Способы группировки информации экономическом анализе

Экономический анализ хозяйственной деятельности. Ответы на экзаменационные билеты

Книга содержит материал, касающийся таких вопросов экономического анализа, как понятие, роль, задачи, виды, предмет, объект, принципы экономического анализа, планирование, способы и методы аналитической работы. Написанное простым, доступным языком пособие станет помощником студентам при подготовке к экзаменам и людям, интересующимся экономическим анализом хозяйственной деятельности.

Оглавление

  • 1. Понятие, содержание, роль и задачи экономического анализа хозяйственной деятельности
  • 2. Виды экономического анализа хозяйственной деятельности и их классификация
  • 3. Предмет, объекты и принципы экономического анализа хозяйственной деятельности
  • 4. Связь экономического анализа хозяйственной деятельности с другими науками
  • 5. Метод и методика экономического анализа хозяйственной деятельности
  • 6. Методика факторного анализа. Классификация факторов
  • 7. Систематизация факторов. Моделирование взаимосвязей в факторном анализе
  • 8. Способ сравнения и приведения показателей в сопоставимый вид
  • 9. Относительные и средние величины. Способы группировки информации
  • 10. Балансовый и эвристический методы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономический анализ хозяйственной деятельности. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

9. Относительные и средние величины. Способы группировки информации

Экономические явления и процессы выражаются в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели выражают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, объема, стоимости и др.

Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).

Виды относительных величин:

1) относительная величина планового задания — отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году или к среднему его уровню за предыдущие годы;

2) показатель структуры — относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах;

3) относительная величина пространственного сравнения определяется сопоставлением уровней показателей, относящихся к различным объектам, взятым за один и тот же период или на один момент времени;

4) относительная величина выполнения плана — отношение между фактическим и плановым уровнями показателя отчетного года, выраженное в процентах;

5) относительные величины динамики. Определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде. Их называют темпами роста (прироста) и выражают в процентах или коэффициентах. Различают базисные относительные величины динамики и цепные относительные величины динамики;

6) относительные величины координации — соотношение частей целого между собой;

7) относительные величины эффективности — соотношение эффекта с ресурсами или затратами (прибыли на рубль затрат);

8) относительные величины интенсивности Характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в определенной среде;

9) средние величины. Служат для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. Группировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. Классификация группировок.

1. В зависимости от цели анализа:

1) типологические (население по роду деятельности, предприятия по формам собственности и др.);

2) структурные. Позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей;

3) аналитические. Используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков аналитическая группировка может быть качественной или количественной.

2. По сложности построения:

1) простые. С их помощью изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку;

2) комбинированные. Деление изучаемой совокупности сначала по одному признаку, потом по другому.

Методика построения группировок:

1) определение цели анализа;

2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;

4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;

6) анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.

Читайте также:  Информатика история способов кодирования

Источник

1.* Способы группировки информации в экономическом анализе

Особенности использования группировок в статистике и анализе. Содержание типологических и структурных группировок. Аналитические группировки и их роль в экономическом анализе. Алгоритм построения аналитических группировок

Группировка информации — это деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.

Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то в анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.

В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки.

Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства продукции, понижению ее себестоимости и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.

По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы — по другому признаку и т.д. Таким образом могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они позволяют изучать очень разнообразные и сложные взаимосвязи. Но необходимо отметить и их существенный недостаток. Построение таких группировок отличается высокой трудоемкостью, а полученные результаты очень трудно воспринимаются. Поэтому для изучения сложных взаимосвязей лучше такую группировку заменить несколькими простыми.

При построении группировок нужно очень серьезно относиться к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.

Методика построения группировок коротко может быть определена в виде следующего алгоритма:

1) определение цели анализа;

2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;

4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и фактор ным признакам;

6) анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направ ления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.

В случае построения комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пятого пунктов.

В отличие от параллельных рядов сгруппированный материал более наглядно отражает взаимосвязь между изучаемыми явлениями. При группировке индивидуальные величины показателей заменяются среднегрупповыми. В результате этого взаимно погашаются разные случайные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, поэтому взаимосвязь проявляется более четко.

Группировка информации дает возможность изучать зависимость между показателями, более глубоко разобраться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, определить главное, характерное и типичное.

Источник

4.4. Способы группировки информации в экономическом анализе

Широко применяются в АХД группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам.

В зависимости от цели анализа используются типологические, структурные и аналитические (причинно-следственные) группировки.

Примерами типологических группировок является группировка предприятий по организационно-правовым формам хозяйствования, группировка магазинов по уровню рентабельности продаж, группировка населения по роду деятельности и др.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношение их отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по уровню отдельных экономических показателей; состав себестоимости продукции и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов развития предприятий.

Читайте также:  Лайнер комплексная переработка алюминийсодержащего сырья кислотными способами

Аналитические (причинно-следственные) группировки – используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной или количественной.

По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках изучаемая совокупность делится сначала по одному признаку, а затем внутри каждой группы – по другому признаку и т.д. Таким способом могут быть построены многоуровневые группировки, которые позволяют изучать разнообразные и сложные взаимосвязи.

Используя данные таблицы 6, сгруппируем в таблице 8 предприятия по уровню фондовооруженности труда и определим наличие, направление и форму связи между данным фактором и результатом (производительностью труда).

Группировка предприятий по фондовооруженности труда

Группы предприятий по фондовооруженности, млн. руб.

Количество предприятий в группе

Средний уровень фондовооруженности по группе, млн. руб.

Средняя выработка одного работника, млн. руб.

Источник

Способы группировки информации в анализе хозяйственной деятельности

В любом «мыслительном» и «написательном» деле важно не просто собрать максимум полезной и достоверной информации, но и грамотно ее систематизировать и проанализировать. Далеко не всегда удается быстро и просто разобраться в информационном поле, чтобы выявить проблему.

В любом «мыслительном» и «написательном» деле важно не просто собрать максимум полезной и достоверной информации, но и грамотно ее систематизировать и проанализировать. Далеко не всегда удается быстро и просто разобраться в информационном поле, чтобы выявить проблему.

При написании курсовой или дипломной работы студент сначала изучает конкретную тему, а затем выбирает из общей массы ресурсов основополагающие: надежные, проверенные, отражающие конкретные факты в рамках освещаемого вопроса. Далее он преобразует отдельные фрагменты и заимствования в полноценный читабельный текст.

При оценке хозяйственной деятельности предприятия экономисты также пользуются определенной информацией, на основе которой делают выводы, разрабатывают план дальнейших действий, оптимизации и пр. Сегодня мы расскажем, как нужно группировать ресурсы, чтобы получить достойный и правдивый результат.

Что такое группировка информации?

Чтобы студенческая или научно-исследовательская работа, отчет был грамотным, информативным и понятным, необходимо четко структурировать текст, сгруппировать имеющиеся данные так, чтобы подчеркнуть наличие проблемы, обосновать необходимость ее решения и предложить максимально эффективные мероприятия.

Что такое группировка данных?

Группировка ресурсов представляет собой разбиение все материалов на смысловые блоки по конкретному признаку. Такая сортировка информации позволяет детальнее изучить тему с разных сторон собрать доказательную базу, разобраться в вопросе и всех нюансах.

С помощью группировки автору удается выявить определенные закономерности и тенденции, определить показатели или иные аргументы в пользу или против выдвинутой им гипотезы, объективно оценить текущую ситуацию и перспективы развития.

Группировка информации предполагает объединение «тематических» или разных первоисточников по определенному признаку в один «блок» или абзац, проверку материалов на надежность и достоверность (путем сравнения между собой), а затем включение в отчет или проект.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Группировку информации можно представить в виде двух операций:

  • расчленение, когда несколько разных объемных работ делятся на «нужные» и «ненужные» более мелкие (составные) фрагменты, когда автор подбирает базу для своего исследования;
  • объединение, когда фрагменты из разных первоисточников объединяют в один абзац на фоне общих тенденций моментов фактов и пр.

При анализе хозяйственной деятельности предприятия автор должен структурировать план действий, объединив всю информацию согласно выбранной им методике: какие данные пригодны для написания общей характеристики компании, какие необходимы для расчетов определенных показателей, построения графиков и пр.

Виды группировки информации

При проведении анализа хозяйственной деятельности при написании курсовой, дипломной работы или отчета по практике студент может группировать информацию с учетом определенных критериев: экономическая, статистическая, юридическая, внутренняя и внешняя. Если разбиение информации осуществляется по одному конкретному признаку, то такая группировка называется простой. Если же информация разбивается с учетом нескольких критериев, то такое «расчленение» называют комбинированным.

Чаще всего исследователи пользуются комбинированной группировкой, которая позволяет максимально глубоко погрузиться в исследование проблемы.

Какие существуют группировки ресурсов?

Самыми распространенными группировками информации при анализе хозяйственной деятельности предприятия являются:

  • Типологические. Данный вид классификации ресурсов позволяет объединить данные по определенному виду, общности и оценить взаимосвязь отдельных явлений, установить цепь «причина – следствие. Примером данного вида может быть классификация населения по роду деятельности, компании – по форме собственности и пр.
  • Структурные. Эта группировка позволяет расчленить всю информацию об объекте исследования на более мелкие составные части, которые детально опишут отдельные стороны объекта, выявить соотношение «частного» и «общего», оценить «структуру» компании. Например, с помощью данного основания классификации ресурсов можно проанализировать организационную структуру компании, разбить весь штат по полу, возрасту, профессии, зарплате и пр.
  • Аналитические. Данная группировка призвана разбить информацию с учетом причин и следствий, для диагностирования проблемы и определения степени ее воздействия на объект.
Читайте также:  Способы продвижение услуг гостиницы

В зависимости от вида располагаемой информации, исследователь может пользоваться следующими основаниями для классификации:

  • Текстовые данные, когда в анализе доминирует текс: сравнение различных теорий, юридических данных, отзывов и пр.
  • Числовые и табличные, когда необходимо произвести определенные расчеты (подсчитать коэффициенты, проанализировать их динамику и пр.);
  • Графические, которые позволяют с помощью диаграмм, графиков, схем наглядно показать выявленные тенденции и пр.

Важно грамотно скомпоновать указанные виды информации в одной группировке могут присутствовать как отдельная разновидность, так и целая комбинация текст+график или таблица+текст (анализ и вывод).

Рекомендации по группированию информации в ходе проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия

Для начала необходимо собрать максимум информации, которая потребуется для проведения анализа хозяйственной деятельности. Как правило, формированием данного отчета занимаются экономисты, или квалифицированные специалисты с высшим экономическим образованием. Он содержит следующие моменты:

  • общая характеристика организации: здесь необходимо описать, когда было создано предприятие, основные виды деятельности, какую продукцию выпускает, кто является основным заказчиком и поставщиком, целевая аудитория. Для этого достаточно изучить устав организации, отзывы о продукции, изучить ассортимент предлагаемых товаров и услуг и пр. При выполнении данного раздела прибегают к типологической и структурной группировке данных.

Как действовать при проведении АХД предприятия?

  • организационная структура компании: здесь производится анализ структуры компании (административный и рабочий персонал), а также анализ производственной структуры компании с разбиением сотрудников на отдельные категории по определенному признаку: пол, возраст, трудовой стаж, образование, оплата труда и пр. Для написания этой части отчета используют структурную группировку, иногда – аналитическую (например, при оценке производительности труда, выработки, фондоотдачи и пр.).
  • анализ экономической и производственной деятельности на основе конкретной методики. Здесь важно подобрать методику для анализа с учетом располагаемых данных. Как правило, анализ сводится к расчету ряда показателей: ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности использования ресурсов, оборачиваемости рентабельности, риска возникновения банкротства и пр. В данной части отчета используют структурные и аналитические группировки данных.
  • Заключение. Здесь автор излагает выявленные тенденции и доказательную базу, подтверждающую ту или иную проблему закономерность, необходимость перемен.

По мере сбора информации об объекте исследования, выберите подходящую методику анализа (или разработайте ее самостоятельно, комбинируйте показатели и пр.). Далее отсортируйте (сгруппируйте) данные согласно методике: какие материалы пригодятся при выполнении каждого раздела отчета, описании отдельного элемента или фрагмента.

Группировку сведений при выполнении анализа хозяйственной деятельности предприятия можно представить поэтапно:

  1. Сбор данных.
  2. Определение признаков для классификации, ранжирование материалов.
  3. Проведение необходимых операций: расчеты, анализ данных, сравнение с нормативами или данными прошлых лет, выявление динамики и закономерностей и пр.
  4. Анализ полученных результатов.
  5. Вывод.

После группировки данных, проведении всех необходимых мероприятий , автору необходимо грамотно представить полученные результаты. Для этого целесообразно использовать комбинации таблица + текст, график + текст. Притом присутствие текста под любым графическим или табличным материалом – обязательный атрибут, который расшифрует изображение и подведет итог вышесказанному.

Несмотря на то, что группировка информации предполагает объединение данных по тематическим блокам, каждый из них должен быть взаимосвязан с каждым последующим элементом. Текст отчета должен быть читабельным, логичным и последовательным.

Автору предстоит тщательно перепроверить все расчеты, выводы, источники информации. Чтобы получить максимально точные и достоверные результаты, сделать качественные прогнозы и разработать оптимальный план действий по решению проблемы.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Оцените статью
Разные способы