Способы хранения фруктов 5 класс технология

Презентация по трудовому обучению «Хранение плодов и овощей»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Хранение плодов и овощей Куренцова О.В. учитель трудового обучения

Все способы хранения овощей и фруктов можно разделить на две группы: стационарные и полевые. К стационарным способам относят хранение в подвалах, погребах, ледниках. Под полевым способом понимают хранение урожая в буртах, траншеях и т. д. Подвалы– это помещения, как правило, расположенные ниже уровня поверхности земли. Обычно подвалы можно использовать как хранилище урожая лишь отчасти, так как температура в них недостаточно низкая для того, чтобы обеспечить сохранность плодоовощной продукции. Так, при хранении яблок лучшая температура —1,4–1,8 °C, а груш – от -1,-0,5 до 0–5 °C. Подвалы чаще всего бывают отапливаемые, и температура в них значительно выше. Однако в этих помещениях можно хранить лук и чеснок в сетках, косах, если влажность не превышает допустимой нормы, а температура не выше 20 °C, иначе луковицы истощаются и пересыхают. Несмотря на неподходящие условия, многие пытаются хранить урожай именно в подвале. Однако, вопреки расхожему мнению, что подвал – подходящее для хранения урожая место, использовать его все же не рекомендуется. В противном случае вы можете потерять половину своего урожая. Если подвал достаточно холодный, с хорошей вентиляцией, в нем можно хранить плодоовощную продукцию так же, как и в погребе

Погреба относятся к разряду наземных (уровень пола совпадает с уровнем земли) полузаглубленных (уровень пола заглубляется ниже уровня земли на половину высоты постройки) и заглубленных хранилищ (уровень пола находится ниже уровня земли на высоту постройки). Степень заглубления определяется в первую очередь уровнем залегания грунтовых вод, который должен быть ниже основания сооружения минимум на 2 м. Благодаря тому что хранилище находится ниже поверхности земли, в нем поддерживается постоянная низкая температура и влажность. Простейший погреб представляет собой перекрытый котлован с наклонными стенами, с фундаментом из деревянных пластин или бутового камня. Потолок поддерживают осмоленные, поставленные на фундамент столбы. Стены укрепляют с помощью плетня или другого подходящего материала. Для вентиляции предусматривают вентиляционные трубы (приточные и вытяжные). В погреба закладывают снег и лед. При надежной теплоизоляции становится возможным поддерживать постоянную температуру воздуха около 0 °C. Внутри помещения предусматривают стеллажи, полки, закрома и т. д. Чтобы перекрыть доступ грызунам, отверстия вентиляционных труб закрывают металлической сеткой.

Ледник Ледники представляют собой усовершенствованную разновидность погребов. От последних они отличаются наличием в них льдохранилища. Бывают ледники трех типов: в первые лед загружают сверху, во вторые – сбоку, в третьи – снизу. Обычно льдохранилище набивают снегом и льдом каждый год в конце зимы. Такие ледяные погреба могут быть различной конструкции. Чаще всего это погреб с тамбуром, углубленный в землю. В нем есть отсек, где хранится урожай, и нижний отсек для льда – льдохранилище.

Условия хранения урожая В хранилищах любого типа необходимо правильное соотношение таких факторов, как температура и влажность. Одним из важнейших составляющих условий успешного хранения урожая является такой параметр, как температура хранения. При определении, какой должна быть температура хранения, исходят из возможности плодов, ягод и овощей сохранять свои питательные и пищевые свойства, то есть из лежкости. Так, нижним допустимым температурным пределом воздуха, который окружает картофель и большинство овощной продукции, является 0 °C. Далее происходит промораживание, нарушение клеточной структуры кристаллами льда и порча продукции. Правда, у некоторых овощей этот предел может быть понижен до -2– 3 °C (репа, лук и др.). Верхний предел температуры хранения для большинства плодоовощной продукции не должен превышать 5 °C. При более высокой температуре в плодах и овощах активизируются ростовые процессы, обмен веществ, наблюдается прорастание картофеля и корнеплодов, перезревание плодов с увеличением испарения влаги, что приводит к потере товарных качеств, загниванию и порче урожая. При поддержании оптимальной температуры воздуха в хранилище фрукты и овощи превосходно хранятся, не теряя своих свойств, в течение длительного времени, иногда до 6 месяцев и более. Оптимальные пониженные температуры от 2 до 5 °C обеспечивают отличную сохранность урожая.

Капуста Белокочанная капуста скороспелых и среднеспелых сортов созревает постепенно, и убирают ее, как правило, в несколько приемов. Поздние сорта обычно подлежат однократному сбору, но в любом случае очень важно правильно определить достаточную степень зрелости, от которой зависят сроки уборки урожая. Готовые к уборке кочаны капусты среднеспелых и поздних сортов имеют массу не менее 0,8 кг, ранних – от 0,3 кг и выше. При этом на них должно оставаться несколько плотно прилегающих зеленых листьев (удалять их не следует, поскольку они обладают наиболее высокой устойчивостью к заболеваниям и защищают овощи во время хранения). Если продукция удовлетворяет данным требованиям, значит, она вступила в стадию съемной зрелости и можно приступать к уборке. Лучше всего срезать кочаны в ясную сухую погоду, когда температура воздуха днем составляет 3–8 °C, а ночью – около 0 °C. Правильный выбор срока сбора урожая очень важен, поскольку в том случае, если кочаны срезаны слишком рано, вследствие высокой температуры воздуха они очень плохо охлаждаются, что может привести к массовому развитию заболеваний. Напротив, поздно убранные овощи подвергаются опасности подмораживания, что тоже отрицательно сказывается на их лежкости. Правда, непродолжительные заморозки до 4–5 °C не повредят капусте лежких сортов.

Картофель Для эффективного хранения картофеля очень большое значение имеет его правильная и своевременная уборка. Необходимо верно определить сроки сбора урожая, поскольку как преждевременная, так и запоздалая уборка существенно снижает качество продукции и приводит к большим потерям. Так, недозрелый картофель имеет слаборазвитые, тонкие покровные ткани, в результате чего в высокой степени подвергается механическим повреждениям и плохо хранится. Перезрелые клубни также теряют устойчивость к заболеваниям и утрачивают свои товарные и пищевые качества. Сроки уборки картофеля определяются множеством факторов, среди которых в первую очередь стоит назвать его сортовую принадлежность (скороспелые, среднеспелые или позднеспелые сорта), хозяйственное предназначение посевов (употребление в летнее время, длительное зимнее хранение и др.), а также время посадки (весенние или летние). В зависимости от этих признаков сроки созревания, а следовательно, уборки картофеля могут быть различными. Так, ранние сорта, предназначенные для непосредственного употребления в летние месяцы, обычно выкапывают в конце июня или в начале июля. Затем созревает картофель среднеспелых и поздних сортов. Уборку этих посевов рекомендуется производить в сухую погоду, до наступления постоянных заморозков и в возможно короткие сроки. Низкая температура крайне негативно влияет на качество продукции: установлено, что, если температура почвы на момент уборки не превышает 3 °C, погибает до 80 % урожая. Если же во время сбора имеют место временные ночные заморозки, выкапывать картофель можно только после окончательного оттаивания почвы.

При выкапывании необходимо тщательно следить за тем, чтобы клубни не получали механических повреждений, поскольку их наличие заметно снижает сохраняемость картофеля. Обнаруженные при уборке больные клубни следует немедленно собрать в кучу и удалить с участка. Большинство заболеваний легко передается, что усиливает опасность заражения здоровых клубней, поэтому ни в коем случае нельзя допускать их соприкосновения с больными. После выкапывания картофеля участок боронуют и подбирают оставшиеся клубни. Вслед за этим урожай просушивают, что способствует огрубеванию кожицы и повышает сопротивляемость клубней различным заболеваниям. Доказано, что послеуборочное просушивание в 9 раз сокращает заболеваемость клубней фитофторозом.

Просушенные клубни тщательно сортируют, отделяя землю, остатки растений, больные клубни. Отдельно складываются механически поврежденные и мелкие клубни: они предназначены для немедленного употребления. Если на вашем участке выращивается несколько сортов картофеля, каждый из них следует отсортировать и заложить на хранение отдельно. Сортировка картофеля имеет очень большое значение для его хранения. Если в хранилище, наряду со здоровыми стандартными клубнями, окажутся больные или поврежденные, это может стать причиной развития опасных заболеваний. Земля, растительные остатки и мелкий картофель сильно затрудняют вентиляцию, в результате чего в хранилище постоянно держатся высокая температура и влажность, которые также отрицательно сказываются на сохраняемости клубней.

Морковь, петрушку, репу, сельдерей и другие овощи также нередко хранят в траншеях с переслойкой песком. Сначала закладывают слой корнеплодов, затем пересыпают его чистым влажным песком слоем 5 см и повторяют эту операцию несколько раз. Уложенные таким образом овощи накрывают соломой и землей, но слой укрытия должен быть несколько толще, чем при хранении механически прочных корнеплодов. Все виды корнеплодов успешно хранятся в деревянных ящиках, установленных в траншеях или буртах. На дно сооружения помещают ящики с овощами, присыпая их песком, рыхлой землей или торфом. Разумеется, бурт или траншею в этом случае необходимо оборудовать вентиляцией и обеспечить надежное укрытие.

Читайте также:  Найти способы решения проблем

Лук-репку выкапывают в первой половине августа, когда температура воздуха днем бывает не ниже 20 °C. Не следует запаздывать с уборкой, поскольку при наступлении заморозков лук подмерзает и плохо хранится. Наиболее характерным показателем окончательной зрелости лука является пожелтение и полегание листьев. Луковицы выкапывают из земли вилами или выдергивают за ботву (в случае если почва достаточно рыхлая), а затем раскладывают для просушки. При этом лук дозревает, образует плотно прилегающие сухие чешуйки, его шейка становится сухой и твердой, а листья высыхают. Просушивание является необходимой операцией при уборке и хранении лука, поскольку оно способствует предупреждению развития шейковой гнили, повышает устойчивость овощей ко многим другим заболеваниям и таким образом улучшает их лежкость.

Помидоры Необходимо завершить уборку до начала первых заморозков, когда температура воздуха ночью составляет 10 °C. Уже при 4–5 °C плоды утрачивают лежкость, теряют устойчивость к заболеваниям и при хранении быстро загнивают. Кроме того, зеленые и бурые помидоры в этом случае оказываются неспособны к дозреванию. Перед закладкой на хранение убранный урожай сортируют, разделяя на группы в зависимости от степени зрелости и удаляя больные и поврежденные плоды. Можно хранить помидоры любой степени зрелости, однако зеленые и бурые плоды сохраняют свои вкусовые и товарные качества на 2–3 месяца дольше. При благоприятных условиях в них постепенно происходят процессы дозревания, что значительно продлевает период хранения. Полностью вызревшие помидоры – красные и розовые – могут храниться в течение 1,5 месяцев. Их помещают в холодильник и в процессе хранения поддерживают температуру 1–2 °C и относительную влажность 85–95 %.

Яблоки Плоды разных сортов яблок снимают по мере их созревания. Перед тем как начать снимать плоды с дерева, необходимо определить их зрелость. Существует две стадии съемной зрелости. На начальной стадии они снимаются с небольшим усилием. Место отрыва, как правило, выглядит неровным. У яблок, достигших полной съемной зрелости, черешки легко отделяются от плодовых веточек. Они приобретают характерный для того или иного сорта внешний вид, вкус и аромат, у них уменьшается плотность кожицы и мякоти.

Лучшей тарой для хранения являются ящики. Их выстилают бумагой, затем на дно насыпают стружку слоем 1–2 см, поверх которой кладут еще один слой бумаги. На них одним из описанных выше способов укладывают яблоки таким образом, чтобы верхний слой был на 6-10 мм выше краев ящика. Затем их закрывают бумагой, засыпают слоем стружки и снова укрывают бумагой. Таким образом упаковывают самые спелые, крупные и ровные яблоки. Плоды сортов, подверженных увяданию и загару, перед укладкой в ящик заворачивают в бумагу, пропитанную 0,05 %-ным раствором сорбиновой кислоты. Упакованные таким образом яблоки транспортируют к месту хранения. Хранят их в подвалах или погребах, в которых стараются поддерживать оптимальные условия: температуру, относительную влажность воздуха и состав газовой среды. Оптимальной для хранения яблок считается температура от -2 °C до +4 °C (в зависимости от сорта).

Смородина и крыжовник Черную смородину, в зависимости от упаковки, можно хранить от 1 до 1,5 месяцев.. Смородину начинают убирать после того, как ягоды полностью созреют. Их снимают с кустов в один прием и сразу же помещают в тару для хранения (корзины и т. д.). Оптимальными условиями для хранения является температура воздуха от 0 до -1 °C и относительная влажность воздуха 90 %. При упаковке ягод в герметичные полиэтиленовые пакеты срок хранения можно продлить до 1,5 месяцев.

Красная свекла Чтобы свекла как можно дольше хранилась и оставалась такой же твердой и вкусной, словно ее совсем недавно выкопали, нужно не только обеспечить растениям надлежащий уход, но еще и правильно выбрать время уборки свеклы. Стоит поторопиться, приступив к уборочным работам еще в конце лета, и результатом будут недозрелые корнеплоды, которые не успели в достаточной степени накопить питательных веществ. А если долгое время не вспоминать о свекле, ожидающей своей очереди на грядке, можно пропустить первые заморозки и выкопать подмерзшие корнеплоды, уже непригодные для хранения. И в том, и в другом случае все старания, направленные на выращивание и уход за свеклой, пропадут даром – основная часть урожая окажется загубленной. Вот почему так важно уметь точно определять, когда надо убирать свеклу!

Источник

Конспект и презентация к занятию по кулинарии в 5 классе «Значение овощей, ягод и фруктов в питании человека. Приготовление блюд из овощей, ягод и фруктов».
учебно-методический материал по технологии (5 класс)

Конспект и презентация к занятию по кулинарии 5 класса «Значение овощей, ягод и фруктов в питании человека. Приготовление овощного салата и ягодного киселя» в конце конспекта есть технологические карты для работы по бригадам.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya.doc 83.5 КБ
znachenie_ovoshchey_fruktov_i_yagod_na_sayt.pptx 2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Значение овощей, фруктов и ягод в питании человека. Приготовление салатов из свежих овощей и ягодного киселя»

1. Знакомство со значением овощей, фруктов и ягод в питании человека, правилами сохранения витаминов и минеральных солей в овощах, фруктах и ягодах, правилами приготовления салатов из овощей, правилами оформления блюд, классификацией овощей, этапами механической обработки овощей, видами нарезки овощей, историческими сведениям о некоторых овощах.

2. Формирование первоначальных умений и навыков механической обработки овощей, нарезки овощей, оформления салатов.

1. Развитие творческих способностей при оформлении салатов.

2. Продолжение развития памяти, внимания.

1. Воспитание аккуратности, чувства меры, эстетического вкуса.

2. Воспитание чувства товарищества при работе в бригаде.

I. Дидактические материалы для педагога:

  • Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений». М.: Дрофа, 2004.
  • Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В., Симоненко В.Д. «Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)». М.: Вентана-Граф, 2005.
  • Павлова М.Б., Сасова И.А., Питт Дж., Гуревич М.И. «Технология: учебное пособие для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений». М.: Вентана-Граф, 2004.

2. Плакат «Пищевые вещества».

3. Презентация к занятию.

II. Дидактические материалы для воспитанников:

1. Плакат «Пищевые вещества».

2. Презентация к занятию.

3. Инструкционные карты «Приготовление салата «Овощное ассорти»», «Приготовление ягодного киселя».

4. Рабочая тетрадь и тетрадь для рецептов.

III. Материально-техническое оснащение занятия:

1. Рабочие столы, стулья.

2. Мультимедийный комплекс.

3. Кухонная и столовая посуда, приспособления и инструменты, перечисленные в инструкционных картах.

Структура и ход урока

1. Организационная часть. 1 минута.

  • Подготовка к занятию.
  • Контроль посещаемости.

2. Повторение пройденного материала. 2 минуты.

Учитель интересуется: приготовил ли кто-нибудь родным на завтрак омлет, хорошо ли у них он получился, понравился ли родителям.

3. Изложение нового материала (демонстрация презентации). 25 минут.

  • Сообщение темы урока.
  • Необходимое количество овощей, фруктов и ягод каждый день.
  • Питательные вещества, содержащиеся в овощах, фруктах и ягодах.
  • Разнообразие горячих и холодных блюд из овощей, фруктов и ягод.
  • Правила сохранения витаминов и минеральных солей в овощах, фруктах и ягодах.
  • Классификация овощей.
  • Исторические данные о некоторых овощах.
  • Механическая (первичная) обработка овощей.
  • Формы нарезки овощей.
  • Правила приготовления салатов из овощей.
  • Правила (принципы) оформления блюд.
  • Технологическую последовательность приготовления салатов из сырых овощей.

4. Выполнение практической работы . 55 минут.

  • Текущий инструктаж (Повторение ПББ, СГТ, ОРМ).
  • Выполнение работы по инструкционным картам.
  • Сервировка стола.
  • Дегустация готовых блюд.
  • Мытье посуды и уборка рабочих мест.

5. Подведение итогов. Заключительный момент . 7 минут.

  • Запись рецептов и домашнего задания.
  • Анализ работы учащихся.
  • Выставление оценок.

Конспект занятия (подробный)

5 класс. Раздел «Кулинария»

«Значение овощей, фруктов и ягод в питании человека. Приготовление салатов из свежих овощей и ягодного киселя».

1. Организационная часть.

Учащиеся готовятся к занятиям, учитель отмечает отсутствующих. Подготовка к занятию.

2. Повторение пройденного материала.

Учитель интересуется: приготовил ли кто-нибудь родным на завтрак омлет, хорошо ли у них он получился, понравился ли родителям.

3. Изложение нового материала (демонстрация презентации).

Учитель объявляет тему сегодняшнего занятия, учащиеся записывают тему в тетрадь (Слайд 1 — Тема «Значение овощей, фруктов и ягод в питании человека. Приготовление салатов из свежих овощей и ягодного киселя» ). Рациональное полноценное питание человека невозможно без овощей, фруктов и ягод (слайд 2). Посмотрите, сколько в день должен человек употреблять их по сравнению с другими продуктами (слайд 3).

Рассмотрим знакомый нам плакат «Питательные вещества» (Показать плакат) и определим состав овощей, фруктов и ягод. ( Учащиеся называют питательные вещества, содержащиеся в овощах, фруктах и ягодах и одновременно записывают в тетрадь схему – слайд 4. Состав: белки, углеводы, вода, минеральные соли, сахар, клетчатка, органические кислоты, ароматические вещества, витамины ). Овощи, фрукты и ягоды являются основным поставщиком жизненно необходимых витаминов, минеральных солей, воды и других питательных веществ. Благодаря содержанию сахаров, эфирных масел, витаминов (особенно С) они обладают прекрасным вкусом, ароматом, даже антимикробным действием. Употребление овощей, фруктов и ягод повышает усвояемость белков и углеводов, предупреждает накопление избыточной массы тела.

Из овощей, фруктов и ягод готовят самые разнообразные горячие и холодные блюда (Слайд 5-7). Закуски – салаты (овощные и фруктовые), винегреты; первые блюда – супы (овощные и фруктовые), свекольник, окрошка; вторые блюда – гарниры из картофеля и овощей, овощные котлеты и др.; напитки – овощные и ягодно-фруктовые соки, компоты, кисели; сладкие блюда и десерты – свежие фрукты и ягоды, муссы, желе, суфле, пироги и др. А также из фруктов делают заготовки – варенья, компоты, пюре, джемы, сухофрукты; овощи — солят, квасят, маринуют, консервируют. Большую популярность получили свежезамороженные овощи, фрукты и ягоды. Их можно сделать в домашних условиях, это удобно, поскольку зимой мы можем разнообразить свой рацион, ведь замороженные продукты хранятся 6-9 месяцев и сохраняют все свои полезные вещества (Слайд 8).

Для того чтобы овощи были максимально полезны, необходимо знать некоторые правила сохранения в них витаминов и минеральных солей.

( Учащиеся знакомятся при помощи слайда 6.

Правила сохранения витаминов и минеральных солей в овощах, фруктах и ягодах:

  • Употреблять в свежем виде полезнее.
  • Хранят в темном и прохладном месте.
  • Квашеные и соленые овощи хранить в рассоле.
  • При варке закладывать в кипящую воду.
  • Для салатов варить в кожуре.
  • Варить с закрытой крышкой, на слабом огне.
  • Уровень воды не выше уровня овощей на 1-1,5 см.
  • Соблюдать время варки.
  • Мыть и держать в воде не более 10-15 минут.
  • Размораживать при комнатной температуре однократно.)

Поговорим поподробнее об овощах.

Овощи отличаются большим разнообразием, они различаются по внешнему виду и вкусовым свойствам:

( Учащиеся рассматривают слайды, называют различные овощи и записывают таблицу в тетрадь – слайды 10-21).

Овощи данной группы

Морковь, репа, брюква, свекла, редька, редис, хрен, корневой сельдерей, петрушка, пастернак.

Картофель, батат (сладкий картофель)

Белокочанная, краснокочанная, цветная, кольраби, савойская, брюссельская, китайская, брокколи

Тыква, огурцы, кабачки, патиссоны

Горох, фасоль, бобы, соя, арахис (земляной орех)

Томаты, баклажаны, перец сладкий

Репчатый, лук-порей, лук-батун, чеснок

Салат, кресс-салат, шпинат, щавель

Укроп, сельдерей, петрушка, эстрагон, базилик, тмин, анис, мята перечная, майоран, кориандр (кинза)

Ревень, спаржа, артишок

Все мы любим овощи, но даже не задумываемся, как и где появился тот или иной овощ. Известно, что капусту выращивают с давних времен, с III тысячелетия до н.э. Родина этой овощной культуры – Средиземноморье. Также долго известен и другой овощ – огурец . Место его происхождения – влажные тропические леса Индии. Родиной томата считаются тропические районы Южной и Центральной Америки. В Европе томаты начали выращивать в XVI веке. На территории нашей страны они появились только в XVIII веке. Родиной нашего любимого картофеля – Южная Америка, его употребляют уже 14 тысяч лет. В Европу картофель был завезен в середине XVI века, а в Россию – в конце XVII века Петром I. Сначала крестьяне, не зная, что употреблять надо клубни, ели верхние плоды картофеля, что вело к отравлениям.

Овощам требуется 2 вида обработки: механическая (первичная) и тепловая.

Механическая обработка овощей состоит из последовательных технологических операций: сортировки, мытья, очистки, промывания, нарезки.

( Учащиеся записывают в тетрадь схему – слайд 22 . Механическая обработка овощей: сортировки, мытья, очистки, промывания, нарезки .)

Сортировка необходима для равномерной тепловой обработки, удобства нарезки. Отбираются здоровые овощи, удаляются посторонние примеси, загнившие и побитые овощи. Моют овощи под проточной водой с целью удаления с их поверхности остатков земли, удобрений, возможно ядохимикатов. Если при приготовлении пищи не соблюдать чистоту, то это может привести к заболеваниям, отравлениям. Очищают овощи для того, чтобы удалить части с низкой пищевой ценностью. Для очистки используют ножи или специальные овощечистки. (Слайд 23). Позеленевшие части клубней картофеля содержат ядовитое вещество – соланин, а позеленевшие части моркови горчат, поэтому их необходимо срезать

Затем осуществляют окончательное промывание , при необходимости овощи дочищают.

Далее овощи нарезают. Нарезка способствует более равномерной тепловой обработке овощей, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы овощи были нарезаны одинаково. Кроме того это придает блюдам красивый внешний вид. Для нарезки применяют различные инструменты и приспособления: ножи, терки, овощерезки (слайд 24).

Вспомним правила техники безопасности при работе с режущими инструментами . ( Учащиеся вспоминают, отвечают, проверяют свои знания с записями с лайда 25 :

  • Работать только хорошо заточенным ножом;
  • Пользоваться ножом осторожно;
  • Передавать нож только ручкой вперед;
  • Не поднимать нож высоко над разделочной доской;
  • Соблюдать осторожность при работе с терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие кусочки
  • При нарезке сырых и вареных овощей использовать разделочные доски соответствующей маркировки.)

Существует много форм нарезки овощей. Она зависит от блюда, которое готовишь. Есть блюда, где существуют требования к форме нарезки, например, винегрет принято нарезать кубиками, а овощи на щи брусочками и соломкой.

(Учащиеся рассматривают слайды, называют различные виды нарезки овощей и зарисовывают схему в тетрадь – слайд 26).

Формы нарезки делятся на простую и фигурную (или сложную). К простой форме относят нарезку брусочками, кружочками, ломтиками, дольками, кубиками, кольцами, полукольцами, шашечками, крошкой (слайд 27), к фигурной – звездочками, цветочками, гребешками, шестеренками и др. (слайд 28). Для фигурной нарезки часто используют различные инструменты и приспособления (слайд 29).

Для возбуждения аппетита первым к столу подают салаты . Входящие в состав салата продукты могут быть сырыми, вареными, маринованными, солеными, копчеными и т.п. Салат используют в качестве самостоятельного блюда или в качестве гарнира к мясным и рыбным блюдам. Сегодня вы будете готовить самый полезный салат из сырых овощей. Существуют правила приготовления салатов из овощей ( Учащиеся, опираясь на слайд 30, знакомятся с правилами:

  • Овощи для салата брать свежие, не вялые, не потемневшие.
  • Овощи нарезать в соответствии с формой нарезки для каждого вида салата.
  • Овощи и зелень мыть сырой водой, затем кипяченой.
  • Салаты из свежих овощей готовить непосредственно перед подачей к столу.
  • Все продукты должны пройти первичную обработку, а часть из них еще и тепловую.
  • Нельзя соединять теплые и холодные овощи – салат быстро испортится.
  • Заправлять и украшать салат непосредственно перед подачей к столу.
  • Перемешивать продукты осторожно, чтобы они не мялись.
  • Укладывать салат в салатник горкой.
  • Приготавливать и хранить салаты лучше в стеклянной, керамической или эмалированной посуде.
  • Срок хранения незаправленных салатов в холодильнике не более 12 часов, а заправленных – 6 часов.)

Салаты заправляют по вкусу растительным маслом, сметаной или майонезом. Чтобы разнообразить вкус салатов, в заправки можно добавить сахар, перец, лимонный сок, горчицу, готовые соусы.

Так как салат подают первым, он должен быть красиво и аппетитно оформлен. Есть несколько правила (принципов) оформления блюд ( Учащиеся рассматривают слайды 31-32 и записывают основные правила в тетрадь — слайд 33 ).

Простота : для достижения наилучшего эффекта ограничивайте количество украшений. Некоторые блюда выглядят гораздо лучше в своем натуральном виде.

Оригинальность : тщательно продумайте расположение всех элементов украшения.

Цветовое решение : для достижения наилучшего эффекта прибегайте к контрастным цветовым сочетаниям.

Аккуратность : вырезая из продуктов отдельные части украшений, следите за тем, чтобы срезы были четкими, аккуратными.

Сочетание продуктов : блюдо и украшения, которое дополняет, должны сочетаться друг с другом по вкусу. (Например: лимон с рыбным блюдом, сливки и фрукты)

На основание выше сказанного можно составить технологическую последовательность приготовления салатов из сырых овощей (Учащиеся записывают в тетрадь — слайд 34 :

  • Механическая (первична) обработка овощей.
  • Заправка салата.
  • Оформление блюда).

4. Выполнение практической работы .

Учащимся выдается инструкционные карты на приготовление салатов из сырых овощей и на приготовление ягодного киселя. Каждая бригада готовит свой салат и варит кисель, пользуясь инструкционными картами. Затем они сервируют стол и дегустируют свои блюда.

После дегустации учащиеся моют посуду и убирают рабочие места. Бригадиры отчитываются перед учителем.

5. Подведение итогов. Заключительный момент .

В конце урока ученики записывают в тетрадь рецепты приготовления салатов и киселя, домашнее задание (слайды 35-37):

Принести следующие продукты:

Свекла (отваренная в кожуре) – 200 г. (1-2 шт.)

Морковь (отваренная в кожуре) – 150г. (1-2 шт.)

Картофель (отваренный в кожуре) – 200 г. (2 шт.)

Огурцы соленые или капуста квашеная – 180 г.

Растительное масло или майонез – 90 г. (3 ст.л.)

Горошек консервированный (по желанию) – 1 банка

Соль, сахар — по вкусу.

Не забыть: спец.одежду и полотенце.

Учитель анализирует работу учащихся и выставляет оценки за урок.

Приготовление ягодного киселя

Продукты (1 литр киселя):

Ягоды – 125 г. (1ст.)

Сахар – 125 г. (1\2 ст.)

Крахмал картофельный – 40-50 г.

Кухонная посуда: кастрюля, миска.

Кухонные инструменты и приспособления: сито или дуршлаг, деревянная ложка, пестик, мерный стакан.

Столовая посуда и приборы: стаканы для киселя.

1. Ягоды перебрать, промыть, отжать сок.

2. Выжимки поварить, процедить через сито или дуршлаг.

3. В отвар добавить сахар и кипятить до его растворения.

4. Крахмал развести небольшим количеством холодной воды и осторожно ввести, постоянно помешивая, в кипящий сироп.

5. Влить отжатый сок, помешать и снять с огня.

Обычно поверхность киселя посыпают сахаром и быстро охлаждают. Тогда сохраняется цвет, запах ягод и мало разрушаются витамины.

Приготовление салата «Овощное ассорти»

Продукты (6 порций):

Огурцы свежие -200 г. (2 шт.)

Помидоры – 200 г. (2 шт.)

Перец сладкий – 200 г. (2 шт.)

Салат зеленый – 100-150 г. (несколько листиков)

Зеленый лук – 100 г.

Зелень укропа, петрушки – 50 г.

Кухонная посуда: миски.

Кухонные инструменты и приспособления: дуршлаг, разделочная доска для овощей, кухонные ножи для сырых овощей, ложка.

Столовая посуда и приборы : салатник, порционные тарелки, вилки, ножи.

Часть продуктов оставьте для украшения салата.

1.Очищенные и промытые овощи нарежьте: огурцы, помидоры, перец – тонкими ломтиками, зеленый салат и лук мелко нашинкуйте.

2. Нарезанные овощи посолите, заправьте сметаной и перемешайте.

3. Салат выложите в салатник горкой, украсьте зеленью и вырезанными украшениями из овощей.

В салат можно добавить консервированный горошек, стручковую фасоль или кукурузу.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Значение овощей, фруктов и ягод в питании человека. Приготовление салатов из свежих овощей и ягодного киселя Учитель технологии ГБОУ СОШ № 138 Николаева Ольга Ивановна

Пищевые вещества овощей, фруктов и ягод сахар органические кислоты ароматические вещества клетчатка углеводы витамины минеральные соли белки вода

Блюда из овощей, фруктов и ягод

Сладкие блюда и десерты

Заготовки из овощей, фруктов и ягод

Замороженные овощи, фрукты и ягоды

Правила сохранения витаминов и минеральных солей в овощах, фруктах и ягодах: Употреблять в свежем виде полезнее. Хранят в темном и прохладном месте. Квашеные и соленые овощи хранить в рассоле. При варке закладывать в кипящую воду. Для салатов варить в кожуре. Варить с закрытой крышкой, на слабом огне. Уровень воды не выше уровня овощей на 1-1,5 см. Соблюдать время варки. Мыть и держать в воде не более 10-15 минут. Размораживать при комнатной температуре однократно.

Классификация овощей Группа овощей Овощи данной группы

Классификация овощей Группа овощей Овощи данной группы Корнеплоды Морковь, репа, брюква, свекла, редька, редис, хрен, корневой сельдерей, петрушка, пастернак. Клубнеплоды Картофель, батат (сладкий картофель) Капустные Белокочанная, краснокочанная, цветная, кольраби, савойская, брюссельская, китайская, брокколи Тыквенные Тыква, огурцы, кабачки, патиссоны Бобовые Горох, фасоль, бобы, соя, арахис (земляной орех) Пасленовые Томаты, баклажаны, перец сладкий Луковичные Репчатый, лук-порей, лук-батун, чеснок Листовые Салат, кресс-салат, шпинат, щавель Пряности Укроп, сельдерей, петрушка, эстрагон, базилик, тмин, анис, мята перечная, майоран, кориандр (кинза) Десертные Ревень, спаржа, артишок

Механическая обработка овощей Сортировка Мытье Очистка Промывание Нарезка

Для чистки овощей

Для нарезки овощей

Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами Работать только хорошо заточенным ножом. Пользоваться ножом осторожно. Передавать нож только ручкой вперед. Не поднимать нож высоко над разделочной доской. Соблюдать осторожность при работе с терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие кусочки. При нарезке сырых и вареных овощей использовать разделочные доски соответствующей маркировки.

Формы нарезки овощей Простая Фигурная кубики полу-кольца ломтики дольки брусочки кольца кружки крошка соломка Шесте-ренки Звез-дочки Цве-точки гребешки

Простая нарезка овощей

Фигурная нарезка овощей

Для фигурной нарезки овощей

Правила приготовления салатов из овощей Овощи для салата брать свежие, не вялые, не потемневшие. Овощи нарезать в соответствии с формой нарезки для каждого вида салата. Овощи и зелень мыть сырой водой, затем кипяченой. Салаты из свежих овощей готовить непосредственно перед подачей к столу. Все продукты должны пройти первичную обработку, а часть из них еще и тепловую. Нельзя соединять теплые и холодные овощи – салат быстро испортится. Заправлять и украшать салат непосредственно перед подачей к столу. Перемешивать продукты осторожно, чтобы они не мялись. Укладывать салат в салатник горкой. Приготавливать и хранить салаты лучше в стеклянной, керамической или эмалированной посуде. Срок хранения незаправленных салатов в холодильнике не более 12 часов, а заправленных – 6 часов.

Правила оформления блюд Простота Оригинальность Цветовое решение Аккуратность Сочетание продуктов

Технологическая последовательность приготовления салатов из сырых овощей Механическая (первична) обработка овощей Заправка салата Оформление блюда

Приготовление салата «Овощное ассорти» План работы: Часть продуктов оставьте для украшения салата. Очищенные и промытые овощи нарежьте: огурцы, помидоры, перец – тонкими ломтиками, зеленый салат и лук мелко нашинкуйте. Нарезанные овощи посолите, заправьте сметаной или растительным маслом и перемешайте. Салат выложите в салатник горкой, украсьте зеленью и вырезанными украшениями из овощей. (В салат можно добавить консервиро — ванный горошек, стручковую фасоль или кукурузу).

Приготовление ягодного киселя План работы: Ягоды перебрать, промыть, отжать сок. Выжимки поварить, процедить через сито или дуршлаг. В отвар добавить сахар и кипятить до его растворения. Крахмал развести небольшим количеством холодной воды и осторожно ввести, постоянно помешивая, в кипящий сироп. Влить отжатый сок, помешать и снять с огня. Обычно поверхность киселя посыпают сахаром и быстро охлаждают для сохраняется цвета, запаха и сохранения витаминов.

Домашнее задание Принести следующие продукты: Свекла (отваренная в кожуре) – 200 г. (1-2 шт.) Морковь (отваренная в кожуре) – 150г. (1-2 шт.) Картофель (отваренный в кожуре) – 200 г. (2 шт.) Огурцы соленые или капуста квашеная – 180 г. Лук – 90 г. (1 шт.) Растительное масло или майонез – 90 г. (3 ст.л.) Зелень — 60 г. Горошек консервированный (по желанию) – 1 банка Соль, сахар — по вкусу. Не забыть: спец.одежду и полотенце.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для проверки знаний учащихся 5 класса по теме «Овощи. Приготовление блюд из овощей»

На изучение темы «Кулинария» в 5 классе отводится всего 14 часов. На тему «Блюда из овощей» — 4 часа. При изучении темы большое внимание уделяется рациональному питанию, определению доброкачественност.

Карточка-задание по теме «Технология приготовления блюд из овощей и фруктов.

Дидактический материал по теме » Способы нарезки овощей», раздел «Кулинария» для учащихся 5 класса.

Дидактический материал «Приготовление блюд из овощей и фруктов»

Карточки-задания по теме » Приготовление блюд из овощей и фруктов», раздел «Кулинария» для учащихся 5 класса.

Тест «Технология приготовления блюд из овощей и фруктов».

Урок «Разговор о правильном питании» «Овощи, ягоды и фрукты — витаминные продукты»

Цель: Обобщение знаний детей о многообразии овощей, ягод и фруктов, их значение для организма.

Конспект урока.Тема: «Технология приготовления блюд из овощей и фруктов».

Конспект урока.Тема: «Технология приготовления блюд из овощей и фруктов».

Открытый урок на тему: » Технология приготовления блюд из овощей и фруктов».Презентация.

Открытый урок на тему: » Технология приготовления блюд из овощей и фруктов».Презентация.

Источник

Читайте также:  Диеты как способ здоровья
Оцените статью
Разные способы