20.Способы типизации.
Типическое –социально значимое, характерное для той или иной социальной среды, народа, определенных социальных условий, общественных ситуаций.
Типизация — воплощение типического в литературе, обобщение, лежащее в основе создания художественного образа, процесс создания типического. Т. понимают также как синтезирование в одном человеческом образе целого ряда типичных черт, которые художник нашел у разных реальных людей, а также развертывание, доведение до конца тех возможностей, которые автор усмотрел в известных ему реальных людях. В типичных характерах, в их взаимодействии, в их связи с обстоятельствами воплощается авторское мировоззрение.
1.Усиление и развитие существенных сторон изображаемых характеров
2.Идейно-эмоциональная оценка изображаемых характеров:
3.Выделение определенныхсторон в мышлении,действиях, переживаниях персонажа
4.использование элементов фантастического
Комедия — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы персонажей.
Аристотель определял комедию как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде» («Поэтика», гл. V).
К числу видов комедии относятся такие жанры, как:
1.Фарс— комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.
2.Водевиль — комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства.
3.Интермедия — небольшая пьеса или сцена, обычно комического характера, разыгрываемая между действиями основной пьесы
4. Скетч — в XIX — начале XX вв. короткая пьеса с двумя, реже тремя персонажами
5.Оперетта— театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует напрямую традиции академической музыки.
6. Пародия — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт другого, обычно широко известного, произведения в специально изменённой форме.
Различают комедию положений и комедию характеров:
Комедия положений— комедия, в которой источником смешного являются события и обстоятельства.
Комедия характеров— комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров , смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, высмеивает все эти человеческие качества.
Известные комедии- Гоголь «Ревизор», Фонвизин «Недоросль» , Грибоедов «Горе от ума»,
Троп— в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
1.Метафора- троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значение в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Со времён античности существуют описания некоторых традиционных видов метафоры:
Резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко стоящие друг от друга понятия.
Стёртая (генетическая) метафора есть общепринятая метафора, фигуральный характер которой уже не ощущается.
Метафора-формула близка к стёртой метафоре, но отличается от неё ещё большей стереотипностью и иногда невозможностью преобразования в не фигуральную конструкцию.
Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом.
Реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим.
2.Метонимия — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают, между тем как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т. п.), а метафора — «по сходству». Частным случаем метонимии является синекдоха.
Пример: «Все флаги в гости будут к нам», где флаги замещают страны. Смысл метонимии состоит в том, что она выделяет в явлении свойство, которое по своему характеру может замещать остальные. Таким образом метонимия по существу отличается от метафоры, с одной стороны, большей реальной взаимосвязью замещающих членов, а с другой — большей ограничительностью, устранением тех черт, которые не заметны в данном явлении непосредственно.
Самый мощный и густонаселенный слой литературного процесса-срединный. Его в русской литературно-критической и литературоведческой традиции принято называть беллетристикой. Существкет также литературный низ, поток печатной продукции, рассчитанный на невзысканного, не желающего мыслить читателя. Эта область получила название паралитературы.
Беллетри́стика— общее название художественной литературы в стихах и прозе. В настоящее время слово «беллетристика» часто упоминается в новом значении «массовой литературы», противостоящей «высокой литературе». Следует отметить, что это противопоставление уходит корнями в статьи литературных критиков XIX века Виссариона Белинского и Дмитрия Писарева, которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем.
В узком смысле, беллетристика — это лёгкое чтиво, наиболее присущее таким жанрам, как дамский роман, детектив, приключение, мистика. То есть, чтения для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. В основном, беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения. Очень редко — проецируют свой собственный взгляд в это пространство.
Массовая литература, паралитература— совокупность литературных жанров и форм, обращённых к неквалифицированному читателю, воспринимающему произведение без рефлексии по поводу его художественной природы, и потому носящих упрощённый характер.
Для массовой литературы характерен особый механизм культурного функционирования, полностью продиктованный условиями рынка: «процесс массового потребления каждой отдельной книги такого типа, как правило, достаточно короток , приток же новых произведений всегда велик. Условием формирования массовой литературы как явления становится движение в сторону постиндустриального общества, подразумевающее всеобщую грамотность, всеобщее наличие досуга, падение жёстких социальных перегородок, то есть факторы, позволяющие широкому кругу сравнительно малообразованной аудитории обеспечивать массовый платёжеспособный спрос.
24. Тропы. Эпитет. Синекдоха
Троп— в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
1.Эпитет — слово (реже словосочетание), определяющее предмет речи, подчеркивая к.-л. характерное свойство, качество. Удачный, свежий Э. усиливает выразительность и образность высказывания, обогащает его содержание, способствует созданию худож. образа. Умелое использование Э. позволяет избежать язык, штампов, изношенных лит. шаблонов.
Чаще всего Э. выступают прилаг. и наречия, реже — существительные (мороз-воевода, нос картофелиной, ноги циркулем и т. п.). Наиб. «обрастают» эпитетами слова, обозначающие состояние человека, проявление состояния (ум, память, любовь, восторг, тоска, улыбка, голос, жест и т. п.), объекты материального мира, издавна связанные с деят-ностью человека (море, степь, лес, поле и т. п.), породы деревьев и назв. животных, играющих важную роль в жизни данного народа (у русских: береза, дуб, ель, медведь, волк), а также отвлеченные существительные, актуальные для обществ. жизни (труд, дружба, борьба, слава и т. д.).
По положению в системе языка Э. разделяются на общеязыковые, народ-но-поэтич. и индивидуально-авторские.
Источник
Способы художественной типизации
Способы художественной типизации художественных образов: Обломов. Штольц. Внешность диалоги, споры (основной способ раскрытия характеров героев, их взглядов) внутренние монологи своеобразие языка героев: особенности лексики, манера говорить характеристика сопоставляемых героев другими персонажами. Внешность: леность, медлительность движений, отсутствие «всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Внешность: Мускулистость, костистость фигуры.
Слайд 11 из презентации «Герои романа «Обломов»». Размер архива с презентацией 60 КБ.
Гончаров
«Биография Ивана Гончарова» — Пребывание Ивана Гончарова в частном заволжском пансионе. Портрет работы Н.А. Майкова. Статуэтка. Роман «Обрыв». Приказом министра народного просвещения. Должность цензора. Лето. Гравюра. Http://www.goncharov. Фотография. Издание романа. Портрет работы. Иван Александрович Гончаров. Музей. Трегубов Николай Николаевич. Гончаров в своем рабочем кабинете. Общества любителей российской словесности. Пушкин посещает Московский университет.
«Герои романа «Обломов»» — Способы художественной типизации. Обстоятельства. Встреча со Штольцем. Штольц. Обломов. Главный герой романа. Добродушное отношение к Обломову. Любовь к Ольге. Иван Александрович Гончаров. Несостоятельность героев. Сравнительная характеристика героев. Идейно-нравственный смысл образов. Обломов и его гости. Ретроспекция.
«Личная жизнь Гончарова» — Иван Александрович Гончаров. Последние годы жизни. Прочное место. Болезнь. Жизнь. Расцвет творчества. Гончаров. Процессы. Обыкновенная история. Я откровенно люблю литературу. Должность редактора. Мысль. Пора задуматься о своём будущем. Изящность и тонкость кисти. Жизнь после университета. Образование. История. Начало творчества. Перемена. Участие. Петербург. Десять лет. Постоянное житьё. Основные этапы жизни и творчества.
«Сон Обломова» — Илья Обломов. Сказка у него смешалась с жизнью. Два небольших фрагмента из фильма Н. Михалкова. Какой рисуется жизнь. Иван Александрович Гончаров. 1 часть сна. О двух системах воспитания. Диалог. Обломов и Захар. Мягкий ум. У него был свой сын, Андрей, почти одних лет с Обломовым. Проверка знаний учащихся. Свет и тень Обломова. Штат и свита дома Обломовых. Сон Обломова. Отчего я такой. Ах ты, господи, что за ребенок, за юла за такая.
«Характеристика романа «Обломов»» — Неискоренимая вера Ольги в то, что она “не устанет жить”. Трофимов Захар Трофимович. Начало отношений. Ильинская Ольга Сергеевна. Главные герои. Ольга изменилась. Пшеницына Агафья Матвеевна. Агафья Матвеевна. Восприятие. Обломов –Ольга. Основные линии романа. К хорошим людям плохо относиться нельзя. Жизненный круг Обломова. Хороший человек может быть лишним. “Обломов” — роман о любви. Критика. Жизнь.
«Иван Гончаров «Обломов»» — Сцена исповеди. Пейзаж как средство раскрытия образа героя. Творческое задание. Исследование. Иван Александрович Гончаров. Обломов. Художественная деталь. Речевая характеристика героя. Художественный прием. Сквозной мотив еды. Художественное мастерство И.А. Гончарова. Отечественные записки. Обобщение. Фраза.
Источник
Способы художественной типизации героев
Лекция 3. Понятие художественного образа. Система образов литературного произведения. Способы психологического раскрытия образа. Характер. Тип. Приемы типизации.
Искусство имеет образную природу. Термин «образ» используется не только в литературоведении, но и в философии, психологии, лингвистике, искусствознании.
Природа образа иная, нежели природа понятия. Образ конкретен, многозначен и целостен, тогда как понятие абстрактно и стремится к исключению многозначных трактовок.
Художественный образ — воплощенное, материализованное авторское представление, обладающее рядом свойств: условностью, двойственной природой, способностью к типизации, уникальностью, самодостаточностью, целостностью и т.д.
Двойственная природа художественного образа состоит в неразрывном сочетании формально-содержательных аспектов: эстетических свойств мира в их конкретно-чувственном многообразии. Единство «предметного» и «идеального» в художественном образе — универсальное свойство всех видов изящных искусств (живописи, музыки, скульптуры, литературы и других).
«Самодостаточность» образов искусства отличает их от других видов образности, имеющих вспомогательное значение: иллюстрации (научной, рекламной, публицистической) и фактографии (мемуарной, документальной).
В создании художественного образа велика роль творческой фантазии автора. Первичная условность — свойство любого художественного образа. Образ не тождественен ничему во внехудожественной реальности.
Одним из отличительных свойств образов искусства выступает их экспрессивность, обращенность к личному эмоциональному воображению и рассчитанность на «сотворчество» читателей, зрителей, слушателей. В этом состоит своеобразие коммуникативной функции искусства, основанной на очевидном внутреннем родстве акта творчества и восприятия.
Художественный образ всегда несет в себе обобщение, то есть имеет типическое значени е( в пер. с греч. Typos – отпечаток, оттиск). Образы искусства – это концентрированные воплощения существенного в индивидуальном . В художественных образах раскрываются типические явления жизни в свете тех или иных общественных интересов и идеалов. Но при этом искусство претворяет в своих образах индивидуальность явлений, их существенные особенности. То есть искусство типизирует жизнь творчески и этим отличается от публицистики и науки. Художник освобождает явления действительности от наносного, случайного, идеализирует их.
Типизация – это такое изображение жизни, в процессе которого существенные свойства ее явлений получают усиленное, преувеличенное (гиперболизированное) выражение в их новых, вымышленных индивидуальных чертах. Как продукты творческой типизации художественные образы отличаются от фактографических, документальных образов публицистики, мемуаров и т.д. Типизация может привести к нарушению жизнеподобия в изображении: гиперболе, гротеску, контрасту, которые способствуют выявлению, обнаружению сущности явления жизни в произведении. Это заметно в повести «Нос» Гоголя, романе «Мастер и Маргарита» Булгакова, в «Путешествии Гулливера» Свифта.
Важное свойство художественного образа – эмоциональность. Создавая в своем произведении типическое, автор выражает свое эмоциональное отношение к действительности подбором и расположением деталей образа, внешними средствами изображения – художественной речью, мимикой, жестами, очертаниями, красками. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей. Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева огромная семантическая нагрузка ложится на отдельную деталь:
Я очи знал, — о, эти очи!
Как я любил их, — знает Бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
Будучи воплощением общего, существенного в индивидуальном , художественный образ может порождать различные толкования, включая такие, о которых не помышлял автор. Еще Шеллинг в работе «Система трансцендентального идеализма» заметил, что истинное произведение искусства «содержит бесконечное число замыслов, допуская тем самым бесконечное число толкований…» (К примеру, стихотворение И.Анненского «Смычок и струны»).
Образ существует объективно, как «вещь в себе». Однако, становясь элементом сознания «других», образ обретает субъективное существование, порождает эстетическое поле, выходящее за рамки авторского замысла.
Персонаж — образ человека в литературных произведениях (в перев . с латинского – особа, лицо, маска), это вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. В том же значении в литературоведении используются понятия литературный герой, действующее лицо. Понятие персонажа – важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, в которых именно персонажи образуют определенную систему и сюжет (систему событий) и составляют тем самым основу предметного мира. Чаще всего литературный персонаж – это человек, но наряду с людьми в произведениях могут разговаривать и животные, растения, вещи (например, в повести « Холстомер » Толстого, в сказке «Синяя птица» Метерлинка и др.)
Персонажную сферу литературы составляют не только обособленные индивидуальности, но и собирательные герои (толпа в «Мастере и Маргарите», образ безликой толпы в «Иуде Искариоте», «Рассказе о семи повешенных» Л.Андреева и др.) Какими бы нечеловеческими ни были персонажи произведения, они являются носителями качеств человека, т.к. предметом познания в художественной литературе неизменно является человек и человеческие сущности.
В эпосе и драме – это характеры (в пер. с греч . – о тличительная черта, признак). Характером в литературном произведении называется образ человека – носителя общественно значимых, устойчивых черт, проявляющихся в поведении и умонастроении людей. Персонаж и характер – понятия нетождественные. Аристотель писал: «Действующее лицо будет иметь характер, если в речи или действии обнаружит какое-либо направление воли…» (Об искусстве поэзии. М., 1957.С.87)
Например, Базаров в оценке Д.И.Писарева ,Н .Н . Страхова, М.А.Антоновича предстает по-разному. То есть, с одной стороны, персонаж – это характер, а с другой – это художественный образ, воплощающий данный характер. Персонаж оценивается эстетически, в зависимости от того, насколько в нем ярко отразился характер.
Персонажей в произведении можно легко сосчитать, а вот выявить характеры можно лишь в результате анализа, исследования художественного текста. Число характеров и персонажей в произведении обычно не совпадает: персонажей больше. В произведении могут иметь место персонажи, не имеющие характера, играющие лишь сюжетную роль (их масса в «Мастере и Маргарите» Булгакова), двойники – варианты одного типа ( Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре» Гоголя).
Высшей степенью характерности, художественного обобщения является типический образ.
Типом называется неповторимая индивидуальность, в которой обобщены наиболее важные свойства национального характера, общечеловеческие черты, а также черты, свойственные герою своего времени. Важное, существенное, закономерное в человеческой жизни в литературных типах раскрывается ярко, преувеличенно, заостренно, поэтому средствами типизации образов нередко служат гипербола, гротеск, символика, аллегория, фантастика. Один тип может быть представлен целым рядом персонажей. Например, « самодуры и безответные», «лишний человек».
Основные атрибуты образа персонажа в литературных произведениях: портретная, психологическая и речевая характеристики. Художественная завершенность персонажа определяет динамическое единство конкретных подробностей, создающее впечатление определенной индивидуальности.
Персонаж в литературном произведении наделяется внешним (портретные детали, мимика, жесты) и внутренним обликом.
Портретная характеристика персонажа — описание его наружности. Как правило, портретные характеристики однократны и исчерпывающи: при появлении персонажа описывается его внешность. Литературный портрет обладает способностью показать динамический аспект внешности — грацию: мимику, походку, манеру движений, жесты и пр. Традиционно это называется динамикой портрета, но по сути речь идет о формах поведения. Поведенческие характеристики как правило рассредоточены в тексте, поскольку они фиксируют в изображаемом человеке то, что в нем динамично, связано с внешними и внутренними переменами. Например, изменения в выражении лица Андрея Болконского при встречах с Пьером.
Психологизм – выражение мыслей, чувств и переживаний персонажей в их динамике и неповторимости. Косвенный психологизм — это указание на характер переживаний посредством портретных характеристик, действий, поступков персонажей. Прямой психологизм — это раскрытие процесса протекания переживаний, чувств, формирования мыслей.
К особым приемам прямой психологической характеристики относятся: внутренний монолог, развернутые авторские характеристики, изображение снов, грез, «поток сознания» и пр. Приемами психологизма являются психологический анализ и самоанализ. Психологический анализ применяется в повествовании от третьего лица, а самоанализ – от первого, от третьего и в форме несобственно -прямой внутренней речи. Например, рассуждения Пьера Безухова или самоанализ Печорина.
Важным и частым приемом психологизма является внутренний монолог – это фиксация мыслей героя, имитирующая реальные психологические закономерности внутренней речи. Автор словно подслушивает мысли героя. Внутренний монолог обычно фиксирует речевую манеру персонажа, а, следовательно, и манеру мышления. Внутренний монолог, доведенный до своего предела, – это «поток сознания», еще один прием психологизма. Его открывателем явился Толстой, так же, как и приема «диалектики души».
Еще один прием психологизма – умолчание, когда писатель в какой-то момент ничего не говорит о внутреннем мире героя, давая возможность читателю додумать самостоятельно. Это тайный, косвенный психологизм. Особенно часто мы встречаемся с этим приемом у Достоевского – разговор Раскольникова с Порфирием Петровичем, у Чехова, у Леонида Андреева (« Баргамот и Гараська », «Ангелочек»).
Для психологического изображения душевных состояний используются и детали (портрет, пейзаж, мир вещей). Например, улыбка в романах Достоевского – странная, ядовитая, насмешливая, с жестокой усмешкой, кроткая и грустная, печальная, безобразная и т.п.
Состояние природы так или иначе соотносится с человеческими чувствами и переживаниями, поэтому детали природы могут создавать в произведении определенную психологическую атмосферу.
Речь персонажа также является средством его характеристики. Формы речи: монолог, реплики в диалоге, «мысли вслух», внутренний монолог, поток сознания, письменная и несобственно -прямая речь позволяют определить взгляды, мироощущение персонажей, их жизненную позицию.
Основу предметного мира эпических и драматических произведений обычно составляет система персонажей. Ее основными элементами являются персонажи, а структуру системы определяют способы их связей, взаимоотношений. На ранних стадиях развития литературы связи между персонажами определялись логикой развития сюжета. Вокруг главных героев группируются второстепенные . Таким образом, система персонажей в произведении включает в себя главные, второстепенные, эпизодические персонажи. Связь между ними может осуществляться не только сюжетно. Система персонажей – это определенное соотношение характеров. Обычно главные герои произведения, через которых раскрывается творческая концепция автора, занимают центральное положение и в сюжете. Но для понимания главного, проблемного героя большую роль играют и второстепенные персонажи, которые оттеняют различные свойства его характера. В результате возникает система параллелей и противоположностей. Например, в романе Гончарова «Обломов» главного героя поясняют и Штольц , и Ольга, и Захар, и Агафья Матвеевна. Их композиционная и эмоционально-смысловая сопоставленность в художественном мире произведения выступает фактором его целостности. В построении системы персонажей авторы могут использовать двойников (Лужин и Свидригайлов у Достоевского, Розенкранц и Гильдестерн в «Гамлете» Шекспира), собирательные образы.
Источник