Графические способы представления информации
статья (5 класс)
Графические способы представления информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
graficheskie_sposoby_predstavleniya_informatsii.docx | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Графические способы представления информации
Цитата Мозг наполненный стоит дешевле, чем мозг обустроенный М. Монтень
Рассмотрим сегодня следующие способы графического представления информации:
- Схема «Фишбоун»
- Кластеры
- Ментальные карты
- Денотатные графы
- Концептуальные схемы (таблицы)
Схема Фишбоун «рыбий скелет»
В случае планирования учебного проекта в голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.
Процедура составления схемы:
- на широком листе бумаги провести горизонтальную стрелку через середину листа; дать название главной стрелке. Это главная (хребтовая) кость схемы;
- от главной кости нарисовать дополнительные «косточки» под углом 45, каждая из них посвящена одной проблеме или группе проблем, подписать каждую из «косточек»; добавить дополнительные «косточки»;
- идеально, если разные части проблемы расположены так, что наиболее важная находится в голове рыбы.
Применение и процедура составления кластеров
Термин «кластер» происходит от английского «cluster» — рой, гроздь, груда, скопление.
В центральное овале располагается ключевое слово, понятие, фраза.
В дополнительных овалах — слова, раскрывающие смысл ключевого.
С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи).
Назначение ментальных карт
Это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. МК можно использовать, чтобы
- «застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей.
- оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга».
Как составить ментальную карту
- Для создания карты используются белые листы бумаги формата А4 или А3
- При создании карты целесообразно использовать цветные шариковые ручки, карандаши или фломастеры (как минимум три цвета)
- Для начала необходимо выделить тему, проблему или предмет для отображения в центре карты (в программе Обучение для будущего – это основополагающий вопрос). Можно использовать пояснительный рисунок
- От центрального изображения проводятся линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова.
- Линии, идущие от слов, раскрывающих главные идеи, должны быть более тонкими.
- Необходимо широко использовать рисунки для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений.
- Сначала следует оформить основные идеи, а затем уже их редактировать, перестраивать карту с тем, чтобы сделать ее более понятной и красивой.
Денотатный граф – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Способ создания денотатного графа:
- Выделение ключевого слова или словосочетания.
- Чередование глагола в графе (глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
- Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — «веточки».
- Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий.
- Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления).
Способ создания концептуальных таблиц
В заголовке таблицы – Основополагающий вопрос
Для анализа проблемы составляется концептуальная таблица. Она помогает определить группы учащихся в проектной работе и наметить направления их исследований. Таблица также может существенно помочь в выборе ключевых словосочетаний для поиска информации в Internet.
Преимущества графических способов представления информации
- с использованием графических схем можно представить весь материал целиком, увидеть выбранную проблему «с высоты птичьего полета»;
- графика помогает наглядно и понятно для учеников представить новый материал;
- когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи (а это полезно и для преподавателя, и для учащихся);
- повышается мотивация, окружающим легче воспринимать новый материал: человеческому мозгу всегда нужны графические образы;
- с использованием схем можно «пораскачивать» свое мышление, сделать его более гибким, подвижным;
- на графической схеме хорошо виден путь от общего к частному (от модуля 1 к модулям 3-6), и обратный путь снизу вверх (от частного к общему от модулей 3-6 к систематизирующему модулю 8).
Источник
Техники (приемы) – графические способы представления информации.
Техники (приемы) – графические способы представления информации.
1.ФГОС: смысловое чтение и работа с текстом (требования)
Выпускник основной школы должен научиться: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст; откликаться на содержание и форму текста; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
2.Причины низкого уровня УУД, связанных с работой с текстом : образовательный процесс ориентирован, главным образом, на формирование репродуктивных характеристик мышления, на уроках редко создаются проблемные ситуации, практически не применяются интерактивные технологии (диалоговые, игровые, задачные, проблемные) учебный материал преподносится как сумма фактов, не подвергающаяся впоследствии критической оценке, поощряется воспроизведение учащимися общепринятых, порой банальных подходов к трактовке философских, научных и нравственных проблем, литературных героев не учитывается проявление детской любознательности, стремление выработать собственную точку зрения по определенному вопросу, желание сформировать способность отстоять ее логическими доводами, использовать исследовательские методы для доказательства согласия/несогласия с решением выявленной проблемы
3. Критическое мышление
Критическое мышление -это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
— Критическое мышление есть мышление самостоятельное: каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.
— Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
— Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
-Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
— Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.
4. В чем нам помогут приемы работы с текстом?
-выделять причинно-следственные связи;
-рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
-отвергать ненужную или неверную информацию;
-понимать, как различные части информации связаны между собой;
-выделять ошибки в рассуждениях;
-делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
-избегать категоричности в утверждениях; 8.быть честным в своих рассуждениях;
-определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
-выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
-уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
-подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
-отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
Кластер –графическая организация/систематизация материала Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда — это наша тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся» — располагаются в определенном порядке.
С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи). Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока
2. Концептуальное колесо
Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащиеся подбирают синонимы к слову (теме), находящихся в ядре понятийного «колеса», и вписывают в секторы колеса. Задание выполняется индивидуально или в группе. Данный приём обогащает лексический запас ученика.
3. Конструктивная таблица (Знаем — Хотим узнать – Узнали)
Данный прием обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями
4. Дерево предсказаний
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий.
5. Денотатный граф
Выделение ключевого слова или словосочетания. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
7. Пирамида рассказа
Этот прием используется при изложении содержания текста или темы . Верхушка пирамиды представляет главного героя или название темы, далее в 2-х словах предлагается описание, в 3-х словах – описать место действия, в 4-х и последующих – основные события и развязку.
Пирамидная история 1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный предмет) 2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества) 3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.) 4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь…) 5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?) 6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?) 7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?) 8. Восемь слов, описывающих решение проблемы. Номер строки обозначает количество слов, вписываемых в «Пирамиду»
2. Императорский, Царскосельский
3. Санкт-Петербург, Царское село, дом
4. Свободолюбие, мировоззрение, творчество, талант
5. Наставники, воспитанники, дружить, думать, спорить
6. Режим, подъем, словесность, классы, уроки, развлечения
7. Первый, выпуск, государственная служба, провести, вместе, родной
8. Пушкин, остался верен, свободолюбивый дух, Лицей, дружба, Отечество Пример «пирамидной» истории
Учащиеся могут предложить свои варианты пометок на полях. Ставить их необходимо всякий раз, как что-то в тексте приковывает внимание по какой-либо причине. Результатам разметки может быть составлена таблица, в которую в виде тезисов заносятся сведения из текста.
9. “Mind-Map” (Карта памяти)
Карта памяти интегрируют изображения, цвета и символы, можно говорить о них как о методе «целостного» мышления.
Советы тем, кто составляет карту памяти.
1.В центре страницы напишите и обведите главную идею.
2.Для каждого ключевого момента проведите расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
3.Для каждого ответвления напишите ключевое слово или фразу, оставив возможность для добавления деталей.
4.Добавляйте символы и иллюстрации.
5.Пишите разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ буквами.
6.Важные идеи записывайте более крупным шрифтом.
7.Придайте карте памяти личностный характер.
8.Подчеркивайте слова и используйте жирные буквы.
9.Проявляйте творческое начало и фантазию.
10.Для выделения определенных элементов или идей используйте линии произвольной формы.
11.При построении карты памяти располагайте лист бумаги горизонтально.
По окончании изучения каждой пройденной темы учениками разрабатываются и защищаются творческие проекты и мини — проекты, создаются коллажи и мультимедийные продукты (отчет по изученной теме, сообщения о дополнительно изученном материале с использованием различных техник, а также кроссворды, тесты, головоломки);
Источник