- Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (ст. 1473 — 1541)
- ГАРАНТ:
- Глава 63. Способы индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг (ст.ст. 1128 — 1145)
- Что такое средство индивидуализации
- Средства индивидуализации бизнеса
- Отличительные характеристики
- Фирменное наименование
- Коммерческое обозначение
- Товарный знак и знак обслуживания
- Наименование места происхождения товара
- Средства индивидуализации: что «сильнее»?
- Столкновения сходных средств индивидуализации
Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (ст. 1473 — 1541)
Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
ГАРАНТ:
См. обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав
§ 1. Право на фирменное наименование (ст. 1473 — 1476)
- Статья 1473. Фирменное наименование
- Статья 1474. Исключительное право на фирменное наименование
- Статья 1475. Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации
- Статья 1476. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания
- § 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания (ст. 1477 — 1515)
- § 3. Право на географическое указание и наименование места происхождения товара (ст. 1516 — 1537)
§ 4. Право на коммерческое обозначение (ст. 1538 — 1541)
- Статья 1538. Коммерческое обозначение
- Статья 1539. Исключительное право на коммерческое обозначение
- Статья 1540. Действие исключительного права на коммерческое обозначение
- Статья 1541. Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник
Глава 63. Способы индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг (ст.ст. 1128 — 1145)
Глава 63. Способы индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг
§ 1. Фирменное наименование
Статья 1128. Право на фирменное наименование
1. Юридическое лицо имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, которые проводятся на территории [. . .].
2. Фирменное наименование юридического лица определяется при утверждении его устава и подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических лиц.
3. Не может быть зарегистрировано фирменное наименование юридического лица, похожее на уже зарегистрированное настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц.
Статья 1129. Использование фирменного наименования юридического лица в товарном знаке
Фирменное наименование юридического лица может быть использовано в принадлежащем ему товарном знаке.
Статья 1130. Действие права на фирменное наименование
1. На территории [. . .] действует исключительное право на наименование, зарегистрированное в [. . .] в качестве обозначения юридического лица.
На наименование, зарегистрированное или общепризнанное в иностранном государстве, исключительное право на территории [. . .] действует в случаях, предусмотренных законом.
2. Действие права на фирменное наименование прекращается с ликвидацией юридического лица и с изменением его фирменного наименования.
Статья 1131. Отчуждение права на фирменное наименования
1. Отчуждение и переход права на фирменное наименование юридического лица допускается только в случаях реорганизации юридического лица и отчуждения предприятия в целом.
2. Обладатель права на фирменное наименование может разрешить другому лицу использование своего наименования (выдать лицензию). Однако, при этом в лицензионном договоре должны быть обусловлены меры, исключающие введение потребителя в заблуждение.
§ 2. Товарный знак
Статья 1132. Условия правовой охраны товарного знака
1. Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его регистрации. Товарным знаком (знаком обслуживания) признается зарегистрированное словесное, изобразительное, объемное или другое обозначение, служащее для отличия товаров или услуг одного лица от однородных товаров и услуг других лиц.
2. Обозначения, регистрация которых в качестве товарного знака не допускается, порядок регистрации товарных знаков, их аннулирования и признания недействительными, а также случаи, в которых может быть допущена правовая охрана незарегистрированных товарных знаков, определяются законом о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товара.
3. Право на товарный знак удостоверяется свидетельством.
Статья 1133. Право пользования товарным знаком
1. Обладатель права на товарный знак имеет исключительное право пользования и распоряжения принадлежащим ему знаком.
2. Использованием товарного знака считается любое его введение в оборот: изготовление, применение, ввоз, хранение, предложение к продаже, продажа товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, использование в вывесках, рекламе, печатной продукции или иной деловой документации.
Статья 1134. Правовая охрана товарного знака на территории [. . .]
На территории [. . .] правовая охрана предоставляется товарному знаку, зарегистрированному патентным ведомством [. . .] или международной организацией в силу международного договора [. . .].
Статья 1135. Срок действия права на товарный знак
1. Приоритет товарного знака устанавливается по дате поступления заявки в патентное ведомство, если законом о товарных знаках не предусмотрено иное.
2. Право на товарный знак действует в течение десяти лет с момента регистрации.
По заявлению обладателя права на товарный знак, поданному в патентное ведомство в течение последнего года действия товарного знака, может быть зарегистрировано продление срока действия товарного знака на десять лет. Продление возможно неограниченное число раз.
Статья 1136. Последствия неиспользования товарного знака
При неиспользовании товарного знака без уважительной причины непрерывно в течение пяти лет его регистрация может быть аннулирована по требованию любого заинтересованного лица.
Выдача лицензии на пользование товарным знаком считается его использованием.
Статья 1137. Переход права на товарный знак
1. Право на товарный знак в отношении всех указанных в свидетельстве классов товаров и услуг либо их части может быть передано правообладателем другому лицу по договору.
2. Передача права на товарный знак не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
3. Переход права на товарный знак, в том числе его передача по договору или в порядке правопреемства, должны быть зарегистрированы в патентом ведомстве.
Статья 1138. Разрешение на использование товарного знака
1. Право на использование товарного знака может быть предоставлено обладателем права на товарный знак другому лицу в отношении всех указанных в свидетельстве классов товаров и услуг либо их части по лицензионному договору (статья 1039).
2. Лицензионный договор, разрешающий лицензиату использование товарного знака, должен содержать условие о том, что качество товаров или услуг лицензиата будет не ниже качества товаров или услуг лицензиара и что лицензиар имеет право осуществлять контроль за выполнением этого условия.
3. При прекращении действия права на товарный знак действие лицензии прекращается.
4. Переход права на товарный знак к другому лицу не влечет за собой прекращения лицензионного договора.
Статья 1139. Форма и регистрация договоров о передаче права на товарный знак и о предоставлении лицензии
Договор о передаче права на товарный знак или о предоставлении лицензии должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в патентном ведомстве.
Несоблюдение письменной формы и требования о регистрации влечет за собой недействительность договора.
Статья 1140. Ответственность за нарушение права на товарный знак
Лицо, неправомерно использующее товарный знак, обязано прекратить нарушение и возместить владельцу товарного знака понесенные им убытки (статья 15).
Лицо, неправомерно использующее товарный знак, обязано уничтожить изготовленные изображения товарного знака, удалить с товара или его упаковки незаконно используемый товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения.
При невозможности выполнить требования, установленные частью второй настоящей статьи, соответствующий товар подлежит уничтожению.
§ 3. Наименование места происхождения товара
Статья 1141. Условие правовой охраны наименования места происхождения товара
1. Правовая охрана наименования места происхождения товара предоставляется на основании его регистрации, за исключением случая предусмотренного пунктом 3 статьи 1142 настоящего Кодекса.
Наименованием места происхождения (указанием происхождения) товара признается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов.
Наименованием места происхождения товара может быть историческое название географического объекта.
2. Не признается наименованием места происхождения товара и не подлежит регистрации для целей его правовой охраны в соответствии с правилами настоящего параграфа обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в [. . .] во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления. Это, однако, не лишает лицо, чьи права нарушены недобросовестным использованием такого наименования, возможности их защиты иными способами, предусмотренными законом, в том числе, на основании правил о недобросовестной конкуренции.
3. Регистрация наименования места происхождения товара осуществляется патентным ведомством.
На основании регистрации выдается свидетельство о праве пользования наименованием места происхождения товара.
Порядок и условия регистрации и выдачи свидетельств, признания недействительными и прекращения действия регистрации и свидетельств определяются законом о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров.
Статья 1142. Право пользования наименованием места происхождения товара
1. Лицо, обладающее правом пользования наименованием места происхождения товара, вправе помещать это наименование на товаре, упаковке, рекламе, проспектах, счетах и использовать его иным образом в связи с введением данного товара в гражданский оборот.
2. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано несколькими лицами, как совместно, так и независимо друг от друга, для обозначения товара, отвечающего требованиям, указанным в пункте 1 статьи 1141 настоящего Кодекса. Право пользования наименованием места происхождения товара принадлежит каждому из таких лиц.
3. Лицо, добросовестно использовавшее географическое обозначение, тождественное или сходное с зарегистрированным наименованием места происхождения товара, не менее, чем за шесть месяцев до даты его первой регистрации, сохраняет право на его дальнейшее использование в течение срока, установленного патентным ведомством, но не менее семи лет, считая с даты указанной регистрации.
4. Отчуждение, иные сделки об уступке права пользования наименованием места происхождения товара и предоставление пользования им на основании лицензии не допускается.
Статья 1143. Сфера действия правовой охраны наименования места происхождения товара
1. В [. . .] предоставляется правовая охрана наименований мест происхождения товаров, находящихся на территории [. . .].
2. Правовая охрана находящегося в другом государстве наименования места происхождения товара предоставляется в [. . .], если это наименование зарегистрировано в стране происхождения товара, а также в патентном ведомстве [. . .] в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 1144. Срок действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара
Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в патентное ведомство.
Срок действия свидетельства может быть продлен по заявлению его владельца, поданному в течение последнего года действия свидетельства, на десять лет при сохранении условий, дающих право на пользование наименованием. Продление возможно неограниченное число раз.
Статья 1145. Ответственность за неправомерное пользование наименованием места происхождения товара
1. Лицо, имеющее право пользования наименованием места происхождения товара, а также организации по защите прав потребителей могут потребовать от того, кто незаконно использует это наименование, прекращения его использования, удаления с товара, его упаковки, бланков и т.п. документации незаконно используемого наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения, уничтожения изготовленных изображений наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения, а если это невозможно — изъятия и уничтожения товара и (или) упаковки.
2. Лицо, обладающее правом пользования наименованием места происхождения товара, вправе потребовать от нарушителя этого права возмещения понесенных убытков (статья 15).
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Что такое средство индивидуализации
Средства индивидуализации предпринимательской деятельности служат для создания различительных признаков среди юридических лиц, благодаря которым потребители и другие участники рыночной экономики могут определить, что данный товар или услуга предоставляются именно этим производителем, а не другим. Данная информация должна сохранять свое стабильное содержание, так как в противном случае возникает риск принятия неправильного решения. Существует несколько видов (или объектов) средств индивидуализации, в отношении которых законодательством установлены определенные требования.
Средства индивидуализации бизнеса
Средства индивидуализации по своей сути являются маркетинговыми знаками, служащими для информирования о производителях, товарах и услугах. Чтобы в полной мере выполнять свою основную функцию, они должны получить правовую охрану, или быть охраноспособными. Виды средств индивидуализации, законодательно подлежащих защите, перечислены в IV части ГК РФ:
Отличительные характеристики
Средства индивидуализации различаются между собой в следующем:
- Разный порядок и основания для появления исключительных (имущественных) прав: на товарный знак и НМПТ они возникают только после регистрации в ФГБУ «ФИПС», на фирменное наименование – при внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, на коммерческое обозначение – со времени его фактического использования. Фирменные наименования и коммерческие обозначения также могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков.
- Неодинаковый способ выражения. Например, коммерческое обозначение и товарный знак могут быть словесными, изобразительными, комбинированными, а фирменное наименование – только словесным.
- Различный срок правовой охраны.
Так как средства индивидуализации по сути используются для замещения реальных объектов в коммерческом обороте, то главным условием для их охраноспособности служит наличие различительных признаков, благодаря которым они могут быть выделены среди однородных (или аналогичных) обозначаемых товаров и услуг. Поэтому правообладатели должны выбирать наиболее выгодные, хорошо запоминающиеся и положительно воспринимающиеся знаки. О том, как разработать такое обозначение, подробно написано в статье «Создание товарного знака».
Фирменное наименование
Для участия в гражданском обороте юридические лица должны выступать под своим фирменным наименованием. Оно указывается в учредительных документах организации и регистрируется в ЕГРЮЛ.
Название фирмы состоит из 2 частей:
полное или сокращенное описание организационно-правовой формы (ООО, ЗАО, ОАО и другие виды по ОКОПФ)
специальная, или отличительная часть фирменного наименования, которая и служит для идентификации.
Например, ООО «Уралнефть», ПАО Сбербанк, Общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк «Агросоюз».
Исключительное право в этом случае возникает в момент регистрации юридического лица в органах федеральной налоговой службы (ФНС РФ) и не требует внесения фирменного наименования в другие реестры. Его приоритет можно подтвердить выпиской из ЕГРЮЛ. Права на него утрачиваются при исключении из этого реестра или при изменении названия юридического лица.
Существуют следующие особенности, касающиеся правовой защиты фирменного наименования:
- отличительная часть обозначения не должна включать только слова, указывающих на род деятельности предприятия (например, ООО «Компрессорный завод»)
- исключительные права нельзя передавать по договору или отчуждать, то есть другие организации не могут использовать такое же фирменное наименование
- обозначение может быть составлено на любом языке
- фирменное наименование у каждого юридического лица может быть только одно (в сокращенном и полном виде).
При его регистрации в налоговых органах проверка на уникальность не проводится, поэтому возможно дублирование наименований. Однако, согласно ст. 1474 ГК РФ, использование тождественного или сходного обозначения для юридических лиц, осуществляющих аналогичную деятельность, не допускается. Это может привести к искажению информации о производителе и качестве товара в сознании потребителя, что недопустимо.
Таким образом, проверка на сходство и тождество с ранее зарегистрированными фирменными наименованиями возлагается на заявителя, регистрирующего свое предприятие в ЕГРЮЛ. При возникновении споров преимущество имеет то средство индивидуализации, права на которые возникли ранее. При этом судебный иск должен подать правообладатель обозначения, а не представители налоговых органов.
Коммерческое обозначение
Отличительными особенностями коммерческого обозначения являются следующие:
- не требуется его регистрация в государственных реестрах и указание в учредительных документах
- обозначение может служить для индивидуализации как коммерческих, так и некоммерческих организаций, а также ИП
- в отличие от фирменного наименования, оно может использоваться для нескольких предприятий
- исключительное право на него можно передать другому лицу, в том числе по договору аренды или концессии
- возникновение таких прав – с момента его фактического использования в рекламе, на товарах и упаковках или в документации
- коммерческое обозначение может содержать элементы фирменного наименования и входить в состав товарного знака
- действие исключительных прав прекращается, если оно не используется в течение 1 года непрерывно.
С одной стороны, отсутствие обязательной регистрации облегчает введение коммерческого обозначения в гражданский оборот. С другой стороны, при разрешении споров главной проблемой является доказательство более раннего приоритета и известности на определенной территории, что служит необходимым условием для возникновения исключительных прав. В ряде стран, например, в Австралии, коммерческие обозначения регистрируются в тех регионах, где они приобрели широкую известность среди потребителей. В России этот вид обозначений защищен законом в меньшей степени. Зарегистрировать коммерческое обозначение на добровольной основе можно в негосударственных некоммерческих организациях, например, в торгово-промышленной палате РФ, а также в некоторых региональных организациях.
Товарный знак и знак обслуживания
Товарные знаки, служащие для идентификации продукции, в ГК РФ приравниваются к знакам обслуживания, применяющимся в отношении услуг. Для обеих категорий характерны следующие отличительные черты:
-
- форма выражения может быть словесной, на разных языках (допускаются также цифры, аббревиатура и другие символы), изобразительной (цветные и черно-белые обозначения), объемной, комбинированной, звуковой, в некоторых странах также используются обонятельные и световые знаки
- одна и та же компания может зарегистрировать на свое имя несколько товарных знаков
- владельцем такого обозначения могут быть юридические лица и ИП (в ряде государств, например, в США, – физические лица)
- для получения правовой охраны необходима регистрация в ФГБУ «ФИПС» (Роспатенте), при этом выдается свидетельство установленного образца, а само обозначение вносится в государственный реестр
- при проведении проверки в патентном ведомстве исключается сходство и тождество товарного знака с другими обозначениями однородных групп МКТУ
- срок государственной защиты – с момента подачи заявки, в течение 10 лет (возможно продление еще на 10 лет неограниченное количество раз по заявлению правообладателя)
- исключительное право может передаваться третьим лицам; существует возможность коммерциализации товарного знака для извлечения дополнительной прибыли или расширения рынка сбыта
- действие товарного знака распространяется на определенные виды товаров или услуг по классификатору МКТУ
- при отсутствии его использования в течение 3 лет исключительные права могут быть переданы другим заинтересованным лицам в принудительном порядке (по решению суда)
- товарный знак может совпадать с фирменным наименованием
- при нарушении исключительных прав на товарный знак с ответчика может быть взыскана компенсация в значительном размере – до 5 млн. рублей, или в двукратной стоимости контрафактного товара.
Наименование места происхождения товара
НМПТ имеет следующее сходство с товарными знаками:
- необходима его регистрация в патентном ведомстве
- обозначение вносится в государственный реестр и правообладателю выдается свидетельство, подтверждающее исключительные права собственника
- срок действия правовой охраны такой же – 10 лет, имеется возможность его продления
- НМПТ может входить в состав товарного знака.
В качестве таких обозначений можно привести следующие примеры: «Тагильский поднос», «Côtes de provence (Кот-де-прованс)», «Петровская глиняная игрушка». Подробнее процедура получения свидетельства на НМПТ описана в статье «Особенности защиты региональных брендов в России».
Отличительными чертами данного средства индивидуализации являются:
- исключительные права нельзя передавать другим лицам
- обозначение применяется только в отношении товаров, обладающих особенными свойствами, связанными с природными условиями или культурными традициями на данной территории
- владельцами НМПТ могут быть несколько производителей, выпускающих уникальную продукцию
- оно всегда содержит указание на географическую местность (но может включать и другие элементы)
- исключительные права прекращаются в том случае, если становится невозможным выпуск продукции с особыми свойствами.
Средства индивидуализации: что «сильнее»?
Наиболее сильной охранной функцией обладает товарный знак, что обусловлено следующими факторами:
- юридически подкрепленное исключительное право
- проведение государственной экспертизы, являющейся гарантом законности использования обозначения
- четкое определение даты возникновения исключительных прав
- широкий охват видов товаров и услуг
- возможность разнообразных форм выражения
- коммерциализация и передача прав третьим лицам.
Столкновения сходных средств индивидуализации
Использование сходных элементов для разных средств индивидуализации допускается в том случае, если они принадлежат одному и тому же правообладателю или существует письменная договоренность между юридическими лицами. При возникновении конфликтов между разными производителями приоритет принадлежит тому объекту, исключительные права на который возникли раньше.
Столкновение средств индивидуализации – нередкое явление, которое обусловлено также несовершенством законодательной системы. Как уже было указано выше, при регистрации фирменного наименования в ЕГРЮЛ налоговая служба не проводит проверку его уникальности. В то же время запрет на регистрацию тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков, фирменных наименований и НМПТ закреплен в IV части ГК РФ. При незаконном использовании чужого обозначения нарушитель несет гражданскую, административную и уголовную ответственность.
Судебная практика по поводу оспаривания правомерности средств индивидуализации становится все более обширной и разнообразной. Для того, чтобы обезопасить бизнес и снизить риски, необходима всесторонняя оценка регистрируемого обозначения. Провести предварительный анализ на сходство и тождество, а также получить свидетельство на товарный знак и НМПТ помогут специалисты патентного бюро «Ezy Brand». Кроме того, имеется возможность мониторинга использования обозначения третьими лицами в сети Интернет и досудебного разрешения конфликтов.
Бондарева Ольга
Патентный поверенный №2104
Патентная деятельность с 2010 года. Основные направления — регистрация товарных знаков, патентование в области инженерии, приборостроения, медицины, фармацевтики, регистрация программ ЭВМ.
Источник