Глава 63. Способы индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг (ст.ст. 1128 — 1145)
Глава 63. Способы индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг
§ 1. Фирменное наименование
Статья 1128. Право на фирменное наименование
1. Юридическое лицо имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, которые проводятся на территории [. . .].
2. Фирменное наименование юридического лица определяется при утверждении его устава и подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических лиц.
3. Не может быть зарегистрировано фирменное наименование юридического лица, похожее на уже зарегистрированное настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц.
Статья 1129. Использование фирменного наименования юридического лица в товарном знаке
Фирменное наименование юридического лица может быть использовано в принадлежащем ему товарном знаке.
Статья 1130. Действие права на фирменное наименование
1. На территории [. . .] действует исключительное право на наименование, зарегистрированное в [. . .] в качестве обозначения юридического лица.
На наименование, зарегистрированное или общепризнанное в иностранном государстве, исключительное право на территории [. . .] действует в случаях, предусмотренных законом.
2. Действие права на фирменное наименование прекращается с ликвидацией юридического лица и с изменением его фирменного наименования.
Статья 1131. Отчуждение права на фирменное наименования
1. Отчуждение и переход права на фирменное наименование юридического лица допускается только в случаях реорганизации юридического лица и отчуждения предприятия в целом.
2. Обладатель права на фирменное наименование может разрешить другому лицу использование своего наименования (выдать лицензию). Однако, при этом в лицензионном договоре должны быть обусловлены меры, исключающие введение потребителя в заблуждение.
§ 2. Товарный знак
Статья 1132. Условия правовой охраны товарного знака
1. Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его регистрации. Товарным знаком (знаком обслуживания) признается зарегистрированное словесное, изобразительное, объемное или другое обозначение, служащее для отличия товаров или услуг одного лица от однородных товаров и услуг других лиц.
2. Обозначения, регистрация которых в качестве товарного знака не допускается, порядок регистрации товарных знаков, их аннулирования и признания недействительными, а также случаи, в которых может быть допущена правовая охрана незарегистрированных товарных знаков, определяются законом о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товара.
3. Право на товарный знак удостоверяется свидетельством.
Статья 1133. Право пользования товарным знаком
1. Обладатель права на товарный знак имеет исключительное право пользования и распоряжения принадлежащим ему знаком.
2. Использованием товарного знака считается любое его введение в оборот: изготовление, применение, ввоз, хранение, предложение к продаже, продажа товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, использование в вывесках, рекламе, печатной продукции или иной деловой документации.
Статья 1134. Правовая охрана товарного знака на территории [. . .]
На территории [. . .] правовая охрана предоставляется товарному знаку, зарегистрированному патентным ведомством [. . .] или международной организацией в силу международного договора [. . .].
Статья 1135. Срок действия права на товарный знак
1. Приоритет товарного знака устанавливается по дате поступления заявки в патентное ведомство, если законом о товарных знаках не предусмотрено иное.
2. Право на товарный знак действует в течение десяти лет с момента регистрации.
По заявлению обладателя права на товарный знак, поданному в патентное ведомство в течение последнего года действия товарного знака, может быть зарегистрировано продление срока действия товарного знака на десять лет. Продление возможно неограниченное число раз.
Статья 1136. Последствия неиспользования товарного знака
При неиспользовании товарного знака без уважительной причины непрерывно в течение пяти лет его регистрация может быть аннулирована по требованию любого заинтересованного лица.
Выдача лицензии на пользование товарным знаком считается его использованием.
Статья 1137. Переход права на товарный знак
1. Право на товарный знак в отношении всех указанных в свидетельстве классов товаров и услуг либо их части может быть передано правообладателем другому лицу по договору.
2. Передача права на товарный знак не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
3. Переход права на товарный знак, в том числе его передача по договору или в порядке правопреемства, должны быть зарегистрированы в патентом ведомстве.
Статья 1138. Разрешение на использование товарного знака
1. Право на использование товарного знака может быть предоставлено обладателем права на товарный знак другому лицу в отношении всех указанных в свидетельстве классов товаров и услуг либо их части по лицензионному договору (статья 1039).
2. Лицензионный договор, разрешающий лицензиату использование товарного знака, должен содержать условие о том, что качество товаров или услуг лицензиата будет не ниже качества товаров или услуг лицензиара и что лицензиар имеет право осуществлять контроль за выполнением этого условия.
3. При прекращении действия права на товарный знак действие лицензии прекращается.
4. Переход права на товарный знак к другому лицу не влечет за собой прекращения лицензионного договора.
Статья 1139. Форма и регистрация договоров о передаче права на товарный знак и о предоставлении лицензии
Договор о передаче права на товарный знак или о предоставлении лицензии должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в патентном ведомстве.
Несоблюдение письменной формы и требования о регистрации влечет за собой недействительность договора.
Статья 1140. Ответственность за нарушение права на товарный знак
Лицо, неправомерно использующее товарный знак, обязано прекратить нарушение и возместить владельцу товарного знака понесенные им убытки (статья 15).
Лицо, неправомерно использующее товарный знак, обязано уничтожить изготовленные изображения товарного знака, удалить с товара или его упаковки незаконно используемый товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения.
При невозможности выполнить требования, установленные частью второй настоящей статьи, соответствующий товар подлежит уничтожению.
§ 3. Наименование места происхождения товара
Статья 1141. Условие правовой охраны наименования места происхождения товара
1. Правовая охрана наименования места происхождения товара предоставляется на основании его регистрации, за исключением случая предусмотренного пунктом 3 статьи 1142 настоящего Кодекса.
Наименованием места происхождения (указанием происхождения) товара признается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов.
Наименованием места происхождения товара может быть историческое название географического объекта.
2. Не признается наименованием места происхождения товара и не подлежит регистрации для целей его правовой охраны в соответствии с правилами настоящего параграфа обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в [. . .] во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления. Это, однако, не лишает лицо, чьи права нарушены недобросовестным использованием такого наименования, возможности их защиты иными способами, предусмотренными законом, в том числе, на основании правил о недобросовестной конкуренции.
3. Регистрация наименования места происхождения товара осуществляется патентным ведомством.
На основании регистрации выдается свидетельство о праве пользования наименованием места происхождения товара.
Порядок и условия регистрации и выдачи свидетельств, признания недействительными и прекращения действия регистрации и свидетельств определяются законом о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров.
Статья 1142. Право пользования наименованием места происхождения товара
1. Лицо, обладающее правом пользования наименованием места происхождения товара, вправе помещать это наименование на товаре, упаковке, рекламе, проспектах, счетах и использовать его иным образом в связи с введением данного товара в гражданский оборот.
2. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано несколькими лицами, как совместно, так и независимо друг от друга, для обозначения товара, отвечающего требованиям, указанным в пункте 1 статьи 1141 настоящего Кодекса. Право пользования наименованием места происхождения товара принадлежит каждому из таких лиц.
3. Лицо, добросовестно использовавшее географическое обозначение, тождественное или сходное с зарегистрированным наименованием места происхождения товара, не менее, чем за шесть месяцев до даты его первой регистрации, сохраняет право на его дальнейшее использование в течение срока, установленного патентным ведомством, но не менее семи лет, считая с даты указанной регистрации.
4. Отчуждение, иные сделки об уступке права пользования наименованием места происхождения товара и предоставление пользования им на основании лицензии не допускается.
Статья 1143. Сфера действия правовой охраны наименования места происхождения товара
1. В [. . .] предоставляется правовая охрана наименований мест происхождения товаров, находящихся на территории [. . .].
2. Правовая охрана находящегося в другом государстве наименования места происхождения товара предоставляется в [. . .], если это наименование зарегистрировано в стране происхождения товара, а также в патентном ведомстве [. . .] в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 1144. Срок действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара
Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в патентное ведомство.
Срок действия свидетельства может быть продлен по заявлению его владельца, поданному в течение последнего года действия свидетельства, на десять лет при сохранении условий, дающих право на пользование наименованием. Продление возможно неограниченное число раз.
Статья 1145. Ответственность за неправомерное пользование наименованием места происхождения товара
1. Лицо, имеющее право пользования наименованием места происхождения товара, а также организации по защите прав потребителей могут потребовать от того, кто незаконно использует это наименование, прекращения его использования, удаления с товара, его упаковки, бланков и т.п. документации незаконно используемого наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения, уничтожения изготовленных изображений наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения, а если это невозможно — изъятия и уничтожения товара и (или) упаковки.
2. Лицо, обладающее правом пользования наименованием места происхождения товара, вправе потребовать от нарушителя этого права возмещения понесенных убытков (статья 15).
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Способы индивидуализации объектов торгового оборота.
Прежде чем приступить к рассмотрению второго вопроса лекции важно напомнить, что наряду с вещными правами, обязательственными правами, правами на честь, достоинство и деловую репутацию гражданское право охраняет исключительные права на идеальные результаты интеллектуальной деятельности. Причем, последняя группа прав, как и вещные права, относится к абсолютным правам. В этой связи надо отметить, что интеллектуальной деятельностью является умственный труд человека в области науки, техники, литературы, искусства и художественного конструирования; а результатом интеллектуальной деятельности — идеальный объект, выраженный в объективной форме.
Исключительное право устанавливается также и на средства индивидуализации юридического лица, а также индивидуализации выполняемых работ или услуг. Имеются в виду фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, используемые участниками гражданского оборота в целях персонификации (идентификации) как самих себя, так и своей продукции, работ и услуг.
Средства индивидуализации как таковые также являются плодом чьей-то умственной деятельности. Однако, их главная ценность, в отличие от произведений науки, искусства, литературы, заключена не в них самих, а в содействии с их помощью созданию здоровой конкурентоспособной среды путём различения, как отдельных предпринимателей, так и изготовляемой ими продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. Кроме того, исключительное право на средства индивидуализации закрепляется не за их разработчиками (например, художниками), а за лицами, зарегистрировавшими их на своё имя.
Товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, способные отличать соответствующие товары и услуги одних лиц от однородных товаров и услуг других лиц. При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что главная функция товарного знака и знака обслуживания — отличительная. Вместе с тем товарный знак выполняет и рекламную функцию, позволяет потребителям лучше ориентироваться в выборе товаров и услуг и оценке их качества с учетом репутации производителя. Существуют словесные, изобразительные, объемные, другие, например, звуковые товарные знаки и их комбинации. По другим категориям различают также коллективные товарные знаки.
При исследовании вопроса о закреплении прав на товарные знаки и способов распоряжения этими правами особое внимание следует обратить на порядок государственной регистрации. Так, к регистрации не допускаются некоторые обозначения, в частности: не обладающие различительной способностью, представляющие государственные гербы, флаги и эмблемы, общеупотребительные обозначения товаров определенного вида и общепринятые символы и термины. Запрещается регистрация ложных обозначений либо обозначений, способных ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. Заявка на регистрацию товарного знака подается заявителем или его патентным поверенным в Роспатент. Заявка должна содержать заявление о регистрации, само обозначение и его описание, перечень товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака, а также документ об уплате пошлины либо об основаниях освобождения от ее уплаты или уменьшения ее размера.
По принятой к рассмотрению заявке на регистрацию товарного знака проводится предварительная экспертиза, по результатам которой заявка принимается к рассмотрению или отклоняется. По ее завершении проводится экспертиза заявленного обозначения.
При положительном решении Роспатент вносит товарный знак в государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ, производит публикацию о регистрации в своем официальном бюллетене и выдает заявителю свидетельство на товарный знак.
Владелец товарного знака имеет право в течение 10 лет с даты поступления заявки в Роспатент пользоваться и распоряжаться товарным знаком и запрещать третьим лицам использовать данный знак без разрешения (лицензии). Способом передачи прав на товарный знак является лицензионный договор. Он также подлежит регистрации в Роспатенте и без него недействителен. Под лицензией понимается предоставление обладателем исключительного права — владельцем товарного знака третьему лицу в установленном порядке и на определенных условиях принадлежащего ему права на использование охраняемого объекта.
Наименование места происхождения товара — это название страны, населенного пункта местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо тем и другим одновременно, а также историческим названием географического объекта. Отношения по регистрации Роспатентом, по подаче и экспертизе заявки, а также по выдаче свидетельства на право пользования в течение 10 лет с возможным продлением наименования места происхождения товара подробно регламентируются законом.
Как известно, защита прав осуществляется судом путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и т.п. В полной мере эти способы защиты применяются при незаконном использовании таких видов промышленной собственности, как товарный знак и наименование места происхождения товара. При рассмотрении этого вопроса следует изучить ст. 46 закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях места происхождения товара». За нарушения такого рода предусмотрена также уголовная ответственность. Следует обратить внимание на новые виды мер защиты, закрепленные в названном законе:
• удаление с товара или упаковки незаконно используемого товарного знака и т.д.;
• публикация судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего.
К средствам идентификации товаров относится маркировка. Функции маркировки различны. Она может служить для определения конкретного производителя или потребителя продукции, обозначения принадлежности к определенной партии товара. Нормативные документы требуют, чтобы предприятия, выпускающие продукцию, маркировали соответствующими знаками или кодами не только товары, но и тару, упаковку и товарораспорядительную документацию. Маркировка служит, в частности, определению соответствия товаров государственным стандартам. Порядок, методы и требования к маркировке устанавливаются правилами сертификации продукции или в стандартах на нее. Субъекты хозяйственной деятельности, которым выданы лицензии на маркирование продукции знаком соответствия, а также сама продукция, маркированная этим знаком, вносятся в Государственный реестр продукции и услуг. Обязательной маркировке могут подлежать группы товаров, в частности, подакцизные, при их поступлении в оборот, в целях государственного контроля за их обращением.
1. Какие виды вещей могут являться объектами торгового оборота?
2. Какие виды товарораспорядительных документов вы знаете?
3. Что понимается под наименованием места происхождения товара?
4. Какие средства индивидуализации товаров вы знаете?
5. Какие санкции предусмотрены за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара?
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993) // «Российская газета». 1993. № 237.
2. Конвенция ООН “О договорах международной купли-продажи товаров”. Вена. 1980 г. // Вестник ВАС РФ. 1994. № 1.
3. Гражданский кодекс РФ (Часть 4) 2006 г. М. Юридическая литература. 2007 г.
4. Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13 марта 2007 № 38-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 12. Ст. 1232.
5. Закон РФ от 23 сентября 1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров» // «Российская газета». 1992. № 228.
6. Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории РФ» // СЗ РФ. 1999. № 25. Ст. 3126.
7. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 № 200 «О маркировке отдельных подакцизных товаров, предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли» // СЗ РФ. 2000. № 11. Ст. 1186.
8. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 от № 178 «Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1471.
1. Актуальные проблемы коммерческого права. Сборник статей. Вып. 2. Под ред. Пугинского Б.И. Изд-во «Зерцало-М». 2005.
2. Бобков С.А. Коммерческое обозначение как объект исключительных прав // «Журнал российского права». № 1. 2004.
3. Гусева Т.А., Васинев С.А. Товары и продукция без маркировки: административная и уголовная ответственность // «Право и экономика». № 5. 2003.
4. Зверева Е.А. Законодательная охрана товарных знаков // «Право и экономика». № 1. 2005.
5. Коммерческое право. Под ред. Постового Н.В. Изд-во «Юриспруденция». 2007.
6. Петров И. Нарушение прав на товарный знак // «Законность». № 7. 2000.
7. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Изд-во «Зерцало». 2005.
8. Успенская Н.В. Международные соглашения в области охраны товарных знаков // «Международное публичное и частное право». № 5. 2005.
Источник