от того, кто незаконно использует это наименование, прекращения его использования, удаления с товара, его упаковки, бланков и т.п. документации незаконно используемого наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения, уничтожения изготовленных изображений наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения, а если это невозможно — изъятия и уничтожения товара и (или) упаковки.

2. Лицо, обладающее правом пользования наименованием места происхождения товара, вправе потребовать от нарушителя этого права возмещения понесенных убытков (статья 15).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Права на средства индивидуализации

Система средств индивидуализации. Охраноспособность средств индивидуализации

1. Средство индивидуализации – это обозначение, идентифицирующее (выделяющее) предмет индивидуализации и позволяющее отличать его от подобных ему предметов.

Предметом индивидуализации являются участники гражданского оборота и производимая ими продукция (работы, услуги)1.

Право на средство индивидуализации – исключительное право. Это единственное право из числа интеллектуальных прав, которое закрепляется на средство индивидуализации (личных неимущественных и иных интеллектуальных прав на средство индивидуализации не существует).

В зависимости от предмета индивидуализации Гражданский кодекс различает четыре средства индивидуализации (перечень закрытый):

  1. товарный знак – предметом индивидуализации являются товары определенной группы. Если предметом индивидуализации являются производимые работы или оказываемые услуги, средство индивидуализации может именоваться знак обслуживания. Примеры: «КАМАЗ», «Известия», «Вдова Клико», форма бутылки «Кока-Кола» и т.п.;
  2. наименование места происхождения товара – предметом индивидуализации являются товары, произведенные в границах определенного географического объекта. Примеры: «Гжель», «Нарзан», «Шампанское» и т.п.;
  3. фирменное наименование – предметом индивидуализации являются юридические лица в форме коммерческих организаций. Примеры: ПАО «КАМАЗ», ООО «Ромашка», ФГУП «Почта России» и т.п.;
  4. коммерческое обозначение – предметом индивидуализации являются предприятия как объекты прав. Примеры: «Парикмахерская “Ручеек”», «Столовая № 26» и т.п.

Предпосылки правовой охраны средств индивидуализации первоначально были связаны с пресечением недобросовестной конкуренции.

Средство индивидуализации связано в представлении потребителя с особыми свойствами товара (качество, износостойкость, вкус, полезность и т.д.). Поэтому при имитации чужого средства индивидуализации затрагиваются интересы двоякого рода: 1) интересы потребителей, которым предлагаются товары с худшими характеристиками, и 2) интересы правообладателя, который несет репутационные издержки и имущественные потери в результате оттока потребителей. В настоящее время исключительное право на средства индивидуализации подлежит защите и тогда, когда интересы потребителей формально не пострадали (например, товар под поддельным обозначением оказался по качеству выше, чем товар под зарегистрированным знаком). Это обусловлено абсолютным характером защиты всякого исключительного права. Но тесная связь правовой охраны средств индивидуализации с пресечением недобросовестной конкуренции сохранилась и проявляется в запрете на правовую охрану обозначений, способных ввести потребителя в заблуждение (в том числе, например, в части обозначений, сходных с официальными наименованиями государственных органов).

Главная цель предоставления обозначению правовой охраны – не допустить введения в заблуждение потребителей или контрагентов в отношении производимых товаров (оказываемых услуг).

2. Для каждого средства индивидуализации устанавливается особый правовой режим охраны, между собой эти режимы значительно различаются, особенно по таким критериям, как субъектный состав правообладателей; формальные условия, необходимые для возникновения исключительного права; срок действия и оборотоспособность исключительного права.

Что же позволяет говорить не о наборе различных обозначений, а именно о системе средств индивидуализации?

Во-первых, единство системы обнаруживается в общих чертах правовой охраны каждого средства индивидуализации:

  • учет сходства до степени смешения. Если на одно обозначение уже возникло исключительное право, то другое обозначение не может получить правовую охрану не только при полной тождественности с охраняемым обозначением, но и в том случае, когда имеющиеся отличия все же способны вызвать у рядового потребителя ассоциации с охраняемым обозначением. Например, сходны до степени смешения обозначения adidas и abibas;
  • ограниченность исключительного права определенной сферой. Предполагается, что для каждого средства индивидуализации существует своя сфера (однородные товары, однородная деятельность или территория), в рамках которой рядовой потребитель может быть введен в заблуждение. Поэтому, например, исключительное право на фирменное наименование ООО «Лезар» (сфера деятельности – лечение за рубежом) не считается нарушенным, если схожее фирменное наименование имеется у АО «Лезард» (сфера деятельности – производство средств для прочистки сантехники);
  • отсутствие юридической конструкции преждепользования. Если в отношении обозначения возникло исключительное право у одного лица, то другое лицо не может ссылаться на то, что оно ранее фактически использовало такое же неохраняемое обозначение.
Читайте также:  Как засолить кубари горячим способом

Во-вторых, единство системы поддерживают условия охраноспособности, общие для всех средств индивидуализации:

  • требование различительной способности. Различительная способность – это гипотетическая возможность вызывать у рядового потребителя ассоциативные образы, необходимые и достаточные для идентификации предмета индивидуализации;
  • требование относительной новизны. Правовая охрана не предоставляется средству индивидуализации в том случае, если на аналогичный предмет индивидуализации уже возникло исключительное право (например, аналогичный товарный знак имеет более раннюю дату приоритета или аналогичное фирменное наименование уже внесено в ЕГРЮЛ);
  • зависимость от авторских прав и общегражданских личных неимущественных прав. На средства индивидуализации отсутствуют личные неимущественные интеллектуальные права, поскольку не всякое обозначение, получающее правовую охрану, является результатом творческого труда и имеет автора. В тех же случаях, когда обозначение является объектом авторского права, исключительное право на средство индивидуализации защищается только в том случае, если этот объект (название произведения, имя персонажа, цитата) используется в качестве средства индивидуализации с согласия обладателя исключительного авторского права. Аналогично, использование в качестве средства индивидуализации имени или портрета известного лица допускается только с согласия этого лица или лиц, уполномоченных на защиту личных неимущественных прав этого лица после его смерти.

В-третьих, единство системы обеспечивается взаимными связями между системообразующими элементами (п. 6 ст. 1252 ГК). В отношении различных средств индивидуализации при их столкновении действует «принцип старшинства»: если различные средства индивидуализации оказываются тождественными или сходными до степени смешения, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Если объемное обозначение является объектом авторских прав, то оно может получить правовую охрану и как промышленный образец (патентное право), и как товарный знак.

В этом случае при столкновении промышленного образца и товарного знака также действует «принцип старшинства».

Правовая охрана товарного знака

1. Товарный знак – это обозначение (словесное, изобразительное, объемное, звуковое и др.), служащее для индивидуализации определенной группы товаров, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Из числа общих критериев правовой охраны средств индивидуализации особый интерес представляет такой критерий, как различительная способность товарного знака. Имеется несколько проявлений различительной способности:

а) принципиальная возможность вызывать у потребителя ассоциации с товаром. В определенной степени для товарного знака требуется индивидуальность – не обладают различительной способностью «простые геометрические фигуры, линии, числа». Однако было бы ошибочно приравнивать различительную способность к оригинальности обозначения. Напротив, считается, что различительной способностью обладают самые простые слова в силу их обычности и способности к запоминанию (пример: товарный знак «Добрый»). Не обладают различительной способностью как раз «отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово». Так, в свое время в России по данному основанию не было зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение «XC90» одного известного производителя автомобилей.

Принципиальная невозможность вызывать у потребителя ассоциации с товаром – это умозрительное предположение. Практика может опровергнуть такое предположение. Поэтому часто «линии, цифры, отдельные буквы» приобретают различительную способность в результате их использования, когда рядовой потребитель может уверенно указать, какие именно товары идентифицируют эти буквы и цифры. Тогда обозначение может быть зарегистрировано как товарный знак;

б) возможность вызывать у потребителя ассоциации с конкретным товаром. Недопустимо регистрировать в качестве товарного знака обозначения, которые характеризуют товары определенного вида в целом.

Так, для молочной продукции нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака слово «молоко» (но можно зарегистрировать слова «птичье молоко» для конфет). Очевидно, что закрепление монопольного права на такие обозначения только за одним правообладателем противоречило бы требованиям добросовестной конкуренции. Теми же причинами вызвана невозможность регистрации в качестве товарных знаков общепринятых символов и терминов, а также обозначений, представляющих собой форму товаров.

К данному основанию примыкает драматическая ситуация, когда конкретное обозначение, бывшее когда-то новым (и даже оригинальным), из-за слишком большой популярности вдруг становится собственным именем всего класса товаров. Примерами обозначений, вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида, являются следующие обозначения: целлофан, термос, ланолин, вазелин, сахарин, целлулоид, эскалатор, примус, граммофон, магнитофон, линолеум, нейлон и др.1

2. Исключительное право на товарный знак. Правовая охрана товарного знака строится по образцу патентного права и предоставляется товарному знаку в случае его государственной регистрации. Решение о государственной регистрации товарного знака принимается по итогам экспертизы. Зарегистрированный товарный знак вносится в Государственный реестр товарных знаков, правообладателю выдается свидетельство на товарный знак. Сведения о зарегистрированном товарном знаке подлежат публикации. Помимо возникновения исключительного права на товарный знак государственной регистрации подлежат переход исключительного права, залог исключительного права и предоставление права использования товарного знака по лицензии.

Исключительное право на товарный знак возникает в результате государственной регистрации обозначения, но началом исчисления срока действия товарного знака является дата приоритета (дата подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака). Десятилетний срок действия исключительного права может быть продлен неограниченное количество раз при условии, что заявление о продлении срока подано в патентное ведомство в последний год действия исключительного права. В этом случае срок продлевается автоматически без проведения экспертизы.

Несоблюдение условий охраноспособности товарного знака является основанием недействительности предоставления правовой охраны товарному знаку. Споры рассматриваются в административном порядке с последующим судебным контролем.

Содержание исключительного права. Способами использования товарного знака являются:

действия с материальным носителем. Это размещение товарного знака на самих товарах, на этикетках или упаковках товаров, которые ввозятся на территорию Российской Федерации либо вводятся в гражданский оборот (производятся, продаются, предлагаются к продаже и т.п.);

действия, не связанные с материальным носителем. Это размещение товарного знака на вывесках и в рекламе; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в сети «Интернет», в том числе в доменном имени, и т.п.

Обязанность использования товарного знака. Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно (в отношении всех или части товаров, на которые было закреплено исключительное право) вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. При этом закон не содержит требования к правообладателю лично производить товары, в отношении которых зарегистрирован товарный знак.

3. Ограничения исключительного права на товарный знак.

1. Из числа общих ограничений исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности к товарному знаку применяется одно единственное: исчерпание права. Это означает, что свободное использование товарного знака без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения допускается только в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.

Таким образом, даже использование товара, маркированного товарным знаком, для личных нужд без лицензионного соглашения (например, ввоз на территорию России легально приобретенного автомобиля, смартфона или баночки газированной воды) является нарушением исключительного права на товарный знак, а сам такой товар считается контрафактным.

2. Специальным ограничением исключительного права на товарный знак по объему правовой охраны является ограниченность права определенной сферой. Для товарных знаков этой сферой является действие исключительного права в отношении группы однородных товаров. При государственной регистрации товарного знака устанавливается исключительное право заявителя только на определенные товары определенных классов. Соответственно, и свидетельство на товарный знак удостоверяет исключительное право на товарный знак только в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Классификация товаров проведена в Международной классификации товаров и услуг (далее – МКТУ)1.

Если правообладатель выпускает под своим товарным знаком, например, шампунь, то нарушением его исключительного права является выпуск под сходным обозначением, например, мыла. Шампунь и мыло принадлежат к одному классу по МКТУ и образуют группу однородных товаров. Таким образом, применение МКТУ позволяет применять формальный подход при установлении факта нарушения исключительного права. Но, например, автомобили и автомобильные дверные ручки относятся к разным классам товаров по МКТУ (автомобильные ручки попали в класс мебели). Это, конечно, абсурдно. Поэтому существует иной подход, применяемый в спорных ситуациях, – определение однородности товаров с позиций потребителя. При этом «решающее значение придается существованию принципиальной возможности возникновения у потребителя представления о принадлежности соответствующих товаров одному и тому же производителю». Так, например, российская практика признала, что пиво и орешки (формально относящиеся к разным классам МКТУ) являются однородными товарами.

Читайте также:  100 будет язва способы

Привилегия не учитывать однородность товаров при защите исключительного права дается правообладателям общеизвестных товарных знаков, которые подлежат внесению в особый государственный реестр.

4. Особенности условий лицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака. Лицензиат обязан обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром. По требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров, лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность.

Следует учитывать, что обязанность обеспечить качество товаров существует только для лицензионных договоров. При отчуждении исключительного права на товарный знак бывший правообладатель утрачивает интерес к поддержанию качества товаров, выпускаемых новым правообладателем.

5. Особенности защиты исключительного права на товарный знак.

Товар, на котором отсутствует незаконно используемое обозначение, даже если внешний вид этого товара ассоциируется с определенным производителем (и этот внешний вид не зарегистрирован в качестве товарного знака), не является контрафактным.

Поскольку нарушение исключительного права на товарный знак связано с незаконным использованием зарегистрированного обозначения, уничтожению подлежит, строго говоря, именно обозначение.

В соответствии с общей нормой п. 4 ст. 1252 ГК контрафактные материальные носители подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если не предусмотрены иные последствия. Эти иные последствия как раз и предусмотрены в отношении товарных знаков: в тех случаях, когда введение контрафактных товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель не может требовать их уничтожения, а вправе только предъявить требование об удалении незаконно используемого обозначения с товаров, этикеток или упаковок (п. 2 ст. 1515 ГК).

Особенности правовой охраны наименования места происхождения товара

Наименование места происхождения товара – это словесное обозначение (историческое, официальное, производное и др.) определенного географического объекта (от населенного пункта до страны) в отношении товара, если особые свойства товара связаны с факторами, присущими данному географическому объекту.

Правила о наименовании места происхождения товара могут применяться к традиционным обозначениям, которые не содержат наименования географического объекта, но при этом особые свойства товара все равно ассоциируются с факторами, присущими определенной местности (например, «моцарелла» – молодой итальянский сыр родом из региона Кампания).

Не признается наименованием места происхождения товара обозначение географического объекта, хотя бы и вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, если особые свойства этого товара не зависят напрямую от места его производства (например, хлеб «Бородинский», соус «Майонез»).

Специальные условия правовой охраны:

  • характерность для географического объекта природных климатических, сырьевых условий и (или) наличие особых навыков, умений производителей, обусловливающих особые свойства производимого товара. Данное условие указывает на то, что при утрате географическим объектом особых природных или людских факторов прекращается правовая охрана наименования места происхождения товара;
  • личное производство заявителем товара, обладающего особыми свойствами. Это условие предопределяет невозможность распоряжения исключительным правом на наименование места происхождения товара, а также объясняет прекращение исключительного права в связи с прекращением правообладателя как субъекта гражданского права;
  • как сами наименования мест происхождения товара, так и исключительные права на эти наименования подлежат государственной регистрации и вносятся в специальный государственный реестр.

Множественность правообладателей в отношении одного и того же наименования места происхождения товара. Обладателями исключительного права могут быть любые лица, которые в границах одного и того же географического объекта производят товар, обладающий особыми свойствами. В связи с этим отсутствует понятие приоритета в отношении наименования места происхождения товара.

Специфические случаи нарушения исключительного права (незаконное использование наименования места происхождения товара):

  • использование зарегистрированного наименования лицами, не имеющими свидетельства о государственной регистрации, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара;
  • использование зарегистрированного наименования в переводе (например, «пармезан» вместо «Parmigiano-Reggiano»);
  • использование зарегистрированного наименования в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и т.п.

В остальном правовая охрана наименования места происхождения товара схожа с правовой охраной товарного знака.

Особенности правовой охраны фирменного наименования

Фирменное наименование – это словесное обозначение, под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте.

Правовой охране подлежат только те фирменные наименования (полные и сокращенные, на русском и других языках), сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. Моментом возникновения исключительного права на фирменное наименование является момент внесения сведений о таком наименовании в ЕГРЮЛ (при регистрации коммерческой организации как юридического лица или при внесении в ЕГРЮЛ изменений, связанных с изменением или дополнением сведений о наименовании коммерческой организации).

Содержание исключительного права на фирменное наименование: указание наименования на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет» и другие аналогичные способы использования.

Нарушением исключительного права является использование коммерческой организацией фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другой коммерческой организации или сходного с ним до степени смешения.

Ограниченность исключительного права определенной сферой. Для фирменного наименования такой сферой являются виды деятельности. Нарушение исключительного права имеет место в том случае, если нарушитель осуществляет деятельность, аналогичную деятельности правообладателя.

При этом защите подлежит исключительное право того лица, чье наименование раньше было включено в ЕГРП, вне независимости от того, кто раньше начал осуществлять определенный вид деятельности.

Особенности защиты исключительного права на фирменное наименование. Нарушитель обязан по своему выбору или прекратить осуществление видов деятельности под спорным фирменным наименованием, или изменить свое фирменное наименование.

Особенности правовой охраны коммерческого обозначения

Коммерческое обозначение – это обозначение (словесное, изобразительное, объемное и др.) предприятия, принадлежащего юридическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность, или индивидуальному предпринимателю.

Предмет индивидуализации. За рубежом коммерческое обозначение иногда называют «право на вывеску». В России коммерческое обозначение возникает только в отношении имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, который зарегистрирован в ЕГРП в качестве недвижимой вещи (ст. 132 ГК, ст. 1 Закона о регистрации прав на недвижимость). Коммерческое обозначение может использоваться для индивидуализации одного или нескольких предприятий, принадлежащих правообладателю.

Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

Специальное условие правовой охраны: известность коммерческого обозначения в пределах определенной территории.

Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.

После возобновления использования исключительное право возникает вновь.

Содержание исключительного права на коммерческое обозначение: указание на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет» и другие аналогичные способы использования.

Нарушением исключительного права является использование лицом коммерческого обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с коммерческим обозначением другого лица, чье право на спорное коммерческое обозначение возникло раньше.

Ограниченность исключительного права определенной сферой. Такой сферой является территория, на которой коммерческое обозначение стало известно по факту его использования.

Особенности защиты исключительного права на коммерческое обозначение. Правообладатель вправе требовать запрета на использование нарушителем спорного обозначения на территории действия своего исключительного права.

Особенности оборотоспособности исключительного права. Права на коммерческое обозначение переходят к другим лицам только в составе предприятия.

Источник

Оцените статью
Разные способы