Способы или методы развития памяти

Урок 6. Тренировка памяти

В предыдущих уроках в рамках данного курса по развитию памяти вы получили базовые представления о принципах качественного запоминания любого материала. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов.

Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать нашу способность к произвольному запоминанию, а также будут даны упражнения, техники, программы, бесплатные онлайн игры, методики и приемы по развитию зрительной и слуховой памяти.

Оглавление:

Способы и методы развития памяти

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника – все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы. Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления. Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, — и в своей совокупности они составляют важную часть нашего тренинга по улучшению памяти.

Тренировка зрительной памяти

Как уже было отмечено в первом уроке зрительные образы запоминаются большинством людей гораздо лучше, чем слуховые или тактильные, так как нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Поэтому развитие визуального запоминания является важнейшей составляющей тренировки памяти. Фотографическую память и способность быстро запоминать визуальные образы можно развивать при помощи выполнения следующих полезных упражнений.

Упражнение 1. Таблицы Шульте

Как известно, таблицы Шульте полезны для развития скорочтения. Они отлично тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность, а если засекать время, то появится стимул побить личный рекорд, что придаст занятию с этими таблицами дополнительный азарт.

Таблицы Шульте полезны не только для развития навыка быстрого чтения, но и для тренировки зрительной памяти. При поиске последовательно идущих чисел в таблице наше зрение мгновенно фиксирует несколько ячеек. В результате происходит запоминание места нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами.

Прочитать о правильной работе с таблицами Шульте, а также выполнить упражнения на специальном тренажере вы можете на данной странице.

Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)

Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

Подобным способом тренировки зрительной памяти можете пользоваться и вы. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки. Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

Упражнение 3. Игра в спички

Игра в запоминание спичек — это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.

Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее. Умение придет с тренировкой. Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.

Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.

Упражнения 4. Римская комната

Как уже было отмечено, метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации. Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти. Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов. Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы. В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

Тренировка слуховой памяти

Несмотря на то что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной. Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.

Читайте также:  Блинный торт способ приготовления

Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления. Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.

Упражнение 1. Чтение вслух

Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти. Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи. Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.

Читать вслух нужно не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, соблюдая некоторые технические нюансы:

  • четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;
  • произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).

Если каждый день читать вслух не менее 10-15 минут, то через месяц вы заметите очевидные результаты как в ваших ораторских способностях, так и в слуховой памяти.

Упражнение 2. Стихи

Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям. Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение. Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.

Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат. Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение. Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.

Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации. Прикладное использование метода вы можете увидеть в некоторых материалах на нашем сайте, в которых описываются принципы запоминания такой информации как:

Упражнение 3. Подслушивание

Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей. После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли. Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Игры онлайн

Как уже было сказано в уроке «Память и внимание», игры, состязательность и азарт являются полезными помощниками для концентрации внимания. Кроме того, игровые приемы могут быть полезными и для тренировки памяти. Ниже представлена бесплатная онлайн игра, с помощью которой в свободное время можно непринужденно тренировать зрительную память. Правила игры просты: нужно открывать подряд по 2 ячейки таблицы, пытаясь найти одинаковые картинки. А как только вы откроете все картинки, игра будет закончена. Эта игра является своеобразным тестом вашей памяти: программа засекает время прохождения игры.

Выполняя эти упражнения, и следуя рекомендациям из предыдущих уроков, вы в скором времени сможете похвастаться отличной памятью, а также поразить друзей и знакомых способностью легко запоминать информацию.

Источник

Развитие памяти: уроки запоминания

Память – это навык, который является жизненно необходимым для каждого человека. Без нее мы никогда не были бы самими собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить. Но память является не только незаменимым навыком, а еще и важным элементом нашего образования и интеллекта.

Развитие памяти, внимания и мышления часто представляет собой смежные задачи. От того, как развита наша память, напрямую зависят многие наши ментальные характеристики. Например, без памяти не обойдется процесс овладения навыками скорочтения, ораторского мастерства или устного счета. Поэтому умение запоминать информацию является универсальным навыком.

Содержание:

В данном курсе представлены онлайн-уроки, направленные на развитие памяти и способности целенаправленного запоминания материала. Он идеально вам подойдет, если вы только недавно задумались о том, чтобы улучшить свою память. Если же у вас уже есть определенные познания и вы хотите разобраться в теме максимально подробно, записывайтесь на нашу программу «Мнемотехники».

Впрочем, этот курс окажется полезным и тем, и другим. А чтобы понять, что конкретно будет рассматриваться, предлагаем узнать о нем детальнее.

Цели и задачи курса

В не таком далеком еще 2011 году в Колумбийском университете было проведено исследование под названием «Эффект Google», в результате которого ученые пришли к выводу, что сегодня люди не используют свою память, ведь они всегда знают, что можно положиться на Интернет. И это касается не только какой-то сложной информации, а даже простейших вещей, например, правил орфографии.

И все же хорошая память все так же необходима в жизни, работе и обучении. Этот факт сложно оспаривать, и вряд ли что-то поменяется в течение ближайших лет. Исходя из этого, мы и разработали наш курс, который поможет вам:

1 Лучше разбираться в информации. Сегодня буквально отовсюду на нас обрушиваются потоки самых разных данных, в которых легко запутаться. Хорошая память способствует развитию навыка выявления полезной и нужной информации и отброса всего ненужного и недостоверного.
2 Эффективнее обучаться. Отменная память пригодится в любой области независимо от того, учитесь вы в школе, заканчиваете аспирантуру или повышаете квалификацию. Чем более развита ваша способность к запоминанию, тем больше вы можете знать и применять на практике, что уже само по себе повышает вашу эффективность.
3 Развивать мышление. Качество мышления зависит от количества и качества нейронных связей в головном мозге. Постоянные восприятие, обработка, запоминание и воспроизведение данных благотворно сказываются на здоровье мозга, делают интеллект более подвижным и живым.
4 Предупредить болезни. Как известно, с возрастом мозг человека неизбежно претерпевает изменения, вследствие чего ухудшается кратковременная память, снижаются когнитивные способности, развиваются опасные недуги типа болезни Альцгеймера. Регулярные занятия по развитию памяти помогают обойти все это стороной.
5 Больше помнить. Это самое очевидное преимущество развитой памяти. Однако благодаря ей вы сможете не только помнить важную информацию или прочитанные книги, а надолго сохранять в голове яркие моменты жизни, приятные эмоции и радостные впечатления, и «выглядеть» они при этому будут четче самых классных фотографий.
Читайте также:  Бесконтактный способ печати это

Без развитой памяти человек просто не сможет полноценно функционировать в мире. Конечно, можно довольствоваться тем, что есть сейчас, но почему бы не подумать наперед и не заняться своим интеллектом и развитием своего потенциала уже сегодня? Поверьте, потраченные на гармоничное развитие время и силы окупятся с лихвой!

Что такое память и запоминание?

Память – это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации.

Таким образом, под памятью понимается система, состоящая из нескольких элементов:

Запоминание– процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала. Запоминание – очень важный процесс, развитию которого будет уделено ключевое внимание в нашем курсе. Однако этот процесс не является единственным. Хранение– процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации. Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека. Кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь. Воспроизведение– это процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации, которая также называется воспоминаниями. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. В нашем курсе будет уделено особое внимание произвольному (специальному, осознанному) воспроизведению.

Также можно выделить забывание. Оно тоже является процессом памяти, а точнее проблемой ее развития. Потеря возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной (воспроизведение не полностью или с искажением) или полной (невозможность воспроизведения и узнавания). Подробнее о решении проблемы забывания вы тоже узнаете из этого курса.

Особенности памяти человека

Все мы обладаем разной способностью запоминать. Кому-то это дается проще, кому-то сложнее. Кроме того, разные вещи запоминаются нами по-разному. Например, один человек может хорошо запоминать имена людей и черты их лиц, но плохо помнить, куда положил какую-то вещь в доме. А другой, наоборот, прекрасно помнит, где что лежит, но не помнит, как зовут его соседа. Одни предпочитают использовать слуховую и музыкальную память, другие – зрительную, а кто-то лучше запоминает тактильные ощущения.

Память – это способность, обладающая индивидуальными для каждого человека характеристиками. Но существуют закономерности памяти, универсальные для всех людей. И именно об этих закономерностях памяти и методах ее развития, а также о техниках и приемах запоминания и пойдет речь в данном курсе.

Как развить память?

Если подходить к этому вопросу комплексно, то можно выделить целый арсенал приемов и действий, помогающих человеку развивать, тренировать и улучшать свою память. Вот что позволяет это делать:

создание ассоциаций;
игры со словами (например, произношение наоборот);
решение головоломок и пазлов;
разгадывание сканвордов, кроссвордов и т.п.;
занятия творчеством;
регулярное чтение разной литературы (в том числе и вслух);
культурно-познавательная деятельность (посещение музеев, выставок, кружков чтения);
систематическое повторение важной информации;
писательство и поэзия;
придумывание и рассказывание историй;
игры и задания на внимательность и концентрацию;
необычные виды деятельности (например, письмо двумя руками);
изучение иностранных языков;
использование специальных приложений (Peak, Brain+, Brain Wars, Elevate и другие).

Безусловно, для развития памяти (и мышления в целом) огромнейшее значение имеет и соблюдение правил здорового образа жизни. Сюда относятся правильное питание, отказ от вредной пищи, достаточное количество чистой воды, здоровый сон, занятия спортом, минимизация стрессовых ситуаций. Все это играет свою роль, ведь от общего качества нашей жизни зависит и эффективность функционирования нашего организма, в особенности мозга.

И в дополнение ко всему в развитии памяти превосходно помогают направленные на это методики, такие, к примеру, как метод Айвазовского, мнемотехники, таблицы Шульте и т.д. Сюда же можно включить и особые курсы, зачастую оказывающиеся не только не менее, но и более эффективными, чем отдельное применение каких-либо методов. К таким курсам относится и наш курс, и далее мы хотим познакомить вас с тем, что же вы будете изучать.

А перед этим предлагаем вам оценить, насколько хорошо вы запоминаете информацию, с помощью нашей игры. Примерьте роль метрдотеля ресторана и попробуйте запомнить лица, имена и предпочтения многочисленных посетителей, чтобы получить максимальный балл за свою работу. Вы можете использовать эту игру также и для тренировки памяти:

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Уроки по развитию памяти

В уроках нашего курса вы найдете полезные приемы, правила и техники, направленные на повышение уровня развития памяти и способности целенаправленного запоминания информации. Методика обучения способам запоминания очень проста и заключается в системном развитии навыков запоминания по нескольким основным направлениям:

Урок 1. Внимание и впечатление

Память и внимание являются взаимосвязанными функциями мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получить эмоциональную отдачу от изучения этого объекта невозможно качественно выучить необходимый материал. По сути, внимательность и заинтересованность человека являются главными факторами его кратковременной памяти. В данном уроке представлена информация о том, как тренировать и развивать внимание и память при помощи специальных техник и упражнений, а также предложены рекомендации по получению яркого впечатления от изучаемого материала.

Читайте также:  Получение бутадиена по способу лебедева

Урок 2. Ассоциации

Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию, нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.

Урок 3. Структурирование

При запоминании большого количества информации нам необходимо ее структурировать. Структурирование информации заключается, во-первых, в делении информации на группы и подгруппы по определенному критерию. Во-вторых, в умении строить логические связи между выделенными группами информации, чтобы структура надежно хранилась в нашей памяти. В этом уроке вы узнаете принципы, критерии и методы структурирования информации для ее наилучшего запоминания.

Урок 4. Повторение

Память человека, в отличие от памяти компьютера, имеет свойство модифицироваться со временем. Другими словами, память – это динамический процесс. То, как долго мы хотим хранить определенную информацию у себя в памяти, связано с повторным воспроизведением этой информации в нашем сознании. В данном уроке будут даны специальные методики улучшения запоминания информации путем повторения изученного.

Урок 5. Мнемотехники

Мнемотехники – это специальные методы запоминания определенных видов информации, основанные на особенностях человеческой психики, а также на тех четырех правилах запоминания, которые были даны в предыдущих уроках. Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое. В этом занятии будут разобраны основы мнемоники, а также будут описаны основные приемы и методы запоминания различных типов информации.

Урок 6. Тренировка памяти

Несмотря на то, что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать способность к произвольному запоминанию, а также будут даны упражнения, техники, программы, бесплатные онлайн-игры, методики и приемы по развитию зрительной и слуховой памяти.

Кроме того, в нашем курсе вы найдете и вспомогательные инструменты, которые помогут вам лучше освоить тему развития памяти, разобраться в наиболее заинтересовавших темах и добиться еще более впечатляющих результатов:

Книги и учебники

В этом разделе мы рассмотрим одни из самых лучших работ, рассчитанных на тренировку и улучшение изучаемого навыка. Они представляют собой предельно эффективные, действенные и полезные книги на развитие памяти, т.к. содержат в себе огромное количество всевозможных приемов, техник, примеров и упражнений для тренировки способности запоминать информацию. Все они будут полезны тем, кто заинтересован в работе над собой и стремится улучшить показатели своей личной продуктивности.

Развивающие игры

Как спортсмен ежедневными тренировками должен совершенствовать свое мастерство, так и каждый желающий иметь отличную память должен искусно оттачивать этот полезный навык. В этом разделе собран специфический материал – онлайн- и другие игры для детей и взрослых, которые помогут развивать и поддерживать в тонусе внимание, способность к запоминанию и воспроизведению информации.

Дополнительные материалы

Наш курс сравнительно невелик, и, кончено же, уместить в него всю важную и нужную информацию очень проблематично. Но она, несомненно, нужна, и поэтому мы предлагаем углубить свои знания по рассматриваемой теме. В этом разделе вы найдете небольшую подборку полезных материалов (а именно эффективных обучающих программ и статей), которые помогут вам лучше изучить отдельные вопросы и во всем разобраться.

И теперь несколько слов о том, как правильно проходить этот курс.

Как проходить курс?

Представленный курс построен таким образом, что в нем постепенно рассматриваются все более сложные темы. Поэтому, даже если вы уверены в себе и своих способностях, мы рекомендуем не пропускать ни одного урока и проходить их именно в той последовательности, в которой они представлены. От этого будут зависеть ваши результаты.

Как вы уже знаете, курс состоит из шести уроков. Как показывает практика, наиболее эффективно проходить один урок в 1-2 дня. Это способствует полноценному восприятию, анализу и пониманию материала. А практические задания помогут вам начать практиковаться уже с самого первого дня. Не забывайте уделять достаточное время и внимание упражнениям и задачам. В целом же в курсе нет ничего сложного, поэтому нам остается лишь пожелать вам удачи.

Цитаты о памяти

Думаем, вам будет приятно получить перед занятиями немного дополнительной мотивации, чтобы еще раз убедиться, что вы занимаетесь очень важной и полезной работой над собой. Ниже вы найдете цитаты известных людей о памяти:

В своей памяти каждый из нас художник: каждый творит.


Патришия Хампл

Память – то, что заставляет нас лихорадочно вспоминать, что мы забыли сделать.


Франклин Джонс

Легче запомнить то, что следует запомнить, чем забыть то, что следует забыть.


Тадеуш Котарбиньский

Если вы хотите проверить свою память, попробуйте вспомнить, на что вы жаловались ровно год назад.


Леонард Томас

Моя память, как полицейский: ее не дозовешься, когда тебе нужно.


Рональд Харвуд

Бог дал нам память, чтобы у нас всегда были розы в декабре.


Джеймс Мэтью Барри

Когда я был помоложе, я помнил все – и то, что было, и то, чего не было. Теперь я старею и скоро стану вспоминать лишь последнее.


Марк Твен

Единственное сокровище человека – это его память. Лишь в ней его богатство или бедность.


Адам Смит

Верная и деятельная память удваивает жизнь.


Оноре Мирабо

Для того, чтобы жить, человеку нужны воспоминания, как топливо. Ненужные, случайные, бросовые, одноразовые – все сгодится, лишь бы огонь не погас.


Харуки Мураками

Источник

Оцените статью
Разные способы