- Графическое представление процесса
- Визуализация информации
- Готовые работы на аналогичную тему
- Графическое представление процесса
- Графические методы представления статистических данных
- Графические методы представления систем
- Графические информационные модели. Многообразие графических информационных моделей
- Урок 5. Информатика 9 класс ФГОС
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Графические информационные модели. Многообразие графических информационных моделей»
Графическое представление процесса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Графическое представление процесса — это способы визуального отображения исследуемого процесса или системы.
Визуализация информации
Постоянное возрастание объёмов научно-технической информации требует современных методов её трансляции и обработки. Сегодняшний специалист должен обладать качествами, позволяющими оперативно и чётко перерабатывать и транслировать значительные информационные объёмы. Самыми эффективными методами информационной передачи считаются визуальные, то есть информация считывается зрительными органами человека. Владение этими средствами и методами, способность их правильно использовать, является основой графической грамотности специалиста.
Инженерная графика – это специальный язык, при посредстве которого, применяя графическое моделирование, работник может отображать свои инженерные проекты. При этом, язык графики по своей сути интернационален, его способен понять любой технически грамотный специалист. Сегодняшние наука и техника предполагают наличие у специалиста высокого профессионального уровня и способности к визуализации разнообразной информации. Это может быть объяснено тем, что, во-первых, есть естественная потребность людей в зрительных и образных ассоциациях, помогающая более легко усваивать информацию при помощи зрительного образа. А во-вторых, идёт очень быстрое развитие визуальных средств информационной обработки и передачи.
Визуальная грамотность является существенной составной частью профессиональных действий людей во всех сферах познания и производства. В качестве объектов зрительного восприятия могут быть предметы, процессы и явления окружающей действительности, которые возможно разделить и дать их описание в пространственных категориях, категориях движения, формата, текста, цветовой гаммы, яркостных показателей и тому подобное.
Образы, создаваемые на базе визуальных восприятий, имеют большую ассоциативную силу, по сравнению со словами. Зрительные образы обладают очень хорошей пластикой. Данное свойство может проявиться в том, что в образном плане может быть выполнен оперативный переход от общей ситуационной оценки к детальному анализу его компонентов. Есть свидетельства ряда известных учёных о том, зрительная система обладает механизмами, которые обеспечивают зарождение новых образов. Это даёт возможность людям видеть окружающую действительность не только в её реальном существующем обличии, но и то, каким она способна (или обязана) быть. Это значит, что зрительный образ — это необходимое условие, можно даже сказать орудие, мыслительных действий человека. Он связан более конкретно с окружающим людей предметным миром, чем символы и речевые функции.
Готовые работы на аналогичную тему
Графическое представление процесса
Одним из самых важных инструментариев для проекционного моделирования, который служит для создания пространственного представления, является геометрическая интерпретация. В качестве объектов интерпретации могут выступать графические модели в формате комбинационного набора чертежей, схем, текстовых фрагментов, диаграмм и тому подобное. Графические модели подразумевают представление информации как набор средств графического информационного представления:
- Набор различных линий.
- Символьный набор.
- Набор мнемонических знаков, применяемых согласно правилам формирования графических моделей.
Когда воспринимается информация в таком формате, то требуется переход в более значительное по размерности операционное пространство, чем когда воспринимается текст. Уровень точности при сравнении информационного объекта и его модели определяется полнотой сведений об аппарате проецирования, имевшем место при формировании модели. На рисунке ниже изображён один из возможных вариантов классификаций графических моделей:
Рисунок 1. Вариант классификаций графических моделей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Пиктографической моделью называется графическая модель, сформированная с применением условных графических изображений (пиктограмм), которые обозначают предметы, процессы или события.
Идеографической моделью называется графическая модель, которая составлена с применением идеограмм, то есть условных письменных обозначений, отображающих понятия.
Проблема эффективной трансляции и усвоения информации считается самой приоритетной задачей последних нескольких десятков лет. Главным коммуникационным средством в мире в наше время является визуальный формат информационной передачи. Примерно около 85 % информационных данных люди воспринимают именно в визуальном формате. На рисунке ниже представлена схема способов информационного обмена между людьми:
Рисунок 2. Схема способов информационного обмена между людьми. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основным достоинством графического метода информационного обмена в сравнении со звуковым или двигательным, является тот факт, что визуальное восприятие людьми транслируемой информации и формирование ими её мысленного представления выполняется с такой скоростью, что люди считают такой процесс практически мгновенным.
При формировании графической модели следует выполнить оценку конструктивных компонентов, которые могут быть использованы при её создании, их уровень возможностей и диапазон ограничений, а именно набор словарных форм и возможности их синтаксической фразировки. Если смысловое содержание текстовой информации представляется словами, то изображение способно говорить языком форм. К основным формам можно отнести:
- Точку.
- Линию.
- Плоскую геометрическую фигуру.
- Цветовую палитру.
- Текстуру.
Точка теоретически не обладает измерением и лишь может указать местоположение. Линией является одномерный объект, который обозначает направление, движение или протяжённость. Линия используется для отображения маршрута, для задания границ или разделения.
Под фигурой или плоской формой понимается двумерное образование, которое применятся, чтобы обозначить контур, площадь, обрамление.
Цветовая палитра является графической формой, которая отражает цветовую насыщенность.
Текстурой является графическая форма, которая отражает качество организации поверхности объекта.
Источник
Графические методы представления статистических данных
Значение графического метода в анализе и обобщении данных велико. Графическое изображение, прежде всего, позволяет осуществить контроль достоверности статистических показателей, так как, представленные на графике, они более ярко показывают имеющиеся неточности, связанные либо с наличием ошибок наблюдения, либо с сущностью изучаемого явления. С помощью графического изображения возможны изучение закономерностей развития явления, установление существующих взаимосвязей. Простое сопоставление данных не всегда дает возможность уловить наличие причинных зависимостей, в то же время их графическое изображение способствует выявлению причинных связей, в особенности в случае установления первоначальных гипотез, подлежащих затем дальнейшей разработке.
Статистический график – это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. Графический образ – это совокупность точек, линий и фигур, с помощью которых изображаются статистические данные. Вспомогательными элементами графика являются:
Поле графика – это часть плоскости, где расположены графические образы. Поле графика имеет определенные размеры, которые зависят от его назначения.
Пространственные ориентиры графика задаются в виде системы координатных сеток. Система координат необходима для размещения геометрических знаков в поле графика. Используются как прямоугольные, так и полярные системы координат.
Масштабные ориентиры используются для сопоставления графического отображения объекта и его реальных размеров. Задаются масштабные ориентиры системой масштабных шкал или масштабными знаками.
Экспликация графика состоит из объяснения предмета, изображаемого графиком (название), и смыслового значения каждого знака, применяемого на графике.
Статистические графики классифицируют по назначению (содержанию), способу построения и характеру графического образа (рис.1).
Рис.1. Классификация статистических графиков
По способу построения графических образов выделяют:
Диаграммы – графическое изображение статистических данных, наглядно показывающее соотношение между сравниваемыми величинами.
Различают следующие основные виды диаграмм: линейные, столбиковые, полосовые, секторные, квадратные, круговые, фигурные.
Линейные диаграммы применяются для характеристики динамики, т.е. оценки изменения явлений во времени. По оси абсцисс откладываются периоды времени или даты, а по оси ординат – уровни ряда динамики. На одном графике может быть размещено несколько диаграмм, что позволяет сравнивать динамику различных показателей, либо одного показателя по разным регионам или странам.
Рис.2. Динамика объема импорта легковых автомобилей в РФ
за 2006-1кв. 2010г.г.
Столбиковые диаграммы могут быть использованы:
для анализа динамики социально-экономических явлений;
оценки выполнения плана;
характеристики вариации в рядах распределений;
для пространственных сопоставлений (сравнения по территориям, странам, фирмам);
для изучения структуры явлений.
Столбики располагаются вплотную или раздельно на одинаковом расстоянии. Высота столбиков должна быть пропорциональна числовым значениям уровней признака.
Рис.3. Динамика удельного веса Белоруссии в товарообороте РФ со странами СНГ
Для характеристики структуры социально-экономических явлений широко используются секторные диаграммы. Для ее построения круг следует разделить на секторы пропорционально удельному весу частей в общем объеме. Сумма удельных весов равна 100%, что соответствует общему объему изучаемого явления.
Рис.4. Географическое распределение товарооборота РФ со странами СНГ
Полосовые диаграммы состоят из прямоугольников, расположенных горизонтально (полосами).
Иногда для сравнительного анализа по регионам, странам используют диаграммы фигур-знаков (диаграммы геометрических фигур). Данные диаграммы отражают размер изучаемого объекта в соответствии с размером своей площади.
Статистические карты применяются для оценки географического размещения явлений и сравнительного анализа по территориям.
Статистические карты включают картограммы и картодиаграммы. Различие между ними состоит в способах отображения статистических данных на картах.
Картограмма показывает территориальное распределение изучаемого признака по отдельным районам и используется для выявления закономерностей этого распределения. Картограммы делятся на фоновые и точечные. Фоновые картограммы разной густотой цветовой окраски характеризуют интенсивность какого-либо показателя в пределах территориальной единицы. На точечной картограмме уровень выбранного явления изображается с помощью точек.
Картодиаграмма – это сочетание географической карты или ее схемы с диаграммой. Она позволяет отразить специфику каждого района в распределении изучаемого явления, его структурные особенности.
В настоящее время разработаны различные пакеты прикладных программ компьютерной графики, например, Excel, Statgraf, Statistica.
Источник
Графические методы представления систем
К графическим представлениям (рис. 7) относятся любые графики (графики Ганта, диаграммы, гистограммы и т.п.) и возникшие на основе графических отображений теории (теория графов, теория сетевого планирования и управления и т.п.), то есть все то, что позволяет наглядно представить процессы, происходящие в системах, и облегчить таким образом их анализ для человека (лица, принимающего решения).
Рисунок 7 — Графические представления
Графические представления являются удобным средством исследования структур и процессов в сложных системах и решения различного рода организационных вопросов в информационно-управляющих комплексах, в которых необходимо взаимодействие человека и технических устройств (в том числе — ЭВМ).
Широкое применение на практике получила теория сетевого планирования и управления. Удобным средством представления информации различного рода при применении всех групп методов являются графики, диаграммы и другие графические формы. Графически представляют результаты аналитических расчетов, статистические закономерности и т.д.
Для ускорения формализации и анализа сетевых моделей графические представления удобно сочетать с лингвистическими и семиотическими, что позволяет автоматизировать процесс формирования модели.
Для описания систем управления на практике используется ряд вышеуказанных формализованных методов, которые в разной степени обеспечивают изучение функционирования систем во времени, изучение схем управления, состава подразделений, их подчиненности и т.д., с целью создания нормальных условий работы аппарата управления, персонализации и четкого информационного обеспечения управления.
Иначе говоря, обследование системы управления в рамках выбранного метода формализованного описания должно выявить оптимальные варианты построения, организации и функционирования реальной системы.
Применяемые методы формализованного описания систем управления должны способствовать в конечном итоге созданию четких организационных механизмов управления, используемых объектов.
Необходимость создания таких механизмов обусловлена внедрением новых методов хозяйствования, которые требуют как четкой регламентации управления, так и сокращения управленческих расходов.
Как известно, моделирование какого-либо объекта заключается в замене исходного объекта таким объектом (моделью), исследование которого можно провести эффективнее, т.е. легче, доступнее, быстрее, дешевле и т.д.
Существует много разновидностей моделей: графики и таблицы, физические модели, логические и математические выражения, машинные модели, имитационные модели.
Выбор конкретного метода формализованного описания, системы управления зависит от того, в каких условиях осуществляется обследование, какова ответственность исполнителей за принимаемые решения и какова степень регламентации управления в обследуемой организации.
В настоящее время разработано и опробовано целый ряд различных методик обследования и формализованного представления систем управления. Они, как правило, существенно отличаются одна от другой и соответствуют разной глубине исследования и поставленным целям.
Дата добавления: 2015-02-22 ; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав
Источник
Графические информационные модели. Многообразие графических информационных моделей
Урок 5. Информатика 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Графические информационные модели. Многообразие графических информационных моделей»
Графическая информационная модель – это наглядный способ представления объектов и процессов в виде графических изображений. Графические информационные модели являются простейшим видом моделей. С их помощью передаются внешние признаки объекта – размер, форма, цвет. Графические модели несут в себе больше информации, чем словесные.
Для более наглядного и понятного представления информации в графических информационных моделях используются графические изображения (образные элементы), которые могут быть дополнены текстами, числами и символами. Примерами графических информационных моделей являются схемы, карты, чертежи, графики, диаграммы и много другое.
Разберёмся более подробно с каждой из них.
Cхема – это графическое отображение состава и структуры сложной системы. Можно обратиться к ранее рассматриваемому примеру: две электрические схемы соединения переключателей.
Схема последовательного соединения переключателей
Схема параллельного соединения переключателей
На первой представлено последовательное соединение, а на второй – параллельное. Можно заметить, что с помощью схемы легче разбираться с такими задачами, нежели использовать словесное описание. Схемы используются на уроках биологии, истории и так далее.
Следующая графическая информационная модель – чертеж. Чертеж – это условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, получаемое методом моделирования. При построении чертежа используются изображения, числа, текст. С помощью изображений мы получаем представление о форме объекта, с помощью чисел – о размере, с помощью текста – о названии объектов, размерах, в которых выполнены изображения. Примером чертежа является изображение детали перед её изготовлением.
На чертеже изображена деталь в разрезе, чтобы лучше было видно все части, составляющие нашу деталь, присутствуют размеры (числа).
Рассмотрим такую графическую информационную модель как карта. Карта используется для отображения местности в уменьшенном масштабе, которая является для нее объектом моделирования. Например, с помощью карты мы можем узнать сколько километров от Москвы до Санкт-Петербурга, как добраться на метро или автобусе с одного остановочного пункта до другого, где находится Будапешт и много другое. Для различных целей используются разнообразные карты: политическая, географическая, тематическая и другие.
Перейдем к графикам. График – это графическое изображение, которое отображает зависимость одной величины от другой, динамику какого-либо процесса в течение какого-либо периода и много другое.
Например, Максим учится в девятом классе. В течение 8 лет учёбы в школе он получал следующие годовые оценки по математике: первый класс – 5, второй класс – 4, третий класс – 4, четвёртый – 5, пятый – 4, шестой – 3, седьмой – 4, восьмой — 3. Посмотрим, как это можно отобразить на графике. Ось X будет отображать классы с 1 по 8. Ось Y оценки с 1 до 5. Обратите внимание, что в данном графике за единицу будем брать две клеточки.
Расставим точки в соответствии с данными на координатной плоскости и соединим их линиями.
Мы получили необходимый график, с помощью которого можно сделать вывод, что знания Максима по математике ухудшились. Ещё одним примером графика является кардиограмма сердца. Кардиограмма точно определяет в каком ритме бьётся сердце.
Перейдём к диаграммам. Диаграмма – это графическое изображение, которое даёт наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений. Диаграммы бывают нескольких видов, но более подробно мы с ними познакомимся при изучении электронных таблиц.
А сейчас рассмотрим несколько примеров.
Первый: Наша планета состоит из воды и суши. Вода составляет семьдесят процентов от планеты, а суша – тридцать. Изобразим всё это с помощью круговой диаграммы. Нарисуем круг. Он будет изображать планету и соответственно будет равен ста процентам. Затем изобразим семьдесят процентов суши и тридцать процентов воды.
На данной диаграмме мы можем увидеть соотношение воды и суши.
Теперь рассмотрим ещё один пример. Саша тратит на дорогу от дома до школы 10 минут, Таня – 15 минут, Ира – 7 минут и Игорь – 20 минут. Давайте все это изобразим с помощью диаграммы. На оси X напишем имена учащихся, а на оси Y – время, затраченное на дорогу. Затем каждому учащемуся нарисуем столбик по высоте соответствующий времени его пути.
Таким образом мы получили столбчатую диаграмму.
· Графическая информационная модель – это наглядный способ представления объектов и процессов в виде графических изображений.
· Схема – это графическое отображение состава и структуры сложной системы.
· Чертёж – это условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, получаемое методом моделирования.
· График – это графическое изображение, которое отображает зависимость одной величины от другой, динамику какого-либо процесса в течение какого-либо периода и много другое.
· Диаграмма – это графическое изображение, которое дает наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений.
Источник