Способы группировки информации ахд

Способы группировки информации в анализе хозяйственной деятельности

В любом «мыслительном» и «написательном» деле важно не просто собрать максимум полезной и достоверной информации, но и грамотно ее систематизировать и проанализировать. Далеко не всегда удается быстро и просто разобраться в информационном поле, чтобы выявить проблему.

В любом «мыслительном» и «написательном» деле важно не просто собрать максимум полезной и достоверной информации, но и грамотно ее систематизировать и проанализировать. Далеко не всегда удается быстро и просто разобраться в информационном поле, чтобы выявить проблему.

При написании курсовой или дипломной работы студент сначала изучает конкретную тему, а затем выбирает из общей массы ресурсов основополагающие: надежные, проверенные, отражающие конкретные факты в рамках освещаемого вопроса. Далее он преобразует отдельные фрагменты и заимствования в полноценный читабельный текст.

При оценке хозяйственной деятельности предприятия экономисты также пользуются определенной информацией, на основе которой делают выводы, разрабатывают план дальнейших действий, оптимизации и пр. Сегодня мы расскажем, как нужно группировать ресурсы, чтобы получить достойный и правдивый результат.

Что такое группировка информации?

Чтобы студенческая или научно-исследовательская работа, отчет был грамотным, информативным и понятным, необходимо четко структурировать текст, сгруппировать имеющиеся данные так, чтобы подчеркнуть наличие проблемы, обосновать необходимость ее решения и предложить максимально эффективные мероприятия.

Что такое группировка данных?

Группировка ресурсов представляет собой разбиение все материалов на смысловые блоки по конкретному признаку. Такая сортировка информации позволяет детальнее изучить тему с разных сторон собрать доказательную базу, разобраться в вопросе и всех нюансах.

С помощью группировки автору удается выявить определенные закономерности и тенденции, определить показатели или иные аргументы в пользу или против выдвинутой им гипотезы, объективно оценить текущую ситуацию и перспективы развития.

Группировка информации предполагает объединение «тематических» или разных первоисточников по определенному признаку в один «блок» или абзац, проверку материалов на надежность и достоверность (путем сравнения между собой), а затем включение в отчет или проект.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Группировку информации можно представить в виде двух операций:

  • расчленение, когда несколько разных объемных работ делятся на «нужные» и «ненужные» более мелкие (составные) фрагменты, когда автор подбирает базу для своего исследования;
  • объединение, когда фрагменты из разных первоисточников объединяют в один абзац на фоне общих тенденций моментов фактов и пр.

При анализе хозяйственной деятельности предприятия автор должен структурировать план действий, объединив всю информацию согласно выбранной им методике: какие данные пригодны для написания общей характеристики компании, какие необходимы для расчетов определенных показателей, построения графиков и пр.

Виды группировки информации

При проведении анализа хозяйственной деятельности при написании курсовой, дипломной работы или отчета по практике студент может группировать информацию с учетом определенных критериев: экономическая, статистическая, юридическая, внутренняя и внешняя. Если разбиение информации осуществляется по одному конкретному признаку, то такая группировка называется простой. Если же информация разбивается с учетом нескольких критериев, то такое «расчленение» называют комбинированным.

Чаще всего исследователи пользуются комбинированной группировкой, которая позволяет максимально глубоко погрузиться в исследование проблемы.

Какие существуют группировки ресурсов?

Читайте также:  Способы существования бактерий при неблагоприятных условиях кратко

Самыми распространенными группировками информации при анализе хозяйственной деятельности предприятия являются:

  • Типологические. Данный вид классификации ресурсов позволяет объединить данные по определенному виду, общности и оценить взаимосвязь отдельных явлений, установить цепь «причина – следствие. Примером данного вида может быть классификация населения по роду деятельности, компании – по форме собственности и пр.
  • Структурные. Эта группировка позволяет расчленить всю информацию об объекте исследования на более мелкие составные части, которые детально опишут отдельные стороны объекта, выявить соотношение «частного» и «общего», оценить «структуру» компании. Например, с помощью данного основания классификации ресурсов можно проанализировать организационную структуру компании, разбить весь штат по полу, возрасту, профессии, зарплате и пр.
  • Аналитические. Данная группировка призвана разбить информацию с учетом причин и следствий, для диагностирования проблемы и определения степени ее воздействия на объект.

В зависимости от вида располагаемой информации, исследователь может пользоваться следующими основаниями для классификации:

  • Текстовые данные, когда в анализе доминирует текс: сравнение различных теорий, юридических данных, отзывов и пр.
  • Числовые и табличные, когда необходимо произвести определенные расчеты (подсчитать коэффициенты, проанализировать их динамику и пр.);
  • Графические, которые позволяют с помощью диаграмм, графиков, схем наглядно показать выявленные тенденции и пр.

Важно грамотно скомпоновать указанные виды информации в одной группировке могут присутствовать как отдельная разновидность, так и целая комбинация текст+график или таблица+текст (анализ и вывод).

Рекомендации по группированию информации в ходе проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия

Для начала необходимо собрать максимум информации, которая потребуется для проведения анализа хозяйственной деятельности. Как правило, формированием данного отчета занимаются экономисты, или квалифицированные специалисты с высшим экономическим образованием. Он содержит следующие моменты:

  • общая характеристика организации: здесь необходимо описать, когда было создано предприятие, основные виды деятельности, какую продукцию выпускает, кто является основным заказчиком и поставщиком, целевая аудитория. Для этого достаточно изучить устав организации, отзывы о продукции, изучить ассортимент предлагаемых товаров и услуг и пр. При выполнении данного раздела прибегают к типологической и структурной группировке данных.

Как действовать при проведении АХД предприятия?

  • организационная структура компании: здесь производится анализ структуры компании (административный и рабочий персонал), а также анализ производственной структуры компании с разбиением сотрудников на отдельные категории по определенному признаку: пол, возраст, трудовой стаж, образование, оплата труда и пр. Для написания этой части отчета используют структурную группировку, иногда – аналитическую (например, при оценке производительности труда, выработки, фондоотдачи и пр.).
  • анализ экономической и производственной деятельности на основе конкретной методики. Здесь важно подобрать методику для анализа с учетом располагаемых данных. Как правило, анализ сводится к расчету ряда показателей: ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности использования ресурсов, оборачиваемости рентабельности, риска возникновения банкротства и пр. В данной части отчета используют структурные и аналитические группировки данных.
  • Заключение. Здесь автор излагает выявленные тенденции и доказательную базу, подтверждающую ту или иную проблему закономерность, необходимость перемен.

По мере сбора информации об объекте исследования, выберите подходящую методику анализа (или разработайте ее самостоятельно, комбинируйте показатели и пр.). Далее отсортируйте (сгруппируйте) данные согласно методике: какие материалы пригодятся при выполнении каждого раздела отчета, описании отдельного элемента или фрагмента.

Группировку сведений при выполнении анализа хозяйственной деятельности предприятия можно представить поэтапно:

  1. Сбор данных.
  2. Определение признаков для классификации, ранжирование материалов.
  3. Проведение необходимых операций: расчеты, анализ данных, сравнение с нормативами или данными прошлых лет, выявление динамики и закономерностей и пр.
  4. Анализ полученных результатов.
  5. Вывод.
Читайте также:  Классификация статистических графиков по способу построения

После группировки данных, проведении всех необходимых мероприятий , автору необходимо грамотно представить полученные результаты. Для этого целесообразно использовать комбинации таблица + текст, график + текст. Притом присутствие текста под любым графическим или табличным материалом – обязательный атрибут, который расшифрует изображение и подведет итог вышесказанному.

Несмотря на то, что группировка информации предполагает объединение данных по тематическим блокам, каждый из них должен быть взаимосвязан с каждым последующим элементом. Текст отчета должен быть читабельным, логичным и последовательным.

Автору предстоит тщательно перепроверить все расчеты, выводы, источники информации. Чтобы получить максимально точные и достоверные результаты, сделать качественные прогнозы и разработать оптимальный план действий по решению проблемы.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

4.4. Способы группировки информации в анализе хозяйственной деятельности

Широкое применение в АХД находит группировка информации деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Если статистика использует это способ для обобщения и типизации явлений, то в анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показан роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.

В зависимости от задач исследования используются типологические, структурные и аналитические группировки.

Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства продукции, снижению ее себестоимости и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.

Методика построения группировок коротко может быть определена в виде следующего алгоритма:

определение цели анализа;

сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;

выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;

анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.

В случае построения комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пятого пунктов.

По данным табл. 4.1 сделаем группировку предприятий по плодородию почвы и определим наличие, направление и форму связи между данным фактором и урожайностью зерновых культур (табл. 4.8).

Источник

Вопрос 4. Способы группировки информации в ахд

Группировка информации деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно одно­родные группы по соответствующим признакам.

В зависимости от задач исследования используются:

— типологические группировки – группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.

— структурные группировки – позволяют изучать внутреннее стро­ение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их по­мощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту; состав предприятий по уровню фондовооруженности, рентабельности, себестоимости и т.д.

— аналитические группировки – использу­ются для определения наличия, направления и формы связи меж­ду изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть каче­ственной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.

Читайте также:  Способы приема пищи активное пассивное искусственное

По сложности построения различают:

— простые группировки – изучается вза­имосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку

— комбинирован­ные группировки – деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы — по другому признаку и т.д.

При построении аналитических группировок нужно очень серь­езно относиться к делению совокупности на группы, выбору коли­чества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.

Методика построения группировок коротко может быть опре­делена в виде алгоритма:

Определение цели анализа

Сбор необходимых данных по всей совокупности объектов

Ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку

Выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы

Определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам

Анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат

В случае построения комбинированных группировок этот алго­ритм расширяется за счет повтора (несколько раз) 4-го и 5-го пунк­тов.

Сделаем группировку предприятий по пло­дородию почвы и определим наличие, направление и форму связи между данным фактором и урожайностью зерновых культур (табл. 5).

Таблица 5 — Группировка хозяйств района по плодородию почвы

Группы предпри­ятий по баллу земли

Количество пред­приятий в группе

Средний балл по группе

Средняя урожайность, ц/га

Вопрос 5. Балансовый способ в ахд

Балансовый способ служит для отражения соотношений, про­порций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономи­ческих показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот способ широко распространен в практике бухгалтерского уче­та и планирования. Определенную роль играет в АХД, в частности широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топ­ливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования.

Определяя, например, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, показывается потребность в трудовых ресурсах, а с другой — их факти­ческое наличие. Для определения платежеспо­собности предприятия составляется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами.

Как вспомогательное средство балансовый метод используется в АХД для проверки правильности определения влияния различ­ных факторов на прирост величины результативного показателя. В детерминированном анализе алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов должна соответствовать величине общего прироста результативного показателя: Yобщ = ∑∆Yхi

Отсутствие такого равенства свидетельствует либо о неполном учете факторов, либо о допущенных ошибках в расчетах.

Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей. Можно встретить модели, построенные на основе товарного баланса, обо­рота стада и др. Например, Он + П = Р + Вк + О. Отсюда Р = Он + П – В — Ок,

где Р — продажа товаров;

Он — остаток товаров на начало года;

П — поступление товаров;

В — другие источники расхода товаров;

Ок — остаток товаров на конец года.

Иногда балансовый способ применяют для определения вели­чины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Например, когда из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего можно определить, вычтя от общего при­роста результативного показателя результат влияния первых двух факторов: Yс = ∆ Yобщ — ∆ Yа — ∆ Yб

Источник

Оцените статью
Разные способы