Способы индивидуализации юридических лиц гражданское право

Глава 63. Способы индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг (ст.ст. 1128 — 1145)

Глава 63. Способы индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг

§ 1. Фирменное наименование

Статья 1128. Право на фирменное наименование

1. Юридическое лицо имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, которые проводятся на территории [. . .].

2. Фирменное наименование юридического лица определяется при утверждении его устава и подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических лиц.

3. Не может быть зарегистрировано фирменное наименование юридического лица, похожее на уже зарегистрированное настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц.

Статья 1129. Использование фирменного наименования юридического лица в товарном знаке

Фирменное наименование юридического лица может быть использовано в принадлежащем ему товарном знаке.

Статья 1130. Действие права на фирменное наименование

1. На территории [. . .] действует исключительное право на наименование, зарегистрированное в [. . .] в качестве обозначения юридического лица.

На наименование, зарегистрированное или общепризнанное в иностранном государстве, исключительное право на территории [. . .] действует в случаях, предусмотренных законом.

2. Действие права на фирменное наименование прекращается с ликвидацией юридического лица и с изменением его фирменного наименования.

Статья 1131. Отчуждение права на фирменное наименования

1. Отчуждение и переход права на фирменное наименование юридического лица допускается только в случаях реорганизации юридического лица и отчуждения предприятия в целом.

2. Обладатель права на фирменное наименование может разрешить другому лицу использование своего наименования (выдать лицензию). Однако, при этом в лицензионном договоре должны быть обусловлены меры, исключающие введение потребителя в заблуждение.

§ 2. Товарный знак

Статья 1132. Условия правовой охраны товарного знака

1. Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его регистрации. Товарным знаком (знаком обслуживания) признается зарегистрированное словесное, изобразительное, объемное или другое обозначение, служащее для отличия товаров или услуг одного лица от однородных товаров и услуг других лиц.

2. Обозначения, регистрация которых в качестве товарного знака не допускается, порядок регистрации товарных знаков, их аннулирования и признания недействительными, а также случаи, в которых может быть допущена правовая охрана незарегистрированных товарных знаков, определяются законом о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товара.

3. Право на товарный знак удостоверяется свидетельством.

Статья 1133. Право пользования товарным знаком

1. Обладатель права на товарный знак имеет исключительное право пользования и распоряжения принадлежащим ему знаком.

2. Использованием товарного знака считается любое его введение в оборот: изготовление, применение, ввоз, хранение, предложение к продаже, продажа товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, использование в вывесках, рекламе, печатной продукции или иной деловой документации.

Статья 1134. Правовая охрана товарного знака на территории [. . .]

На территории [. . .] правовая охрана предоставляется товарному знаку, зарегистрированному патентным ведомством [. . .] или международной организацией в силу международного договора [. . .].

Статья 1135. Срок действия права на товарный знак

1. Приоритет товарного знака устанавливается по дате поступления заявки в патентное ведомство, если законом о товарных знаках не предусмотрено иное.

2. Право на товарный знак действует в течение десяти лет с момента регистрации.

По заявлению обладателя права на товарный знак, поданному в патентное ведомство в течение последнего года действия товарного знака, может быть зарегистрировано продление срока действия товарного знака на десять лет. Продление возможно неограниченное число раз.

Статья 1136. Последствия неиспользования товарного знака

При неиспользовании товарного знака без уважительной причины непрерывно в течение пяти лет его регистрация может быть аннулирована по требованию любого заинтересованного лица.

Выдача лицензии на пользование товарным знаком считается его использованием.

Статья 1137. Переход права на товарный знак

1. Право на товарный знак в отношении всех указанных в свидетельстве классов товаров и услуг либо их части может быть передано правообладателем другому лицу по договору.

2. Передача права на товарный знак не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

3. Переход права на товарный знак, в том числе его передача по договору или в порядке правопреемства, должны быть зарегистрированы в патентом ведомстве.

Читайте также:  Необычные способы добычи электричества

Статья 1138. Разрешение на использование товарного знака

1. Право на использование товарного знака может быть предоставлено обладателем права на товарный знак другому лицу в отношении всех указанных в свидетельстве классов товаров и услуг либо их части по лицензионному договору (статья 1039).

2. Лицензионный договор, разрешающий лицензиату использование товарного знака, должен содержать условие о том, что качество товаров или услуг лицензиата будет не ниже качества товаров или услуг лицензиара и что лицензиар имеет право осуществлять контроль за выполнением этого условия.

3. При прекращении действия права на товарный знак действие лицензии прекращается.

4. Переход права на товарный знак к другому лицу не влечет за собой прекращения лицензионного договора.

Статья 1139. Форма и регистрация договоров о передаче права на товарный знак и о предоставлении лицензии

Договор о передаче права на товарный знак или о предоставлении лицензии должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в патентном ведомстве.

Несоблюдение письменной формы и требования о регистрации влечет за собой недействительность договора.

Статья 1140. Ответственность за нарушение права на товарный знак

Лицо, неправомерно использующее товарный знак, обязано прекратить нарушение и возместить владельцу товарного знака понесенные им убытки (статья 15).

Лицо, неправомерно использующее товарный знак, обязано уничтожить изготовленные изображения товарного знака, удалить с товара или его упаковки незаконно используемый товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения.

При невозможности выполнить требования, установленные частью второй настоящей статьи, соответствующий товар подлежит уничтожению.

§ 3. Наименование места происхождения товара

Статья 1141. Условие правовой охраны наименования места происхождения товара

1. Правовая охрана наименования места происхождения товара предоставляется на основании его регистрации, за исключением случая предусмотренного пунктом 3 статьи 1142 настоящего Кодекса.

Наименованием места происхождения (указанием происхождения) товара признается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов.

Наименованием места происхождения товара может быть историческое название географического объекта.

2. Не признается наименованием места происхождения товара и не подлежит регистрации для целей его правовой охраны в соответствии с правилами настоящего параграфа обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в [. . .] во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления. Это, однако, не лишает лицо, чьи права нарушены недобросовестным использованием такого наименования, возможности их защиты иными способами, предусмотренными законом, в том числе, на основании правил о недобросовестной конкуренции.

3. Регистрация наименования места происхождения товара осуществляется патентным ведомством.

На основании регистрации выдается свидетельство о праве пользования наименованием места происхождения товара.

Порядок и условия регистрации и выдачи свидетельств, признания недействительными и прекращения действия регистрации и свидетельств определяются законом о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров.

Статья 1142. Право пользования наименованием места происхождения товара

1. Лицо, обладающее правом пользования наименованием места происхождения товара, вправе помещать это наименование на товаре, упаковке, рекламе, проспектах, счетах и использовать его иным образом в связи с введением данного товара в гражданский оборот.

2. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано несколькими лицами, как совместно, так и независимо друг от друга, для обозначения товара, отвечающего требованиям, указанным в пункте 1 статьи 1141 настоящего Кодекса. Право пользования наименованием места происхождения товара принадлежит каждому из таких лиц.

3. Лицо, добросовестно использовавшее географическое обозначение, тождественное или сходное с зарегистрированным наименованием места происхождения товара, не менее, чем за шесть месяцев до даты его первой регистрации, сохраняет право на его дальнейшее использование в течение срока, установленного патентным ведомством, но не менее семи лет, считая с даты указанной регистрации.

4. Отчуждение, иные сделки об уступке права пользования наименованием места происхождения товара и предоставление пользования им на основании лицензии не допускается.

Статья 1143. Сфера действия правовой охраны наименования места происхождения товара

1. В [. . .] предоставляется правовая охрана наименований мест происхождения товаров, находящихся на территории [. . .].

2. Правовая охрана находящегося в другом государстве наименования места происхождения товара предоставляется в [. . .], если это наименование зарегистрировано в стране происхождения товара, а также в патентном ведомстве [. . .] в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 1144. Срок действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара

Читайте также:  Лечение стула народные способы лечения

Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в патентное ведомство.

Срок действия свидетельства может быть продлен по заявлению его владельца, поданному в течение последнего года действия свидетельства, на десять лет при сохранении условий, дающих право на пользование наименованием. Продление возможно неограниченное число раз.

Статья 1145. Ответственность за неправомерное пользование наименованием места происхождения товара

1. Лицо, имеющее право пользования наименованием места происхождения товара, а также организации по защите прав потребителей могут потребовать от того, кто незаконно использует это наименование, прекращения его использования, удаления с товара, его упаковки, бланков и т.п. документации незаконно используемого наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения, уничтожения изготовленных изображений наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения, а если это невозможно — изъятия и уничтожения товара и (или) упаковки.

2. Лицо, обладающее правом пользования наименованием места происхождения товара, вправе потребовать от нарушителя этого права возмещения понесенных убытков (статья 15).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (ст. 1473 — 1541)

Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

ГАРАНТ:

См. обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав

  • § 1. Право на фирменное наименование (ст. 1473 — 1476)
    • Статья 1473. Фирменное наименование
    • Статья 1474. Исключительное право на фирменное наименование
    • Статья 1475. Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации
    • Статья 1476. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания
  • § 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания (ст. 1477 — 1515)
  • § 3. Право на географическое указание и наименование места происхождения товара (ст. 1516 — 1537)
  • § 4. Право на коммерческое обозначение (ст. 1538 — 1541)
    • Статья 1538. Коммерческое обозначение
    • Статья 1539. Исключительное право на коммерческое обозначение
    • Статья 1540. Действие исключительного права на коммерческое обозначение
    • Статья 1541. Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Гражданско-правовые способы индивидуализации юридических лиц

Все юридические лица должны быть индивидуализированы, т.е. должны отличаться друг от друга в гражданском обороте, в особенности те юридические лица, которые производят товары (работы, услуги) для потребителей и должны быть сразу узнаваемыми.

Различают следующие гражданско-правовые средства индивидуализации юридических лиц: наименование юридического лица; товарный знак и знак обслуживания; производственная марка; наименование места происхождения товара.

Ст.50 Гражданского кодекса к наименованию юридического лица предъявляет определенные требования: во-первых, оно должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица (общество с ограниченной ответственностью, общественное объединение и т.д.); во-вторых, наименования некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях коммерческих организаций, должны содержать указания на характер деятельности юридического лица (жилищно-строительный кооператив, детский благотворительный фонд, коммунальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и т.д.); в третьих, коммерческие организации должны иметь фирменное наименование (например, «Санта-Импэкс»). Фирменное наименование юридического лица предварительно согласовывается с Министерством юстиции, потом утверждается уставом и лишь тогда подлежит регистрации путём включения в Единый государственный регистр юридических лиц. Владелец фирменного наименования имеет исключительные права на его использование, и оно подлежит правовой охране.

Товарный знак и знак обслуживания – это, согласно ст.1017 Гражданского кодекса и ст.1 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» [39], обозначение, способствующее отличию товаров, услуг одного лица от однородных услуг, товаров другого лица. Товарный знак идентифицирует товары, а знак обслуживания – услуги и работы. Товарный знак подлежит регистрации в патентном органе – Национальном центре интеллектуальной собственности Комитета по науке и технологии при Совете Министров. Его владелец имеет исключительное право использовать и распоряжаться данным знаком.

Производственная марка – это комплекс сведений о юридическом лице, который выражается в словесной форме или в описательном порядке. Она содержит фирменное наименование производителя, его место нахождения, указание на вышестоящую организацию, если такова есть, название товара, ссылка на стандарт и т.д. Производственная марка индивидуализирует юридическое лицо, но правовой защите не подлежит, как вышеназванные средства.

Читайте также:  Какие генераторы есть по способу возбуждения

Наименование места происхождения товара – согласно ч.2 п.1. ст.1024 Гражданского кодекса, им признаётся название страны, населённого пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого определяются характерными для этого географического объекта природными условиями (климат, почва). Например, массандровские вина, уральские самоцветы. Наименование места происхождения товара регистрируется патентным ведомством, на основании которого выдаётся свидетельство о праве пользования. Правовое регулирование осуществляется Законом Республики Беларусь «О географических указаниях» [9].

4.Образование юридического лица

Выделяют три способа образования юридического лица:

1) разрешительный – создается по инициативе учредителей после получения разрешения от соответствующих органов, компетентных их давать. Так, с согласия местных органов власти создаются жилищно-строительные кооперативы и дачно-садоводческие товарищества. Прежде чем пройти процедуру государственной регистрации юридического лица, его учредителям надо получить разрешение уполномоченного органа;

2) явочно-нормативный – создаётся учредителями по собственной инициативе, а уполномоченный государственный орган должен только проверить соблюдение процедуры создания, закреплённой законодательством при явке учредителей для государственной регистрации созданного ими юридического лица. Поэтому этот способ ещё именуют регистрационным. Он используется, например, при создании частных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, общественных объединений, фондов;

3) распорядительный – создаётся по распоряжению собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке, к примеру, на основании Указа Президента создаются министерства.

Юридические лица образуются и действуют на основании следующих учредительных документов (ст. 48 Гражданского кодекса):

устава, который утверждается учредителями;

учредительного договора, который заключается учредителями.

В зависимости от состава учредительных документов все юридические лица делятся на группы:

на основании толькоУстава образуются акционерные общества (ст.98 Гражданского кодекса), унитарные предприятия (ст. 113), кооперативы – производственный и потребительский (статьи 108, 116), некоммерческие организации – общественные объединения, фонды, учреждения (статьи 117, 118, п.1 ст.48 Гражданского кодекса);

на основании толькоучредительного договораобразуются хозяйственные товарищества (статьи 67 и 82 Гражданского кодекса);

на основании Устава и учредительного договора образуются: общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (статьи 88 и 94 Гражданского кодекса).

Сведения, которые должны содержаться в учредительных документах, определяются п.2 ст. 48 Гражданского кодекса: наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица. В учредительных документах могут содержаться и другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях и иных коммерческих организациях, должен быть определен предмет деятельности юридического лица.

Пункт 29 Положения о государственной регистрации и ликвидации субъекта хозяйственности, утвержденного Декретом Президента от 16.03. 1999 № 11 [10], предусматривает, что в учредительных документах юридического лица (свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), кроме сведений, установленных законодательством, предусматриваются:

виды деятельности, которые будут осуществляться коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем. При этом данные виды деятельности должны соответствовать наименованиям видов деятельности, указанным в Общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности либо в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия);

сведения об обособленных подразделениях коммерческой организации (представительствах, филиалах);

субсидиарная ответственность участников общества с дополнительной ответственностью, участников полного товарищества и полных товарищей коммандитного товарищества, членов производственного кооператива, Республики Беларусь по обязательствам казенного предприятия.

Государственная регистрация юридических лиц закрепляется ст. 47 Гражданского кодекса, вышеназванным Декретом Президента, также Декретом Президента от 26.01.1999 года№2[23] для политических партий и общественных объединений.

Государственной регистрации подлежат: коммерческие организации; некоммерческие организации; индивидуальные предприниматели; изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы организаций и в свидетельства индивидуальных предпринимателей.

Органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, определяются вышеназванными Декретами:

облисполкомы – коммерческие организации с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;

Национальный банк – банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

администрации свободных экономических зон – коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;

Министерство финансов – страховые организации;

местные органы исполнительной власти – субъекты хозяйствования, не указанные выше.

Министерство юстиции – общественные объединения и политические партии, профсоюзы, благотворительные и иные фонды, торгово-промышленные палаты.

Регистрирующий орган, куда представляется перечень документов, в течение одного месяца принимает решение либо о государственной регистрации (присваивается регистрационный номер, выдаётся свидетельство установленного образца, проставляется штамп на учредительных документах, включается Министерством юстиции в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), либо об отказе в государственной регистрации. В последнем случае решение органа может быть обжаловано в хозяйственном суде.

Источник

Оцените статью
Разные способы