Способы художественной коммуникации что это

Способы художественной коммуникации что это

1. Искусство как художественная коммуникация

Структуры и типы художественной коммуникации

А. Н. Толстой однажды описал такую воображаемую ситуацию: «Вас, писателя, выбросило на необитаемый остров. Вы, предположим, уверены, что до конца дней не увидите человеческого существа и то, что вы оставите миру, никогда не увидит света. Стали бы вы писать романы, драмы, стихи? Конечно, — нет. Для потока творчества нужен второй полюс, — вниматель, сопереживатель: круг читателей, класс, народ, человечество» * . Многие существенные стороны художественной коммуникации раскрываются в этой экспериментальной ситуации.

* ( Толстой А. Н. Собр. соч. В 10-ти т. М., 1961, т. 10, с. 63.)

Художественная коммуникация — это осуществление интеллектуально-творческой взаимосвязи автора и реципиента, передача последнему художественной информации, содержащей определенное отношение к миру, художественную концепцию, устойчивые ценностные ориентации. Опосредствующим звеном этой передачи является художественное произведение, а в исполнительских искусствах (музыка или театр) еще и исполнитель. В ходе художественной коммуникации у адресанта (художника) возникают три типа отношений: автор — действительность; автор — реципиент; автор — художественный процесс. Каждое из существенных звеньев и граней художественной коммуникации изучает особая дисциплина.

1. Художественная коммуникация начинается с творческого процесса создания художественного текста и последующего его воздействия на аудиторию. Поэтому изучение художественной коммуникации предваряется рассмотрением духовных механизмов, обеспечивающих: творческий процесс воплощения замысла и создания произведения; духовное присвоение художественных творений. Эти проблемы изучает психология искусства.

2. Творческий процесс завершается созданием художественного текста, который затем воспринимается реципиентом. При этом художественная мысль с помощью языка данного вида искусства зашифровывается, кодируется. Закодированная мысль художника складывается в определенную знаковую систему, которая и составляет текст произведения. При восприятии текста реципиентом происходит расшифровка (декодирование) знаковой системы и восприятие сообщения. Все эти аспекты процесса изучает семиотика искусства.

3. Создание художественного текста и последующее его восприятие реципиентом представляют собой передачу художественной информации, что изучает теория художественной информации.

4. Существенное звено художественной коммуникации — художественное восприятие. Это звено изучает теория художественной рецепции, которая рассматривает психофизические и эстетические механизмы восприятия (идентификация, синестезия, художественная суггестия, эстетическое наслаждение и т. д.).

5. Художественная коммуникация осуществляется через понимание смысла художественного произведения, его прочтение в контексте истории, социальной реальности, художественной культуры, общественного мнения. Этот аспект художественной коммуникации предполагает понимание: исторической реальности, изображенной автором; реальности, современной реципиенту; автора (его личности); того, что он хотел сказать, и того, что он сказал; смысла художественного текста, темных мест в нем (их прояснение); духа культуры, запечатленного в тексте, художественной концепции произведения. Теорию понимания разрабатывает герменевтика.

6. Художественная коммуникация включает восприятие не только смысла художественного произведения, но и его ценности. Последняя раскрывает себя как значение произведения для человечества, а также как авторская свобода (мастерство) владения техническими средствами и нормами искусства, как свобода воплощения замысла в произведения. Все эти аспекты выявляет аксиология (теория ценности) и базирующийся на ней ценностный анализ произведения.

7. Общий процесс художественной коммуникации как взаимодействия посредством произведения адресанта (художника) и адресата (публики) рассматривает теория коммуникации.

8. Если в качестве реципиента выступает масса, а художественное произведение доносится до нее с помощью мощных и современных коммуникативных средств, обеспечивающих географически (в пространстве) широкую и исторически (во времени) далекую трансляцию, то этот процесс становится объектом изучения теории массовой коммуникации.

Принципиальное различие существует между художественным восприятием произведения через чтение (литература), через просмотр спектакля (театр), через теле- и киноэкранизацию и радиопостановку, то есть трансляцию с помощью средств массовой коммуникации. Художественная мысль в этих случаях оказывается не только выраженной другими художественными средствами, на другом языке, но и семантически иной. Различный резонанс различных видов искусства не может служить свидетельством их большей или меньшей ценности. Каждый вид искусства порождает свой тип художественной рецепции, по каналу которой протекает специфическое воздействие на личность, не заменимое никакими другими типами художественного восприятия. Так, несмотря на создание экранизаций, теле- и радиопостановок литературных произведений, их чтение остается не заменимым никакими другими художественными впечатлениями.

Сильные стороны чтения как типа художественной рецепции объясняются и активностью втягивания опыта читателя в рецепцию, и опорой на многовековую традицию, и действенностью вербальной образности и выразительных средств, обращенных к фантазии читателя, и связью с национальным характером культуры, и фундаментальным значением литературы (благодаря слову) для всей культуры, и обратным обогащающим влиянием словесного искусства на естественный язык. Чтение опирается на огромный пластический и идейный потенциал художественного слова, на возможности и исторический опыт перевода и приобщения к иноязычной национальной культуре. На стороне чтения стоит богатейший художественно-культурный фонд общемировых ценностей, созданных гением Гомера, Данте, Шекспира, Толстого, Достоевского, и способность художественной литературы к гибкой и прямой связи с философией, моралью, другими формами общественного сознания. Наконец, чтение требует больших интеллектуальных усилий и соответственно обладает высоким гедонистическим эффектом. Так литература в своем истинном виде оказывает не «мозаическое», не манипуляционное, а мировоззренческое воздействие на личность.

Читайте также:  Способ подачи заявки через рпгу что такое рпгу

Теоретико-информативная эстетика (М. Бензе, Г. Франк, А. Моль) разделяет информацию на два типа: семантическую и эстетическую. Семантическая (например, научная) информация делает упор па передачу смысла, опыта фактов, а эстетическая — на передачу оценок, опыта отношений. Эстетическая информация более восприимчива к помехам, нетерпима к чужеродным элементам, чем семантическая. Так, если научный текст можно без больших потерь пересказать иными словами или даже адекватно выразить на языке математики, художественный текст при подобном пересказе или выражении другими средствами разрушается. Кроме того, эстетическая информация отличается от семантической нестандартностью кода, «избыточностью» (например, художественная мысль в театре передается несколькими дублирующими друг друга системами), принципиальной оригинальностью.

По мнению М. Бензе и его последователей, эстетическая информация характеризуется бытием «на основе знака без значения». Другими словами, знаки художественного языка передают смысл, но лишены предметного значения, то есть несут бесполезную информацию, не соотнесенную с практической целью. Данное суждение М. Бензе передает в терминах теоретико-информативной эстетики старую кантовскую идею об искусстве как о лишенной внешней цели игре продуктивного воображения. С этой идеей нельзя согласиться, ибо художественная информация имеет не только смысл, но и предметное значение — художественную ценность как значимость для человечества.

Информативная эстетика следующим образом характеризует условия существования художественного произведения. Условия-минимум определяют его физическое бытие: материальность (предметная воплощенность), коммуникативность (функционирование в качестве передатчика информации), сделанность («искусственность», рукотворность, результат деятельности человека). Условия-максимум определяют эстетическую реальность произведения: знаковость (замещение данным предметом другого предмета), упорядоченность (подчинение смыслу, организованность структуры), неопределенность (возможность различных интерпретаций смысла), ценность (глобальная широта предметного значения, соотнесенность с человечеством).

Рассмотрение художественного творчества только под теоретико-информативным углом зрения односторонне высвечивает коммуникативную функцию искусства, оставляя в стороне другие его важные функции. Вместе с тем теоретико-информативный подход при его корректном применении выявляет важную научную задачу эстетики — создание теории художественной коммуникации.

Источник

Структура и типы художественной коммуникации

Художественная коммуникация – это осуществление интеллекту­ально-творческой взаимосвязи автора и реципиента, передача реци­пиенту художественной информации, содержащей определенное отноше­ние к миру, художественную концепцию, устойчивые ценностные ори­ентации. Опосредствующим звеном этой передачи является художест­венное произведение, а в исполнительских искусствах (музыка или театр) еще и исполнитель. В ходе художественной коммуникации у адресанта (художника) возникает три типа отношений:

· автор – художественный процесс.

Каждое из существенных звеньев и граней художественной коммуника­ции изучает особая дисциплина.

1. Художественная коммуникация начинается с творческого про­цесса создания художественного текста и последующего его воздействия на аудиторию. Поэтому изучение художественной коммуникации предваряется рассмотрением духовных механизмов, обеспечивающих: творческий процесс воплощения замысла и создания произведения; духовное присвоение художественных творений. Эти проблемы изуча­ет психология искусства.

2. Творческий процесс завершается созданием художественного текста, который затем воспринимается реципиентом. При этом художественная мысль с помощью языка данного вида искусства зашифро­вывается, кодируется. Закодированная мысль художника складывается в определенную знаковую систему, которая и составляет текст произведения. При восприятии текста реципиентом происходит расшифровка (декодирование) знаковой системы и восприятие сообщения. Все эти аспекты процесса изучает семиотика искусства.

3. Создание художественного текста и последующее его восприятие реципиентом представляют собой передачу художественной информации, что изучает теория художественной информации.

4. Существенное звено художественной коммуникации – художественное восприятие. Это звено изучает теория художественнойре­цепции, которая рассматривает психофизические и эстетические ме­ханизмы восприятия (идентификация, синестезия, художественная суггестия, эстетическое наслаждение).

5. Художественная коммуникация осуществляется через понимание смысла художественного произведения, его прочтение в контексте истории, социальной реальности, художественной культуры, общественного мнения. Этот аспект художественной коммуникации предполагает понимание: исторической реальности, изображенной автором; реальности, современной реципиенту; автора (его личности); того, что он хотел сказать, и того, что он сказал; смысла художествен­ного текста, темных мест в нем (их прояснение); духа культуры, за­печатленного в тексте, художественной концепции произведения. Те­орию понимания разрабатывает герменевтика.

6. Художественная коммуникация включает восприятие не только смысла художественного произведения, но и его ценности. Последняя раскрывает себя как значение произведения для человечества, а так­же как авторская свобода (мастерство) владения техническими сред­ствами и нормами искусства, как свобода воплощения замысла в про­изведение. Все эти аспекты выявляет аксиология – теория ценности – и базирующийся на ней ценностный анализ произведения.

Читайте также:  Темпоральный способ измерения температуры

7. Общий процесс художественной коммуникации как взаимодей­ствия посредством произведения адресанта (художника) и адресата (публики) рассматривает теория коммуникации.

8. Если в качестве реципиента выступает масса, а художественное произведение доносится до нее с помощью мощных и современных коммуникативных средств, обеспечивающих географически (в простран­стве) широкую и исторически (во времени) далекую трансляцию, то этот процесс становится объектом изучения теории массовой комму­никации.

10. Основные теории прессы

Рассмотрение теорий будет происходить с соблюдением хронологического порядока их появления, хотя, конечно, это весьма относительно.

Источник

Тема 3.2: Художественная коммуникация

Понятие и сущность художественной коммуникации.

Художник как исходная точка процесса художественной коммуникации.

Процесс художественного творчества.

Эстетическое восприятие как этап художественной коммуникации.

Понятие и сущность художественной коммуникации.

Под художественной коммуникацией подразумевают такое функционирование искусства в обществе, в процессе которого оно выступает как специфическая деятельность и средство общения. В процессе общения людей посредством искусства происходит присвоение художественных и культурных ценностей, формируются эстетические потребности и идеалы, а также способность к эстетической деятельности.

Коммуникативная система искусства включает три основных составляющих: художник – произведение – зритель (Рис. 2). Все три составляющих – звенья одной цепи и выпадение хотя бы одного из них делает искусство бессмысленным или, даже, невозможным. Произведение искусства, занимающее в этой цепи центральное место, играет роль передатчика информации, мыслей, эмоций, чувств от творца к реципиенту.

Вне системы художественной коммуникации произведение искусства перестаёт быть таковым, оставаясь просто материальной вещью (куском холста с налепленными красками, листами бумаги с напечатанным на них текстом).

В художественной коммуникации выделяют несколько циклов: общество – художник, художник – произведение, произведение – зритель (слушатель, читатель). Из этих циклов можно выделить самостоятельные формы эстетической деятельности: художественное творчество (вид профессиональной или самодеятельной эстетической деятельности), художественное произведение (специфический продукт эстетической деятельности), эстетическое восприятие и сформированное на его основе эстетическое отношение.

Х П З

Рис. 2. Схема отображает основные звенья процесса художественной коммуникации

(Х – художник, П – произведение искусства, З – зритель).

Треугольниками, обращёнными своими вершинами к произведению искусства, показана роль последнего в художественной коммуникации: с одной стороны оно представляет собой концентрированное выражение авторской концепции, а с другой – феномен, раскрывающий богатство своей формы и содержания перед зрителем. Пунктирными линиями показана степень талантливости художественного отражения (Х) и глубины освоения художественных ценностей, заключённых в произведении (З). Констатировать прямую связь между ними не представляется возможным, так как интересное форме и богатое по содержанию произведение искусства может остаться «закрытым» для неподготовленного зрителя (слушателя, читателя).

2. Художник как исходная точка процесса художественной коммуникации.

Роль личности художника в искусстве сложно переоценить. Он – тот, кто осуществляет, делает возможным появление произведения искусства.

В разные эпохи на художников смотрели не одинаково, поэтому и смысл этого слова получал разное истолкование. Сегодня оно имеет более узкий, конкретный смысл. Теперь так называют профессионалов, специалистов в одном или нескольких видах искусства.

Слагаемые личности художника. Художественный талант предполагает творческую одарённость в искусстве. В свою очередь талант включает как наличие определённых физических данных (восприимчивого музыкального слуха для композитора и исполнителя, особой пластичности тела для танцора, обострённого чувства цвета и формы для живописца, графика или скульптора и т. д.), так и интеллектуально-психологических (сила художественного воображения и интуиции, наблюдательность и богатство эмоций, нестандартность и глубина художественного мышления и др.). Различные формы и характер соединения этих особенностей обуславливают разнообразие и неповторимость творческих личностей.

Развитие таланта тесно связано с мировоззрением художника. Последнее можно определить как форму самосознания, сквозь призму которой воспринимается, оценивается и осмысливается действительность, отображаемая в произведениях искусства. Мировоззрение даёт обобщённое представление об отношении человека к миру, природе и обществу, о предназначении личности и смысле жизни. Мировоззрению художника присуще акцентирование эмоционально-ценностного отношения к бытию. В формировании художественного мировоззрения участвуют основные духовные способности творческой личности: сознание, чувства, воля. Ядро мировоззренческого сознания художника составляет эстетический идеал (вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности), который в творчестве играет роль регулятивного принципа, критерия оценки и целевой установки.

Необходимым для талантливой личности является наличие индивидуальности. Индивидуальность представляет собой неповторимое своеобразие личности художника, особую форму его бытия и деятельности, обуславливающих уникальный характер результатов его творчества. Чтобы проявить свой талант, художник должен обрести свою личностную самобытность, стать обладателем свойств, составляющих основу творческой индивидуальности: целостность, неповторимость, активность в утверждении мировоззренческой и эстетической позиции, ценностных установок.

Читайте также:  Способ получения спиртов гидрирование

Индивидуальность может проявляться в искусстве в особом мире образов и тем, стилевом своеобразии. Индивидуальность позволяет зрителям отличать произведения разных авторов, а также объединять произведения одного автора. Становление индивидуальности в искусстве предполагает, с одной стороны, восприятие и понимание определённых традиций, а с другой стороны, решительный отказ от тех из них, которые являются устаревшими, консервативными, тормозящими развитие.

Важной составляющей талантливой личности в искусстве являются профессиональное мастерство. Одной лишь только выучкой, освоением ремесла стать талантливым в искусстве невозможно, однако и без этих качеств художественный талант не сможет полноценно функционировать. Мастерство даёт художнику возможность выразить свои чувства и мысли при помощи виртуозного владения выразительными средствами и технологиями конкретного вида искусства.

Художественное творчество невозможно без такого личностного качества художника как трудолюбие. Огромный и, в большинстве случаев, систематический труд является одновременно предпосылкой и следствием творческого вдохновения (высший подъём духовных и физических сил художника в процессе создания произведения искусства). Вдохновение характеризуется большой внутренней сосредоточенностью личности на объекте творчества, интенсивностью и высокой продуктивностью творческой деятельности.

Художественная реальность произведения – не просто выдумка художника, его фантазии, связанные в единую целое. Художественная реальность несёт художественную концепцию личности, мировоззрение художника, поэтому человеку, «идущему» в искусство обязательно должно быть что сказать людям. Иначе получится обыкновенное позёрство на фоне искусства, самолюбование в нём.

3. Процесс художественного творчества.

Под художественным творчеством понимают создание (и исполнение) произведений искусства, то есть новых эстетических ценностей. Таким образом, художественное творчество подразумевает новаторство как в содержании, так и в форме произведения искусства. Всё это требует от художника умения самостоятельно и оригинально мыслить, что, в свою очередь, является неотъемлемой частью таланта. Однако новизна не является самоцелью в художественном творчестве. Создание произведения неразрывно связано с созданием новых общественных ценностей. В большинстве случаев, хотя, возможно, и не всегда, именно это обусловливает рождение новых выразительных средств, творческого метода или манеры.

Творческий процесс представляет собой духовно-практическую деятельность художника, направленную на создание произведения искусства. Индивидуальные формы творческого процесса разнообразны, что позволяло одним учёным трактовать его как нечто бессознательное и иррациональное (отсюда невозможность познать внутренние закономерности творчества), а другим, напротив, трактовать его как единство мысли и чувства, умственного и физического, рационального и интуитивного.

В творческом процессе выделяют две основные стадии: формирование художественного замысла и непосредственная работа над произведением искусства.

На стадии возникновения художественного замысла происходит осмысление художником жизненного материала, а также мысленно создаётся общая конструкция будущего произведения, ведутся поиски образного решения темы (возможно, в нескольких направлениях, из которых затем будет выбрано одно наиболее плодотворное). Следующая стадия творческого процесса подразумевает работу непосредственно над созданием произведения, когда художник старается добиться максимальной выразительности образного воплощения своих идей и эмоций, то есть найти адекватную художественную форму, которая наиболее полно сможет выразить содержание произведения. Однако и содержание, идея произведения не остаются на этой стадии неизменными, поскольку в процессе работы над окончательным вариантом содержание художественных образов может проясниться и углубиться, что, в свою очередь, также может привести к изменениям в художественной форме. Таким образом, стадии замысла произведения и его создания тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Творческий процесс характеризуется диалектическим взаимодействием содержания и формы, что в отдельные моменты творческого поиска приводит к выдвижению на первый план то формальных, то содержательных задач. Творческий процесс требует от художника глубокой сосредоточенности на творческих задачах, напряжения духовных и, зачастую, физических сил. Критерием завершения процесса создания произведения искусства является рождение целостного художественного образа, воплощённого в произведении искусства, в котором органично сочетаются художественная форма и содержание.

Необходимо различать эти два понятия художественного метода и художественной манеры.

Творческий метод в искусстве предполагает совокупность принципов художественного отбора, обобщения, эстетической оценки и образного воплощения жизненного материала. Метод – порождение системы принципов, которые управляют процессом создания произведением искусства. Творческий метод историчен и тесно связан как с мировоззрением эпохи, так и отдельной творческой личности (Достоевский, Чехов, Ван Гог), с различными направлениями (романтизм, модернизм) или стилями (барокко, классицизм).

Творческая манера – понятие более индивидуальное, подразумевающее характер художественного исполнения произведения каким-либо конкретным автором. Творческая манера проявляется в выборе художественных средств и их интерпретации. Таким образом, если выбор творческого метода обязательно предполагает решение вопросов относительно содержания произведения искусства, то творческая манера всецело касается формы. Творческая манера – яркое средство выражения индивидуальности мастера в искусстве (импрессионист Клод Моне, постимпрессионисты П. Сезанн и В. Ван Гог).

Источник

Оцените статью
Разные способы