Как в России поддерживают семьи
В Российской Федерации права детей регулируются:
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
другими нормативно-правовыми актами.
В мае 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2018–2027 годов в России Десятилетием детства, целью которого является совершенствование госполитики в сфере защиты детей.
Поддержка семей в условиях угрозы распространения коронавируса
По поручению Президента РФ в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции семьи с детьми получат целый ряд мер дополнительной поддержки от государства. Так, предусмотрены:
- дополнительная выплата на детей до трех лет в размере 5 000 рублей за апрель, май и июнь 2020 года на каждого такого ребенка;
- дополнительная разовая выплата в июле на детей до 16 лет в размере 10 тыс. рублей;
- ежемесячная выплата на первого и второго ребенка до трех лет семьям, у которых среднедушевой доход за 12 месяцев меньше двух региональных прожиточных минимумов;
- ежемесячное пособие на детей с трех до семи лет семьям, у которых среднедушевой доход не больше прожиточного минимума по региону;
- один из родителей, признанный безработным, вместе с пособием по безработице получит выплату на каждого несовершеннолетнего ребенка в размере 3000 руб. в месяц в июне-августе.;
- увеличенное пособие по уходу за ребенком до полутора лет для неработающих граждан в размере 6 752 рублей.
Подробнее о выплатах семьям с детьми читайте в нашем материале.
Расширение программы маткапитала
С 1 января выплаты в размере 466 617 рублей смогут получить семьи, где родился первый ребенок. При рождении второго ребенка маткапитал увеличится на 150 тыс. рублей и составит 616 617 рублей, а кроме того, будет ежегодно индексироваться. Также законом сокращаются сроки выдачи сертификата и денег, упрощается сам процесс подачи заявки на маткапитал. Так, ПФР примет решение о выдаче сертификата в течение пяти рабочих дней вместо пятнадцати. Если Пенсионному фонду потребуется уточнить какие‑то сведения, то этот срок может быть продлен до 15 дней (раньше – месяц). Уже через один рабочий день решение станет известно получателю маткапитала. Наконец, семьям не нужно будет собирать пакет документов на получение госуслуги, в том числе подтверждать место своего жительства. Пенсионный фонд будет сам выяснять всю необходимую информацию. Сама программа продлится до 2026 года. Подробно о сути изменений мы рассказывали в нашем разъясняющем материале.
Освобождение выплат в связи с рождением детей от НДФЛ
По закону выплаты в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребенка освобождаются от уплаты НДФЛ. Были внесены изменения в Налоговый кодекс — расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ.
Совместная учеба братьев и сестер
Поправки в законодательство дают детям из одной семьи, проживающим по одному адресу, право преимущественного приема в те школы и детские сады, куда ходят их братья и сестры. Закон направлен на поддержку семей с детьми.
Семья и дети – приоритет
В Конституцию РФ подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».
Источник
Меры государственной поддержки семей с детьми
Сегодня в России отмечается День любви, семьи и верности. Материальная поддержка семей при рождении детей – одно из направлений национального проекта «Демография», на поддержку семей с детьми направлен и целый ряд льгот в пенсионном обеспечении.
Многодетные матери с тремя и четырьмя детьми получили право досрочного выхода на пенсию. Если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста, если четверо детей – на четыре года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений.
Такая возможность предоставлена многодетным матерям новым законом о пенсиях, который вступил в силу с 1 января 2019 года. Раньше возможностью досрочного назначения пенсии в 50 лет могли воспользоваться только женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста.
Время ухода за ребенком до полутора лет включается в стаж, и за этот период начисляются коэффициенты. При этом за период ухода за первым ребенком начисляется 1,8 коэффициента в год, за вторым – 3,6 коэффициента, за третьим и четвертым – 5,4 коэффициента. В целом в стаж по уходу за детьми может быть включенo не более 6 лет.
Трудоспособным родителям и усыновителям, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства 1 группы, назначается ежемесячная выплата, которая с 1 июля 2019 года составляет 10 тысяч рублей. Период ухода включается в стаж, за каждый год начисляется 1,8 пенсионного коэффициента.
Программа материнского (семейного) капитала – еще одна действенная мера поддержки семей с детьми. Размер капитала составляет 453 026 рублей. Действие программы продлено до 31 декабря 20121 года.
Семьи Марий Эл в полной мере получают все гарантированные государством меры социальной поддержки.
От всей души поздравляем жителей республики с праздником, желаем процветания, мира и благополучия каждой семье.
Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием систем аналитики «Яндекс. Метрика» и «Google Analytics», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта . ПОДРОБНЕЕ / СВЕРНУТЬ
Источник
Способы государственной поддержки семей
от 25 августа 2014 года N 1618-р
2. Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить до 1 декабря 2014 года в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 25 августа 2014 года N 1618-р
Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года
I. Общие положения
Государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.
Государственная семейная политика формируется и реализуется как многосубъектная деятельность с участием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, средств массовой информации, а также граждан.
Участие российских семей в реализации государственной семейной политики предполагает их активную роль в партнерстве с властью, бизнесом и общественностью.
Концепция направлена на развитие Основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года N 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики», в новых социально-экономических и политических условиях и является основой для разработки и реализации комплексов мер по реализации государственной семейной политики в субъектах Российской Федерации.
II. Современное положение российской семьи
Современное положение семьи в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные и психологические аспекты жизни семьи.
Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Российской Федерации 40,7 млн. семей состоит из 2 и более человек.
Число супружеских пар, в которых оба супруга моложе 30 лет, составляет 3,1 млн. семей.
Семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, составляют 43 процента общего количества семей (17,3 млн. семей), с двумя несовершеннолетними детьми — 11,4 процента, многодетные семьи — 2,5 процента. В структуре многодетных семей 77 процентов составляют семьи с тремя детьми.
Из всех семей с несовершеннолетними детьми 67 процентов таких семей являются полными семьями, в которых дети проживают с обоими родителями (в 2002 году — 70 процентов).
Наблюдается постепенное снижение доли детей, рожденных вне зарегистрированного брака, в общем числе рождений — с 29 процентов в 2006 году до 23 процентов в 2013 году.
За последние семь лет постепенно улучшается соотношение регистрируемых браков и разводов (в 2006 году на 1000 браков приходилось 576 разводов, в 2013 году — 545 разводов).
В 2013 году по сравнению с 2006 годом более чем на 28 процентов увеличилось число родившихся и составило 1895,8 тыс. детей. Повысилась доля вторых и последующих рождений в общем количестве рождений, суммарный коэффициент рождаемости в 2013 году достиг 1,707.
Позитивным изменениям в демографическом положении страны способствовали следующие факторы:
улучшение общей экономической ситуации в стране;
вхождение в последние годы в репродуктивный возраст многочисленного поколения молодых женщин, рожденных в 80-е годы ХХ века;
реализация принятых в рамках Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года мер, направленных на стимулирование рождаемости, таких, как введение ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим женщинам, увеличение размера пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком работающим женщинам, введение родового сертификата и налоговые льготы;
введение материнского (семейного) капитала, который оценивается экспертами как наиболее существенная мера, повлиявшая на стимулирование рождений вторых и последующих детей. Эффективность программы материнского (семейного) капитала показывает и ее высокая востребованность среди населения, более 5 млн. семей получили государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, из них 50 процентов семей уже воспользовались такими средствами.
Наряду с этим значительную роль в положительных изменениях демографической ситуации сыграли реализуемые программы, направленные на сохранение здоровья граждан.
В рамках реализации в 2008-2012 годах приоритетного национального проекта «Здоровье» в субъектах Российской Федерации построено и оснащено 23 перинатальных центра, на 2013-2016 годы запланировано строительство еще 32 перинатальных центров в 30 субъектах Российской Федерации.
Внедрение комплексных обследований и применение новых алгоритмов диагностики в период беременности позволили достигнуть максимального за последние годы снижения показателя материнской смертности и снизить в 3 раза за последние 30 лет уровень младенческой смертности.
Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась до 70,8 года и достигла своего исторического максимума — у женщин 76,3 года, у мужчин превысила 65 лет. В то же время сохраняется разрыв в продолжительности жизни женщин и мужчин — 11,2 года.
Отмечается ухудшение показателей репродуктивного здоровья женщин. В частности, сохраняется рост онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин, растут случаи женского бесплодия.
Одним из факторов, негативно влияющих на репродуктивное здоровье женщин, остается прерывание беременности.
В последнее время отмечается сохранение стойкой тенденции к снижению числа абортов, в том числе у первобеременных женщин. Характеристика возрастной структуры абортов показывает, что большинство из них приходится на женщин в возрасте 25-29 лет (28 процентов общего числа абортов). Число абортов у девочек в возрасте до 14 лет за последние 5 лет сократилось на 33,6 процента.
Во многом снижению числа абортов способствовала реализация комплекса мероприятий, проводимых в субъектах Российской Федерации, по оказанию женщинам консультативной, медицинской и социально-психологической помощи в случае незапланированной беременности.
В последние годы отмечается рост показателей, отражающих уровень благосостояния населения.
Наблюдается рост реальных денежных доходов населения, за последние 10 лет они выросли в 2,2 раза. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения сократилась с 24,6 процента в 2002 году до 10,7 процента в 2012 году.
Доля семей с детьми в возрасте до 16 лет в общей численности семей с доходами ниже величины прожиточного минимума все еще остается достаточно высокой (62,2 процента).
По оценке экспертов, ухудшение уровня жизни семей, возникающее после рождения детей, возрастает по мере увеличения числа детей в семье и составляет 16 процентов среди полных семей с 1 ребенком, 30 процентов среди полных семей с 2 детьми и 50 процентов среди полных семей с 3 детьми и более.
В целях оказания дополнительной финансовой помощи нуждающимся в поддержке семьям с 2013 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» введена новая мера социальной поддержки семей в виде ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет. В настоящее время такую выплату получают более 168 тыс. семей в 66 субъектах Российской Федерации.
Малоимущим гражданам оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта, размер которой в среднем составляет 34 тыс. рублей. За 2010-2013 годы социальный контракт заключен с 65,6 тыс. малоимущих граждан, имеющих детей.
В целях оказания содействия занятости в 2013 году 13,5 тыс. женщин (в 2012 году — 9,8 тыс. женщин), имеющих малолетних детей, направлены на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.
Повышение уровня жизни семей не может быть достигнуто без комплексной государственной политики, направленной на рост доходов прежде всего от трудовой деятельности.
В связи с этим целесообразно для граждан с высокой семейной нагрузкой развивать формы занятости, позволяющие совмещать работу с выполнением семейных обязанностей, такие, как занятость на условиях неполного рабочего времени, работа по гибкому графику или на дому, а также оказывать поддержку развитию семейного предпринимательства и фермерства. Необходимо создать реальные условия для совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью.
Одной из наиболее важных задач, решение которых влияет на экономическую активность семей, имеющих малолетних детей, является обеспечение доступа к услугам дошкольных образовательных организаций. В целях решения этого вопроса в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в настоящее время принимаются активные меры по ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте от 3 до 7 лет и достижению к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей такой возрастной категории.
В 2013-2014 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по модернизации региональных систем дошкольного образования, включая строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий детских садов, выделены средства в объеме 100 млрд. рублей.
Результатом принятых мер является положительная динамика числа детей, получающих дошкольное образование в различных формах. По состоянию на 1 января 2014 года дошкольное образование получают более 6,3 млн. детей (на 1 января 2013 года — 5,98 млн. детей). Постепенно растет и охват дошкольным образованием детей раннего возраста (в возрасте до 3 лет), на 1 января 2013 года охват детей составлял 1,056 млн. человек, на 1 апреля 2014 года — 1,627 млн. человек.
Вместе с тем, по данным Росстата, число детей, находящихся в очереди на получение места в детском саду, в 2013 году составило 2,7 млн. человек (в 2012 году — 2,4 млн. человек).
Потребность семей в местах в дошкольных образовательных организациях для детей раннего возраста оценивается экспертами как более актуальная и значимая, чем такая потребность для детей старше этого возраста. С целью обеспечения детей местами в группах раннего возраста необходимо не только развивать и поддерживать существующую сеть дошкольных организаций, но и способствовать развитию частных дошкольных образовательных организаций.
Одним из актуальных вопросов в жизнеобеспечении любой семьи является приобретение собственного жилья.
Только четверть граждан проживает в отдельной квартире или доме со всеми коммунальными удобствами, где на одного человека приходится не менее 18 кв. метров. Наиболее нуждающимися в государственной поддержке в вопросе обеспечения жильем являются молодые и многодетные семьи.
Согласно результатам комплексного наблюдения условий жизни населения, проведенного в 2011 году, семьи с детьми в 2,5 раза чаще, чем семьи без детей, испытывают стесненность жилищных условий, семьи, имеющие 3 и более детей, — чаще почти в 4 раза.
В современных условиях, когда не все семьи могут позволить себе приобрести жилье и многим из них необходима финансовая помощь, решением жилищного вопроса должны стать создание дополнительных механизмов стимулирования строительства жилья экономического класса и внедрение инновационных финансовых мер поддержки семей при приобретении жилья самостоятельно.
Трудности, которые испытывает семья, в том числе связанные с экономическими проблемами, нередко приводят к внутрисемейным конфликтам, в результате которых могут оказаться нарушенными права и законные интересы детей.
Важным элементом в преодолении таких ситуаций является предоставление социальных услуг и реализация мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия.
Благодаря своевременно оказанной помощи семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, наметилась позитивная тенденция к сокращению численности детей, родители которых лишены родительских прав (62,8 тыс. — в 2006 году, 40,1 тыс. — в 2013 году), за последние 7 лет на 46 процентов сократилось число детей-сирот, выявляемых в течение года (с 127,1 тыс. в 2006 году до 68,8 тыс. в 2013 году).
В 2013 году увеличилась численность детей, переданных на воспитание в семьи граждан, по сравнению с 2012 годом (в 2013 году — 62,9 тыс. детей, в 2012 году — 61,4 тыс. детей), что рассматривается как положительная динамика на фоне ежегодного снижения этого показателя за предыдущие 5 лет на 10-15 процентов.
За 2006-2013 годы количество государственных и муниципальных образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 32 процента (с 1770 до 1197 организаций), а также численность детей, находящихся в таких организациях, — на 47 процентов (с 123 тыс. до 65,4 тыс. детей).
В конце 2013 года на учете в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, находилось 106,6 тыс. анкет детей (в 2012 году — 119,07 тыс. анкет детей).
Во многом на эти положительные результаты повлияла система материальной поддержки семей, принимающих детей на воспитание.
Однако эффективность экономических мер невозможна без создания в обществе атмосферы приоритета семейно-нравственных ценностей, поддержки и всестороннего укрепления престижа семейного образа жизни.
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2010 году, 97 процентов россиян в качестве главной ценности выделяют семью, 59 процентов граждан выступают за сохранение многопоколенной семьи.
Большая многопоколенная семья в традиционной российской семейной культуре всегда была основным типом семьи, в которой были налажены тесные взаимосвязи между несколькими поколениями родственников.
Воспитательная стратегия в такой семье традиционно была направлена на формирование у младшего поколения духовно-нравственных, этических ценностей и основана на уважении к родителям, а также людям старшего поколения.
Неудовлетворенность браком, семейные конфликты и наличие факторов, обусловливающих социальные риски, могут привести к утрате семейных связей.
По-прежнему имеют место случаи семейно-бытового насилия, а также совершения правонарушений в отношении детей в семье. Согласно последним данным Росстата, преступления в семье совершены в отношении 21,4 тыс. женщин. За неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних ежегодно возбуждается более 2,5 тыс. дел.
В ряде случаев после распада брака отдельные родители, чаще отцы, не исполняют свои обязанности по материальному обеспечению детей и их воспитанию. В настоящее время 2,2 млн. детей, из них 400 тыс. детей из малообеспеченных семей, не получают алименты. На конец 2013 года в службе судебных приставов находилось более 1 млн. исполнительных документов о взыскании алиментных платежей. В отношении лиц, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, возбуждено более 66 тыс. уголовных дел.
Анализ положения семей на современном этапе позволяет сделать вывод о том, что семья в процессе жизнедеятельности может сталкиваться, с одной стороны, с проблемами, связанными с развитием систем здравоохранения, занятости, образования, культуры, положением на рынке жилья и функционированием государственных структур, с другой стороны, с проблемами специфического характера, свойственными конкретной семье.
Решение проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности российских семей, остается в центре внимания государства и побуждает к поиску новых способов их решения.
Источник