Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (ст. 1473 — 1541)
Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
ГАРАНТ:
См. обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав
§ 1. Право на фирменное наименование (ст. 1473 — 1476)
- Статья 1473. Фирменное наименование
- Статья 1474. Исключительное право на фирменное наименование
- Статья 1475. Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации
- Статья 1476. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания
- § 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания (ст. 1477 — 1515)
- § 3. Право на географическое указание и наименование места происхождения товара (ст. 1516 — 1537)
§ 4. Право на коммерческое обозначение (ст. 1538 — 1541)
- Статья 1538. Коммерческое обозначение
- Статья 1539. Исключительное право на коммерческое обозначение
- Статья 1540. Действие исключительного права на коммерческое обозначение
- Статья 1541. Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник
Гражданско-правовые способы индивидуализации юридических лиц
Все юридические лица должны быть индивидуализированы, т.е. должны отличаться друг от друга в гражданском обороте, в особенности те юридические лица, которые производят товары (работы, услуги) для потребителей и должны быть сразу узнаваемыми.
Различают следующие гражданско-правовые средства индивидуализации юридических лиц: наименование юридического лица; товарный знак и знак обслуживания; производственная марка; наименование места происхождения товара.
Ст.50 Гражданского кодекса к наименованию юридического лица предъявляет определенные требования: во-первых, оно должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица (общество с ограниченной ответственностью, общественное объединение и т.д.); во-вторых, наименования некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях коммерческих организаций, должны содержать указания на характер деятельности юридического лица (жилищно-строительный кооператив, детский благотворительный фонд, коммунальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и т.д.); в третьих, коммерческие организации должны иметь фирменное наименование (например, «Санта-Импэкс»). Фирменное наименование юридического лица предварительно согласовывается с Министерством юстиции, потом утверждается уставом и лишь тогда подлежит регистрации путём включения в Единый государственный регистр юридических лиц. Владелец фирменного наименования имеет исключительные права на его использование, и оно подлежит правовой охране.
Товарный знак и знак обслуживания – это, согласно ст.1017 Гражданского кодекса и ст.1 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» [39], обозначение, способствующее отличию товаров, услуг одного лица от однородных услуг, товаров другого лица. Товарный знак идентифицирует товары, а знак обслуживания – услуги и работы. Товарный знак подлежит регистрации в патентном органе – Национальном центре интеллектуальной собственности Комитета по науке и технологии при Совете Министров. Его владелец имеет исключительное право использовать и распоряжаться данным знаком.
Производственная марка – это комплекс сведений о юридическом лице, который выражается в словесной форме или в описательном порядке. Она содержит фирменное наименование производителя, его место нахождения, указание на вышестоящую организацию, если такова есть, название товара, ссылка на стандарт и т.д. Производственная марка индивидуализирует юридическое лицо, но правовой защите не подлежит, как вышеназванные средства.
Наименование места происхождения товара – согласно ч.2 п.1. ст.1024 Гражданского кодекса, им признаётся название страны, населённого пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого определяются характерными для этого географического объекта природными условиями (климат, почва). Например, массандровские вина, уральские самоцветы. Наименование места происхождения товара регистрируется патентным ведомством, на основании которого выдаётся свидетельство о праве пользования. Правовое регулирование осуществляется Законом Республики Беларусь «О географических указаниях» [9].
4.Образование юридического лица
Выделяют три способа образования юридического лица:
1) разрешительный – создается по инициативе учредителей после получения разрешения от соответствующих органов, компетентных их давать. Так, с согласия местных органов власти создаются жилищно-строительные кооперативы и дачно-садоводческие товарищества. Прежде чем пройти процедуру государственной регистрации юридического лица, его учредителям надо получить разрешение уполномоченного органа;
2) явочно-нормативный – создаётся учредителями по собственной инициативе, а уполномоченный государственный орган должен только проверить соблюдение процедуры создания, закреплённой законодательством при явке учредителей для государственной регистрации созданного ими юридического лица. Поэтому этот способ ещё именуют регистрационным. Он используется, например, при создании частных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, общественных объединений, фондов;
3) распорядительный – создаётся по распоряжению собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке, к примеру, на основании Указа Президента создаются министерства.
Юридические лица образуются и действуют на основании следующих учредительных документов (ст. 48 Гражданского кодекса):
устава, который утверждается учредителями;
учредительного договора, который заключается учредителями.
В зависимости от состава учредительных документов все юридические лица делятся на группы:
на основании толькоУстава образуются акционерные общества (ст.98 Гражданского кодекса), унитарные предприятия (ст. 113), кооперативы – производственный и потребительский (статьи 108, 116), некоммерческие организации – общественные объединения, фонды, учреждения (статьи 117, 118, п.1 ст.48 Гражданского кодекса);
на основании толькоучредительного договораобразуются хозяйственные товарищества (статьи 67 и 82 Гражданского кодекса);
на основании Устава и учредительного договора образуются: общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (статьи 88 и 94 Гражданского кодекса).
Сведения, которые должны содержаться в учредительных документах, определяются п.2 ст. 48 Гражданского кодекса: наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица. В учредительных документах могут содержаться и другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях и иных коммерческих организациях, должен быть определен предмет деятельности юридического лица.
Пункт 29 Положения о государственной регистрации и ликвидации субъекта хозяйственности, утвержденного Декретом Президента от 16.03. 1999 № 11 [10], предусматривает, что в учредительных документах юридического лица (свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), кроме сведений, установленных законодательством, предусматриваются:
виды деятельности, которые будут осуществляться коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем. При этом данные виды деятельности должны соответствовать наименованиям видов деятельности, указанным в Общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности либо в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия);
сведения об обособленных подразделениях коммерческой организации (представительствах, филиалах);
субсидиарная ответственность участников общества с дополнительной ответственностью, участников полного товарищества и полных товарищей коммандитного товарищества, членов производственного кооператива, Республики Беларусь по обязательствам казенного предприятия.
Государственная регистрация юридических лиц закрепляется ст. 47 Гражданского кодекса, вышеназванным Декретом Президента, также Декретом Президента от 26.01.1999 года№2[23] для политических партий и общественных объединений.
Государственной регистрации подлежат: коммерческие организации; некоммерческие организации; индивидуальные предприниматели; изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы организаций и в свидетельства индивидуальных предпринимателей.
Органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, определяются вышеназванными Декретами:
облисполкомы – коммерческие организации с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;
Национальный банк – банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
администрации свободных экономических зон – коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;
Министерство финансов – страховые организации;
местные органы исполнительной власти – субъекты хозяйствования, не указанные выше.
Министерство юстиции – общественные объединения и политические партии, профсоюзы, благотворительные и иные фонды, торгово-промышленные палаты.
Регистрирующий орган, куда представляется перечень документов, в течение одного месяца принимает решение либо о государственной регистрации (присваивается регистрационный номер, выдаётся свидетельство установленного образца, проставляется штамп на учредительных документах, включается Министерством юстиции в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), либо об отказе в государственной регистрации. В последнем случае решение органа может быть обжаловано в хозяйственном суде.
Источник
Понятие и признаки юридического лица. Способы индивидуализации юридических лиц.
Юридическое лицо — это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, от своего имени приобретает гражданские права, несет обязанности и выступает в суде, арбитражном или третейском суде.
Цели создания юридического лица:
1.централизация и обособление имущества для участия им в гражданском обороте;
2.уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет самостоятельной ответственности юридического лица по своим обязательствам;
3.обеспечение интересов кредиторов за счет установления минимального размера уставного капитала юридического лица.
Признаки юридического лица:
•организационное единство, то есть организация юридического лица как единого целого с определенной внутренней структурой, предназначенной для управления юридическим лицом для достижения целей его деятельности.
Организационное единство выражается в закрепленной в учредительных документах системе органов юридического лица, их компетенции, взаимоотношениях, целях деятельности юридического лица;
•имущественная обособленность, то есть наличие своего обособленного имущества, которое является необходимой предпосылкой для участия в гражданском обороте. Имущество юридического лица может принадлежать ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету;
•самостоятельная имущественная ответственность. По общему правилу юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением учреждений, финансируемых собственником, — ст. 120 ГК). В некоторых случаях субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица несут его учредители и участники;
•возможность самостоятельно приобретать гражданские права, нести обязанности и быть истцом или ответчиком в суде. Именно юридическое лицо, а не его учредители и участники становится субъектом всех приобретенных им прав и обязанностей.
Учредители (участники) юридического лица могут иметь в отношении его имущества следующие права:
•вещные права (государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые собственником учреждения);
•обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы);
•вообще не иметь никаких прав (общественные объединения и фонды).
Средства индивидуализации юридических лиц.
Индивидуализация юридического лица — это выделение его из массы всех других организаций. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации. Фирменное наименование должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также вправе иметь полное или сокращенное фирменное наименование на иностранных языках. На территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо вправе использовать свое фирменное наименование в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках). Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с ликвидацией юридического лица либо изменением его фирменного наименования, а также при отказе от него владельца, переходе к новому владельцу или при реорганизации юридического лица.
Фирменное наименование коммерческой организации – наименование, под которым юридическое лицо выступает в гражданском обороте. Фирменное наименование указывается в учредительных документах и включается в единый государственный реестр при регистрации юр. лица.
Основная функция фирменного наименования – индивидуализация участников гражданского оборота.
Субъектами права на фирменное наименование являются коммерческие организации.
Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах, договорах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование не допускается.
Согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности, фирменное наименование охраняется во всех странах, участвующих в конвенции, без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.
Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством.
Знак обслуживания – это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Товарные знаки и знаки обслуживания регулируются по единым правилам.
Субъектом исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Субъектом (правообладателем) считается лицо, на чье имя получено свидетельство на товарный знак.
В зависимости от содержания обозначения различают следующие виды товарных знаков: словесные, изобразительные, объемные, комбинированные, иные.
В зависимости от числа субъектов, обладающих правом на товарный знак, выделяют индивидуальные и коллективные товарные знаки. Субъектом права на коллективный знак является объединение лиц. Право на использование такого знака принадлежит каждому члену объединения. При этом коллективный знак должен обозначать товары, производимые или реализуемые лицами, входящими в объединение, и обладающие едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора.
2.Правоспособность юридических лиц: понятие, содержание, особенности участия юридических лиц в гражданских правоотношениях.
Правоспособность юридического лица в общем понимании представляет собой способность юридического лица иметь гражданские права и обязанности, которые необходимы ему для осуществления своей деятельности.
Источник