Способы хранения личной информации

Хранение персональных данных

Грамотное организованное хранение документов, содержащих персональные данные, — залог того, что конфиденциальная информация о сотрудниках, клиентах и в целом деятельности организации не попадет в руки посторонних лиц. Ответственность за определение правил, места размещения и защиты информации ложится, согласно закону, на работодателя, однако не все четко понимают, о каких нюансах нужно позаботиться. Добавляют сложностей постоянные дополнения и корректировки нормативно-правовых актов, которые приходится отслеживать, чтобы не получить штраф и не попасть в эпицентр скандала, связанного с распространением личных сведений граждан.

Разберемся, как и где хранить персональные данные, чтобы спокойно проходить проверки и поддерживать имидж серьезной компании, которая заботится об информационной безопасности. Более конкретные рекомендации работодатели или их представители могут получить, воспользовавшись услугами наших экспертов, которые проанализируют текущее положение дел и составят список необходимых изменений.

Существуют ли четкие правила хранения персональных данных?

Многие начинающие бизнесмены полагают, что для урегулирования вопросов, касающихся операций с ПДн, есть четкие инструкции, используя которые получится сформировать четкие правила и привести деятельность в соответствии с законодательными требованиями. На практике единого подхода к решению вопроса нет. Это значит, что каждый руководитель или ИП самостоятельно (или делегируя обязательства на заместителя либо руководителя отдела кадров):

  • разрабатывает регламент хранения персональных данных;
  • определяет, где они будут находиться;
  • подбирает и одобряет предпринимаемые меры защиты и ограничения доступа;
  • назначает сотрудников, которые будут нести ответственность за контроль операций с личными сведениями;
  • выбирает те или иные виды наказаний за нарушения правил;
  • подписывает внутренние распоряжения.

Ответственный подход на начальном этапе дает возможность в будущем не вносить радикальных изменений даже при изменении нормативно-правовой базы. Для того, чтобы все сделать правильно, необходимо принимать в расчет актуальные предписания относительно работы архивов, ограничения доступа к информации разных категорий сотрудников, а также ранее установленный порядок сбора и обработки ПДн (он должен быть закреплен в локальном акте или распоряжении). Еще один существенный момент заключается в том, чтобы политика по данному вопросу учитывала способ выполнения операций (в рамках ИСПДн либо на бумажных носителях).

Важные нюансы, связанные с порядком хранения персональных данных

Для того чтобы гарантировать сохранность и секретность ПДн, необходимо:

  1. Четко определить условия хранения персональных данных на бумажных носителях и в электронном виде. Речь идет не только о месте, но и установлении режима доступа туда для разных категорий сотрудников.
  2. Выбрать людей, которые будут отвечать за конкретные аспекты, связанные с сохранением информации.
  3. Провести разъяснительную работу с персоналом, объяснив степень важности ограничений и правил использования ПДн в рамках профессиональной деятельности, а также дав четкие инструкции, как действовать в той или иной ситуации.
  4. Продумать средства защиты для сейфов, шкафов с замками, а также заняться внедрением специализированного программного обеспечения.
  5. Если ведется работа с биометрическими данными, то дополнительно продумать механизмы контроля и ограничения доступа в соответствии с Правительственным постановлением № 512, вступившем в силу в 2008 году.

При урегулировании вопроса хранения личной информации необходимо понимать, что это не однократная работа, а постоянные усилия, направленные на поддержание информационной безопасности. Каждый год появляются новые угрозы и требования, которым приходится соответствовать, чтобы, во-первых, не платить огромные штрафы, а во-вторых, чтобы не быть хуже конкурентов и рассчитывать на доверие со стороны клиентов и партнеров.

Читайте также:  Лечение простатита способ лечения

Какой должна быть система хранения персональных данных

Основная нагрузка по работе с ПДн ложится на плечи кадрового департамента, поэтому его работники должны иметь точное представление о том, что и как делать для предупреждения несанкционированного доступа. Законодательной базой является Конституция, ФЗ-152, ФЗ-149, Трудовой Кодекс и другие нормативные акты. Особое внимание должно уделяться срокам хранения, передачи и обработки персональных данных. На сегодняшний день правовые нормы определяют следующие требования:

  • 3 года предприятие имеет право и обязано хранить заявления о трудоустройстве либо увольнении, письма с рекомендациями, автобиографии, указы о переводе на другую должность, анкеты;
  • на протяжении пяти лет сохраняются докладные, служебные записки, командировочные листы, разнообразные справки (которые не включаются в личное дело), а также приказы и выписки;
  • финансовая информация (связанная с выдачей зарплаты, премиальных, пособий и т.д.) находится в архиве 75 лет.

Существует разница между сроком действия согласия на обработку ПДн и длительностью сохранения самих данных. Хранение персональных данных — это процесс, регулируемый законодательством, решением владельца и целями использования сведений. ФЗ-152 закрепляет обязанность оператора сразу после достижения цели обработки обезличить и уничтожить полученные данные.

Все работники, как штатные, так и внештатные, которые работают с личными сведениями, должны подписать соглашение о неразглашении. Типовой документ необходимо предварительно адаптировать под особенности деятельности фирмы.

Сбор, обработка и хранение персональных данных на бумажных и электронных носителях

Выделяют сведения о субъектах, сохраняемые в бумажном и электронном виде. Каждый вариант есть свои плюсы, минусы и особенности. Нередко информация дублируется для эффективного выполнения рабочих задач и в целях безопасности.

  1. Электронное хранение предполагает создание защищенных ИСПДн, которые в автоматическом режиме фиксируют и обрабатывают большие массивы данных. В таком случае не нужно много места или закупки закрывающихся шкафов и сейфов, а отыскать интересующие сведения можно за пару секунд, к тому же при серьезном подходе к обеспечению защиты нет риска кражи или утечки ПДн. Из недостатков следует отметить наличие затрат на оснащение современным программным обеспечением, потребность в постоянном создании резервных копий, а также регулярное обновление оборудования.
  2. Правила хранения персональных данных на бумажных носителях предполагают размещение личных дел в сейфах в алфавитном порядке в зависимости от регистрационного номера. Остальные сведения размещаются согласно внутреннему регламенту, то есть работодатель может сам выбрать место для папок-накопителей, определить ответственных за безопасность сотрудников и установить ограничение доступа. К плюсам бумажных носителей можно отнести оптимизацию учета ПДн, минимальное время поиска информации. К минусам можно отнести существенные финансовые расходы на сейфы, необходимость дополнительного обучения новых сотрудников отдела кадров, потребность в большом свободном и защищенном пространстве (если фирма большая и личных дел много).

Обработка и хранение персональных данных: составление внутренних правил

Документ преимущественно составляют по шаблону, внося некоторые корректировки в зависимости от формы, способа фиксации ПДн и других особенностей деятельности организации. Основные разделы:

  • общие положения;
  • способы выявления и профилактики несанкционированного доступа и распространения ПДн;
  • цели обработки и содержание хранимой личной информации;
  • категории субъектов;
  • сроки обработки и сохранения сведений;
  • механизм уничтожения информации;
  • ответственность за нарушение правил.

После внедрения правил хранения персональных данных в информационных системах и на бумажных носителях необходимо убедиться в том, что:

  • уровень защиты достаточно высокий и соответствует актуальным угрозам;
  • все сотрудники дали согласие на совершение операций с личными сведениями;
  • принятые локальные акты соответствуют федеральному законодательству;
  • содержание внутреннего документа, регулирующего хранение и обработку ПДн, донесено до персонала (каждый должен поставить подпись).

Источник

Согласие на распространение персональных данных: новый документ работодателей

эксперт по трудовому законодательству, преподаватель по трудовому праву

Разберемся, что это за согласие, как его оформлять, чтобы избежать огромных штрафов

Зачем нужен новый документ

В марте этого года в обиходе работодателей появилось понятие «персональные данные, разрешенные для распространения» (Федеральный закон от 30.12.2020 № 519-ФЗ). А вместе с ним и новый документ — согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения. Порядок работы с ним изложен в ст. 10.1 Федерального закона
от 27.07.2006 № 152-ФЗ и Приказе Роскомнадзора от 24.02.2021 № 18. Новый документ призван остановить бесконтрольное использование персональных данных (ПД) граждан третьими лицами.

Читайте также:  Способы хранения информации презентация по информатике

Обратите внимание: согласие на распространение персональных данных — отдельный документ, его нельзя оформлять в совокупности с другими документами.

Что указывать в согласии

Содержание согласия определяется Приказом № 18. В документе обязательно должны быть:

  1. Фамилия, имя, отчество субъекта персональных данных.
  2. Контактная информация субъекта персональных данных: номер телефона, адрес электронной или обычной почты.
  3. Сведения об организации — операторе персональных данных, которому человек предоставляет согласие.

Если оператором выступает юридическое лицо, субъект должен указать наименование организации, адрес из ЕГРЮЛ, ИНН и госномер, если он его знает.

Если ИП — ФИО, ИНН и госномер, если знает.

  1. Сведения об информационных ресурсах оператора, с помощью которых он распространяет персональные данные: наименование протокола — http/https, сервера, домена, имя каталога на сервере и имя файла каталога.

Если вы размещаете сведения на нескольких сайтах, укажите полные адреса всех. Человек должен знать, где будет опубликована информация о нем.

  1. Цель или цели обработки и распространения персональных данных.
  2. Категории и перечень ПД, которые можно распространять. Приказ № 18 предлагает объемный перечень, куда входят ФИО субъекта персональных данных, дата рождения, образование, профессия, доходы и пр. В этот раздел может быть отнесена биометрия, а также все, что ст. 10 и 11 Закона № 152-ФЗ относят к специальной категории ПД: национальность, расовая принадлежность, политические взгляды, религиозные и философские убеждения и пр.

Обратите внимание: сотрудник не обязан давать согласие на распространение всех сведений из списка. Он может установить запрет в отношении любого вида информации.

  1. Категории и перечень персональных данных, которые субъект запрещает распространять. Здесь же указываются условия запрета.

Исключения — информация, которая необходима в рамках действующего законодательства, исполнения требований судебными органами и пр. Здесь никто ограничивать работу с персональными данными не может.

  1. Условия передачи оператором данных:
  • только по внутренним сетям, доступ к которым имеет ограниченный круг сотрудников;
  • по информационно-телекоммуникационным сетям;
  • полный запрет на передачу сведений куда-либо.
  1. Срок действия согласия, который устанавливает сам субъект.

Как получить согласие

Согласие можно получать непосредственно у субъекта в бумажном или электронном формате или через информационную систему Роскомнадзора, которая заработает с 1 марта 2022 года. Приказ о ее создании уже утвержден.

Что делать, если человек отозвал согласие

Если человек передумал, он должен подать оператору, которому предоставлял согласие, требование о прекращении обработки и распространения персональных данных (ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Это может быть любое лицо работодателя: генеральный директор, руководитель или специалист отдела кадров — закон не уточняет.

В требовании должны быть указаны: фамилия, имя, отчество (при наличии), контактная информация (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес), а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.

Требование лучше составить в письменной, а не электронной форме, потому что в уже сложившейся практике электронная форма не всегда принимается в качестве доказательств. Поскольку работодатели только начинают работать с согласиями на распространение ПД, то отдельной практики по этому вопросу ни инспекционной, ни судебной пока нет.

Если работодатель самостоятельно не прекращает распространять информацию в течение трех рабочих дней с момента получения требования, человек может обратиться в суд. Если суд не определил дату прекращения распространения персональных данных, то у организации есть три рабочих дня с момента вступления решения суда в законную силу.

Судебное разбирательство очень неудобно прежде всего для самого субъекта, потому что есть установленные законодательством регламенты и сроки. Рассмотрение претензии может затянуться на месяц или дольше.

За отказ прекратить распространение персональных данных предусмотрена административная ответственность. Ущерб может оказаться существенно больше, чем предполагаемая выгода от распространения.

Читайте также:  По способу определения налоги бывают

Зачем нужна информационная система (ИС) Роскомнадзора

Новая ИС для работы с согласиями на распространение персональных данных откроется
с 1 марта 2022 года (Приказ Роскомнадзора от 21.06.2021 № 106). Система будет аккумулировать следующую информацию:

  • факт предоставления согласия;
  • цели обработки ПД;
  • информационные ресурсы оператора;
  • категории и перечни ПД, которые разрешено распространять;
  • категории и перечни ПД, для которых установлены условия и запреты;
  • перечень условий и запретов, устанавливаемых в отношении персональных данных.

Это будет единая база по всем подписанным и отозванным согласиям, запретам и ограничениям.

Важно! Само согласие и содержащиеся в нем персональные данные не передаются в информационную систему Роскомнадзора, оператору и иным третьим лицам.Чтобы сотрудник мог воспользоваться ИС Роскомнадзора, ему необходимо получить электронную подпись, зарегистрироваться в ИС, ввести в форму согласия свои данные и при желании установить запреты и/или ограничения. Работодатель увидит всю информацию тоже только после регистрации. Подробную инструкцию предлагает Приказ Роскомнадзора № 106, но как на практике выстроится взаимодействие, покажет время.

Какие штрафы ждут работодателей

В последнее время законодатели несколько раз корректировали меру ответственности за нарушения в сфере персональных данных. Последнее изменение — от 27 марта 2021 года: штрафы увеличены почти в два раза, появились статьи за повторные ошибки.

Большинство нарушений подпадает под действие ч. 1 ст. 13.11 КоАП — обработка персональных данных, не соответствующая требованиям законодательства или заявленным целям. К ней относятся ошибки в локальных нормативных актах, в порядке сбора и передачи информации и пр.

  • гражданам от 2 000 до 6 000 руб.;
  • должностным лицам — от 10 000 до 20 000 руб.;
  • юридическим лицам — от 60 000 до 100 000 руб.

Если Роскомнадзор обнаружит, что ситуация повторяется, штраф увеличится более чем в два раза (ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП).

Для согласий на обработку и распространение персональных данных выделена ч. 2 ст. 13.11 КоАП, она касается нарушений в порядке получения документов или их отсутствия. Поэтому внимательно сверяйте свои документы с требованиями законодательства. Согласие на обработку — со ст. 9 Закона № 152-ФЗ, согласие на распространение — со ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ и Приказом № 18.

Обязательно проанализируйте, по всем ли сведениям у вас есть согласие. Чаще всего из поля зрения работодателей выпадают соискатели, совместители, родственники сотрудников и иные третьи лица, чьи данные обрабатываются в организации.

Штрафы за первое нарушение по ч. 2 ст. 13.11 КоАП:

  • гражданам — от 6 000 до 10 000 руб.;
  • должностным лицам — от 20 000 до 40 000 руб.;
  • юридическим лицам — от 30 000 до 150 000 руб.

При повторном нарушении максимальный размер штрафа сейчас может достигать суммы в 500 000 руб. на организацию. Санкции могут применяться к каждому согласию, оформленному с нарушениями или неполученному в установленном порядке, так что ошибки в работе с согласиями на обработку и распространение персональных данных могут обойтись очень дорого.

Но самые суровые части — ч. 8 и 9 ст. 13.11. Они предусматривают наказание за однократные и повторяющиеся нарушения в порядке сбора ПД граждан РФ, их записи, систематизации, хранения, блокировки и уничтожения.

  • Максимальный штраф на организацию по ч. 8 — 6 млн руб., по ч. 9 — 18 млн руб.

Чтобы не выплачивать огромные суммы, сейчас важно получить сами согласия и проверить их содержание. На этот участок работы Роскомнадзор будет обращать внимание в первую очередь.

Если хотите подстраховаться, воспользуйтесь предложением Роскомнадзора: через сайт ведомства отправьте свою форму согласия на проверку. Специалисты проверят ее и дадут свои рекомендации, что исправить и чем дополнить. Для подачи заявки надо авторизоваться через ЕСИА.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Образец согласия на распространение персональных данных 649.1 КБ

Источник

Оцените статью
Разные способы