- Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
- Определения видов учета
- Общие черты данных видов учета
- Отличительные признаки финансового и управленческого учета
- Классификация затрат по экономическим элементам (примеры)
- Понятие экономического термина «затраты»
- Назначение классификации по экономическим элементам затрат
- Классификация затрат в бухгалтерском учете
- Классификация затрат в налоговом учете
- Итоги
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
Больше материалов по теме «Управленческий учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Все подсистемы учета – финансовая, управленческая и налоговая – взаимосвязаны между собой, неся ту или иную информацию о различных сторонах предпринимательской деятельности. Управленческий учет вкупе с финансовым помогают регистрировать и интерпретировать данные о распределении денежных ресурсов и итогам прибыли и затрат предприятия с тем, чтобы принимать соответствующие решения по управлению.
Дополняя друг друга, эти виды учета не являются тождественными, между ними существуют качественные различия, которые мы и рассмотрим в этой статье.
Определения видов учета
Управленческий учет – вид анализа информации о различных сторонах предпринимательской деятельности, призванный учитывать их качественные характеристики для обеспечения принятия целесообразных управленческих решений.
Финансовый учет – подсистема информационного обеспечения, касающаяся количественной составляющей финансовой стороны деятельности предприятия с целью регистрации и планирования финансовой деятельности.
Общие черты данных видов учета
Используя общую систему получения, фиксации, анализа, обработки и интерпретации информации на предприятии, финансовый и управленческий учет имеют много совместных черт. К нам относятся:
- основной предмет анализа – прибыль и затраты организации;
- главная цель – повышение эффективности и рентабельности деятельности организации;
- общеупотребительные принципы организации учета;
- использование данных из общей учетной системы бизнес-структуры;
- применение результатов учета непосредственно для осуществления руководства предприятием;
- минимизация финансовых рисков на предприятии;
- выявление внутренних финансовых резервов;
- контроль динамики имущественных средств фирмы;
- уточнение целесообразности принимаемых бизнес-решений;
- одинаковое отражение многих операций предпринимательской деятельности.
Отличительные признаки финансового и управленческого учета
Существенные отличия обуславливаются разными основаниями, по которым можно сравнить эти два вида получения, анализа и обработки финансовой информации.
- Респонденты полученных данных. Пользователи, для которых предназначена учетная информация, различны:
- для управленческого анализа – исключительно внутреннее пользование, информация часто составляет содержание коммерческой тайны;
- для финансового анализа – как внутренние, так и внешние пользователи, то есть не только сотрудники предприятия, но и партнеры, заемщики, инвесторы, акционеры, другие контрагенты, а также представители государственных органов контроля.
- Государственное регламентирование. Современные законодательные акты РФ по-разному отражают эти виды учета:
- для управленческого анализа – регламентируется только внутренними нормативными актами предприятия, государственный регламент не предусмотрен;
- для финансового анализа – полностью регулируется законодательными актами Российской Федерации, а именно Федеральным Законом № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», отдельными Положениями по бухучету, инструкциями и указаниями Минфина, Центробанка, Росстата по отдельным его пунктам.
- Обязательность производства: финансовый учет обязателен к проведению в организациях всех видов деятельности и форм собственности, управленческий же – дело добровольное.
- Объект рассмотрения. Учет может охватывать разные объемы объектов анализа:
- управленческий – каждое структурное подразделение в отдельности, поскольку подразумевает разные уровни руководства и принятия решений;
- финансовый – ведется по всей организации в целом.
- Правила регистрации данных обусловлены государственным регламентированием данных способов аналитического подхода к финансам предприятия:
- в управленческом учете – произвольные, устанавливаются руководством фирмы и фиксируются в локальных актах;
- в финансовом учете – строгие, прописанные в государственных нормативных актах и международных отчетных стандартах.
- Периодичность проведения зависит от целей учета:
- управленческий осуществляется по мере практической необходимости, сроки его проведения устанавливаются индивидуально;
- финансовый учет производится со строгой периодичностью, отчетность нужно подавать тогда, когда этого требует государство (обычно это годовой отчет).
- Принятие во внимание затрат на сам учет: любой сбор, анализ, фиксация и обработка информации сами по себе предусматривают определенные расходы как времени, так и средств. Организация по-разному оценивает эти показатели при различных видах учета:
- управленческий учет целесообразен, когда польза от полученной информации перекрывает затраты на сам учет или хотя бы не превышает их;
- финансовый учет необходимо производить, невзирая на его затратные характеристики.
- Объективность информации:
- в управленческом – наряду с точными сведениями и показателями применяется и субъективная информация; наряду с финансовыми данными применяются и другие виды информационных показателей;
- финансовый учет оперирует только объективными данными, поддающимися количественному анализу, то есть исключительно денежными характеристиками;
- Требования к полученным данным также зависят от вида учета:
- управленческий учет требует от информации, в первую очередь, оперативности предоставления, ее полноте и удобной для интерпретации форме;
- финансовый учет ставит в приоритет точность и законодательное соответствие данных.
- Временной фактор говорит о том, информация о каком периоде деятельности берется во внимание:
- управленческий учет, наряду с отражением текущей и завершившейся деятельности, содержит прогнозы и планы на будущее;
- финансовый учет рассматривает только завершенную информацию с целью интерпретации уже свершившихся финансовых процессов.
- Ответственность за информацию по-разному ложится на полномочных представителей того или иного вида учета:
- в управленческом учете за качество информации сотрудники несут только внутреннюю ответственность;
- в финансовом учете искажение фактов наказуемо по закону.
- Выбор методов учета:
- в управленческом – свободный, определяется целесообразностью, удобством и конкретной целью назначаемого учета;
- в финансовом – строго стандартизированный в государственной законодательной документации.
- Структура получаемой информации:
- в управленческом учете структура предоставляемых данных определяется пользовательским запросом;
- в финансовом учете нужно анализировать базисное равенство, которое рассматривает активы предприятия как сумму собственных и заемных средств.
- Отражение данных учета по-разному происходит в документальном сопровождении этого процесса:
- в управленческом учете может быть применена любая удобная руководству система документирования информации;
- финансовый учет предусматривает строгие формы отчетности, в первую очередь отражение всех остатков по счетам из Главной книги.
- Группировка расходов и прибыли: оба вида учета оперируют этими понятиями, но по-разному объединяют фиксируемые финансы:
- управленческий учет соединяет расходы по тем или иным калькуляционным статьям, а доходы – в зависимости от требований конкретного структурного подразделения или вида производимой продукции;
- финансовый учет группирует затраты по их экономическим составляющим, а доходы рассматривает в целом по предприятию (возможно разделение по видам деятельности).
В связи с тем, что все большее количество отечественных предприятий начинают активно использовать международные стандарты учета и документальной отчетности, вопросы организации финансового и управленческого учета становятся особенно актуальными.
Источник
Классификация затрат по экономическим элементам (примеры)
Понятие экономического термина «затраты»
Для начала нам следует разобраться в терминологии, используемой в экономике. Есть термин «затраты» и термин «расходы». В бухгалтерском и налоговом учете используется термин «расходы», термин «затраты» используется чаще в управленческом учете. Сначала дадим определение затратам.
Затраты — это уменьшение средств организации или увеличение ее долговых обязательств ввиду их направления на пополнение собственных ресурсов. Это происходит:
- при приобретении сырья и материалов,
- покупке оборудования,
- выплате вознаграждения за труд,
- плате за потребленные услуги, уплате налогов и т. д.
Происходит уменьшение одного актива и одновременное увеличение другого актива. Если в счет приобретаемых услуг с расчетного счета организации были перечислены денежные средства на расчетный счет поставщика, то происходит уменьшение средств на счете и одновременное увеличение задолженности поставщика, то есть уменьшение одного актива (денежных средств) привело к увеличению другого актива (дебиторской задолженности).
- имеют денежное выражение,
- направлены на выполнение целей и задач организации.
Затраты после их осуществления могут не изменить свои свойства. Например, если покупателем была проведена предоплата в счет будущей поставки материала, то в определенный период времени эти затраты будут иметь вид дебиторской задолженности, т. е. они имеются в наличии и не изменили своего свойства. После получения заказанного материала и использования его в производстве продукции затраты меняют свойство и полностью переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции, т. е. завершаются и приобретают качество истекших затрат.
Такой вид затрат и является расходом организации. В статье будем рассматривать и классифицировать этот вид затрат, в бухгалтерском и налоговом учете именуемый расходами.
Назначение классификации по экономическим элементам затрат
Классификация по экономическим элементам выражается в стоимостном измерении, собирает в группы однородные виды потребленных ресурсов. При этом на данном этапе не происходит распределения расходов на конкретный вид продукции, т. е. расчета себестоимости продукции, а происходит сбор и группировка данных по всем расходам, которые впоследствии будут использоваться при расчете себестоимости продукции, калькулировании ее стоимости.
Группировка затрат по экономическим элементам также необходима при планировании производства, составлении смет расходов, для определения потребности производства в определенных ресурсах. Назначение классификации по экономическим элементам затрат проявляется и при проведении финансового анализа деятельности предприятия.
Пример классификации затрат в разрезе элементов привели эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Классификация затрат в бухгалтерском учете
Правила формирования информации о расходах в бухгалтерском учете изложены в положении по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации», утвержденном приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. Согласно ПБУ 10/99 расходы — это уменьшение экономических выгод организации из-за выбытия ее активов и (или) появление обязательств, вследствие чего происходит уменьшение капитала, кроме уменьшения вкладов по решению собственников. Расходы имеют денежную оценку.
Следующие затраты в бухгалтерском учете не относятся к расходам, а признаются оплатой:
- приобретение основных средств;
- внесение средств в капиталы других организаций;
- перечисления в пользу комитента, принципала по договорам комиссии и агентским договорам;
- предварительная оплата в счет приобретения запасов и (или) услуг;
- погашение кредита, займа.
ПБУ 10/99 подразделяет расходы на две группы:
Основная и самая важная группа расходов — «Расходы по обычным видам деятельности». Это расходы, произведенные при выпуске и продаже продукции, приобретении и продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Эта группа по экономическому содержанию делится на следующие элементы:
Состав материальных расходов в разных отраслях экономики сильно различается. Поэтому для отдельных отраслей разработаны методические указания и нормативные документы, позволяющие правильно классифицировать расходы по элементам. Статьи затрат организация разрабатывает самостоятельно.
К прочим затратам согласно ПБУ 10/99 относятся:
- расходы по предоставлению за плату в пользование активов, прав, или связанные с участием в других организациях, если такой вид деятельности не является основной деятельностью организации. Если такая деятельность основная, то расходы будут относиться к группе «Расходы по обычным видам деятельности»;
- расходы по продаже, выбытию основных средств;
- проценты по кредитам и займам;
- оплата услуг кредитных организаций;
- отчисления в резервные фонды;
- штрафы, пени;
- признанные убытки прошлых лет;
- дебиторская задолженность с истекшим сроком давности;
- курсовые разницы;
- сумма уценки активов;
- перечисление на благотворительность, расходы по проведению культурно-массовых мероприятий;
- прочие расходы.
Классификация затрат в налоговом учете
Для целей налогообложения налогом на прибыль организаций расходы — это обоснованные и документально подтвержденные затраты. В главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ даны правила определения и группировки расходов.
Какие затраты признаются расходами для налога на прибыль, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Путеводитель.
Расходы в налоговом учете, как и в бухгалтерском учете, подразделяются в две основные группы.
Основная группа расходов — «Расходы, связанные с производством и реализацией» — по своему экономическому содержанию подразделяется на подгруппы:
Как видим из схем, в налоговом учете расходы подразделяются примерно так же, как и в бухгалтерском учете, за исключением расходов по отчислению на социальные нужды, которые не выводятся в отдельную подгруппу.
Примеры расходов по подгруппам
1. Материальные расходы:
- сырье и материалы;
- материалы для упаковки, для проведения испытаний, исследований; расходуемые при содержании основных средств;
- инструмент, инвентарь, приборы, спецодежда;
- комплектующие, полуфабрикаты;
- электроэнергия, теплоэнергия, вода, газ;
- услуги производственного характера сторонних организаций и собственных подразделений;
- содержание зданий и сооружений;
- транспортные расходы;
- природоохранные мероприятия:
- потери в пределах норм естественной убыли и технологические потери.
2. Расходы на оплату труда:
- оклады, начисления по тарифным ставкам, по сдельным расценкам;
- премии, надбавки;
- оплата питания, коммунальных услуг в предусмотренных законодательством случаях;
- предоставление форменной одежды;
- начисление среднего заработка за время выполнения гособязанностей;
- отпускные;
- компенсация за неиспользованный отпуск;
- выплаты за выслугу лет;
- компенсации при сокращении, увольнении;
- «северные» надбавки;
- учебные отпуска;
- оплаты вынужденных простоев;
- дополнительные взносы на накопительную пенсию;
- страхование жизни работников на срок не менее пяти лет;
- добровольное медицинское страхование на срок не менее одного года;
- выплаты за вахтовый метод работы;
- начисления за время повышения квалификации;
- донорские;
- по договорам гражданско-правового характера;
- резервы на отпуска и выслугу лет;
- возмещение процентов, уплаченных кредитным организациям при приобретении жилья (в пределах 3% от фонда оплаты труда);
- другие виды начислений, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договором.
3. Суммы начисленной амортизации — суммы отчислений на амортизацию, определяемые в зависимости от выбранного организацией метода начисления.
Как определяется амортизируемое имущество и как рассчитывается амортизация, узнайте в статье «Какой выбрать метод начисления амортизации в налоговом учете?».
4. Прочие расходы:
- налоги и сборы;
- расходы по сертификации;
- комиссионные, портовые, аэродромные сборы;
- подъемные в пределах норм;
- обеспечение пожарной безопасности;
- по соблюдению условий труда и техники безопасности;
- подбор персонала;
- гарантийный ремонт и обслуживание;
- арендные платежи;
- лизинговые платежи;
- содержание служебного транспорта;
- командировочные;
- юридические, аудиторские, консультационные, маркетинговые, бухгалтерские услуги;
- услуги нотариуса;
- услуги по управлению организацией;
- представительские;
- канцтовары, почтовые расходы;
- программы для ЭВМ;
- реклама;
- освоение новых производств;
- использование патентов;
- на социальную защиту инвалидов;
- потери от брака;
- взносы от несчастных случаев;
- выплаты по больничным листам за счет организации;
- вступительные взносы и др. Внереализационными расходами согласно ст. 265 НК РФ являются те обоснованные расходы, образование которых непосредственно не связано с производством и (или) реализацией продукции (товаров, услуг, работ).
Примеры внереализационных расходов:
- расходы по имуществу, переданному в аренду (лизинг), кроме организаций, для которых этот вид деятельности является основным;
- проценты, предъявленные организации по ее долговым обязательствам;
- расходы по выпуску, обслуживанию ценных бумаг;
- отрицательная курсовая разница;
- формирование резерва по сомнительным долгам;
- судебные расходы;
- услуги банков и другие.
Помимо этих группировок, расходы, связанные с производством и реализацией, в налоговом учете подразделяются на прямые и косвенные. Такое распределение имеют организации, определяющие доходы и расходы по методу начисления.
Более подробно о распределении расходов на прямые и косвенные прочтите в статье «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».
Итоги
Классификация расходов позволит провести анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. Группировка расходов имеет важное значение при проведении мероприятий по планированию развития организации. При налогообложении соответствие расходов определенным группам позволит избежать споров с налоговыми органами по расчету налога на прибыль организаций.
Источник