Выразительные средства дизайна
Изобразительно-выразительные средства дизайна являются общими для пластических искусств: форма, объем, точка, линия, фактура, текстура, цвет, пропорции, масса и пространство. Элементы комбинируются на основе принципов композиции: симметрии, асимметрии, равновесия, ритма и движения.
Форма– это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта. Важны все зрительно воспринимаемые признаки формы:геометрический вид(конфигурация), величина,положение впространстве, масса, фактура, текстура, цвет, светотень.
Конструкция— это основа формы,костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.
Форма зависит от функции предметов, которую они выполняют. Например, ложка должна быть удобна для того, чтобы его есть. Это значит: она должна быть соразмерна руке и рту человека. Кроме этого, она должна быть еще и красивой.
Дизайнер при разработке формы обязательно учитывает свойства материалов,из которых будет создаваться объект.
Анализируя форму объекта дизайна, надо обратить внимание на следующие стороны: функциональную, или утилитарную, определяемую назначением предмета и потребностями человека; конструктивную, требующую знания физических, механических, химических, электрических и других свойств материалов; эстетическую, которая должна отвечать высокому художественному вкусу.
В формообразовании учитывается не только назначение предмета, но и характер его эксплуатации, то есть условия, в которых будет использоваться предмет. Например, холодильники бывают напольные, настенные, встроенные в мебель и др. Назначение всех этих холодильников одно, а форма разная. Обеспечение через соответствующую форму удобства и безопасности пользованияизделием, учет его связи с человеком называют в дизайне эргономикой.Ее целью является придание системе «человек—машина—среда» свойств, которые обеспечивают наиболее эффективное ее функционирование.
Таким образом, дизайнер, работая над созданием новых форм, учитывает функциональное назначение вещи, предъявляемые к ней эргономические и эстетические требования, условия хранения и эксплуатации, а также материалы и технологию производства.
Цвет в дизайне.Основы цветоведения (колористика), рассмотренные в технике живописи, действуют и в области дизайна. Но если в живописи цвет необходим для изображения реального мира, то дизайнеры работают над созданием функционально и эстетически совершенной колористической среды. Поэтому можно говорить о цветовых контрастах, нюансах и колорите промышленных изделий, о гармонизации цветовой среды. Однако надо учитывать и специфику языка дизайна, материалов и средств, с помощью которых создаются его объекты.
В дизайне, как и в декоративно-прикладном искусстве, большое внимание уделяют взаимосвязи цвета с формой и назначением предмета.
Дизайнеру необходимо учитывать различное восприятие цвета в зависимости от свойств фактуры.
Цветовая и пластическая гармония вещественной среды не может быть достигнута без учета физических свойств материала: фактуры — внешних свойств поверхности (гладкая шероховатая, зеркальная) и текстуры – внутренней структуры (дерево, металл, стекло).
Композиция в дизайне.Композицию в дизайне можно рассматривать как процесс гармонизации формы изделия, интерьера и других пространственных объектов, в которых определяются и приводятся к единому все характеристики формы: размеры, пропорции, ритмическая структура, фактура, цвет и др.
При проектировании дизайнер добивается выразительности объемов и ритмов, статики или динамики форм, равновесия в композиции, старается выделить контрасты или нюансы, один или несколько композиционных центров.
Существуют два основных вида композиции: объёмно-пространственная иплоскостная. Важнейшими выразительными средствами композиции являются объем, пространство, структура и тектоника; масштаб, пропорции, ритм и метр; контраст инюанс; симметрия и асимметрия; цвет (колорит).
Кроме этого, для композиции в дизайне важны открытость или замкнутость, целостность. Важнейшей категорией композиции является эстетически осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением ивнешним пространством, ее называют объемно-пространственной структурой. В каждой из областей дизайна это будет достигаться с помощью специфических для нее средств. Однако независимо от того, какой объект создается — рекламный плакат или сервиз, модель одежды или станок, транспортное средство или интерьер, — дизайнер должен позаботиться о гармоничном соотношении частей и целого, о композиционной целостности.
Художественно-осмысленное выражение степени напряженного состояния материальной формы называется тектоникой.
Интересно отметить, что из одних итех же форм можно создать композиции статические и динамические, вытянутые вверх или по горизонтали, с ярко выраженным ритмом и без него. Строение формы, являющееся результатом чередования одинаковых элементов, называют метрическим.При равномерном, ускоренном или замедленном чередовании элементов образуется ритмический ряд.По сравнению с метрическим рядом ритмический подвижнее, напряженнее, интереснее. Он дает возможность дальнейшему развитию ипоэтому применяется дизайнерами для выражения движения.
Во многом приемы и средства композиции в дизайне зависят от используемых материалов и технологии производства. Например, чтобы подчеркнуть легкость сооружения, используют тонкие ажурные конструкции, устремляющиеся вверх. Применение другого материала — железобетона диктует иное композиционное построение объекта.
Поскольку композиция объектов дизайна понимается как достижениегармоничного единства составляющих, как самого объекта, так и окружающей среды, то естественно возникает вопрос об их стилевом единстве.Когда говорят, что все предметы какого-нибудь интерьера находятся в определенном единстве между собой, то имеют ввиду их соотношения по форме, пропорциям, массе, цвету и декору.
Таким образом, дизайн — осознанная сфера деятельности человека по законам красоты. Она охватывает проектирование и производство вещей с учетом полезности, удобства и красоты.
Дата добавления: 2015-07-12 ; просмотров: 5267 | Нарушение авторских прав
Источник
Основные художественные средства и инструменты графического дизайна
Основные художественные средства графического дизайна принято разделять на три категории: графику, фотографику и типографику. Данные категории описывает в своей книге Р. Ю. Овчинникова , однако ее описание кажется нам недостаточно структурированным и полным.
приводим свое видение системы художественных средств
графического дизайна, основанное на типологии Р. Ю. Овчинниковой, описании основных понятий из книги Р. Хембри «Графический дизайн: самый полный справочник», а также на собственном опыте работы автора дизайнером.
Графика. Графика является основой графического дизайна. Это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Цвет, как правило, играет вспомогательную роль, в отличие от живописи. Наиболее общий отличительный признак графики, согласно мнению В. А. Фаворского, — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги . Графика является средством выразительности, техник же исполнения графики существует несколько:
— рисунок является основой дизайн-графики, это иллюстративный подход к созданию образа наряду с фотографией. Рисованное изображение может создаваться с использованием самых различных материалов, что способствует созданию многообразных эмоционально-ассоциативных форм. В современной действительности рисунок может быть материальным или виртуальным, созданным на компьютере;
— живописные техники являются в графике вспомогательными, они предполагают работу с цветом и использование живописных по своему назначению материалов;
— орнамент лежит в основе оформительской графики. Под словом «орнамент» принято понимать те украшения, которые заполняют свободные места на предметах. Поэтому эти украшения должны согласовываться с характером самого предмета и его назначением и никоим образом не могут быть самостоятельными факторами.
геометрических и природных форм . Орнаменты в
оформительской графике позволяют достигнуть большей выразительности объекта;
— чертеж, схема, график, таблица происходят из дисциплины инженерного конструирования, однако являются техникой графики. Такие техники необходимы для визуализации специфических сообщений, состоящих из большого количества данных.
Фотографика. Одним из наиболее используемых художественных средств в дизайне является фотографика, тем не менее устоявшегося определения этого явления не существует. Р. Ю. Овчинникова полагает, что фотографика представляет собой синтез фотографии, рисунка и текста, где фотоизображение занимает главное место . Однако мы склонны согласиться с мнением петербургского дизайнера, преподавателя факультета искусств СПбГУ, К. Г. Старцева, что фотографика — это фотография в ее художественной испостаси, т.е. фотография — это технология создания изображений, а фотографика — это продукт фотографии, обработанный самим фотографом, или дизайнером, или художником в соответствии с задачами проекта. Техники создания фотографики можно разделить на два типа:
— по цветовым характеристикам: черно-белая фотография (или
дуохромная фотография, где в роли черного цвета выступает любой другой цвет); цветная фотография.
— по технологическим характеристикам: аналоговая (ручная); цифровая (компьютерная).
К фотографике имеет отношение такой вид деятельности как ретушь. Ретушью называется процесс редактирования «сырого» материала — фотографии для превращения ее в фотографику. [171] [172]
Типографика. Это художественное оформление текста
посредством набора и верстки. Оформление текста включает его расположение, выбор гарнитуры, кегля, длины строк и расстояния
между ними (интерлиньяж), изменение пробелов между буквами (кернинг) и группами букв (трекинг) . С типографикой тесно связан шрифтовой
дизайн, хотя большинство типографов не рисуют шрифтов, а некоторые шрифтовые дизайнеры не считают себя типографами [173] [174] .
представляют собой типографическую композицию. Так, можно
утвердждать, что шрифт является функциональной единицей типографики. Как отмечает теоретик дизайна В. Кричевский: «Типограф выбирает шрифт, устанавливает форматы, компонует готовые буквы, слова, куски текста, линейки друг относительно друга и относительно колонки, страницы, разворота, листа. Пространственная организация текста — ключевой и наиболее творческий момент деятельности. В этом смысле типографика — графика расположения, искусство экспозиции двухмерных форм на плоскости». [175] Техник исполнения типографики можно выделить две:
— каллиграфия — «искусство красивого письма» предполагает создание (уместнее было бы использовать слово «рисование») шрифтовых композиций вручную с помощью различных материалов, как правило, чернил или туши на бумаге или пергаменте;
— «леттеринг» — современное понятие, не имеющее пока четкого определения, но бытующее в сленге дизайнеров, означает фактически
коллаж из шрифтов, использование готовых шрифтовых
гарнитур для создания типографической композиции.
Типографику также часто идентифицируют с графическими приемами организации текста, которые являются сферой интересов специалистов по лингвистике и паралингвистике. Это важный аспект визуальной коммуникации, который необходимо изучить, чтобы эффективно
пользоваться возможностями типографики.
Отметим, что художественные средства графического дизайна могут быть использованы в комплексе, например, сочетание графики и типографики, как правило, лежит в основе фирменного стиля
организации . Логотип (или товарный знак), который в свою очередь, как правило, является базовой составляющей фирменного стиля, также может быть продуктом синтеза графики и типографики. Комплекс фотографики и типографики традиционно используется для оформления журналистских материалов, а фотографика во взаимодействии с графикой может стать инструментом пропаганды.
Все художественные средства графического дизайна произошли из материального мира изобразительного искусства [176] [177] , т.е. первоначально дизайнеры и художники ими оперировали вручную с помощью таких инструментов и материалов, как кисть, перо, карандаш, ножницы, клей, бумага, холст, картон и т.д. и т.п. Сегодня же главным инструментом графического дизайнера является компьютер, который способен не только синтезировать, но и симулировать все реальные инструменты и материалы в своей виртуальной цифровой действительности. Профессионалы со стажем, однако, придерживаются мнения, что ручная работа качественнее и обеспечивает более эффектный и эффективный результат, но итоговый продукт графического дизайна все равно будет цифровым, так как без цифровых технологий уже невозможно представить копирование и распространение любой информации визуального типа. Компьютерный инструментарий графического дизайнера существует на трех уровнях:
Аппаратный уровень представляет собой совокупность материальных элементов — устройств, с помощью которых происходят ввод, обработка, хранение, передача и вывод информации (среди специализированных устройств, использующихся графическими дизайнерами можно отметить графический планшет, фотонаборный автомат, графопостроитель ) .
Программный уровень — это совокупность информационных элементов (программ и их команд), с помощью которых происходит
управление как текстовой и изобразительной информацией, так и аппаратным оборудованием. Программный уровень инструментария графического дизайнера характеризуется в последние годы бурным развитием, хотя некоторые программные приложения существуют и удерживают лидирующие позиции уже больше десятка лет. Для дизайнеров и специалистов, по роду деятельности сталкивающихся с созданием объектов визуальной коммуникации, можно выделить следующие основные классы программного обеспечения: [178] [179]
— программы пиксельной графики;
— программы векторной графики;
— программы трехмерной графики;
— программы мультимедийной графики.
Лидером во всех перечисленных областях традиционно считается программное обеспечение компании Adobe Systems, которое даже предлагается к приобретению в пакетном виде: специалист может выбрать
необходимый для работы набор программ, и все эти программы будут легко
интегрироваться друг с другом .
Пользовательский уровень подразумевает не технические условия, а требования профессии и навыки пользователя аппаратного и программного обеспечения. Если говорить о компьютерном дизайне и графике, то, на наш взгляд, главными факторами создания эффективных продуктов является знание предметной области, т.е. представление о концепциях
изобразительного искусства, понимание композиционных принципов и эстетических норм. Это важно, поскольку компьютерные технологии, являясь концентрированным опытом и суммой навыков, достаточно легко и просто позволяют выполнить все формальные действия (например, создать текстовый документ и скомпоновать в нем информацию разного вида), но результат нельзя считать не только продуктом искусства, но даже элементарным ремеслом. Эстетическая и художественная составляющая не являются частью компьютерных, технических и программных систем, а в полной мере зависят от человека, который предлагает идею, а затем визуализирует ее средствами компьютерных технологий. Таким образом, компьютер — это инструмент, но инструмент, способный аккумулировать опыт и знания в конкретной предметной области. Поэтому для успешной работы не менее важным является знание конкретных программных приложений и связанных с ними технологий. [180]
Источник