- Как хранить лодку ПВХ
- Как правильно хранить ПВХ лодку зимой
- Можно ли хранить ПВХ лодку зимой на улице?
- Можно ли хранить ПВХ лодку зимой в гараже?
- Как правильно готовить ПВХ лодку к зиме?
- Моем и сушим лодку
- Складываем лодку в чехол
- Храним лодку до весны: советы и инструкции
- Как правильно хранить лодку ПВХ летом?
- Вопрос — ответ
- Хранение лодок зимой
- Общая информация о том, как зимой хранить лодку ПВХ
- Подходящие температуры
- Манипуляции с лодкой
- Тип помещения
- Резиновые лодки
- Хранение лодки на морозе
- Условия хранения
- Подойдёт ли для хранения гараж
- Лодки из ПВХ
- Подготовка надувной лодки к хранению
- В каком состоянии хранить ПВХ лодку
- Можно ли хранить лодку на улице
- Годится ли для хранения гараж
- Системы для подвешивания
- Можно ли спускать и надувать лодку зимой
- Подходят ли условия гаража для хранения ПВХ лодки?
- Лодки из стеклопластика
- Как консервировать двигатель
- Пластиковые катера, лодки и яхты
- Заключение
- Деревянные суда
- Металлические лодки и катера
Как хранить лодку ПВХ
Поливинилхлорид – надежный, стойкий к грязи и повреждениям, ремонтопригодный материал. Лодки из него любимы многими путешественниками, рыболовами и охотниками. Но для того, чтобы лодка прослужила долгие годы, ее нужно не только правильно эксплуатировать, но и хранить. Сегодня расскажем, как хранить лодку ПВХ зимой и летом правильно.
Как правильно хранить ПВХ лодку зимой
Для выбора правильного способа хранения нужно решить 2 вопроса:
- где будет храниться лодка;
- в каком виде – накачанном или спущенном.
Можно ли хранить ПВХ лодку зимой на улице?
Поливинилхлорид — материал выносливый и долговечный. Он стойко переносит высокие летние температуры и 100% влажность.
Но при этом долгое воздействие солнечных лучей, резкие перепады температуры и морозы приводят к пересыханию и растрескиванию материала.
Хорошо, если в помещении поддерживается температура не ниже нуля. Оптимальным считается температурный интервал от +5 до +15 0 С. Нижним порогом является температура -10 0 С.
Поэтому однозначно: надувную лодку на улице лучше не держать.
Можно ли хранить ПВХ лодку зимой в гараже?
Выбор вариантов хранения небольшой. Их всего два:
- в сложенном состоянии;
- в полуспущенном — если есть место.
Для этого можно использовать гараж, но при соблюдении некоторых условий:
- при любом варианте хранения лодка должна быть защищена от воздействия масел, бензина и других нефтепродуктов, а в идеале – даже их паров;
- ее нужно размещать там, где нет острых, режущих, царапающих ее поверхность предметов или заусенец;
- поверхность лодки не должна подвергаться давлению различных предметов – то есть материал нельзя нагружать, поскольку в долговременной перспективе это может стать причиной его растяжения и снижения показателей прочности.
Лодку нужно хранить в специально отведенном месте, где она не будет ни с чем не соприкасаться:
- для хранения в полуспущенном виде часто используют легкую подвесную платформу, располагающуюся под потолком помещения;
- если она свернута, то обязательно нужно сложить лодку в чехол и убрать на отдельную полку.
Как правильно готовить ПВХ лодку к зиме?
Длительное хранение плавсредства требует подготовки и проводится в несколько этапов:
- Очистка поверхностей — проводится, когда катер находится в рабочем состоянии.
- Ревизия мелких повреждений.
После помывки нужно внимательно осмотреть лодку чтобы найти вовремя царапины, трещины и проколы. В том случае, если дефекты обнаружены, их нужно пометить, чтобы после просушивания сразу отремонтировать. В противном случае за зиму они могут стать больше, особенно если лодка хранится в не полностью спущенном состоянии.
Своевременный ремонт избавит от неприятных открытий в начале следующего сезона и гарантирует стопроцентную готовность изделия к эксплуатации.
Важно! Просушивание после очистки – важный этап, его правильное выполнение является залогом сохранности лодки в зимний период.
Моем и сушим лодку
Очистка лодки начинается с удаления всех лишних деталей. Их снимают, а затем всю поверхность добросовестно очищают от песка, грязи, ила. Особо внимательно нужно отнестись к очистке дна катера, изгибов корпуса и местам стыковки бортов.
Для помывки нужно использовать чистую теплую воду и неагрессивные моющие средства. Можно применять мыльный раствор или жидкость для мытья посуды. Они не разрушают структуру материала.
Если поверхности сильно загрязнены, то очистку придется проводить «в несколько подходов».
Нельзя использовать: агрессивную химию, щетки, скребки, жесткие мочалки. Лучше выбрать мягкую ткань.
Очистка избавит материал от грязи и мелких механических частиц, а также от запахов, которые нередко привлекают внимание грызунов, способных повредить даже «несъедобный» ПВХ.
Просушивают лодку при накачанных баллонах, расположив ее в тени. Для полной просушки дна ее нужно периодически переворачивать. Особого внимания требуют складки и стыки, поскольку влага, оставшись в них, при замерзании может стать причиной серьезных повреждений.
Пока плавсредство сохнет, нужно промыть и, при необходимости, починить остальное оснащение – весла, сиденья, насос.
Дальнейшие действия зависят от того, в каком виде далее будет осуществляться хранение – накачанном или спущенном.
Складываем лодку в чехол
Если есть возможность разместить ее в накачанном виде, то давление в полостях уменьшают, но совсем воздух не выпускают, чтобы изделие сохраняло форму, но при этом материал не испытывал излишнего напряжения.
Если же места мало, то лодку придется зачехлить. Поэтому баллоны полностью освобождают от воздуха. Это делают следующим образом:
- Расположив лодку на горизонтальной поверхности, вывинчивают клапаны, и воздух полностью удаляют из полостей.
- Удаление начинают с концов, располагающихся на максимальном расстоянии от клапанов. Процесс проводят без спешки, постепенно продвигаясь к клапанам.
Освободив полости от воздуха, лодку сворачивают. Для этого боковые баллоны укладывают на днище, а затем скатывают полотнище в рулон и помещают в специальный чехол. Он не рассчитан на хранение других конструктивных элементов. Их хранят отдельно.
Важно! При сворачивании рулона материал нужно складывать, избегая натяжения и его резких перегибов, иначе на холоде в этих местах возникнут трещины.
Храним лодку до весны: советы и инструкции
Хранить плавсредство на морозе запрещено. Используйте для этого отапливаемую подсобку, гараж или другое подходящее для этого помещение. Оптимальной для хранения считается температура + 3 – 15 0 С.
Очень желательно, чтобы воздух в помещении был сухим – это предотвратит накопление влаги в складках материала, а также попадание ее внутрь баллонов через открытые клапаны.
Если лодка хранится в теплом месте, то несколько раз за зиму его нужно аккуратно развернуть и накачать – это поможет проветрить материал. Если же гараж или подсобка холодные – лучше ее вообще не тревожить в течение всей зимы.
«Расконсервация» лодки весной проводится постепенно:
- сначала ее переносят в теплое место и раскатывают;
- дают полежать, чтобы расправились неровности и складки, а материал прогрелся до температуры окружающего пространства;
- после этого баллоны можно накачивать до рекомендуемого давления.
Как правильно хранить лодку ПВХ летом?
Если лодка используется не постоянно, то на время простоя ее также нужно подготовить.
Порядок тот же, что и при подготовке к зиме:
- очистка и промывка поверхности;
- тщательная просушка;
- размещение на хранение.
Хранение лодки можно организовать и на улице, но это должно быть сухое место, расположенное в тени. Но лучше все же использовать гараж или подсобку. Если она используется часто, не стоит сдувать ее полностью, лучше частично снизить давление в баллонах.
Если же места недостаточно, придется спускать воздух, и хранить лодку в чехле.
Итак, как же правильно хранить лодку ПВХ? В идеале — в помещении вдали от солнечных лучей и морозов. Лучше всего для этой цели подойдет кладовка или гараж. Для хранения в гараже в полуспущенном состоянии соорудите потолочное крепление.
Соблюдайте несложные правила хранения ПВХ-лодки, и она прослужит вам еще долго.
Вопрос — ответ
Вопрос: Как лучше хранить лодку ПВХ летом, если она используется редко?
Имя: Алексей
Ответ: После использования на воде советуем промыть лодку снаружи и внутри, чтобы убрать мусор, песок, чешую. Хранить можно на улице, но обязательно в сухом месте, защищённом от солнечных лучей.
Вопрос: Как можно хранить ПВХ-лодку зимой, чтобы она не повредилась?
Имя: Фёдор
Ответ: Советуем занести лодку в сухое, теплое помещение. Хранить так, чтобы она ни с чем не соприкасалась. Идеальный вариант — подвесная платформа, которая располагается под потолком. Перед тем, как убрать ПВХ-судно на хранение, его нужно очистить.
Вопрос: Можно ли долго хранить лодку ПВХ на морозе?
Имя: Альберт
Ответ: На морозе лодку ПВХ лучше вообще не держать: материал будет пересыхать и растрескиваться, как и в том случае, если температура резко меняется. Хотя нижним порогом признана t° -10°, лучше, если градусы не опускаются ниже нуля.
Вопрос: При какой температуре можно хранить лодку ПХВ, чтобы она не замерзла?
Имя: Рамиль
Ответ: Идеальный температурный интервал от +5 до +15°С. Резкие перепады температур вредны для ПВХ-лодки, делая её небезопасной для дальнейшего использования.
Вопрос: Чем лучше обработать лодку ПВХ перед хранением?
Имя: Максим
Ответ: Если имеется спецсредство от грызунов, подходящее для ПВХ-лодки, допустимо обработать им. Но лучше избавить судно от грязи и запахов, которые привлекают внимание шустрых зверят. Хорошо защищает от грызунов хранение лодки в подвешенном состоянии.
Источник
Хранение лодок зимой
Современные лодки из поливинилхлорида — качественные, доступные по цене и комфортные плавательные средства. Сейчас ПВХ практически вытеснил резину, поэтому лодки из него весьма популярны, ведь они не боятся влаги, мороза, являются легкими и прочными. Тем не менее, каждому владельцу водного транспорта нужно уточнить, как хранить лодку ПВХ зимой, ведь при неправильных действиях она может испортиться.
Общая информация о том, как зимой хранить лодку ПВХ
При покупке надувной ПВХ лодки мы внимательно изучаем характеристики судна, в частности заявленный производителем срок службы изделия. Как правило, ПВХ материалы достаточно долговечны и при правильном уходе служат не менее 10 лет. Но ключевое слово именно «правильный уход». И он заключается не только в надлежащей эксплуатации лодки на воде, но и в правильном обеспечении ее хранения в межсезонье. Так как же сохранить лодку ПВХ зимой? Давайте разбираться.
Подходящие температуры
Начнем с особенностей ПВХ ткани и температурного режима. Порой некоторые производители заявляют, что их лодки можно свободно эксплуатировать в диапазоне температур от -30 до +30°С. Но на деле выходит, что уже при -10°С ПВХ начинает заметно дубеть, что в итоге приводит к появлению микротрещин и ухудшению состояния судна. А если говорить о сложенной лодке, то все линии сгиба при малейшем касании и попытке разворачивания подвержены риску появления глубоких трещин. Поэтому ПВХ лодку хранить на морозе крайне не рекомендуется.
Теперь, что касается высоких температур. Известно не мало случаев, когда накачанную лодку оставляли на солнцепеке, что приводило к разрыву баллонов от повышенного давления и перегрева. Так что, с температурами от +25°С тоже следует быть осторожным. Даже в сдутом и сложенном виде, ПВХ лодка, хранящаяся рядом с батареей или печкой, может получить неисправимые повреждения. Материал начнет деформироваться, терять износостойкость и выделять ядовитые пары, что чревато вредом для здоровья людей, находящихся в том же помещении. Таким образом, лучше обеспечивать хранение лодок ПВХ в зимний период при температурном режиме от 0 до +25°С.
Здесь же заметим, что в помещении не должно быть высокой влажности или, наоборот, излишней сухости воздуха.
Манипуляции с лодкой
В вопросе о том, как хранить лодку из ПВХ зимой, крайне важен и способ консервации судна. По сути различают 2 основных метода:
- Сохранение судна в накаченном виде.
- Упаковка лодки в сумку-чехол.
Считается, что лучше хранить ПВХ лодку зимой так, как она используется в активный сезон, т.е. накачанной. При этом, рекомендуется немного приспустить баллоны, чтобы избежать скачка давления воздуха. Но такой способ хранения актуален только в том случае, когда есть просторное помещение с подходящим температурным режимом и уровнем влажности. У большинства рыбаков таких лишних «квадратных метров» нет, поэтому им остается воспользоваться только вторым методом – хранением в сложенном виде.
Для упаковки судна в чехол необходимо спустить воздух и аккуратно сложить лодку. Не нужно сильно надавливать на сгибы, иначе при минусовых температурах пойдет «дубение» складок и появление трещин. Также не стоит посыпать материал тальком – такая процедура требуется только, чтобы хранить резиновую лодку. Для ПВХ материалов можно использовать специальные растворы или же вовсе обойтись без обработки защитными средствами.
Тип помещения
Для многих владельцев плавсредств актуальны сразу два вопроса: как и где хранить ПВХ лодку зимой. На первую часть мы уже ответили, теперь приведем несколько рекомендаций по второму пункту.
Начнем с того, можно ли хранить лодку из ПВХ зимой в гараже. Здесь сложно ответить однозначно, т.к. гаражи бывают разные. Если пространство помещения позволяет подвесить под потолок накаченную лодку, и при этом она не будет подвержена повышенной влажности и температурным перепадам, то хранение лодки в гараже будет вполне оправданно. В случаях же, когда гараж не отапливается, или еще хуже, протекает и продувается, вердикт другой: хранение ПХВ судна крайне не рекомендуется. Потому что в подобных условиях просто невозможно обеспечить надлежащую сохранность эксплуатационных качеств судна.
Далее поговорим о таких помещениях, как сараи и пристройки. Главные критерии здесь те же: достаточное тепло и сухость помещения, но добавляется и еще одно требование – отсутствие грызунов. Конечно, до накаченной лодки, закрепленной под потолком, зверьки-вредители вряд ли доберутся, а вот сумку со сложенным судном прогрызут наверняка. Поэтому, чтобы весной не обнаружить вместо ПВХ лодки решето, предварительно проверьте помещение на наличие грызунов и проведите надлежащие меры профилактики их появления.
И, наконец, хранение надувной лодки ПВХ зимой дома. Такой вариант тоже довольно распространен, и обычно связан с упаковыванием лодки в сумку-чехол (если, конечно, вы не готовы выделить для плавсредства отдельную комнату). Здесь стоит отметить несколько нюансов.
- Избегайте близости нагревательных приборов. Уже отмечалось, что ПВХ материал чувствителен к высоким температурам.
- Не ставьте на упакованную лодку тяжелые, а тем более колюще-режущие предметы. Вес груза может деформировать корпус судна и привести к трещинам на сгибах, а соседство с острыми шампурами, ножами и подобными предметами в итоге оборачивается проколами чехла и хранящейся в нем лодки.
- Желательно хранить сверток с ПВХ лодкой вне жилых помещений, т.е. не в комнатах, а в кладовке, коридоре, на антресолях, балконе и т.п. Это продиктовано предостережениями безопасности, т.к. в непроветриваемый ПВХ материал может выделять вредные испарения.
- При хранении сложенной лодки на балконе во время крепких морозов, не перемещайте сверток и не прикасайтесь к нему. Если мороз «прихватил» ПВХ, то при малейшем касании есть риск образования трещин, поэтому лучше оставить все как есть и дождаться повышения температуры, тогда лодка плавно «отойдет» сама по себе.
Вот так в общих чертах можно обеспечить правильное хранение лодки ПВХ зимой, т.е. избежать возникновения нежелательных повреждений корпуса и ухудшения параметров плавсредства. Теперь перейдем от общего к частному, и рассмотрим подробное руководство по консервации ПВХ лодки при «простое» в межсезонье.
Резиновые лодки
Для того чтобы резиновая лодка служила вам долго, и ухаживать за ней в ходе сезонной эксплуатации нужно соответственно. После каждой рыбалки судно необходимо ополоснуть, удаляя со дна грязь и песок, промыть изнутри, избавив от мелких камешков и песка. Складывать лодку можно только после того, как она высохнет. Впрочем, если застала непогода или великолепный клев задержал на водоеме затемно, то можно, ограничившись только помывкой, забрать лодку с собой и мокрой. Но вот дома, не откладывая дело в долгий ящик, все же подкачайте ее и выставьте на просушку. День-два резина потерпит и будучи влажной, однако вода, загнивающая в течение нескольких недель, способна нанести лодке серьезный ущерб.
Но если речь идет о сохранении лодки зимой, то здесь уже никаких полумер. Сначала генеральная уборка: песок, грязь, водоросли, рыбья чешуя и прочие «прелести», неизбежные для любой рыбалки, тщательнейшим образом изгоняются с поверхности «резинки». Особое внимание необходимо уделить регулятору — той самой ленте, что соединяет борта и днище лодки. Делается это при помощи мягкой тряпочки, которой непременно нужно вычистить все углы между бортом и дном лодки. И запомните: никакой горячей воды! Поверхность лодки рассчитана на контакт только с прохладной водой, а кипяток или даже просто горячая вода способны спровоцировать разрушение. В качестве вспомогательного средства не возбраняется использовать легкие моющие средства из тех, что предназначены для мытья посуды. Именно легких мыльных составов, не имеющих в своем составе агрессивных компонентов. И уж однозначно избегайте абразивных составов.
Следующий этап — просушка. Не поленитесь, прежде чем убирать лодку, пройтись по швам и углам — местам, где влага предпочитает задерживаться. Даже легкая влажность, помноженная на несколько месяцев неподвижного лежания лодки в сложенном состоянии, способна в итоге обернуться загниванием прорезиненной ткани.
После того, как тщательно промытая лодка не менее тщательно просушена, спускаем из нее воздух и укладываем. В идеале делать это надо на сухой, ровной и достаточно чистой поверхности. Случайно угодивший в перегиб острый камешек — неприятность, которой хотелось бы избежать. Трамбование коленом, практикуемое многими рыбаками, — ошибка. Благодаря такому достаточно жесткому подходу при укладке появляются резкие перегибы, за несколько месяцев хранения способные трансформироваться в трещины. Чтобы избежать опасности образования трещин, 2—3 раза за межсезонье стоит извлечь лодку из сумки, разложить ее, немного подкачать, чтобы выправить складки, а заодно и проверить ее состояние, а затем вновь сложить. Не помешает присыпать резину тальком, немного добавив и вовнутрь баллонов. Он вберет в себя те крохи влаги, что могли ускользнуть от внимания.
Прорезиненная ткань — довольно капризный материал, не терпящий резких перепадов температур. В морозы он становится хрупким и ломким. Чтобы первый год обладания плавсредством не стал и последним, хранить лодку лучше в кладовке или на отапливаемой лоджии, где даже в лютые морозы температура не опускается ниже отметки в 15—20 градусов. Сарай или гараж — не место для хранения этого плавсредства.
Предпринимая эти достаточно несложные шаги, что отнимут максимум пару часов времени, можно намного увеличить срок эксплуатации лодки. Проверено на личном опыте: мне и сегодня исправно служит судно, изготовленное еще во времена СССР и доставшееся в наследство от отца-рыбака.
Хранение лодки на морозе
На морозе
Владельцы водных резиновых транспортных средств , встречая первую зиму, задаются сомнениями, как лучше уберечь лодку зимой от мороза и как отреагирует изделие на минусовую температуру.
Важно! Не храните резиновую лодку в сложенном виде при температуре ниже 0°. Низкая температура сжимает резину, в результате лодочные швы могут треснуть.
Советы хранения резиновой лодки на морозе:
- В холодном гараже храните лодку в накаченном виде;
- Укройте судно транспортировочным тентом, укутайте старым одеялом;
- Тщательно высушите отсеки, обезопасьте от попадания влаги или образования конденсата в кокпите.
Соблюдая рекомендации портала ФИШЕР Инфо, получится не только благополучно сохранить резиновую лодку до весны, но и продлить срок службы судна на долгие годы.
Условия хранения
Первое правило, о котором должен помнить рыбак, подбирая условия для хранения, это подготовка просторного и хорошо проветриваемого помещения. Не рекомендуется размещать изделие рядом с батареей или обогревателем, так как это повредит материал. Также в лодку не стоит ставить тяжелые предметы.
Многие пренебрегают этим правилом, так как она занимает немало места, поэтому люди начинают складывать в лодку консервацию или другие предметы, это большая ошибка, которая также может привести к порче ПВХ.
Изучая инструкцию можно заметить, что оптимальная температура для хранения данного материала от +5 до +16 градусов. В связи с этим, крайне нежелательно чтобы лодка хранилась в помещении с минусовой температурой.
Если Рыбак собирается оставить её в квартире, самое идеальное место для этого кладовка. Если все правила были учтены, прежде чем использовать лодку впервые после зимы, её следует хорошо осмотреть, так как всегда есть риск возникновения мелких повреждений.
Подойдёт ли для хранения гараж
Большинство опытных рыбаков считают, что гараж, это не лучшее место для хранения лодки из ПВХ. Но, если других вариантов нет, помещение придётся подготовить. Чтобы изделие сохранилось как можно лучше, его следует оставить в покое на весь зимний в период и как меньше перемещать с места на место.
Для хранения в таких условиях, следует учитывать следующее:
- если в гараже стоит лодочный прицеп, плавсредство следует установить именно на него, перед этим, не забыв накачать;
- если высота стен гаража позволяет, плавсредство можно накачать и повесить вертикально за кольцо, расположенное на носовой части. Для облегчения массы желательно подложить под лодку кирпичи накрытые тканью;
- когда высота стен не позволяет повесить изделие вертикально, его можно установить под потолком. Чтобы избежать образования заломов, в качестве креплений стоит использовать широкие стропы. Именно этот способ большинство рыбаков считают самым оптимальным. Таким образом, можно сэкономить место в гараже снизить риски возникновения повреждений на материале;
- если в развёрнутом состоянии лодку хранить не получается, её можно аккуратно свернуть и установить в самое отдаленное место. Поскольку поливинилхлорид не имеет запаха, зачастую грызунов он не привлекает.
Лодки из ПВХ
Это рыбацкое судно менее капризно, чем резиновая лодка. Специальной обработки и пересыпания тальком оно не требует, но для закладки на беспроблемное зимнее хранение тоже придется предпринять ряд определенных действий.
Первонаперво — помыть. Этот этап мало чем отличается от подготовки к зиме «резинки». Не менее тщательно и не менее бережно избавляем лодку ПВХ от грязи и сора. Затем сушим. Одновременно с этими процедурами стоит внимательно осмотреть лодку на предмет повреждений. Царапины, порезы, потертости… Чтобы потом не упустить из виду ни одно из проблемных мест, стоит вооружиться маркером — недорого и ярко.
Поврежденные участки ПВХ имеют дурную «привычку» со временем становиться все менее ремонтопригодными, а потому накладывание заплаток не стоит откладывать в долгий ящик. Как только лодка просохла, вооружаемся ножницами, клеем и приступаем к склеиванию. Подробная инструкция и ремкомплект входят в комплектацию «надувнушки». Если нет — и то, и другое можно легко приобрести в охотничье-рыболовных магазинах. Ремонт и сушка проводятся на накачанной лодке.
После завершения латания дыр лодка укладывается. Делается это на сухой, чистой и ровной поверхности. Открыв все клапаны, мягко выдавливаем воздух по направлению к отверстиям. Только после этого вынимаем из разов пайолу (настил, придающий лодке жесткость) и сиденья. Баллоны складываются внутрь лодки так, чтобы не выдаваться за транец, к которому прижимаются концами и сворачиваются в рулон. Получившийся сверток упаковывается в чехол вместе с веслами. Сиденья и пайола, как правило, имеют свой чехол. Главное — хранить лодку нужно так, чтобы ничто не давило на баллоны.
Конечно, оптимальный вариант — хранить лодку ПВХ в полунакачанном состоянии в теплом помещении. Но если такой возможности нет, то стоит сложить судно как можно «рыхлее» и избегать изломов, в противном случае при отрицательных температурах не избежать появления прорывов. Замерзший ПВХ становится очень хрупким.
Современный рынок предлагает множество защитных средств для сохранения лодки из ПВХ, главное — ни в коем случае не использовать составы на основе силикона. Желательно не менее двух раз в месяц переворачивать чехол с лодкой, чтобы она не залеживалась.
Важный момент: после долгого хранения лодку ПВХ необходимо прогреть до плюсовой температуры, прежде чем извлечь ее из чехла.
Подготовка надувной лодки к хранению
Первым этапом подготовки всегда является мойка и сушка транспорта. В накачанном виде его освобождают от любых загрязнений — глины, песка, тины, уделяя больше внимания днищу, стыкам на бортах. Мыть лодку можно при помощи средств для посуды, обычного мыла, геля, хорошо смывая пену водой.
После мытья катер оставляют для просушки в тени, на сквозняке, но только не под лучами ультрафиолета. По мере полного высыхания основной площади и складок переворачивают изделие, чтобы дно тоже не осталось мокрым. Затем проверяют, не появились ли на лодке трещинки, проколы. Любые дефекты нужно обязательно заклеить — после зимовки они могут расшириться. Осматривают транспорт на предмет полной комплектации, промывают, сушат все принадлежности (весла, сидения, чехлы, насосы). Их хранят отдельно или недалеко от основного изделия, но только не в одной упаковке с ним!
Подготовка лодки к хранению
В каком состоянии хранить ПВХ лодку
Строго запрещается помещать вещь на передержку, если она мокрая — это резко снизит долговечность материала. После сушки лодку немного приспускают или полностью спускают и сворачивают — в зависимости от возможностей, наличия свободного места. Если решено держать плавсредство спущенным, делают следующее:
- раскладывают предмет на чистой ровной поверхности;
- вывинчивают клапаны;
- целиком удаляют воздух, начиная от концов, постепенно передвигаясь к клапанам.
Сумка чехол для лодки ПВХ
После всех манипуляций изделие упаковывают в специальный мешок, коробку, сумку. Главное, чтобы внутри упаковки не было грязи, влаги. Больших усилий не прилагают, ведь на ПВХ могут образоваться заломы. Предварительно гайки-фиксаторы прикручивают на уключины, клапанные крышки закрывают. Если в помещении повышена влажность, немного посыпают катер тальком, детской присыпкой. Баллоны располагают с боков по направлению к днищу.
Можно ли хранить лодку на улице
Поливинилхлорид отлично переносит влажность, повышение, понижение температур, но его хранение прямо на улице не рекомендовано. Оставлять ПВХ-транспорт нужно в закрытом помещении, причем зимой и летом. В жаркое время ПВХ страдает от ультрафиолета, и при частом нахождении под прямыми лучами солнца быстро выходит из строя.
Храненить лодку в зимний период под открытом небом не рекомендуется
Годится ли для хранения гараж
Если температурные условия в гараже соответствуют указанным выше, то в нем вполне можно разместить лодку на зиму. Желательно, чтобы помещение отапливалось, хотя такое встречается нечасто. В холодном гараже тоже можно держать плавсредство в зимнее время года, но только с соблюдением следующих рекомендаций:
- водный транспорт должен находиться в полном покое, перемещать его с места на место нельзя вплоть до потепления;
- в упаковку не кладут мелкие детали, запасные части — они обязательно повредят замерзший ПВХ;
- лучше всего подвесить лодку к потолку в целях экономии места и предотвращения порчи грызунами;
- для хранения неплохо подходит лодочный прицеп — сверток с аккуратно сложенным ПВХ катером можно просто положить на его дно;
- прочие варианты расположения лодки в гараже — в сложенном виде в вертикальном положении на широкой полке, в свободном углу.
Хранение надувной лодки в гараже
Если высота стен в гараже большая, лодку можно накачать, прикрепить к стене, зафиксировав за носовое кольцо. Для профилактики проникновения крыс, мышей на полу гаража стоит поставить ловушки, положить отравленное зерно. Обычно вредителей привлекает запах водоема, тины, но тщательное мытье лодки перед хранением помогает справиться с этой проблемой.
Системы для подвешивания
Самым удобным способом хранения водного транспорта является его помещение в специальные системы для подвешивания и перемещения, которые монтируются под крышей гаража. Изделие удерживается двумя универсальными кронштейнами, ездящими по направляющим панелям. Здесь же можно расположить весла, сидения, иные детали лодки. Обычно один кронштейн выдерживает вес до 20 кг.
Создание системы подвешивания из досок
Более дорогостоящие системы предназначены для консервации тяжеловесных катеров. Они оснащены подъемником с блоками, лебедками, который может приподнять изделие на высоту до 4 метров. Система настолько надежна, что опрокинуть лодку не получится даже при сильном воздействии — она будет защищена самоблокирующимися тросами.
Можно ли спускать и надувать лодку зимой
Поскольку при минусовых температурах ПВХ становится более хрупким, чем обычно, то подвергать лодку механическому воздействию запрещено! Замерзший материал может сломаться на изгибах, поэтому переворачивать, перемещать, надувать, спускать плавсредство нельзя. Лучше оставить его в покое до наступления тепла и не трогать совсем. Если по какой-то причине лодку срочно нужно надуть, ее предельно аккуратно заносят в тепло, оставляют до прогревания (минимум на сутки), затем разворачивают и выполняют необходимые манипуляции.
Подходят ли условия гаража для хранения ПВХ лодки?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо владеть нужной информацией. Например, отапливается ли гараж? Если он отапливается, то не трудно в гараже создать условия для хранения лодки. Если гараж не отапливаемый, то без процесса консервации здесь не обойтись. И еще один, но очень важный нюанс – это наличие грызунов, которые очень любят ПВХ материал. Если не предпринять меры по их нейтрализации, то они из лодки сделают решето.
Кроме этого, обычно в гаражах могут храниться разные жидкости, которые могут влиять на материал лодки.
Если требования считаются выполнимыми, то:
- Лодка должна находиться свободно и не примыкать ни к каким запчастям или деталям.
- Лодку можно повесить за нос, так как она займет гораздо меньше места. Если высота гаража позволяет, то лодку можно вообще подвесить, тогда она вообще не будет занимать места. К тому же, ее в подвешенном состоянии не достанут грызуны.
- Если грызуны появляются, время от времени, то на них можно установить ловушки. Чтобы грызуны не могли появиться в гараже, в нем не рекомендуется хранить продукты или овощи.
- При сильных морозах, когда в гараже наблюдается минусовая температура, нельзя перемещать лодку с места на место, так как это может нанести ей вред.
Лодки из стеклопластика
Пожалуй, стеклопластик — самый некапризный из материалов. Хранение лодки из стеклопластика не требует особых условий. Ни мороз, ни жара не способны причинить судну из этого материала серьезного вреда. Главное — чтобы лодка была подготовлена к зимовке как следует: тщательно отмыта и почищена. Для ухода за стеклопластиком предназначены специальные моющие средства. Сама лодка накрывается тентом. Очень важно, чтобы тент имел хорошую вентиляцию.
Как консервировать двигатель
Для моторных ПВХ-лодок зимой должны быть созданы особые условия хранения. Если внутрь двигателя попадет конденсат, многие его узлы могут оказаться испорченными. При зимнем отсутствии эксплуатации такое явление — не редкость. Некоторые ошибочно полагают, что масло на деталях двигателя дает консервирующий эффект. Но за долгую зиму оно постепенно стекает с поверхностей, поскольку не содержит присадок, поэтому не будет служить надежной защитой для двигателя. Выход один — правильно провести консервацию мотора, чтобы весной не нести его в ремонт.
Первый этап консервации проводят прямо на воде в заключительный день плавательного сезона. В систему питания подают специальный консервант, который проникает в топливо, создает защитный слой на поршневых, кривошипно-шатунных элементах. После, уже на берегу, предпринимают такие действия:
- выворачивают свечу зажигания;
- распыляют немного консерванта прямо в камеру сгорания топлива;
- пару раз протягивают двигатель для распределения консерванта, удаления воды из системы охлаждения;
- двигатель оставляют в вертикальном положении, свечу прикручивают на место.
Консервация на зиму двигателя для лодки из ПВХ
Следующий этап консервации мотора проходит уже в мастерской, подсобном помещении, где есть необходимые инструменты и тиски, а также трансмиссионное масло для редукторов, запасные прокладки-шайбы, поддон для слива масла. Также докупают смазку для трущихся деталей, минеральное моторное масло, при необходимости, новый фильтр.
Порядок работы такой:
- на корпусе редуктора откручивают винты, масло медленно сливают;
- поврежденные при снятии винтов шайбы в дальнейшем меняют;
- если масло стало непрозрачным или изменило цвет, убирают старые и ставят новые сальники;
- в вертикальном положении мотора заливают новое масло в необходимом объеме (согласно инструкции к редуктору);
- осматривают винт, гребной вал, прочие важные детали — они не должны быть сколотыми, погнутыми, иначе придется их ремонтировать;
- покрывают вал и все трущиеся детали защитной смазкой;
- сливают невыработанный бензин, снимают и продувают топливный фильтр;
- плотно укрывают двигатель или помещают в специальный чехол, ставят в надежное место для хранения.
Хранение лодочного мотора
Пластиковые катера, лодки и яхты
Консервация этих судов на зиму начинается с «разоружения». Иными словами, перед тем, как поднять лодку на берег, с нее должны быть сняты все те элементы, что при долгом хранении требуют консервации: двигатель, такелаж, паруса, сиденья… А затем — традиционная генеральная уборка. Изнутри полностью удаляются следы от воды, а снаружи вся поверхность судна тщательно отмывается при помощи специальных моющих средств от налета и грязи, приставшей за время навигации.
Прежде чем закрыть лодку на зиму чехлом, стоит тщательно продезинфицировать внутренние помещения при помощи слабого хлорного раствора, а затем — провентилировать.
Пайола на зиму убираются, все шкафы, рундуки, люки и двери приоткрываются, чтобы обеспечить вентиляцию. Дабы уберечься от рассыхания уплотнителей, рекомендуется обработать их глицерином, а металлические детали, предварительно избавив от грязи и, если таковая есть, ржавчины, тщательно смазать консервирующим составом.
По весне много хлопот доставляют детали с резьбой. С проблемой «заваривания» винтов сталкивался практически каждый, кто имеет дело с железом. Чтобы такого не произошло, резьба обрабатывается смесью тавота с графитовым порошком, после чего свинчивается.
Чтобы в начале навигационного сезона не пришлось в спешном порядке решать вопрос с перешивкой мягких сидений, лучше их сразу снять и оставить на хранение в сухом теплом помещении.
Маленькая хитрость: чтобы влага не концентрировалась во внутренних помещениях судна, стоит развесить в нескольких местах небольшие мешочки из материи, наполненные известным своей гигроскопичностью силикагелем.
Большинство современных яхт и катеров в работе систем используют воду. Об опасности замерзания воды уже было сказано ранее, а потому, чтобы избежать повреждения трубопроводов, фитингов, размораживания насосов, баков, сальников дейдвудов, системы охлаждения и пр., все эти системы нужно освободить от воды, а для закрепления результата — прокачать их раствором нетоксичного антифриза. Спускные краны следует открыть и оставить в таком состоянии на все время хранения.
Гордость любой яхты, за исключением моторной, — ее паруса. Хранятся эти «крылья» сухими, чистыми и не измятыми. Для этого небольшие паруса (до 12 кв. м) стираются обычным мылом в ванной, а большие — расстилаются на чистом цементном полу и тщательно моются мыльным раствором при помощи щетки. Увы, ткань парусов подвержена гниению, и в течение лета на ней могут образоваться очаги плесени. Такие места отскребают, а затем часа на два опускают в хлорный раствор. Главное — не забыть это место застирать и прополоскать, иначе волокна ткани станут хрупкими и к следующей навигации просто рассыплются в порошок. Складывая паруса, следует следить за тем, чтобы горизонтальных перегибов было меньше, чем вертикальных.
Если речь идет о яхте, то на зиму с нее полностью снимается вся оснастка: мачты, рангоут, такелаж. Мачта хранится в горизонтальном положении. Чем больше под ней подпорок, тем меньше вероятность, что по весне придется бороться с изгибами. А рангоут тщательно промывается водой и консервируется в слое парафиновой смазки.
Демонтируется также якорная цепь, она вместе с якорем промывается, сушится и складывается в сухое помещение с хорошей вентиляцией. Такелаж тщательно обследуется на предмет повреждений и, собранный в бухты, желательно с ярлычками — что и откуда, подвешивается на крюки.
Несколько слов о фиксации чехла яхты-катера. Главное предназначение этого этапа — защита внешней отделки и палубного оборудования. Причем не только от агрессии внешней среды, но и от проникновения на борт посторонних лиц. Для этого через специальные петли протягивается запорный трос, который фиксируется замком. Для того чтобы быть спокойным за свою красавицу в течение зимы, хотя бы пару раз в месяц все же стоит наведываться к месту ее хранения.
Заключение
Каждый опытный рыбак посоветует для начала задуматься над тем, как хранить резиновую лодку зимой или сделанную из ПВХ, и только потом делать покупку. Если места в помещении недостаточно, лучше приобрети компактную лодку, так как её лучше хранить в надутом состоянии. Также рекомендуется приобрести специальные чистящие средства для ухода за тканью.
Деревянные суда
Как бы ни были удобны и надежны современные материалы, душа тянется к живому и теплому — дереву. С каждым годом число владельцев деревянных лодок, каких бы размеров и предназначений они ни были, растет.
Хранить деревянную лодку просто так — на берегу — значит надежно «гробить» ее целостность и работоспособность. Если нет помещения для того, чтобы поставить посудину на зимний прикол, стоит позаботиться хотя бы о том, чтобы она не стояла на голой земле. Козлы по возможности должны быть высокими, а сама лодка обработана в соответствии со всеми требованиями: тщательно отмыта, особенно подводная ее часть. За время навигации на этой половине корпуса нарастает слой ракушек и довольно неприятной на вид и ощупь водяной слизи. Помощником в борьбе с такой напастью послужат жесткая щетка и обыкновенная автомобильная моечная машина.
Надводный борт омывается мыльным раствором. Одновременно с водными процедурами борта лодки избавляются от вспузырившейся краски, а пазы — от вылезшей из них конопатки. Оставлять лодку в таком виде до весны просто нельзя. Небольшие, похожие на следы от гвоздей отверстия — это норы самого страшного врага любого дерева — личинки древоточца. Заметив такое безобразие, следует немедленно вскрыть ходы и пропитать проблемные участки разогретым (до 60—80 градусов) 10—15% раствором медного купороса. Если его нет под рукой, вполне подойдет и приготовленный на ацетоне или уайт-спирте 10—15% раствор противообрастающей краски. Затем 2—3 дня сушки и можно покрывать обработанные участки грунтовкой на олифе, а затем окрасить все судно.
Металлические лодки и катера
Подготовка к зиме лодок из металла, пожалуй, займет меньше всего времени, а описание уложится буквально в одно предложение: помыть, очистить от ржавчины или окислов, покрыть грунтовкой и либо перевернуть на козлах вверх килем, либо накрыть тентом. Пожалуй, все. Главное — не забыть снять двигатель. А вот как готовить к зимовке мотор — это уже отдельная тема для разговора.
Пластиковая и резиновая, из ПВХ, металла или дерева — какой бы ни была ваша лодка, при правильном хранении она будет способна пережить далеко не одну зиму и доставить рыбаку множество приятных минут борьбы с трофейных размеров обитателем водных глубин.
Источник