Графические способы изображения статистических данных
В медицинской практике графические изображения используются для иллюстрации статистических данных, характеризующих показатели здоровья и здравоохранения.
При построении графических изображений необходимо соблюдать следующие требования:
1) данные на графике должны размещаться слева направо или снизу вверх;
2) шкалы на диаграммах должны быть снабжены указателями размеров;
3) изображенные графически величины должны иметь цифровые обозначения на самом графике или в прилагаемой к нему таблице;
4) геометрические знаки, фигуры, краски, штриховки должны быть пояснены;
5) каждый график должен иметь четкое, ясное, по возможности краткое название, отражающее его содержание.
Различают следующие виды графических изображений:
1. Диаграммы — являются способом изображения статистических данных при помощи линий и фигур.
2. Картограммы и картодиаграммы — являются способом отображения территориального распределения статистических показателей с помощью географических карт.
Наиболее распространенным видом графических изображений являются диаграммы, которые по способу построения делятся на:
Линейные диаграммы применяются как при изучении связи между явлениями, так и при характеристике изменений явлений во времени. Они строятся в прямоугольной системе координат: горизонтальной (оси абсцисс – ось х) и вертикальной (оси ординат – ось y). Точка пересечения осей служит началом отсчета.
На оси абсцисс, в избранном масштабе, откладывается время или другие факторные признаки; затем из точек, соответствующих определенным моментам или периодам времени, восстанавливаются ординаты, отражающие размеры изучаемого результативного признака. Вершины ординат соединяются прямыми линиями (рис. 1).
Рисунок 1. Пример линейной диаграммы.
На одном графике может быть одновременно построено несколько линейных диаграмм, что позволяет производить их наглядное сравнение (не рекомендуется строить более 4 диаграмм, так как большее их количество затрудняет восприятие).
Разновидностью линейных диаграмм являются радиальные диаграммы (диаграммы в системе полярных координат). Этот вид диаграмм применяют для изображения сезонных колебаний явлений, имеющих замкнутый циклический характер.
Количество осей соответствует количеству частей, на которые разделен период времени (например, год — при месячном делении года берется 12 осей). За длину радиуса окружности принимается средняя величина, затем на каждой оси откладывается величина, соответствующая уровню явления. Полученные точки соединяются прямыми (рис. 2).
Рисунок 2. Пример радиальной диаграммы.
Плоскостные диаграммы делятся на: столбиковые; пирамидальные; секторные; внутристолбиковые.
Столбиковые — диаграммы, строятся по такому же принципу, как и динамические кривые, но в них вертикально или горизонтально проводимым линиям соответствуют прямоугольники. Эти диаграммы особенно удобны тогда, когда иллюстрируется не динамика явлений, а сравнительная величина их в какой-либо определенный промежуток времени (рис.3).
Рисунок 3. Пример столбиковой диаграммы.
Пирамидальные диаграммы представляют собой столбиковые диаграммы, повернутые основаниями друг к другу, в результате чего столбики расположены горизонтально. Пирамидальные диаграммы часто применяют для изображения возрастно-половой структуры населения (рис. 4).
Рисунок 4. Пример пирамидальной диаграммы.
Секторные диаграммы — представляют собой круг, который принимается за целое (360 о — 100%), а его отдельные секторы соответствуют частям изображаемого явления (рис. 5).
Рисунок 5. Пример секторной диаграммы.
Секторы должны располагаться в порядке их возрастания или убывания по ходу часовой стрелки от 12 часов. Такие диаграммы применяются для иллюстрации экстенсивных показателей.
Внутристолбиковые (полосовые, сложностолбиковые, ленточные) диаграммы представляют собой прямоугольник или квадрат, разделенный на части. При этом длина лент (столбиков) принимается за 100%, а их составные части соответствуют долям явления в процентах. Этот вид диаграмм используют, как правило, для сравнения структуры какого-либо явления (например, заболеваемости) в нескольких коллективах или в одном коллективе за различные периоды времени (рис. 6).
Рисунок 6. Пример внутристолбиковой диаграммы.
Объемные диаграммы. При построении этого вида диаграмм (рис. 7), статистические данные изображают в виде геометрических фигур трех измерений (куб, шар, пирамида).
Рисунок 7. Пример объемной диаграммы.
Фигурные диаграммы. В этом виде диаграмм статистические величины изображаются при помощи фигур-символов, характерных для данного явления (например, больничные койки; вспомогательный транспорт). Для построения диаграммы устанавливается определенный масштаб, например, изображение одной койки соответствует 200 тыс. фактических коек.
Фигурные диаграммы строятся двумя методами:
1) сравниваемые статистические величины изображаются либо фигурами разных размеров (см. на рисунке слева), либо разной численностью фигур одинакового размера (см. на рисунке справа).
При этом обычно пользуются округленными цифровыми данными, поэтому фигурные диаграммы служат, главным образом, для популяризации статистических данных, и используются, обычно для иллюстрации показателей наглядности (рис. 8).
Рисунок 8. Пример фигурной диаграммы.
Картограммой называется географическая карта или ее схема, на которой различной краской или штриховкой изображена степень распространения какого-либо явления на разных участках территории, причем окраска или штриховка делается тем интенсивнее, чем больше распространение изучаемого явления (рис. 9, 10).
Различают:
1) фоновые картограммы – где различия величины статистического показателя в разных районах выражаются особенностью фона, приданного каждой территории. В однотонной — степенью густоты штриховки, в цветной – степенью интенсивности цвета, причем пользуются только одним цветом, но разных оттенков – от самого светлого, до наиболее темного.
Рисунок 9. Пример фоновой картограммы.
2) точечные картограммы – где величина статистического показателя изображается числом точек, размещенных на контурной карте конкретной территории. Каждая точка обозначает некоторое (условное) число единиц данного признака (например, 1000 жителей).
Рисунок 10. Пример точечной картограммы.
Картодиаграммой называется такое графическое изображение, когда на географическую карту или ее схему статистические данные наносятся в виде столбиковых, секторных, фигурных и других диаграмм (рис. 11).
Источник
Графические способы представления информации
статья (5 класс)
Графические способы представления информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
graficheskie_sposoby_predstavleniya_informatsii.docx | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Графические способы представления информации
Цитата Мозг наполненный стоит дешевле, чем мозг обустроенный М. Монтень
Рассмотрим сегодня следующие способы графического представления информации:
- Схема «Фишбоун»
- Кластеры
- Ментальные карты
- Денотатные графы
- Концептуальные схемы (таблицы)
Схема Фишбоун «рыбий скелет»
В случае планирования учебного проекта в голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.
Процедура составления схемы:
- на широком листе бумаги провести горизонтальную стрелку через середину листа; дать название главной стрелке. Это главная (хребтовая) кость схемы;
- от главной кости нарисовать дополнительные «косточки» под углом 45, каждая из них посвящена одной проблеме или группе проблем, подписать каждую из «косточек»; добавить дополнительные «косточки»;
- идеально, если разные части проблемы расположены так, что наиболее важная находится в голове рыбы.
Применение и процедура составления кластеров
Термин «кластер» происходит от английского «cluster» — рой, гроздь, груда, скопление.
В центральное овале располагается ключевое слово, понятие, фраза.
В дополнительных овалах — слова, раскрывающие смысл ключевого.
С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи).
Назначение ментальных карт
Это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. МК можно использовать, чтобы
- «застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей.
- оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга».
Как составить ментальную карту
- Для создания карты используются белые листы бумаги формата А4 или А3
- При создании карты целесообразно использовать цветные шариковые ручки, карандаши или фломастеры (как минимум три цвета)
- Для начала необходимо выделить тему, проблему или предмет для отображения в центре карты (в программе Обучение для будущего – это основополагающий вопрос). Можно использовать пояснительный рисунок
- От центрального изображения проводятся линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова.
- Линии, идущие от слов, раскрывающих главные идеи, должны быть более тонкими.
- Необходимо широко использовать рисунки для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений.
- Сначала следует оформить основные идеи, а затем уже их редактировать, перестраивать карту с тем, чтобы сделать ее более понятной и красивой.
Денотатный граф – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Способ создания денотатного графа:
- Выделение ключевого слова или словосочетания.
- Чередование глагола в графе (глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
- Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — «веточки».
- Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий.
- Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления).
Способ создания концептуальных таблиц
В заголовке таблицы – Основополагающий вопрос
Для анализа проблемы составляется концептуальная таблица. Она помогает определить группы учащихся в проектной работе и наметить направления их исследований. Таблица также может существенно помочь в выборе ключевых словосочетаний для поиска информации в Internet.
Преимущества графических способов представления информации
- с использованием графических схем можно представить весь материал целиком, увидеть выбранную проблему «с высоты птичьего полета»;
- графика помогает наглядно и понятно для учеников представить новый материал;
- когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи (а это полезно и для преподавателя, и для учащихся);
- повышается мотивация, окружающим легче воспринимать новый материал: человеческому мозгу всегда нужны графические образы;
- с использованием схем можно «пораскачивать» свое мышление, сделать его более гибким, подвижным;
- на графической схеме хорошо виден путь от общего к частному (от модуля 1 к модулям 3-6), и обратный путь снизу вверх (от частного к общему от модулей 3-6 к систематизирующему модулю 8).
Источник